Научная статья на тему 'Взаимосвязь мотивации и конструктов самооценки с успешностью спортивной деятельности легкоатлетов'

Взаимосвязь мотивации и конструктов самооценки с успешностью спортивной деятельности легкоатлетов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / КОНСТРУКТЫ САМООЦЕНОК / МОТИВЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ATHLETICS / THE CONSTRUCTS OF SELF-EVALUATIONS / MOTIVES / PHYSICAL TRAINING / MENTAL TRAINING / EXPECTED RESULT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Палий Вера Ивановна, Тхакур Санта

Выявлена взаимосвязь мотивации и конструктов самооценки с успешностью спортивной деятельности легкоатлетов в беге на средние дистанции. Представлены показатели самооценки спортивного мастерства, распределение спортсменов по методике «Мотивация спортивной деятельности», гистограмма успешности спортивной деятельности легкоатлетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Палий Вера Ивановна, Тхакур Санта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF MOTIVATION AND CONSTRUCTS OF SELF-ESTEEM WITH THE SUCCESS OF THE SPORTS ACTIVITIES ATHLETES

The interrelation of motivation and constructs of self-esteem with the success of sports activity of athletes in running at medium distances is revealed. The indicators of selfevaluation of sportsmanship, the distribution of athletes by the method "Motivation of sports activities", a histogram of the success of sports activities of athletes are presented.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь мотивации и конструктов самооценки с успешностью спортивной деятельности легкоатлетов»

MODERN LONG JUMP TECHNIQUE AND CONTROL A.L. Ogandganov, D.L. Mironov, M.B. Salamatov

The informative kinematic indices of the technique of long jump determining the effectiveness in the jump discipline are revealed. A technique for assessing the technical readiness of qualified jumpers in length is developed using the OptoJump Next measuring optical system.

Key words: athletics jumps, technical training, control of technical preparedness of jump athletes.

Ogandjhanov Aleksandr Leonovich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,

Mironov Dmitry Leonidovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, dl mironovamail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Salamatov Mikhail Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, mixail. salamatov@bk. ru, Russia, Moscow, Russian State Humanitarian University

УДК 796.42:159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ КОНСТРУКТОВ САМООЦЕНКИ С УСПЕШНОСТЬЮ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛЕГКОАТЛЕТОВ

В.И. Палий, С. Тхакур

Выявлена взаимосвязь мотивации и конструктов самооценки с успешностью спортивной деятельности легкоатлетов в беге на средние дистанции. Представлены показатели самооценки спортивного мастерства, распределение спортсменов по методике «Мотивация спортивной деятельности», гистограмма успешности спортивной деятельности легкоатлетов.

Ключевые слова: легкая атлетика, конструкты самооценок, мотивы, физическая подготовка, психологическая подготовка, ожидаемый результат.

Становление спортивного мастерства, достижение высоких спортивных результатов, подготовка к соревнованиям и высокая результативность в ходе их проведения определяются множеством факторов, среди которых особо важное место занимает мотивация спортсмена и его психологическая готовность на большие победы [1-3].

Мотивация является основным пусковым механизмом спортивной деятельности, она выполняет, как функцию поддержки, так и регулирования уровня активности спортсмена, включает в себя систему мотивов, в котором потребности, мотивы и цели соподчинены и реализуются или выражаются отношением к окружающей действительности. [1, 3, 10].

Отечественные и зарубежные ученые отмечают, что на мотивацию в спорте оказывают воздействие темперамент и черты характера

спортсмена, окружающая спортсмена социальна среда (семья, школа, тренеры) и т. д. Мотивация спортсмена, являясь составной частью характера, формируется в течение всей его жизни, оказывая большое влияние на спортивные достижения и долголетие в спорте [5, 10].

Интересно отметить, что в исследовании самооценки у квалифицированных легкоатлетов не оказалось лиц с заниженной самооценкой [4]. Это может свидетельствовать о том, что спортсмены, которые не находят у себя недостатков или слабых мест, будут допускать ошибки в расчетах и прогнозах дальнейшей деятельности, ибо смысл и заключается в том, чтобы их выявить, переосмыслить ситуацию и найти более эффективное решение. А также, они предпочитают стратегии типа «гарантированного успеха», но никто не является совершенным и работать над собой необходимо спортсменам разных видов спорта и разного уровня квалификации [6].

