- эмоциональная агрессия связана с представление матери о ребенке как о «маленьком неудачнике» (r = 0,498, р = 0,01), эти данные свидетельствуют о том, что подросток эмоционально агрессивен, когда родители приписывают ему социальную несостоятельность и уверены в т ом, что он не никогда не добьется успеха в жизни. И чем сильнее у родителей чувство стыда и досады из-за того, что дети проявляют неуспешность и неумелость, тем большую эмоциональную агрессивность проявляют их дети;
- ситуативная тревожность связана с кооперацией отца (r = -0,454, р = 0,05), что говорит о том, что чем сильнее у подростка-мальчика выражена тревожность при характерных ситуациях, тем менее характерно сотрудничество между ним и его отцом, и наоборот.
Итак, корреляционный анализ позволил выявить множественные корреляционные взаимосвязи между типами семейного воспитания, агрессивным поведением и тревожностью у подростков в группах мальчиков и девочек. Анализ позволяет говорить о различиях в корреляционных структурах взаимосвязи изучаемых показателей.
Выводы:
1. Абсолютное большинство типов воспитания матерей (принятие-отвержение, симбиоз, кооперация, гиперсоциализация, «маленький неудачник») имеют средние уровни выраженности и схожи в основных показателях. Типы воспитания отцов имеют средние уровни выраженности и схожи в проявлениях: симбиоз и гиперсоциализация. Такие типы воспитания отцов как принятие-отвержение, кооперация имеют средние уровни выраженности и имеют различия в проявлениях, тип воспитания «маленький неудачник» имеет низкие уровни выраженности и различны по проявлениям в группах мальчиков и девочек подростков.
2. Достоверно значимые различия обнаружены между мальчиками и девочками подростками по проявлениям физической агрессии, которой мальчики подвержены больше, чем девочки.
3. Личностная тревожность выражена меньше, чем ситуативная у девочек и мальчиков подростков. Ситуативная и личностная тревожность в группе мальчиков и девочек подростков имеют высокие уровни выраженности. Достоверные значимые различия между группами не выявлены.
4. В группе девочек-подростков взаимосвязаны: вербальная агрессия с кооперацией матери и симбиозом отца; физическая агрессия с принятием-отвержением отца; предметная агрессия с симбиозом матери; личностная тревожность с авторитарной гиперсоциализацией. В группе мальчиков-подростков выявлены взаимосвязи: вербальной агрессии с авторитарной гиперсоциализацией отца; эмоциональная агрессия с представлением родителей о своем ребенке как о «маленьком неудачнике»; ситуативная тревожность с кооперацией отца.
Литература:
1. Вахтель Л.В. Соотношение понятий «тревожность» и «школьная тревожность» в отечественной и зарубежной литературе [Текст] / Л.В. Вахтель, Н.Е. Климова // Результаты современных научных исследований и разработок. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - 2019. -С. 241-243.
2. Воробьева К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания [Текст] / К. Воробьева // Воспитание школьников. - 2008. - № 7. - С. 48-55.
3. Корытченкова Н.И. Интегральные характеристики агрессивности личности [Текст] / Н.И. Корытченкова, О.А. Ахвердова, С.С. Смагина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 152-156.
4. Кочнева Е.М. Социальная тревожность как предмет исследований в психологии [Текст] / Е.М. Кочнева, М.А. Блохина, Е.Г. Лебедева // Проблемы современного педагогического образования. -2017. -№ 57-9. - С. 339-349.
5. Мануйлова Е.И. Стили семейного воспитания и виды агрессивного поведения подростков [Текст] / Е.И. Мануйлова // Электронный научный журнал. - 2016. - № 10-2 (13). - С. 217-223.
Психология
УДК 159.922
заместитель начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Кущев Павел Михайлович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)
ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД
РОССИИ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования стилей и стратегий совладающего поведения, выполненного на выборке курсантов и слушателей вузов МВД России. Рассмотрены особенности репертуара стратегий совладания обеих групп, проведен их сравнительный анализ и оценка конструктивности.
