Научная статья на тему 'Родительский стресс и копинг-стратегии у работающих и неработающих матерей детей раннего возраста'

Родительский стресс и копинг-стратегии у работающих и неработающих матерей детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1020
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / МАТЕРИ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / PARENTING STRESS / COPING STRATEGIES / MOTHERS OF PRESCHOOL CHILDREN / PROFESSIONAL EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савёнышева Светлана Станиславовна, Марачевская Мария Валерьевна, Мигунова Ксения Юрьевна

Статья посвящена изучению особенностей родительского стресса и копинг-стратегий работающих и неработающих матерей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста. В исследовании приняло участие 52 матери, воспитывающие детей раннего возраста. Методики: методика «Индекс родительского стресса» (PSI-4), методика «Опросник способов совладания» (WCQ). Выявлено, что матери детей раннего возраста отмечают проблемы со здоровьем, сниженным настроением и привязанностью к ребенку. Сравнительный анализ уровня родительского стресса и копинг-стратегий у работающих и неработающих матерей выявил более низкий уровень родительской компетентности и привязанности к ребенку, более высокий уровень конфронтационного копинга у неработающих матерей. Показано, что у неработающих матерей детерминантой более высокого уровня родительского стресса является низкая выраженность стратегии планирования решения проблем, а у работающих матерей высокая выраженность стратегий поиска социальной поддержки и бегства-избегания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савёнышева Светлана Станиславовна, Марачевская Мария Валерьевна, Мигунова Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parenting stress and coping strategies for working and nonworking mothers of preschool children

The article is devoted to the study of the peculiarities of parenting stress and coping strategies of working and non-working mothers raising children of early and preschool age. The study involved 52 mothers raising young children. Methods: Questionnaire "Index of parental stress" (PSI-4), "Questionnaire of coping techniques" (WCQ). It was revealed that mothers of young children note health problems, low mood and attachment to the child. A comparative analysis of the level of parenting stress and coping strategies for working and non-working mothers revealed a lower level of parental competency and attachment to the child, and a higher level of confrontational coping for non-working mothers. It was found that for non-working mothers the determinant of higher level of parental stress was a low severity of the problem-solving planning strategy, and for working mothers was a highseverity of strategies for seeking social support and escape-avoidance.

Текст научной работы на тему «Родительский стресс и копинг-стратегии у работающих и неработающих матерей детей раннего возраста»

ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

DOI 10.34216/2073-1426-2019-25-4-113-117 УДК 159.923

Савенышева Светлана Станиславовна

кандидат психологических наук, доцент

Марачевская Мария Валерьевна Мигунова Ксения Юрьевна

Санкт-Петербургский государственный университет owlsveta@mail.ru, marachevskaya@bk.ru, k_407@mail.ru

РОДИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Выполнено при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00594

Статья посвящена изучению особенностей родительского стресса и копинг-стратегий работающих и неработающих матерей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста. В исследовании приняло участие 52 матери, воспитывающие детей раннего возраста. Методики: методика «Индекс родительского стресса» (PSI-4), методика «Опросник способов совладания» (WCQ). Выявлено, что матери детей раннего возраста отмечают проблемы со здоровьем, сниженным настроением и привязанностью к ребенку. Сравнительный анализ уровня родительского стресса и копинг-стратегий у работающих и неработающих матерей выявил более низкий уровень родительской компетентности и привязанности к ребенку, более высокий уровень конфронтационного копинга у неработающих матерей. Показано, что у неработающих матерей детерминантой более высокого уровня родительского стресса является низкая выраженность стратегии планирования решения проблем, а у работающих матерей - высокая выраженность стратегий поиска социальной поддержки и бегства-избегания.

Ключевые слова: родительский стресс, копинг-стратегии, матери, ранний возраст, профессиональная занятость.

