УДК 159.9
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ АДВОКАТА
Гагарин Константин Николаевич (Москва, Россия) - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; [email protected]
Кириченко Александр Викторович (Москва, Россия) - доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; [email protected]
Аннотация
Статья посвящена изучению социально-коммуникативная компетенция адвоката, описаны психолого-правовые детерминанты, обеспечивающие социально-коммуникативные компетенции адвоката.
Ключевые слова: социально-коммуникативная компетенция, профессионализм, профессиональная деятельность адвоката.
Адвокатская деятельность - профессиональная правовая деятельность специалистов-правоведов, реализующих юридически независимо от государства профессионально-юридические функции по защите прав, свобод и интересов доверителей. В соответствии с действующим федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Адвокатская практика строится на основе принципов законности, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов [9].
Базовый принцип законности трактуется как юридическая обоснованность любых видов адвокатской практики, предполагающей применение только законных средств, способов, методов и форм решения вопросов. Основная задача адвокатской деятельности состоит в восстановлении нарушенной законности.
Адвокат, получивший статус адвоката в соответствии с указанным федеральным законом законодательном порядке, осуществляет на профессиональной основе квалифицированную юридическую помощь физическим и юридическим лицам, выступающих в качестве доверителей, на основе принципов конфиденциальности, профессионализма, глубоких знаний и опыта, личностного, индивидуального подхода, в защите их прав, свобод и интересов в целях обеспечения доступа к правосудию[9].
Адвокат, реализующий свои полномочия в рамках профессиональной деятельности, занимается сбором сведений, необходимых для оказания юридической помощи, включая справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти различного уровня, а также общественных объединений и иных организаций; опрашивает на добровольной основе лиц, которые предположительно владеют информацией, имеющей отношение к делам, по которым работает адвокат; собирает и представляет предметы и документы, которые могут играть роль вещественных и иных доказательств в рамках судебного разбирательства, в соответствии с законными нормами; привлекает, опираясь на договорную основу, различных специалистов для оказания экспертных услуг, имеющих отношение к процедуре оказания юридической помощи; беспрепятственно встречается со своим доверителем, соблюдая конфиденциальность (включая периоды его содержания под стражей); фиксирует (при помощи технических средств) значимую информацию, которая содержится в материалах дела, в рамках которого адвокатом оказывается юридическую помощь, при этом он должен соблюдать государственную и иную охраняемую законом тайну; совершает иные действия, которые не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Анализ данного перечня функциональных обязанностей адвоката показывает, что он, реализуя свои полномочия в значительной степени занимается коммуникациями, в рамках которых и через которые он занимается собственной профессиональной деятельностью по оказанию юридической помощи доверителям.
Таким образом, высокая эффективность профессиональной деятельности адвоката реализуется за счет системы профессиональных компетенций, составляющих основу его
профессионализма, главной из которых выступает социально-коммуникативная компетенция адвоката, которая играет, по сути, доминирующую роль в обеспечении реализации его профессионально-функциональных обязанностей.
Анализ научной литературы по юридической психологии показал, что психологические особенности юридического труда целенаправленно исследуются в целом ряде работ, в частности в работах В.Л. Васильева; М.И. Еникеева, В.В. Романова; Ю.В. Чуфаровского, Г.Г. Шиханцева, Ю.В.Синягина и других авторов. Проблему повышения эффективности профессиональной деятель
ности юристов разрабатывают А.А. Деркач, В.Л. Васильев, Д.П. Котов). Активно идет разработка психологических законов, закономерностей, детерминант, особенностей правоприменительной
деятельности специалистов-юристов различного профиля в целях повышения эффективности деятельности юридического труда, разрабатываются профессиограммы юридических профессий и психограммы специалистов-юристов [1, 2]. В рамках прикладных исследований в области юридической психологии изучается система профессионально важных качеств специалистов-юристов различного профиля, обусловленные психологическими особенностями юридического труда
(Б.Г. Бовин, В.В. Романов). В настоящее время появилось много работ по юридической психологии, посвященных методологическим аспектам диагностики профессионально важных качеств сциалисто-юристов различного профиля (Ю.Н. Голованов, Г.С. Човдырова, Е.Н. Соколова). Активно исследуются психологические особенности личности оперативных работников правоохранительных органов, следователей, судей, специалистов юридического консалтинга (Ю.В. Синягин,
И.А. Базанов, И.В. Шеремета, А.В. Бедрацкая) [6, 11]. Однако разработке проблемы социально-коммуникативная компетенция адвоката уделено очень мало научного внимания.
