Научная статья на тему 'Взаимосвязь лояльности курсантов к службе и ее несению в вузе Министерства внутренних дел Российской федерациис уровнем субъективного финансового благополучия'

Взаимосвязь лояльности курсантов к службе и ее несению в вузе Министерства внутренних дел Российской федерациис уровнем субъективного финансового благополучия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОЯЛЬНОСТЬ / ЛОЯЛЬНОСТЬ-ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / СЛУЖБА / ОТНОШЕНИЕ / СЛУЖЕБНЫЙ ДОЛГ / ОБЯЗАННОСТИ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТИВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / LOYALTY / LOYALTY-TOLERANCE / ORGANIZATIONAL COMMITMENT / SERVICE / ATTITUDE / DUTY / RESPONSIBILITIES / MOTIVATION OF EDUCATIONAL AND SERVICE ACTIVITIES / SUBJECTIVE ECONOMIC WELL-BEING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лопатин Егор Александрович, Лаврентьева Инна Валериевна, Воробьев Сергей Михайлович

The formation of cadets’ loyalty to the University of the Ministry of Internal Affairs at the first stages of professionalization is transformed into a loyal and tolerant attitude of the employee to the service in the Internal Affairs bodies as a whole. The loyalty of cadets to the service and its performance at the University of the Ministry of Internal Affairs is an important condition for their professional reliability. The article reviews studies that reveal and clarify the content of the concepts of “loyalty”, “loyalty-tolerance”, “service loyalty”, “professional loyalty”, “professional commitment”, “organizational commitment”, and describes the content and structure of loyalty as a psychological phenomenon. After analyzing various approaches, the authors conclude that loyalty is understood mainly as a psychological property of the individual. At the same time, there is a lack of research to identify the determinants and correlates of loyalty to official activities. The authors theoretically justify and prove in the course of an empirical study the existence of a relationship between loyalty to the service and its performance in the University of the Ministry of Internal Affairs with the level of subjective financial well-being, namely: the lower the level of loyalty to the university is fixed for cadets , the higher the salary they consider worthy for a novice representative of their profession, and the more they feel the lack of money, the less they show to the university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь лояльности курсантов к службе и ее несению в вузе Министерства внутренних дел Российской федерациис уровнем субъективного финансового благополучия»

УДК 159.9:351.74

DOI 10.33463/2072-8336.2020.1(50).061-067

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОЯЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ К СЛУЖБЕ И ЕЕ НЕСЕНИЮ В ВУЗЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО ФИНАНСОВОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Е. А. Лопатин, И. В. Лаврентьева, С. М. Воробьев

Для цитирования

Лопатин, Е. А. Взаимосвязь лояльности курсантов к службе и ее несению в вузе Министерства внутренних дел Российской Федерации с уровнем субъективного финансового благополучия / Е. А. Лопатин, И. В. Лаврентьева, С. М. Воробьев // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1 (50). - С. 61-67. -DOI: 10.33463/2072-8336.2020.1(50).061-067.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Формирование лояльности курсантов к вузу Министерства внутренних дел Российской Федерации на первых этапах профессионализации трансформируется в лояльно-толерантное отношение сотрудника к службе в органах внутренних дел в целом. Лояльность курсантов к службе и ее несению в вузе является важным условием их профессиональной надежности. В статье проведен обзор исследований, в которых раскрывается и уточняется содержание понятий «лояльность», «лояльность-толерантность», «служебная лояльность», «профессиональная лояльность», «профессиональная приверженность», «организационная приверженность» и т. д., описывается содержание

© Лопатин Е. А., Лаврентьева И. В., Воробьев С. М., 2020

и структура лояльности как психологического феномена. Проанализировав различные подходы, авторы статьи делают вывод о том, что лояльность понимается, главным образом, как психологическое свойство личности. При этом отмечается недостаток исследований по выявлению детерминантов и коррелятов лояльности к служебной деятельности.

