Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ТИПОМ МЫШЛЕНИЯ, СТИЛЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ "СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ"'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ТИПОМ МЫШЛЕНИЯ, СТИЛЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ "СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВЗАИМОКОРРЕЛЯЦИЯ / СТУДЕНТЫ / РЕЖИМ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ / PSYCHODIAGNOSTICS / STYLE OF THINKING / AGGRESSIVENESS / INTERCORRELATION / STUDENTS / SOCIAL ISOLATION MODE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попов Максим Николаевич, Соболев Валерий Иванович

На основании анализа результатов психологического тестирования 16-ти студентов гуманитарного ВУЗа сделан вывод, что в группе обследованных около половины из 15 использованных шкал-тестов свидетельствуют о низком уровне агрессивности. Показано, что социально опасные качества субъекта, такие как «физическая агрессия» и «враждебность», были слабо выраженными, что в условиях относительной социальной изоляции при коронавирусной эпидемии можно рассматривать как положительное явление. Установлено, что в обследованной группе студентов-гуманитариев превалировал «рефлексирующий» тип стиля деятельности. Делается вывод, что между «чисто» когнитивным свойством личности (тип мышления) и степенью агрессивности существует тесная связь: чем выше у испытуемого индекс стиля мышления «Рефлексирующий», тем больше у него уровень агрессивности (за исключением показателя «Физическая агрессия»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попов Максим Николаевич, Соболев Валерий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN TYPE OF THINKING, STYLES OF ACTIVITY AND LEVEL OF AGGRESSIVENESS OF STUDENTS OF HUMANITARIAN UNIVERSITY IN CONDITIONS OF RELATIVE "SOCIAL ISOLATION"

It was shown that in a group of students, about half of the 15 tests used indicate a low level of aggressiveness. It was found that there is a close relationship between the cognitive property of a person (type of thinking) and the degree of aggressiveness: the higher the index of thinking style "Reflective", the higher the level of aggressiveness (except for the indicator "Physical aggression").

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ТИПОМ МЫШЛЕНИЯ, СТИЛЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ "СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ"»

Психология

УДК 159.9.07

кандидат педагогических наук, доцент Попов Максим Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

доктор биологических наук, профессор Соболев Валерий Иванович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ТИПОМ МЫШЛЕНИЯ, СТИЛЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ

«СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ»

Аннотация. На основании анализа результатов психологического тестирования 16-ти студентов гуманитарного ВУЗа сделан вывод, что в группе обследованных около половины из 15 использованных шкал-тестов свидетельствуют о низком уровне агрессивности. Показано, что социально опасные качества субъекта, такие как «физическая агрессия» и «враждебность», были слабо выраженными, что в условиях относительной социальной изоляции при коронавирусной эпидемии можно рассматривать как положительное явление. Установлено, что в обследованной группе студентов-гуманитариев превалировал «рефлексирующий» тип стиля деятельности. Делается вывод, что между «чисто» когнитивным свойством личности (тип мышления) и степенью агрессивности существует тесная связь: чем выше у испытуемого индекс стиля мышления «Рефлексирующий», тем больше у него уровень агрессивности (за исключением показателя «Физическая агрессия»).

Ключевые слова: психодиагностика, стиль мышления, агрессивность, взаимокорреляция, студенты, режим социальной изоляции.

Annotation. It was shown that in a group of students, about half of the 15 tests used indicate a low level of aggressiveness. It was found that there is a close relationship between the cognitive property of a person (type of thinking) and the degree of aggressiveness: the higher the index of thinking style "Reflective", the higher the level of aggressiveness (except for the indicator "Physical aggression").

Keywords: psychodiagnostics, style of thinking, aggressiveness, intercorrelation, students, social isolation mode.