Ключевые слова: совладающее поведение, стили совладающего поведения, стратегии совладающего поведения, проактивное преодоление, сотрудники МВД.
Annotation. The article presents the results of an empirical study of styles and strategies of coping behavior, carried out on a sample of cadets and listeners of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The features of the repertoire of coping strategies of both groups are considered, their comparative analysis and assessment of constructiveness are carried out.
Keywords: coping behavior, coping behavior styles, coping strategies, proactive coping, employees of the Ministry of interior.
Введение. Эффективность деятельности сотрудников МВД во многом зависит от способности конструктивно действовать в сложных профессиональных ситуациях, сохраняя оптимальное для поддержания высокой работоспособности эмоциональное состояние. Поэтому ориентация на конструктивные стили и стратегии совладающего поведения становиться одним из условий профессиональной успешности специалистов данной группы. Согласно современным исследованиям [3, 6] в контексте рассматриваемой профессиональной деятельности наиболее предпочитаемый вариантом будет
проблемно-ориентированный стиль совладания, обеспечивающий концентрацию на продуманные активные действия по разрешению проблемы. Репертуар актуальных стратегий совладания должен включать в себя стратегии направленные на анализ ситуации и планирование предпринимаемых действий, контроль и рационализацию поведения, сдерживание негативных эмоций и стабилизацию эмоционального состояния на фоне принятия ситуации и осознания ее значимости. Однако как показывает практика, у большинства сотрудников МВД отсутствует индивидуальный стиль совладания, основанный преимущественно на конструктивных, осознанно выбираемых стратегиях, соответствующих особенностям конкретной ситуации. В сложных условиях они склонные применят привычные стратегии, сформированные стихийно на основе предшествующего опыта. Помимо того, что данные стратегии могут не привести к желаемому эффекту, они могут повлечь за собой существенные нарушения психологического благополучия сотрудника.
С целью оценки конструктивности стиля и стратегий совладающего поведения курсантов и слушателей вузов МВД России нами было проведено исследование, в ходе которого решались следующие задачи:
- выявление ведущего стиля совладающего поведения, структуры и состава репертуара актуальных стратегий;
- дифференциация предпочитаемых стратегий совладания в ретроспективе, ситуационно-специфических стратегий и проактивных стратегий;
- сравнительный анализ репертуара стратегий совладания курсантов и слушателей, для выявления динамики их изменения в процессе обучения.
Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось в 2018 году на базе Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России. В общей сложности в нем прияло участие 180 человек (88 - курсанты; 92 - слушатели). Диагностический инструментарий исследования был представлен следующими методиками: «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» КПСС (CISS); опросник ОСС (WCQ) в адаптации Т.Л. Крюковой [2]; опросник совладания со стрессом (СОРЕ), в адаптации Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой и Е.Н. Осина [5]; методика диагностики копинг-механизмов (Э. Хейм) в адаптации Л.И. Вассермана [4]; опросник «Проактивное совладающее поведение» в адаптации Е.С. Старченковой [1].
Результаты диагностики по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» КПСС (CISS) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Стили совладания, используемые курсантами и слушателями (по методике «Копинг-поведение в
стрессовых ситуациях» КПСС)
№ Стиль совладания Курсанты (%) Слушатели (%)
1. Проблемно-ориентированный копинг 26,13 36,93
2. Эмоционально-ориентированный копинг 23,86 28,26
3. Копинг ориентированный на избегание 44,32 38,04
4. Отвлечение 32,95 23,91
5. Социальное отвлечение 40,90 33,69
На основании полученных данных можно прийти к следующим выводам:
1. Ведущим стилем совладающего поведения у респондентов обеих групп (курсанты - 44,32% и слушатели - 38,04%) является ориентация на избегание. Это достаточно негативная тенденция, поскольку в рамках рассматриваемой профессиональной деятельности данный стиль однозначно носит не конструктивный характер. Даже если речь идет о временном отвлечении с целью сдерживания совладания и улучшения эмоционального состояния, в том числе и при помощи социального окружения.