В последние десятилетия, как в России, так и за рубежом наблюдаются значительные изменения в ролевой структуре семьи: женщины все в большей мере направлены не только на реализацию себя в семье, но и на профессиональную самореализацию, а отцы все чаще включаются в воспитание детей. Отношение к ребенку также меняется в сторону большего к нему внимания, концентрации на его всестороннем развитии, большей тревожности родителей. На фоне, возросшей, с одной стороны, психологической включенности в воспитание, больших требований к себе как родителю, а с другой, стремления к самореализации в других сферах, - все более распространенной становится проблема родительского стресса (далее РС) и родительского выгорания, в первую очередь матерей, причем уже даже в самые ранние периоды развития ребенка.

Проблема родительского стресса исследуется в зарубежной психологии с 80-х годов ХХ века. Первоначально он изучался в семьях с детьми с различными заболеваниями и отклонениями в развитии. Однако, в дальнейшем исследователи данной проблемы заговорили о том, что родительский стресс свойственен всем родителям независимо от их собственных качеств и характеристик их детей, их социально-экономических условий и системы поддержки [10].

В России в последние десятилетия активно исследуется семейный стресс, стресс в супружеских отношениях, диадический копинг [2; 4; 5], однако, проблема РС и родительского выгорания только

в последние годы стала привлекать внимание исследователей [1; 6].

Обратимся к феномену РС. Наиболее подробно и одним из первых его начал изучать Р. Абидин. Он определяет РС как отсутствие баланса между восприятием требований родительства и восприятием существующих у взрослого ресурсов для решения задач родительства [7]. ^ Дитер-Деккард изучавший повседневный РС определял его как переживание негативных чувств по отношению к себе и к ребенку, или к детям, и эти чувства напрямую связаны с требованиями родительства [12]. Как и Р. Абидин, он отмечает, что РС возникает, когда родители ощущают недостаток ресурсов для исполнения требований родительской роли и испытывают сложности с приспособлением к ней [13]. В нашем исследовании мы будем рассматривать РС как дисбаланс между восприятием требований родительства и восприятием наличных ресурсов у родителей, что в свою очередь может быть связано как с особенностями детей, так и с особенностями самих родителей.

Мы проанализировали наиболее часто упоминаемые, как в отечественной, так и зарубежной литературе, причины и факторы возникновения родительского стресса, и их, на наш взгляд, можно условно разделить на следующие группы:

1) культуральные причины, о которых мы писали выше;

2) причины родительского стресса, связанные с содержанием родительской роли и адаптацией к ней (например, различные психофизиологические

© Савенышева С.С., Марачевская М.В., Мигунова К.Ю., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

113

и психологические «нагрузки» материнства, стремление быть идеальной матерью, и многие другие);

3) причины родительского стресса, связанные с индивидуальными особенностями родителя, внутренним ресурсом матери;

4) факторы (внешние условия) родительского стресса: заболевания ребенка, характеристики ребенка, проблемы внешней поддержки матери, стрессы и повседневные стрессоры.

Копинг-стратегии матери могут выступать внутренним ресурсом совладания со стрессом, в том числе с родительским стрессом. Так, зарубежные исследователи отмечают позитивную роль планирования решения проблем при совладании с РС [9], положительной переоценки [16] и усиленного контроля [15], а избегание и сосредоточение на эмоциях являются предиктором РС [16].

Работа матери, воспитывающей ребенка (детей) раннего и дошкольного возраста может выступать и как ресурсом для совладания с РС, и как предиктором РС. Это может зависеть от направленности матери (на семью или на самореализацию в профессиональной деятельности), причин, почему женщина работает (только экономические причины, интерес к профессиональной деятельности, «сбегание из дома» и др.), наличие поддержки или наоборот дополнительного стресса на работе, и других факторов.