Актуальным остается вопрос о взаимосвязи мотивации, конструктов самооценки и успешности деятельности спортсменов. В данной работе мы рассматривали такие конструкты самооценки, как техническая, физическая и психологическая подготовки, здоровье, ожидаемый результат и интегральный показатель самооценки.

Цель исследования: выявление взаимосвязи мотивации и конструктов самооценки с успешностью спортивной деятельности легкоатлетов в беге на средние дистанции.

Организация исследования. Экспериментальная работа проходила на базе СШОР МГФСО по легкой атлетике в период 2016-2017 г. Выборку составили 12 высококвалифицированных спортсменов (КМС и МС России), занимающиеся легкой атлетикой, в возрасте от 16 до 23 лет.

Методы исследования. Изучение мотивации спортивной деятельности проводилось методикой, разработанной Е.А. Калининым «Мотивация спортивной деятельности», конструкты самооценки исследовались с помощью модифицированной методики Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейна. Статистическая обработка результатов проводилась в программах MS Excel и SPSS v.21 для расчета описательных статистик.

Результаты и их обсуждение. Результаты по тесту самооценки спортивного мастерства представлены на рис. 1.

На рис. 1 видно, что самооценка технической подготовки у 90 % испытуемых имеет высокий балл и у 10 % - средний. По конструкту самооценки «здоровье» у 90% спортсменов наблюдаются высокие баллы и лишь у 10% - средние. По конструкту самооценки «физическая подготовка» 90 % спортсменов имеют высокий показатель, а 10 % -средний. По конструкту самооценки «ожидаемый результат» наблюдаются высокие самооценки у 100 % испытуемых. По конструкту самооценки «психическая подготовка» у 80 % испытуемых высокие баллы, 10 % -средние и лишь у 10 % - низкие. Высокие баллы по интегральному показателю самооценки у 90 % спортсменов и у 10 % - средние.

10 9 8 7

I 5 а 3

2 Н 1 0

--Г"9"2---

8 8 9 2 8.3

пин

/ / / / / / / * / ./ / /

/ У / * ° / #

Рис. 1. Средние показатели самооценки спортивного мастерства

Таким образом, в основном у спортсменов легкоатлетов высокой квалификации выявлены высокие оценки конструктов самооценки спортивного мастерства (90 %) и лишь у 10 % показаны средние оценки. Результаты изучения мотивации спортивной деятельности представлены на рис. 2.

Рис. 2. Распределение спортсменов по методике «Мотивация спортивной деятельности»

На рис. 2 видно, что в среднем данная группа имеет высокую спортивную мотивацию, вероятно, такая мотивация помогает им преодолевать трудности, связанные со спортом высших достижений и непосредственно в конкретном виде спорта (легкая атлетика).

Успешность спортивной деятельности изучалась на основе рейтинга результатов (рис. 3).

100% 80% 60% 40% 20% 0%

Летний сезон Зимний сезон

Успешность деятельности

низкий средний I высокий

Рис. 3. Гистограмма успешности спортивной деятельности

легкоатлетов

На рис. 3. видно, что в летнем сезоне (2016 г.) бегуны на средние дистанции в основном имеют высокий рейтинг успешности (50 %). В зимнем сезоне (2017 г.) только у 40 % данной группы высокие показатели рейтинга успешности, а у 40 % спортсменов низкий.

Таким образом, можно отметить, что у данной группы спортсменов легкоатлетов высокой квалификации летний соревновательный сезон более успешный, чем зимний.

По результатам корреляционного анализа были построены плеяды взаимосвязей между факторами мотивации, конструктами самооценок и успешностью деятельности (рис. 4).

Рис. 4. Взаимосвязь мотивации и конструктов самооценки с успешностью деятельности спортсменов-легкоатлетов в беге

на средние дистанции

Из результатов анализа (рис. 4) видно, что интегральный показатель самооценки спортивного мастерства положительно связан с такими конструктами самооценки как «психологическая подготовка» (0,757), «физическая подготовка» (0,831) и «здоровье» (0,658), а с фактором успешности деятельности «результат летнего сезона» имеет обратную связь (-0,649) это говорит о том, что чем выше балл по интегральному показателю самооценки, тем выше занятое место и рейтинг спортсмена в летнем сезоне.

