Научная статья на тему 'Информационная компетентность как объект научно-теоретического анализа'

Информационная компетентность как объект научно-теоретического анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONAL LITERACY FORMATION / INFORMATIONAL COMPETENCE / INFORMATIONAL CULTURE OF A PERSON / COMPUTER SYSTEMS / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Тамара Николаевна

В современном обществе эффективная профессиональная деятельность специалистов педагогического профиля обусловлена во многом умениями качественной обработки информационных потоков, обуславливающих эффективное вхождение личности в общество высоких технологий. Основная идея статьи раскрытие взглядов российских и зарубежных ученых на дефиницию «информационная компетентность», в основном, связанную с образовательным процессом.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина Тамара Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the modern society efficient professional activities of experts of a pedagogical field depend on one's ability to process informational flows which provide efficient entering of the person into the society of high technologies. The views of Russian and foreign scientists on a definition «informational competence» mainly referred to educational process are considered.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность как объект научно-теоретического анализа»

традициях самобытного этнокультурного развития народов Севера;

- устранение физиологической и психологической перегрузки учащихся, создание условий для реализации индивидуальных образовательно-воспитательных траекторий развития детей;

- реализация идеи Национальной образовательной стратегии - инициативы «Наша новая школа» экс-президента Д.А. Медведева;

- успешное внедрение ФГОС нового поколения в системе общего начального образования в национальных регионах Северо-Востока России;

- достижение максимального сохранения и расширения сети малокомплектных и кочевых школ как важнейшего селообразующего, производственного, социокультурного и человеческого факторов национального возрождения коренных народов Севера.

В данное время в Педагогическом институте СВФУ с 1 сентября 2012 г. приняты на 1-й курс нового профиля 21 студент в основном из северных улусов. Учебно-воспитательный процесс в группе нового профиля с самого начала имеет свои особенности и исследовательский характер.

Литература

1. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. - М.: 0ЛМА-ПРЕСС,2005. -350 с.

2. Вестник высшей школы. - 2006. - № 6. - С. 48.

3. Распоряжение Правительства РС(Я) «О плане основных мероприятий по реализации проекта «Учителя Арктики» в Республике Саха (Якутия) на 20112015 гг.»

4. Наш университет. - 2010. - 18 сентября. - С. 10-11.

5. Неустроев Н.Д., Саввин А.С. Национальные традиции российского образования в контексте Болонского процесса. - М.: Academia, 2009. - 223 с.

6. Неустроев Н.Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера: учебное пособие. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. - 246 с.

7. Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 4-7.

8. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения: материалы 4-й Междунар. научнопрактической конф. и 16-й научно-практической межрегиональной тьюторской конф. 09-10 ноября 2011 г./ Сост. и науч. ред. Т.М. Ковалева, С.Ю. Попова (Смолик). - М.: Mill У; АПКиППРО, 2011. -248 с.

Поступила в редакцию 26.01.2012

УДК 141.132

Информационная компетентность как объект научно-теоретического анализа

Т.Н. Лукина

В современном обществе эффективная профессиональная деятельность специалистов педагогического профиля обусловлена во многом умениями качественной обработки информационных потоков, обуславливающих эффективное вхождение личности в общество высоких технологий. Основная идея статьи - раскрытие взглядов российских и зарубежных ученых на дефиницию «информационная компетентность», в основном, связанную с образовательным процессом.

Ключевые слова: формирование информационной грамотности, информационная компетентность, информационная культура личности, компьютерные системы, компьютерные технологии.

In the modern society efficient professional activities of experts of a pedagogical field depend on one’s ability to process informational flows which provide efficient entering of the person into the society of high technologies. The views of Russian and foreign scientists on a definition «informational competence» mainly referred to educational process are considered.

Key words: informational literacy formation, informational competence, informational culture of a person, computer systems, computer technologies.

