Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
751
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ И СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / TYPES OF FAMILY EDUCATION / AGGRESSIVENESS / PERSONAL AND SITUATIONAL ANXIETY / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кубеев Алибек Жанабаевич, Линтварев Александр Леонтьевич, Еремеев Вячеслав Юрьевич

Актуальность исследования в теоретическом плане определяется необходимостью разработки вопросов связанных с выявлением взаимосвязи стиля воспитания, тревожности и агрессивности у подростков. В практическом плане - разработкой тренингов, направленных на преодоление тревожности и агрессивности в подростковом возрасте. Экспериментальная работа проводилась на базе детского дома творчества «Дружный» г. Уфа. В исследовании приняли участие 62 подростка из полных семей. Были использованы: шкала ситуативной и личностной тревожности, тест агрессивности, опросник детско-родительских отношений. В группе девочек-подростков выявлены взаимосвязи: вербальная агрессия с кооперацией матери и симбиозом отца; физическая агрессия с принятием-отвержением отца; предметная агресси я с симбиозом матери; личностная тревожность с авторитарной гиперсоциализацией. В группе мальчиков-подростков выявлены взаимосвязи: вербальной агрессии с авторитарной гиперсоциализацией отца; эмоциональная агрессия с представлением родителей о своем ребенке как о «маленьком неудачнике»; ситуативная тревожность с кооперацией отца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF FAMILY EDUCATION TYPES, ANXIETY AND AGGRESSION OF ADOLESCENTS

The relevance of the study in theoretical terms is determined by the need to develop issues related to the identification of the relationship between parenting style, anxiety and aggression in adolescents. In practical terms-the development of trainings aimed at overcoming anxiety and aggression in adolescence. The experimental work was carried out on the basis of the children's art home «Druzhny» in Ufa. The study involved 62 teenagers from full families. The following methods were used: a scale of situational and personal anxiety, an aggressiveness test, and a questionnaire on child-parent relationships. In the group of adolescent girls, the following relationships were identified: verbal aggression with the mother's cooperation and the father's symbiosis; physical aggression with the father's acceptance and rejection; object aggression with the mother's symbiosis; personal anxiety with authoritarian hypersocialization. In the group of adolescent boys, the following correlations were revealed: verbal aggression with the authoritarian hypersocialization of the father; emotional aggression with the parents ' perception of their child as a «little loser»; situational anxiety with the father's cooperation.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

Конкретное мышление ограничивает репертуар поведенческого реагирования, затрудняет обработку информации, а, следовательно, снижает скорость принятия решения, что, безусловно, влечет и снижение адаптационных возможностей человека. В рамках данного исследования объяснить обнаруженную закономерность не представляется возможным. Необходимы дополнительные исследования.

В заключение отметим, что личностный адаптационный потенциал - динамическая характеристика, поскольку имеет двойственную природу. С одной стороны личностный адаптационный потенциал генетически предопределен, поскольку во многом зависит от темперамента человека, с другой - социально обусловлен, поскольку связан с личностными характеристиками. Следовательно, вузу необходимо предусмотреть работу с первокурсниками: организацию тренингов, консультаций, занятий в группах. Работа должна быть направлена на отработку навыков контроля эмоций, вариативность поведения, снижение тревожности. Помощь такого рода облегчит адаптацию студентов к условиям обучения в вузе.

Литература:

1. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 205. - 216 с.

2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь. 2007. - 950 с.

3. Дубовицкая Т.Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» - №2, 2010.

4. Колызаева Н.Г. Формирование адаптационных характеристик личности студента на начальном периоде обучения // Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. - Ленинград, 1989. - 15 с.

5. Коровина И.В. Научное обоснование организационного обеспечения профилактики заболевания у студетов на уровне муниципальной поликлиники. // Афтореф. дис. канд. мед. Наук. М., - 2005. - 27 с.

6. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. - С. 549-672.

