Научная статья на тему 'Учебно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ в условиях информационнообразовательной среды вуза'

Учебно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ в условиях информационнообразовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
971
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / LEARNING AND METHODOLOGICAL SUPPORT / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токтарова Вера Ивановна

Раскрываются особенности учебно-методического обеспечения в условиях информационно-образовательной среды для эффективной организации и функционирования современного образовательного процесса в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токтарова Вера Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are regarded the peculiarities of learning and methodological support in the conditions of informational and educational environment for effective organization and functioning of the modern educational process at a higher school.

Текст научной работы на тему «Учебно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ в условиях информационнообразовательной среды вуза»

реографические образы. Сущностные характеристики - способность к саморазвитию женской/мужской уникальности через хореографические образы (личностный аспект) и способность к гендерной толерантности, правомерному принятию различных гендерных хореографических образов (маскулинных, гипер-маскулинных, фемининных, гиперфемининных, унисекс) своих воспитанников-танцоров (профессиональный аспект).

Креативная функция включает все вышеперечисленные функции, являясь интегративной, выражается в стремлении будущих педагогов-хореографов к поиску новых танцевальных идей, свежих решений, постоянном личностном самосовершенствовании, творческой самореализации в профессии и социальной жизни средствами хореографии. Сущностные характеристики - способность к самообучению творчеству, самовоспитанию хореографической выразительности, эмпатии к «незвездным» танцорам, хореографической гендерной уникальности (личностный аспект) и способность к смыслотворческому обучению, «увлечению танцем» своих воспитанников-танцоров, социальнокоррекционной творческой работе с детьми, гендерной толерантности к их хореографическим образам (профессиональный аспект).

Непременными условиями повышения качества будущих педагогов-хореографов в вузах искусств и культуры в соответствии с реализацией новых образовательных стандартов ФГОС ВПО, наряду с обучением хореографическим навыкам, являются раскрытие индивидуальности каждого студента и студентки, воспитание будущего педагога-хореографа - творца, обладающего интеллектом, абстрактным и парадоксальным мышлением, свободно владеющего способами самобытного выражения своего внутреннего мира, а также педагогическими приемами передачи хореографических идей, замыслов и знаний своим воспитанникам в процессе будущей профессиональной деятельности, организации творческого процесса в хореографическом коллективе. Проведенное исследование, подтверждаемое результатами опытно-экспериментальной работы, позволяет нам рассматривать творческую компетентность будущих педагогов-хореографов как базовую профессиональную компетентность, требующую дальнейшего исследования и целенаправленного формирования в системе высшего художественного образования.

литература

1. Бережная Е.А. Развитие основ профессионального творчества будущих хореографов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла : автореф. дис. ... канд пед. наук. Ростов-н/Д., 2008.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие. М. : Высш. шк., 1991.

3. Никитин В.Ю. О некоторых актуальных проблемах профессионального обучения хореографов на современном этапе // Образование и общество. 2007. №3.

4. Пономарев Я.А. Психология творчества. М. : Педагогика, 1976.

Essential characteristics of creative competence of future choreography teachers at a higher school

There are described the essential characteristics of creative competence of future choreography teachers in the course of professional training at a higher school through the didactic, educational, social, gender, creative (integrative) functions.

Key words: creative competence, choreography, professional training at higher schools of arts and culture, choreography teachers.

в.И. токтарова

(Йошкар-ола)

учебно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ в условиях информационнообразовательной среды вуза

Раскрываются особенности учебно-методического обеспечения в условиях информационно-образовательной среды для эффективной организации и функционирования современного образовательного процесса в высшей школе.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, информационно-образовательная среда, теория и методика профессионального обучения.

Сегодня развитие системы высшего образования обусловлено переходом на новую модель подготовки специалистов, основанную на компетенциях, которыми должен обладать

© Токтарова В.И., 2013

выпускник вуза для успешного ведения своей профессиональной деятельности [2-3; 5]. В то же время информатизация и модернизация современного общества влекут за собой необратимые изменения всего образовательного процесса [4]. Система образования должна обеспечивать подготовку таких специалистов, которые могли бы ориентироваться в непрерывно меняющихся условиях.