В современном обществе профессиональная деятельность квалифицированных специалистов

ЛУКИНА Тамара Николаевна - к.п.н., доцент каф. ПИ СВФУ, yakutsktamara2005@yandex.ru.

несет ярко выраженную информационную направленность. Интеллектуализация общества, стремительный рост информационных потоков и их масштабное использование во всех значимых сферах человеческой деятельности выдви-

гают на передний план проблемы создания и внедрения новых информационных технологий, основанных на эффективном использовании знаний. Существуя в различных форматах, средах и контекстах, информация в современном мире является ключевым понятием, объединяющим исследования по проблеме формирования и развития информационной грамотности, информационной компетентности и информационной культуры личности. В условиях постиндустриального мира продуцирование информации как основного ресурса заменяется ее распространением и тиражированием. Если ранее использовались отдельные, практически автономные понятия «информационные технологии» и «коммуникационные технологии», то в настоящее время ученые предпочитают говорить об их интегративном единстве, обозначая единым термином «Информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ).

Социокультурная реальность, получившая название «информационное общество», являет собой динамичное состояние становления, перехода от индустриального этапа развития к новому цивилизационному образу, еще только предвосхищаемому в будущем, но уже заявившему своим брендом торжество знаний, информации и высоких технологий во всех отраслях деятельности [1]. Современная философия располагает целым рядом теорий становления и развития информационного общества Д. Белла, Ф. Махлупа, М. Пората, Й. Масуды, П. Дракера, М. Кастельса, А.И. Ракитова, А.Д. Урсула, В.Л. Иноземцева, И.С. Мелюхина, О. Тоффлера и др., среди которых наиболее глубокой в плане выявления онтологических оснований информационного сообщества выступает теория Х.М. Мак-Люэна [2], обосновывающая интеграцию общественного устройства с новейшими средствами массовой коммуникации как наиболее вероятный результат развития социума в ближайшие десятилетия.

Западные исследователи (А. Кинг, Т. Питерс и др.) в качестве характерных для следующей постиндустриальной цивилизации признаков отмечают: использование информации как общественного ресурса, обеспечивающего интенсификацию экономики, информация как предмет массового потребления, ускорение научнотехнического процесса, процессов демократизации и интеллектуализации общества; возможность для каждого члена общества свободного доступа к информационным ресурсам человечества, дальнейшее совершенствование технических инноваций и методов обработки и накопления информации [3]. Компьютерная революция как метод создания «информационного,

гармонического общества чистого знания», вера в безусловную благотворность развития техники, растущая зависимость человечества от результатов наукоемких технологий, превращение части научно-технической интеллигенции в новый господствующий класс интеллектуалов -«элиту рефлексии» последовательно раскрываются в трудах зарубежных (Дж. Гэлбрейт, С. Карпентер, Дж. Ленски, П. Херст, Х. Шельски) и отечественных философов (Р.Ф. Абдеев, А.С. Кочергин, Г.С. Смирнов, Ю.А. Фомин) [4]. Построение образовательных систем и технологий высшей школы на фундаменте философии сциентизма обеспечивает с помощью современных информационных технологий формирование «индустриального человека» - рационально мыслящего, конкурентоспособного, умеющего хранить и перерабатывать информацию (У. Рос-тоу, Д. Белл, Е. Масуда) [3].

Вхождение России в Болонский процесс, реализация Концепции модернизации российского образования, прописанной в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г., Концепции информатизации сферы образования в России, «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», Концепции федеральной целевой программы «Научные и педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» и других нормативно-правовых документов ориентируют систему педагогического образования на подготовку квалифицированного, компетентного, ответственного за вверенное ему дело педагога, способного к постоянному профессиональному росту и саморазвитию. Чтобы управлять информационными потоками, продуцировать новую информацию, специалист должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Проблемам формирования информационной компетентности специалистов педагогического профиля посвящены диссертационные работы

О.Г. Смоляниновой (2002), А.Ю. Кравцовой (2004), С.Р. Удалова (2005), М.Б. Лебедевой (200б), Л.В. Отверченко (2008), А.А. Темербе-ковой (2009), Г.А. Гареевой (2010), В.Ю. Никишиной (2011) и др. [5].

