11. Соболев В.И. Оценка взаимосвязи между психофизиологическими и индивидуальными показателями теста Т.А. Немчина у студентов-первокурсников / В.И. Соболев, М.Н. Попов, В.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1. - С. 344-348.
12. Соболев В.И. Взаимосвязь между дидактической эффективностью тематической информационной лекции и психофизиологическими особенностями студентов / В.И. Соболев, М.Н. Попов, В.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 310-314.
13. Соболев В.И. Повышение дидактической эффективности проблемной лекции путем усиления мотивации студентов-первокурсников к обучению и ее связь с уровнем логического мышления /
B.И. Соболев, В.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66 (1). -
C. 201-205.
14. Фер Р. Майкл Психометрика: Введение / Р. Майкл Фер, Верн Р. Бакарак; пер. с англ. А.С. Науменко, А.Ю. Попова; под ред. Н.А. Батурина, Е.В. Эйдмана. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 445 с.
15. Чернявская, А.Г. Андрагогика: практическое пособие для вузов / А.Г. Чернявская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 174 с.
Психология
УДК 159.923
кандидат психологических наук, доцент Савенышева Светлана Станиславовна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург)
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ И РОДИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена изучению особенности и взаимосвязь родительского стресса и удовлетворенности жизнью у матерей детей раннего и дошкольного возраста. Методы: «Индекс родительского стресса-4» (PSI-4) Р. Абидина, методика «Удовлетворенность жизнью» Э. Динера, методика «Удовлетворенность браком» Ю.Е. Алешиной, социально-биографическая анкета. В исследовании приняло участие 147 матерей детей раннего и дошкольного возраста. Была выявлена тесная взаимосвязь удовлетворенности жизнью, удовлетворенности материальным положением и профессиональной деятельностью матерей детей раннего и дошкольного возраста с родительским стрессом в сфере родителей; удовлетворенность браком связана с родительским стрессом и в сфере родителей и сфере детей. Предиктором общего уровня родительского стресса является удовлетворенность жизнью. Сравнительный анализ женщин с низким, средним и высоким уровнем удовлетворенности жизнью показал, что женщины с низким уровнем характеризуются более высоким уровнем общего показателя родительского стресса, в первую очередь за счет более высокого уровня в сфере родителей, и таких его характеристик как депрессия и изоляция.
Ключевые слова: родительский стресс, удовлетворенность жизнью, удовлетворенность браком, удовлетворенность профессиональной деятельностью, удовлетворенность материальным положением, родительский стресс в сфере родителей, родительский стресс в сфере детей, матери детей раннего и дошкольного возраста.
Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities and relation of parenting stress and life satisfaction in mothers of young and preschool children. Methods: "Parenting Stress Index-4" (PSI-4) by R. Abidin, questionnaire "Life satisfaction" by E. Diener, questionnaire "Marriage satisfaction" by Yu. Alyoshina, socio-biographical questionnaire. The study involved 147 mothers of young and preschool children. A close relationship was revealed between life satisfaction, satisfaction with the material situation and professional activity of mothers of young and preschool children with parenting stress in the sphere of parents; marital satisfaction is associated with parenting stress both in the parent domain and the child domain. Life satisfaction is a predictor of overall parenting stress. A comparative analysis of women with low, medium and high levels of life satisfaction showed that women with a low level are characterized by a higher level of general parenting stress, primarily due to a higher level in the parent domain, and such characteristics as depression and isolation.
Keywords: parenting stress, life satisfaction, marriage satisfaction, professional activity satisfaction, satisfaction with financial situation, parenting stress in a parent domain, parenting stress in a child domain, mothers of young and preschool children.
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект
19-013-00594
Введение. Родительский стресс (далее РС) активно изучается зарубежными исследователями уже несколько десятилетий, однако у нас в стране данная проблема стала изучаться только последние годы [3, 4, 5].
Р. Абидин определяет РС как «отсутствие баланса между восприятием требований родительства и восприятием существующих у взрослого ресурсов для решения задач родительства» [цит. по 5, с. 13]. В нашем исследовании мы будем рассматривать РС как «дисбаланс между восприятием требований родительства и восприятием наличных ресурсов у родителей, что в свою очередь может быть связано как с особенностями детей, так и с особенностями самих родителей» [5, с. 13].
Исследования показывают, что РС влияет на эмоциональное состояние и психологическое благополучие родителей [13], особенности детско-родительских отношений [7, 8, 10, 16], на психическое развитие и поведение детей. [8, 9, 15-17].
