Научная статья на тему 'КАПИТОН ЧАХКИЕВ: ПИСАТЕЛЬ, МЫСЛИТЕЛЬ, ГУМАНИСТ'

КАПИТОН ЧАХКИЕВ: ПИСАТЕЛЬ, МЫСЛИТЕЛЬ, ГУМАНИСТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
492
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / художественный мир / жанр / проблематика / конфликт / герой / художественное осмысление / национальная проза / личность писателя / структура текста / творческая индивидуальность / Капитон Чахкиев / analysis / artistic world / genre / subject matter of work / plot / problems / conflict / hero / artistic comprehension / national prose / personality of writer / text structure / creative personality / KapitonChakhkiev

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А М. Мартазанов, Х М. Мартазанова

Данная статья – первая из цикла исследований, посвященных художественному наследию Капитона Чахкиева, сыгравшему важную роль в истории ингушской литературы. Актуальность темы бесспорна, так как при определенной изученности творчества писателя вопросы жанрово-стилевых особенностей до сих пор остаются открытыми. В ходе исследования отмечается, что формирование творческой индивидуальности художника слова приходится на 30 – 50-е годы ХХ века; в личной и литературной судьбе К. Чахкиева отразились трагические реалии эпохи – раскулачивание, депортация, испытание ГУЛАГом. Творчество К. Чахкиева характеризуется широтой жанрово-стилевого и идейно-тематического диапазона, многообразием проблем, решаемых в социально-психологическом и нравственно-философском аспектах. Анализ сосредоточен на прозе писателя, хотя жанровый диапазон классического наследия его намного шире: оно представлено поэзией и публицистикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAPITON CHAKHKIEV: WRITER, THINKER, HUMANIST

The article is the first in a series of studies about the artistic heritage of Kapiton Chakhkiev, which played an important role in the history of Ingush literature. The relevance of the topic is indisputable, since with a certain study of the writer’s work, the issues of genre and style features still remain open. The study notes that the formation of the creative individuality of the artist of the word was on the 30-50s of the twentieth century; the personal and literary fate of K. Chakhkiev is reflected in the tragic realities of the era – dispossession of kulaks, deportation, trial by the GULAG. The creativity of K. Chakhkiev is characterized by the breadth of the genre-style and ideological-thematic range, the variety of problems solved in the socio-psychological and moral-philosophical aspects. The analysis focuses on the writer’s prose, although the genre range of its classical heritage is much wider: it is represented by poetry and journalism.

Текст научной работы на тему «КАПИТОН ЧАХКИЕВ: ПИСАТЕЛЬ, МЫСЛИТЕЛЬ, ГУМАНИСТ»

Библиографический список

1. Гуляев Н.А. Теория литературы. Москва, 1977.

2. Дахкильгов И.А., Мартазанова Х.М. Национальная литература. Ингуши. Народы и культуры. Москва. Наука, 2013.

3. Мартазанова Х.М. Ингушская проза ХХвека: национально-художественные истоки, жанровая специфика, поэтика. Автореферат ... доктора филологических наук. Махачкала, 2017.

4. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учебник. Москва, 2008.

5. Ужахова РК Поэтическое творчество Саида Чахкиева. Поэзия и современность. Грозный, 1989.

6. Чахкиев С. У изголовья: Стихи, басни, поэмы. Грозный, 1983.

7. Чахкиев С. Суть: Стихотворения, поэмы, басни, притчи, посвящения. Нальчик, 2008.

References

1. Gulyaev N.A. Teoriya literatury. Moskva, 1977.

2. Dahkil'gov I.A., Martazanova H.M. Nacional'naya literatura. Ingushi. Narody ikultury. Moskva. Nauka, 2013.

3. Martazanova H.M. Ingushskaya proza ХХ veka: nacional'no-hudozhestvennye istoki, zhanrovaya specifika, po'etika. Avtoreferat 2017.