Введение. Важное место в теоретических основах психометрики уделяется изучению вопросов о степени выраженности и характере взаимосвязи как между отдельными составными компонентами диагностических тестов, так и между собственно тестами, в том числе и разной парадигмы [1, 9, 11, 14]. В ряде случаев при необходимости выявления такого рода взаимосвязи используется корреляционная матрица, позволяющая статистически обосновано судить о количественной стороне и характере изучаемых связей [11, 12, 13]. Подобный подход представляется особо ценным с учетом огромного числа зачастую несертифицированных и теоретически слабо обоснованных тестов, используемых в практике психодиагностики при исследовании разных сторон психической сферы человека. В связи с этим первой задачей настоящей работы явилось выявление возможных взаимосвязей между некоторыми тестами, отражающими, с одной стороны, когнитивные свойства личности а, с другой стороны - уровень агрессивности, как устойчивой характеристики субъекта.

Вторая задача настоящего исследования связана с оценкой степени выраженности различных форм агрессивности у молодых людей в условиях измененной социальной среды, в частности, связанной с коронавирусной эпидемией. В литературе приводятся данные о том, что в условиях «коронавирусной самоизоляции», хотя в целом по группе тестированных и не наступают серьезные изменения со стороны уровня агрессивности, однако ряд отдельных тестов свидетельствуют о неблагоприятном эффекте такого рода социальной изоляции. Так, уровень вербальной, личностной (шкала «Бескомпромиссность») и коммуникативной агрессивности (шкала «Неумение переключать агрессию») достигает критерия «высокий уровень». Имеют место и выраженные индивидуальные различия в уровне агрессивности [1, 5, 14]. Таким образом, представляется важным дальнейшее изучение характера влияния социальной изоляции на нервно-эмоциональное состояние субъекта.

Целью работы было выявление возможной взаимосвязи между типом мышления, стилями деятельности, с одной стороны, и уровнем агрессивности, с другой, у студентов гуманитарного ВУЗа в условиях относительной социальной изоляции, связанной с коронавирусной эпидемией.

Изложение основного материала статьи. В исследованиях приняли участие 16 студентов обоего пола (4 ребят и 12 девушек) Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" в г. Ялте возрастом 20±0,14 лет.

В ходе проведения исследований испытуемые в условиях on line выполняли 5 тестов (табл. 1). Первые три теста были предназначены для оценки уровня агрессивности [7], а с помощью других двух определяли тип мышления и виды стиля деятельности [3, 8]. Каждый из тестов был представлен несколькими шкалами при общем числе 16 (табл.1). При выборе перечня тестов пользовались каталогом психологических тестов (https://psytests.org/test. html#l12), представленных в разделах «Методики исследования психических состояний, агрессивности, тревожности» и «Методики исследования когнитивной сферы, стилей мышления, обучения, деятельности». Теоретическое обоснование и толкование результатов использованных тестов представлено в ряде практических руководств [2, 4, 6, 7].

Статистический анализ полученных данных проводился с помощью пакетов анализа Windows Excel (2010) и SPSS (Statistics 17.0). Вычислялись результаты итоговой статистики (средние арифметические величины и их стандартные ошибки), а также коэффициенты корреляции между отдельными показателями (по принципу каждый с каждым - корреляционная матрица) и их статистическая значимость. В последнем случае дополнительно использовали z-преобразование Фишера, что повысило репрезентативность

корреляционного анализа. В последующем при интерпретации результатов учитывали лишь те связи, которые после z-преобразования Фишера имели значение коэффициента корреляции более 0,5 при уровни значимости p<0,05.

На первом этапе описания экспериментальных данных был проведен анализ результатов оценки уровня проявления исследуемых качеств субъектов исследования. Использовалась система баллов, предложенная авторами тестов. Обращают на себя внимание следующие основные моменты.

Во-первых, выявлено, что в группе тестов (степень агрессивности) в 3-х шкалах из 7 отмечен высокий (шкала «Гнев») и средний уровень агрессивности с тенденцией к высокому (табл. 1). В остальных случаях степень агрессивности оценивалась как средняя или средняя с тенденцией к низкой, а также низкая. Половые различия не выявлены. Таким образом, в группе обследованных студентов около половины использованных шкал-тестов свидетельствуют о низком уровне агрессивности. Необходимо подчеркнуть, что социально опасные качества субъекта, такие как «физическая агрессия» и «враждебность», были, судя по результатам тестирования, слабо выраженными, что в условиях относительной социальной изоляции можно рассматривать как положительное явление. С другой стороны, специфика контингента обследованных (студенты гуманитарии), по-видимому, во многом объясняет низкий уровень агрессивности, зафиксированный в шкале «физическая агрессия».