Авторы теоретически обосновывают и доказывают в ходе эмпирического исследования существование взаимосвязи лояльности к службе и ее несению в вузе с уровнем субъективного финансового благополучия, а именно: чем ниже у курсантов уровень лояльности к вузу, тем более высокую заработную плату они считают достойной для начинающего представителя своей профессии, и чем больше они ощущают недостаток денежных средств, тем меньшую лояльность к вузу они демонстрируют.

Ключевые слова: лояльность, лояльность-толерантность, организационная приверженность, служба, отношение, служебный долг, обязанности, мотивация учебно-служебной деятельности, субъективное экономическое благополучие.

Курсанты вуза МВД России одновременно выполняют социальные роли обучающихся в высшем учебном заведении (курсанта) и действующего сотрудника органов внутренних дел (сотрудника), что отражается и в названии вида деятельности, которую они выполняют (учебно-служебная деятельность). Курсанты, находясь на казарменном положении до окончания второго курса, с первого месяца обучения попадают в специфическое, достаточно закрытое профессиональное сообщество вуза МВД России (курсанты - преподаватели - сотрудники и работники образовательной организации). Постепенно в ходе развития профессиональной идентичности курсанты знакомятся с новыми членами профессионального сообщества (на практических занятиях, в ходе стажировок и т. д.), формируют основные жизненные ценности и установки в отношении себя и профессиональной среды. Выполнение сначала учебно-служебных, а позже и служебных обязанностей возможно лишь при усвоении соответствующих ценностных установок, формировании смысложизнен-ных ориентаций с опорой на принципы коллективизма в отношениях с сослуживцами и субординации и единоначалия в отношениях с руководителями подразделений. В Присяге сотрудника органов внутренних дел, которую приносит каждый первокурсник, говорится о приоритете служебного долга над

личными и другими целями, интересами. Лояльность как верность и преданность служебному долгу, самой службе, ее целям и результатам относится к одному из самых важных качеств личности идеального защитника правопорядка. Формирование этих качеств в ведомственном вузе в ходе учебы приводит к лояльному отношению к интересам и целям службы в правоохранительных органах. Следовательно, формирование лояльности курсантов к службе и ее несению в вузе МВД России является важной задачей их профессионализации.

Однако нельзя отождествлять интересы и цели службы с личными интересами и целями отдельных сотрудников, например начальников, руководителей. Точно так же нужно разделять понятия лояльности сотрудника органов внутренних дел к службе, ее несению и личной лояльности к руководству подразделения. Негативная коннотация термина «лояльность» объясняется ее пониманием как преданности государственного служащего конкретному руководителю, верности административному бюрократическому аппарату, а не ценностям и идеалам служебной деятельности (в случае с сотрудниками органов внутренних дел - как приверженности законности).

В психологической литературе термины «лояльность», «лояльность-толерантность», «служебная лояльность», «профессиональная лояльность», «профессиональная приверженность», «организационная приверженность» отражают разные подходы к одному явлению. Так, служебная лояльность как особый вид лояльности рассматривается как личностное качество, «отношение служащего к служебному долгу в целом и отдельным обязательствам, связанным с его служебным статусом» [1, с. 110].

Д. В. Сочивко и Ю. В. Крымова рассматривают лояльность как многомерное понятие и выделяют в нем такие характеристики, как верность, подчинение, благонадежность, приязнь и привязанность. При этом лояльность предполагает соответствующее отношение к избранным лицам, а толерантность - к более широкому кругу лиц [7]. Исследователи, определяя лояльность как своеобразную противоположность толерантности, разграничивают данные понятия и обосновывают необходимость их комплексного изучения с точки зрения системного и психодинамического подходов.

С. В. Горностаев [1], Е. А. Ставро-польцева [8] и О. А. Зимовина [3] выделяют в психологической структуре лояльности следующие компоненты: когнитивный (осознание содержания служебного долга и способов его исполнения), мотивационно-волевой (готовность к выполнению долга в ситуации внешнего противодействия и конфликта интересов) и аффективный (отношение к исполнению служебных обязанностей). О. А. Зимовина утверждает, что аффективный компонент является ведущим, а С. В. Горностаев называет в качестве такого дополнительный конативный компонент (отношение к служебной деятельности).

