Научная статья на тему 'Взаимосвязь между ведущими мотивами спортивной деятельности и уровнем физической подготовленности'

Взаимосвязь между ведущими мотивами спортивной деятельности и уровнем физической подготовленности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / SPORT MOTIVATION / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEADING MOTIVES OF SPORTS ACTIVITY / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулешов Роман Сергеевич

Проанализирована научно-методическая литература и установлено, что повышение уровня ведущих мотивов спортивной деятельности положительно сказывается на уровне физической подготовленности спортсменов. Выявлена взаимосвязь между показателями ведущих мотивов спортивной деятельности и уровнем физической подготовленности легкоатлетов 10-12 лет с нарушением интеллекта на основе проведенного корреляционного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулешов Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATION BETWEEN THE LEADING MOTIVES OF SPORTS ACTIVITY AND THE LEVEL OF PHYSICAL CONDUTION

The scientific and methodical literature has been analyzed and it is established that an increase in the level of the leading motives of sports activities positively affects the level of physical fitness of athletes. The relationship between the indicators of the leading motives of sports activities and the level of physical fitness of athletes 10-12 years with intellectual disability on the basis of the conducted correlation analysis is revealed.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между ведущими мотивами спортивной деятельности и уровнем физической подготовленности»

Christoph Kromke, doctor of science in the field of physical culture, akowalska@,akruss.pl, Germany, Ettlingen, Saint Augustine's School,

Stula Alexander Anatolevich, doctor of pedagogical sciences, professor, awfstula@poczta. onet.pl, Poland, Opole, Opole polytechnic institute,

Soroka Andrzej, [email protected], Poland, Lublin, University of sciences about

health,

Guba Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.01

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВЕДУЩИМИ МОТИВАМИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Р.С. Кулешов

Проанализирована научно-методическая литература и установлено, что повышение уровня ведущих мотивов спортивной деятельности положительно сказывается на уровне физической подготовленности спортсменов. Выявлена взаимосвязь между показателями ведущих мотивов спортивной деятельности и уровнем физической подготовленности легкоатлетов 10-12 лет с нарушением интеллекта на основе проведенного корреляционного анализа.

Ключевые слова: спортивная мотивация, дети с нарушением интеллекта, ведущие мотивы спортивной деятельности, физическая подготовленность.

Одной из важнейших характеристик спортивной деятельности следует считать то, что она требует чрезвычайной заинтересованности для ее успешного осуществления. Отношение к данному виду деятельности непосредственно влияет на ее результат [5].

По мнению И.А. Юрьева (1981) и М. Саппа (1978), существует много работ, посвященных изучению роли мотивации в спортивной деятельности. Однако мотивация в различных видах спорта и ее влияние на адаптацию к соревнованиям практически не изучены. Единичные работы имеют в основном методический, а не экспериментальный характер [11, 12].

С.Б. Каверин (2002) утверждает, что для создания высокой мотивации необходимо создание условий для удовлетворения потребностей. А.В. Масленников (2000) в своих трудах писал, что формирование мотивов и потребностей в занятиях физическими упражнениями предусматривает создание в учебном заведении условий для проявления внутренних побуждений к занятиям, осознание их учениками и дальнейшее их саморазвитие. При этом преподаватель

должен стимулировать развитие мотивационной сферы системой продуманных приемов [3, 8].

Специалисты в области психологии и педагогики советуют включать мотивационные тренинги в заключительную часть занятия. По их мнению, тренинг должен включать анализ и обсуждение результатов прошедшего занятия, рассмотрение перспектив на последующие занятия, предполагая влияние на мотивы, направленные на результат, что, в свою очередь, повысит желание занимающегося посетить следующую тренировку.

По мнению С.П. Евсеева (2007) и М.Л Судониной (2012), индивидуальный подход к занимающимся, имеющим ограниченные возможности здоровья, реализуется за счет выбора методических приемов обучения и воспитания с учетом всех особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих или вторичных нарушений, возраста, физического и психического развития, интеллекта и т. д. [2, 10].

С.И. Веневцев (2003) полагает, что поскольку у детей с легкой степенью умственной отсталости слабо развито абстрактное мышление и опосредованное запоминание, а механическая память и наглядно -действенное мышление развиваются достаточно хорошо, то формирование определенного отношения к занятиям адаптивной физической культурой возможно только в процессе непосредственного осуществления этой деятельности, получения подкрепления результатов активности психических процессов наглядными результатами выполненной деятельности, ее успешностью [1].

Исследования Л.Р. Макиной (2012) показывают, что по ходу самой тренировки повлиять на мотивы, направленные непосредственно на процесс, можно путем применения упражнений в зоне доступа. Зона доступа - это зона комфорта от заданной нагрузки, применяется в случаях, когда занимающийся не может справиться с заданной ему нагрузкой. Зона доступа определяется индивидуально, исходя из физической подготовленности занимающегося. Нагрузка опускается не ниже 70 % от требуемой и постепенно с ростом уровня физической подготовленности зона доступа становиться больше [6, 7].

