Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА В ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ САИДА ЧАХКИЕВА «ЧАША СЛЕЗ»'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА В ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ САИДА ЧАХКИЕВА «ЧАША СЛЕЗ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
142
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саид Чахкиев / поэма / герой / ингушский фольклор / «Чаша слез» / Прометей / депортация / Родина / народ / Said Chakhkiev / poem / hero / Ingush folklore / “The Cup of Tears” / Prometheus / deportation / Homeland / people

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Л.Я. Исламова

Данная статья посвящена исследованию проблемы взаимосвязи литературы и фольклора в драматической поэме Саида Чахкиева «Чаша слез». В процессе анализа отмечается, что в поэме значительное место занимает не только устное народное творчество, но и сложный исторический путь ингушского народа 40-х годов ХХ века. Описывая судьбу народа в контексте времени, поэт ставит задачу «власть и народ», «человек и история», «добро и зло». Установлено, что поэт опирается на традиции национального фольклора. Среди литературных произведений у Чахкиева немало тех, которые созданы на основе ингушского фольклора. В различных драматических произведениях он показывает геройство, мужество, стойкость и непокорность ингушского народа. Среди этих произведений важное место занимает поэма «Чаша слез». Фольклорно-мифологические формы в художественных произведениях содействуют новаторскому решению всяких идейно-эстетических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN LITERATURE AND FOLKLORE IN SAID CHAKHKIEV’S DRAMA “THE CUP OF TEARS”

The article studies a problem of relationship between literature and folklore in Said Chakhkiev’s dramatic poem “The Cup of Tears”. In the process of analysis, it is noted that in the poem, not only oral folk art occupies a significant place, but also the complex historical path of the Ingush people of the 40s of the twentieth century. Describing the fate of the people in the context of time, the poet sets the topics of “power and people”, “man and history”, “good and evil”. It is established that the poet relies on the traditions of national folklore. Among Chakhkiev’s literary works there are many that are based on Ingush folklore. In various drama works, he shows heroism, courage, steadfastness and disobedience of the Ingush people. Among these works, the poem “The Cup of Tears” occupies an important place. Folklore and mythological forms in works of art contribute to the innovative solution of all ideological and aesthetic problems.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА В ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ САИДА ЧАХКИЕВА «ЧАША СЛЕЗ»»

Библиографический список

1. Костоев А. На сборник стихов М. Ахильгова «Дуне дааоаш» - «Живите долго и счастливо». Ореховое дерево. Москва, 2007.

2. Мартазанова Х.М. Яндиев Хамарзий Джамалда. Х1анзара г1алг1ай литература. Нальчик, 2009; Т. 1.

3. Русаков ГВ. Слово о поэте. Переводчик об авторе (Геннадий Русаков о творчестве Саида Чахкиева). Сердало. 2006; 1 марта, № 7 (9716).

4. Русская литература ХХ века. 11 класс. Москва, 2003; Ч. 1.

5. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Москва, 1977.

6. Ужахова РК. Поэтическое творчество Саида Чахкиева. Поэзия и современность. Грозный, 1989.

7. Шогенцуков А.О. Избранные произведения: в 2 т. Москва, 1981; Т. 2.

8. Чахкиев С.И. Суть. Стихотворения, поэмы, басни, притчи, посвящения. Нальчик, 2008.

9. Чахкиев С.И. У изголовья земли. Стихи, басни, поэмы. Грозный, 1983.

References

1. Kostoev A. Na sbornik stihov M. Ahil'gova «Dune daaoash» - «Zhivite dolgo i schastlivo». Orehovoe derevo. Moskva, 2007.

2. Martazanova H.M. Yandiev Hamarzij Dzhamalda. H1anzara g1alg1aj literatura. Nal'chik, 2009; T. 1.

3. Rusakov G.V. Slovo o po'ete. Perevodchik ob avtore (Gennadij Rusakov o tvorchestve Saida Chahkieva). Serdalo. 2006; 1 marta, № 7 (9716).

