Научная статья на тему 'ИНГУШСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА «БЕРД» ИБРАГИМА ДАХКИЛЬГОВА)'

ИНГУШСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА «БЕРД» ИБРАГИМА ДАХКИЛЬГОВА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
397
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / художественный мир / жанр / тематика произведения / сюжет / проблематика / конфликт / герой / художественное осмысление / национальная проза / личность писателя / структура текста / творческая индивидуальность / analysis / artistic world / genre / subject of the work / plot / problems / conflict / hero / artistic comprehension / national prose / personality of the writer / text structure / creative individuality

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Х.Х. Даурбекова, М.Р. Бекова

В данной статье освещается проблема формирования жанра исторического романа в национальной литературе, становление и развитие которого приходится на 60 – 70-е годы ХХ века. Отмечается, что для эпических полотен, воссоздающих прошлое ингушского народа, характерно богатство тематики и разнообразие осмысляемых проблем; обращение к судьбоносным фрагментам истории продиктовано стремлением соотнести прошлое с настоящим и, тем самым, предугадать будущее. Исследование темы строится на анализе романа И.А. Дахкильгова «Берд», в котором с опорой на национальный фольклор, аккумулировавшем в себе нравственно-этический и эстетический опыт народа, создана широкая панорама национальной жизни, отдаленная значительной (Х) временной дистанцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL NOVEL (BASED ON THE NOVEL “BERD” BY IBRAGIM DAKHKILGOV)

The article highlights the problem of the formation of the genre of the historical novel in national literature, the formation and development of which falls on the 60-70s of the twentieth century. It is noted that for the epic canvases, recreating the past of the Ingush people, the richness of the subject matter and the variety of the conceptualized problems are characteristic; the appeal to fateful fragments of history is dictated by the desire to correlate the past with the present, and thereby predict the future. The study of the topic is based on the analysis of Dakhkilgov’s novel “Berd”, which with regard to national folklore accumulated the moral, ethical and aesthetic experience of the people. It contains a wide panorama of national life was created, distant by a significant (X) time distance.

Текст научной работы на тему «ИНГУШСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА «БЕРД» ИБРАГИМА ДАХКИЛЬГОВА)»

Библиографический список

1. Ахмедов М. Поэт и Родина. Махачкала, 2007.

2. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. Москва, 1986.

3. Героические песни и баллады аварцев. Тексты, переводы, комментарии А.А. Ахлакова. Под редакцией акад. Г Г. Гамзатова. Махачкала, 2003.

4. Юсупова Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии (1955 - 1990). Махачкала, 2000.

5. Аминева В.Р Баллада как синтетический жанр: особенности функционирования в современном национальном историко-литературном процессе. Available at: https://cyberleninka.ru/

6. Пивкина Е.В. Жанр баллады в современной поэзии: проблема трансформации жанровых форм. Available at: https://cyberleninka.ru/ References

1. Ahmedov M. Po'et i Rodina. Mahachkala, 2007.

2. Bahtin M.M. Literaturno-kriticheskie stat'i. Moskva, 1986.

3. Geroicheskie pesni i ballady avarcev. Teksty, perevody, kommentariiA.A. Ahlakova. Pod redakciej akad. G.G. Gamzatova. Mahachkala, 2003.

4. Yusupova Ch.S. Tri desyatiletiya avarskojpo'ezii (1955 - 1990). Mahachkala, 2000.

5. Amineva V.R. Ballada kak sinteticheskij zhanr: osobennosti funkcionirovaniya v sovremennom nacional'nom istoriko-literaturnom processe. Available at: https://cyberleninka.ru/

6. Pivkina E.V. Zhanr ballady v sovremennoj po'ezii: problema transformaciizhanrovyh form. Available at: https://cyberleninka.ru/

Статья поступила в редакцию 30.01.21

УДК 82

Daurbekova Kh.Kh, teaching assistant, Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: dhyadi@mail.ru

Bekova M.R., senior teacher, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: madina.bekowa@yandex.ru