Большая часть исследователей предполагает, что более высокий уровень стресса должен быть у работающих матерей, т. к. работающим матерям необходимо выполнять большее количество задач [10]. Дополнительным стрессором является то, что на уход и взаимодействие с детьми, ведение домашнего хозяйства у них остается значительно меньше времени. Однако, согласно исследованию К. Крник и М. Гринберг, повседневные стрессы, которые испытывают матери, сидящие дома, оказываются более сильными. Дома матери регулярно сталкиваются с требованиями ухода за ребенком, с плачем, капризами, ссорами сиблингов, постоянной уборкой за детьми. Хотя эти события кажутся простыми проблемами, однако их накопительный эффект в течение определенного периода может стать значимым стрессором для матери [11]. Последующие исследования подтвердили, что уровень РС у работающих матерей не выше, чем у неработающих. Так, в исследовании матерей в Малайзии не было обнаружено различий в уровне РС у работающих и неработающих матерей [18], а в исследовании в Великобритании более низкий уровень РС был обнаружен у работающих матерей [14].

Таким образом, определенные копинг-страте-гии и работа матери, воспитывающей детей раннего и дошкольного возраста, могут выступать как внутренний и внешний ресурс матери.

Целью нашего исследования является изучение особенностей РС и копинг-стратегий работающих

и неработающих матерей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста.

Гипотезы исследования: 1) уровень РС выше у неработающих матерей, по сравнению с работающими; 2) выраженность стратегии планирования решения проблем и низкий уровень стратегии избегания определяют более низкий уровень РС матерей.

Выборка: в исследовании приняло участие 52 матери 21-45 лет (средний возраст 33,2 года), воспитывающие детей в возрасте 2-4 лет, с разным образовательным и семейным статусом, проживающие в городе Санкт-Петербурге. Работающих матерей (частичная или полная занятость) - 28 женщин, неработающих матерей - 24 женщин.

Методики: методика «Индекс родительского стресса» Р. Абидина (PSI-4, Parenting StressIndex) [8], методика «Опросник способов совладания» (WCQ) Р. Лазаруса и С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышля-евой) [3], биографическая анкета.

Методы математико-статистической обработки: анализ средних, однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ.

Результаты. Изучение уровня родительского стресса в данной выборке матерей показало, что показатель общего уровня РС, а также общих показатели стресса связанного со сферой детей и сферой родителей находятся в области средних значений (из-за отсутствия данных на российской выборке проводится сопоставление с существующими зарубежными данными с учетом возраста ребенка). Однако, анализ отдельных параметров РС показал, что сниженный фон настроения ребенка (из блока сферы детей), и низкая привязанность к ребенку, здоровье и депрессия (из блока сферы родителей) выше среднего в исследуемой выборке. Нами не случайно был выбран возраст детей 2-4 года, т.к. это предкризисный период и период кризиса 3-х лет, когда матери испытывают стресс, связанный с протестующим поведением ребенка, и стоят перед необходимостью перестроить отношение к ребенку с учетом возрастных задач. Кроме того, уже начиная с 1-го года жизни ребенка, многие матери начинают жаловаться на усталость, ограниченность контактов и собственной активности, и к 2-4 годам эта усталость продолжает накапливаться. Поэтому мы предполагали, что в этот период можно ожидать более высокий уровень РС у матерей. И т.о., в сочетании эти два фактора могут приводить к соматизации стресса и сниженному настроению матерей, а необходимость находиться вместе с ребенком (при декларируемых современных требованиях - необходимости матери быть с ребенком 24 часа и всегда позитивной и принимающей) - к усталости от взаимодействия с ним и более низкому уровню привязанности.

