Научная статья на тему 'О возможностях использования преподавателем вуза акмеографического метода в работе с выпускниками'

О возможностях использования преподавателем вуза акмеографического метода в работе с выпускниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / ACMEOGRAPHIC METHOD / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / АКМЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / EDUCATIONAL COMMUNITY / ACMEOGRAPHY / ACMEOGRAPHIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобришева Людмила Семёновна, Терских Любовь Александровна

В статье рассмотрены возможности применения акмеолографического метода преподавателем вуза в работе с выпускниками. Обозначено положение об изменении социально-культурной ситуации в мире в целом, связанной с трансформацией видов коммуникации и принципов взаимодействия, формированием глобальной медиасреды. Определены основные факторы, способствующие формированию знаний, умений и навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий, способности и готовности использовать их в профессиональной деятельности. Показано, что акмеография помогает спрогнозировать результат профессиональной деятельности преподавателя; современные тенденции в образовании способствуют становлению акмеологической компетентности выпускника, формируют его информационно-аналитическую компетентность; стремление и готовность к решению профессиональных задач с помощью информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON POSSIBILITIES OF ACMEOGRAPHIC METHOD APPLICATION BY UNIVERSITY LECTURERS IN THEIR WORK WITH GRADUATES

The article considers possibilities of application of acmeographic method by university lecturers in their work with graduates. The provision on changes of socio-cultural situation in the world as a whole connected with transformation of communication types and cooperation principles, development of global media environment was specified. The main factors facilitating development of expertise, knowledge and skills in the field of information and communication technologies, abilities and readiness to use them in professional activity were defined. It is shown that acmeography helps to forecast the result of professional activity of a lecturer; modern trends in education contribute to formation of acmeological competence of graduates and develop their information-analytical competence; striving and readiness for resolution of professional tasks using information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «О возможностях использования преподавателем вуза акмеографического метода в работе с выпускниками»

УДК 159.9

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ВУЗА АКМЕОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ВЫПУСКНИКАМИ

Бобришева Людмила Семёновна — аспирант кафедры государственной службы, администрирования и управления Института истории международных отношений и социально-политических наук Луганского Национального университета имени Тараса Шевченко; ул. Оборонная, 2, г. Луганск, Луганская Народная Республика; e-mail: [email protected]

Терских Любовь Александровна — доцент кафедры государственной службы, администрирования и управления Института истории международных отношений и социально-политических наук Луганского Национального университета имени Тараса Шевченко; ул. Оборонная, 2, г. Луганск, Луганская Народная Республика; e-mail: [email protected]

При желании выпускник может самостоятельно увеличивать профессиональные, информационные, общекультурные и другие знания, востребованные жизнью. Подготовка специалистов, обладающих сформированными информационно-коммуникационными компетенциями, — это задача не только преподавателя информационных технологий, но и всех педагогов, обучающих студента в любой области знаний. Поэтому сегодня необходимо готовить специалистов с учётом рынка труда, а сам преподаватель должен обладать высоким уровнем квалификации, иметь творческий подход, обладать способностью применять новые педагогические техно-

логии, не ограничиваясь только трансляцией знаний.

Комплексное, многомерное, сущностное изменение психики человека, достижение некой вершины — «акме» основано на идее саморазвития и самоорганизации, предполагает создание условий для максимально эффективного использования человеком своего потенциала в социально приемлемой форме на благо самого себя и общества.

Акмеология, которой посвятили свои труды А.А. Деркач, А.А. Бодалёв, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Руд-кевич [1-4], исследует закономерности психического развития взрослого человека в период его физической, интеллектуальной и нравственной зрелос-

ти — в возрасте от 18 до 60 лет. Для большинства людей это период выбора профессии, её освоения и достижения вершин профессионализма.

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме нашего исследования свидетельствует о том, что в настоящее время образование столкнулось с двумя достаточно трудными и неоднозначно решаемыми исследователями задачами: определение содержания понятия ключевых компетенций и выявление оснований их разграничения и классификации.