HISTORICAL NOVEL (BASED ON THE NOVEL "BERD" BY IBRAGIM DAKHKILGOV). The article highlights the problem of the formation of the genre of the historical novel in national literature, the formation and development of which falls on the 60-70s of the twentieth century. It is noted that for the epic canvases, recreating the past of the Ingush people, the richness of the subject matter and the variety of the conceptualized problems are characteristic; the appeal to fateful fragments of history is dictated by the desire to correlate the past with the present, and thereby predict the future. The study of the topic is based on the analysis of Dakhkilgov's novel "Berd", which with regard to national folklore accumulated the moral, ethical and aesthetic experience of the people. It contains a wide panorama of national life was created, distant by a significant (X) time distance.

Key words: analysis, artistic world, genre, subject of the work, plot, problems, conflict, hero, artistic comprehension, national prose, personality of the writer, text structure, creative individuality.

Х.Х. Даурбекова, асс., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: dhyadi@mail.ru

М.Р. Бекова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: madina.bekowa@yandex.ru

ИНГУШСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН

(НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА «БЕРД» ИБРАГИМА ДАХКИЛЬГОВА)

В данной статье освещается проблема формирования жанра исторического романа в национальной литературе, становление и развитие которого приходится на 60 - 70-е годы ХХ века. Отмечается, что для эпических полотен, воссоздающих прошлое ингушского народа, характерно богатство тематики и разнообразие осмысляемых проблем; обращение к судьбоносным фрагментам истории продиктовано стремлением соотнести прошлое с настоящим и, тем самым, предугадать будущее. Исследование темы строится на анализе романа И.А. Дахкильгова «Берд», в котором с опорой на национальный фольклор, аккумулировавшем в себе нравственно-этический и эстетический опыт народа, создана широкая панорама национальной жизни, отдаленная значительной (Х) временной дистанцией.

Ключевые слова: анализ, художественный мир, жанр, тематика произведения, сюжет, проблематика, конфликт, герой, художественное осмысление, национальная проза, личность писателя, структура текста, творческая индивидуальность.

Проблема становления жанровой системы в литературах остается одной из важнейших проблем литературоведческой науки, о чем свидетельствуют дискуссии, продолжающиеся на протяжении всего ХХ и XXI веков. Данной проблеме посвящены исследования зарубежных и отечественных теоретиков: М.М. Бахтина, С.Г. Бочарова, Н. Буало, Г Гегеля, Б.В. Томашевского, Н.Т. Рымаря, В.И. Чичерова и других. Особый акцент теоретиками делается на жанрово-видо-вой системе романа [1 - 15].

Национальными учеными в изучении данной проблемы особый акцент делается на такой «сложной, самобытной форме эпики», как исторический роман, рассматривается «его роль в становлении и развитии региональной литературы в контексте общего литературного процесса 60-х - 70-х годов в теоретическом аспекте» [15, с. 6]. Зачинателем жанра, сущность которого в «художественном освоении конкретной эпохи, ее исторически неповторимого облика, колорита» [6, с. 63], считается Вальтер Скотт. В его произведениях, написанных им в разные годы, - «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» (1814), «Роб Рой» (1817), «Айвенго» (1819), «Квентин Дорвард» (1823) - синтезированы черты романтических и реалистических направлений.

В 30-е годы XIX века к осмыслению исторического пути народа обращаются М.Н. Загоскин («Юрий Милославский, или Русские в 1612 г.», 1830) и И.И. Лажечников («Ледяной дом», 1835). Однако писателем, с реалистических позиций осмыслившим национальную историю конца XVIII века, явился А.С. Пушкин, «России первая любовь», автор «Капитанской дочки» (1836), жанровая природа которого воспринимается неоднозначно: роман или повесть? По утверждению многих исследователей, Пушкин в изображении "русской старины" [14] опирается на традиции «шотландского чародея» Вальтера Скотта.