Сравнительный анализ интегральных показателей РС у работающих и неработающих мате-

рей выявил более высокий показатель как общего показателя РС, так и общих показателей стресса связанного со сферой детей и сферой родителей у неработающих матерей, однако, данные различия статистически недостоверны. Сравнительный анализ отдельных параметров РС выявил значимые различия по показателям родительская некомпетентность (р < 0,05) и слабая привязанность к ребенку (р < 0,05) - их уровень выше у неработающих матерей. Причем показатели родительской некомпетентности у работающих матерей находятся на среднем уровне, тогда как у неработающих - на уровне выше среднего, а показатели слабой привязанности к ребенку у работающих женщин находятся на уровне выше среднего, а неработающих - на высоком. Также на уровне статистической тенденции у неработающих матерей выше показатель «дети не поддерживающие родителей» (р = 0,088), но показатели обоих групп находятся в области средних значений. Таким образом, можно предположить, что т.к. именно неработающие матери больше проводят времени с ребенком, то и усталость от постоянного взаимодействия с ребенком у них выше, что приводит к более низкому уровню привязанности, тогда как у работающих матерей есть возможность переключиться. Интересным является результат о более низком уровне родительской компетентности у неработающих матерей, т.к. можно было бы предположить, что проводя больше времени с ребенком, матери этой группы должны обладать большим опытом. Но, возможно, находясь постоянно с ребенком и больше сталкиваясь с негативными эмоциями и сложным поведением ребенка (принимая во внимание кризис 3-х лет), они чаще испытывают сложности в сфере воспитания, что приводит к более высоким показателям оценки собственной родительской некомпетентности.

Исследование копинг-стратегий показало, что наиболее выраженными копинг-стратегиями в данной выборке женщин оказались стратегия планирования решения проблемы и поиска социальной поддержки, наименее - конфронтационный копинг и бегство-избегание, что согласуется с существующими данными о превалирующих стратегиях со-владания у женщин.

Сравнительный анализ выраженности копинг-стратегий в двух исследуемых группах выявил более высокий уровень конфронтационного копинга и поиска социальной поддержки у неработающих матерей, достоверные различия были выявлены только по конфронтационному копингу (р < 0,05). И в целом, у данной группы можно отметить более высокую выраженность всех копинг-страте-гий. Возможно, данные результаты связаны с более высоким уровнем РС неработающих матерей, и усиление копинг-стратегий является реакцией на накопленный повседневный РС матерей данной группы. Преобладание конфронтационного копин-

га может объясняться столкновением родителей с детьми в период кризиса 3-х лет и преобладанием общения с ребенком, в которых родитель привык чаще навязывать свое мнение, чем в общении с взрослыми.

Корреляционный анализ в общей выборке матерей показал, что копинг-стратегии матерей связаны преимущественно с параметрами РС из сферы родителей и слабо связаны с параметрами РС из сферы детей (только с ее параметром неадаптивность ребенка). Наибольшее количество связей с параметрами РС обнаружено у копинг-стратегии бегство-избегание - она положительно связана с общим показателем РС, общим показателем РС в сфере родителей и такими его параметрами как низкая привязанность к ребенку (р < 0,05), депрессия (р < 0,01), отношения с партнером (р < 0,05), изоляция (р < 0,05), здоровье (р < 0,05). Таким образом, можно предположить, что чем чаще женщина использует данный копинг, тем больше проблем накапливается, что усиливает стресс, в том числе РС. С другой стороны, возможно, что при очень большом количестве проблем и задач, женщины чаще начинают использовать данный копинг, т.к. им уже не хватает ресурсов для их решения.

Кроме того, положительные корреляции с параметрами РС были обнаружены у стратегии «Принятие ответственности»: с неадаптивностью ребенка (р < 0,05), депрессией (р < 0,05), изоляцией (р < 0,05) и здоровьем матери (р < 0,05). Отдельные положительные связи с РС были обнаружены у копинг стратегий «Поиск социальной поддержки», «Самоконтроль», «Дистанцирование» и «Кон-фронтационный копинг». Поиск социальной поддержки положительно связан с неадаптивностью ребенка (р < 0,05) и изоляцией матери (р < 0,01); самоконтроль коррелирует с отношениями с партнером (р < 0,05) и здоровьем матери (р < 0,05); дистанцирование - со слабой привязанностью к ребенку (р < 0,05) и депрессией (р < 0,05), а конфронтационный копинг обнаружил связь только со слабой привязанностью к ребенку (р < 0,05). Т.о.. мы видим, что более высокий уровень РС связан с более активным включением различных копинг-стратегий, и чаще - неконструктивных.