2. Существенных различий в предпочтении эмоционально-ориентированного стиля выявлено не было. Данный стиль выбирают 28,26% - курсантов и 23, 86% - слушателей. На наш взгляд, это свидетельствует о хорошо развитых механизмах самоконтроля в сложных ситуациях, готовности и способности к рационализации поведения и сдерживанию эмоциональных проявлений.
3. Проблемно-ориентированный стиль предпочитают 36,96% слушателей и 26,13% курсантов. Подобные данные позволяют нам выдвинуть предположение о наличии положительной динамики в изменении стиля совладания в процессе обучения, т.е. к старшим курсам стиль совладающего поведения приобретает более конструктивный характер.
Данные полученные в ходе применения опросника ОСС (WCQ) в адаптации Т.Л. Крюковой показали следующую картину (таблица 2).
Таблица 2
Стратегии совладания, используемые курсантами и слушателями (по методике Опросник ОСС
(WCQ) в адаптации Т.Л. Крюковой)
№ Стратегии совладания Курсанты Слушатели
(%) (%)
1. Самоконтроль 30,68 40,2
2. Принятие ответственности 25 36,9
3. Планирование решения проблемы 21,5 31,52
4. Положительная переоценка 27,5 26,08
5. Поиск социальной поддержки 63,6 54,3
6. Избегание 46,5 35,86
7. Дистанцирование 20,5 27,2
8. Конфронтация 9,09 4,35
Репертуар стратегий совладающего поведения курсантов имеет широкий разброс и в той или иной степени включает в себя все типы стратегий. Лидирующие позиции занимают такие стратегии как: поиск социальной поддержки (63,6%), избегание (46,5%), самоконтроль (30,68%) и положительная переоценка (27,5%). Таким образом, при возникновении трудной профессиональной ситуации курсанты в первую очередь полагаются на помощь социального окружения. Высока вероятность и того, что значительная часть респондентов данной группы будет избегать проблемы.
У слушателей помимо превалирования стратегии социальной поддержки (54,3%) и достаточно высокой доли ориентации на стратегию избегания (35,86%), в репертуар актуальных стратегий добавляется самоконтроль (40,2%), принятие ответственности (36,9%) и планирование решения проблемы (31,52%). Здесь важно подчеркнуть, что у слушателей в значительно большей степени, чем у курсантов выражена ориентация на стратегии совладания с использованием когнитивных механизмов, предполагающих анализ и оценку ситуации, и планирование действий по ее разрешению.
Выявленные закономерности подтвердились при диагностике по опроснику совладания со стрессом (СОРЕ), в адаптации Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой и Е.Н. Осина, который показал доминирование и у курсантов и у слушателей стратегий поиск социальной поддержки инструментального характера (курсанты -64,77%, слушатели - 53,26%), поиск социальной поддержки эмоционального характера (курсанты - 67,04%, слушатели - 47,82%). Приведенные данные позволяют утверждать, что курсанты от социального окружения ждут в первую очередь эмоциональную поддержку - снятие напряженности и стабилизацию эмоционального состояния, тогда как для слушателей наибольшую значимость имеет конкретная помощь - информация, рекомендации, оценка предпринимаемых или запланированных действий.
В целом для обеих групп характерно достаточно слабо выраженное принятие проблемной ситуации, стремление ее осмыслить, проанализировать, оценить возможные варианты действий. Хотя слушатели больше склонны к принятию ситуации и осознанному сдерживанию совладания для осмысления плана действий. Интересен тот факт, что большинство испытуемых и не отрицают ситуацию, к стратегии отрицания выявлена склонность лишь у 18,18% курсантов и 15,22% слушателей. К проявлению активности в отношении сложных ситуаций потенциально готовы и курсанты и слушатели, но у курсантов велика вероятность совершения импульсивных действий, тогда как слушатели лучше контролируют свое поведение. Поведенческий уход от проблемы слабо выражен в обеих группах, а вот к мысленному уходу от проблемы прибегают 43,18% курсантов и 34,78% слушателей.