Как отмечает Магомедов А.Ш., Пушкин «выступил не подражателем, но продолжателем и новатором, создав (на соревновательной почве) совершенно оригинальное произведение, заложившее основы русского национально-истори-

ческого романа» [9]. Думается, что жанр «Капитанской дочки» все же можно определить как роман, ибо в нем «показываются судьбы и внутренний мир героев в их многосторонних связях с внешним миром - обществом, средой» [2], более того, воссоздается один из судьбоносных эпизодов в истории русского народа - революция под предводительством Емельяна Пугачева. Событийное начало, в основе которого лежит судьба нации, воссоздается «целостно, многосюжетно, много-геройно» [1], выдвигая на передний план проблемы долга, чести и достоинства.

Традиции великого Пушкина были продолжены Н.В. Гоголем («Тарас Буль-ба», 1835), А.К. Толстым («Князь Серебряный», 1863), в которых в процессе изображения судьбы народа ярко выражено индивидуально-авторское мировоззрение. Художественному опыту А.С. Пушкина следуют Л.Н. Толстой в создании эпопеи «Война и мир» (1869), ГП. Данилевский «Мирович» (1879), «Княжна Тараканова» (1883), «Сожжённая Москва» (1886).

Национальные литературы, по утверждению А.Х. Мусукаевой, проходят «первые этапы» становления в период 20-х годов ХХ века [13, с. 7], хотя собственно художественные традиции у многих народов Кавказа зародились еще в литературно-просветительской деятельности Ч. Ахриева, А. Базоркина, А.-Г. Долгиева, А. Кешева, У. Лаудаева, А. Ногмова, К. Хетагурова и др.

Однако дальнейшее развитие жанровых форм в ингушской литературе связано с творчеством И. Базоркина, О. Мурзабекова, В.-Г Джабагиева. В произведениях А.-Г Гойгова - рассказах, очерках, повестях - обнаруживаются черты романного мышления. Также «к осмыслению эпохальных событий, приведших к кардинальным изменениям в жизни народа - революции и гражданской войны» [10, с. 136] - обращаются Т. Беков, З. Мальсагов, Ш. Ахушков и многие другие.

Их творческая деятельность, равно как и представителей 30-х - 40-х годов: Х. Осмиева, Б. Зязикова, И. Базоркина, Дж. Яндиева и других, явилась основой для формирования романного жанра в ингушской литературе, которая приходится на 60-е годы ХХ века. Изображая прошлое народа, писатели акцентировали

внимание на переломных этапах в жизни народа - революции и гражданской войне, что явилось поводом для определения такого жанра, как «историко-революционный роман». Но, как отмечает Л.П. Егорова, этот тип романа, «занявший большое место в литературах Северного Кавказа 1950 - начала 1980-х гг, в наши дни также нуждается в переакцентуации» [6, с. 172]. С утверждением ученого трудно не согласиться, ибо определения «историко-революционный роман», раскрывающего суть понятия, в справочной литературе нет В настоящее время события периода революции и гражданской войны приобрели характер исторических повествований, созданных на основе «исторических судеб наций и национальных культур как прогрессивных начал духовного наследия народов» [15, с. 11].

Конец 50-х - начало 60-х гг ХХ века - «качественно новый этап в развитии ингушской литературы. Общественно-политические и духовные изменения, произошедшие в жизни ингушского народа после депортации и репрессий сталинизма, оказали существенное влияние и на литературу За этот период не было создано ни одного художественного произведения, так как писатели были лишены возможности заниматься творчеством» [5, с. 383].

«Национальной гордостью, по определению И.А. Дахкильгова, стала литература 60-х - 80-х годов. Ингушская литература обогатилась значительными, крупными полотнами, повестями и романами. Она воистину стала во весь свой рост и уже на равных шла в ряду литератур народов Кавказа» [3, с. 56]. В эти годы, считающиеся «периодом расцвета исторической прозы» [15, с. 9], выявляется, как отмечает Х.М. Мартазанова, «формирование жанра, «способного обретать различные модификации и синтезироваться с другими видами не только эпоса, но и лирики», изображающий судьбы и внутренний мир героев в их многосторонних связях с внешним миром - обществом, средой» [10, с. 135].