Психология

УДК 159.923.5

старший преподаватель Кубеев Алибек Жанабаевич

Уфимский юридический институт МВД России (г. Уфа); доцент Линтварев Александр Леонтьевич Башкирский государственный университет (г. Уфа); старший преподаватель Еремеев Вячеслав Юрьевич

Башкирский государственный университет (г. Уфа)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Актуальность исследования в теоретическом плане определяется необходимостью разработки вопросов связанных с выявлением взаимосвязи стиля воспитания, тревожности и агрессивности у подростков. В практическом плане - разработкой тренингов, направленных на преодоление тревожности и агрессивности в подростковом возрасте. Экспериментальная работа проводилась на базе детского дома творчества «Дружный» г. Уфа. В исследовании приняли участие 62 подростка из полных семей. Были использованы: шкала ситуативной и личностной тревожности, тест агрессивности, опросник детско-родительских отношений. В группе девочек-подростков выявлены взаимосвязи: вербальная агрессия с кооперацией матери и симбиозом отца; физическая агрессия с принятием-отвержением отца; предметная агрессия с симбиозом матери; личностная тревожность с авторитарной гиперсоциализацией. В группе мальчиков-подростков выявлены взаимосвязи: вербальной агрессии с авторитарной гиперсоциализацией отца; эмоциональная агрессия с представлением родителей о своем ребенке как о «маленьком неудачнике»; ситуативная тревожность с кооперацией отца.

Ключевые слова: типы семейного воспитания, агрессивность, личностная и ситуативная тревожность, подростки.

Annotation. The relevance of the study in theoretical terms is determined by the need to develop issues related to the identification of the relationship between parenting style, anxiety and aggression in adolescents. In practical terms-the development of trainings aimed at overcoming anxiety and aggression in adolescence. The experimental work was carried out on the basis of the children's art home «Druzhny» in Ufa. The study involved 62 teenagers from full families. The following methods were used: a scale of situational and personal anxiety, an aggressiveness test, and a questionnaire on child-parent relationships. In the group of adolescent girls, the following relationships were identified: verbal aggression with the mother's cooperation and the father's symbiosis; physical aggression with the father's acceptance and rejection; object aggression with the mother's symbiosis; personal anxiety with authoritarian hypersocialization. In the group of adolescent boys, the following correlations were revealed: verbal aggression with the authoritarian hypersocialization of the father; emotional aggression with the parents ' perception of their child as a «little loser»; situational anxiety with the father's cooperation.

Keywords: types of family education, aggressiveness, personal and situational anxiety, teenagers.

Введение. Исследования типов семенного воспитания во взаимосвязи с различными личностными характеристиками детей всегда были и остаются одними из самых актуальных [2, 5]. Положительный эмоциональный фон в семье - залог здоровой личности, способствующий развитию эффективной мотивационно-потребностной сферы и позитивного взгляда на окружение.

В последнее время роль таких исследований возрастает, прежде всего, в связи с тем, что заметно увеличилось число эмоциональных и поведенческих нарушений, особенно у подростков. Этот вопрос в центре внимания нашего исследования. Возрастает актуальность проблемы еще и в связи с тем, что в

подростковом возрасте проявляется сразу две потребности: в поддержке и присоединению к семье с одной стороны и потребность отделения, самоопределении - с другой.

Стремясь к независимости от мира взрослых, подростки нередко попадают в сложные ситуации и реагируют на них негативными переживаниями, которые вызывают тревожность и агрессивность [3, 4]. Определенный уровень тревожности и агрессивности в этом возрасте - это естественная и обязательная характеристика активной деятельности. Однако повышенные уровней этих процессов оказывает негативное воздействие на личностное развитие подростка [1].

Цель исследования: выявить взаимосвязь типов семейного воспитания, тревожности и агрессивности у подростков.

Материал и методы. Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ ДО Дом детского творчества «Дружный» г. Уфа. В качестве испытуемых выступили 62 подростка. Средний возраст по выборке 13 лет, из них 29 мальчиков и 33 девочки. Все семьи подростков относятся к категории полных.

Тестирование подростков на выявление степени выраженности тревожности и агрессивности, а также типов семейного воспитания проводилось с применением следующего инструментария: шкала ситуативной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер), тест агрессивности (Л.Г. Почебут) опросник детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Методы математической статистики: данные описательной статистики (U-критерий Манна-Уитни), расчет коэффициентов линейной корреляции Пирсона. Статистический анализ проводился с помощью статистической программы SPSS Statistiks.