4. Russkaya literatura HH veka. 11 klass. Moskva, 2003; Ch. 1.

5. Tynyanov Yu.N. Po'etika. Istoriya literatury. Kino. Moskva, 1977.

6. Uzhahova R.K. Po'eticheskoe tvorchestvo Saida Chahkieva. Po'eziya isovremennost'. Groznyj, 1989.

7. Shogencukov A.O. Izbrannye proizvedeniya: v 2 t. Moskva, 1981; T. 2.

8. Chahkiev S.I. Sut'. Stihotvoreniya, po'emy, basni, pritchi, posvyascheniya. Nal'chik, 2008.

9. Chahkiev S.I. U izgolov'ya zemli. Stihi, basni, po'emy. Groznyj, 1983.

Статья поступила в редакцию 28.07.22

УДК 821.351.43

Islamova L.Ya., postgraduate, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: islamova.lyuba@mail.ru

THE RELATIONSHIP BETWEEN LITERATURE AND FOLKLORE IN SAID CHAKHKIEV'S DRAMA "THE CUP OF TEARS". The article studies a problem of relationship between literature and folklore in Said Chakhkiev's dramatic poem "The Cup of Tears". In the process of analysis, it is noted that in the poem, not only oral folk art occupies a significant place, but also the complex historical path of the Ingush people of the 40s of the twentieth century. Describing the fate of the people in the context of time, the poet sets the topics of "power and people", "man and history", "good and evil". It is established that the poet relies on the traditions of national folklore. Among Chakhkiev's literary works there are many that are based on Ingush folklore. In various drama works, he shows heroism, courage, steadfastness and disobedience of the Ingush people. Among these works, the poem "The Cup of Tears" occupies an important place. Folklore and mythological forms in works of art contribute to the innovative solution of all ideological and aesthetic problems.

Key words: Said Chakhkiev, poem, hero, Ingush folklore, "The Cup of Tears", Prometheus, deportation, Homeland, people.

Л.Я. Исламова, аспирант, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: islamova.lyuba@mail.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА В ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ САИДА ЧАХКИЕВА «ЧАША СЛЕЗ»

Данная статья посвящена исследованию проблемы взаимосвязи литературы и фольклора в драматической поэме Саида Чахкиева «Чаша слез». В процессе анализа отмечается, что в поэме значительное место занимает не только устное народное творчество, но и сложный исторический путь ингушского народа 40-х годов ХХ века. Описывая судьбу народа в контексте времени, поэт ставит задачу «власть и народ», «человек и история», «добро и зло». Установлено, что поэт опирается на традиции национального фольклора. Среди литературных произведений у Чахкиева немало тех, которые созданы на основе ингушского фольклора. В различных драматических произведениях он показывает геройство, мужество, стойкость и непокорность ингушского народа. Среди этих произведений важное место занимает поэма «Чаша слез». Фольклорно-мифологические формы в художественных произведениях содействуют новаторскому решению всяких идейно-эстетических задач.

Ключевые слова: Саид Чахкиев, поэма, герой, ингушский фольклор, «Чаша слез», Прометей, депортация, Родина, народ.

Актуальность статьи обусловлена тем, что в ингушской литературе недостаточно исследована взаимосвязь литературы и фольклора в драматической поэме известного ингушского поэта и писателя Саида Чахкиева «Чаша слез».

Основной целью статьи является анализ взаимосвязи литературы и фольклора в драматической поэме писателя «Чаша слез».

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: провести анализ жанровых особенностей драматической поэмы; определить особенности композиции данного произведения.

Научная новизна исследования заключается в переосмыслении наследия ингушского писателя и поэта Саида Чахкиева и, в частности, его произведений, в которых просматривается взаимосвязь и переплетение литературы и фольклора.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы, приводимые в работе, представляют интерес в плане изучения ингушской литературы.

Практическая ценность состоит в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий по ингушской литературе.

Как можно судить по наследию и отзывам современников [1-9], Саид Чахкиев - писатель разноплановый. Ему по силам все виды и роды литературы - эпос, лирика, драма (в широком смысле). Исключением не является и поэма «Чаша слез», созданная на основе мифической легенды «Семь сыновей вьюги», в которой прослеживается и сложный исторический путь родного народа. Отчетливо просматривается тема насильственной депортации ингушей 40-х годов ХХ века, которая принесла немало утрат, горя и унижений всему народу. По утверждению М.А. Матиева, это гимн, посвященный настоящим мужчинам: «Бесспорно, поэма «Чаша слез» против тоталитарного режима. Многие считают, что нужно забыть

про режим, ибо это в прошлом. Об этом нужно говорить, чтобы в будущем подобное не повторилось. Нужно восхвалять настоящих мужчин, чтить, воспевать их, дабы в будущем поколении вырастали такие же достойные герои...» [6, с. 129].