Создание больших эпических полотен - «Из тьмы веков» Идриса Базор-кина, «Сыновья Беки» Ахмета Бокова, «Золотые столбы», «Волчьи ночи» Саи-да Чахкиева, «Трудный перевал» Магомед-Саида Плиева и др. - объясняется стремлением «проанализировать поворотные, решающие этапы в судьбе народа с целью решить сложные проблемы современности, предопределить будущее» [8]. В романе «Волчьи ночи» Саида Чахкиева (1969) переплетаются эпохальные темы революции и гражданской войны. В центре повествования находится семья Тоха Шагриева - мудрого, уважаемого старца, изображаемая в контексте сложного исторического времени Гражданской войны, когда ингушский народ встал на защиту родной земли. В жесточайших схватках с армией Деникина они проявили высочайшее мужество и отвагу. Чахкиев воссоздает детальную картину борьбы народа с «движением белых» в 1919 году, акцентируя внимание на проблемах чести и достоинства как в плане личном, так и национальном.

Роман «Берд» И. Дахкильгова посвящен осмыслению жизни ингушей в более ранний промежуток истории: автор повествует о событиях в жизни народа, происходивших в древности - спустя 100 лет после нашествия Тимура Хромого. При этом во всей полноте воссоздаются быт, народа, его обычаи, традиции, психология, давая читателю возможность восстановить хронологию борьбы, в которой проявляется его свободолюбивый характер и независимость.

В жанровом плане «Берд» задумывался как роман-дилогия, в котором формирование личности героя прослеживалось на протяжении длительного отрезка времени. При этом особое внимание уделялось изображению семейных устоев, общества, нравам и обычаям.

Герой Берд, воплощавший в себе нравственно-этический идеал автора, сталкивается с добром и злом, и каждый раз делает выбор в пользу добра, ибо

Библиографический список

на нем держится жизнь, оно - двигатель общественного прогресса. Не по годам умный, наблюдательный, он обладает высоким осознанием своей роли и жизненного предназначения. Примером в его поведенческой линии для него является дед, глава семьи Даьда, наблюдая за которым он вбирает в себя гибкость ума, находчивость, оптимизм, учится быть чутким, отзывчивым, наблюдательным. Он учит Берда, равно и других своих внуков, понимать сложный мир людей и природы, соблюдать традиции народа, ориентироваться в вопросах мироустройства.

Иерархичный институт семьи, изображенный в романе талантливым писателем, выдерживает все испытания на прочность. Автор показывает, что преодолеть зло семья Берда смогла благодаря единству, сплоченности, трудолюбию. Немалая заслуга в этом принадлежит Берду, который, несмотря на отроческий возраст (ему всего 15 лет), наравне с взрослыми вступил в смертельную схватку с врагами. Герой воплощает в себе лучшие черты национального характера ингушей: мужество, отвагу, силу воли, жизнестойкость, умение ориентироваться в сложной, казавшейся безвыходной ситуации. Как показывает Дахкильгов, он не мог быть иным, ибо «изначально выбрал дорогу чести, долга, достоинства и справедливости, что сопряжено с большими трудностями, с неустанной борьбой» [11, с. 55].

Значимым в структуре художественного дискурса является образ Даьды, «с первых шагов заявленный мощно, жизненно правдиво» [11, с. 56]. Это персонаж, в высшей степени наделенный мудростью, которую черпал из духовной почвы народа. Он обладает такими качествами, как прозорливость, острота ума, решительность. Однако важной чертой его характера является трудолюбие. К примеру: «Дика я г1ала, эшаш я из.Бакъда, йоккхаг1а, ч1оаг1аг1а г1ала я хьаьнала бола нах цхьабартболашхилар. - Башня - хорошее дело, она нужна. Однако самая большая и сильная башня - это единение трудолюбивых людей» (перевод наш - Х.Д) [4, с. 310]. Именно он становится духовным наставником для детей и внуков. Благодаря «зоркости» его ума семья с достоинством преодолевает трудности, которых на их пути было немало. Идею построить башню выдвигает он, так как понимает, что это единственный в сложившихся условиях способ защитить родных и близких. Организующая и направляющая роль в процессе принадлежит Дяду: собирает камни для постройки башни, заготавливает древесину, осматривает местность. В нем воплощает автор нравственно-философские и этико-эстетические представления о добре и зле, жизни и смерти, любви к родной земле.