Далее мы провели корреляционный анализ параметров РС с копинг-стратегиями отдельно в группах работающих и неработающих матерей, который выявил существенные различия во взаимосвязях в данных группах. В целом, можно отметить более тесные связи РС и копинг-ресур-сов в отдельных группах, чем в общей выборке, а также связи РС с разными копинг-стратегиями: в группе неработающих матерей - отрицательные связи с планированием решения проблем, в группе работающих - положительные связи с поиском социальной поддержки, бегством-избеганием, дистанцированием и конфронтационным копингом.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

115

Так, в группе неработающих матерей тесные обратные связи были выявлены у общего показателя РС (р < 0,01), общих показателей РС в сфере детей (р < 0,01) и в сфере родителей (р < 0,05) с копинг-стратегией «Планирование решения проблем». Из отдельных параметров РС с данной стратегией было обнаружено больше связей с проблемами в сфере детей. Так, планирование решения проблем у матерей отрицательно связано с гиперактивностью (р < 0,01), сниженным настроением (р < 0,05), неадаптивностью (р < 0,05) и требовательностью ребенка (р < 0,05), а также некомпетентностью (р < 0,01) и депрессией матери (р < 0,01). Также были обнаружены две слабые отрицательные связи положительной переоценки с гиперактивностью ребенка (р < 0,05) и некомпетентностью матерей (р < 0,05). Т.о., активное использование стратегии решения проблем приводит к снижению уровня РС неработающих матерей.

У работающих матерей обнаружено большее количество взаимосвязей копинг-стратегий и параметров РС, наиболее тесные - с поиском социальной поддержки и бегством-избеганием. С общим показателем РС положительно связаны поиск социальной поддержки (р <0 ,01), бегство-избегание (р < 0,01), дистанцирование (р < 0,05) и кон-фронтационный копинг (р < 0,05). РС в сфере детей также связан со всеми четырьмя стратегиями, но наиболее тесно - со стратегией поиска социальной поддержки (р < 0,01), а РС в сфере родителей связан уже только с тремя стратегиями - поиском социальной поддержки (р < 0,05), бегством-избеганием (р < 0,01), дистанцированием (р < 0,05), и более тесные связи обнаруживаются со стратегией бегство-избегание. Регрессионный анализ показал, что предиктором общего показателя РС является бегство-избегание (в = 0,542; р < 0,01), также как и общего показателя РС в сфере родителей (в = 0,548; р < 0,01), а в сфере детей предиктором является поиск социальной поддержки (в = 0,509; р < 0,01). Т.о., при высоком уровне стресса связанного с детьми женщинам характерно прибегать за помощью к другим, а при высоком уровне РС связанного с самим родителем характерно избегание данных проблем, возможно, и наоборот - слишком частое использование стратегии избегания приводит к возникновению проблем в сфере родителя.

Выводы. В целом, женщины исследуемой выборки характеризуются средним уровнем выраженности РС. Однако, они при этом отмечают проблемы со здоровьем, сниженным настроением и привязанностью к ребенку. Сравнительный анализ уровня РС у работающих и неработающих матерей выявил более низкий уровень родительской компетентности и привязанности к ребенку у неработающих матерей.

Изучение стратегий совладания у матерей детей раннего возраста показало, что наиболее выраженными копинг-стратегиями в данной выборке ока-

зались стратегия планирования решения проблемы и поиска социальной поддержки. Сравнительный анализ выраженности копинг-стратегий у работающих и неработающих матерей выявил большую напряженность копинг-поведения у неработающих женщин, и среди отдельных стратегий - более высокий уровень конфронтационного копинга.

