сотрудников с его увеличением стажа в профессии снижается переживание психотравмирующих обстоятельств профессиональной деятельности и неудовлетворённости собой, при этом усиливается редукция профессиональных обязательств и стремление к контролю над стрессовой ситуацией.
Библиографический список
Полученные в результате исследования данные позволяют построить комплексную программу обучения с учётом специфики данной профессии. При этом необходимо учесть, что современное общество нуждается в дальнейшей разработке психологических аспектов охранной деятельности.
1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. Под общей ред. Ю.С. Шойгу. Москва: Смысл, 2007.
2. Фролова С.В. Сравнительный анализ личностных особенностей сотрудников службы охраны. Акмеология. 2015; 4 (56): 59 - 65.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Москва: ПЕР сэ, 2001.
5. Толочек В.А., Краюшенко Н.Г. Психологические факторы специализации и успешности в видах охранной деятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1998; 3: 52 - 63.
6. Учебник телохранителя. Под редакцией Н.Г. Краюшенко. Москва: Мир безопасности, 1996.
7. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург: Питер, 2009.
References
1. Psihologiya 'ekstremal'nyh situacij dlya spasatelej ipozharnyh. Pod obschej red. Yu.S. Shojgu. Moskva: Smysl, 2007.
2. Frolova S.V. Sravnitel'nyj analiz lichnostnyh osobennostej sotrudnikov sluzhby ohrany. Akmeologiya. 2015; 4 (56): 59 - 65.
3. Zeer 'E.F. Psihologiya professij. Moskva: Akademicheskij Proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2003.
4. Bodrov V.A. Psihologiya professional'nojprigodnosti. Moskva: PER S'E, 2001.
5. Tolochek V.A., Krayushenko N.G. Psihologicheskie faktory specializacii i uspeshnosti v vidah ohrannoj deyatel'nosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya. 1998; 3: 52 - 63.
6. Uchebnik telohranitelya. Pod redakciej N.G. Krayushenko. Moskva: Mir bezopasnosti, 1996.
7. Vodop'yanova N.E. Psihodiagnostika stressa. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.
Статья поступила в редакцию 30.11.15
УДК 159.96+159.9
Shamshikova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Belashina T.V., senior teacher, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
ADAPTATION AND STANDARDIZATION OF THE QUESTIONNAIRE OF CH.D. SPILBERGER OF STAXI-2: RESEARCH OF BOARD AND CONTROL OF ANGER. The article presents a procedure for the adaptation and standardization of a questionnaire "Evaluation of anger" by Ch.D. Spilberger (STAXI-2, Ch.D. Spielberger). The work is aimed at the study of various signs of anger. The paper presents a theoretical analysis of problems in the study of the phenomenon of anger in psychology. An assessment of the basic psychometric properties (n = 400) of the scale tested for internal consistency (a-Cronbach 0,648-0,780), resistance (r-Spear-man 0,527-0,696) has been accomplished. The work confirms the construct validity and factor questionnaire. During the research the scientists implemented standardized questionnaire to a group of schoolchildren, adults and patients. In each group the primary assessment is transferred into T-scale of McCall.
Key words: anger, reliability, validity, discriminative, factor analysis.
О.А. Шамшикова, канд. психол. наук, проф. Новосибирского государственного педагогического университета,
г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Т.В. Белашина, ст. преп. Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА «ОЦЕНКА ПРОЯВЛЕНИЙ ГНЕВА» (STAXI-2) Ч.Д. СПИЛБЕРГЕРА
В статье представлена процедура адаптации и стандартизации опросника «Оценка проявлений гнева» Ч.Д. Спилбергера (STAXI-2, Ch.D. Spielberger), направленного на исследование различных признаков проявления гнева. В работе представлен теоретический анализ проблемы исследования феномена гнева в психологии. Произведена оценка основных психометрических свойств (n=400): шкалы проверены на внутреннюю согласованность (a-Кронбаха 0,648-0,780), устойчивость (r-Спирмена 0,527-0,696), проанализирована дискриминативная способность пунктов. Подтверждена конструктная и факторная валидность опросника. Осуществлена стандартизация опросника на группах школьников, взрослых и пациентах. По каждой группе первичные оценки переведены в Т-шкалу Маккола.