Думается, в романе автор создал собирательный образ, воплощающий лучшие черты ингушского национального характера. И.А. Дахкильгову в полной мере удалось передать колорит и дух эпохи, отдаленной большой временной дистанцией, выдвинув в сюжетный центр семью Дяды, при этом внимание автора сосредоточивается на образе Берда. Произведение содержит богатый этнографический и гносеологический материал. На высоком художественном уровне осмысливается национальная история, насыщенная сложными перипетиями и коллизиями.

Таким образом, становление ингушского исторического романа, характеризующегося богатством тематики и разнообразием осмысляемых проблем, приходится на 60-е годы ХХ века. В изображении исторической судьбы своего народа, представленной многослойно, многопланово, писатели опираются на богатейший пласт устно-поэтического наследия, являющегося духовно-нравственным ориентиром для многогранной образной системы произведений, созданных в русле реалистических тенденций.

1. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя. Полное cобрaние сочинений. Москва, 1953; Т. 1.

2. Давыдова Т.Т., Пронин ВА Теориялитерaтyры: учебное пособие. Москва, Логос, 2003.

3. Дахкильгов ИА Боль и гордость моя - роднaя Ингyшетия. Нальчик. 2007.

4. Дахкильгов ИА Нaьнaче: ромaн, дyвцaрaш: Родинa: роман, рассказ. Магас, 2012.

5. Дахкильгов ИА, Мартазанова ХМ. Нaционaльнaялитерaтyрa. Ингуши. Москва: Наука, 2014: 378 - 389.

6. Егорова Л.П. Историко-революционный роман на Северном Кавказе (аспект функционирования в «большом времени»). Гyмaнитaрные и юридические uccледовaнuя. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017.

7. Егорова О.Н. Лингвоспецифика исторического романа. ВестникВятГУ. 2016.

8. Кушхова Л. "Вершины не спят" в контексте северокавказского историко-революционного романа. Hay№ и современность. 2020: № 5-1: 245 - 250.

9. Магомедов У.Ш. Роман A.C Пушкина "Капитанская дочка" в отношении к поэтике исторического повествования в произведениях европейских романтиков. Вестник Московского yниверcитетa. Серия 9: Филология. 2009; № 1.

10. Мартазанова ХМ. "Роман "Из тьмы веков" Идриса Базоркина в контексте ингушской романистики 60-х годов XX века". - Россия: литерaтyрные переклички эпох: межрегиональный ежегодный сборник научных трудов. Москва, 2019.

11. Мартазанова ХМ. Xудожественное наследие ИА Дахкильгова. Роман "Берд". Kaв^зоведение: история и современность: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию ИА Дахкильгова, 2017.

12. Мартазанова ХМ. Ингyшcкaя прозп в контексте XXвекв. Aвтореферат диссертации ... доктора филологических наук, Махачкала, 2017.

13. Мусукаева A.X. Северокaвкaзcкuй ромвн. Xyдожеcтвеннaя и этнокyльтyрнaя типология. Aвтореферат ... доктора филологических наук. Москва, 1993.

14. Пыпин A.K Историярyccкойлuтерaтyры. 2004; Т. 4.

15. Яндиева М.Д. Ингyшcкuе смыслы в xyдожеcтвенно-uнтеллектyaльном нacледuu XX œxa. Магас: Издательство «Сердало», 2007. References

1. Belinskij V.G. O russkoj povesti i povestyah Gogolya. Polnoe sobranie sochinenij. Moskva, 1953; T. 1.

2. Davydova T.T., Pronin V.A. Teoriya literatury: uchebnoe posobie. Moskva, Logos, 2003.

3. Dahkil'gov I.A. Bol' i gordost' moya - rodnaya Ingushetiya. Nal'chik. 2007.

4. Dahkil'gov I.A. Na'nache: roman, duvcarash: Rodina: roman, rasskaz. Magas, 2012.

5. Dahkil'gov I.A., Martazanova H.M. Nacional'naya literatura. Ingushi. Moskva: Nauka, 2014: 378 - 389.

6. Egorova L.P. Istoriko-revolyucionnyj roman na Severnom Kavkaze (aspekt funkcionirovaniya v «bol'shom vremeni»). Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya. Stavropol': Severo-Kavkazskij federal'nyj universitet, 2017.