Основной разработчик компетенций Г. Халаж На^2) рассматривает их формулирование как ответ на вызовы, стоящие перед Европой: сохранение демократического открытого общества, мультилингвизм, мультикультура, новые требования рынка труда, развитие комплексных организаций, экономические изменения и др. Вне зависимости от основания классификации ключевых компетенций, информационная компетенция является инвариантной в существующих на сегодняшний день российских и зарубежных программах, посвящённых компетентностному подходу в образовании. В широком смысле она формулируется, как правило, как ответ на вызов XXI века, то есть как компетенция, которой «должны быть оснащены молодые европейцы» [24]. По мнению И.А. Зимней, информационная компетенция студентов, как цель и результат высшего профессионального образования, должна быть ориентирована на подготовку их к полноценной жизнедеятельности в информационном обществе, то есть её содержание должно формироваться

РЕЗЮМЕ

В статье рассмотрены возможности применения акмеолографи-ческого метода преподавателем вуза в работе с выпускниками. Обозначено положение об изменении социально-культурной ситуации в мире в целом, связанной с трансформацией видов коммуникации и принципов взаимодействия, формированием глобальной медиасреды. Определены основные факторы, способствующие формированию знаний, умений и навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий, способности и готовности использовать их в профессиональной деятельности. Показано, что акмеография помогает спрогнозировать результат профессиональной деятельности преподавателя; современные тенденции в образовании способствуют становлению акмеологической компетентности выпускника, формируют его информационно-аналитическую компетентность; стремление и готовность к решению профессиональных задач с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: акмеографический метод, информационная компетентность, акмеографическая компетентность, информационное общество, образовательное сообщество.

в соответствии с социальным заказом, обусловленным потребностями рынка труда, общества, семьи, личности [5]. Поэтому необходим анализ общих закономерностей становления и тенденций развития информационной цивилизации с целью выработки стратегии, позволяющей образовательному сообществу определить не только пути и способы адаптации человека к новым условиям, но и возможности его самореализации в высокоинформационной среде.

Взаимоотношения «общество — информационные технологии — личность» являются объектом многих исследований. Различные аспекты информационного общества (философские, политические, правовые, экономические, вопросы информационно-психологической безопасности личности и др.) проанализировали многие отечественные авторы, в том числе Р.Ф. Абде-ев, И.В. Алексеева, Т.Г. Артамонова, Я.Н. Засурский, В.Н. Костюк, И.Н. Кур-носов, Г.Л. Смолян, И.С. Мелюхин, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, А.Д. Урсул, Д.С. Черкашин, А.А. Чернов [6-17].

За последние 10-15 лет к теме глобального информационного общества неоднократно обращались И.Н. Кур-носов, И.С. Мелюхин, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, Г.Л. Смолян, А.Д. Урсул, А.А. Чернов и другие отечественные учёные, которые отмечали, что новая ступень развития человечества — это:

• общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать;

• глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; где с помощью научной обработки данных и поддержки знания будут приниматься более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех её аспектах;

• общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой — открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации [18].

В настоящее время Россия при решении проблемы формирования информационного общества ставит на первое место образовательный компонент, ориентированный на формирование информационной компетенции специалиста.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт даёт понятию «информационная компетентность» следующее определение: способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий [18].

Информационное общество не только оказывает сильное социальное, психологическое и культурное воздействие на личность, но и требует иного мировоззрения — умения видеть и понимать информационную картину мира, умения выявлять и анализировать при изучении любого объекта процесса или явления в природе и обществе, в первую очередь, наиболее характерные для них информационные аспекты.

В парадигме информационного общества предъявляются особые требования к выпускникам вузов. Они должны:

♦ иметь беспрепятственный доступ к разнообразным источникам информации за счёт профессионального использования информационно-коммуникационных технологий и технических средств;

♦ уметь своевременно, быстро и качественно обрабатывать большие объёмы информации, выбирая оптимальные информационно-коммуникационные технологии;

♦ уметь на основе имеющегося знания создавать новое и применять его в той или иной деятельности;

♦ обладать способностью к профессиональной мобильности и социальной активности;

♦ быть компетентными в смежных областях;

♦ обладать способностью к инновациям, исследовательской деятельности, творчеству;

♦ иметь навыки стратегического мышления, планирования и управления;

♦ уметь быстро и эффективно принимать решения;

♦ стремиться к постоянному самосовершенствованию, самореализации, саморазвитию.

Данные требования, обусловленные потребностями личности, семьи, общества, рынка труда, формируют социальный заказ на подготовку специалистов, обладающих информационной компетенцией.

По мере становления акмеологии, расширения её проблемного и предметного полей всё острее ставился вопрос о создании акмеологических методов и технологий. В этом направлении стали проводиться интенсивные научные исследования, результатами которых явились разработка акмеографических описаний и акмеограмм, формулирование основных положений акмеологи-ческого и акмеографического подхода, разработка гуманитарных технологий. Важным является то, что в акмеологи-ческих исследованиях и акмеологичес-кой практике ведущую роль играют психологические методы, однако в нашем случае приоритет по их применению отдан анализу полученных данных в акмеологических, а не психологических позициях. В настоящее время при решении актуальных практических задач, связанных с подбором кадров, их расстановкой, аттестацией, определением путей их профессионального развития, часто применяется профессиологичес-кий, или профессиографический, подход. Но с акмеологической точки зрения важным является то общее, что их объединяет; они нацелены на достижение такого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, которые обеспечили бы общественно приемлемое качество труда.

