Т.Н. ШАТАЛОВА (Волгоград)
сущностные характеристики творческой компетентности будущих педагогов-хореографов в вузе
Описываются сущностные характеристики творческой компетентности будущих педагогов-хо-реографов в ходе профессиональной подготовки в вузе через дидактическую, воспитательную, социальную, гендерную, креативную (интегративную) функции.
Ключевые слова: творческая компетентность, хореография, профессиональная подготовка в вузах искусств и культуры, педагог-хореограф.
Содержание профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов в современном обществе нуждается в серьезной переоценке, направленности на формирование компетентного творческого специалиста нового образца. Традиционные танцевальные системы классического и народного танцев, несмотря на выдающиеся достижения, богатейшую историю и традиции различных народов России, сегодня не отражают реалии действительности, востребованные в современном обществе, мировом искусстве танца, системе образования, в том числе системе высшего профессионального образования в вузах искусств и культуры при подготовке будущих педагогов-хореографов. Несмотря на требования ФГоС ВПо (2010), в которых отмечается, что студенты вузов искусств и культуры должны уметь анализировать современные тенденции хореографического творчества, владеть техниками различных танцев, становления и развития любительского хореографического творчества, сложившаяся система высшего профессионального хореографического образования остается догматизированной, не отражает современных тенденций хореографического искусства, не формирует творческую компетентность у будущих педагогов-хореографов как базовую профессиональную компетентность, важную для обеспечения модернизации высшего художественного образования. Формирование творческой компетентности в профессиональной подготовке будущих педагогов-хореографов является предпосылкой их дальнейшей профессиональной успешности, однако педагогическое знание о сущностных характеристиках данно-
го феномена сегодня недостаточно, хотя и востребовано практикой высшего художественного образования, чему и посвящено данное исследование.
В философской, искусствоведческой, пси-холого-педагогической литературе исследовались творческая сущность человека (В.С. Шу-бинский), пути активизации его созидательных возможностей через наследие к.С. Станиславского (П.М. Ершова, М.И. кнебель, Г.В. кристи), раскрывающие сущность творческой органики в искусстве. Большой вклад в понимание креативной природы танца внесли А.я. Ваганова, Н.П. базарова, И.В. Смирнов, Н.И. Тарасов, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устинова, расширяющие традиционные представления о творческих возможностях профессиональной хореографической профессиональной деятельности. В диссертационных исследованиях рассматриваются психолого-педагогические аспекты подготовки педагогов-хореографов к решению профессиональных задач (А.И. борисова, л.А. Митакович, л.А. Телегина), вопросы готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся (Т.И. калашникова), управления развитием творческого мышления студентов-хореографов (Г.В. бурцева), формирования творческой активности студентов-хореографов (В.В. королева), создавшие теоретические предпосылки для исследования проблемы формирования творческой компетентности будущих педагогов-хореографов, однако, несмотря на осуществленные научные поиски, остается недостаточно исследован вопрос сущностных характеристик творческой компетентности как базовой профессиональной компетентности, профессионально-личностного образования.
категория «творческая компетентность» рассматривается как научная потому, что является основой для разработки множества других, связанных с ней. креативность в научной литературе (А. Адлер, А. бэррон, В.Н. Дружинин, А. Маслоу, к. Роджерс) определена как качество личности, которое порождает творческий процесс и результат. Исследования ученых (Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев) доказывают, что творчеству нужно обучать, творческая компетентность будущего специалиста зависит не только от внутренних предпосылок, но и от качества профессионального обучения, в
© Шаталова Т.Н., 2013
ходе которого обучающиеся получают культурные ориентиры для работы в океане информации, приобретают опыт творческой деятельности, способность к творчеству. Поскольку формирование творческой компетентности личности будущего специалиста детерминировано внешними и внутренними факторами и условиями, действиями и деятельностями, то количественное накопление опыта творческой деятельности должно перейти во внутренний план личности, перерасти в творческую компетентность, являющую показателем качества профессиональной подготовки.
«Для достижения целей формирования, точнее “выращивания” творческой личности специалиста в вузе, необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности (познавательной) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей действий (поступков), средств, предмета и результата» [2, с. 103]. Танец является синтетическим видом искусства и включает в себя хореографический образ, музыку, изобразительное оформление, драматургию. В искусствоведческих исследованиях понятие «танец» связывается с понятием «хореография».
Творческую компетентность как профессионально-личностное качество педагогов-хо-реографов можно наблюдать в педагогическом руководстве профессиональным и любительским коллективом, в развитии творчества каждого участника танцевального сообщества, являющегося показателем его творческой компетентности, профессионализма [1, с. 12].
