Т. В. Парфёнова
(г. Тихвин)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
DEVELOPING INFORMATIONAL AND MATHEMATIC COMPETENCE OF STUDENTS IN A MEDICAL COLLEGE
В статье обоснована актуальность проблемы формирования информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа, определена сущность понятия «информационно-математическая компетентность», представлены разработанные автором концептуальные основы и модель формирования информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа
Ключевые слова: информационно-математическая компетентность, модель, информационно-математическая компетентности, студенты медицинского колледжа
In the article the relevance of the problem of developing informational and mathematic competence of students in a medical college is proved, the essence of the term " informational and mathematic competence " is defined, conceptual basis and the model of developing informational and mathematic competence of students in a medical college are presented
Keywords: informational and mathematic competence, model, informational and mathematic competence, medical college students
Развитие системы среднего профессионального образования по подготовке медицинских работников направлено на формирование высококвалифицированных, конкурентоспособных выпускников, умеющих качественно решать задачи профессионального плана на основе информационно-математической компетентности. Этого требуют условия общественного развития, сложившиеся под влиянием информационной революции и информационно - технического прогресса.
Современные работодатели заинтересованы в таком медицинском работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, в том числе и с помощью математических расчётов, обладает творческим мышлением, грамотно работает с информацией, применяет информационные технологии на практике в конкретной жизненной и профессиональной ситуации.
Однако проблема формирования информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа на сегодняшний день крайне мало представлена в современной педагогической литературе, что и определило необходимость нашего исследования.
Введение курсов математики и информационных технологий в процесс профессиональной подготовки студентов медицинских колледжей в условиях среднего профессионального образования является залогом формирования высокой профессиональной компетентности выпускника, поскольку информационно-математическая компетентность выступает неотъемлемой компонентой профессиональной деятельности современного медицинского работника.
В условиях медицинского колледжа решение этой актуальной проблемы носит системный характер и может быть реализовано на основе предложенной нами в ходе исследования концептуальной модели.
Модель формирования информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа включает такие компоненты, как цель, принципы, этапы и условия формирования теоретических и практических основ информационно-математической компетентности, их результат.
На основе методологии системного подхода к подготовке личности будущего профессионально грамотного специалиста-медика рассматриваем «совокупность методов,
приёмов, использующихся в различных науках, научном познании и преобразовании мира» для организации процесса «познания, овладения знаниями в условиях информационного общества». [2]. Информационно-математическая компетентность представлена в модели как ключевая компетентность для освоения других специальных медицинских дисциплин и приобретения профессиональных навыков, она повышает конкурентоспособность специалиста-медика как профессиональной личности на рынке труда.
Определяя цель модели формирования информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа, опирались на требования Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования, отражающих социальный заказ общества на подготовку современного уровня медицинских работников среднего звена. На этой основе цель нашей модели определили как необходимость формирования информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа в современных условиях развития информационного общества и складывающегося рынка труда для медицинских работников в качестве существенной составляющей развития личности выпускника колледжа.
Поэтому важнейшим принципом формирования информационно-математической компетентности, обеспечивающим достижение поставленной цели считаем возможность - от формирования информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа - к формированию профессиональной личности медицинского работника.
На основе поставленной цели и ведущего принципа формирования информационно-математической компетентности определяем общий комплекс изучения всех предметов учебного плана, уделив особое внимание изучению учебных дисциплин «Математика» и «Информатика» по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Стоматология ортопедическая».
По дисциплине «Математика» студенты, получившие эти специальности, должны знать значение математики в профессиональной деятельности; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; понятия и
методы теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления; уметь решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности.
По учебной дисциплине «Информатика» студенты-медики должны знать методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи информации; основы взаимодействия с операционной системой персонального компьютера и пакеты прикладных программ; вопросы автоматизации рабочих мест медицинского персонала с использованием компьютеров; направления использования компьютерных технологий в приборах и аппаратуре медицинского назначения, в клинике ортопедической стоматологии и технологиях изготовления зубных протезов; уметь использовать компьютерные технологии в профессиональной и повседневной деятельности.
На основе освоения учебных дисциплин «Математика» и «Информатика» у студентов медицинского колледжа формируют компетентности, заявленные в ФГОС, а именно: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
При изучении математики и информатики у будущих медицинских работников формируются профессиональные компетентности: проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения, проведение санитарно-гигиенического воспитания населения, участия в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, представление информации в понятном для пациента виде, с объяснением ему сути вмешательств, осуществление лечебно-диагностических вмешательств, взаимодействие с участниками лечебного процесса, сотрудничество с организациями и службами, ведение утвержденной медицинской документации.
В соответствии с программами учебных дисциплин «Математика» и «Информатика» у студентов медицинского колледжа сформированы такие свойства личности как мотивация, воля, готовность к профессиональной деятельности, которые необходимы будущему медицинскому работнику.
На основании знаний, умений, навыков, качеств личности формируется готовность к профессиональной деятельности - как психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей [7].
При формировании информационно-математической компетентности на занятиях по учебным дисциплинам «Математика» и «Информатика» наиболее продуктивными являются такие формы проведения аудиторной деятельности, как игровые технологии, проектные технологии [4], уроки-конференции, исследовательская деятельность по применению математики и информатики в медицине и формы проведения внеаудиторной деятельности, такие как предметные декады, дистанционные олимпиады, конкурсы различного уровня, научно-практические конференции [4].
