[9] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
PSYCHOLOGICAL AND LEGAL BASIS OF THE PROFESSIONALISM OF COUNSEL
Kirichenko Alexander Viktorovich (Moscow, Russia) - D.Ps. Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; [email protected] Gagarin Konstantin Nikolaevich (Moscow, Russia) - advanced student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; [email protected]
Abstract
The article is devoted to the study of psychological and legal basis of professionalism lawyer, describes the psychological and legal determinants of providing social and communicative competence of counsel.
Key words: psychological and legal grounds, professionalism, career lawyer.
УДК 37.01
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СОЦИАЛИЗИРУЮЩИХ ВЛИЯНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАПРОДУКЦИИ
Книжникова Светлана Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»; ул. Сормовская, 173, Краснодар, Россия, 350080; e-mail: [email protected]
Аннотация
статья посвящена представлениям подростков о медиабезопас-ности.
Ключевые слова: девиантное поведение, медиапродукция, подростки.
Исследователи факторов социализации часто называют медиасреду одной из воспитательных сил общества, но если более пристально посмотреть на современную медиапродук-цию, предназначаемую для подрастающего поколения, то становятся очевидными и ее разрушительные эффекты. Следует признать, что большинство детско-подростково-молодежных медиатекстов утратили свою основную функцию - воспитательную. Ученые указывают на «обратную сторону медали» медиасреды: возможность формирования виртуальной ад-дикции (геймерства, чрезмерной увлеченности социальными сетями, патологической идентификации в виртуальном пространстве), преобладание потребительских призывов в ущерб нравственным правилам, распространение кибербуллинга и «ненавистнического» контента, извращение ценностно-ориентировочных установок, искажение картины мира.
А тем временем подростки молодежь не просто пользуются медиапродукцией, они в ней живут. Представляем вниманию результаты опроса, организованного нами среди школьников Краснодарского края в 2014 году.
С помощью вопросов «Какой точки зрения Вы придерживаетесь относительно жестоких компьютерных игр?», «... жестоких фильмов, мультфильмов?» оценивалась подверженность подростков следующим эффектам медианасилия: сугге-сто-подражательный эффект; эффект ослабления внутренних запретов на девиантное поведение; эффект ожидания девиант-ного поведения от окружающих. 10% респондентов согласны, что все медиапотребители компьютерных игр подвержены действию суггесто-подражательного эффекта и эффекта ослабления внутренних запретов на девиантное поведение; 10% считают, что юные зрители, читатели, компьютерные игроки могут испытывать на себе эффект тревожного ожидания девиантного поведения от окружающих; 22% уверены в наличии эффекта равнодушия к девиантному поведению окружающих, провоцируемого медианасилием. Тем не менее, 45% респондентов уверены в безопасности (23%) или пользе медианасилия (22%) и уже демонстрируют подверженность эффекту ослабления внутренних запретов на девиантное поведение, эффекту равнодушия к девиантному поведению окружающих, эффекту постепенной реактивации имеющихся
личностных деструкций и эффекту «запретного плода». 12% респондентов не задумывались о воздействии медианасилия, но выявленные впоследствии респонденты с такими ответами склонялись больше к безвредности агрессивных компьютерных игр. В целом ответы юношей более «смягченные» по отношению к вреду от компьютерных игр. Ответы на вопрос о влиянии жестоких фильмов и мультфильмов распределились схожим образом.
Вопросом «Вы стали взрослым человеком, у Вас растет сын или дочь. Какую точку зрения Вы поддержите?» мы пытались установить мнение подростков о родительских функциях при использовании детьми медиапродук-ции. Также была гипотеза (впоследствии подтвержденная), что через ответы респонденты охарактеризуют отношение их родителей к использованию детьми медиапродукции. В итоге: подавляющее большинство подростков (считайте, их родителей)«разрешают» просмотр сцен насилия с 10 лет (20%) или 14 лет (25%), 25% допускают всевозрастной просмотр медианасилия в присутствии родителей; 15% подростков уверены, что ребенок в любом возрасте может самостоятельно определяться с предпочтениями медиапродукции.
Вопрос «Считаете ли Вы, что в фильмах, мультфильмах, играх для детей обязательно должны разъясняться нормы поведения, т.е. что можно делать и нельзя делать ни при каких обстоятельствах в реальной жизни?» предназначался для выявления мнений подростков о воспитательных функциях медиапродукции. Основная часть подростков (68%) считают, что разъяснением норм и правил поведения должна заниматься семья. Предполагаем, что подростки, во-первых, не совсем осознают силу воздействия медиапродукции на ценности, жизненные ориентиры и мировоззренческие позиции; во-вторых, медиапродукции отводят лишь релаксационную, развлекательную или информационную функции; в-третьих, высказывают «общераспространенное» мнение о воспитательном приоритете семьи. Предсказуемо юноши более «независимо» отвергают (34%) необходимость разъяснения детям через медиапродукцию макросоциальных норм.
