Научная статья на тему 'Акмеологические технологии диагностики и активизация личностно-профессионального роста в физкультурном вузе'

Акмеологические технологии диагностики и активизация личностно-профессионального роста в физкультурном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЗРЕЛОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SELF-REALIZATION / SELF-PERFECTION / MATURENESS / SOCIAL INTELLIGENCE / SOCIAL AND PROFESSIONAL THINKING / PROFESSIONALISM / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Александра Вячеславовна, Гудыма Надежда Владимировна

В статье рассматриваются акмеологические технологии как совокупность средств и методов, способствующих профессиональному росту и творческой самостоятельности, а также как формирование социально-профессионального мышления и социального интеллекта, актуальность создания акмеологических технологий в вузах ФиС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES OF DIAGNOSTICS AND ACTIVIZATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH IN SPORTS HIGH SCHOOL

The article scrutinizes acmeological technologies as set of means and methods promoting professional growth and creative independence and also forming social and professional thinking and social intelligence, creation urgency of acmeological technologies in physical culture and sports high school.

Текст научной работы на тему «Акмеологические технологии диагностики и активизация личностно-профессионального роста в физкультурном вузе»

УДК 159.95

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ

© Александра Вячеславовна Наумова

Московская государственная академия физической культуры, г. Москва, Россия, соискатель, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии, e-mail:info@mgafk.ru

© Надежда Владимировна Гудыма Московская государственная академия физической культуры, г. Москва, Россия, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии, e-mail:info@mgafk.ru

В статье рассматриваются акмеологические технологии как совокупность средств и методов, способствующих профессиональному росту и творческой самостоятельности, а также как формирование социально-профессионального мышления и социального интеллекта, актуальность создания ак-меологических технологий в вузах ФиС.

Ключевые слова: самореализация; самосовершенствование; зрелость; социальный интеллект; социально-профессиональное мышление; профессионализм; компетентность.

Акмеологические технологии представляют собой совокупность методов, посредством которых организуется и реализуется движение личности к вершинам самореализации в различных сферах взаимодействия.

Динамика общественных процессов воздействия преобразованной социальной и природной среды на человека делает сегодня особенно опасным любые проявления некомпетентности, ограниченности мышления. В современных условиях реально защищенном в социальном отношении может быть лишь высоко профессионально подготовленный специалист, способный вносить в свою работу что-то новое, продуктивное.

Действительность же такова, что наличие узкопрофессиональных установок и стереотипов профессионального мышления

препятствуют взаимопониманию и интеграции усилий в помощь ученику. К сожалению, нередко можно наблюдать узкую специализацию, отсутствие энциклопедических знаний, эмоциональную глухоту, а порой даже холодное ремесленничество спортивных

тренеров, о чем свидетельствуют результаты Олимпийских игр в Ванкувере.

Что нужно предпринять чтобы ситуация изменилась? Без преувеличения можно сказать, что сегодня любой теоретик и практик педагогики высшей школы, так или иначе, касается этой проблемы. Необходимо развивать социальный интеллект, высокий уровень развития социального мышления личности специалиста ФКиС. Теоретико-методологический аспект развития профессионального

мышления специалиста образования изучается в работах В. Д. Вилькеева, Л.П. Доблаева, Г.И. Железовской, И.Я. Лернера, Н.Л. Криц-кой, В.А. Сластенина, В.Э. Тамарина и др.

Однако, как отмечают исследователи, существуют трудности в разработке и применении психодиагностического инструмента социального мышления. Развитие социально-профессионального мышления студентов не сводится лишь к анализу когнитивных процессов, он предполагает более широкий контекст рассмотрения - контекст, позволяющий увидеть мышление в более общей структуре деятельности личности. Выражение «социально-профессиональное мышление» говорит о его направленности на конкретного человека, группу, социальную и педагогическую среду. И поэтому в разрешении задач повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов может помочь акмеология - наука о закономерностях развития человека, достижения вершин созидательной деятельности, самореализации творческого потенциала [1-3]. Необходимо отметить, что акмеология (от. греч. Акме - пик, острие, вершина, зрелость, лучшая пора, высшая ступень чего-либо) -это новое направление в системе наук о человеке и образовании. Понятие акмеологии впервые было введено в научное знание

Н.А. Рыбниковым в 1928 г. для обозначения науки о развитии зрелых людей. Б.Г. Ананьев положил начало становлению акмеологии как нового раздела возрастной психологии, изучающего более продуктивный период в

жизни человека, когда происходит его творческая самореализация. В современных условиях при решении задач повышения уровня профессиональной подготовки особое внимание уделяется интеллектуальному, нравственному, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности будущего специалиста. Поэтому в реализации обозначенных выше задач ведущую роль и играет акмеология. Предмет данной науки - закономерности развития и саморазвития зрелого человека, развития творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности. В настоящее время уже разработаны акмеографи-ческие описания и первые варианты акмео-грамм, которые находят все большее практическое применение.

Однако на данном этапе совершенствования системы профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту акмеология не нашла должного развития. Хотя выявление условий и факторов, детерминирующих профессиональное становление преподавателя, тренера, позволит целенаправленно и эффективно управлять данным процессом.

Основополагающими категориями ак-меологии на данном этапе ее развития являются «профессионализм» и «компетентность». Движущей силой и источником профессионального саморазвития студента является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Наиболее существенными объективными причинами, порождающими эту потребность, являются объективные и разумные требования, предъявляемые руководителями учебного заведения, деканами, кураторами, студентами, спортсменами и их родителями. Субъективным фактором достижения вершин служит мотивация профессиональной деятельности.