Главная идея заключается в том, что люди издревле боролись за социальную справедливость, свободу и жизнь. Ради этого им приходится состязаться и побеждать врагов в неравных боях. Сущность поэмы состоит в том, что при любых обстоятельствах, в горе и в радости человек должен быть со своим народом. И таким героем, который приносит себя в жертву ради спасения своего народа, ради улучшения жизни людей на земле, является Кюрюко, сын Сослана. Лейтмотивом произведения является то, что в ингушском народе всегда были, есть и будут отважные, мужественные люди, готовые отдать свою жизнь ради народа, Родины. «С самого начала произведения видно, что автор черпает все самое лучшее из устного народного творчества. Помимо того, что он внес непосредственно лучшие, прекрасные жемчужины ингушского фольклора, автор, скрупулезно подправляя их, находя для них лучшее место, украсил, выстроил, расширил свою поэму» [6, с. 127] (перевод наш - Л. И.).

При создании поэмы «Чаша слез» («Б1аргий хихбиззакад») Саид Чахкиев основывается на предании «Семь сыновей вьюги», где главным героем является Кюрюко (Къуркъа). В чем же заключается сюжет данной легенды, и кто такой Кюрюко в ингушской мифологии? Он - борец за справедливость. «Куракъа - означающий с ингушского "Сын гордости" [8, с. 41], - человек, который живет ради других, он похищает у Ткъа овец, тростник и воду для людей, чьи интересы считал выше своих. В этом ему помогают семеро сыновей Ткъа и Дарза-нана, которых Кюрюко обманул, обещав женить их на красавицах. Разгневанный Ткъа железными цепями приковал Кюрюко к горной скале, где ежедневно по его приказу прилетал орел и клевал печень. А своих сыновей Ткъа в наказание превратил в

созвездие Большой Медведицы и подбросил к небу, жене велел вечно стеречь прикованного героя за то, что родила ему непослушных наследников.

Поэма «Чаша слез» схожа и с греческим мифом о Прометее, где показывается отважная борьба бесстрашного героя против народных угнетателей. По утверждению РК. Ужаховай, «схожесть сюжета знаменитого произведения Эсхила и поэмы С. Чахкиева не говорит о заимствовании содержания, а означает однозначность двух легенд, созданных двумя народами - греческим и ингушским - на одну и ту же тему» [5, с. 41]. Данное суждение подтверждается и Е.И. Крупновым: «И сейчас я вновь со всей категоричностью хотел бы подчеркнуть свой главный тезис о том, что героический нартский эпос - это результат самобытного (а не заимствованного) творчества сугубо местных кавказских племен, носителей родственных языков, развившихся на основе древнего и единого кавказского субстрата» [4, с. 19-20].

Существуют эсхиловская и гесиодская легенды о Прометее. А.М. Евлоева пишет: «У Гесиода Прометей - представитель третьего поколения богов, потомок титана Япета и океаниды Клименты. Выступает он в роли фольклорного «обманщика», которому на какое-то время удается провести Зевса» [2, с. 34]. А у Эсхила Прометей - титан, сын Фемиды, который знает будущее от матери. Когда Зевс задумал уничтожить человеческий род ради создания нового, Прометей спас их, украв у Зевса огонь для людей. Страдания его были тяжки, но он мужественно выносил мучения, ибо истинная любовь к людям закаляла его. Как отмечает Л.Х. Танкиева, «помимо того, что герой Саида Чахкиева Кюрюко похож на Прометея, он своими делами и поступками близок к грузинскому эпическому герою Амирани, черкесскому длиннобородому Саусэрыко и абхазскому Абрикиду. По преданиям все эти герои жертвовали собой ради своего народа. Для улучшения жизни людей они крадут огонь, воду, камыш и овец у языческого бога и заселяют ими землю, за что их и наказывает Села» [7, с. 100].