4. Nikolina N.A. Filologicheskij analiz teksta: uchebnik. Moskva, 2008.

5. Uzhahova R.K. Po'eticheskoe tvorchestvo Saida Chahkieva. Po'eziya i sovremennost'. Groznyj, 1989.

6. Chahkiev S. U izgolov'ya: Stihi, basni, po'emy. Groznyj, 1983.

7. Chahkiev S. Sut': Stihotvoreniya, po'emy, basni, pritchi, posvyascheniya. Nal'chik, 2008.

doktora filologicheskih nauk. Mahachkala,

Статья поступила в реакцию 24.01.21

УДК 811

Martazanov A.M., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: [email protected]

Martazanova Kh.M., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: [email protected]

KAPITON CHAKHKIEV: WRITER, THINKER, HUMANIST. The article is the first in a series of studies about the artistic heritage of Kapiton Chakhkiev, which played an important role in the history of Ingush literature. The relevance of the topic is indisputable, since with a certain study of the writer's work, the issues of genre and style features still remain open. The study notes that the formation of the creative individuality of the artist of the word was on the 30-50s of the twentieth century; the personal and literary fate of K. Chakhkiev is reflected in the tragic realities of the era - dispossession of kulaks, deportation, trial by the GULAG. The creativity of K. Chakhkiev is characterized by the breadth of the genre-style and ideological-thematic range, the variety of problems solved in the socio-psychological and moral-philosophical aspects. The analysis focuses on the writer's prose, although the genre range of its classical heritage is much wider: it is represented by poetry and journalism.

Key words: analysis, artistic world, genre, subject matter of work, plot, problems, conflict, hero, artistic comprehension, national prose, personality of writer, text structure, creative personality, KapitonChakhkiev.

А.М. Мартазанов, д-р филол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: [email protected]

Х.М. Мартазанова, д-р филол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: [email protected]

КАПИТОН ЧАХКИЕВ: ПИСАТЕЛЬ, МЫСЛИТЕЛЬ, ГУМАНИСТ

Данная статья - первая из цикла исследований, посвященных художественному наследию Капитона Чахкиева, сыгравшему важную роль в истории ингушской литературы. Актуальность темы бесспорна, так как при определенной изученности творчества писателя вопросы жанрово-стилевых особенностей до сих пор остаются открытыми. В ходе исследования отмечается, что формирование творческой индивидуальности художника слова приходится на 30 - 50-е годы ХХ века; в личной и литературной судьбе К. Чахкиева отразились трагические реалии эпохи - раскулачивание, депортация, испытание ГУЛАГом. Творчество К. Чахкиева характеризуется широтой жанрово-стилевого и идейно-тематического диапазона, многообразием проблем, решаемых в социально-психологическом и нравственно-философском аспектах. Анализ сосредоточен на прозе писателя, хотя жанровый диапазон классического наследия его намного шире: оно представлено поэзией и публицистикой.

Ключевые слова: анализ, художественный мир, жанр, проблематика, конфликт, герой, художественное осмысление, национальная проза, личность писателя, структура текста, творческая индивидуальность, Капитон Чахкиев.

У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности. Эти слова Э. Фромав полной мере могут быть отнесены к Капитону Чахкиеву, одной из ярких творческих индивидуальностей, оставившего значительный след в художественно-интеллектуальном наследии ингушского народа. Ему предначертано было жить и творить в «расстрельную» эпоху, в век революций, кровавых войн, неоправданных репрессий. В век, когда попирались честь и достоинство не только отдельно взятой личности, но и целых народов. На его судьбу пришлись раскулачивание (в 1935 году семья была выслана в Среднюю Азию) и депортация (в феврале 1944 года ингуши тотально были выселены в Казахстан). Из тринадцати лет ссылки Капитон Чахкиев шесть лет провел в застенках ГУЛАГа, в условиях кромешного ада, но не поддался растлению, выстоял под мощным политическим и физическим прессингом тоталитарной системы, «вышел» из горнила ада окрепшим духом, хотя здоровье его было основательно подорвано [1 - 11].

Свое жизненное кредо человека и художника он воспринимал как высокое служение родному народу. И вся недолгая жизнь поэта была тому доказательством.