Ключевые слова: гнев, надёжность, валидность, дискриминативность, факторный анализ.
Краткий анализ литературных источников по проблеме гнева показывает, что гнев является объектом исследования как в интроспективной, так и в экспериментальной психологии и клинической практике. Американскими психиатрами предложены пять диагнозов гнева: нарушение адаптации с проявлением злобы, ситуативное гневное расстройство без агрессии, ситуативное гневное расстройство с проявлением агрессии, общее гневное расстройство без агрессии, общее гневное расстройство с проявлением агрессии [1]. Клиницисты настаивают на официальном признании гнева эмоциональным расстройством, наряду с тревогой и депрессией. Почти все ведущие научные школы и направления внесли свою лепту в исследование гнева как эмоции или состояния, анализируя виды гнева, его физиологические
корреляты, способы выражения и пр. Прослеживаются многократные попытки в научной психологии проникнуть в истоки гнева, определить основные способы его переживания, выражения и объяснить его психологическую природу.
В работах Г. Ланге сосредоточено внимание на том, как физиологически переживается гнев, что происходит в вазомоторной системе человека, системе его кровообращения, как участвуют в проявлениях гнева слизистые оболочки, сосуды, как меняется при гневе экспрессия лица и тела. Г. Ланге объясняет избирательность своего интереса к определённым эмоциям возможностью их наблюдения, доступностью для анализа и классификации, и рассматривает интенсивный гнев: бесцельные движения сначала, а потом целенаправленные насильственные действия [2].
Природа эмоций в понимании Г. Ланге коренится в физиологическом субстрате как источнике «движений души». Воздействие на физиологию приводит к исчезновению эмоции. В различных практиках регуляции эмоциональной жизни человека этот подход в той или иной мере реализуется и до настоящего времени.
Т. Рибо определяет гнев как необходимое средство личного самосохранения, подсказываемое инстинктом, «первичную», как бы мы сказали сегодня, врождённую эмоцию, имеющую корни в филогенезе [3]. Для Т. Рибо гнев - протестная эмоция, которая побуждает человека к нападению на обидчика. Сдерживая гнев, человек переживает зависть, обиду, ненависть, желание отомстить. Автор убеждён, что существует особая предрасположенность к гневу, и допускает, что эта предрасположенность обусловлена генетически.
Среди классических исследований гнева в рамках школы К. Левина особое место занимают эксперименты Т. Дембо, направленные на исследование динамической ситуации переживания гнева. Участников эксперимента ставили перед в принципе невыполнимой задачей. Пытаясь её решить, испытуемые ссорились, ругались, пытались что-то разрушить или поломать, некоторые плакали. По мнению экспериментатора, испытуемые гневом реагировали на безнадёжность ситуации [2]. Интерпретируя поведение испытуемых через конфликтное поле сил, отмечалось, что с одной стороны, у них есть готовность решать задачу, но они не хотят подчиняться экспериментатору, с другой, - не могут бросить эксперимент, поскольку уже включены в групповое действие. Т. Дембо регистрировала вспышки гнева и наблюдала, как испытуемые то отталкивались от этого внешнего барьера, то «бросались» на него, чтобы завершить действие, пытаясь справиться с задачей. Интересно, что в этом эксперименте был обнаружен «объектный» гнев, направленный не на личность экспериментатора, а на вещи, предметы (таковы были условия эксперимента) [2].
Особенно подробно эмоция гнева была изучена К. Изар-дом, который понимал источник переживаемого гнева в наличии препятствия чему-то, что человек намерен сделать. Этим препятствием могут быть помехи, правила, законы или собственная неспособность к осуществлению деятельности. Другие причины возникновения гнева - личные оскорбления, повседневные фрустрации, обман, принуждение сделать что-то против желания. К. Изард подчёркивает, что человек способен тормозить низкие уровни гнева в течение длительного времени, что сопряжено с вредом для здоровья и риском крайнего взрыва гнева [4]. В эволюции человека гнев имел важное значение для выживания, связанное со способностью мобилизовать энергию и сделать его готовым к активной самозащите. По мнению автора, общественная эволюция перекрыла эволюцию биологическую, и функция гнева стала помехой, а не преимуществом. В современном мире нападение в гневе (за редкими случаями защиты близких и самозащиты) почти всегда является нарушением либо юридических, либо нравственных норм. В своих исследованиях автор ссылается на клинические данные о том, что неспособность выразить справедливый гнев может приводить к психосоматическим расстройствам, и рассматривает его в триаде враждебности: гнев - отвращение - презрение с первенством эмоции гнева. Особо подчёркивается, что враждебность не обязательно побуждает человека к агрессивным действиям, но агрессия возможна и при наличии «враждебного» эмоционального комплекса, и в его отсутствие. Входящие в этот комплекс эмоции (гнев, отвращение, презрение), сами по себе могут причинять другим людям психологический ущерб [4].