Одним из самых информативных был вопрос об отношении к «девиантным» сценам в медиапродукции. Анализ усредненных ответов показал, что наибольшее возмущение у всех опрошенных вызывают сцены издевательств над животными и грубости мужчины по отношению к женщине (по 44%). Остальные сцены девиантного поведения не вызывали серьезного возмущения у двух третей опрошенных! Феноменальное равнодушие респонденты продемонстрировали относительно сцен брани (94%) и натуралистичного изображения ран, кро-вопотери, процесса умирания (69%). Наиболее приемлемыми стали сцены: участия в азартных играх (82%), употребления табачной продукции (72%), натуралистичного изображения насилия (51%), культа обогащения (49%).
При вопросе о поступках главного героя из «любимого» медиапродукта и их соотношении с социальными нормами, оказалось, что более половины опрошенных симпатизируют герою, поступки и поведение которого частично (34%) или полностью (22%) не соответствуют нормам порядочности, честности, доброжелательности, нравственности. 12% респондентов вообще не оценивают, не задумываются о поведении героев медиапродукции. Отметим, что юношам чаще импонируют асоциальные герои, нежели девушкам. При личных беседах оказалось, что под «положительным» героем часто подразумевался привлекательный, сильный, уверенный в себе человек, но положительные нравственные качества в этот «идеал» подростки практически не вкладывают.
Самонаблюдения респондентов о возможных личностных изменениях под влиянием медиаконтента выглядят следующим образом: 19% замечают у себя агрессивные тенденции, 14% отмечают провоцируемое медиапродукцией равнодушие к окружающим, 13% ощущают страх и тревогу. 42% респондентов признались, что они не замечают в себе негативных изменений, но постоянно слышат от близких о своих изменениях в худшую сторону. Особенно выражено это мнение среди юношей (57%), что опять-таки связано с их часто встречающейся зависимостью от онлайн-игр. Лишь 5% подростков находят позитивные воздействия медиапродукции (по самонаблюдениям - 4%, по мнению близких - 1%).
Представления подростков о медиапродукции как о факторе социализации выявлялись с помощью вопроса: «Как Вы считаете, какое воздействие оказывает современная медиа-
продукция на детей и молодежь?». По мнению респондентов, современная медиапродукция: помогает налаживать общение (в совокупности 84% мнений), отвлекает от проблем (в совокупности 76%), отвлекает от скучной реальности (в совокупности 74% мнений), обучает, готовит к жизни реальности (в совокупности 62% мнений). Около половины респондентов выбрали ответ, что медиапродукция мешает пониманию между родителями и детьми, но не стоит обольщаться, подростки вовсе не сокрушаются об утрате детско-родительской близости... Этот ответ выбрали и те, кто считают, что родители «не разбираются» в современных гаджетах и не в состоянии оценить их прелести, а также те, кто думает, что родители беспричинно мешают блаженному пребыванию в виртуальном пространстве.
В подобных опросах существует известная доля погрешности, связанная с субъективной трактовкой респондентами вопросов и ответов, но общий массив данных говорит о специфичном ценностно-смысловом пространстве и мировоззренческих ориентирах современных подростков. Опасения родителей, наблюдения учителей подтвердились - подрастающее поколение воспитывают уже не семья и педагоги, а медиапродукция [1]. А тезис о семье как об основном первичном институте социализации следует признать устаревающим... Полагаем, что результаты подобных опросов, тревожные наблюдения девиантогенных эффектов современной медиапродукции, актуализируют исследования, посвященные минимизации вредных медиавлияний [2], стимулируют накопление психолого-педагогического опыта противодействия деструктивному влиянию девиантогенной медиапродукции.
Литература
[1] Бережнова Д.Б. Формирование толерантности подростка как результат готовности педагога к межэтническому взаимодействию // Акмеология. С/в № 3-4. 2014. С. 39-41.
[2] Ус О.А. Формирование самопродуцируемых убеждений как средство превенции аддиктивного поведения // Акмеология. С/в № 3-4. 2014. С. 171-172.
PRESENTATION TEENAGERS ABOUT SOCIALIZING
INFLUENCE OF MODERN MEDIA PRODUCTION
Knizhnikova Svetlana Vitalievna - Ph.D., Associate Professor, Kuban State University; str. Sormovskaya, 173, Krasnodar, Russia, 350080
ABSTRACT
Article is devoted to ideas teenagers about the media-safety. Keywords: deviant behavior, media production, teenagers.
