Научная статья на тему 'Гнев и агрессивное поведение как результат неудовлетворенности жизнью'

Гнев и агрессивное поведение как результат неудовлетворенности жизнью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2561
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ / ПРЕДМЕТНАЯ АГРЕССИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / САМОАГРЕССИЯ / ГНЕВ / НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / AGGRESSIVE BEHAVIOR / VERBAL AGGRESSION / PHYSICAL AGGRESSION / OBJECT AGGRESSION / EMOTIONAL AGGRESSION / SELF-AGGRESSION / ANGER / DISSATISFACTION WITH LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саидов Асланбек Арбиевич

В первой части статьи приводится теоретический анализ понятия агрессивности, описываются психологические аспекты гнева. На основе проведенного анализа определяется значение понятий гнева и агрессии, строится классификация различных видов агрессии, а также устанавливаются различные факторы, влияющие на возникновения и проявление агрессивного поведения у человека. Во второй части представлены результаты эмпирического исследования влияния показателей удовлетворённости жизнью на проявления гнева и агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Саидов Асланбек Арбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANGER AND AGGRESSIVE BEHAVIOR AS A RESULT OF DISSATISFACTION WITH LIFE

The first part of the article provides a theoretical analysis of the concept of aggressiveness, describes the psychological aspects of anger. On the basis of the analysis performed, the meaning of the concepts of anger and aggression is determined, a classification of various types of aggression is constructed, and various factors influencing the occurrence and manifestation of aggressive behavior in humans are established. The second part presents the results of an empirical study of the effect of life satisfaction indicators on manifestations of anger and aggression.

Текст научной работы на тему «Гнев и агрессивное поведение как результат неудовлетворенности жизнью»

3. Стимулировать изучение учебного материала, дополняя его своими структурными схемами и примечаниями.

4. Стимулировать свои успехи в учебе с помощью обратной связи. Студенты должны знать реальные результаты, чтобы сравнить их с теми результатами, которые могли бы быть при более серьезной подготовке к учебному процессу.

5. Формировать мотивацию учения индивидуальным целеполаганием или планировать цели и задачи самостоятельно.

6. Рассчитывать свое индивидуальное время для его структурированного применения.

7. Стимулировать себя на поиск возможностей включения учебного материала в повседневную жизнь и будущую профессиональную практику.

Выводы. Мотивация учебной деятельности является системным образованием, которое обеспечивает побуждение учащихся к продуктивной познавательной деятельности, определяет активное освоение содержания учебного процесса и регуляцию выполнения учебной деятельности. В мотивации учебной деятельности студентов младших и старших курсов педагогического вуза имеются специфические особенности, учет которых способствует ее эффективному развитию.

Литература:

1. Герасимова, А. С. Мотивация учения в контексте деятельностного подхода: учеб. пособие / А. С. Герасимова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 140 с.

2. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [Электронный ресурс] / Б. И. Додонов. - М.: МПСИ, 2006. -368 с. - URL: http://pedlib.ru/Books/6/0322/6_0322-1.shtml.

3. Кулюткин, Ю. Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. - М.: Педагогика, 1971. - 112 с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

5. Цыганенко, Н. В. Демотивирующие факторы учебной деятельности студентов вуза / Н. В. Цыганенко // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: материалы международной конференции, памяти профессора В. Т. Шапко. - 2014. - Т. 3. - С. 249-253.

6. Чирков, В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 116-132.

7. Шопенгауэр, А. Полное собрание сочинений в одном томе / А. Шопенгауэр. - М.: Престиж БУК, 2015. - 1032 с.

Психология

УДК 159.9

старший преподаватель кафедры психологии Саидов Асланбек Арбиевич

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный)

ГНЕВ И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ

Аннотация. В первой части статьи приводится теоретический анализ понятия агрессивности, описываются психологические аспекты гнева. На основе проведенного анализа определяется значение понятий гнева и агрессии, строится классификация различных видов агрессии, а также устанавливаются различные факторы, влияющие на возникновения и проявление агрессивного поведения у человека. Во второй части представлены результаты эмпирического исследования влияния показателей удовлетворённости жизнью на проявления гнева и агрессии.