Проанализировав различные подходы ученых, мы уточнили понятие лояльности курсантов к службе и ее несению в вузе МВД России, которая представляет собой приязненное отношение к службе, верность ее интересам, готовность им подчиняться, готовность к благонадежному поведению, благожелательное и уважительное отношение к вузу, его сотрудникам и работникам, в том числе руководству и преподавателям, соблюдение принятых в

вузе правил, норм и предписаний даже в случае несогласия с ними.

С точки зрения В. Д. Секерина [6], лояльность - это продукт взаимодействия и взаимовлияния экономического и эмоционального элементов. Под экономической лояльностью понимается материальная сторона, под эмоциональной - субъективно-оценочная.

Таким образом, психологический феномен лояльности понимается как психологическое свойство личности и основное внимание ученых направлено на теоретическое исследование сущности понятия лояльности, характеристику ее структуры и разработку психологических методик выявления уровня лояльности. Однако следует отметить недостаток исследований по выявлению детерминантов и коррелятов лояльности к служебной лояльности.

Гипотеза исследования

Гипотезой нашего эмпирического исследования является наличие взаимосвязи между лояльностью курсантов к службе и ее несению в вузе МВД России с субъективным финансовым благополучием. Чем больше курсанты ощущают свое финансовое благополучие, тем больше они будут демонстрировать лояльность к службе и ее несению в вузе МВД России, готовность к самоотверженной работе.

Субъективное экономическое (или финансовое) благополучие курсантов является феноменом экономического самосознания, психологическим явлением, субъективной оценкой, отражающей их отношение к объективному экономическому благополучию (доходу, сбережениям, имуществу, финансовому и имущественному статусу и т. д.).

Исследование взаимосвязи лояльности курсантов к службе и ее несению в вузе МВД России с уровнем их субъективного финансового благополучия мы провели на выборке из 72 обучающихся старших курсов.

Методы исследования

1. Методика оценки лояльности-толерантности Ю. В. Крымовой и Д. В. Сочивко [4] была нами минимально доработана для использования в вузе другого правоохранительного ведомства, а именно: выражение «вуз ФСИН России» было заменено выражением «вуз МВД России».

2.Субъективная шкала благосостояния В. А. Хащенко [9]. Субъективное финансовое благополучие (согласно методике В. А. Хащенко) включает в себя следующие компоненты:

а) оценку текущего благосостояния (оценка субъектом собственного благосостояния, финансового положения и имущественного статуса, в том числе сквозь призму оценки этих элементов окружающими людьми);

б) субъективную адекватность дохода (оценка субъектом уровня доходов для удовлетворения собственных потребностей);

в) экономическую тревогу (переживание субъектом беспокойства за состояние своего дохода, финансовое положение и имущественный статус);

г) экономическую депривирован-ность (представление о доходах, которые лежат ниже субъективной нормы достатка);

д) экономический оптимизм (пессимизм) - оценка степени возможности (невозможности) повышения дохода, материального благополучия, финансового статуса.

3. Разработанная нами анкета по выявлению размера заработной платы, которую курсанты оценивают как подходящую для молодого выпускника полицейского вуза, высококвалифицированного специалиста, и заработной платы, соответствующей уровню среднего достатка (в месяц в рублях).

4. Для выявления взаимосвязи лояльности курсантов к несению службы в вузе МВД России с уровнем субъективного финансового благополучия использовался Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты оценки корреляции показателей лояльности с показателями субъективного финансового благополучия представлены в таблице 1. Исходя из полученных данных можно констатировать отрицательную связь умеренной тесноты между показателями лояльности к вузу МВД России и несением службы во время учебы в нем и ежемесячной заработной платой в рублях, которую курсанты считают

Таблица 1

Показатель субъективного финансового благополучия Коэффициент ранговой корреляции Спирмена, г

Размер ежемесячной заработной платы, подходящий для молодого специалиста, тыс. рублей -0,50*

Экономическая депривированность, баллы (по 10-балльной шкале) -0,44*

* Результаты достоверны при р < 0,05.