Во-вторых, в тестах, предназначенных для исследования когнитивной сферы, стилей мышления, обучения, деятельности, высокое значение показателей в целостной группе студентов отмечено в шкалах «Тип мышления - Знаковое мышление» и «Стиль деятельности - Рефлексирующий».

Таблица 1

Перечень использованных тестов, показателей и шкал

Название теста Среднее значение для группы (баллы) Интерпретация для всей группы

Опросник склонности к агрессии Басса-Перри Физическая агрессия 11,6± 1,2 Низкий уровень

Гнев 22,3±2,1 Высокой уровень

Враждебность 16,4±1,4 Средний уровень

Тесты для оценки уровня Шкала диагностики враждебности Кука-Медлей Шкала цинизма 58,9±1,6 Средний уровень тенденцией к высокому с

агрессивности Шкала агрессивности 32,9±2,6 Средний уровень тенденцией к высокому с

Шкала враждебности 18,0±1,4 Средний уровень тенденцией к низкому с

Тест уровня легитимизированной агрессии (ЛЛ-44) Интегральная шкала 69,7±4,9 Средний уровень

Тесты для исследования когнитивной сферы, стилей мышления, обучения, деятельности Предметное мышление 8,8±0,9 Средний уровень тенденцией к высокому с

Символическое мышление 6,1±1,0 Средний уровень тенденцией к низкому с

Определение типа мышления Знаковое мышление 10,8±0,6 Высокий уровень

Образное мышление 9,9±0,9 Средний уровень тенденцией к высокому с

Креативность 9,3±0,9 Средний уровень тенденцией к высокому с

Деятель 6,1±0,3 Средний уровень

Опросник стиля деятельности Теоретик 7,0±0,4 Средний уровень

Рефлексирующий 9,9±0,5 Высокий уровень

Прагматик 6,7±0,4 Средний уровень

Примечание: жирным шрифтом выделены показатели с высоким уровнем индекса или тенденцией к нему

Еще в трех случаях бальная оценка соответствовала значению «Средний уровень с тенденцией к высокому» (табл. 1). Как видно, в обследованной группе студентов-гуманитариев превалировал «рефлексирующий» тип стиля деятельности. В-третьих, как уже указывалось, основной задачей настоящей работы явилось выявление взаимосвязей между типом мышления, стилями деятельности, с одной стороны, и уровнем агрессивности, с другой. Результаты тестирования показали, что между стилем деятельности «Рефлексирующий» и уровнем агрессивности имеется выраженная положительная связь с коэффициентами Пирсона более 0,52 (табл. 2). Наиболее выраженная положительная связь выявлена в отношении показателя «Шкала агрессивности» теста Кука-Медлей (г = 0,72, p<0,05). Эти результаты подтверждает и непараметрический ранговый коэффициент корреляции Спирмена (г = 0.86, p = 0,011). Характерно, что статистически значимая связь между показателем «Рефлексирующий» и показателями уровня агрессивности проявляется во всех случаях, кроме показателя «Физическая агрессия». Последнее обстоятельство, как мы полагаем, объясняется гуманитарной ориентацией личности испытуемых.

Обращает на себя внимание и такой факт, что другие 8 показатели из группы «Тесты для исследования когнитивной сферы, стилей мышления, обучения, деятельности» с уровнем агрессивности, судя по коэффициентам корреляции, практически не были связаны.

Таким образом, между «чисто» когнитивным свойством личности (тип мышления) и уровнем агрессивности существует тесная связь: чем более у испытуемого выражен индекс стиля мышления «Рефлексирующий», тем выше у него уровень агрессивности (за исключением показателя «Физическая агрессия»).

Интерпретация такого результаты, с нашей точки зрения, может быть следующей. Как известно, индивид, придерживающийся стиля обучения «Рефлексирующий», характеризуется как осторожный, методологичный интроверт, работающий по принципу «ожидай и смотри» [3].