7. Egorova O.N. Lingvospecifika istoricheskogo romana. Vestnik VyatGU. 2016.

8. Kushhova L. "Vershiny ne spyat" v kontekste severokavkazskogo istoriko-revolyucionnogo romana. Nauka i sovremennost'. 2020: № 5-1: 245 - 250.

9. Magomedov U.Sh. Roman A.S. Pushkina "Kapitanskaya dochka" v otnoshenii k po'etike istoricheskogo povestvovaniya v proizvedeniyah evropejskih romantikov. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 9: Filologiya. 2009; № 1.

10. Martazanova H.M. "Roman "Iz t'my vekov" Idrisa Bazorkina v kontekste ingushskoj romanistiki 60-h godov ХХ veka". Kavkaz - Rossiya: literaturnye pereklichki 'epoh: mezhregional'nyj ezhegodnyj sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2019.

11. Martazanova H.M. Hudozhestvennoe nasledie I.A. Dahkil'gova. Roman "Berd". Kavkazovedenie: istoriya i sovremennost': materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyaschennoj 80-letiyu I.A. Dahkil'gova, 2017.

12. Martazanova H.M. Ingushskaya proza v kontekste ХХ veka. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk, Mahachkala, 2017.

13. Musukaeva A.H. Severokavkazskijroman. Hudozhestvennaya i 'etnokul'turnaya tipologiya. Avtoreferat ... doktora filologicheskih nauk. Moskva, 1993.

14. Pypin A.N. Istoriya russkojliteratury. 2004; T. 4.

15. Yandieva M.D. Ingushskie smysly v hudozhestvenno-intellekiual'nom naslediiХХ veka. Magas: Izdatel'stvo «Serdalo», 2007.

Статья поступила в редакцию 30.01.21

УДК 81: 82-7 (575.2) (043.3)

Zulpukarov K.Z., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Russian and Comparative Linguistics, Faculty of Russian Philology,

Osh State University (Osh, Kyrgystan), E-mail: zulpukarov48@mail.ru

Sabiralieva Z.M., senior teacher, Department of Methods of Teaching Russian Language and Literature, Faculty of Russian Philology,

Osh State University (Osh, Kyrgystan), E-mail: zamira_100177@mail.ru

ON THE QUESTION OF TEXT TYPOLOGY AS A COGNITIVE SPEECH WORK. The article discusses problems of text theory. The relevance of her topic lies in the lack of coordination and consistency of the general provisions of the theory of text in linguistics, in the need to synthesize its ideas, principles and methods from a single linguistic position. The article aims to consider the general theory and the main features of the text as an integral mental-speech formation and, on their basis, propose a new and more motivated definition of it. The research is based on the techniques of the integral-descriptive method. The novelty of the results obtained in the article lies in the fact that for the first time the structure of the linguistics of the text is clearly and comprehensively presented in it, its general properties are highlighted, respectively, the most complete definition of the text is formulated, its new classification is developed and implemented, the role of the linguistic personality in the production and perception of the text is shown. The results are essential for the theory and practice of linguistics and can be used in various courses of language disciplines at the philological faculties of the republic's universities. The ideas and principles introduced in the study can serve as a basis for a versatile and integral typological study of the text, for a complete presentation of its logical-semantic, compositional-constructive, communicative-speech, cognitive-linguistic, pragmatic and other properties.

Key words: text, text theory, text linguistics, cognitive speech work, text features, principles of text classification, discourse, text pragmatics.