Широко известны труды Е.А. Климова, К.К. Платонова, Г.Г. Голубева, А.К. Марковой о психологической сущности мастерства. Определённым шагом в разработке проблем профессионализма явилась концепция В.Д Шадрикова о психологических профессионально важных качествах [19]. Однако подобные работы не решают в полной мере проблему формирования и развития профессионализма. Только со становлением акмеологии проблемы профессионализма стали предметами углублённых и систематизированных научных исследований.

Прорабатывая научную литературу, мы выяснили, что с самого начала одним из главных направлений акмеологии стала разработка подходов и методов, позволяющих решать задачи развития профессионализма. Они объединились под общим названием «ак-меологический подход». Такой подход является базисным обобщающим понятием, выступающим как совокупность принципов, приёмов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи.

Акмеографический подход — это обобщающий психолого-акмеологичес-кий метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиогра-фического подхода. Ядром акмеогра-фического подхода является разработка акмеографических описаний (на уровне общего и особенного) и акмеограм-ма субъектов труда (на уровне единичного).

Изучив обобщённые модели профессионализма для представителей различных профессий, мы пришли к выводу, что в акмеографическом исследовании следует применять различные методы (тестирование, экспертные оценки, наблюдение, интервью, опросы), но особую тщательность следует соблюдать при описании характерологических особенностей и нравственных качеств личности. Результаты акмеографического исследования позволяют выявить: динамику роста профессионального мастерства; особенности изменения мотива-ционной сферы; динамику личностного развития и то, что этому способствует или препятствует.

Важным фактором является то, что акмеографическое описание профессионализма осуществляется, как правило, на уровне особенного (но иногда и общего) и базируется на концепции профессионализма деятельности и личности. Опираясь на экспертные оценки, мы выделили три интересующих нас компонента:

1) повышение профессиональной компетентности;

2) освоение новых способов принятия эффективных решений;

3) повышение потребности в самореализации и достижениях, расширение кругозора.

Таким образом, мы выяснили, что акмеография даёт хорошее представление о стартовых условиях субъекта, нацеленного на достижение высокого уровня профессиональной деятельности, и его потенциале в условиях глобального информационного общества.

Р.Ф. Абдеев выделил основные признаки информационного общества, которые, на наш взгляд, должны быть учтены при проектировании современного образовательного процесса. К ним относятся:

• неуклонное возрастание скорости передачи информации;

• ускорение обработки информации;

• увеличение объёма передаваемой информации;

• более полное использование обратных связей;

• увеличение объёма добываемой новой информации и ускорение её внедрения;

• наглядное отображение информации в процессе управления;

• рост технической оснащённости управленческого труда [20].

Однако следует учитывать и то, что в настоящее время, несмотря на широкое распространение термина «информационное общество», учёные и специалисты ещё не пришли к единому пониманию его основного содержания. Одни считают, что это — общество, в котором обеспечивается лёгкий и свободный доступ к информации по всему миру, другие определяют его как общество, в котором основными объектами и результатами труда большинства являются информация и знания. По мнению Т.В. Ершовой, информационное общество — это общество, в котором основным предметом труда большинства части людей являются информация и знания, а орудием труда — информационные технологии [21].

Также интересен тот факт, что в конце 1960-х — начале 1970-х гг. в Японии была сформулирована идея информационного общества, спецификой которой является тенденция к уменьшению надёжности использования некогда актуального знания, с учётом динамики вновь возникающих знаний.

Х. Ленк отмечает, что «знание оказывается и становится весьма недолговечным достоянием, которое быстро устаревает и в связи с этим требует постоянной гибкой и точной переориентации. В будущем нам, по-видимому, предстоит, прежде всего, не накапливать знания, а научиться систематически вырабатывать новое знание, сделать разумный выбор при изобилии информации и при этом подчинять его принципу разумного применения нового знания» [22].

В результате накопленных знаний, проявляющихся в обобщённом умении педагогически мыслить, у преподавателя появляется и развивается аналитическое умение, которое распространяется на различные виды его профессиональной деятельности: работа с учебной литературой, анализ педагогических ситуаций, научно-исследовательская деятельность [23].