Изложение основного материала статьи. На первом этапе исследования проанализированы данные, полученные в результате тестирования по психодиагностическим методикам. Так, с помощью опросника детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин) произведена диагностика типов семейного воспитания с позиции родителей. В таблице 1 представлены данные о диагностике родительского отношения матерей по отношению к девочкам и мальчикам подросткам. Кроме того, указаны различия и схожесть в воспитательных воздействиях родителей мальчиков и девочек.

Таблица 1

Типы семейного воспитания матерей

Шкала девочки мальчики иЭмп р

принятие-отвержение 13,6 14,3 444,0 0,62

кооперация 6,9 7,2 382,0 0,15

симбиоз 5,8 4,9 355,5 0,07

авторитарная гиперсоциализация 4,3 4,4 457,5 0,76

«маленький неудачник» 3,4 3,5 469,0 0,89

Сравнительное исследование между типами воспитания матерей мальчиков и девочек подростков по следующим переменным не было обнаружено достоверных различий:

- принятие-отвержение (Ц^ = 444,0, р = 0,62), имея средние уровни выраженности показателя у матерей подростков как девочек, так и мальчиков, говорят о балансе между принятием ребенка и его отвержением. В большинстве матери принимают своих детей такими, какие они есть, поддерживают их;

- кооперация (Ц^ = 382,0, р = 0,15), имея выраженность ближе к высоким показателям у матерей девочек и мальчиков подростков, говорит о том, что родительница проявляет искренний интерес к ребенку, его чувствам и поведению, поощряет его инициативность и самостоятельность;

- симбиоз (иЭмп = 355,05, р = 0,07) имеет среднюю степень выраженности и свидетельствует о гармоничном развитии данного показателя, так матери стремятся к балансу в дистанции с ребенком;

- авторитарная гиперсоциализация (иЭмп = 457,5, р = 0,76) на среднем уровне выраженности у большинства матерей подростков. Это говорит о том, что родитель не слишком авторитарен по отношению к ребенку, но и нельзя сказать, что контроль его поведения отсутствует;

- «маленький неудачник» (иЭмп = 469,0, р = 0,89) имеет средний уровень выраженности и свидетельствует о том, что неудачи ребенка не являются для матерей случайными, к интересам ребенка они относятся с серьезностью.

Таким образом, типы воспитания матерей подростков (принятие-отвержение, симбиоз, кооперация, гиперсоциализация, «маленький неудачник») имеют средние уровни выраженности и не имеют достоверных различий по проявлениям в группах мальчиков и девочек.

В таблице 2 представлены данные о диагностике родительского отношения отцов по отношению к девочкам и мальчикам подросткам. Кроме того, указаны различия и схожесть в воспитательных воздействиях родителей мальчиков и девочек.

Таблица 2

Типы семейного воспитания отцов

Шкала девочки мальчики иЭмп р

принятие-отвержение 10,7 11,7 292,5 0,00

кооперация 6,1 5,1 268,5 0,00

симбиоз 4,4 4,2 453,5 0,72

авторитарная гиперсоциализация 3,6 3,2 406,0 0,29

«маленький неудачник» 2,0 2,7 338,5 0,04

Примечание: жирным шрифтом отмечены достоверно значимые различия

Сравнительное исследование между типами воспитания отцов мальчиков и девочек подростков показало, что по следующим переменным не было обнаружено достоверных различий:

- симбиоз (иЭмп = 453,5, р = 0,72) имеет средний уровень выраженности, что показывает гармоничность дистанции между ребенком и взрослым,

- авторитарная гиперсоциализация (Омп = 406,0, р = 0,29) также имеет среднюю степень выраженности, что говорит о том, что родитель не проявляет слишком большой строгости по отношению к ребенку, но и отсутствие контроля не наблюдается.