В работах Дж. Уотсона гнев рассматривается как врождённая эмоция и как реакция на ограничение движений. Это положение в дальнейшем было сформулировано в виде теории агрессии, в которой препятствия на пути реализации побуждения рассматривались как условия возникновения провоцированного агрессивного поведения. В продолжение этой идеи Л. Берковиц указал, что фрустрация порождает агрессивные тенденции лишь в той мере, в которой они переживаются как отрицательные эмоции. При этом отмечается, что гнев не порождает агрессию, а скорее сопровождает её [2]. С середины 50-х годов получили распространение психометрические шкалы, измеряющие агрессию и враждебность. В наиболее известной шкале А. Басса-А. Дарки враждебность - это многомерное явление, в состав которого входят нападение, косвенная и вербальная агрессия, негативизм, раздражительность, возмущение, подозрительность [2]. Описана и апробирована программа работы с гневом как расстройством, в основу которой положена когнитивная психотерапия А. Бека [5].
Рассмотрение научного статуса гнева показало, что в современной психологии по-прежнему проводятся исследования в триаде гнев - враждебность - агрессия, изменяется только ракурс анализа: то с точки зрения агрессии, то с точки зрения гнева, иначе - враждебности. Так же, как и К. Изард, американский учёный Ч.Д. Спилбергер видит связь гнева, враждебности и агрессии как специфический синдром, ибо враждебность как личностная черта мотивирует агрессивное поведение и служит предпосылкой гнева [4].
Материал, представленный в данной статье, отражает процесс адаптации и стандартизации на русскоязычной выборке опросника «Оценка проявлений гнева» Ч.Д. Спилбергера ^ТАХ1-2, СЬШ. Spielberger), направленного на оценку проявлений гнева [6]. Разработчик опросника описывает гнев как состояние, изменяющееся по интенсивности от раздражения до бешенства и указывает что виды гнева проявляются в зависимости от качества фрустрации и содержания нанесённого оскорбления.
Целью данного исследования является проверка психометрических характеристик и стандартизация STAXI-2.
Проверялись исследовательские гипотезы:
1. Ответы на пункты опросника являются эмпирически проверенными и метрически анализируемыми индикаторами способности проявлять и контролировать гнев.
2. Опросник характеризуется точностью измерений, устойчивостью, а также удовлетворительной внутренней согласованностью.
3. Опросник обладает удовлетворительной конструктной валидностью: могут быть обнаружены взаимосвязи между показателями по шкалам опросника STAXI-2 и показателями по шкалам опросников, направленных на оценку схожих конструктов: FAF (Фрайбургский опросник исследования факторов агрессии), FPI (Фрайбургский личностный опросник), опросник исследования видов и форм агрессии А. Басса-А. Дарки, Миннесотский многопрофильный личностный опросник (ММР1), Пятифактор-ный личностный опросник Р. МакКрае, П. Коста.
МЕТОДИКА
Участники исследования. Адаптация методики проводилась на выборке учащихся СОШ № 168 г. Новосибирска в возрасте 16 - 17 лет, студентов дневного и заочного отделения факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, слушателях спецподразделений ФКОУ ДПО «Специализированный межрегиональный учебный центр ГУФСИН России по Новосибирской области», сотрудниках госавтоинспекции г. Новосибирска, пациентах Центра реабилитации больных с последствиями нарушений мозгового кровообращения ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница №2». Всего обследовано 400 человек в возрасте от 16 до 65 лет.
На этапе перевода опросника на русский язык и адаптации пунктов принимали участие преподаватели и аспиранты факультета психологии НГПУ, преподаватели межфакультетской кафедры иностранных языков, практикующие психологи, занимающиеся проблемой выражения и контроля агрессии и гнева.