Таблица 2

Корреляционная матрица (коэффициенты корреляции)

Название теста (шкалы) Опросник склонности к агрессии Басса-Перри Шкалы диагностики враждебности Кука-Медлей Тест уровня легити- мизиро- ванной агрессии (ЛА-44)

Физическая агрессия Гнев Враждебность Шкала цинизма Шкала агрессивности Шкала враждебности Интегральная шкала

Предметное мышление 0,39 0,41 0,43 0,23 0,56 0,42 0,53

Символическое мышление 0,23 -0,36 -0,37 0,07 0,39 0,39 0,33

Знаковое мышление -0,06 -0,02 0,36 0,22 0,57 0,14 0,39

Образное мышление 0,29 -0,01 -0,17 0,06 0,65 0,20 0,21

Тип мышления: Креативность 0,29 0,16 0,17 0,05 0,54 0,20 0,24

Тип мышления: Деятель 0,38 -0,17 0,05 0,02 0,24 0,18 0,34

Тип мышления: Теоретик 0,09 -0,13 0,08 0,55 0,30 0,24 0,28

Тип мышления: Рефлексирующий 0,17 0,54 0,58 0,52 0,77 0,62 0,59

Тип мышления: Прагматик -0,20 -0,56 -0,30 0,30 0,01 0,09 0,05

Примечание: статистически значимые (p<0,05) коэффициенты корреляции после z-пре-образования Фишера выделены жирным курсивом с подчеркиваем

В нашем случае, относительная социальная изоляция, обусловленная коронавирусной эпидемией, снижает эффективность рефлексирующего вследствие «давления обстоятельств, вынуждающее ограничиться поверхностным анализом и результатом работы» [3]. Можно полагать, что последнее обстоятельство сопровождается ростом нервно-психического напряжения, одним из проявлений которого и является активация психологической защиты через «включение» механизмов агрессии.

Выводы. На основании анализа результатов психологического тестирования 16-ти студентов гуманитарного ВУЗа сделан вывод, что в группе обследованных около половины из 15 использованных шкал-тестов свидетельствуют о низком уровне агрессивности. Показано, что социально опасные качества субъекта, такие как «физическая агрессия» и «враждебность», были слабо выраженными, что в условиях относительной социальной изоляции при коронавирусной эпидемии можно рассматривать как положительное явление. Установлено, что в обследованной группе студентов-гуманитариев превалировал «рефлексирующий» тип стиля деятельности. Делается вывод, что между «чисто» когнитивным свойством личности (тип мышления) и степенью агрессивности существует тесная связь: чем выше у испытуемого индекс стиля мышления «Рефлексирующий», тем больше у него уровень агрессивности (за исключением показателя «Физическая агрессия»). Литература:

1. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.

2. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова. - РнД.: Феникс,

2006. - 375 с.

3. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента. Психологические факторы успешности. Монография / А.Д. Ишков. - М.: АСВ, 2004. - 224 с.

4. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо,

2007. 411 с.

5. Льноградская О.И. Исследование агрессивности студентов технического ВУЗа / О.И. Льноградская, Ю.А. Трифонова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2016. - Том. 10, № 3-2. - С. 14-18.

6. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Автор и составитель

A.О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 176 с.

7. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. - Вып. 2. - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.

8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2007. - 448 с.

9. Соболев В.И. Характеристика корреляционных связей между различными показателями нервно-психического статуса у студентов в период «коронавирусной самоизоляции» / В.И. Соболев, М.Н. Попов,

B.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Вып. 67. - Ч. 2. - С. 315-318.

10. Соболев В.И. Психофизиологическая оценка активности центральной нервной системы студентов в начальный период обучения в ВУЗе / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. - С. 222-228.

11. Соболев В.И. Оценка взаимосвязи между психофизиологическими и индивидуальными показателями теста Т.А. Немчина у студентов-первокурсников / В.И. Соболев, М.Н. Попов, В.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1. - С. 344-348.

12. Соболев В.И. Взаимосвязь между дидактической эффективностью тематической информационной лекции и психофизиологическими особенностями студентов / В.И. Соболев, М.Н. Попов, В.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 310-314.