Писатель вызывает интерес и как человек с ярко выраженной гражданской позицией патриота, гуманиста, и как творческая личность, создавшая нетленное художественное наследие в традициях русской классической литературы и национального фольклора. Истинный сын народа, Капитон Чахкиев писал о народе, в

защиту его, ибо прекрасно понимал великую силу слова в формировании духовного мира человека, его личностных качеств, морально-нравственных, эстетических, психологических и мировоззренческих основ характера.

Художник с неповторимым индивидуальным восприятием мира, Капитон Чахкиев, наряду с неимоверным трудолюбием, природным даром и безмерной любовью к родной земле, был наделен удивительным тактом, совестливостью, внутренней культурой, порядочностью и честностью в плане личном и профессиональном, обостренным чувством долга и ответственности. Всем своим творчеством поэт утверждал нравственность как высшую Правду жизни, воспевал человека труда, человека-творца и свою задачу видел в том, чтобы ориентировать общество на духовные ценности предков, предостерегал от «материализации духа»:

Поэт не ищет шелка и ковры, Не бережет себя от трудностей, Он живет не ради серебра и злата. Равенство среди людей он ищет.

Он всегда трудится на благо людей, Его сердце стучит для людей, Он идет по земле без страха,

Все, что у него есть, он отдает народу (здесь и далее перевод - ХМ.) [9, с. 64].

К. Чахкиев рано приобщается к литературной деятельности. Как поэт он заявил о себе в конце 30-х годов публикацией в газете «Сердало» стихотворения «Ц1е эскар» («Красная армия», 1937). Поэт-отрок прославляет Красную армию, что стоит на страже первого в мире социалистического государства, воспевает партию, политику, проводимую ею, братство народов, утверждает мысль о незыблемости ленинских идей. Незрелое в художественном плане, оно сыграло определенную роль в становлении и самоопределении творческой индивидуальности Капитона Чахкиева, равно как и стихотворения, написанные до 1944 года.

Творческая активизация Капитона Чахкиева приходится на репрессивные 1944 - 1957 годы, когда в результате тотальной депортации народ был объявлен «вне закона», т.е. «политически неблагонадежным» [5, с. 352], а национальная государственность упразднена.

Однако в обстановке духовного и физического порабощения, не допускавшей самой мысли о творчестве, Капитон Чахкиев продолжал заниматься литературной деятельностью не «благодаря», а «вопреки», став исключением из правил, потому как истинный талант нельзя уничтожить. Художник и мыслитель, объявленный вне закона, он жил и творил в естественном движении времени, понимая, что зло не может быть вечным. Мир держится на Добре, излучая Свет, Истину, Красоту, Справедливость, и его победа возможна при условии неустанного творческого труда. И потому неудивительно, что в 1957 году, возвратившись на родину, Капитон Чахкиев «привез мешки своих рукописей», созданных в условиях политической несвободы. С этого периода начинается новый в качественном и количественном плане отсчет в творчестве поэта. Его произведения публикуются как на страницах республиканских газет «Сердало» («Свет») и «Ленина никъ» («Путь Ленина»), так и в коллективных сборниках «Даьхе» («Родина»), «Молодые сердца», «Репертуарни сборник». Стихи поэта, многие из которых написаны в русле фольклорных традиций с сатирическим уклоном, звучат на радио. Мыслитель и гуманист, он идет в ногу со временем, оттачивая свое художественное мастерство, вбирая нравственный опыт эпохи и народа. Его творчество отличает обостренное чувство современности, поиск новых изобразительно-выразительных средств и форм воспроизведения действительности, ориентация на традиции отечественной и национальной художественной мысли.

К. Чахкиева не был избалован вниманием критиков. После смерти поэта появилось несколько откликов Алихана Костоева на его творчество: этюд «Капитон Чахкиев» (июль, 1965 г.) на русском языке и «Заман теш» («Свидетель времени», октябрь 1966 г.) на ингушском языке. Он был лично знаком с ним, часто бывал у художника слова в гостях. А. Костоев пишет: «Первые статьи о жизни и творчестве К. Чахкиева написаны мной, часть моей дипломной работы в Литературном институте им. А.М. Горького (1965) посвящена творчеству К. Чахкиева. В разные годы я подготовил и провел о К. Чахкиеве несколько передач по Чечено-Ингушскому телевидению и радио, написал и опубликовал (альманах «Утро гор», газеты «Сердало, «Ленинский путь», книга «Свидетель времени») несколько статей о различных аспектах творчества К. Чахкиева» [6, с. 497].