К.З. Зулпукаров, д-р филол. наук, проф., Ошский государственный университет, г. Ош, E-mail: zulpukarov48@mail.ru

З.М. Сабиралиева, ст. преп., Ошский государственный университет, г. Ош, E-mail: zamira_100177@mail.ru

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ТЕКСТА

КАК КОГНИТИВНО-РЕЧЕВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Статья посвящена обсуждению проблематики теории текста. Актуальность ее темы состоит в недостаточной скоординированности и согласованности общих положений теории текста в языкознании, в необходимости синтеза ее идей, принципов и методов с единой лингвистической позиции. Статья ставит своей целью рассмотреть общую теорию и основные признаки текста как целостного ментально-речевого образования и на их основе предложить новое и более мотивированное его определение. Исследование базируется на приемах интегрально-описательного метода. Новизна заключается в том, что в работе впервые четко представлена структура лингвистики текста, выделены общие его свойства, соответственно, сформулировано наиболее полное определение текста, разработана и осуществлена его новая классификация, показана роль языковой личности в производстве и восприятии текста. Эти результаты существенны для теории и практики языкознания и могут быть использованы в различных курсах языковых дисциплин на филологических факультетах вузов республики. Идеи и принципы, внедренные в исследовании, могут послужить базой для разностороннего и интегрально-типологического изучения текста, полного представления его логико-семантических, композиционно-конструктивных, коммуникативно-речевых, когнитивно-языковых, прагматических и других свойств.

Ключевые слова: текст, теория текста, лингвистика текста, когнитивно-речевое произведение, признаки текста, принципы классификации текста, дискурс, прагматика текста.

Теория текста является сравнительно новой отраслью языкознания. Она оформилась как научная дисциплина во второй половине ХХ века и, возникнув на пересечении текстологии, лингвистики текста, поэтики, риторики, прагматики, семиотики и герменевтики, приобрела собственный онтологический статус. Основной объект ее изучения - вербальный текст, обладающий двумя главными свойствами - связностью и цельностью.

Теория текста рассматривает свой объект в нескольких аспектах. В соответствии с этим разграничиваются:

- лингвистика текста;

- типология текста;

- грамматика (или синтаксис) текста;

- текстообразование (текстовая дериватология);

- стилистика текста;

- семантика текста;

- прагматика текста;

- семиотика текста и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известно, что в языкознании термины «теория текста», «текстоведение» и «текстология» нередко используются как взаимозаменяемые названия (Е.Е. Ани-симова [1, с. 3 - 4], В.И. Кодухов [2, с. 117 - 121], С.Дж. Мусаев [3, с. 503 - 505; 4, с. 185], Г.А. Мадмарова [5, с. 11 - 17] и др.). В этом аспекте анализируются все лингвистические проблемы, связанные с текстом: общая теория текста, ее методологические основы, методы и приемы, принципы и категории.

Текст - коммуникативная единица, состоящая из лексико-грамматических средств и ментально-когнитивных элементов. Текст охватывает не только языковые уровни, но и логико-семантические, композиционно-конструктивные, когнитивные, коммуникативные, этнокультурные, социальные и другие начала. Поэтому теорию текста называют интегральной или интегрирующей отраслью науки о языке [1, с. 156; 6, с. 3 - 7].

Если взять за основу описания текста принцип «от простого - к сложному», «снизу - вверх», то простое предложение как коммуникативная единица входит в более сложную единицу - ложное предложение, а сложное предложение входит в более сложное коммуникативно-речевое образование. Эту целостность обеспечивает единство темы, содержания, композиции, стиля, средств связи (союзы, частицы, местоимения, вводные слова, порядок слов, фигуры) и др. признаки. Поэтому аналогично термину «словообразование» неслучайно предлагаются термины «текстообразование» или «текстовая дериватология» [7, с. 5 - 138]. С этой точки зрения текст определяется как речевое произведение и результат речевого действия.

Актуальность проблемы, цель и методы исследования. Несмотря на то, что многие аспекты теории текста основательно изучены языковедами, недостаточно освещенными остаются некоторые свойства его объекта, что является причиной отсутствия полного определения текста и постановки цели - разработать исчерпывающе целостную его модель на основе интегрально-описательного и сравнительно-сопоставительного методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.