Поэма «Чаша слез» состоит из трех частей, каждая из которых делится на четыре картины. Композиция произведения последовательная и четкая. Анализируя трагедию Саида Чахкиева, литературный критик А. Костоев пишет: «Простой и богатый, подлинно народный язык, изящный, музыкальный белый стих, переходящий в благозвучную прозу, четкая композиция, умело построенная фабула -все подчинено пафосу произведения, его художественной идее, его внутреннему смыслу» [3, с. 279]. Поэма поражает своей краткостью и глубоким смыслом. Она написана на чистом ингушском языке, что придает ей особенный стиль.

Главными героями драмы являются нарт Кюрюко, его отец Сослан, Села -бог грома и молнии, и Фурки - жена Селы. В начале картины мы видим голую, лишенную растительности землю, вокруг которой только песок, ветер и зной. Безусловно, природа выполняет четко выраженную роль в композиции произведения, действуя согласно поступкам и поведению людей. Через описание природы автор показывает внутреннее состояние героев. Если в начале поэмы земля «бесплодна и пуста, земля лежала, в сумраке седея... Земля, земля... Жарой обожжена, она лежала в тягостном молчанье» [9, с. 280], то уже в конце произведения наблюдаем, как на глазах преображаются пейзажи: обновленная живая земля, вокруг пышно расцветает вся зелень, «люди сажают деревья, поливают саженцы. Вдали видны стада. Слышатся птичьи голоса» [9, с. 334]. Все безмерно счастливы.

Анализируя произведение с самых первых страниц, мы приходим к выводу, что Кюрюко - ярый противник насилия, зла и угнетения. Согласно суждению, «хотел как лучше, а получилось как всегда»: в слепой ярости против жертвоприношений молодыми людьми Селе, он убивает старика Тоха - сторонника Селы, чем сильно огорчает своего отца. Кюрюко: «Я победил.»; Сослан: «И вместо одного - два трупа стало. Хороша победа!» - в голосе Сослана слышится ирония. В силу своего возраста и жизненного опыта он против бунта и насилия. Он надеется решить все трудности смирением и покорностью. И если Сослан вначале безнадежно роптал, то когда Кюрюке, узнав, что Сослан собирается к Селе, недоумевает, поскольку знает, что отец всегда был покорен Селе, Сослан отвечает: Вот-вот, покорен. А теперь спрошу: «За что ты нас наказываешь, Села? Зачем так сердце мучаешь? Оно И так копьем отчаянья пробито. ... Зачем, скажи?...» Я объясню ему. [9, с. 293].

На скале стоит коленопреклоненный Сослан. Села, наконец, удостаивает его своим появлением. Для того чтобы жизнь как-то улучшилась, люди обязаны приносить человеческие жертвы Селе. Но от этого их жизнь не улучшается. И вот забота о людях, безграничная любовь к народу и заставляет Сослана унижаться перед Селой ценой собственного достоинства и самоуважения. Когда он приходит в восьмой раз, Села «внимает» его молитвам.

Непростую задачу поставил перед ним Села, но Сослан не дрогнул и покорно принялся выполнять задание. Когда чаша стала полной, и слезы почти наполнили ее края, Села в гневе повелел остановиться вечному светилу, и слезы

Библиографический список

старика сохли на лету не касаясь чаши. За всю свою жизнь он впервые колеблется духом, не зная, что делать. Люди не оставляют его одного со своей бедой и готовы вместе с ним наполнить чашу слезами. Но тот отказывается от помощи. От чрезмерных усилий Сослан слепнет, а из его глаз вместе со слезами льются капли крови. Когда чаша наконец наполнена, и Сослан отправляется к Селе, навстречу ему идет Фурки и ударом посоха разбивает чашу От отчаяния Сослан превращается в камень.