Анализ основных тенденций показывает, что в настоящее время востребована модель не узкопрофессиональной подготовки выпускника вуза, а интегрального типа, в которой цели, содержание и результаты обучения формулируются в комплексном виде и направлены на формирование широкой социально-профессиональной компетентности [10].

С учетом положений Концепции информатизации сферы образования РФ при получении высшего профессионального образования в процессе обучения с целью повышения его эффективности, доступности и качества должны максимально использоваться информационные технологии, а обучающиеся должны получать специальные знания и навыки по их применению в предметной области будущей профессиональной деятельности. В этой связи особое значение приобретает формирование одной из основополагающих компетенций будущего квалифицированного и конкурентоспособного работника - информационной компетентности как интегративного качества личности, системного образования знаний, умений и способностей субъекта в сфере информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования в меняющихся условиях на основе новых технологических средств [4].

К обучению с использованием возможностей компьютерных технологий стремятся многие образовательные учреждения, но до недавнего времени законодательная база в этой сфере не была достаточно развита. В феврале 2012 г. был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании” в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [8]. Согласно документу, при реализации основных образовательных программ (ООП) независимо от форм получения образования может применяться электронное обучение, а также должны быть созданы все условия для функционирования информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися ООП в полном объеме независимо от места их нахождения.

В различных источниках под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается:

- многоаспектная целостная, социальнопсихологическая реальность, содержащая совокупность необходимых психолого-педа-гогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств, построенных на основе современных информационных технологий, обеспечивающих сопровождение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам [7];

- система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий [6].

Все эти определения в той или иной мере включают в себя программно-технические и психолого-педагогические условия и средства, направленные на эффективное сопровождение образовательного процесса. С учетом времени информационно-образовательная среда вуза должна позволять реализовывать концептуальные подходы федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В связи с этим возникают и новые требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса вуза. Инновационной технологией является ее реализация в информационно-образовательной среде, где происходит изменение методов и средств обучения, источников знаний, трансформируются роль и функции преподавателя, а также способы его коммуникации со студентами. Многочисленные исследования свидетельствуют о необходимости создания учебно-методического обеспечения нового поколения для эффективного функционирования и сопровождения современного образовательного процесса в высшей школе [4; 7].

С учетом вышеизложенного мы предложили модель организации современного учебно-методического обеспечения, позволяющую согласно положениям закона [8] организовать электронное или дистанционное обучение, а также по требованиям ФГОС стать базой для проведения учебных занятий в интерактивной форме, способствовать развитию информационной компетентности студентов вуза (см. рис. 1).

Поскольку средства электронного учебнометодического обеспечения находятся в рамках информационно-образовательной среды

вуза, это дает широкие возможности использовать в обучении общедоступные интернет-технологии. В настоящее время актуальны и оптимально разработаны сервисы Web 2.0, одной из главных составляющих которых являются сетевые сообщества, направленные на развитие совместной работы, толерантности

и критичности мышления студентов, умение использовать компьютерные технологии для коммуникации - осуществления совместной деятельности и обратной связи с преподавателем (электронная почта, видеоконференции и др.), визуализации и трансформации учебной информации.

Рис.1. Модель организации современного учебно-методического обеспечения в условиях информационно-образовательной среды вуза

При реализации образовательных программ с применением современного учебнометодического обеспечения в вузе должны быть созданы условия для эффективного функционирования информационнообразовательной среды, включающей в себя электронные ресурсы учебного назначения, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, компьютерных и технологических средств обучения [8].