На основании вышесказанного можно сделать вывод об относительной конструктивности предпочитаемых стратегий совладающего поведения у большинства курсантов и слушателей, что подтвердилось результатами исследования по методике диагностики копинг-механизмов (Э. Хейм) в адаптации Л.И. Вассермана.
В первую очередь нас интересовала оценка адаптивности ведущих стратегий совладания. Полученные результаты показали, что и у курсантов и у слушателей по всем трем механизмам (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) превалируют относительно адаптивные стратегии (таблица 3).
Таблица 3
Стратегии совладания, используемые курсантами и слушателями (методике диагностики копинг-механизмов (Э. Хейм) в адаптации Л.И. Вассермана)
№ Стратегии Курсанты Слушатели
совладания (%) (%)
е ы о не ьы е ы е ы о не ьы е ы
н лн е н н лн е н
в ев и 5 в в ев и 5 в
п ё в тп п ё в тп
а д « £ а д а д « £ а д
< О я а е < О я а е
Я Я
1. Поведенческие 20,45 63,64 15,96 33,95 48,66 17,39
2. Эмоциональные 32,95 56,83 10,22 29,34 58,71 11,95
3. Когнитивные 22,37 44,32 32,95 36,95 42,39 20,66
Однако были выявлены и определенные различия:
1. У курсантов по поведенческим стратегиям совладающего поведения лидирующие позиции занимают отвлечение и конструктивная активность, относящиеся к группе относительно адаптивных стратегий. На
эмоциональном уровне доминируют такие относительно адаптивные стратегии как эмоциональная разрядка и пассивная кооперация. Хуже всего дела обстоят со стратегиями, требующими подключение когнитивных механизмов, здесь, во-первых, большее число курсантов использует стратегии, имеющие неадаптивный характер, а во-вторых, среди относительно адаптивных стратегий преобладают относительность и придача смысла, направленные на переосмысление сложной ситуации и изменение к ней отношения.
2. У слушателей, несмотря на общую схожесть репертуара ситуационно-специфических стратегий наблюдается ряд позитивных отличий. На поведенческом уровне больший процент слушателей выбирает адаптивные стратегии, представленные сотрудничеством, обращением и альтруизмом. Последняя из указанных стратегий курсантами практически не используется. Эмоциональные стратегии в целом соответствуют тем же предпочтениям, что и у курсантов. А вот по когнитивным стратегиям фиксируется уже существенная разница: большее число слушателей демонстрируют ориентацию на адаптивный тип стратегий, среди которых чаще всего встречается проблемный анализ. Тогда как у курсантов адаптивные стратегии на когнитивном уровне представлены в основном сохранением самообладания.
На завершающем этапе исследования мы выявляли предпочтения в области стратегий проактивного совладания. С этой целью нами была использована методика Опросник «Проактивное совладающее поведение» в адаптации Е.С. Старченковой. Результаты, полученные в ходе диагностики, отражены в таблице 4.
Таблица 4
Стратегии совладания, используемые курсантами и слушателями (по методике Опросник «Проактивное совладающее поведение» в адаптации Е.С. Старченковой)
№ Стратегии совладания Курсанты Слушатели
(%) (%)
1. Поиск эмоциональной поддержки 65,91 48,91
2. Поиск инструментальной 63,63 52,17
поддержки
3. Превентивное преодоление 15,91 28,26
4. Стратегическое планирование 13,64 26,08
5. Рефлексивное преодоление 21,5 33,69
6. Проактивное преодоление 26,13 36,93
Слушатели проявляют большую готовность к преодолению предстоящих проблемных ситуаций. Значительная часть из них прогнозирует наступление вероятностных проблем, планирует действия по предотвращению их возникновения или подготовки к ним. Несмотря на то, что для большинства представителей данной группы в приоритете остается обращение за помощью к социальному окружению, они способны к анализу и оценке ситуации, построению стратегических планов.