По следующим типам семейного воспитания отцов были обнаружены достоверные различия:

- принятие-отвержение (Омп = 292,5, р = 0,00), имея средние уровни выраженности у отцов подростков, все же отличается у девочек и мальчиков. Так, отцы мальчиков относятся к ним более положительно, принимают их такими, какие они есть, проводят с ними больше времени, чем отцы девочек;

- кооперация (Ц^ = 268,5, р = 0,00), имея средний уровень выраженности в обеих группах, все же больше выражена у отцов девочек. Показатель свидетельствует о том, что отцы девочек высоко ценят способности ребенка, проявляют искренний интерес, поощряют инициативу и самостоятельность, чем отцы мальчиков;

- «маленький неудачник» (иЭмп = 338,5, р = 0,04) имеет низкий уровень выраженности. В то же время обнаружено, что отцы мальчиков более склоны полагать, что неудачи ребенка случайны, чем отцы девочек.

Таким образом, типы воспитания отцов подростков (симбиоз, гиперсоциализация) имеют средние уровни выраженности. Такие типы как принятие-отвержение, кооперация, «маленький неудачник» имеют достоверных различий в проявлениях в группах мальчиков и девочек.

Для выявления вида агрессивного поведения в отношении к другому лицу или группе лиц произведена диагностика подростков по методике агрессивности Л.Г. Почебут (табл. 3).

Сравнительное исследование проявлений агрессивного поведения у девочек и мальчиков показало схожесть в следующих видах:

- вербальная агрессия (Ц^ = 445,5, р = 0,62) имеет среднюю степень выраженности как у мальчиков, так и у девочек подростков, что говорит о том, что в проявлении вербальной агрессии большинство подростков сдержаны, не оскорбляют других и не грубят,

- предметная агрессия (иЭмп = 446,0, р = 0,62) также имеет средний уровень выраженности у подростков, что показывает сдержанность подростков на предметы окружающего мира при появлении агрессии,

- эмоциональная агрессия (0Эмп = 353,5, р = 0,06) выражена на среднем уровне, что свидетельствует о том, что большинство мальчиков и девочек сдержаны в эмоциональном проявлении агрессии, не выражают открытую враждебность, подозрительность, призрение др.,

- самоагрессия = 453,5, р = 0,71) на среднем уровне выраженности, что доказывает отсутствие выраженной агрессии, направленной на самого себя, нормальный уровень механизмов психологической защиты в агрессив6ной среде.

Таблица 3

Агрессивное поведение у подростков

Шкала девочки мальчики иЭмп р

вербальная агрессия 2,5 3,3 445,5 0,62

физическая агрессия 2,2 3,1 342,5 0,04

предметная агрессия 3,0 2,5 446,0 0,62

эмоциональная агрессия 2,9 2,4 353,5 0,06

самоагрессия 3,1 2,9 453,5 0,71

Примечание: жирным шрифтом отмечены достоверно значимые различия

Выявлены достоверные различия между группами мальчиков и девочек по переменной «физическая агрессия» (иЭмп = 342,5, р = 0,04), которая у мальчиков выражена больше, чем у девочек. Она выражается в применении физической силы против агрессора.

Итак, описанные результаты позволяют судить о выраженности агрессивного поведения подростков мальчиков и девочек. В ходе сравнительного исследования не выявлено достоверных различий по вербальной, предметной, эмоциональной и самоагрессии. В то же время обнаружены достоверные различия между мальчиками и девочками подростками по проявлениям физической агрессии, которой мальчики подвержены больше, чем девочки.

Диагностика ситуативной и личностной тревожности у девочек и мальчиков подростков произведена с помощью методики «Шкала ситуативной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер). В таблице 4 представлены данные по выраженности агрессивности, а также различиях и схожести основных переменных.

Таблица 4

Тревожное поведение у подростков

Шкала девочки мальчики иЭмп р

Личностная тревожность 48,9 50,4 374,5 0,41

Ситуативная тревожность 52,2 53,7 398,5 0,25

Сравнительное исследование выраженности вида тревожности у девочек и мальчиков подростков показало схожесть в личностной (Ц^ = 374,5, р = 0,41) и ситуативной тревожности (иЭмп = 398,5, р = 0,25). Оба показателя имеют высокий уровень выраженности. Это говорит о том, что большинство подростков склонны к проявлению тревожности в различных ситуациях. Личностная тревожность появляется в ситуациях восприятия отдельных стимулов, которые расцениваются как угроза для самоуважения и

самооценки. Появление у подростков ситуативной тревожности может быть связана с напряжением, беспокойством определенной ситуации.

