_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
УДК 159.922.8+159.96+378
Шамшикова Ольга Александровна
Кандидат психологических наук, зав. кафедрой общей психологии и истории психологии, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, shamol56@rambler.ru, Новосибирск
Белашина Татьяна Валентиновна
Старший преподаватель кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, tatyanabelashina@mail.ru, Новосибирск
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ И ГНЕВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ВЫБОРКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ И КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА)
Аннотация. В статье актуализирована проблема особенностей эмоциональной сферы человека на примере переживания эмоции гнева. Представлен краткий теоретический обзор основных подходов к изучению гнева в психологии с первых упоминаний до настоящего времени. Приведены результаты эмпирического исследования степени выраженности изучаемых параметров агрессии и гнева в каждой группе испытуемых: у студентов-психологов (ЭГ-1) и курсантов военного вуза (ЭГ-2). Осуществлена оценка достоверности различий в проявлении параметров гнева и агрессии в каждой группе. Показано, что респонденты ЭГ-1 склонны к более открытому и спонтанному проявлению агрессии и гнева. При этом они обладают достаточно сформированными навыками саморегуляции собственного поведения и действий. Для респондентов ЭГ-2 свойственно проявление контроля и подавления проявлений гнева вовне, что может быть обусловлено спецификой профессиональной направленности.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, агрессия, гнев, диагностика.
Эмоции человека составляют богатство его внутренней психической реальности. Мир эмоций и их многочисленные промежуточные оттенки являются способом реагирования личности на события и ситуации окружающего мира. Эмоции тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют собой целостную систему. Одна эмоция сменяется другой, потом третьей, третья порождает первую.
Как отмечает В. А. Барабанщиков, «эмоциональная сфера отличается многообразием, а появление и формирование собственно человеческих эмоций и чувств... возможны только в контексте социальной жизни. Развитие эмоциональной сферы проходит длительный путь от аффективных реакций примитивных животных до высших человеческих чувств, включающих в себя отношения к другим людям» [2, с. 21].
Одной из недостаточно изученных эмоций является эмоция гнева. Интерес к феномену гнева появляется уже в классической психологии как попытка проникнуть в истоки его возникновения и переживания, описать способы проявления, выражения, объяснить его психологическую природу.
Г. Ланге уделяет пристальное внимание
тому, как физиологически переживается гнев. Он отмечает, что «природа эмоций коренится в физиологическом субстрате как источнике "движений души". Воздействуйте на физиологию - и эмоция исчезнет» [4, с. 124]. В различных психологических практиках регуляции эмоциональной жизни человека этот подход в той или иной мере реализуется до настоящего времени.
В бихевиоризме, начиная с исследований Дж. Уотсона, гнев считался врожденной эмоцией, способом реагирования на ограничение движений. Это нашло свое отражение в теории агрессии. Эта теория, в отличие от теорий инстинктивного происхождения агрессии и гнева, рассматривала наличие помех на пути реализации побуждения как условие возникновения провоцированного направленного агрессивного поведения [4].
В современной психологии эмоция гнева активно изучалась К. Изардом, который рассматривал источники физиологически и психологически переживаемого гнева в наличии препятствий тому, что человек намерен сделать. Во-первых, в качестве препятствий могут выступать помехи, правила, законы или собственная неспособность осуществить
106
Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 / 2016
необходимое действие. Во-вторых, причины возникновения гнева по отношению к кому-либо, могут быть связаны с проявлением реакции на личные оскорбления, повседневные фрустрации, обман, принуждение сделать что-то против желания. Низкий уровень переживаемого гнева человек способен тормозить в течение длительного времени, однако это связано с нанесением серьезного вреда здоровью и риском прорыва спонтанных агрессивных реакций [4].
Т. Рибо отмечает, что гнев часто проявляется в качестве протеста, побуждая человека к нападению на обидчика. Попытки сдерживать гнев приводят к переживанию зависти, обиды, ненависти, желанию отомстить. Т. Рибо убежден, что гневливость является чертой характера, которая обусловлена генетически. Гневливые лица больше других предрасположены к частому переживанию гнева [5].
Уже с самого раннего возраста у детей можно наблюдать проявление агрессии и гнева в виде импульсивных приступов, упрямства, сопровождаемых криком, «брыканием», кусанием, драчливостью. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. В процессе социализации проявление гневных чувств происходит все реже и уже взрослеющий ребенок научается их контролировать и прорабатывать или подавлять [4].