Анализ терминологического поля понятия «компетентность», вслед за В.Макелвилом, позволил выделить ряд методологических подходов западных исследователей, применявших для изучения научный инструментарий из различных профессиональных областей деятельности (таблица). Термин «компетентность», отражающий современные требования к результату образования, заимствован из западной педагогической мысли и непосредственно связан с фи-

Методологические подходы к выделению понятия «компетентность»

Автор Основные идеи

А. Маслоу Ввел понятие «самоактуализация», переакцентировав направление исследований в психологии личности на психически здоровую и активно себя реализующую творческую личность

Г. Олпорт Созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс обретения способности к саморазвитию, к сердечным социальным отношениям, обладание соответствующей квалификацией и компетентностью в своей сфере деятельности

Дж. Равен Компетентность как специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, предметные навыки и способы мышления

Э. Фромм Права человека на успех и счастье заложены в присущих ему качествах: стремлении развиваться, реализовать свои потенциальные возможности

Э. Эриксон Человек становится более компетентным, активно взаимодействуя с окружением в процессе своего развития

лософией успеха - успешная профессиональная деятельность как ожидаемый результатом и критерий качества профессионального вузовского образования (Д. Клилэнд, Э. Фромм, Э. Эриксон) [3]. Компетентный специалист - это состоявшаяся личность, обладающая совокупностью профессиональных качеств и имеющая практический опыт деятельности в определенной сфере.

В процессе теоретического осмысления ком-петентностного подхода как приоритетной ориентации на основные цели - векторы образования: обучаемость, самоактуализацию, самоопределение, социализацию и др., - российскими учеными активно разрабатывался понятийнокатегориальный аппарат проблемы, что обусловило необходимость рассмотрения сущности таких ведущих понятий темы исследования, как «компетенция», «компетентность» и «информационная компетентность» (В.Л.Акуленко, М.Г. Дзугоева, О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых, В.С. Федоров) [1, 6].

Так, одной из первых характеристик компетентности в сфере высшего образования стало предложенное Ю.Г. Татуром определение: «Компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные на практике его стремление и готовность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной продуктивной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [7]. А.А. Кузнецовым компетентность характеризуется как комплексное понятие, «отражающее способ жизнедеятельности личности и включающее в себя целенаправленное эффективное применение технических знаний и умений в реальной жизни» [8]. Л.В. Отверченко в понятие «компетентность» включает системный комплекс ценностно-мотивационных ориента-

ций, когнитивных убеждений и прикладных умений и навыков индивида, позволяющих ему в определенной сфере деятельности решать конкретные задачи адекватно сложившейся ситуации [9].

Практически во всех существующих ныне авторских классификациях компетентностей информационная компетентность представлена и занимает одно из первых мест по значимости для процесса обучения, так и для будущей профессиональной деятельности выпускников. Ряд исследователей рассматривают информационную компетентность как часть компетентности профессиональной (Г.Б. Голуб, Э.Ф. Морковина, К.В. Шапошникова и др.) [5]. Так, анализ профессиональной компетентности учителя в современном обществе (В.А. Адольф, А.А. Аха-ян, Т.В. Добудько, О.А. Кизик и др.) показывает, что информационная компетентность педагога является важным компонентом образовательной деятельности. В.Ю. Никишиной информационная компетентность характеризуется как целенаправленное управляемое продвижение обучаемых в освоении теоретических представлений и способов деятельности соответствующих информационных (компьютерных) процессов и технологий [5]. С О. Латипов понятие «информационная компетентность» трактует как основополагающее качество личности будущего специалиста, характеризующееся его готовностью своими силами осуществлять информационную компетентность, направленную на освоение теоретико-практических основ специальности, профессиональное саморазвитие и самореализацию в условиях стремительного роста объема информации и совершенствования технологий [10]. О.Б. Зайцева осмысляет данную дефиницию как сложное индивидуальнопсихологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств [11].