Анализ взаимосвязей параметров РС с совлада-ющим поведением в общей выборке выявил тесную взаимосвязь РС и стратегии бегство-избегание. Изучение взаимосвязей параметров РС с копинг-страте-гиями в группах работающих и неработающих матерей выявил существенные различия во взаимосвязях. У неработающих матерей детерминантной более низкого уровня РС является стратегия планирования решения проблем. У работающих матерей детерми-нантой более высокого уровня РС в сфере детей - поиск социальной поддержки, а в сфере родителей - использование стратегии «бегство-избегание».

Библиографический список

1. Ефимова И.Н. Возможности исследования родительского «выгорания» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2013. - № 4. - С. 31-40.

2. Крюкова Т.Л., Екимчик ОА. Совладание со стрессом в контексте близких (партнерских) отношений // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 4. - С. 203-214.

3. Крюкова Т.Л., КуфтякЕ.В., ЗамышляеваМ.С. Адаптация методик, изучение совладающего поведения way of coping questionnaire (опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 57-76.

4. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В. Стрессы семейных отношений: тенденции и эффекты со-владания // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2016. - № 1. - С. 174-195.

5. Сапоровская М.В. Эмоциональное выгорание и психологическое благополучие женщин в семье // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. - 2018. - № 4. - С. 68-73.

6. Филиппова Г.Г. Эмоциональное выгорание матери: новая проблема в перинатальной психотерапии // Возможности психотерапии, психологии и консультирования в сохранении и развитии здоровья и благополучия человека, семьи и общества: Материалы международного конгресса. - М., 2017. - С. 154-159.

7. Abidin R.R. The parenting Stress Index. 3rd edition. Psychological Assessment Resource. -Odessa, FL., 1995.

8. Abidin R. Parenting stress index: 4th edition. Professional manual. - Florida, 2012.

9. Bushman B.B., Peacock G.G.Does teaching problem-solving skills matter? An evaluation of problem-

solving skills training for the treatment of social and behavioral problems in children // Child and Family Behavior Therapy. - 2010. - Vol. 32. - № 2. - P. 103-124.

10. Deater-Deckard K. Parenting stress and child adjustment: Some old hypotheses and new questions // Clinical Psychology: Science and Practice. - 1998. -Vol. 5. - № 3. - P. 314-332.

11. Deater-Deckard K., Scarr S. Parenting stress among dual-earner mothers and fathers: Are there gender differences? // Journal of Family Psychology. -1996. - Vol. 10. - P. 45-59.

12. Catherine E.R. JohnM. Households, employment, and the sense of control // Social Psychology Quarterly. -1992. - Vol. 55 (3). - P. 217-235.

13. Crnic K., Greenberg M. Minor parenting stresses with young children // Child Development. -1990. - Vol. 61. - P. 1628-1637.

14. Matvienko-Sikar K., Murphy G., Murphy M. The role of prenatal, obstetric, and post-partum factors in the parenting stress of mothers and fathers of 9-month old infants // Journal of Psychosomatic, Obstetrics and Gynecology. - 2017. - Vol. 39. - № 1. - P. 47-55.

15. Oddi K., Murdock K., Vadnais S., Bridgett D., Gartstein M. Maternal and Infant Temperament Characteristics as Contributors to Parenting Stress in the First Year Postpartum // Infant and Child Development. - 2013. - Vol. 22. - P. 553-579.

16. Solem M., Christophersen K., Martinussen M. Predicting parenting stress: Children's behavioural problems and parents' coping // Infant and Child Development. - 2011. - Vol. 20. - P. 162-180.

17. Vieira J., Avila M., Matos P. Attachment and parenting: the mediating role of work-family balance in Portuguese parents of preschool children // Family Relations. - 2012. - Vol. 61. - P. 31-50.

18. Yeo K.J., Teo S.L. Child behavior and parenting stress between employed mothers and at home mothers of preschool children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - Vol. 90. - P. 895-903.