Корреляция лояльности курсантов к несению службы в вузе МВД России с показателями субъективного финансового благополучия

подходящей для выпускника полицейского вуза (табл. 1).

При этом нами не были получены статистически достоверные данные о корреляции уровня лояльности курсантов к несению службы в вузе МВД России с такими показателями субъективного финансового благополучия, как оценка текущего благосостояния, субъективная адекватность дохода, экономическая тревога, экономический оптимизм (пессимизм), что, однако, не отрицает наличия таких взаимосвязей в действительности. Аналогично не были получены достоверные показатели связи уровня лояльности с уровнем заработной платы, соответствующей уровню среднего достатка, а также заработной платы, достойной высококвалифицированного представителя своей профессии.

Учитывая изменения в социально-экономической жизни страны, необходимо рассматривать субъективное финансовое благополучие как динамический показатель и отслеживать его изменения. В таблице 2 представлено сравнение полученных результатов в 2019 г. с результатами наших исследований субъективного финансового бла-

гополучия курсантов вуза МВД России (г. Рязань) в 2012 и 2014 гг. [5].

Анализ таблицы 2 позволяет отметить последовательное ухудшение субъективной удовлетворенности курсантов достатком денежных средств и увеличение оценки необходимости повышения доходов с 2012 по 2019 год. Аналогично увеличивается размер ежемесячной заработной платы, соответствующий представлениям о среднем уровне достатка, уровень ежемесячной заработной платы, подходящий для молодого специалиста (в их субъективной оценке). При этом оценка значимости экономической составляющей в своей жизни в указанный период остается одинаковой.

Интерпретация полученных результатов

Связь между лояльностью обучающихся к вузу МВД России и индексом экономической депривированности можно охарактеризовать как умеренную и отрицательную. Это означает, что чем больше курсанты ощущают недостаток денежных средств, тем меньшую лояльность к службе и ее несению в вузе МВД России они проявляют. Данная связь может быть объяснена

Таблица 2

Сравнение показателей субъективного финансового благополучия с результатами исследований прошлых лет

Год исследования Показатели экономической депривированности, баллы (по 10-балльной шкале) Заработная плата, соответствующая представлениям о среднем уровне достатка, в месяц, тыс. р. Заработная плата, соответствующая представлениям о достойном для молодого выпускника вуза доходе, в месяц, тыс. р.

Оценка удовлетворенности достатком денежных средств Оценка значимости экономической составляющей в своей жизни Оценка необходимости повышения доходов

2012 6,7 5,9 6,3 26 33

2014 6 5,6 6,3 35 39

2019 4,7 5,7 7,1 48 57

тем, что экономическая депривирован-ность отражает очень яркие представления и отрицательные переживания по поводу актуального финансового неблагополучия.

Таким образом, чем больше курсанты проявляют лояльность к несению службы в вузе МВД России, тем более низкую заработную плату они считают достаточной для молодого выпускника. По нашему мнению, уровень достойной ежемесячной заработной платы молодого специалиста - выпускника вуза отражает не только черты его идеального Я и представления об экономическом статусе в будущем, но и ближайшую перспективу финансового благополучия. Данные представления являются эмоционально окрашенными, и если они входят в острое противоречие с действительностью (актуальным уровнем обеспечения сотрудника органов внутренних дел социальными гарантиями), то они вытесняют на задний план представления о более далеких перспективах (например, о заработной плате высококвалифицированного специалиста).

Достойная зарплата, которую должен получать молодой выпускник вуза МВД России, по мнению курсантов Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Ки-котя, составляет 57 тысяч рублей, что примерно в полтора раза выше актуального уровня ежемесячного заработка лейтенанта полиции, молодого выпускника вуза. Таким образом, наблюдается тенденция к увеличению расхождения между реальной и желаемой заработной платой, которая сопровождается ухудшением других показателей субъективного финансового благополучия (например, экономической депривированности). Исследования

2012 и 2014 гг. выявили минимальное расхождение уровней реальной и желаемой заработной платы для молодых специалистов.