Таким образом, мы установили, что переход к информационному обществу существенно затрагивает основы жизни всего человечества и что фактически речь идёт о новой, информационной цивилизации, связанной с колоссальным влиянием современной «индустрии информации» на все стороны жизнедеятельности человека. Задача образования — создавать условия для получения качественных информационных компетенций у выпускника: готового к компетентному подходу и анализу процессов, порождаемых глобализацией; способного к качественной адаптации традиционных моделей поведения, образа жизни; обладающего идеологическими и нравственными установками ценностей и мировоззрений; в совершенстве владеющего информационными операциями.

Опираясь на работы Н.В. Кузьминой, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкиной, Р.Ф. Абдеева, Т.В. Ершовой, Х. Ленка, мы определили три основные группы сре-довых факторов личностного и профессионального развития человека.

Первая группа факторов: примечательной особенностью акмеографичес-кого подхода выступает его ориентированность на выявление и продуктивное развитие личностного потенциала.

Вторая группа факторов: необходимо учитывать современные тенденции в образовании, которые будут способствовать становлению акмеогра-фической компетентности выпускника, соответствующие потребностям профессиональной подготовки в формировании информационно-аналитической компетентности.

Третья группа факторов: организация и технологии образовательного процесса, способы взаимодействия преподавателя и студента, нацеленные на решение социальных и профессиональных задач, в процессе формирования информационных компетенций посредством информационно-коммуникационных технологий.

Практическое применение нашего исследования заключается в том, что, находясь в прифронтовой зоне нашего региона, учитывая особенности и трудности образовательной системы ЛНР, сложности в её нормативно-правовом регулировании, мы пытаемся создать «Акме-центр» на кафедре государственной службы, администрирования и управления при Луганском Национальном университете имени Тараса Шевченко в г. Луганске, с последующим внедрением его во все вузы нашей республики.

Результаты исследования позволяют нам сделать следующие выводы. Информатизация общества — одна из важнейших мегатенденций всего мира, в котором выпускнику вуза недостаточно быть квалифицированным специалистом, ему необходимо иметь внутреннюю мотивацию к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности и относиться к своей специальности как к ценности. Акмеография помогает выпускнику достичь своей профессиональной вершины. На современном этапе от преподавателя вуза требуются высокий уровень квалификации, способность применять новые педагогические технологии при подготовке выпускника, востребованного в современном информационном обществе.

Перспективой наших дальнейших исследований является обоснование параметров и индикаторов профессиональной деятельности акме-педагога, способного создавать выпускникам условия для получения качественных аналитических компетенций.

ССЫЛКИ

[1]. Бодалёв А.А. Изучение зрелого человека — важная задача акмео-логичес-кой науки // Информационно-аналитический сборник НИИВШ. — М., 1993.

[2]. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Ак-меология: пути достижения вершин профессионализма. — М., 1993.

[3]. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

[4]. Рудкевич Л.А. Возрастная динамика творческой продуктивности: дис. ... канд. психол. наук. — СПб., 1994.

[5]. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.

[6]. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС,1994.

[7]. Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. — 1999. — № 1.

[8]. Артамонов Г. Т., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. и др. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество. — 1999. — № 9.

[9]. Колин К.К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // «Alma mater» (Вестник высшей школы). — 2000. — № 2.

[10]. Колин К.К. Глобальные проблемы информатизации общества: информационное неравенство // «Alma mater» (Вестник высшей школы). — 2000. — № 6.

[11]. КостюкВ.Н. Об экономическом фундаменте информационного общества // Информационное общество. — 2000. — № 5.

[12]. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М.: Изд-во МГУ, 1999.

[13]. Моисеев Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. — 1996. — № 1.

[14]. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М.: Политииздат,1992.

[15]. ФортовВ.Е. Научные и образовательные аспекты информационного неравенства // «Alma mater» (Вестник высшей школы). — 2000. — № 1.

[16]. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. — М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.

[17]. УрсулА.Д., Урсул Т.А. На пути к устойчивому развитию цивилизации: информационные ресурсы России // Информационное общество. — 1997. — № 4.

[18]. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [Электронный ресурс]. Режим доступа —

URL: http: / / standart. edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=791.

[19]. Акмеология / Под ред. А.А. Де-ркача. — М.: РАГС, 2002.

[20]. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994.

[21]. Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Переход России к информационному обществу: вызов времени. — М., 2001.

[22]. Ленк Х. Становление системотех-нологического суперинформационного общества // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета, 2000. — С. 34, 29-41.