И.Д. Белоновской определены основные индикаторы, характеризующие информационную компетентность:

1) понимание принципов работы основных компьютерных приложений, включая текстовый процессор, электронную таблицу, базу данных, способы хранения и обработки информации;

2) осведомленность в своей сфере деятельности, основанная на использовании Интернета, алгоритмическом мышлении и электронных способах передачи информации (программирование, информационное моделирование, передача, поиск, оценка, хранение и обработка учебной информации), понимание разницы между реальным и виртуальным миром;

3) базовое понимание надежности и достоверности получаемой информации, уважение к этическим принципам при интерактивном использовании информационных и коммуникационных технологий [1].

В исследованиях последних лет (О.Н. Гри-бан, Н.Н. Жаксыбаева) откорректированными критериями сформированности информационной компетентности выступают: навыки и знания ПК, применения программных продуктов, навыки и знания Интернет, мультимедийных; навыки и знания по информационной культуре; профессионально-прикладные навыки и знания применения ИКТ в профессиональной деятельности; творческо-рефлексивная способность использования ИКТ в профессиональной деятельности [2,5].

Таким образом, анализ отечественной научной литературы последнего десятилетия (Е.И. Маштбиц, В.Ю. Никишина, С.В. Панюкова,

А.Д. Урсул и др.) показывает, что информационная компетентность обосновывается и как качественная характеристика профессиональной деятельности, и как совокупность возможностей, и как определенный уровень знаний, и как степень совершенствования специалиста. В рамках данной статьи понятие «информационная компетентность» определяется как интегративное качество, характеризующее уровень овладения теоретическими знаниями и практически ориентированными умениями в области информационных технологий в результате освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования с целью обеспечения эффективной профессиональной деятельности [12].

Литература

1. Белоновская И.Д. Формирование инженерной компетентности специалиста в условиях университетского комплекса: автореф. дис.... д.п.н. - Оренбург: ГУ, 2006. - 44 с.

2. Грибан О.Н. Компьютерные технологии как средство развития информационной компетентности современного педагога // Мультимедиа-технологии в образовании: путь к свободе: материалы 1-й Между-нар. интернет-конф. / Открытый каталог «Учебные презентации». - Екатеринбург, 2011. - С. 13-19.

3. Современная западная философия: словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. и отв. ред. В.С. Малахов,

В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2000. - 544 с.

4. Мусийчук С.В. Философский анализ онтологических оснований общественного мнения в информационном обществе: автореф. дис. ... к.п.н. - Магнитогорск: МаГУ, 2007. - 22 с.

5. Жаксыбаева Н.Н. Формирование информационной компетентности преподавателей колледжа в условиях информатизации образования: автореф. дис. .к.п.н. - Алмааты: НИЦ РК, 2011. - 28 с.

6. Акуленко В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Применение новых технологий в образовании: материалы XV Между нар. конф., 29-30 июня 2004 г. - Троицк: Тровант, 2004.

7. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. - М.: Логос, Университетская книга, 2006. - 130 с.

8. Кузнецов А.А. Основы общей теории и методики обучения информатике. - М.: Бином, 2010. - 207 с.

9. Отверченко Л.В. Информационная компетентность российских школьников в контексте формирования информационной культуры: автореф. . дис. к.п.н. - Ростов: Пи ЮФУ, 2008. - 27 с.

10. Латипов С.О. Педагогическое формирование информационной компетентности студентов // Вопросы психологии и педагогики. - 2011. - № 2. - С. 44-48.

11. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. . к.п.н. -Брянск, 2001.

12. Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // Научно-техническая информация. Серия 1. - 1997. -№2. - С. 1-11.

Поступила в редакцию 11.04.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.