Курсанты в меньшей степени задумываются о возможных проблемах, предпочитая использовать потенциал социального окружения. В перспективе они готовы ставить цели по разрешению проблемной ситуации и предпринимать активные действия, но больше полагаются на ситуационное реагирование, чем на предварительную подготовку.
Выводы. Подводя итоги проведенному исследованию можно прийти к следующим выводам:
1. И у курсантов и у слушателей в большинстве своем не сформирован индивидуальный стиль совладания. В зависимости от особенностей ситуации они применяют разнообразные стратегии, как правило, носящие относительно конструктивный характер. При возникновении сложной ситуации, связанной с ведущей деятельностью с наибольшей вероятностью респонденты обеих групп предпочтут обратиться за помощью к социальному окружению. Высок риск использования стратегий, основанных на избегании и отвлечении. Хотя детальный анализ данных свидетельствует о том, что указанные стратегии носят временный характер и скорее предназначены для снятия остроты переживаний, чем для полного игнорирования проблемы. В дальнейшем после сдерживания совладания возможно последует активные действия по преодолению сложившейся ситуации. Тем не менее это не отменяет того факта, что высокий процент ориентации на стратегии, концентрирующиеся на избегании, отвлечении, дистанцировании может привести к накоплению неразрешенных проблем и нарушению психологического благополучия.
2. Выявлены определенные различия в репертуаре предпочитаемых стратегий совладающего поведения у курсантов и слушателей. Стиль и стратегии совладания слушателей более конструктивны, существенную долю в них занимают когнитивные стратегии. Слушатели больше ориентированы на осмысление ситуации, планирование и рационализацию поведения, меньше склонны к применению неконструктивных стратегий. Однако нельзя однозначно утверждать, что их стиль и стратегии совладающего поведения обеспечат профессиональную успешность. В целом можно говорить о незначительной положительной динамике в развитии совладающего поведения в период обучения, но для обеспечения желаемого эффекта необходимо внедрение системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России направленной на развитие совладающего поведения.
Литература:
1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 338 с.
2. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг - шкалы. - изд. 2-е, исправленное, дополненное. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова Авантитул, 2010. - 64 с.
3. Молчанова Е.Ю. Стратегии совладающего поведения и критерии психического здоровья сотрудников органов внутренних дел // Вестник КРУ МВД России. - 2016. - №2 (32). - С. 205-207.
4. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). Учебное пособие. - Казань, 2003 - 112 с.
5. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции. // Психология. Журнал ВШЭ. - 2013. - Том 10. - № 1. - С. 82-118.
6. Рогачев В.А., Коноплева И.Н. Аналитический обзор исследований по проблеме неопределенности и изучения копинг-стратегий у сотрудников правоохранительных органов // Психология и право. - 2018. - Том 8. - № 1. - С. 26-43.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и философии Левченко Анна Викторовна
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ НА
УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Рассмотрена возможность использования методов арт-терапии и арт-педагогики на уроках английского языка с целью повышения эффективности усвоения учебного материала и развития внимания, памяти, мышления и речи у школьников. Разработана программа повышения уровня сформированности психических познавательных процессов на уроках английского языка методами арт-терапии: сказкотерапии, изотерапии, драматерапии. При исследовании использованы метод экспертной оценки, методики исследования памяти, мышления, внимания, речи.
Ключевые слова: познавательные процессы, арт-терапия, арт-педагогика, школьный возраст, обучение, развитие.
Annotation. The article considers the possibility of using methods of art therapy and artpedagogics in English lessons in order to improve the effectiveness of learning material and the development of attention, memory, thinking and speech in schoolchildren. A program has been developed to increase the level of formation of mental cognitive processes in English lessons using art therapy methods: fairy-tale therapy, painting-therapy and drama therapy. The research uses the method of expert evaluation, methods of research of memory, thinking, attention, speech.