Удовлетворенность жизнью в целом, также как удовлетворенность в отдельных значимых сферах может являться как предиктором низкого уровня РС, а также может быть и маркером и следствием РС. Так, например, исследования удовлетворенности браком демонстрируют ее тесную связь с РС [11, 12 14].
Понимание факторов влияющих на РС открывает широкие возможности его профилактики. В связи с этим мы решили обратиться к изучению взаимосвязи удовлетворенности в различных сферах и РС матерей.
Изложение основного материала статьи.
Организация исследования. Цель: изучить особенности и взаимосвязь РС и удовлетворенности жизнью у матерей детей раннего и дошкольного возраста. Гипотеза: удовлетворенность в различных сферах (отношений с партнером, в профессиональной сфере, материальным положением) и жизнью в целом и РС у матерей детей раннего и дошкольного возраста взаимовлияют друг на друга: удовлетворенность жизнью является важным ресурсом совладания с родительским стрессом, но и родительский стресс может приводить к снижению уровня удовлетворенности жизнью. Выборка: в исследовании приняло участие 147 матерей детей раннего и дошкольного возраста проживающих в Санкт-Петербурге. Средний возраст матерей 33,4 года (20-47 лет), средний возраст детей 3,3 года (0,5 - 7 лет). Семейной положение - 89,9% женщин состоят в браке, 10,1% - не состоят в браке или разведены. Профессиональная занятость - 61,2% женщин полная или частичная занятость, 38,8% - не работают. Методики: «Индекс родительского стресса-4» (PSI-4) Р. Абидина [6], методика «Удовлетворенность жизнью» Динера [2], методика «Удовлетворенность браком» Ю.Е. Алешиной [1], социально-биографическая анкета (в т.ч. такие параметры удовлетворенности жизнью как удовлетворенность материальным положением, удовлетворенность профессиональной деятельностью). Результаты. Исследование особенностей РС матерей детей раннего и дошкольного возраста показало, что интегральные показатели РС в сфере детей и в сфере родителей, а также общий показатель РС значительно превышают средние значения полученные в зарубежных исследованиях. Показатель жизненного стресса находится в области средних значений. Анализ показателя удовлетворенности материальным положением матерей детей раннего и дошкольного возраста показал его среднее значение (М=65,06, Мах=100), а удовлетворенности профессиональной деятельностью - значение выше среднего (М=74,05, Мах=100). Изучение удовлетворенности браком матерей данной выборки продемонстрировало его средний уровень (М=33,5, М(норма)=29). Исследование удовлетворенности жизнью матерей показало, что в целом для них характерен уровень чуть выше среднего (М=24,97, Ммах=35). Более низкий уровень отмечается у показателей «Жизнь соответствует идеалу» (М=4,28) и «Изменения» (М=4,46), более высокий - у показателя «Обстоятельства жизни» (М=5,63).
Рассмотрим взаимосвязи показателей РС и удовлетворенности жизнью, и удовлетворенностью в различных сферах.
Наиболее тесные связи РС были обнаружены с удовлетворенностью браком. Данный параметр отрицательно коррелирует со всеми интегральными показателями (р<0,001), всеми характеристиками РС в сфере родителей (р<0,01), и со всеми характеристиками в сфере детей (р<0,01), за исключением параметров «неадаптивность ребенка» и «дети не поддерживающие родителей». Тесные связи с РС также обнаруживаются у удовлетворенности материальным положением, но только с характеристиками сферы родителей (р<0,01), общим показателем РС (р<0,001) и жизненными стрессами (р<0,01). Удовлетворенность профессиональной деятельностью также связана только со сферой родителей и ее характеристиками (р<0,01) и общим показателей РС (р<0,05), за исключением параметров «ограничение роли», «отношения с партнером» и «здоровье».
Общий показатель удовлетворенности жизнью отрицательно связан со всеми показателями РС в сфере родителей (р<0,01) и общим показателем РС (р<0,001), но не обнаруживает связей с РС в сфере детей. Среди отдельных показателей удовлетворенности жизнью с РС наиболее тесно связаны «жизнь соответствует идеалу» и «удовлетворенность жизнью», практически не демонстрирует связей показатель «Есть, все что нужно».