По свидетельству критика, он «более тридцати лет занимался исследованием, систематизацией, публикацией огромного и многообразного литературного наследия Капитона Чахкиева, работая непосредственно с подлинниками (автографами)». По утверждению А. Костоева, «в мае 1984 года по поручению секретаря Чечено-Ингушского обкома КПСС З.А. Яндиевой (в соответствии с просьбой семьи К. Чахкиева) он в течение полумесяца производил разборку, инвентаризацию рукописей (подлинников) К. Чахкиева в доме у его родного брата и наследника - Юсупа Чахкиева. ... В литературном наследии К. Чахкиева имеются 40 авт. л. художественно и идейно полноценных произведений (24 - 25 авт. л. прозы и 1 6 - 16 авт. л. поэзии)» [6, с. 497].

Капитону Чахкиеву был дан не только творческий дар, но и неуемное трудолюбие, страсть к познанию мира во всем его богатстве и многообразии. Писатель и мыслитель, он в равной мере интересовался как достижениями мирового художественно-интеллектуального опыта, так и всем, что связано с национальными истоками: языком, литературой, культурой (в широком смысле), фольклором, этнографией родного народа. Полученные знания позволили Капитону Чахкиеву «увидеть» фонетические особенности ингушского языка и доказать, что «существенной и характернейшей особенностью фонетики ингушского языка является долгота и краткость гласных, а ударность и безударность их играют в ритмообра-зовании лишь сопутствующую роль» [4, с. 337]. Подтверждением тому служит лирика самого поэта, которой присуща высокая мелодичность и благозвучие, что достигается знанием фонетических особенностей родного языка. Малхсаннахоза я хьо, Даьхе, Хьа й1овхало тха дог ловзо. Хьояцзизаехлепа раьг1е, -Хозъяьйхьотхакулгийнизо. Как солнце, красива ты, Родина, Твое тепло согревает нам сердца. Ты не долина, пестреющая цветами, Сила рук наших тебя преобразила.

Зарождение романного жанра в ингушской литературе также связано с именем Капитона Чахкиева: в 1957 году он обращается к созданию произведения большой эпической формы - романа «Моакхазалоамаш» («Кремневые горы»). В статье «Три периода в истории чечено-ингушской литературы» (июль, 1962), анализируя в целом произведения национальных поэтов и прозаиков, А. Костоев,

связывая реалистический этап в истории национальной литературы с именем Капитона Чахкиева, пишет: «Если бы он ... оставил после себя лишь один свой роман «Кремневые горы» (кстати, первый роман в ингушской прозе), и то его имя являлось бы гордостью для чечено-ингушской литературы»[5, с. 355 - 356]. Долгое время считалось, что писатель, который ушел из жизни в самом расцвете творческих сил, не успел закончить свой грандиозный замысел, хотя, по утверждению А. Костоева, роман был завершен. Но и в неоконченном виде оно воспринимается как духовное завещание мыслителя и гуманиста потомкам, ибо создает «концептуальную картину мира, представляющую собой целостный субъективный образ объективной реальности» [1, с. 30]. Сегодняшний день многое из богатого художественного наследия писателя для нас навсегда утеряно: архив К. Чахкиева полностью уничтожен в ходе военных событий в г Грозном в 1994 году.

Произведения писателя, мастерство и новаторство которого проявилось в принципах художественного осмысления сложной в своей драматичности судьбы народа на разных этапах его истории, в обновлении жанровых форм, обогащении их средствами народного стиля, языка, следует рассматривать в двух плоскостях: содержательном (идейно-тематическом) и художественном. К примеру, в романе «Кремневые горы» с опорой на национальный фольклор и этнографию К. Чахкиев-реалист создал монументальную картину национальной жизни ингушей на рубеже XIX - ХХ веков в их многообразных связях с этномирами. При этом «временная организация художественной правды и организационная связь разных временных пучков в образе оказывается необходимым содержательным моментом, не только способом развертывания образного содержания, а и содержанием художественного образа, в котором время определяет не только его развертывание, но и «объемность» изображаемого» [2, с. 255].