Сравнивая два типа тревожности можно отметить, что личностная тревожность выражена меньше, чем ситуативная, что говорит о том, что подростки больше тревожатся в случаях появления угрозы самооценке и самоуважения, чем в ситуациях напряжения в разных ситуациях.

Итак, описанные результаты позволяют судить о выраженности ситуативной и личностной тревожности в группе мальчиков и девочек подростков. Так, оба показателя имеют высокие уровни выраженности. Достоверные различия между группами не выявлены, т.е. они одинаковы по проявлениям.

Для определения взаимосвязи типа семейного воспитания, агрессивного поведения и тревожности у подростков был применен корреляционный анализ. Данные анализа представлены в таблицах 5 и 6.

Таблица 5

Корреляционный анализ типов семейного воспитания, агрессивности и тревожности девочек-

подростков

Типы семейного воспитания вербальная агрессия физическая агрессия предметная агрессия эмоциональная агрессия самоагрессия личностная тревожность ситуативная тревожность

принятие-отвержение 0,410

кооперация -0,345

симбиоз 0,389 0,361

авторитарная гиперсоциализация -0,419

Примечание: в таблице представлены только статистически значимые взаимосвязи

Рассмотрим корреляционные связи типа семейного воспитания, агрессивного поведения и тревожности группы девочек-подростков.

- вербальная агрессия отрицательно взаимосвязана с кооперацией матери (г = -0,345, р = 0,05), т.е. чем больше подростки склонны выражать словесную агрессию против другого лица, тем выражение стремление их матери к сотрудничеству, проявляет искренний интерес в воспитании, и наоборот;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вербальная агрессия и симбиоз отца (г = 0,389, р = 0,05), что говорит о том, что стремление отца к единению с ребенком, большему с ним контактам связано с выражением ребенком словесной агрессии;

- физическая агрессия связана с принятием-отвержением отца (г = 0,410, р = 0,05), выражение физической агрессии с помощью силы связано с эмоциональным отвержением или принятием ребенка отцом;

- предметная агрессия девочек подростков взаимосвязана с симбиозом матери (г = 0,361, р = 0,05), что свидетельствует о том, что чем более для подростка-девочки характерно выражение агрессии на предметах, тем единение между ребенком и матерью больше;

- личностная тревожность и авторитарная гиперсоциализация матери (г = -0,419, р = 0,05), это показывает, что чем более выражена у девочки-подростка тревога при угрозе ее самооценки, тем менее выражен контроль поведения ребенка со стороны матери, и наоборот.

Таблица 6

Корреляционный анализ типов семейного воспитания, агрессивности и тревожности мальчиков-

подростков

Типы семейного воспитания вербальная агрессия физическая агрессия предметная агрессия эмоциональная агрессия самоагрессия личностная тревожность ситуативная тревожность

кооперация -0,454

авторитарная гиперсоциализация 0,386

«маленький неудачник» 0,498

Примечание: в таблице представлены только статистически значимые взаимосвязи

Рассмотрим корреляционные связи типа семейного воспитания, агрессивного поведения и тревожности группы мальчиков-подростков:

- вербальная агрессия связана с авторитарной гиперсоциализацией отца (г = 0,386, р = 0,05), что свидетельствует о том, что чем больше выражена у подростка вербальная агрессия, тем выражение контроль его поведения со стороны отца;

- эмоциональная агрессия связана с представление матери о ребенке как о «маленьком неудачнике» (r = 0,498, р = 0,01), эти данные свидетельствуют о том, что подросток эмоционально агрессивен, когда родители приписывают ему социальную несостоятельность и уверены в т ом, что он не никогда не добьется успеха в жизни. И чем сильнее у родителей чувство стыда и досады из-за того, что дети проявляют неуспешность и неумелость, тем большую эмоциональную агрессивность проявляют их дети;

- ситуативная тревожность связана с кооперацией отца (r = -0,454, р = 0,05), что говорит о том, что чем сильнее у подростка-мальчика выражена тревожность при характерных ситуациях, тем менее характерно сотрудничество между ним и его отцом, и наоборот.