13. Соболев В.И. Повышение дидактической эффективности проблемной лекции путем усиления мотивации студентов-первокурсников к обучению и ее связь с уровнем логического мышления /

B.И. Соболев, В.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66 (1). -

C. 201-205.

14. Фер Р. Майкл Психометрика: Введение / Р. Майкл Фер, Верн Р. Бакарак; пер. с англ. А.С. Науменко, А.Ю. Попова; под ред. Н.А. Батурина, Е.В. Эйдмана. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 445 с.

15. Чернявская, А.Г. Андрагогика: практическое пособие для вузов / А.Г. Чернявская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 174 с.

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук, доцент Савенышева Светлана Станиславовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург)

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ И РОДИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена изучению особенности и взаимосвязь родительского стресса и удовлетворенности жизнью у матерей детей раннего и дошкольного возраста. Методы: «Индекс родительского стресса-4» (PSI-4) Р. Абидина, методика «Удовлетворенность жизнью» Э. Динера, методика «Удовлетворенность браком» Ю.Е. Алешиной, социально-биографическая анкета. В исследовании приняло участие 147 матерей детей раннего и дошкольного возраста. Была выявлена тесная взаимосвязь удовлетворенности жизнью, удовлетворенности материальным положением и профессиональной деятельностью матерей детей раннего и дошкольного возраста с родительским стрессом в сфере родителей; удовлетворенность браком связана с родительским стрессом и в сфере родителей и сфере детей. Предиктором общего уровня родительского стресса является удовлетворенность жизнью. Сравнительный анализ женщин с низким, средним и высоким уровнем удовлетворенности жизнью показал, что женщины с низким уровнем характеризуются более высоким уровнем общего показателя родительского стресса, в первую очередь за счет более высокого уровня в сфере родителей, и таких его характеристик как депрессия и изоляция.

Ключевые слова: родительский стресс, удовлетворенность жизнью, удовлетворенность браком, удовлетворенность профессиональной деятельностью, удовлетворенность материальным положением, родительский стресс в сфере родителей, родительский стресс в сфере детей, матери детей раннего и дошкольного возраста.

Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities and relation of parenting stress and life satisfaction in mothers of young and preschool children. Methods: "Parenting Stress Index-4" (PSI-4) by R. Abidin, questionnaire "Life satisfaction" by E. Diener, questionnaire "Marriage satisfaction" by Yu. Alyoshina, socio-biographical questionnaire. The study involved 147 mothers of young and preschool children. A close relationship was revealed between life satisfaction, satisfaction with the material situation and professional activity of mothers of young and preschool children with parenting stress in the sphere of parents; marital satisfaction is associated with parenting stress both in the parent domain and the child domain. Life satisfaction is a predictor of overall parenting stress. A comparative analysis of women with low, medium and high levels of life satisfaction showed that women with a low level are characterized by a higher level of general parenting stress, primarily due to a higher level in the parent domain, and such characteristics as depression and isolation.

Keywords: parenting stress, life satisfaction, marriage satisfaction, professional activity satisfaction, satisfaction with financial situation, parenting stress in a parent domain, parenting stress in a child domain, mothers of young and preschool children.

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект

19-013-00594

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Родительский стресс (далее РС) активно изучается зарубежными исследователями уже несколько десятилетий, однако у нас в стране данная проблема стала изучаться только последние годы [3, 4, 5].

Р. Абидин определяет РС как «отсутствие баланса между восприятием требований родительства и восприятием существующих у взрослого ресурсов для решения задач родительства» [цит. по 5, с. 13]. В нашем исследовании мы будем рассматривать РС как «дисбаланс между восприятием требований родительства и восприятием наличных ресурсов у родителей, что в свою очередь может быть связано как с особенностями детей, так и с особенностями самих родителей» [5, с. 13].

Исследования показывают, что РС влияет на эмоциональное состояние и психологическое благополучие родителей [13], особенности детско-родительских отношений [7, 8, 10, 16], на психическое развитие и поведение детей. [8, 9, 15-17].

Удовлетворенность жизнью в целом, также как удовлетворенность в отдельных значимых сферах может являться как предиктором низкого уровня РС, а также может быть и маркером и следствием РС. Так, например, исследования удовлетворенности браком демонстрируют ее тесную связь с РС [11, 12 14].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.