Синтезируя разные временные периоды в единый узел, в сюжетный центр автор выдвигает многоплановый, цельный образ героя, характер которого формируется на стыке XIX и XX веков. «Плоть от плоти народа», он выступает воплощением черт национального характера ингушей. Посредством него писатель утверждает систему ценностных установок, содержащих национальное и общечеловеческое, ибо без ориентации на них невозможна духовно-нравственная эволюция общества. Xудожественная правда в романе выступает как «средство моделирования правды жизни и художественной идеи. Ориентируясь на правду жизни, писатель идет к образной концепции, а добиваясь истинности образной концепции, руководствуясь истинностью идей, он проникает в правду жизни» [2, с. 285].

В рассказе «Манаваьларкъана Гини шийустазах» («Почему Гини стал отступником своей веры»), осмысливая «великий перелом» в жизни народа, связанный с идеей коллективизации, К. Чахкиев создает художественно убедительный, правдивый образ эпохи, когда «и жизнь на слом, и все на слом» (А. Твардовский). Экспозиция рассказа подготавливает читателя к восприятию повествования, созданного на реалиях эпохи. Отталкиваясь от действительности, автор показывает общую психологическую атмосферу в ингушском обществе, течение жизни которого нарушено слухами о том, что «коммунисты хотят создать что-то, именуемое колхозами» [9, с. 108]. Более обеспеченная социальная прослойка - кулаки и духовенство, считая недопустимой саму мысль о коллективизации, распространяют слухи о том, что будет нарушен традиционный уклад жизни народа: «.люди будут питаться из одного котла, спать на одном матраце, укрываться одним одеялом. Все жители села, независимо от пола и возраста, будут жить (ночевать) и работать под одной крышей. Нравственно-этические ценности не будут иметь былой силы, отношения между мужчинами и женщинами будут носить непростительно свободный характер и т.д.)» [9, с. 108]. Бедняки (преобладающее большинство), которым и «терять» было нечего, идею коллективизации приняли безоговорочно.

Сюжет, «реальная цепь изображаемых движений» [3, с. 150], образная система рассказа созданы в соответствии с требованиями времени и «работают» на решение социально-психологического и нравственного конфликта, «обусловленного историческими и социальными причинами и выражающего идейно-эстетическую концепцию автора. . В столкновениях обнаруживают свои истинные свойства характеры персонажей» [8, с. 65], проявляющиеся на стадии завязки действия и реализующиеся в развитии сюжета. Так, завязка действия происходит в доме Кадир-муллы, равно как и начало конфликта. Здесь обсуждается вопрос о недопустимости создания колхоза. Высказывается мысль о том, что «события приобретают необратимый характер. Надо действовать быстро и слаженно, иначе неизвестно, что их ждет в будущем. Бомбы, изготовленные в Инглас (Англии -X.М), доставлены. Миссия гостей на этом закончена» [9, с. 110].

Все происходящее воспроизводится сквозь призму видения старого Гини. Он изначально не может понять, почему приглашен к мулле: ведь «он не из тех, кто лишний раз соберет людей без надобности, и человек не хлебосольный». Однако, войдя в комнату, Гини крайне удивлен: «стол ломился от обилия еды, а Кадир-мулла мирно беседовал с гостями. К трапезе приступили после взаимных приветствий, но гости и хозяин не очень усердствовали, чем вызвали у Гини мысль о том, что они до его прихода успели наесться». Смысл происходящего он осознал лишь после того, как «один из гостей вышел и вернулся с небольшой холщовой сумкой и вынул из него два одинаковых предмета черного цвета, вид которых вызвал у него тревогу: глаза его расширились, и он заерзал на месте» [9, с. 110].