Ключевые слова: агрессивное поведение, вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия, гнев, неудовлетворенность жизнью.

Annotation. The first part of the article provides a theoretical analysis of the concept of aggressiveness, describes the psychological aspects of anger. On the basis of the analysis performed, the meaning of the concepts of anger and aggression is determined, a classification of various types of aggression is constructed, and various factors influencing the occurrence and manifestation of aggressive behavior in humans are established. The second part presents the results of an empirical study of the effect of life satisfaction indicators on manifestations of anger and aggression.

Keywords. Aggressive behavior, verbal aggression, physical aggression, object aggression, emotional aggression, self-aggression, anger, dissatisfaction with life.

Работа выполнена при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации

для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс - МК-2018) (№МК-2469.2018.6 «Способы реализации агрессивных побуждений и идеи мести в контексте переживания стрессов высокой интенсивности»)

Введение. Агрессивное поведение представляет собой комплексную биопсихосоциальную проблему, которая требует многостороннее изучение различными специалистами: психологами, психиатрами, социологами, криминологами, философами и другими. Агрессия - это воздействие с целью нанесения вреда. Агрессивность индивида зависит от его нейромедиаторных, гормональных, генетических, половых особенностей, однако биологические факторы не в полной мере обусловливают проявления агрессии. Выраженность и частоту проявлений агрессии определяют социальные факторы. На характеристики агрессии также оказывают влияние психологические особенности эмоциональных реакций, мышления и волевых качеств человека, а также имеющиеся у него психические и поведенческие нарушения.

Изложение основного материала статьи. Существует несколько определений понятия агрессии.

Агрессия, в первую очередь, определяется как любой ответ субъекта, который доставляет, вербально или невербально, вредные воздействия другому лицу, однако восприятие полученного вреда для человека субъективно [14].

По мнению Э. Фромма, агрессия - это «природный механизм», который защищает организм от внешних воздействий. Доброкачественная адаптивная агрессия является спонтанным явлением и возникает в случае наличия угрозы жизненно важным функциям организма, она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Однако злокачественная неадаптивная агрессия - жестокость и деструктивность - не является защитным механизмом и характерна только для человека [10].

Агрессивность может формироваться в ходе развития личности и являться результатом социального научения, например, как следствие одобрения окружающими агрессивных поступков и реакций. Уровень агрессивности человека определяется в зависимости от частоты и выраженности воображаемых или реальных агрессивных проявлений [2, 6, 12].

Также существует мотивационная агрессивность, которая связана с внутренними побуждениями к агрессивным действиям. Агрессивность может входить в состав особенностей личности в виде привычного способа реагирования человека на различные жизненные ситуации. Также она может быть реактивной, появляющейся как ответная реакция на психотравмирующие фрустрирующие воздействия. Она может иметь различную выраженность и проявляться в различных формах от мелких ссор до военных действий.

Агрессивные намерения и побуждения контролируются рядом сдерживающих факторов: ценностных, социально-нормативных, диспозиционных, эмоциональных, коммуникативных, интеллектуальных, а также зрелыми психологическими защитными механизмами [9].

Агрессия может определяться как «реакция, которая передает вредные раздражители другому организму». А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия предполагает использование физической силы против другого индивида.

2. Косвенная агрессия - замаскированная форма агрессии, которая направлена на другого человека, либо на социальные установки и нормы.

3. Вербальная агрессия - выражение отрицательных эмоций через форму (крик, визг), а также через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия).

4. Раздражение - готовность к выражению отрицательных эмоций при малейшем возбуждении (грубость, вспыльчивость).

5. Негативизм - оппозиционная форма поведения от пассивного сопротивления до активных действий против имеющихся законов, норма и обычаев.

6. Обида - проявления ненависти и зависти к другим лицам за имевшие место или вымышленные действия.

7. Подозрительность - реакции, которые могут проявляться от простого недоверия и осторожности по отношению к людям, до убежденности в том, что окружающие планируют нанести или уже наносят вред.

8. Чувство вины - негативное субъективное отношение индивида к совершенному им поступку [8].