В ходе профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов важно учитывать сложный характер танца как вида экспрессивного искусства, предусматривать развитие следующих профессионально-личностных качеств: импровизация, способность к принятию нового, оригинальность, творческое воображение, умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) новые их сочетания, выходящие за пределы ранее воспринятого [1, с. 14], являющиеся важными составляющими творческой компетентности.
основываясь на положениях целостного педагогического процесса волгоградской научной школы (Н.М. Борытко, В.С. Ильина, В.В. краевского, Н.к. Сергеева, В.В. Серикова и др.), раскрывающих современные подходы к построению целостного педагогического процесса, результатом которого является восхождение к целостности интегративных новооб-
разований личности, мы понимаем под творческой компетентностью будущих педагогов-хореографов одно из таких личностных новообразований.
Теоретический анализ научной литературы и результатов опытно-экспериментальной работы, проводимой в 2007-2012 гг. в Волгоградском государственном институте искусств и культуры и Институте художественного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета, позволяет нам рассматривать творческую компетентность будущих педагогов-хореографов как базовую профессиональную компетентность, динамическое профессионально-личностное образование, проявляющееся в способности к управлению профессиональным и любительским хореографическим коллективом, проектированию педагогической деятельности по созданию хореографических авторских продуктов, нацеленных на приобщение к общекультурным, эстетическим и педагогическим ценностям.
В структуре творческой компетентности целесообразно выделить субъектную творческую позицию будущего педагога-хореографа, способность к выявлению значимых в воспитательном отношении социальных и личностных проблем как основы для замысла хореографической постановки, способность к художественнотворческому воплощению хореографических образов на основе общепедагогических и специальных знаний в соответствии с современными тенденциями развития хореографического искусства и техники танца. Творческая компетентность будущих педагогов-хореографов проявляется в опыте решения профессиональных хореографических задач на высоком художественном и педагогическом уровне, в художественно-проектной деятельности, выраженной в художественно-хореографических образах, продуктах хореографической деятельности. Наилучшим образом творческая компетентность будущих педагогов-хореографов проявляется в следующих функциях: дидактической, воспитательной, социальной, гендерной и креативной (интегративной).
Система высшего профессионального хореографического образования в нашей стране за последние десятилетия радикально не изменилась и продолжает обучать специалистов на основе методик, которые были разработаны много лет назад и предназначены только для профессиональной подготовки балетмейстеров классического балета и народного танца, без учета специфики работы в любительских хореографических студиях [З].
їв
В вузах искусств и культуры будущие педагоги-хореографы обучаются танцу, копируя движения преподавателя, высчитывая музыкальные размеры, оценивая свое изображение в зеркале. Обучение традиционно строится на изучении танцевальной техники, недостаточное внимание уделяется эмоциональному восприятию, смыслотворчеству в танце, что дает основание для выделения дидактической функции, требующей сегодня новых подходов к обучению будущих педагогов-хореографов. Дидактическая функция выстраивается из таких сущностных характеристик, как способность к самообучению творчеству (личностный аспект) и способность к смыслотворческому обучению своих воспитанников-танцоров (профессиональный аспект), требующих взаимодействия хореографического и педагогического знания, образующих новые ценности, которые расширяют уже познанную реальность как механизм смыслотворчества в хореографии. В этой связи перед вузами искусств и культуры актуализируется задача наряду с обучением ремеслу создавать условия для творчества, целенаправленно формировать у будущих педагогов-хореографов творческую компетентность.
Поскольку хореограф в своей деятельности выступает также в роли педагога, то уместно выделение воспитательной функции. Для воспитуемых очень важно все, что делает воспитатель (педагог-хореограф), каждое его слово и действие, даже внешний облик -подтянутость, опрятность, аккуратность, его манеры, походка - производят впечатление на его учеников, все воспитывает. Воспитательная функция выстраивается из таких сущностных характеристик, как способность к эмоциональному, выразительному, авторскому показу танцевальных движений (личностный аспект) и способность «увлечь танцем» своих воспитанников-танцоров (профессиональный аспект). отсутствие пластической выразительности у педагога ведет к тому, что танец предстает перед учащимися как вялый, монотонный набор движений, за которыми им сложно почувствовать произведение искусства, способствующее обогащению их духовного мира.