Таким образом, в рамках изучения разрабатываемой проблемы выявлен целый ряд противоречий:
- между высокой актуальностью проблемы психолого-правовых оснований социально-коммуникативная компетенция адвоката и низкой степенью ее разработанности;
- между острой потребностью адвокатов в системе развития его социально-коммуникативной компетенции и отсутствием практических разработок в этой области;
- между высокой значимостью социально-коммуникативная компетенции в профессиональной деятельности адвоката и слабой разработанностью технологий их реализации в адвокатской практике.
Проведенное диссертационное исследование психолого-правовых оснований социально-коммуникативных компетенций адвоката с использованием системы экспертной оценки (N=27) позволила выявить их структуру.
Высокий уровень социально-коммуникативной компетенций адвоката определяется комплексом, состоящим из правовой, информационно-психологической, социально-перцептивной, регулятивной, конфликтологической, аутопсихо-логической, экспертная, представительской и антикоррупционной детерминант.
Разработка психолого-правовых оснований социально-коммуникативная компетенция адвоката является существенным вкладом в формирование целостной концепции профессионализма адвоката.
Разработка и внедрение теоретических основ психолого-правовых оснований социально-коммуникативная компетенция адвоката будет способствовать повышению эффективности адвокатской практики[4, 5].
Литература
[1] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
[2] Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д., 1999.
[3] Кириченко А.В., Кучер С.А Психолого-акмеологические основы построения системы безопасности современной коммерческой структуры// Новый юридический журнал. 2012, № 2, С. 56-65.
[4] Кириченко А.В., Шеремета И.В. Развитие профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга// Акмеология. 2012, № 2, С. 37-48.
[5] Кириченко А.В., Шеремета И.В. Психолого-акмеологические особенности развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга// Право и жизнь 2013, № 178 (4), С. 134-154.
[6] Кириченко А.В. Психолого-акмеологические закономерности профессионального профайлинга// Акмеология. 2014, Том 1-2.
[7] Кириченко А.В. Перспективы развития правовой акмеологии// Акмеология. 2014, Том 1-2. С. 102-105.
[8] Кодекс профессиональной деятельности адвоката от 31 января 2003 года (с изменениями и дополнениями, утвержденными II Всероссийским съездом адвокатов 08.04.2005; III Всероссийским съездом адвокатов 05.04.2007; VI Всероссийским съездом адвокатов 22.04.2013).
[9] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
SOCIO-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF COUNSEL
Gagarin Konstantin Nikolaevich (Moscow, Russia) - advanced student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; [email protected] Kirichenko Alexander Viktorovich (Moscow, Russia) - D.Ps. Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; [email protected]
Abstract
The article is devoted to the study of psychological and legal basis of professionalism lawyer, describes the psychological and legal determinants of providing social and communicative competence of counsel. Key words: psychological and legal grounds, professionalism, career lawyer.
УДК 159.9
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КРЕДИТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Гагарина Мария Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Ленинградский пр., 49; e-mail: [email protected]
Аннотация
статья1 посвящена разработке методов обучения рациональному кредитному поведению. Описывается авторская игровая методика. Приводятся результаты эмпирического исследования, отражающие основные ошибки заемщиков при погашении кредитов. Ключевые слова: кредитное поведение, принятие решений, кредитная компетентность.