Таким образом, можно отметить, что все показатели удовлетворенности связаны с РС, и в наибольшей степени со стрессом в сфере родителей, и со стрессом в сфере детей выявлены связи только у удовлетворенности браком. Последнее может быть связано с тем, что включенность партнера в воспитание ребенка, и соответственно, меньшая напряженность в этой сфере влияет на удовлетворенность браком. Если бы мы предполагали, что РС влияет на удовлетворенность в различных сферах, то тогда связи удовлетворенности должны были бы обнаружиться с обоими сферами, чего мы не выявили. В связи с этим, можно допустить, что скорее удовлетворенность жизнью и ее отдельными сферами является предиктором РС. Регрессионный анализ показал, что на общей выборке предиктором РС являются удовлетворенность жизнью (Р= - 0,282, р<0,01) и удовлетворенность браком (Р= - 0,192, р<0,05), а на выборке работающих женщин (с включением показателя удовлетворенность профессиональной деятельностью) -удовлетворенность браком (Р= - 0,346, р<0,05). Т.о., удовлетворенность материальным положением и профессиональной деятельностью имеют меньшее значение для уровня РС матерей.
Далее мы решили проанализировать различия в интегральных показателях РС, а также его отдельных характеристик в зависимости от уровня удовлетворенности жизнью, как ведущего предиктора РС. Мы разделили выборку на 3 группы - с высоким (п=60), средним (п=57) и низким (п=31) уровнем удовлетворенности жизнью. Однофакторный дисперсионный анализ выявил значимые различия между выделенными группами по всем параметрам удовлетворенности жизни (р<0,001), уровню удовлетворенности материальным положением (р<0,001), удовлетворенности браком (р<0,001), и на уровне статистической тенденции - удовлетворенности профессиональной деятельностью (р=0,074).
Сравнительный анализ показателей РС выделенных групп показал следующее (см. табл. 1).
Таблица 1
Особенности РС в группах матерей с низким, средним и высоким уровнем удовлетворенности
жизнью
Показатели Группы Среднее Ст. откл. F Знч.
Гиперактивность 1,0 24,567 6,6834 1,271 ,284
2,0 22,754 4,4170
3,0 23,167 4,8017
Дети не поддерживающие родителя 1,0 10,800 4,2296 ,980 ,378
2,0 9,789 3,4524
3,0 9,750 3,3980
Сниженное настроение 1,0 14,933 5,1390 3,300 ,040
2,0 12,526 3,8318
3,0 13,300 3,9026
Непринятие 1,0 12,100 6,8044 ,483 ,618
2,0 11,193 3,3987
3,0 11,933 4,8463
Неадаптивность 1,0 27,300 6,3688 2,468 ,088
2,0 25,070 4,9672
3,0 27,183 6,0576
Требовательность 1,0 21,867 5,6185 1,505 ,226
2,0 19,965 4,1316
3,0 20,083 5,8521
Интегральный показатель сферы детей 1,0 111,567 26,0817 2,405 ,094
2,0 101,298 17,0765
3,0 105,417 21,1350
Некомпетентность 1,0 33,533 7,7670 3,158 ,045
2,0 30,175 6,5523
3,0 29,950 6,4425
Низкий уровень привязанности 1,0 16,933 5,7291 5,264 ,006
2,0 14,789 3,7404
3,0 13,783 4,0759
Ограничение роли 1,0 21,000 7,0466 3,776 ,025
2,0 19,193 4,8308
3,0 17,433 6,2717
Депрессия 1,0 27,733 7,5106 8,750 ,000
2,0 22,877 5,7167
3,0 21,050 8,1624
Отношения с партнером 1,0 21,033 6,8152 4,976 ,008
2,0 17,614 6,9482
3,0 16,200 6,8018
Изоляция 1,0 16,833 4,1695 10,417 ,000
2,0 15,614 3,6682
3,0 13,250 3,7895
Проблемы со здоровьем 1,0 14,067 5,0646 3,000 ,053
2,0 12,404 3,5600
3,0 11,733 4,4526
Интегральный показатель сферы родителей 1,0 151,13 34,814 9,438 ,000
2,0 132,67 22,581
3,0 123,40 30,156
Жизненные стрессы 1,0 8,000 7,8433 3,018 ,052
2,0 4,912 5,5236
3,0 5,183 5,0606
Общий показатель родительского стресса 1,0 262,700 56,1065 6,074 ,003
2,0 233,228 35,1593
3,0 228,817 47,1642
Наиболее высокий уровень РС по всем показателями характерен для группы с наименьшим уровнем удовлетворенности жизнью. Группы со средним и высоким показателем удовлетворенности жизнью отличаются слабо. При этом в сфере детей значимые различия были обнаружены только по показателю «сниженное настроение ребенка» (р<0,05). В сфере родителей по всем показателям выявлены значимые различия, но наиболее высокие - по параметрам «Изоляция» (р<0,001) и «Депрессия» (р<0,001), т.е. матери, переживающие высокий уровень неудовлетворенности жизнь характеризуются резко сниженным фоном настроения и чувствуют себя отгороженными от окружающего мира.