Итак, корреляционный анализ позволил выявить множественные корреляционные взаимосвязи между типами семейного воспитания, агрессивным поведением и тревожностью у подростков в группах мальчиков и девочек. Анализ позволяет говорить о различиях в корреляционных структурах взаимосвязи изучаемых показателей.

Выводы:

1. Абсолютное большинство типов воспитания матерей (принятие-отвержение, симбиоз, кооперация, гиперсоциализация, «маленький неудачник») имеют средние уровни выраженности и схожи в основных показателях. Типы воспитания отцов имеют средние уровни выраженности и схожи в проявлениях: симбиоз и гиперсоциализация. Такие типы воспитания отцов как принятие-отвержение, кооперация имеют средние уровни выраженности и имеют различия в проявлениях, тип воспитания «маленький неудачник» имеет низкие уровни выраженности и различны по проявлениям в группах мальчиков и девочек подростков.

2. Достоверно значимые различия обнаружены между мальчиками и девочками подростками по проявлениям физической агрессии, которой мальчики подвержены больше, чем девочки.

3. Личностная тревожность выражена меньше, чем ситуативная у девочек и мальчиков подростков. Ситуативная и личностная тревожность в группе мальчиков и девочек подростков имеют высокие уровни выраженности. Достоверные значимые различия между группами не выявлены.

4. В группе девочек-подростков взаимосвязаны: вербальная агрессия с кооперацией матери и симбиозом отца; физическая агрессия с принятием-отвержением отца; предметная агрессия с симбиозом матери; личностная тревожность с авторитарной гиперсоциализацией. В группе мальчиков-подростков выявлены взаимосвязи: вербальной агрессии с авторитарной гиперсоциализацией отца; эмоциональная агрессия с представлением родителей о своем ребенке как о «маленьком неудачнике»; ситуативная тревожность с кооперацией отца.

Литература:

1. Вахтель Л.В. Соотношение понятий «тревожность» и «школьная тревожность» в отечественной и зарубежной литературе [Текст] / Л.В. Вахтель, Н.Е. Климова // Результаты современных научных исследований и разработок. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - 2019. -С. 241-243.

2. Воробьева К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания [Текст] / К. Воробьева // Воспитание школьников. - 2008. - № 7. - С. 48-55.

3. Корытченкова Н.И. Интегральные характеристики агрессивности личности [Текст] / Н.И. Корытченкова, О.А. Ахвердова, С.С. Смагина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 152-156.

4. Кочнева Е.М. Социальная тревожность как предмет исследований в психологии [Текст] / Е.М. Кочнева, М.А. Блохина, Е.Г. Лебедева // Проблемы современного педагогического образования. -2017. -№ 57-9. - С. 339-349.

5. Мануйлова Е.И. Стили семейного воспитания и виды агрессивного поведения подростков [Текст] / Е.И. Мануйлова // Электронный научный журнал. - 2016. - № 10-2 (13). - С. 217-223.

Психология

УДК 159.922

заместитель начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Кущев Павел Михайлович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД

РОССИИ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования стилей и стратегий совладающего поведения, выполненного на выборке курсантов и слушателей вузов МВД России. Рассмотрены особенности репертуара стратегий совладания обеих групп, проведен их сравнительный анализ и оценка конструктивности.

Ключевые слова: совладающее поведение, стили совладающего поведения, стратегии совладающего поведения, проактивное преодоление, сотрудники МВД.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of styles and strategies of coping behavior, carried out on a sample of cadets and listeners of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The features of the repertoire of coping strategies of both groups are considered, their comparative analysis and assessment of constructiveness are carried out.

Keywords: coping behavior, coping behavior styles, coping strategies, proactive coping, employees of the Ministry of interior.

Введение. Эффективность деятельности сотрудников МВД во многом зависит от способности конструктивно действовать в сложных профессиональных ситуациях, сохраняя оптимальное для поддержания высокой работоспособности эмоциональное состояние. Поэтому ориентация на конструктивные стили и стратегии совладающего поведения становиться одним из условий профессиональной успешности специалистов данной группы. Согласно современным исследованиям [3, 6] в контексте рассматриваемой профессиональной деятельности наиболее предпочитаемый вариантом будет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.