Компьютерное средство обучения (КСО) -это программный комплекс, предназначенный для решения определенных педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым [1]. Существует множество различных видов КСО, но по решаемым учебнопедагогическим задачам их можно подразделить на группы теоретической, практической подготовки, контроля знаний, учебной и производственной практики, самостоятельной работы. кроме того, могут быть представлены комплексные системы, в которых интегрированы функции различных средств. однако для эффективного внедрения кСо в образовательный процесс необходимо учитывать ряд общих педагогических требований при их проектировании и разработке:

- обеспечение дидактического и психо-лого-педагогического сопровождения учебно-

го процесса, применение различных методик и теорий усвоения знаний;

- создание условий для самостоятельного изучения учебного материала (самообразования), позволяющих студенту выбрать удобные для него время и место работы с КСО;

- предоставление для вариативности и адаптивности обучения средств, способных учитывать индивидуальные особенности студента, такие как текущий уровень подготовки, темп изучения, восприятие учебного материала, мыслительная деятельность, память и др.);

- возможность автоматизированного контроля и объективного оценивания знаний, умений и навыков;

- предоставление полных методических рекомендаций и указаний, помощи по работе как с компьютерным средством, так и с учебным материалом.

На кафедре прикладной математики и информатики Марийского государственного университета под руководством автора была создана и внедрена в учебный процесс компьютерная система адаптивного обучения программированию (КСАОП), предназначенная для формирования умений и практических навыков профессионального уровня, необходимых студенту-программисту для разработки веб-приложений на основе объектноориентированного языка Java (рис. 2) [9].

' L—l 1 / ґ- * \ 1 і : mm '■ *“ « V iSj / \ Я у

шимми

Рис. 2. Фрагмент авторской компьютерной системы адаптивного обучения программированию

зі

Все структурные составляющие разработанной компьютерной системы являются аналогами соответствующих элементов рассматриваемого учебно-методического обеспечения:

- компьютерный учебник, структурированный с учетом целей обучения учебной дисциплины с выходом на профессиональные задачи будущей деятельности программиста;

- компьютерный лабораторный практикум, позволяющий приобрести умения и навыки программирования в решении профессионально-значимых задач, развить алгоритмическое мышление обучающихся;

- компьютерный тренажер, предполагающий имитацию работы в инструментальной среде разработки веб-приложений, обеспечивающий более глубокую индивидуализацию обучения, создающий условия для самостоятельной проработки учебного материала и эффективной реализации современных методических и дидактических подходов;

- компьютерная система контроля знаний, предназначенная для объективной оценки качества знаний с использованием модуля автоматизированной обработки результатов, мониторинга и анализа;

- компьютерный справочник, предназначенный для хранения и предъявления обучаемому информации учебного и исследовательского характера;

- методические рекомендации и указания по работе с компьютерной системой и учебным материалом.

Опыт использования авторской КСАОП позволяет сделать вывод об эффективности ее реализации в совершенствовании профессиональной подготовки студентов (помогает систематизировать и контролировать свои знания, самостоятельно совершенствовать и углублять их, что, в свою очередь, способствует развитию интереса к предмету, к применению полученных знаний при изучении других дисциплин образовательной программы).

Таким образом, проектирование, разработка и реализация современного учебнометодического обеспечения в рамках ИОС способствуют эффективному функционированию и сопровождению образовательного процесса в высшей школе, что обеспечивает дальнейшее беспрепятственное формирование единого информационного образовательного пространства.

Литература

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М. : Информ.-изд. дом «Филинъ», 2003.

2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентност-ного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 4-12.

3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетент-ностная модель: от идеи к образовательной программе // Перемены: пед. журн. 2004. № 2. С. 130-139.

4. Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации: рец. сб. науч. тр. Т. 3. М. : МШУ, 2012.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 36-45.

6. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. М. : Стандарт-информ, 2011.

7. Красильникова В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования : моногр. М. : Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009.

8. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий : федеральный закон от 28.02.2012 г. № 11-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 10. Ст. 1159.

9. Токтарова В.И. Технология JavaServer Pages : учеб. пособие. Йошкар-Ола : МарГУ, 2012.

10. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетент-ностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. №8. С. 34-41.

Learning and methodological support of implementation of the basic educational programmes in the conditions of informational and educational environment of a higher school

There are regarded the peculiarities of learning and methodological support in the conditions of informational and educational environment for effective organization and functioning of the modern educational process at a higher school.

Key words: learning and methodological support, informational and educational environment, theory and methodology of professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.