В произведении автор сопоставляет двух героев: героя-мученика (Сослан) и героя-бунтаря (Кюрюко). В отличие от своего отца, спасение народа Кюрюко видит только в борьбе. Он твердо убежден, что слезами, мольбой и по-корством горю не помочь. Поэтому берет на себя смелость, первым преодолев все предрассудки, страх и боязнь быть побежденным, совершить героический поступок - отправиться к Селе. Но не для того, чтобы унижаться, просить, а чтобы отобрать у него то, что принадлежит его народу А если надо, герой неимоверного мужества, силы духа, движимый любовью к своему народу готов и умереть в неравной схватке, ибо, идя на верную смерть, им двигала единственная мысль: «А что же будет с моим народом?» [9, с. 40]. Зная, что путь нелегкий и считая себя более готовым к испытаниям, чем кто-либо, он делает первый шаг и говорит: «Но начинать кому-то надо?..». Путь к цели неблизок. Через буран и темень, по скальным тропам едва бредет Кюрюко. Даже в эту трудную минуту его мысли только о народе. На мгновение Кюрюко сожалеет, что ушел прежде, чем был брошен жребий, тревожат мысли о том, что скажут люди, а когда узнают, что его нет - посчитают трусом. Очутившись на привале, он замечает всю красоту вокруг: синюю траву, яблоневые сады, стада овец, а также хрустальный звон прозрачных вод и пенье птиц. При виде этих изяществ Кюрюко восклицает: «Такая жизнь нужна отныне людям». Не раздумывая, он начинает сбрасывать на землю саженцы деревьев, овец, а также открывает дорогу воде. Неожиданно перед ним появляется Села и, как и со всеми, высокомерно и пренебрежительно к нему обращается:

А ты, дружок, не слишком говорлив.

Оно неплохо. Только для приличья

хотя бы мог хозяина спросить,

здоров ли он и рад ли видеть гостя.

Скажи, дружок: ты что здесь натворил? [9, с. 332].

Кюрюко, не дрогнув, гордо отвечает: «Лишь то, что мог». За свою прямоту, правду и смелость герой расплачивается сполна. Страшный гнев Селы обрушивается на него в полной мере. Села приковывает его железными цепями к скале, куда каждый день должен прилетать орел и пожирать его печень. А люди, которые вначале считали его трусом, чуть ли не предателем, осознают, что Кюрюко и есть народный герой, и восхваляют его в песне.

Л.Х. Танкиева пишет: «На основе старинных ингушских песен Саид Чахкиев создает собственное сочинение небывалой красоты» [7, с. 102] (перевод наш -Л. И.). Действительно, поэт сочинил потрясающую песню с необыкновенным эмоциональным выражением духа своего народа.

Сравнивая стезю двух героев, мы приходим к выводу, что путь, выбранный Кюрюко, самый верный. Это прослеживается на протяжении всего сюжета, а в конце произведения, когда, несмотря на свою беспомощность и великие страдания, он думает не о себе, а о благополучии людей, это и вовсе становится очевидным.

Основным мотивом поэмы С. Чахкиева «Чаша слез» можно считать сострадание, готовность людей жертвовать собой ради других, борьба против гнета и жестокости, а также восстановление справедливости. По утверждению И.А. Дахкильгова, между героем Кюрюко и революционерами, боровшими за советскую власть, есть некая связь: «И то, что поэт посвятил свою поэму «Чаша слез» отцам, отдавшим свои жизни в борьбе за новую советскую власть, имеет свой особенный смысл. Наш мифологический герой Кюрюко, который похож на Прометея, также готов, не жалея, отдать свою жизнь, свободу и душу ради светлого будущего людей, ради блага народа понести суровое наказание. В поэме четко видна параллель между этим фольклорным героем и революционерами» [1, с. 10] (перевод наш - Л. И). На наш взгляд, судьба Кюрюко в поэме «является свидетельством того, что человек должен быть мужественным настолько, чтобы суметь принять самые немыслимые удары судьбы как естественную неизбежность, неминуемую закономерность» [5, с. 52].

Таким образом, анализ жанрово-композиционных особенностей драматической поэмы «Чаша слез» позволил сделать вывод о том, что произведение написано на мифологической основе, это своеобразное, индивидуальное и самостоятельное художественное произведение Саида Чахкиева. Утверждая мысль о том, что судьба ингушского народа на протяжении веков была нелегкой, автор в ней раскрыл немало вечных тем, таких как тема света и тьмы, жизни и смерти, отцов и детей, социальной справедливости, долга, любви, свободы и многих других, которые актуальны и по сей день.