Конструкт самооценки спортивного мастерства «ожидаемый результат» имеет высокие связи с типами мотивации «достижение цели» (0,896) и «борьба и соперничество» (0,678), которые в свою очередь связаны между собой (0,742). Это означает, что чем более высокие цели ставят спортсмены, тем больше они стремятся к борьбе и достижению высокого результата. Наличие прямой связи между мотивом «достижение цели» и конструктом самооценки «техническая подготовка» (0,735), говорит о том, что чем выше оценки спортсменов по технической подготовке, тем выше стремление к достижению цели.

Мотив «самосовершенствование» имеет прямую связь с конструктом самооценки «здоровье» (0,772), мотивацией «достижение цели» (0,793)

Таким образом, проведенное исследование выявило следующее: интегральный показатель самооценки связан с конструктами самооценок и с успешностью деятельности «результат летнего сезона»; с мотивом «достижение цели» связаны конструкты самооценок «здоровье» и «техническая подготовка»; мотив «самосовершенствование» связан с самооценкой «здоровье». Полученные результаты относительно конструктов самооценок, подтверждаются исследованиями, проведенными

B.И. Палий и В.А. Сохликовой, в работах которых было показано, что спортсмены с низкой самооценкой менее успешны в выполнении соревновательных задач, чем спортсмены с высокой оценкой себя при одинаковых спортивных задатках и показателях спортивной одаренности

[7-9].

Список литературы

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 508 с.

2. Ильина Н.Л. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры: дис. ...канд. психол. наук. СПб., 1998. 181 с.

3. Кузьмин М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2012. №2(84).

C. 84-89.

4. Ляшенко В.Н., Мариськина Т.В., Туманова В.Н. Особенности проявления самооценки у квалифицированных легкоатлетов, специализирующихся в прыжках // Физическое воспитание студентов. 2012. №6. 74 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

6. Николаев А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности // Психологические основы педагогической деятельности: материалы 30-й науч. конф./ под ред. А.Н. Николаева. СПб., 2003. С. 55-58.

7. Палий В.И., Сохликова В.А. Анализ самооценки и уровня притязаний и их связь со спортивным мастерством // Междунар. психол.-пед. симпозиум памяти проф. В.А. Родионова: сб. материалов. М.: Изд-во «Новая книга», 2017. С. 124-128.

8. Палий В.И., Сохликова В.А. Индивидуально-психологические особенности спортсменов-юниоров, специализирующихся в плавании // Спортивный психолог. 2016. № 4. С. 74.

9. Палий В.И., Сохликова В.А. Экспериментальный анализ соотношения самооценки и притязаний высококвалифицированных спортсменов // Вестник Костромского государственного университета. 2017. №1. С. 63-68.

10. Сопов В.Ф., Серов А.С. Структурные изменения в мотивационной сфере атлетов в соревновательном периоде // Рудиковские чтения: материалы Междунар. науч. конф. психологов физ. культуры и спорта. Ростов н/Д, 2008. С. 205-207.

Палий Вера Ивановна, канд. психол. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,

Тхакур Санта, спортсмен, [email protected], Россия, Московское городское физкультурно-спортивное объединение Москомспорта

THE RELATIONSHIP OF MOTIVATION AND CONSTRUCTS OF SELF-ESTEEM WITH THE SUCCESS OF THE SPORTS ACTIVITIES ATHLETES

The interrelation of motivation and constructs of self-esteem with the success of sports activity of athletes in running at medium distances is revealed. The indicators of self-evaluation of sportsmanship, the distribution of athletes by the method "Motivation of sports activities", a histogram of the success of sports activities of athletes are presented.

Key words: athletics, the constructs of self-evaluations, motives, physical training, mental training, expected result.

Paly Vera Ivanovna, candidate of psychological sciences, associate professor, pali-vera@yandex. ru, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,

Thakur Santa, athletic, sportsmeno4ka23@mail. ru, Russia, Moscow City Fizkulturno-Sports Association Sports

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.