References

1. Efimova I.N. Vozmozhnosti issledovaniia roditel'skogo «vygoraniia» // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Psikhologicheskie nauki. - 2013. - № 4. - S. 31-40.

2. Kriukova T.L., Ekimchik O.A. Sovladanie so stressom v kontekste blizkikh (partnerskikh) otnoshenii // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki. - 2015. - № 4. - S. 203-214.

3. Kriukova T.L., Kuftiak E.V, Zamyshliaeva M.S. Adaptatsiia metodik, izuchenie sovladaiushchego povedeniia way of coping questionnaire (oprosnik sposobov sovladaniia R. Lazarusa i S. Folkmana) // Psi-khologicheskaia diagnostika. - 2005. - № 3. - S. 57-76.

4. Kriukova T.L., Saporovskaia M.V. Stressy semeinykh otnoshenii: tendentsii i effekty sovladaniia // Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'naia i ekonomicheskaia psikhologiia. -

2016. - № 1. - S. 174-195.

5. Saporovskaia M.V. Emotsional'noe vygoranie i psikhologicheskoe blagopoluchie zhenshchin v sem'e // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika. -2018. - № 4. - S. 68-73.

6. Filippova G.G. Emotsional'noe vygoranie materi: novaia problema v perinatal'noi psikhoterapii // Vozmozhnosti psikhoterapii, psikhologii i konsul'tirovaniia v sokhranenii i razvitii zdorov'ia i blagopoluchiia cheloveka, sem'i i obshchestva: Materialy mezhdunarodnogo kongressa. - M., 2017. - S. 154-159.

7. Abidin R.R. The parenting Stress Index. 3rd edition. Psychological Assessment Resource. -Odessa, FL., 1995.

8. Abidin R. Parenting stress index: 4th edition. Professional manual. - Florida, 2012.

9. Bushman B.B., Peacock G.G.Does teaching problem-solving skills matter? An evaluation of problemsolving skills training for the treatment of social and behavioral problems in children // Child and Family Behavior Therapy. - 2010. - Vol. 32. - № 2. - P. 103-124.

10. Deater-Deckard K. Parenting stress and child adjustment: Some old hypotheses and new questions // Clinical Psychology: Science and Practice. - 1998. -Vol. 5. - № 3. - P. 314-332.

11. Deater-Deckard K., Scarr S. Parenting stress among dual-earner mothers and fathers: Are there gender differences? // Journal of Family Psychology. -1996. - Vol. 10. - P. 45-59.

12. Catherine E.R. John M. Households, employment, and the sense of control // Social Psychology Quarterly. -1992. - Vol. 55 (3). - P. 217-235.

13. Crnic K., Greenberg M. Minor parenting stresses with young children // Child Development. -1990. - Vol. 61. - P. 1628-1637.

14. Matvienko-Sikar K., Murphy G., Murphy M. The role of prenatal, obstetric, and post-partum factors in the parenting stress of mothers and fathers of 9-month old infants // Journal of Psychosomatic, Obstetrics and Gynecology. - 2017. - Vol. 39. - № 1. - P. 47-55.

15. Oddi K., Murdock K., Vadnais S., Bridgett D., Gartstein M. Maternal and Infant Temperament Characteristics as Contributors to Parenting Stress in the First Year Postpartum // Infant and Child Development. - 2013. - Vol. 22. - P. 553-579.

16. Solem M., Christophersen K., Martinussen M. Predicting parenting stress: Children's behavioural problems and parents' coping // Infant and Child Development. - 2011. - Vol. 20. - P. 162-180.

17. Vieira J., Avila M., Matos P. Attachment and parenting: the mediating role of work-family balance in Portuguese parents of preschool children // Family Relations. - 2012. - Vol. 61. - P. 31-50.

18. Yeo K.J., Teo S.L. Child behavior and parenting stress between employed mothers and at home mothers of preschool children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - Vol. 90. - P. 895-903.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.