1. Дахкильгов И.А. Поэт - ший заман викал. Предисловие к сборнику «Лаьттан г1оега» (Стихаши поэмаши). Грозный, 1981.

2. Евлоева А.М. О драматической поэме Саида Чахкиева «Чаша слез». Ученые записки. Серия: Филология. Магас, 2008; Выпуск 1: 34.

3. Костоев А.У. О «Чаше слез». Саид «Суть». Нальчик, 2008.

4. Крупнов Е.И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа. СНЭНК. Москва, 1969.

5. Мартазанова Х.М. Человек в трагических испытаниях эпохи в романе Ахмеда Бокова «Узкие ворота». Ученые записки. Серия: Филология. Магас, 2008; Выпуск 1.

6. Mатиев MA Гимн настоящим мужчинам (О поэме Саида Чахкиева «Чаша слез»). Вестник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева. Mагас, 2018; № 2: 126 - 130.

7. Танкиева Л.Х. Чахкиев Идриса Са1ид. Х1анзара г1алг1ай литература (Современная ингушская литература): в 4 т. Нальчик, 2011; Т. 2: 69 - 166.

8. Ужахова РК. Поэтическое творчество Саида Чахкиева. Поэзия и современность. Грозный, 1989: 28-50.

9. Чахкиев С. Суть: Стихотворения, поэмы, басни, притчи, посвящения. Нальчик: Издательство M. и В. Котляровых, 2008.

10. Яндиева M^. Ингушское сопротивление: Ахмед Хучбаров в контексте времени. Назрань. Mосква, 2004.

References

1. Dahkil'gov I.A. Po'et - shij zaman vikal. Predislovie k sborniku «Latten glovga» (Stihashipo'emashi). Groznyj, 1981.

2. Evloeva A.M. O dramaticheskoj po'eme Saida Chahkieva «Chasha slez». Uchenyezapiski. Seriya: Filologiya. Magas, 2008; Vypusk 1: 34.

3. Kostoev A.U. O «Chashe slez». Said «Sut». Nal'chik, 2008.

4. Krupnov E.I. O vremeni formirovaniya osnovnogo yadra nartskogo 'eposa u narodov Kavkaza. SN'ENK. Moskva, 1969.

5. Martazanova H.M. Chelovek v tragicheskih ispytaniyah epohi v romane Ahmeda Bokova «Uzkie vorota». Uchenye zapiski. Seriya: Filologiya. Magas, 2008; Vypusk 1.

6. Matiev M.A. Gimn nastoyaschim muzhchinam (O po'eme Saida Chahkieva «Chasha slez»). Vestnik Ingushskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta gumanitarnyh nauk im. Ch.'E. Ahrieva. Magas, 2018; № 2: 126 - 130.

7. Tankieva L.H. Chahkiev Idrisa Salid. Hlanzara glalglaj literatura (Sovremennaya ingushskaya literatura): v 4 t. Nal'chik, 2011; T. 2: 69 - 166.

8. Uzhahova R.K. Po'eticheskoe tvorchestvo Saida Chahkieva. Po'eziya isovremennost. Groznyj, 1989: 28-50.

9. Chahkiev S. Sut': Stihotvoreniya, po'emy, basni, pritchi, posvyascheniya. Nal'chik: Izdatel'stvo M. i V. Kotlyarovyh, 2008.

10. Yandieva M.D. Ingushskoe soprotivlenie: Ahmed Huchbarov v kontekste vremeni. Nazran'. Moskva, 2004.

Статья поступила в редакцию 28.07.22

УДК 81:42

Prigarina N.K., Doctor of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Professor, Department of Linguistics, Volgograd State Social and Pedagogical university

(Volgograd, Russia), E-mail: prigarina99@mail.ru

SOCIAL PERCEPTION OF THE IMAGE OF A RUSSIAN TEACHER IN MODERN MEDIA DISCOURSE. The article analyzes the social perception of the image of a Russian teacher in modern media discourse. Social perception is understood as the perception and evaluation of social objects by people: other people, themselves, groups, social communities. To study the social perception of the image of the Russian teacher, its media interpretations are investigated, the trends of transformations in the perception of the image of the teacher in the public mind are established, and their causes are determined. The material for the analysis was media texts with the tags "teacher", teaching", posted on news Internet portals from January 1, 2022 to July 15, 2022. It is concluded that the social perception of the image of a teacher, formed by modern media discourse, is characterized by the destruction of negative social stereotypes of previous years, an understanding of the special role of a teacher, and the actualization of the increased importance of the teaching profession in society.