Как считает А.Н. Николаев (2005), одной из главных задач для повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом является влияние на ведущие мотивы спортивной деятельности [9].

Тренеры в области адаптивной физической культуры считают, что основными мотивами спортивной деятельности у детей 10-12 лет с нарушением интеллекта выступают мотивы, направленные преимущественно на результат, общение и на сам процесс. Повлиять на них можно с помощью упражнений в зоне доступа, подвижных игр и мотивационных тренингов.

С.Б. Каверин (2002) и Е.Н. Каленик (1998) отмечают, что выполнение упражнений в комфортных условиях является необходимым условием формирование мотивации спортсменов с нарушением интеллекта [3, 4].

Исходя из анализа научно-методической литературы выявлено, что упражнения из вида спорта, выполняемые в зоне доступа, для формирования мотивации спортсменов с нарушением интеллекта не использовались, поэтому считаем, что для повышения спортивной мотивации в процессе развития физических качеств у легкоатлетов 10-12 лет с нарушением интеллекта следует использовать подвижные игры, упражнения в зоне доступа и мотивационные тренинги.

Также из анализа научно-методической литературы было выявлено, что повышение уровня ведущих мотивов спортивной деятельности положительно сказывается на уровне физической подготовленности спортсменов. Из этого следует, что критериями оценки эффективности повышения спортивной мотивации могут служить ведущие мотивы спортивной деятельности и показатели тестов для определения уровня развития физических качеств.

Для выявления взаимосвязи между показателями ведущих мотивов спортивной деятельности и уровнем физической подготовленности легкоатлетов 10-12 лет с нарушением интеллекта был проведен корреляционный анализ между данными показателями. В тестировании приняли участие 20 спортсменов 10-12 лет с нарушением интеллекта (таблица).

Выбор контрольных упражнений для оценки выявленных физических способностей осуществлялся на основе данных научно-методической литературы, анализа программ по легкой атлетике для спортивных школ здоровых спортсменов и собственного педагогического опыта. Выбранные тесты соответствовали всем требованиям общей теории тестирования (надежности, информативности и т.д.). Для тестирования выбирались упражнения с учетом особенностей заболевания данных спортсменов, без вреда для здоровья.

Взаимосвязи между показателями ведущих мотивов спортивной деятельности и уровнем физической подготовленности

Направленность Прыжок Бег Бег Челночный «Линейка»

мотива в длину с места на 30 м на 1000 м бег

Процесс 0,75 0,82 0,62 0,64 0,57

Результат 0,91 0,88 0,76 0,73 0,43

Общение 0,55 0,57 0,68 0,61 0,42

Материальное вознаграждение 0,27 0,39 0,41 0,37 0,19

Самосовершенствование 0,12 0,22 0,32 0,15 0,11

В результате значимые статистические взаимосвязи были выявлены между мотивами, направленными на процесс и следующими показателями уровня физической подготовленности: прыжок в длину с места (г=0,75, р=0,03); бег на 30 м (г=0,82, р=0,009); бег на 1000 м (г=0,62, р=0,01); челночный бег (г=0,64, р=0,03); «Линейка» (г=0,57, р=0,03). Итак, значимые статистические взаимосвязи были выявлены во всех показателях. Следовательно, можно предположить, что мотивы, направленные на процесс, положительно влияют на развитие физических качеств.

Также из проведенного нами исследования следует, что значимые взаимосвязи были выявлены между мотивами, направленными на результат, и практически всеми показателями уровня физической подготовленности, кроме теста, определяющего уровень гибкости («Линейка»): прыжок в длину с места (г=0,91, р=0,04); бег на 30 м (г=0,88, р=0,05); бег на 1000 м (г=0,76, р=0,03); челночный бег (г=0,73, р=0,03); в тесте «Линейка» значимых взаимосвязей не выявлено (г=0,43, р=0,03). Таким образом, можно сделать вывод, что мотивы, направленные на результат, оказывают положительное воздействие на развитие физических качеств.

В процесс анализа значимые взаимосвязи были выявлены между мотивами, направленными на общение и практически всеми показателями уровня физической подготовленности: прыжок в длину с места (г=0,55, р=0,03); бег на 30 м (г=0,57, р=0,07); бег на 1000 м (г=0,68, р=0,01); челночный бег (г=0,61, р=0,03); «Линейка» (г=0,42, р=0,03). Вследствие этого можно предположить, что мотивы, направленные на общение, благоприятно воздействуют на рост уровня физической подготовленности.