Keywords: cognitive processes, art therapy, art pedagogy, school age, teaching, development.
Введение. Современная система образования претерпевает значительные изменения в педагогической теории и практике. Особое внимание уделяется применению передовых инновационных технологий, которые могут служить дополнением или альтернативой традиционному обучению.
Применение методов арт-терапии на уроках позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и сделать его эффективнее и продуктивнее, благодаря его терапевтическим и коррекционным свойствам при обучении ребенка и развитии познавательных процессов [4, с. 11; 7, с. 32].
Изложение основного материала статьи. В последнее время актуальными инновационными дисциплинами являются арт-терапия и арт-педагогика [6, с. 5], которые основываются на слиянии психологии, педагогики и искусства. Основной целью арт-педагогики является активизация познавательной деятельности и художественное развитие детей средствами искусства. Арт-педагогика подразумевает применение средств искусства в любом учебном предмете; основные технологии арт-педагогики - игра и педагогическая импровизация [8, с. 144].
Цель настоящего исследования: разработка и оценка эффективности программы по развитию познавательных процессов на уроках английского языка на основе методов арт-терапии.
Диагностика предполагала охват основных психических познавательных процессов, необходимых для изучения иностранного языка, таких как память, мышление, внимание и речь [1, с. 78]. Исследование проводилось в три этапа в период с сентября по ноябрь 2019 года: 1) диагностика уровня сформированности психических познавательных процессов; 2) реализация арт-терапевтической программы по развитию психических познавательных процессов младших школьников; 3) проведение повторной диагностики, анализ и интерпретация полученных результатов.
Использованы следующие методы: теоретические - анализ, синтез данных; эмпирические - наблюдение, эксперимент, методы математической статистики (анализ средних значений, процентное соотношение, критерий различий Фишера), метод экспертной оценки, тестирование [3, с. 40, 86, 211; 10, с. 15, 36, 48]: 1) методики исследования памяти школьников: исследование оперативной памяти и картиночный тест исследования памяти школьников, 2) диагностика уровня сформированности мышления «Тест на способность к классификации и анализу», 3) методика для оценки объема распределения и переключения внимания «Числовой квадрат», 4) для диагностирования уровня сформированности речи использовались устные методы работы на уроке - чтение, развернутый ответ на вопрос к тексту, краткий пересказ.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 8 г. Прохладного Кабардино-Балкарской республики. В исследовании участие принимали 29 учащихся начальных классов, которые были разделены на две группы. Экспериментальная группа была представлена учениками 4 «А» класса в количестве 16 человек (8 мальчиков и 8 девочек), контрольная группа - учениками 4 «В» класса в количестве 13 человек (8 мальчиков и 5 девочек). Возраст школьников составил 9-10 лет на момент проведения исследования.
В результате анализа входной диагностики с помощью метода экспертной оценки, были выявлены показатели уровня сформированности навыков аудирования, грамматики и устной речи в двух классах. Уровень успеваемости по английскому языку на начало исследования в обеих группах средний и ниже среднего. По результатам проведенных методик мы выяснили, что у детей уровень сформированности психических познавательных процессов недостаточен и им необходима помощь в их развитии для лучшего усвоения материала при дальнейшем изучении английского языка.
Исходя из данных диагностики, была разработана арт-терапевтическая программа [2; 5; 9] по развитию психических познавательных процессов младших школьников на уроках английского языка. Данная программа рассчитана на 5 групповых занятий, длительность каждого из которых 40 мин. Частота проведения занятий: 2 раза в неделю. Цель программы: развитие у детей психических познавательных процессов на уроках английского языка при помощи методов арт-терапии. Работа по подготовке и проведению занятий была проведена А.И. Кондратьевой с участием школьного психолога Т.А.Калиниченко.