Согласно фрустрационной теории, агрессия рассматривается как ситуативный процесс, который

является результатом фрустрации, а побуждение к агрессии зависит от степени предполагаемого удовлетворения от достижения цели, от силы препятствия к ее достижению и количества фрустраций [7].

Аффективно-динамическая модель связывает агрессию с реакцией на кризисную ситуацию, развивающуюся вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей [11].

Аристотель описывал гнев как зверообразную страсть, которая способна часто повторяться, непреклонна по силе и служит причиной убийств, союзницей несчастья, пособницей вреда и бесчестия [1].

Гнев, по теории К.Э. Изарда, сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта и возникающее в ответ на препятствия в достижении целей. По его мнению, гнев является одной из десяти фундаментальных эмоций, определяющих весь спектр эмоциональных состояний человека. Гнев мобилизует энергию человека, повышает его способность к самозащите. В ситуации фрустрации одновременно с эмоцией гнева часто активируются такие эмоции, как отвращение и презрение, составляющие эмоциональный комплекс - «триаду враждебности» [3].

Гнев - часто переживаемое чувство, которое характерно для лиц любого возраста, положения и происхождения, представленное в различных культурах народов [13]. Гневная реакция может варьировать по интенсивности и продолжительности, часто сопровождается психомоторным возбуждением и когнитивными искажениями. Гнев в когнитивном плане - это злость, ярость, часто с представлением о нанесении вреда.

Вспышки гнева имеют различную динамику проявления. Гнев может протекать с высокой интенсивностью и быстрым исчезновением, а может накапливаться в течение длительного времени с дальнейшей психомоторной разрядкой. Причиной гневной реакции могут служить негативные стрессовые ситуации, связанные с насилием в отношении человека и его близких. В подобных ситуациях гнев может сохраняться длительное время.

Высокая частота гневных реакций отмечается у лиц, имеющих характерную потребность проявлять гнев в ответ на самые различные раздражители и проблемы, в различной обстановке. При низкой личностной склонности к гневу частота данных эмоциональных состояний наблюдается значительно реже [4].

Состояние гнева часто сочетается с нарушениями в когнитивной сфере. На высоте аффекта могут наблюдаться перцептивные искажения и дефекты, что делает личность «пленником ненависти» [5].

Гнев не является формой агрессии и не всегда приводит к агрессивному поведению [3, 4].

При изучении гнева анализируется ряд его характеристик. Гнев представляет собой недифференцированное возбуждение, склонность к раздражительности и гневу может быть личностной особенностью человека. Особенности темперамента влияют на частоту и выраженность проявлений гнева. Реакция гнева связана с чувствительностью индивидуума к различным раздражителям. Гнев может быть направлен вовне и внутрь. Контроль над гневом способствует снижению его выраженности [4].

Целью нашего исследования является эмпирическое изучение агрессии и реакции гнева, а также установление наличия или отсутствия влияния показателей удовлетворенности жизнью на гнев и агрессивность. В исследовании приняли участие 100 человек в возрасте от 22 до 68 лет. По половому признаку выборка распределилась на 44 (44%) мужчин и 56 (56%) женщин.

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы исследования: Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут), опросник состояния, характеристики и ориентации гнева STAXI Ч.Д. Спилбергера, опросник «Удовлетворенность жизнью» (Н.Н. Мельникова). Методы математической обработки: Описательные статистики, Т-критерий Стьюдента, Коэффициент корреляции Пирсона (r-Пирсона).

Результаты исследования. Полученные в результате эмпирического исследования и дальнейшей статистической обработки данные представлены в следующих таблицах.

Таблица 1

Описательные статистики результатов опросника «Удовлетворенность жизнью»

№ п/п Факторы Среднее Минимум Максимум

1. «Жизненная включённость» 4,30 1 8

2. «Разочарование в жизни» 4,99 1 9

3. «Усталость от жизни» 4,28 1 9

4. «Беспокойство о будущем» 4,62 1 9

5. Общий показатель 4,35 1 9

Согласно описанию методики значения, в диапазоне 1-3 балла трактуются как показатели ниже среднего; 4-6 балла - средний уровень; 7-9 баллов - выше среднего.