В результате исследования не обнаружено значимых взаимосвязей между мотивами, направленными на материальное вознаграждение и показателями уровня физической подготовленности: прыжок в длину с места (г=0,27, р=0,04); бег на 30 м (г=0,39, р=0,04); бег на 1000 м (г=0,41, р=0,03); челночный бег (г=0,37, р=0,02); «Линейка» (г=0,19, р=0,05).

Между мотивами, направленными на саморазвитие, и показателями уровня физической подготовленности взаимосвязей также не выявлено: прыжок в длину с места (г=0,12, р=0,04); бег на 30 м (г=0,22, р=0,03); бег на 1000 м (г=0,32, р=0,04); челночный бег (г=0,15, р=0,02); «Линейка» (г=0,14, р=0,03).

В результате корреляционного анализа было выявлено, что наиболее сильные взаимосвязи с показателями тестов для определения уровня развития физических качеств были выявлены с мотивами, направленными на процесс, результат и общение. У мотивов, направленных на материальное вознаграждение и самосовершенствование, с показателями уровня развития физических качеств значимых

взаимосвязей не выявлено. Данное исследование позволяет предположить, что повышение спортивной мотивации в процессе развития физических качеств может являться эффективным.

Список литературы

1. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: метод. пособие. 2-е изд., доп. и испр. М.: Советский спорт, 2004. С. 4.

2. Евсеев С.П. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры. Теория и организация адаптивной физической культуры: в 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2007. С. 29.

3. Каверин С.Б. Психолого-акмеологические основы развития духовных потребностей: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. С. 251-273.

4. Каленик Е.Н. Социальная адаптация детей с нарушением интеллекта на занятиях по туризму, 2010. С. 17, 48, 144. URL: http:// pharmcol.ru/docs/inet conf/kalenik1.doc (дата обращения: 14.10.2016).

5. Крылов А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире // Вестник Балтийской педагогической академии. 1998. Вып. 14. С. 46-49.

6. Макина Л.Р. Анализ мотивации и самооценки личности легкоатлетов с нарушением зрения // Адаптивная физическая культура. 2012. №1. Т.49. С. 38-39.

7. Макина Л.Р. Исследование мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения учебно-тренировочных групп // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. №5, С. 89.

8. Масленников А.В. Мотивы занятий физической культурой. URL:http://www.libsport.ru/doc/8bb01fa4-3bb2-4cbc-bac1-299c83479a0a (дата обращения: 10.12.2015).

9. Николаев А.Н. Психология тренерской деятельности в детско-юношеском спорте: дис. ...д-ра психол. наук. СПб., 2005. 401 с.

10. Судонина М.Л. О применении принципа дифференциации и индивидуализации в адаптивной физической культуре детей с нарушением интеллекта // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 5. С. 105-106.

11. Юрьев И.А. К вопросу о мотивации в лыжном спорте // Лыжный спорт. 1981. Вып. 1. С. 28-29.

12. Sapp M. Motivation in sky-sport. Kansas City, 1978. 36 p.

Кулешов Роман Сергеевич, ассистент, Roman.Kuleshov. 92@,mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный педагогический университет

RELA TIONBETWEEN THE LEADING MOTIVES OF SPORTS ACTIVITY AND THE LEVEL OF PHYSICAL CONDUTION

R.S. Kuleshov

The scientific and methodical literature has been analyzed and it is established that an increase in the level of the leading motives of sports activities positively affects the level of physical fitness of athletes. The relationship between the indicators of the leading motives of sports activities and the level of physical fitness of athletes 10-12 years with intellectual disability on the basis of the conducted correlation analysis is revealed.

Key words: sport motivation, children with intellectual disabilities, leading motives of sports activity, physical condition.

Kuleshov Roman Sergeevich, assistant, Roman.Kuleshov. 92@ mail.ru, Russia, Ufa, Bashkir State Pedagogical University

УДК 796.355.015

ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОЦЕНКИ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ШОРТ-ТРЕКЕРОВ

И.В. Попенов

Представлены результаты корреляционного анализа, направленного на выявление взаимосвязей между показателями результатов оценки элементов техники и соревновательными результатами. Выявлены средства и методы повышения спортивно-технического мастерства шорт-трекеров 15-16 лет.

Ключевые слова: спортивно-техническая подготовка, шорт-трекеры 15-16 лет, ведущие элементы техники, корреляционный анализ.

В структуре системы подготовки просматриваются ее составляющие: спортивная тренировка, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований. От того насколько рационально строится работа в отдельных разделах системы многолетнего тренировочного макроцикла, во многом зависит конечный результат совместной деятельности спортсмена и тренера [6].

В настоящее время от российских шорт-трекеров требуется, как высокий уровень владения технической, так и физической подготовкой. При грамотно организованном тренировочном процессе техническое мастерство и физическая подготовленность спортсменов будут расти [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.