УДК 159.9.072.432
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОДУЛЬНОГО СОЦИОТЕСТА
Ковалёв Вячеслав Владимирович - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС); пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; [email protected]. Прокопенко Елизавета Сергеевна - психолог-акмеолог, магистрант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС); пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; [email protected] Ключевые слова: ценностно-ориентационное единство, самооценка, антиципация, стратегическое прогнозирование, экспертный опрос, методика 3600, ассессмент-центр, межличностные отношения, модульный социотест.
АННОТАЦИЯ
Описаны способы метрической и качественной оценки ценностно-ориентационного единства группы, параметров самооценки и социальной антиципации её членов и руководителей при помощи модульного социотеста, а также его ис-
пользование как экспертный опрос 3600 в ассессмент-центре организации.
Постановка проблемы. Модульный социотест является современным методом оценки межличностных отношений, индивидуальных и профессионально-деловых качеств в малой группе. Каждый член группы оценивает других по заданным критериям (модулям), используя метрическую шкалу от -5 до 5 (или от 0 до 10). В базовом варианте методика позволяет узнать:
1) неформальный статус членов группы (лидер, выше среднего, средний, ниже среднего, аутсайдер);
2) ранговую позицию по каждому модулю;
3) социально-перцептивные характеристики: адекватность оценки отношения коллег к себе - значительно недооценивает (ЗН), недооценивает (Н), адекватно оценивает (А), переоценивает (П), значительно переоценивает (ЗП); уровни развития социально-перцептивной компетентности - низкий (ЗН+ЗП), средний (Н+П), высокий (А);
4) конфликтность (индекс конфликтности, интенсивность конфликтов, тип конфликтных диад);
5) характеристику межличностных отношений в диадах (от дружбы до острого конфликта). Данных, полученных в результате опроса, достаточно для подготовки развернутого психологического заключения [1, 4-7].
Тем не менее, возможностей углубленной интерпретации получаемых эмпирических данных существует намного больше. Каждая из них разрабатывается под прикладной запрос. Некоторые из них будут рассмотрены далее: 1) определение и оценка ценностно-ориентационного единства группы, 2) оценка социальной рефлексии членов группы, 3) оценка социальной антиципации членов группы и её руководителя, 4) экспертный опрос по методу 360 в ассессмент-центре.
Оценка ценностно-ориентационного единства группы. Для измерения данного показателя в опрос включаются модули «Нравственные качества», «Мешает-помогает», «Личные интересы - Интересы группы», «Альтуизм - эгоизм», «Орга-низаторско-деловые качества», «Организаторские качества в сфере досуга группы». С помощью ранговой корреляции Спирмена выявляются и ранжируются самые сильные связи с общим статусом в группе и между всеми модулями. Выявленным связям дается качественная интерпретация. Различные подразделения одной организации сравниваются между собой.
Оценка социальной рефлексии. Данный вариант предполагает оценку каждым респондентом себя наряду с другими. В общие таблицы ввода данных в программе обработки эти оценки не ставятся, а вписываются справа отдельным столбцом на листе ввода данных. Адекватность самооценки рассчитывается как разность между самооценкой по модулю и персонифицированной средней оценкой по нему. Полученное значение для каждого будет относиться к одной из 5 групп: ЗН при < -1а, Н при -0,5 а ^ -1а, А при ±0,5а, П при 0,5а ^ 1а, ЗП при >1а. Параметры выявления уровня развития социальной рефлексии в сфере самооценивания аналогичны вышеуказанным для социальной перцепции.
Оценка социальной антиципации (СА) членов группы. СА - это один из видов опережающего отражения, проявляющийся в сфере предвосхищения процессов социального взаимодействия и межличностных отношений [2, 3]. Процедура измерения СА: каждый модуль оценивается дважды -текущий момент («Сейчас») и ожидаемое состояние через определённый срок (например, «Ваш прогноз через полгода»), рядом проставляется степень уверенности в этом прогнозе (в шкале от 0 до 10). Повторный опрос проводится через указанный срок. СА членов группы определяется через разность между индивидуальным прогнозом первого опроса и реальной оценкой, полученной при повторном опросе. Показатель точности прогноза и уровней развития СА также аналогичен показателям адекватности социальной перцепции и рефлексии. Помимо рейтинга развитости СА есть возможность посмотреть её особенности в динамике диадных отношений.
Показатель уверенности в своём прогнозе анализируется сопряжёно с точностью прогноза и также ранжируется по уровням и тенденциям. Показатель субъективности прогноза рассчитывается как корреляция между индивидуальными оценками по каждому модулю «Ваш прогноз через полгода» и модулем «Моё отношение». Чем сильнее связь с данным модулем, тем субъективнее прогноз. Показатель объектив-