Все вместе эти виды работы формируют в течение всего срока обучения у студентов медицинского колледжа такие качества как социализация (позволяет студентам медицинского колледжа осознавать себя частью социума); самореализация (поле самовыражения, в котором студент проверяет свои силы, самоутверждается): коммуникативная (позволяет студентам войти в реальный контекст сложных человеческих отношений), развивающая (позволяет проявлять и совершенствовать различные качества и способности студентов и выявлять их интересы и наклонности), дидактическая (облегчает вхождение студента в мир знаний); коррекции (позволяет внести позитивные изменения в проведение игры, является средством преодоления трудностей): диагностическая (позволяет отслеживать динамику интеллектуального, практического, профессионального и эмоционального развития), развлекатель-
ная (доставляет удовольствие, может воодушевить, пробудить интерес к познанию][1].
Важнейшим является в работе будущего медицинского работника автоматизированное рабочее место (АРМ] как необходимое условие формирования информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа для овладения профессиональными навыками.
Это связано с тем, что медицина сейчас одна из самых значимых областей человеческой деятельности. Внедрение автоматизированных рабочих мест специалиста (АРМ] в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ], широкая компьютеризация требуют от медицинского персонала глубоких знаний в области математики и информатики, умения работать с помощью самых новейших компьютерных технологий. Использование информационных технологий в современных медицинских центрах позволит легко вести полный учет всех оказанных услуг, сданных анализов, выписанных рецептов, значительно упрощает ряд рабочих процессов и повышает их эффективность при оказании медицинской помощи жителям. Компьютеры стали составной частью лечебно-диагностического оборудования. К таким исследованиям можно отнести компьютерную томографию, томографию с использованием явления ядерно-магнитного резонанса, исследования с применением изотопов. Количество информации, которое получается при таких исследованиях, так огромно, что без компьютера человек был бы не способен ее воспринять и обработать. Однако наиболее существенной задачей для специалиста-медика является АРМ [3].
Мотивация в профессиональной области осуществляется на конкретных примерах использования информационных технологий в будущей профессиональной деятельности путем введения в учебный процесс задач профессиональной ориентации. Это работа с программами MS Publischer (создание буклетов, публикаций, памяток на медицинскую тему для пациентов), MS Power Point (создание компьютерной презентации по интересующему медицинскому вопросу для выступления на конференциях], MS Word (написание рефератов, докладов на медицинскую тему], MS Excel (оформление таблиц, создание диаграмм для ведения учета медицинской доку-
ментации], браузеры Интернета (поиск информации по профессиональным вопросам, участие в видеоконференциях различных масштабов, отправление анализов пациентам по электронной почте, заказ талонов через Интернет].
Таким образом, активное и многофункциональное использование компьютерных технологий в образовательном процессе знакомит студентов медицинского колледжа с современными компьютерными технологиями, вырабатывает умение применять их в различных сферах профессиональной деятельности, позволяет развивать у будущих специалистов умение логично и целенаправленно излагать свои мысли, работать с дополнительной литературой, глубоко осмысливать материал, выделять в информации главное и второстепенное, структурировать материал, составлять схемы и таблицы, развивать навыки моделирования и дизайна.
Применение информационных технологий является необходимым компонентом формирования информационной культуры будущего специалиста.
Одним из условий формирования информационно-математической компетентности является применение математических методов в профессиональной деятельности. Это необходимо в связи с тем, что в практической деятельности медицинский работник применяет математические методы при растворении веществ, разбавлении растворов, разведении лекарственных препаратов. Ему необходимы вычислительные навыки, способность производить расчеты. В связи с этим в курс изучения учебной дисциплины «Математика» необходимо включать задачи по анатомии, фармакологии, педиатрии, терапии, гигиене питания.
Таким образом, в процессе обучения математике сформируется такое профессиональное качество как умение анализировать клинические ситуации.
Решение задач медико-биологического характера дает значительный мотивацион-ный эффект, что обеспечивает высокое качество обучения. Существенную роль играет статистика, умение правильно обработать информацию, сделать достоверный вывод или прогноз на основании имеющегося статистического материала. Решение задач по медицинской статистике нацелено на решение наиболее выраженных современных проблем здоровья населения [6].
Все вышеперечисленные направления по учебным дисциплинам «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Математика» в медицинском колледже применяются на всех этапах обучения будущего медицинского работника и являются необходимым компонентом формирования информационно-математической компетентности будущего специалиста. Основными ориентирами в формировании информационно-математической компетентности будущих медицинских работников становятся повышение профессиональной компетентности, умение работать в информационно-образовательной среде, толерантность, коммуникабельность, способность к сотрудничеству и самостоятельному приобретению знаний и моделированию явлений и процессов. Обязательная подготовка медицинских кадров в области компьютерных технологий положительно влияет на решение медицинских задач в качестве повышения охраны здоровья населения.
Литература
1. Естомина М.В. Из опыта работы преподавателя педагогического колледжа // Специалист. -№7. - 2011. - С.21.
2. Жилина А.И. Управление знаниями в условиях формирующейся системной парадигмы управления образованием начала ХХ1 века. // Сб.н.тр. конференции 1-3 декабря, 2011 г. РГПУ им.А.И.Герцена «Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности». - СПб: РГПУ им.А.И.Герцена, 2011.-С.112-125.
3. Омельченко В.П., Демидова А.А. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 588 с. - (Среднее профессиональное образование).
4. Парфёнова Т.В. Проектная деятельность как средство управления знаниями при формировании информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа // XIX Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. Конф. СПб. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2015. - Т. II. - С. 145-150.
5. Парфёнова Т.В. Развитие информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа на основе внеаудиторной работы // Современные подходы создания открытой образовательной среды: научн.-метод.сб. - СПб.: ЛОИРО. - С. 200-205.
6. Парфёнова Т.В. Развитие математической компетентности будущих медицинских работников среднего звена // Вестник ЛГУ им.А.С. Пушкина, СПб, научный журнал №4. Т.3. Педагогика. - 2013. - С.106-110.
7. URL: Психологический словарь http://azps.ru/handbook/g/goto657.html
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Стоматология ортопедическая». Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2009 г.