В исследованиях Р. Сирса, Е. Маккоби и К. Левина показано, что «гнев представляет собой попытку регулирования процесса контактирования в поле и направлен не на сохранение симбиотических отношений, а на поддержание границы контакта индивида со средой... Гнев выступает реакцией на ситуацию угрозы и соответствует твор-
ческому приспособлению, при котором является маркером нарушения границы контакта или фрустрации какой-либо потребности. При этом сила возникающего аффекта у индивида является производной от степени агрессии по отношению к его границам или важности фрустрированной потребности» [6, с. 63].
Социальная ситуация развития в раннем юношеском возрасте состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком множество жизненно важных задач, направленных на осуществление профессионального самоопределения, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, но и в плане реального выбора [1]. Как указывает Н. П. Фетискин, неверно осуществленный профессиональный выбор впоследствии может проявиться в недостаточной успешности учащихся в процессе профессионально-ориентированной вузовской подготовки [7].
«Вместе с тем продолжается процесс развития самосознания, открытие себя как неповторимой индивидуальности и социального мира, в котором предстоит жить» [1, с. 356]. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения.
Г. С. Абрамова отмечает, что «в юношеском возрасте, в силу эмоциональной нестабильности, особенно сильна подверженность фрустрациям, и, как следствие, их переживание с разнообразными эмоциональными реакциями» [1, с. 370]. Одной из таких реакций является проявление гнева. В рамках данной статьи представлен фрагмент диссертационного исследования особенностей проявления и контроля гнева в юношеском возрасте.
Методика и организация исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета и Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России. Выборку исследования составили студенты 2-4-го курсов факультета психоло-
гии - ЭГ-1 (Ы = 56) и курсанты 2-4-го курсов военного института - ЭГ-2 (Ы = 50). Всего в исследовании приняли участие 106 человек в возрасте от 18 до 23 лет.
Для исследования выраженности агрессии и гнева использовался следующий диагностический инструментарий: Фрай-
бургский опросник исследования факторов агрессии (FAF) (Я. Натре1, Н. Selg, 1975), в адаптации О. А. Шамшиковой, Т. В. Бе-лашиной (2010) [11]; опросник А. Басса -А. Дарки в адаптации А. К. Осницко-го; опросник «Оценка проявлений гнева» (БТАХ1-2) Ч. Д. Спилбергера, в адаптации О. А. Шамшиковой, Т. В. Белашиной (2015) [12].
Проведенное нами эмпирическое исследование проходило в три этапа.
На первом этапе работы была проведена диагностика исследуемой выборки отобранным банком диагностических методик.
На втором этапе работы проводился сравнительно-сопоставительный анализ данных по двум группам испытуемых с использованием непараметрического критерия и-Манна-Уитни.
На третьем этапе осуществлялся анализ полученных данных и их последующая интерпретация.
Результаты исследования и их обсуждение
Для исследования особенностей прояв- переменных агрессии и гнева оценивалась ления агрессии и гнева у испытуемых нами при помощи статистического и-критерия была проведена оценка достоверности раз- Манна-Уитни, предназначенного для срав-личий в исследуемых параметрах. Досто- нения двух независимых выборок. Получен-верность различий в уровне выраженности ные результаты представлены в таблице.
Таблица
Расчет достоверности различий по исследуемым параметрам у испытуемых по двум группам с использованием ^критерия Мaннa-Уитни
Наименование шкал** Среднее значение и-критерий Манна-Уитни р-^е1
ЭГ-1 ЭГ-2
Состояние гнева* (Б-А^) 33,8 60,8 415 0,000
Рассерженность (Б-Ап^) 60,2 34,4 445 0,000
Вербальное выражение гнева (Б-А^/У) 53,8 39,5 702 0,001
Физическое выражение гнева (Б-Ап^Р) 41,7 51,2 810 0,01
Гнев как черта (Т-А^) 32,2 62,7 337 0,000
Гневливость (Т-А^/Т) 59 35,3 490 0,000
Гнев как способ реагирования (Т-А^/Я) 62,9 32,1 332 0,000
Контроль проявления гнева вовне (АС-О) 30,3 65,1 240 0,000
Выражение гнева вовне (АХ-О) 29,3 66,2 193 0,000
Контроль гнева внутри (АС-1) 63,6 24,5 143 0,000
Подавление гнева (АХ-1) 58,9 30,2 377 0,000
Физическая агрессия 26,9 69,2 70 0,000
Косвенная агрессия 34,6 59,8 457 0,000
Раздражительно сть 36,1 57,9 533 0,000
Негативизм 64,8 23 83 0,000
Обида 38,5 55,1 654 0,003
Индекс агрессивности 29 66,7 176 0,000
Индекс враждебности 38,2 55,6 632 0,002
Спонтанная агрессия 25,5 71 244 0,003
Возбудимость 32,3 62,6 341 0,000
Торможение агрессии 59,8 29,1 333 0,000
Примечание:
* - полужирным шрифтом в тексте выделены суммарные шкалы по опроснику «Оценка проявлений гнева»; ** - в таблице представлены исследуемые параметры, по которым в процессе статистической обработки данных были установлены достоверные различия.
Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 / 2016
108
Анализ полученных данных показал, что для респондентов ЭГ-1 (студенты) более характерно переживать состояние рассерженности по отношению к другим людям и ситуациям, они склонны выражать свои мысли, чувства, эмоции с помощью речевой агрессии. Причинами такого поведения могут служить недовольство, несогласие или противоречивое отношение человека к сложившейся ситуации. Проявления гнева могут являться привычным способом реагирования в ситуациях фрустрации или неопределенности.
Также респондентам свойственно проявлять немотивированное поведение, выражающееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, вызванное не логикой выполнения собственных задач, но отрицательным к ним отношением, обусловлено действием психологической защиты в ответ на воздействия, противоречащие внутренним смыслам субъекта. Можно сказать, что испытуемые ЭГ-1 более свободны и спонтанны в проявлении всего спектра агрессивных эмоций.
При этом респонденты обладают достаточно устойчивыми навыками саморегуляции собственного поведения и действий, что проявляется в способности контролировать внешние проявления гнева или подавлять его.
Респонденты ЭГ-2 характеризуются состоянием переживания гнева в различных
ситуациях, что может проявляться в использовании физической силы против другого лица, раздражительности, враждебности, повышенной возбудимости. При этом у респондентов достаточно хорошо развиты навыки контроля проявления и выражения гнева вовне. Можно предположить, что это обусловлено спецификой учебного заведения и будущей профессиональной деятельностью. Прямое проявление гневных эмоций не санкционировано, курсант должен подчиняться Уставу и приказам командира, несмотря на собственное отношение к ситуации. И, вероятно, проявления гнева вовне возможны в ситуациях реализации разнообразных форм физической активности.
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что существуют различия в проявлении агрессии и гнева у респондентов ЭГ-1 и ЭГ-2.
Как отмечает Г. С. Абрамова, «личностное и профессиональное развитие курсанта опирается на субъективный опыт - самопознание, самооценку своих способностей и опыт субъекта деятельности - знание собственных регулятивных возможностей, наиболее эффективных способов и приемов деятельности» [1, с. 382]. К моменту выпуска из образовательного учреждения у курсанта военного вуза должно сформироваться представление о своем дальнейшем профессиональном пути, желание продолжать движение в выбранном направлении, выдержка и способность к саморегуляции своего поведения и деятельности [3].
Библиографический список
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 672 с.
2. Барабанщиков В. А. Экспрессии лица и их восприятие. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 341 с.
3. Большунова Н. Я., Оспенников С. В. Значение ценностно-смысловой основы личности в актуализации личностного роста офицера внутренних войск МВД России // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - С. 136-143.
4. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2011. - 461 с.
5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
6. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследова-
ния. - М.: АСТ, 2001. - 400 с.
7. Фетискин Н. П. Творческая направленность в самореализации учащихся // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. - 2013. - № 2. - С. 62-65.
8. Фурманов И. А. Социально-психологические проблемы поведения: Курс лекций для студентов отделения психологии. - Минск: БГУ, 2004. - 91с.
9. Шамшикова О. А., Белашина Т. В. Адаптация фрайбургского опросника исследования факторов агрессии (FAF) // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 6 (25). - С. 212-217.
10. Шамшикова О. А., Белашина Т. В. Психометрический анализ опросника «Оценка проявлений гнева»
(STAXI-2) Ч. Д. Спилбергера // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6 (55). - С. 269-273.
11. Hampel R., Selg H. FAF: Fragebogen zur Erfassung von Aggressivitatsfaktoren. - Gottingen,
1980. - 126 p.