Наши предыдущие исследования показали, что при принятии решения о порядке погашения задолженностей большинство респондентов допускают ошибки [1, 2]. Например, при выборе какой долг погашать - руководствуются суммой, доступной к размещению, размером долга; существует зависимость между личными особенностями и рациональностью долгового поведения. Научная актуальность исследования обусловлена недостатком исследований долгового и кредитного поведения, проведенных на отечественной выборке. Долговое поведения россиян имеет свои отличительные особенности, связанные с поздним формированием рынка кредитных карт, низким доверием населения финансовым институтам и предпочтением неинституциональных займов. Зарубежные исследования показывают, что большинство людей обладают недостаточной «долговой грамотностью» [6], то есть недооценивают во что выливаются проценты по кредиту, испытывают трудности при выборе кредита и его оплате, что ведет к росту задолженностей [4, 5]. Для проверки этого предположения и одновременного повышения «долговой грамотности», которую на наш взгляд более правильно назвать «кредитной компетентностью» мы разработали игру. Кредитная компетентность заключается в знании критериев выбора кредитной
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, Грант № 15-06-10710
организации, в понимании механизма накопления процентов по кредиту, оценке последствий и знание принципа погашения задолженностей, в случае если их несколько. Игра технически выполнена в виде в виде таблицы в Microsoft Excel, представляет собой кредитный портфель, включающий 6 кредитных карт с задолженностями и годовыми процентными ставками. Долг 1: 10000 руб., 20%; Долг 2: 25000 руб., 19%; Долг 3: 30000 руб., 24%; Долг 4: 35000 руб., 21%; Долг 5: 150000 руб., 28% и Долг 6: 200000 руб., 30%. Игрокам предлагается разместить суммы в специально отведенных ячейках, после чего все расчеты выполнялись автоматически и они видят суммы задолженности с учетом размещенных средств и процентной ставки в конце года (раунда) и итоговую. Игра имеет рациональное решение - необходимо полностью погашать задолженность с самой высокой процентной ставкой, затем переходить к следующей задолженности с самой высокой процентной ставкой и тогда можно закончить игру с положительным балансом в 5185 руб. Порядок погашения: Долг 6 (5-й раунд), Долг 5 (15-й раунд), Долг 3 (16-й раунд), Долг 4 (20-й раунд), Долг 1 (22-й раунд) и Долг 2 (25-й раунд). Любое отклонение от рациональной стратегии ведет к росту задолженности в конце игры. Перед началом игры участникам дается подробная инструкция и пояснения.
Изначально игра была разработана для студентов Финансового университета, изучающих дисциплину «Экономическая психология», затем в процесс исследования были включены другие категории испытуемых.
Всего в эксперименте приняли участие 211 испытуемых, в возрасте от 18 до 67 лет, средний возраст 24,2; женщин 118, мужчин 82, остальные пол не указали. Важность применения данной игры как средства обучения подтверждается следующими результатами и комментариями. При первом предъявлении рационально решили игру 4 испытуемых, при том, что в ходе выполнения задания многие высказывали предположение, что надо начинать с «самого большого долга», но не придерживались такого решения. Возникали комментарии: «у Вас тут ошибка в компьютере: я кладу деньги на счет, а долг растет!»; «а почему проценты начисляются каждый год?» и т.п. - все это указывает на недостаточное глубокое понимание механизма формирования проблемных задолженностей. В итоге средняя задолженность в конце игры составила 25 млн.руб., а максимальная - более 73 млн. Для анализа все испытуемые были разбиты по сумме задолженности в конце игры на подгруппы (интервал 5 млн.). Распределение задолженностей имеет вид, близкий к нормальному, с двумя выраженными пиками: 39 чел. от 0 до 5 млн и 22 чел. от 30 до 35 млн. Рассмотрим какие же ошибки были допущены испытуемыми. Первый пик - это испытуемые, которые использовали стратегию, близкую к рациональной - начали погашение с Долга 6 и полностью закрыли его к 5-му раунду, затем перешли к погашению Долга 5, но одновременно с ним либо переключились на закрытие мелких долгов полностью, либо распределили деньги между несколькими счетами. Пик от 30 до 35 млн руб. соответствует стратегиям уменьшение общего количества задолженностей и одновременного погашения нескольких долгов. За исключением 3-х респондентов, все участники полностью погасили долги с 1 по 4-й. Долг 5 остался непогашенный у 21, Долг 6 - не погашен у 8 испытуемых. Наличие стратегии «уменьшение общего количества задолженностей» согласуется с результатами Amar M. и др. [4] об аверсивном долговом поведении и концепцией отвращения к потерям, описанной в работах Канемана и Тверски [3]. Если проанализировать, какие еще ошибки были допущены испытуемыми, то отметим игнорирование малых чисел (копеек): считают долг погашенным, если выплата соответствует целой части числа и не завершение игры. После проведения игры эти ошибки были объяснены испытуемым, некоторые из них пришли к пониманию рационального решения самостоятельно. В ходе обсуждения результатов в группе студентов - многие сообщили о более глубоком понимании как самого механизма перехода от заемщика к должнику, так и эмоциональных переживаний, связанных с долгом.
В качестве вывода можно отметить важность применения подобных методов в образовательном процессе, поскольку игра моделирует взаимоотношения в системе кредитор-должник, дает богатый эмпирический материал для анализ и служит средством обучения и формирования кредитной компетентности.