Поскольку фактор 1 («Жизненная включенность») имеет положительную направленность, а три других фактора - отрицательную (отражают разные составляющие неудовлетворённости), то для факторов 2, 3, 4 баллы по уровню выраженности расположены в обратном порядке: высокий балл соответствует низкой стандартной величине, и наоборот.

Из результатов, приведенных в Таблице 1 мы видим, что в целом у респондентов отмечается средний уровень как отдельных факторов, так и общего показателя удовлетворенности жизнью.

Таблица 2

Описательные статистики результатов Теста агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Среднее Минимум Максимум

Вербальная агрессия 3,42 0 7

Физическая агрессия 3,58 0 7

Предметная агрессия 3,53 0 7

Эмоциональная агрессия 2,76 0 7

Самоагрессия 4,33 0 8

Уровень агрессивности 17,62 6 28

Согласно критериям оценивания данного опросника, если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам.

Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.

Из всего вышесказанного следует, что в данном случае показатели агрессивности также соответствуют среднему уровню выраженности.

Таблица 3

Описательные статистики результатов опросника состояния, характеристики и ориентации гнева

STAXI Ч.Д. Спилбергера

Показатели Среднее Минимум Максимум

Сиюминутное состояние гнева 16,69 10 32

Склонность к раздражительности и гневу как личностная особенность 19,29 10 35

Характеристика «гнев-темперамент» 7,64 4 16

Характеристика «гнев-реакция» 8,37 4 16

Экспрессия гнева внутрь 15,56 9 24

Экспрессия гнева вовне 14,94 9 27

Контроль экспрессии гнева 19,82 9 29

Средние значения результатов опросника состояния, характеристики и ориентации гнева STAXI Ч.Д. Спилбергера также показывают средний умеренных уровень показателей гнева.

Далее, с целью выявления социально-демографических особенностей агрессивности проведем анализ различий по признаку половой принадлежности респондентов.

Результаты анализа результатов теста агрессивности с использованием Т-критерия Стьюдента

Среднее (ж) Среднее (м) ^знач. Р

Вербальная агрессия 3,18 3,70 -1,49 0,139

Физическая агрессия 2,93 4,47 -4,43 0,000

Предметная агрессия 3,68 3,37 0,96 0,341

Эмоциональная агрессия 3,09 2,33 2,21 0,030

Самоагрессия 4,63 3,98 2,16 0,033

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень агрессивности 17,50 17,84 -0,32 0,751

Из представленный результатов мы видим, что имеются статистически значимые различия в проявлении некоторых видов агрессии. Так физическая агрессия у мужчин ожидаемо выражена сильнее, тогда как такие виды агрессии как эмоциональная агрессия и самоагрессия имеют более высокие значения у женщин. Однако общий уровень агрессивности не имеет каких-либо значимых различий, и проявляется у мужчин и женщин практически в равной степени.

Результаты сравнения средних значений показателей гнева не выявил значимых различий, соответственно не имеет смысла приводить здесь таблицу с результатами.

Для достижения главной цели исследования нами был проведен корреляционный анализ между показателями удовлетворенности жизнью, а также показателями гнева и агрессивного поведения для выявления зависимости проявлений гнева и агрессии от удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью

Таблица 5

Корреляционная матрица сравнения результатов теста агрессивности и опросника «Удовлетворенность жизнью» (отмечены лишь корреляции с уровнем значимости Р<0,05)

«Жизненная включённость» «Разочарование в жизни» «Усталость от жизни» «Беспокойство о будущем» Общий балл