Рассказ написан в ярко выраженном психологическом ключе. Стилевое единство, система средств и приемов произведения направлены на максимальное проникновение во внутренний мир героев. Особое внимание уделено старому Гини, который под давлением главы сельского духовенства Кадир-муллы должен совершить в «добровольно-принудительном порядке» убийство (и не одно): ему по жребию выпало подложить бомбу в здание школы, где в присутствии районного начальства, разъясняющего необходимость создания колхозов, проходит собрание жителей села. Автор показывает колоссальную внутреннюю борьбу героя, представления которого о жизни и своей роли в ней не согласуются с жестокостью и беззаконием. По своей морально-нравственной сути он не приемлет зло и насилие, в какой бы форме оно не проявлялось. И философия муллы, требующего «восстановления» социальной справедливости ценой массовых убийств людей - «каммонистов» и бедняков, их поддерживающих» [9, с. 113], своих односельчан, идет вразрез с психологической установкой героя. Поставив его в положение «возможного, предполагаемого, необходимого и долженствующего, писатель-реалист показывает, что есть и другие вариации проявления обязательного, как бы два измерения одного и того же объекта» [2, с. 208].

К. Чахкиев блестяще владеет мастерством композиции, тончайшим психологическим анализом. Особое внимание автора сосредоточено на душевных переживаниях героя, которого «приводит» в стан такого же обездоленного люда, ибо единственно верный путь выхода из социального тупика - «создание колхоза, в котором результаты коллективного труда будут общими, благодаря чему условия жизни людей улучшатся, они будут иметь одинаковый достаток во всем» [9, с. 115]. От мысли о том, что мог быть причиной смерти «таких же бедняков, как и он, думающих, как он», герой испытывает сильное душевное потрясение, но благодарен судьбе, что не совершил преступления. В создании рассказа автор «отправляется от жизни, от своих переживаний и убеждений. Жизненно-наглядные

Библиографический список

картины вызывают у художника процесс творческой кристаллизации, он творит как сама действительность, рассказывая жизнь» [2, с. 207]. Произведение вызывает интерес не только простотой и естественностью изображения реалий жизни, в которых определенную роль играет вымысел в качестве средства воспроизведения действительности, но и поэтикой воссоздания художественного мира.

Рассказ «Эстамаравахар» («Жизнь Эстамара»), в котором с особой силой звучит «голос» родины, посвящен теме переселения в Турцию. Современная писателю действительность изображена в произведениях малой эпической формы: «Баьтезоахалол» («Сватовство Бяты»), «Миштадехар Ма1е тоба» («Как изменил своей вере Маи»), «Гуйран сайре» («Осенний вечер»), «Зоахалол» («Сватовство»), «Саг йодаяритоами» («Похищение девушки и примирение»), «Улейг1аза таьлмехоаваьЭлмарза» («Как Элмарза по воле Улейги стал наседкой». Написанные в остро сатирическом ключе, они несут «исторически правдивый пафос отрицания изображаемой действительности» [7, с. 190].

В небольшом по объему произведении «Эг1аваьДударкъа» («Ненормальный Дударка») писатель обращается к истории народа, не столь отдаленной во временной дистанции (начало ХХ века), свидетельствующей об участии ингушей в русско-японской войне. О тесном взаимодействии ингушей с близкими и отдаленными этномирами повествует рассказ «Элбердадийцар» («Рассказ Элбер-да»).

Таким образом, в становлении и развитии ингушской литературы Капитону Чахкиеву, бесспорно, отводится значительное место. Яркая, многогранная личность, определившая собой время, он на собственной судьбе испытал драматизм своей эпохи. Писатель и мыслитель, Капитон Чахкиев создал многослойный художественный мир, в котором, осмысливая судьбу родного народа на трагических изломах его истории, утверждал вечные нравственно-философские критерии, определяющие сущность человека - долг, честь, достоинство.

1. Валеева Н.Г Национальная картина мира и перевод. Эпический текст: проблемы и перспективы изучения: Материалы XI Международной научной конференции. Пятигорск, 2008: 30 - 33.

2. Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы. Москва, 1967.

3. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: учебное пособие. Москва, 2003.

4. Костоев А.У. Капитон Чахкиев (этюд). Ореховое дерево. Москва, 2007: 334 - 339.

5. Костоев А.У. Три периода в истории чечено-ингушской литературы. Ореховое дерево. Москва, 2007.

6. Костоев А.У. Письмо в Управление по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Ореховое дерево. Москва, 2007: 496 - 499.

7. Поспелов Г.Н. Теория литературы: учебник для университетов. Москва, 1978.

8. Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие. Москва, 2005.

9. Чахкиев К. Сватовство Бяты. Рассказы, стихотворения, поэма. Грозный, 1989.

References

1. Valeeva N.G. Nacional'naya kartina mira i perevod. 'Epicheskij tekst: problemy i perspektivy izucheniya: Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Pyatigorsk, 2008: 30 - 33.

2. Gej N.K. Iskusstvo slova. O hudozhestvennosti literatury. Moskva, 1967.

3. Davydova T.T., Pronin V.A. Teoriya literatury: uchebnoe posobie. Moskva, 2003.

4. Kostoev A.U. Kapiton Chahkiev fetyud). Orehovoederevo. Moskva, 2007: 334 - 339.

5. Kostoev A.U. Tri perioda v istorii checheno-ingushskoj literatury. Orehovoe derevo. Moskva, 2007.

6. Kostoev A.U. Pis'mo v Upravlenie po delam izdatel'stv, poligrafii i knizhnoj torgovli. Orehovoe derevo. Moskva, 2007: 496 - 499.

7. Pospelov G.N. Teoriya literatury: uchebnik dlya universitetov. Moskva, 1978.

8. Fesenko 'E.Ya. Teoriya literatury: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.

9. Chahkiev K. Svatovstvo Byaty. Rasskazy, stihotvoreniya, po'ema. Groznyj, 1989.

Статья поступила в редакцию 24.01.21

УДК 821.161.1: 785

Petrova S.A., Cand. of Sciences (Philology), Leningrad State University named by A.S. Pushkin, Pushkin Leningrad State University

(St. Petersburg, Pushkin, Russia), E-mail: [email protected]

THE IMAGE OF A LYRICAL HERO IN ROCK POETRY V.R. TSOI. The article discusses the problem of compiling a generalized image of a lyrical hero in the lyrics of Viktor Tsoi. The idea is justified that the lyrical hero is a generalized image of a person facing a long external choice. The article addresses the topic of the duality of choice, the complexity of worldview and alienation from public opinion and the benefits of civilization. The purpose of the work is to create a generalized portrait of a lyrical hero on the material of the lyrics of the album "Blood Group". The author focuses on the complexity of the feelings that overwhelmed the lyrical hero during the choice, as well as addressing the interlocutor in search of support. Based on the analysis of the lyrics of the group with the name "Kino", as well as the attraction of additional sources, the author concludes that the lyrical hero is in a state of uncertainty and choice. The author manages to give a generalized characteristic of the lyrical hero on the material of seven lyrics by Viktor Tsoi. The study can be continued by analyzing the four songs of the album "Blood Group", in which the lyrical hero decides to take a step towards fate.

Key words: Russian rock, lyrical hero, "Kino" band, album "Blood Type / Group", composition, Viktor Tsoi, explicit and implicit image of lyrical hero.

С.А. Петрова, канд. филол. наук, ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Санкт-Петербург,

Пушкин, E-mail: [email protected]

ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В РОК-ПОЭЗИИ В.Р. ЦОЯ

Статья посвящена исследованию актуальной философской проблемы поиска смысла жизни на материале текстов русской рок-группы «Кино». В статье рассматривается проблема недостаточной изученности рок-поэзии как целостного явления, в частности составления подробного обобщенного образа лирического героя на материале текстов песен лидера рок-группы «Кино» Виктора Цоя. На материале текстов песен альбома «Группа крови» автор воссоздает обобщенный образ эксплицитного и имплицитного субъекта. Результатом исследования послужил анализ песен группы с яркими примерами, доказывающи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.