Учитывая наметившуюся тенденцию ухудшения субъективного финансового благополучия у курсантов вуза МВД России и выявленные корреляции умеренной тесноты с их лояльностью к службе и ее несению в вузе МВД России, можно сделать вывод о том, что лояльность также является динамической характеристикой, зависящей от ряда параметров.

Выводы

1. Лояльность курсантов к службе и ее несению в вузе МВД России представляет собой приязненное отношение к службе, верность ее интересам, готовность им подчиняться, благонадежное поведение, благожелательное и уважительное отношение к вузу, его сотрудникам и работникам, в том числе к руководству и преподавателям, соблюдение принятых в вузе правил, норм и предписаний даже в случае несогласия с ними.

2. Выявлена умеренная отрицательная связь лояльности курсантов к несению службы в вузе МВД России с отдельными показателями субъективного финансового благополучия.

3. Чем больше курсанты ощущают недостаток денежных средств, тем меньшую лояльность к службе и ее несению в вузе МВД России они проявляют.

4. Чем больше курсанты проявляют лояльности к несению службы в вузе МВД России, тем более низкую заработную плату они считают достаточной для молодого специалиста - выпускника вуза МВД России.

5. Показатели субъективного финансового благополучия, у которых

выявлена корреляция с лояльностью к несению службы в вузе МВД России, отражают оценку курсантами своего актуального финансового состояния или оценку его ближайшей перспективы.

6. Достойная зарплата, которую, по мнению курсантов, должен получать молодой выпускник вуза МВД России, всегда выше размера заработной платы, соответствующей уровню среднего достатка в их же представлении. Иначе говоря, курсанты высказывают желание после выпуска получать заработную плату, которая выше среднего уровня в их же представлении.

7. С 2012 по 2019 год субъективное финансовое благополучие курсантов вуза МВД России по ряду показателей, указанных выше, ухудшилось, и если эта тенденция будет продолжаться, то можно предположить негативные изменения в лояльности курсантов к несению службы в вузе МВД России.

8. Показатели субъективного финансового благополучия и лояльности к несению службы в вузе МВД России рекомендуется учитывать при планировании морально-психологического и социально-экономического обеспечения служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Библиографический список

1. Горностаев С. В. Проблемы диагностики служебной лояльности // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 110-117.

2. Жуковская И. В. Развивающее консультирование руководителей органов внутренних дел: условия и предпосылки реализации // Приклад-

ная юридическая психология. 2019. № 1(46). С. 130-136.

3. Зимовина О. А. Воспитание толерантности студентов: теоретико-методологический аспект // Гуманизация образования. 2011. № 3. С. 34-39. URL : https://cyberleninka. ru/article/n/vospitanie-tolerantnosti-studentov-problemy-individualizatsi.i.

4. Крымова Ю. В., Сочивко Д. В. Психодинамика лояльности-толерантности курсантов ведомственных вузов в первичной профессионализации : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2015. 159 с.

5. Лопатин Е. А., Шавырина В. А. Результаты исследования субъективного финансового благополучия обучающихся в вузах МВД // Актуальные проблемы реализации социальных гарантий сотрудников ОВД. Рязань, 2014. С. 52-56.

6. Методика оценки лояльности студентов /В. Д. Секерин и др. // Известия МГТУ «МАМИ». 2014. Т. 5. № 4(22). С. 54-58.

7. Сочивко Д. В., Крымова Ю. В. Психодинамика лояльности-толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.

8. Ставропольцева Е. А. Формирование организационной лояльности у

студентов вузов:автореф. дис.....канд.

психол. наук. Екатеринбург, 2013. 24 с. URL : http://science.uspu.ru/index.php/ diss-sovety/item/9-d-212-283-06.

9. Хащенко В. А. Субъективная шкала благосостояния и субъективное экономическое благополучие // Психологический журнал. 2011. № 3. С. 27-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.