[23]. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

[24]. HutmacherW. Key Competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

REFERENCES

[1]. BodalevA.A. The study of a mature man — an important task of Acmeological science // Informationally-analytical collection. — Moscow, 1993.

[2]. Derkach A.A., Kuzmin N.V. Akmeology: ways of achievements of the professionalism. — Moscow, 1993.

ON POSSIBILITIES OF ACMEOGRAPHIC METHOD APPLICATION BY UNIVERSITY LECTURERS IN THEIR WORK WITH GRADUATES

Ludmila S. Bobrysheva — Postgraduate Student, Department of Public Service, Administration and Management, Institute of History of International Relations and Socio-Political Sciences, Taras Shevchenko Lugansk National University; 2, Oboronnaya Street, Lugansk, Lugansk People's Republic; e-mail: bobrisheva_ [email protected]

Lubov A. Terskikh — Associate Professor, Department of Public Service Administration and Management, Institute of History of International Relations and Socio-Political Sciences; Taras Shevchenko Lugansk National University; 2, Oboronnaya Street, Lugansk, Lugansk People's Republic; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The article considers possibilities of application of acmeographic method by university lecturers in their work with graduates. The provision on changes of socio-cultural situation in the world as a whole connected with transformation of communication types and cooperation principles, development of global media environment was specified. The main factors facilitating development of expertise, knowledge and skills in the field of information and communication technologies, abilities and readiness to use them in professional activity were defined. It is shown that acmeography helps to forecast the result of professional activity of a lecturer; modern trends in education contribute to formation of acmeological competence of graduates and develop their information-analytical competence; striving and readiness for resolution of professional tasks using information and communication technologies.

Keywords: acmeography, acmeographic method, information competence, acmeographic competence, educational community.

[3]. Markova A.K. Psychology of professionalism. — M., 1996.

[4]. Rudkevich L.A. Aged dynamics of creative productivity: Diss. Candidate of psihol. scince. — SPb., 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5]. Zimnyaya I.A. Key competencies — the result of a new paradigm of education / I.A. Zimnyaya // Higher education today. — 2003. — № 5.

[6]. AbdeevR.F. Philosophy of informational civilization. — M.: VLADOS 1994.

[7]. Alekseeva I.Y. The emergence of the ideology of the informational society // Informational Society. — 1999. — № 1.

[8]. Artamonov G.T., Crystal B.V., Kurnosov I.N. and etc. About the conceptual basis of the construction of an informational society in Russia // The Informational Society. — 1999. — № 9.

[9]. Colin K.K. Informational Approach in the methodology of science and scientific outlook // «AlmaMater» (Journal of the Higher School). — 2000. — № 2.

[10]. Colin K.K. Global problems of the informational society //: the digital divide // «AlmaMater» (Journal of the Higher School). — 2000. — № 6.

[11]. Kostyuk V.N. About economical foundation of the informational society // Informational Society. — 2000. — № 5.

[12]. MelyuhinI.S. Informational society: the origins of the problems, development trends. — M:. Publication od M/.University Press, 1999.

[13]. Moiseev N. Informational Society as a stage of the recent history // Free Thought. — 1996. — № 1.

[14]. Rakitov A.I. Philosophy of Computer-revolution. — M.: Political Publishing, 1992.

[15]. Fortov V.E. Scientific and educational aspects of the digital divide // «AlmaMater» (Journal of the Higher School). — 2000. — № 1.

[16]. Chernov A.A. The formation of a global informational society: problems and prospects. — M.: Publishing — business corporation «Dashkov and K», 2003.

[17]. UrsulA.D.,Ursul T.A. On the way to sustainable development of civilization: informational resources of Russia. — 1997. — № 4.

[18]. Chernova A.A. The formation of a global informational society: problems and

prospects. — M.: Publishing Corporation-trade «Dashko and K», 2003.

[19]. Federalny state educational standards [electronic resource] — Access mode. — URL: http: //standart.edu.ru/ catalog.aspx CatalogId = 791.

[20]. Acmeology by A. Derkach. — M.: RAGS, 2002.

[21]. Abdeev R.F. Philosophy of informational civilization. — Moscow, 1994.

[22]. Ershova T.V., Khokhlov Y.I. Russia's transition to the informational society: the challenge of time. — M., 2001.

[23]. Lenk H. Formation system technological super informational society // Society and the book: from Gutenberg to the Internet. — M., 2000. — P. 34, 29-41.

[24]. Pedagogy: a manual book for students of the pedagogical institutes / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I.Mischenko, E.N. Shiyanov. — M.: School Press, 1997. — 512 p.

[25]. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.