Итак, важный этап в становлении про-фессионализа и компетентности специалиста ФКиС - это период обучения в вузе. Еще обучаясь в институте, студент должен получить четкое представление о сущности труда специалиста, о возможных деформациях и «выгорании», о требованиях к личности тренера ФКиС, о специфических условиях его труда. В этот период происходит накопление системы знаний и умений, которые могут явиться фундаментом, базой для дальнейше-

го самосовершенствования. С учетом данного обстоятельства на кафедре педагогики и психологии МГАФК ведется большая работа по совершенствованию учебного процесса, а также разрабатываются новые подходы и технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту [4-15].

Акмеологические технологии - это система акмеологических, психологических, кадровых, управленческих, экономических, социальных мероприятий, направленных на постоянное повышение профессиональнопроизводственного и индивидуально-личностного уровня компетентности в направлении высокого профессионализма в русле развития потенциала, «акме» личности и способности к самосовершенствованию в профессиональной сфере.

Таким образом, актуальность создания и разработки акмеологических технологий в нашем вузе обусловлена необходимостью развития кадровых, психологических и ак-меологических инноваций, повышения уровня профессиональной компетентности специалистов ФКиС. Следовательно, акмеоло-гические технологии должны быть направлены на осуществление социально-диагностической деятельности которая реализуется на кафедре педагогики и психологии МГАФК на практических и теоретических занятиях со студентами по предмету «Ак-меология ФКиС». Студенты в процессе диагностики начинают объективно оценивать свои знания в данной области, а также научаются отслеживать свои профессиональные умения и навыки, о чем свидетельствует их способность к внутренней рефлексии, публичному обсуждению проблемы и стремлению поиска дополнительных информаций об обсуждаемой проблеме. В настоящее время на своих практических занятиях мы вводим элементы социально-психологических тренингов, что очень приветствуется нашими студентами и что, бесспорно, является одним из мощных составляющих акмеологических технологий и актуализации личностно-профессионального роста. Студент, освоивший основы социально психологического тренинга, легче адаптируется в социальных условиях, т. к. данные техники предусматривают:

- умение управлять своим поведением (мимика, пантомимика);

- умение управлять своим эмоциональным состоянием (создание мажорной обстановки на уроке или тренировочном занятии, снятие излишнего психического напряжения);

- владение техникой речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Для целенаправленного формирования данными техниками создан психологический кабинет, оборудованный современной аудио-, видеотехникой, позволяющий развивать

компоненты различных техник, где на диагностическом этапе активизируются проявления субъектной и нравственно-когнитивной сфер. Активизирующая функция диагностического процесса выступает в качестве «пуска» всего педагогического процесса. Основным условием реализации тренинговых упражнений является «погружение» мыслительной деятельности в предметную среду, акцентирующее внимание студентов на особенностях профессиональной деятельности, нравственного смысла труда тренера, преподавателя физической культуры и спорта.

Ответственность специалиста по физической культуре и спорту, связанная с формированием физического и духовного здоровья подрастающего поколения, требует не только знания основ профессиональной деятельности, но и особого отношения к педагогическому процессу, проявляющегося в позиции педагога. Занятия физической культурой и спортом должны сопровождаться положительными эмоциями, выражаемыми радостью, эмоциональным удовлетворением занимающихся. Однако столь благотворное влияние физической культуры и спорта возможно только в условиях актуального лич-ностно ориентированного подхода в практической деятельности специалиста данной сферы и, следовательно, проявления гуманистической педагогической позиции.

1. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества специалистов образования. М., 2001.

2. Кузьмина Н. В. Методы акмеологического исследования. М., 2002.

3. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 2002.

4. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта II Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995. С. 85-i08.

5. Акмеология I под ред. проф. А.А. Деркача. М., 2002.

6. Акмеология I под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2004.

7. Акмеология I под общ. ред. А.А. Деркача. М., 200б.

8. Акмеологический словарь I под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2004.

9. Акмеологическая диагностика I под ред. проф. А.А. Деркача, Ю.В. Синягина. М., 2007.

10. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в ак-меологию. Калуга, 200i.

Її. Базилевич Т.Ф. Проблема тестов в психологии и дифференциальной акмеологии I под ред. проф. А.А. Деркача. М., 200б.

12. Горобец Т.Н. Основы коррекционной акмеологии I под общ. ред. проф.А.А. Деркача. М., 2007.

13. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.

14. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 2: Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000.

15. Степнова Л. А., Краснов И. З. Организация акмеологической службы в системе информационной безопасности на предприятии II Акмеология. 2007. № 2. С. б8-78.

Поступила в редакцию б. 12.2010 г.

UDC 159.95

ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES OF DIAGNOSTICS AND ACTIVIZATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH IN SPORTS HIGH SCHOOL

Aleksandra Vyacheslavovna Naumova, Moscow State Academy of Physical Culture, Moscow, Russia, Competitor, Senior Lecturer of Pedagogics and Psychology Department, e-mail:info@mgafk.ru

Nadezhda Vladimirovna Gudyma, Moscow State Academy of Physical Culture, Moscow, Russia, Senior Lecturer of Pedagogics and Psychology Department, e-mail:info@mgafk.ru

The article scrutinizes acmeological technologies as set of means and methods promoting professional growth and creative independence and also forming social and professional thinking and social intelligence, creation urgency of acmeological technologies in physical culture and sports high school.

Key words: self-realization; self-perfection; matureness; social intelligence; social and professional thinking; professionalism; competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.