12. Spilberger Ch. D. STAXI-2: State -Trait Anger Expression Inventory-2. - New York: Hemisphere, 1999. - 98 p.
Поступила в редакцию 12.09.2016
Shamshikova Olga Alexandrovna
Cand. Sci. (Psychol.), Head of the Department of general psychology and history ofpsychology, Prof., Novosibirsk State Pedagogical University, shamol56@rambler.ru, Novosibirsk
Belashina Tatiana Valentinovna
Senior lecturer of the Department of general psychology and history of psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, tatyanabelashina@mail.ru, Novosibirsk
FEATURES AGGRESSION AND ANGER IN ADOLESCENCE (BASED ON THE SAMPLE PSYCHOLOGY STUDENTS AND CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOL)
Abstract. The article features actualized the problem of emotional sphere of human experience on the example of the emotion of anger. A brief overview of the main theoretical approaches to the study of anger in psychology from the first references to the present. The results of an empirical study investigated the severity of aggression and anger parameters in each group of subjects: psychology students and the military high school students. The estimation of the significance of differences in the manifestation of anger and aggression parameters in each group. It is shown, that the respondents Group 1 tend to be more open and spontaneous acts of aggression and anger. At the same time, they have sufficiently developed skills of self-control of their own behavior and actions. For respondents Group 2 expression is peculiar to control and suppress the manifestations of anger outward, which may be due to the specific professional orientation.
Keywords: emotions, emotional sphere, aggression, anger, diagnostics.
References
1. Abramova, G. S., 2005. Vozrastnaya psixologi-ya [Age-related psychology]. Moscow: Akademiya Publ., 672 p. (in Russ.).
2. Barabanshhikov, V. A., 2012. E'kspressii lica i ix vospriyatie [The expression of the face and their perception]. Moscow: Institut psixologii RAN Publ., 341 p. (in Russ.).
3. Bolshunova, N. Y., Ospennikov, S. V., 2015. Znachenie cennostno-smyslovoj osnovy lichnosti v aktualizacii lichnostnogo rosta oficera vnutrennix vo-jsk MVD Rossii [The value of value-semantic basis of personality in the actualization of personal growth officer of Interior Ministry troops Russia]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 4, pp. 136-143 (in Russ., abstr. in Eng.).
4. Izard, K. E., 2011. Psixologiya e'mocij [Psychology of emotions]. Saint Petersburg: Piter Publ., 461 p. (in Russ.).
5. Ilyin, E. P., 2001. E'mocii i chuvstva [Emotions and feelings]. Saint Petersburg: Piter Publ., 752 p. (in Russ.).
6. Ribo, T., 2001. Bolezni lichnosti. Opyt issle-dovaniya [Personality Diseases. Previous studies].
Moscow: AST Publ., 400 p. (in Russ.).
7. Fetiskin, N. P., 2013. Tvorcheskaya naprav-lennost' v samorealizacii uchashhixsya [Creative orientation of students in self-realization]. Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova [Journal P. G. Demidov Yaroslavl State University], 2, pp. 62-65 (in Russ.).
8. Furmanov, I. A., 2004. Social'no-psixolog-icheskie problemy povedeniya: Kurs lekcij dlya studentov otdeleniya psixologii [Socio-psychologi-cal behavior problems: A course of lectures for students of psychology department]. Minsk: BSU, 91 p. (in Russ.).
9. Shamshikova, O. A., Belashina, T. V., 2010. Adaptaciya frajburgskogo oprosnika issledovaniya faktorov agressii (FAF) [Adaptation Freiburg questionnaire study aggression factor (FAF)]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education], 6 (25), pp. 212-217 (in Russ., abstr. in Eng.).
10. Shamshikova, O. A., Belashina, T. V., 2015. Psixometricheskij analiz oprosnika "Ocenka proyav-lenij gneva" (STAXI-2) Ch. D. Spilbergera [Psy-
110
Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 / 2016
chometric analysis of the questionnaire "Evaluation of the manifestations of anger" (STAXI-2) Ch. D. Spielberger]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education], 6 (55), pp. 269-273 (in Russ., abstr. in Eng.).
11. Hampel, R., Selg, H., 1980. FAF: Fragebogen zur Erfassung von Aggressivitatsfaktoren. Gottingen, 126 p.
12. Spilberger, Ch. D., 1999. STAXI-2: State -Trait Anger Expression Inventory-2. New York: Hemisphere, 98 p.
Submitted 12.09.2016