Процедура исследования. Адаптация и стандартизация методики STAXl-2 проводилась в три этапа.
На первом этапе был осуществлён перевод опросника в соответствии со структурой и содержанием, заложенными автором теста. На данном этапе опросник состоял из 57 вопросов, каждый пункт оценивался респондентом по 4-балльной шкале Лайкерта: 1 - «чувствую недостаточно»; 2 - «чувствую в некоторой степени»; 3 - «чувствую умеренно»; 4 - «чувствую очень сильно».
На втором этапе оценивали основные психометрические свойства опросника: 1) дискриминативность - способность отдельных пунктов дифференцировать испытуемых относительно «минимального» или «максимального» результата по тесту в целом; 2) надёжность по внутренней согласованности (коэффициент а-Кронбаха); 3) ре-тестовая надёжность с интервалом перетестирования три недели (коэффициент корреляции г-Спирмена); 4) конструктная валидность (оценивалась посредством корреляционного анализа со шкалами других опросников); 5) факторная валидность (оценивалась с использованием метода главных компонент с Уаптах-вращением).
На третьем этапе проводилась стандартизация методики. Первичные показатели нормализованы и переведены в Т-шкалу Мак-Колла.
Методики. Помимо опросника STAXI-2 испытуемым предлагалось заполнить ещё ряд методик:
Фрайбургский личностный опросник (FPI) в адаптации А.А. Крылова и Т.И. Ронгинского. Опросник направлен на диагностику состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Включает в себя измерение различных параметров агрессии, нервно-психической устойчивости, раздражительности и т.д.
Фрайбургский опросник исследования факторов агрессии (FAF) (Hampel R., Selg H., 1975) в адаптации О.А. Шамшиковой, Т.В. Белашиной. Позволяет измерять опыт агрессивных тенденций (спонтанная и реактивная агрессивность, возбудимость, ау-тоагрессия), а также готовность к проявлению агрессии.
Опросник А. Басса-А. Дарки (Buss-Durkey Inventory) в адаптации К. Осницкого позволяет изучать различные формы агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и враждебности у испытуемых.
Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI) (Hathaway S. R., McKinley I.C, 1951) в адаптации Н.Л. Собчик. Методика позволяет измерять «враждебность», проявляемую в явных (наблюдаемых) формах поведения.
Пятифакторный личностный опросник или тест Большая пятерка (Big five), разработанный американскими психологами Р. МакКрае и П. Костав в адаптации В.Е. Орла, А.А. Рукавишникова и И.Г. Сенина. Структура опросника представлена пятью фундаментальными факторами, позволяющими охарактеризовать структуру личности человека.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием SPSS 19.0 for Windows.
Базовый концепт и описания шкал
Разработка первоначальной версии STAXI-2 началась в 1978 году в рамках лонгитюдного исследования по оценке личности. Сначала были рассмотрены и содержательно наполнены такие понятия, как «тревога», «любопытство» и «гнев» как основополагающие эмоциональные состояния и личностные черты. Далее, для каждого были разработаны психометрические шкалы, позволяющие измерить именно эти конструкты. На следующем этапе исследования внимание было сосредоточено на специфических характеристиках, идентифицирующих и измеряющих конструкт гнева и оказывающих влияние на этиологию и развитие клинических расстройств, включая артериальную гипертензию, ишемическую болезнь сердца и онкологические заболевания [6].
Программа исследований по оценке гнева и связанных с ним конструктов показала, что необходимо более чёткое определение гнева для того, чтобы построить новую шкалу. При построении шкалы оказались важными два момента, описывающие опыт переживания гнева: 1) отличие гнева от враждебности и агрессии, 2) различия между состоянием и переживанием гнева. Несмотря на то, что гнев, враждебность и агрессия являются синонимичными понятиями, в психологической литературе эти термины часто используются как взаимозаменяемые.
Описание шкал и субшкал STAXI-2 [6]:
Состояние гнева (S-Ang). Показатель меры интенсивности и продолжительности переживания чувства гнева, который личность испытывает время от времени.
- Рассерженность (S-Ang/F). Показатель меры интенсивности переживания гнева, который личность испытывает в данный момент.