Выводы:
1. Проведенное исследование показало, что для матерей детей раннего и дошкольного возраста характерен уровень РС выше средних значений при сопоставлении с данными зарубежных исследований.
2. Для женщин данной выборки характерен средний уровень удовлетворенности браком и материальным положением, уровень удовлетворенности жизнью - чуть выше среднего, удовлетворенности профессиональной деятельностью у работающих женщин - выше среднего.
3. Анализ взаимосвязи удовлетворенности в различных сферах и особенностей РС показал, что все показатели удовлетворенности тесно связаны только с характеристиками стресса в сфере родителей, за исключением удовлетворенности браком - она обнаруживает связи и характеристиками стресса в сфере детей. Предиктором РС является удовлетворенность жизнью.
4. Сравнительный анализ женщин с низким, средним и высоким уровнем удовлетворенности жизнью показал, что женщины с низким уровнем характеризуются более высоким уровнем общего РС, в первую очередь за счет более высокого уровня в сфере родителей, и таких его характеристик как депрессия и изоляция. Женщины со средним и высоким уровнем удовлетворенности жизнью слабо различаются по показателям РС.
Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу с уточнением: удовлетворенность в различных сферах у матерей тесно связана с РС только в сфере родителей. Результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании матерей детей раннего и дошкольного возраста, а также при разработке программ профилактики родительского стресса и родительского выгорания.
Литература:
1. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М., 2007. 432 с.
2. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всерос. социол. конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
3. Петрановская Л.В., Чеботарева Е.Ю. Родительский стресс российских матерей и его связь со стилем привязанности // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». Т. 2. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 306-310.
4. Савенышева С.С., Аникина В.О., Мельдо Э.В. Факторы родительского стресса матерей детей раннего и дошкольного возраста: анализ зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2019. Т.8. №4. С. 38-48.
5. Савенышева С.С., Марачевская М.В., Мигунова К.Ю. Родительский стресс и копинг-стратегии у работающих и неработающих матерей детей раннего возраста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 4. С. 113-117.
6. Abidin R.R. Parenting stress Index - Fourth Edition (PSI-4). Luts, Fl: Psychological Assessment Resources. 2012. 166 р.
7. Abidin R.R. The determinants of parenting behavior // Journal of Clinical Child Psychology. 1992. Vol. 21. № 4. P. 407-412. https://doi.org/10.1207/s15374424jccp2104_12
8. Anthony L., Anthony B., Glanville D., Naiman D., Waanders C., Shaffer S. The relationships between parenting stress, parenting behaviour and preschoolers' social competence and behaviour problems in the classroom // Infant and Child Development. 2005. Vol. 14(2) P. 133-154. https://doi.org/10.1002/icd.385
9. Barboza G.E. Cognitive Readiness to Parent, Stability and Change in Postpartum Parenting Stress and Early Childhood Aggression: A Second Order Growth Curve Mediation Model // Children and Youth Services Review. 2020. V.113. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.104958
10. Besemer K., Dennison S. Family Imprisonment, Maternal Parenting Stress and Its Impact on Mother-Child Relationship Satisfaction // Journal of Child and Family Studies. 2018. Vol. 27 (12). P. 3897-3908. DOI: 10.1007/s10826-018-1237-7
11. Britner P.A., Morog M.C., Pianta R.C., Marvin R.S. Stress and coping: a comparison of self-report measures of functioning in families of young children with cerebral palsy or no medical diagnosis // Journal of Child and Family Studies. 2003. Vol. 12 (3). P. 335-348. https://doi.org/10.1023/A:1023943928358
12. Deater-Deckard K., Scarr, S. Parenting stress among dual-earner mothers and fathers: Are there gender differences? // Journal of Family Psychology. 1996. Vol. 10. P. 45-59. https://doi.org/10.1037/0893-3200.10.1.45.