Key words: social perception, media discourse, media text, image of teacher, teacher.

Н.К. Пригарина, д-р филол. наук, доц., проф., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград,

E-mail: prigarina99@mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ ОБРАЗА РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

В статье анализируется социальная перцепция образа российского учителя в современном медиадискурсе. Социальная перцепция понимается как восприятие и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей. Для изучения социальной перцепции образа российского учителя исследованы его медийные трактовки, установлены тенденции трансформаций восприятия образа учителя в общественном сознании и определены их причины. Материалом для анализа послужили медиатексты с тегами «учитель», учительство», размещенные на новостных интернет-порталах с 1 января 2022 г. по 15 июля 2022 г. Сделаны выводы, что социальная перцепция образа учителя, сформированная современным медиадискурсом, характеризуется разрушением негативных социальных стереотипов прежних лет, пониманием особой роли учителя, актуализацией повышенной значимости профессии учителя в социуме.

Ключевые слова: социальная перцепция, медиадискурс, медиатекст, образ учителя, учитель.

Вопросы образования очень важны для российского общества, поэтому различные аспекты профессиональной деятельности учителя регулярно отражаются в современном медиадискурсе. Современный медиадискурс создает образ российского учителя, определяет его имидж, заставляет задуматься о его социальной миссии и отражает реальное отношение к нему в обществе.

Статья посвящена анализу социальной перцепции образа российского учителя в современном медиадискурсе.

Объект исследования - образ российского учителя как члена социума.

Предмет исследования - социальная перцепция образа российского учителя, формируемая современным медиадискурсом.

Материалом для анализа послужили 230 медиатекстов с тегами «учитель», учительство», размещенных на новостных интернет-порталах с 1 января по 15 июля 2022 года [I, II, III].

Актуальность исследования обусловлена повышенным научным и общественным интересом к особенностям репрезентации образа российского учителя в СМИ, необходимостью теоретического осмысления и научного описания социальной перцепции образа учителя, формируемой современным медиадискур-сом, важностью определения тенденций и причин трансформации восприятия этого образа в общественном сознании.

Цель исследования - анализ особенностей социальной перцепции образа учителя в современном медиадискурсе.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы исследования социальной перцепции образа российского учителя в современном медиадискурсе, изучив научную литературу по теме исследования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) выявить на новостных интернет-порталах медиатексты с тегами «учитель», «учительство», отражающие социальную перцепцию образа российского учителя в современном медиадискурсе;

3) произвести анализ медийных трактовок образа учителя, установить особенности социальной перцепции образа российского учителя в современном ме-диадискурсе, дать им характеристику.

Методы исследования. Поставленные задачи и специфика материала обусловили использование описательного метода, позволившего произвести наблюдения, интерпретацию и обобщение материала, и метода коммуникативно-прагматического анализа, обеспечившего выявление и отбор медиатекстов, формирующих социальную перцепцию образа российского учителя в современном медиадискурсе.

Научная новизна исследования состоит в рассмотрении особенностей репрезентации образа российского учителя в современных СМИ с позиций последних достижений медиалингвистики: в установлении тенденций и причин трансформации восприятия образа учителя в общественном сознании, в обосновании обусловленности социальной перцепции образа российского учителя содержанием совокупности современных медиатекстов.

Теоретическая значимость работы определяется расширением и углублением теоретических сведений об особенностях репрезентации образа учителя в современных СМИ и его социальной перцепции, формируемой медиадискурсом, а также созданием предпосылок для дальнейшего изучения тенденций и причин трансформации представлений об учителе и учительстве в общественном сознании.

Практическая ценность исследования состоит в том, что его выводы могут быть полезны специалистам в области теории коммуникации, теории дискур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.