- Вербальное выражение гнева (S-Ang/V). Показатель меры интенсивности текущих переживаний, связанных с вербальным выражением гнева.
- Физическое выражение гнева (S-Ang/P). Показатель меры интенсивности текущих переживаний, связанных с физическим выражением гнева.
Гнев как черта (T-Ang). Показатель того, как часто личность испытывает гнев на протяжении длительного времени.
- Гнев как личностная черта (T-Ang/T). Показатель склонности к переживанию гнева без особых провокаций.
- Гнев как способ реагирования (T-Ang/R). Показатель частоты переживания гневных чувств в ситуациях, связанных с фрустрацией и/или негативной оценкой.
Выражение гнева вовне (AX-O). Показатель того, как часто переживание гневных чувств проявляется в вербальном или физическом поведении.
Подавление гнева (AX-I). Показатель того, как часто переживание гнева не выражается вовне (подавляется).
Контроль гнева вовне (AC-O). Показатель того, как часто личность контролирует внешние проявления гнева.
Контроль гнева внутри (AC-I). Показатель того, как часто личность пытается контролировать проявлении гнева через спокойствие и невозмутимость.
Индекс выражения гнева (AX Index). Общий индекс выражения гнева, рассчитываемый на основе ответов на AX-O, AX-I, AC-O, AC-I.
РЕЗУЛЬТАТЫ
На первом этапе осуществлён перевод опросника и инструкции к нему на русский язык. Мы стремились максимально сохранить семантическую структуру каждого пункта, заложенную в него автором оригинальной версии. В результате итоговая версия опросника составила 57 пунктов. При проведении процедуры адаптации мы стремились чётко следовать алгоритму, представленному в методическом руководстве пользователя Ч. Спилбер-гером.
Оценка дискриминативности показала, что утверждения, относящиеся к первой шкале стандартизируемого опросника S-Ang - показатель меры интенсивности и продолжительности переживания чувства гнева, который личность испытывает в данный момент, имеют индекс на границе нижнего значения около 0,28. При этом такие значения получены на всех выборках, за исключением пациентов с артериальной гипертензией (АГ), ишемической болезнью сердца (ИБС) и онкологическими заболеваниями. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что обычный среднестатистический человек не склонен испытывать гнев постоянно и длительно, это скорее способ реагирования, выражение протеста в различных ситуациях. В то же время, например, у пациентов с онкологическими заболеваниями проявляется склонность испытывать и проявлять гнев даже в ситуации проведения исследования.
Анализ внутренней согласованности и устойчивости шкал позволяет говорить о высокой внутренней согласованности шкал: AX-О, AC-O (коэффициент а-Кронбаха больше 0,70). Приемлемой можно считать внутреннюю согласованность по остальным шкалам опросника. Все шкалы обладают высокой устойчивостью к перетестированию, об этом свидетельствуют значения коэффициентов корреляции р<0,01 (табл. 1).
Таблица 1
Показатели надежности опросника STAXI-2
Шкала а-Кронбаха r-Спирмена
S-Ang 0,661 0,600**
S-Ang/F 0,670 0,696**
S-Ang/V 0,685 0,597**
S-Ang/P 0,692 0,563**
T-Ang 0,674 0,527**
T-Ang/T 0,694 0,566**
T-Ang/R 0,694 0,508**
AC-O 0,780 0,649**
AX-O 0,739 0,604**
AC-I 0,690 0,553**
AX-I 0,713 0,592**
AX-Index 0,648 0,634**
Примечание: p<0,01
Оценка конструктной валидности шкал проводилась с учётом данных, полученных в результате теоретического анализа по проблеме исследования гнева, и предположений о том, что должна наблюдаться достаточная корреляция со шкалами методик: Фрайбургский личностный опросник, Фрайбургский опросник исследования факторов агрессии, Опросник А. Басса-А. Дарки, Миннесотский многопрофильный личностный опросник, Пяти-факторный личностный опросник (табл. 2).