13. Dunning M., Giallo R. Fatigue, parenting stress, self-efficacy and satisfaction in mothers of infants and young children // Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2012. Vol. 30 (2). P. 145-159. DOI: 10.1080/02646838.2012.693910
14. Gabler S., Kungl M., Bovenschen I., Lang K., Zimmermann J., Nowacki K., Kliewer-Neumann J., Spangler G. Predictors of foster parents' stress and associations to sensitivity in the first year after placement // Child Abuse and Neglect. 2018. Vol. 79. P. 325-338. DOI: 10.1016/j.chiabu.2018.02.009
15. Hattangadi N., Cost K.T., Birken C.S. et al. Parenting stress during infancy is a risk factor for mental health problems in 3-year-old children // BMC Public Health. 2020. Vol. 20. P. 1726. https://doi.org/10.1186/s12889-020-09861-5
16. Mak M., Yin L., Li M., Cheung R., Oon P. The Relation between Parenting Stress and Child Behavior Problems: Negative Parenting Styles as Mediator // Journal of Child and Family Studies. 2020. Vol. 29 (4). DOI: 10.1007/s10826-020-01785-3.
17. Mathis E.T.B., Bierman K.L. Dimensions of parenting associated with child prekindergarten emotion regulation and attention control in low-income families // Social Development. 2015. Vol. 24 (3). P. 601-620. https://doi.org/10.1111/sode.12112
Психология
УДК 378.2
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
отдела разработки методологии социальной, психологической,
воспитательной и педагогической работы с осужденными центра
исследования проблем исполнения уголовных наказаний и
психологического обеспечения профессиональной деятельности
сотрудников уголовно-исполнительной системы Фёдоров Александр Фёдорович
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт
Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Москва),
доцент кафедры социальной педагогики и психологии
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский
институт Федеральной службы исполнения наказаний»
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (г. Владимир)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО
Аннотация. На сегодняшний день одной из актуальных проблем современной пенитенциарной системы является проблема оценки профессионализма сотрудников и уровня их профессиональной компетенции. В статье представлены особенности процесса профессионального общения. Профессиональное общение требует мастерства и коммуникативной компетентности в установлении целесообразных взаимоотношений. Искусство общения может обеспечить сотрудникам продуктивное решение задач в служебной деятельности. Напряженность в общении предполагает поиск новых средств для взаимодействия с осужденными. Такие средства можно найти в пенитенциарной акмеологии. Статья раскрывает научное направление -пенитенциарная акмеология, которая сделала предметом изучение факторов саморазвития как предпосылку самодвижения к успешной деятельности сотрудника пенитенциарной системы. Пенитенциарная акмеология имеет не только общенаучные принципы, конституирующие ее категориально-методологически, но и конкретные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания. Были созданы и экспериментально проверены программы психологического и акмеологического тренингов развития коммуникативной компетентности сотрудников пенитенциарной системы. По мнению автор, критерием качества тренинга явилось желание сотрудников уголовно-исполнительной системы стать успешными в своей деятельности. Продуктивность служебной деятельности сотрудника пенитенциарной системы зависит от формирования профессиональной компетентности. Формирование профессиональной компетентности у сотрудников рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности.
Ключевые слова. Продуктивность, деятельность, коммуникативная компетентность, тренинг, сотрудник, закономерность, пенитенциарная система, общение, самодвижение, развитие, осужденный.
Annotation. Today, one of the urgent problems of the modern penitentiary system is the problem of assessing the professionalism of employees and the level of their professional competence. The article presents the features of the process of professional communication. Professional communication requires skill and communicative competence in establishing meaningful relationships. The art of communication can provide employees with productive solutions to problems in the workforce. The tension in communication involves the search for new means of interacting with convicts. Such funds can be found in penitentiary acmeology. The article reveals the scientific direction - penitentiary acmeology, which has made the subject of the study of factors of self-development as a prerequisite for self-movement towards the successful activity of an employee of the penitentiary system. Penitentiary acmeology has not only general scientific principles that constitute it categorically and methodologically, but also specific features that characterize it as a specific branch of subject-methodological knowledge. Programs of psychological and acmeological trainings for the development of communicative competence of employees of the penitentiary system were created and experimentally tested. According to the author, the criterion for the quality of the training was the desire of the employees of the penal system to become successful in their activities. The productivity of the official activities of an employee of the penitentiary system depends on the formation of professional competence. The formation of professional competence among employees is considered as one of the priority areas of activity.
Keywords. Productivity, activity, communicative competence, training, employee, regularity, penitentiary system, communication, self-movement, development, convict.
Введение. Назрел вопрос создания нового направления - пенитенциарной акмеологии как новой сферы практической деятельности. Пенитенциарная акмеология является средством анализа и развития профессионализма сотрудника пенитенциарной системы. «Пенитенциарная акмеология, как любое другое