Вербальная агрессия

Физическая агрессия

Предметная агрессия 0,260 0,245 0,213 -0,252

Эмоциональная агрессия 0,306 0,266 -0,264

Самоагрессия -0,286 0,290 0,319 -0,350

Уровень агрессивности 0,351 0,271 0,296 -0,325

Анализ взаимосвязи различных видов агрессии с показателями удовлетворенности жизнью показал наличие, в числе прочих скрытых факторов, статистически значимых корреляций в примерно половине случаев. Так, например, «Жизненная включенность» обратно коррелирует с показателем самоагрессии. Показатель «Разочарование в жизни» имеет положительную связь с такими видами агрессии, как предметная агрессия, самоагрессия и общий уровень агрессивности. «Усталость от жизни» также имеет прямое влияние на высокий уровень предметной и эмоциональной агрессий, самоагрессию, а также общий уровень агрессивности. «Беспокойство о будущем» имеет схожую картину с двумя предыдущими показателями, влияя на предметную агрессию, эмоциональную агрессию и также на общей уровень агрессивности. Из всего вышеперечисленного закономерно следует также отрицательная корреляция общих баллов удовлетворенности жизнью со все теми же видами агрессивности. Данные результаты позволяют нам утверждать, что высокий уровень удовлетворенности жизнью, уверенность в завтрашнем дне, жизненная включенность и отсутствие разочарований и усталости от жизни способны значительно снизить уровень человека.

Корреляционная матрица сравнения результатов опросника состояния, характеристики и ориентации гнева STAXI Ч.Д. Спилбергера и опросника «Удовлетворенность жизнью»

«Жизненная включённость» «Разочарование в жизни» «Усталость от жизни» «Беспокойств о о будущем» Общий балл

сиюминутное состояние гнева 0,220 -0,218

склонность к раздражительности и гневу как личностная особенность 0,311 0,318 0,312 -0,351

характеристика «гнев-темперамент» -0,203 0,245 0,339 0,309 -0,351

характеристика «гнев-реакция» 0,271 0,203 0,201 -0,242

Экспрессия гнева внутрь -0,251 0,234 -0,243

Экспрессия гнева вовне

Контроль экспрессии гнева

Схожие результаты мы видим также при определении зависимости состояний гнева от удовлетворенности жизнью. Как показано в таблице, удовлетворенность жизни оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние человека, снижая риск возникновения сиюминутного состояния гнева, уменьшая склонность к раздражительности и гневу, препятствуя проявлению характеристик «гнев-темперамент» и «гнев-реакция».

Выводы:

1. Результаты эмпирического исследования показателей удовлетворенности жизнью позволяют нам сделать вывод об отсутствии у выборки глубоких проблем, связанных с неудовлетворенностью жизнью.

2. Различные виды агрессивного поведения, а также общий уровень агрессивности находится в рамках нормы, из чего следует вывод об отсутствии крайней выраженности агрессивных побуждений у испытуемых.

3. Состояние, характеристика и ориентация гнева также позволяют сделать вывод о наличии проблем с неконтролируемостью данных реакций для индивида.

4. Анализ влияния неудовлетворенности жизнью на агрессивность и реакции гнева показал наличие статистически значимых корреляций, уровень которых является достаточным для вывода о том, что в числе прочих удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью является определяющим фактором для, соответственно, низкого или высокого уровня агрессии и гнева. Следовательно, можно говорить о достижении основной цели нашего исследования.

Литература:

1. Аристотель. Поэтика. Риторика. - СПб.: Азбука-классика, 2010. - 346 с.

2. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 508 с.

3. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2006. - 460 с.

4. Кассинов Г. Психотерапия гнева. - СПб.: Сова, 2006. - 477 с.

5. Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена. - СПб.: Питер: Питер принт, 2002. - 542 с.

6. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие. -М.: Просвещение, 2002. - 157 с.

7. Психология человеческой агрессивности: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - М.: АСТ, 2005. - 653 с.

8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа пред-профильной подготовки. - М.: Генезис, 2008. - 206 с.

9. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. - М.: Смысл, 2003. - 299 с.

10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Про-свещение, 1994. - 447 с.

11. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2007. - 479 с.

12. Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997. - 1053 с.

13. Chon K.K., Kang H.J. Toward an improved understanding of anger: A control theory approach // Kor. J. Health Psychol. - 2000. - Vol. 5, № 2. - P. 146-170.

14. Hollandsworth J.G. Differentiating assertion and aggression: Some be-havioral guidelines // Behavior Therapy. - 1977. -Vol. 8, № 3. - P. 347-352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.