Таблица 2
Корреляционные связи между параметрами опросника STAXI-2 и методик, привлечённых для оценки конструктной валидности
Шкалы опросника Шкалы методик, привлечённых для оценки конструктной валидности r-Спирмена
STAXI-2
S-Ang Спонтанная агрессия (FAF) 0,240*
Реактивная агрессия (FAF) 0,361**
Возбудимость (FAF) 0,306**
Физическая агрессия (А.Басса-А.Дарки) 0,412**
Раздражительность (А.Басса-А.Дарки) 0,462**
Негативизм (А.Басса-А.Дарки) 0,403**
Шкала истерии (ММР1) 0,301**
Спонтанная агрессивность ^Р1) 0,405**
Раздражительность ^Р1) 0,307**
S-Ang/F Реактивная агрессия (FAF) 0,332**
Возбудимость (FAF) 0,269**
Самоагрессия (FAF) 0,214*
Самоконтроль-импульсивность (Большая пятерка) 0,422**
Реактивная агрессивность ^Р1) 0,416**
S-Ang/V Вербальная агрессия (А.Басса-А.Дарки) 0,420**
Раздражительность ^Р1) 0,318**
S-Ang/P Физическая агрессия (А.Басса-А.Дарки) 0,306**
Спонтанная агрессия (FAF) 0,412**
Экстраверсия-интроверсия (Большая пятерка) 0,322**
Т-Апд Спонтанная агрессия (FAF) 0,289**
Реактивная агрессия (FAF) 0,535***
Возбудимость (FAF) 0,255**
Косвенная агрессия (А.Басса-А.Дарки) 0,465**
Самоконтроль-импульсивность (Большая пятерка) 0,309**
Шкала истерии (ММР1) 0,402**
Т-Апд/Т Невротичность ^Р1) 0,308**
Общительность (FPI) -0,506***
Уравновешенность ^Р1) -0,411**
Шкала паранойи (ММР1) 0,322**
Т-АпдЖ Реактивная агрессия (FAF) 0,401**
Возбудимость (FAF) 0,342**
Эмоциональная неустойчивость-эмоциональная устойчивость (Большая пятерка) 0,506***
АС-0 Спонтанная агрессия (FAF) -0,309**
Реактивная агрессия (FAF) -0,417**
Возбудимость (FAF) -0,325**
Косвенная агрессия (А.Басса-А.Дарки) -0,307**
Самоконтроль-импульсивность (Большая пятерка) 0,412**
АХ-0 Вербальная агрессия (А.Басса-А.Дарки) 0,354**
Возбудимость (FAF) 0,367**
Спонтанная агрессия (FAF) 0,326**
Общительность ^Р1) 0,423**
АС-1 Шкала депрессии (ММР1) 0,206*
Невротичность (FPI) 0,344**
Общительность (FPI) -0,376**
Депрессивность ^Р!) 0,407***
АХ-1 Депрессивность (FPI) 0,401**
Спонтанная агрессия (FAF) -0,307**
Реактивная агрессия (FAF) -0,322**
АХ-Ыех Шкала депрессии (ММРО 0,356**
Невротичность (FPI) 0,208*
Эмоциональная неустойчивость-эмоциональная устойчивость (Большая пятерка) 0,365**
При исследовании факторной валидности применялся кон-фирматорный факторный анализ (оценивалось трёхфакторное решение, полученное в оригинальной версии разработчиками) [7]. Данное факторное решение оказалось оптимальным и в нашем случае, т.к. эти факторы имеют собственные значения больше единицы и объясняют 73% дисперсии (табл. 3).
Таблица 3
Компоненты суммарной дисперсии
Фактор
Параметр 1 2 3
S-Ang ,970 ,211 -,027
S-Ang/F ,862 ,231 ,080
S-Ang/V ,878 ,185 -,091
S-Ang/P ,872 ,119 -,131
T-Ang ,286 ,878 -,190
T-Ang/T ,168 ,799 -,251
T-Ang/R ,301 ,723 ,068
AC-O -,100 -,257 ,822
AX-O -,117 ,180 ,622
AC-I ,117 ,737 ,456
AX-I ,085 -,222 ,764
AX-Index -,080 -,640 ,254
В первый фактор вошли шкалы: S-Ang, S-Ang/F, S-Ang/V, S-Ang/R Фактор отражает показатель меры интенсивности и продолжительности переживания чувства гнева, который личность испытывает время от времени.
Второй фактор представлен параметрами Т-Апд, Т-Апд/Т, Т-АпдЖ и отражает склонность к переживанию гнева без особых
Библиографический список
провокаций, частоту переживания гневных чувств в ситуациях, связанных с фрустрацией и / или негативной оценкой.