Современная социокультурная и экономическая ситуация в обществе потребовала творческого осмысления накопленного опыта и пересмотра задач работы с любительским хореографическими коллективами, нацеленных наряду с решением задач творческого развития детей и молодежи на их социальную защиту, поддержку, реабилитацию средствами хореографии, что обу-
словило выделение социальной функции, выражающейся в потребности изменения содержания профессиональной подготовки будущего педагога-хореографа, дополнения его знаниями и умениями коррекционной работы (учет непропорциональности тела учащегося, плоскостопия, физических недостатков, отклонения в развитии, требующих терпеливого исправления) на основе разработки профессиональных коррекционных программ, предусматривающих особенности индивидуального развития детей. В качестве социально-педагогической поддержки в Волгоградском государственном институте культуры и искусств была организована и выпущена небольшая экспериментальная группа на хореографическом отделении студентов с нарушениями слуха. «Слышащая часть» группы языком жестов воспроизводила информацию теоретического курса «слабослышащей» группе студентов. Эти выпускники сегодня успешно работают в специализированных образовательных и социальных учреждениях педагогами-хореографами, создают творческие хореографические коллективы, участвуют в фестивалях и конкурсах наряду с обычными участниками. Данный эксперимент позволил преодолеть социальный дискомфорт и обеспечил положительную динамику адаптации, дал возможность новых ощущений, пробудил у детей и будущих педагогов-хореографов уверенность в том, что они могут быть успешными, проявлять и реализовать свои художественнотворческие способности наравне с другими. Сущностные характеристики - способность к эмпатии с детьми, не обладающими хореографическим дарованием (личностный аспект), и технологические умения социально-коррекционной творческой работы с детьми, имеющими физические недостатки, отклонения в развитии, но интересующимися хореографией (профессиональный аспект).
Гендерная функция предполагает умение будущего педагога-хореографа управлять процессом гендерной социализации на уроках хореографии, организовывать учебный процесс на основе идей гендерного равенства; способность, с одной стороны, улавливать и предотвращать любые проявления дискриминации по признаку пола (сексизм), а с другой -учитывать гендерные особенности обучающихся, способствуя развитию их гендерной идентичности, становлению неповторимой женской/мужской индивидуальности через хо-
реографические образы. Сущностные характеристики - способность к саморазвитию женской/мужской уникальности через хореографические образы (личностный аспект) и способность к гендерной толерантности, правомерному принятию различных гендерных хореографических образов (маскулинных, гипер-маскулинных, фемининных, гиперфемининных, унисекс) своих воспитанников-танцоров (профессиональный аспект).
креативная функция включает все вышеперечисленные функции, являясь интегративной, выражается в стремлении будущих педагогов-хореографов к поиску новых танцевальных идей, свежих решений, постоянном личностном самосовершенствовании, творческой самореализации в профессии и социальной жизни средствами хореографии. Сущностные характеристики - способность к самообучению творчеству, самовоспитанию хореографической выразительности, эмпатии к «незвездным» танцорам, хореографической гендерной уникальности (личностный аспект) и способность к смыслотворческому обучению, «увлечению танцем» своих воспитанников-танцоров, социальнокоррекционной творческой работе с детьми, гендерной толерантности к их хореографическим образам (профессиональный аспект).
Непременными условиями повышения качества будущих педагогов-хореографов в вузах искусств и культуры в соответствии с реализацией новых образовательных стандартов ФГОС ВПО, наряду с обучением хореографическим навыкам, являются раскрытие индивидуальности каждого студента и студентки, воспитание будущего педагога-хореографа - творца, обладающего интеллектом, абстрактным и парадоксальным мышлением, свободно владеющего способами самобытного выражения своего внутреннего мира, а также педагогическими приемами передачи хореографических идей, замыслов и знаний своим воспитанникам в процессе будущей профессиональной деятельности, организации творческого процесса в хореографическом коллективе. Проведенное исследование, подтверждаемое результатами опытно-экспериментальной работы, позволяет нам рассматривать творческую компетентность будущих педагогов-хореографов как базовую профессиональную компетентность, требующую дальнейшего исследования и целенаправленного формирования в системе высшего художественного образования.
литература
1. Бережная Е.А. Развитие основ профессионального творчества будущих хореографов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла : автореф. дис. ... канд пед. наук. Ростов-н/Д., 2008.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие. М. : Высш. шк., 1991.
3. Никитин В.Ю. О некоторых актуальных проблемах профессионального обучения хореографов на современном этапе // Образование и общество. 2007. №3.
4. Пономарев Я.А. Психология творчества. М. : Педагогика, 1976.
Essential characteristics of creative competence of future choreography teachers at a higher school
There are described the essential characteristics of creative competence of future choreography teachers in the course of professional training at a higher school through the didactic, educational, social, gender, creative (integrative) functions.
Key words: creative competence, choreography, professional training at higher schools of arts and culture, choreography teachers.
в.И. токтарова
(Йошкар-ола)
учебно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ в условиях информационнообразовательной среды вуза
Раскрываются особенности учебно-методического обеспечения в условиях информационно-образовательной среды для эффективной организации и функционирования современного образовательного процесса в высшей школе.
Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, информационно-образовательная среда, теория и методика профессионального обучения.
Сегодня развитие системы высшего образования обусловлено переходом на новую модель подготовки специалистов, основанную на компетенциях, которыми должен обладать
1S
© Токтарова В.И., 2013