В третий фактор вошли переменные АС-О, АХ-О, АСЧ, АХЧ, АХ-Ыех. Данный фактор отражает способность личности контролировать проявление гнева вовне, сдерживать его в различных ситуациях.
Некоторые шкалы (АСЧ, АХ-Ыех) имеют значимую нагрузку более чем по одному фактору, и этот факт был учтён нами при дальнейшей интерпретации результатов.
На завершающем этапе осуществлена стандартизация первичных оценок. В качестве процедуры использовалась линейная нормализация и перевод первичных оценок в Т-шкалу Маккола, что соответствует алгоритму стандартизации, осуществлённому автором методики. Стандартные Т-баллы были рассчитаны для каждой выборки стандартизации: школьники, взрослые испытуемые, пациенты.
ВЫВОДЫ
При адаптации опросника STAXI-2 ведущей являлась содержательная стратегия: подбирались утверждения, направленные на оценку определённых психических состояний -контроль и проявление гнева. В результате проведённого исследования можно утверждать, что все пункты опросника соответствуют требованиям к дискриминативности. Шкалы внутренне согласованы, результаты устойчивы к перетестированию. Опросник представляет собой валидный инструмент, направленный на оценку проявления и контроля (сдерживания) гнева в различных ситуациях.
Таким образом, полученные данные позволяют говорить о том, что:
1. Методика STAXI-2 ориентирована на диагностику способности проявлять и контролировать гнев.
2. Ответы на пункты опросника метрически анализируемы и могут считаться эмпирически проверенными индикаторами проявления и контроля гнева.
3. Опросник характеризуется точностью измерений, устойчивостью, а также достаточной внутренней согласованностью по всем шкалам.
1. Кассинов Г., Реймонд Ч. Психотерапия гнева. Москва, Санкт-Петербург, 2006.
2. Вилюнас В.К. Психология эмоций. Санкт-Петербург, 1984.
3. Рибо Т. Психология чувств. Санкт-Петербург, 1989.
4. Изард К.Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер, 2011.
5. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Москва: Наука, 1981.
6. Spilberger Ch.D. STAXI-2: State-Trait Anger Expression Inventory-2. New York: Hemisphere.
7. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Санкт-Петербург, 2011.
References
1. Kassinov G., Rejmond Ch. Psihoterapiya gneva. Moskva, Sankt-Peterburg, 2006.
2. Vilyunas V.K. Psihologiya 'emocij. Sankt-Peterburg, 1984.
3. Ribo T. Psihologiya chuvstv. Sankt-Peterburg, 1989.
4. Izard K.'E. Psihologiya 'emocij. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.
5. Simonov P.V. 'Emocional'nyjmozg. Moskva: Nauka, 1981.
6. Spilberger Ch.D. STAXI-2: State -Trait Anger Expression Inventory-2. New York: Hemisphere.
7. Nasledov A.D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovaniya. Sankt-Peterburg, 2011.
Статья поступила в редакцию 11.12.15
УДК 159.923+614.8
Dresvyannikov V.L., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Honored Doctor of Russia, Novosibirsk State Medical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Pronin S.V., Cand. of Sciences (Medicine), "Vitara" Drug Hospital (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
IDENTIFICATION OF INCLINATION TO RISKY BEHAVIOR BY THE ANALYSIS OF HEART RATE VARIABILITY. The article presents research on justification of an objective method for preventive diagnosis addiction to risky behavior (substance use, suicidal tendencies) by recording heart rate variability. Rationale diagnostic algorithm is based on the analysis of a database of 709 cases, from which the results of 218 patients are selected. The data on heart rate variability is obtained by using a pulse-detector, and is followed by a mathematical analysis. This approach makes it possible to predict the structure of consumption of surfactants in organized groups, without causing mental alertness test, based on the data, obtained by the pulse-based metric interface. Carrying out in a school screening by this method reveals risky behavior of adolescents, who may be potential suicide victims and consumers of surfactants. The authors also develop preventive measures to such individuals, which significantly reduces a number of complications and excludes the effect of retracting classmates to receive surfactant.
Key words: risk-connected behavior, substance use, suicidal tendencies, diagnostic screening methods.