Научная статья на тему 'Ингушская историческая повесть: И. М. Базоркин «Призыв», Б. Х. Зязиков «Именем республики»'

Ингушская историческая повесть: И. М. Базоркин «Призыв», Б. Х. Зязиков «Именем республики» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
594
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ингушская повесть / тематика / жанр / сюжет / проблематика / конфликт / персонаж / осмысление / мир произведения / личность писателя / И. Базоркин / Б. Зязиков / исторический факт / художественный вымысел / историзм. / Ingush story / themes / genre / plot / problems / conflict / character / comprehension / world of the work / personality of the writer / I. Bazorkin / B. Zyazikov / historical fact / fiction / historicism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А М. Мартазанов, Х М. Мартазанова

Статья посвящена проблеме формирования ингушской исторической повести, исследуемой на материале произведений И.М. Базоркина «Призыв» и Б.Х. Зязикова «Именем республики», в которых на художественном уровне воссоздана ингушская действительность периода гражданской войны в Ингушетии. В процессе анализа основное внимание сосредоточивается на жанрово-стилевых особенностях, проблематике, пафосе, художественном конфликте, образной системе произведений. Отмечается, что зарождение повести как эпического жанра относится к средине 20-х годов ХХ века в творчестве А.-Г.С. Гойгова; дальнейшее развитие получает в конце 50-х-начале 60-х годов в прозе И. Базоркина и Б. Зязикова; художественной мир произведений строится на синтезе исторического факта и художественного вымысла; к изображению судьбоносных для народа событий писатель подходит с позиций подлинного реализма, выдвигая на передний план проблему социальной справедливости и свободы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INGUSH HISTORICAL STORY: “THE CALL” BY I. M. BAZORKIN, “IN THE NAME OF THE REPUBLIC” BY B. H. ZYAZIKOV

The article studies problem of the formation of the Ingush historical novel, which is studied on the basis of I.M. Bazorkin’s novel “The Call” and B.Kh. Zyazikov’s novel “In the Name of the Republic”, in which the Ingush reality of the period of the civil war in Ingushetia was recreated on an artistic level. In the process of analyzing works, the main focus is on genre-style features, problems, pathos, artistic conflict, the figurative system. It is noted that the origin of the story as an epic genre belongs to the mid-20s of the twentieth century in the work of A.-G. S. Goygov; further developed in the late 50s and early 60s in the prose of I. Bazorkin and B. Zyazikov; the artistic world of works is based on a synthesis of historical fact and artistic fiction. The writer approaches the depiction of life-changing events for the people from the standpoint of true realism, highlighting the problem of social justice and individual freedom.

Текст научной работы на тему «Ингушская историческая повесть: И. М. Базоркин «Призыв», Б. Х. Зязиков «Именем республики»»

УДК 821.351.43

Martazanov A.M., DocPhilolProfessor of the Department of Russian and foreign literature, Ingush state University»

Martazanova Kh.M., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: [email protected]

INGUSH HISTORICAL STORY: "THE CALL" BY I. M. BAZORKIN, "IN THE NAME OF THE REPUBLIC" BY B. H. ZYAZIKOV. The article studies problem of the formation of the Ingush historical novel, which is studied on the basis of I.M. Bazorkin's novel "The Call" and B.Kh. Zyazikov's novel "In the Name of the Republic", in which the Ingush reality of the period of the civil war in Ingushetia was recreated on an artistic level. In the process of analyzing works, the main focus is on genre-style features, problems, pathos, artistic conflict, the figurative system. It is noted that the origin of the story as an epic genre belongs to the mid-20s of the twentieth century in the work of A.-G. S. Goygov; further developed in the late 50s and early 60s in the prose of I. Bazorkin and B. Zyazikov; the artistic world of works is based on a synthesis of historical fact and artistic fiction. The writer approaches the depiction of life-changing events for the people from the standpoint of true realism, highlighting the problem of social justice and individual freedom.

Key words: Ingush story, themes, genre, plot, problems, conflict, character, comprehension, world of the work, personality of the writer, I. Bazorkin, B. Zyazikov, historical fact, fiction, historicism.

А.М. Мартазаное, д-р филол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас

Х.М. Мартазаноеа, д-р филол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: [email protected]

ИНГУШСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ:

И.М. БАЗОРКИН «ПРИЗЫВ», Б.Х. ЗЯЗИКОВ «ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ»

Статья посвящена проблеме формирования ингушской исторической повести, исследуемой на материале произведений И.М. Базоркина «Призыв» и Б.Х. Зязикова «Именем республики», в которых на художественном уровне воссоздана ингушская действительность периода гражданской войны в Ингушетии. В процессе анализа основное внимание сосредоточивается на жанрово-стилевых особенностях, проблематике, пафосе, художественном конфликте, образной системе произведений. Отмечается, что зарождение повести как эпического жанра относится к средине 20-х годов ХХ века в творчестве А.-ПС. Гойгова; дальнейшее развитие получает в конце 50-х-начале 60-х годов в прозе И. Базоркина и Б. Зязикова; художественной мир произведений строится на синтезе исторического факта и художественного вымысла; к изображению судьбоносных для народа событий писатель подходит с позиций подлинного реализма, выдвигая на передний план проблему социальной справедливости и свободы личности.

Ключевые слова: ингушская повесть, тематика, жанр, сюжет, проблематика, конфликт, персонаж, осмысление, мир произведения, личность писателя, И. Базоркин, Б. Зязиков, исторический факт, художественный вымысел, историзм.

В ингушской литературе форма эпоса, в которой содержание изображаемого представлено «во всей широте обстоятельств» [7, с. 16], зарождается в середине 20-х годов прошлого столетия. К примеру, социально-бытовая повесть «Джан-Гирей» (1925) А.-П С. Гойгова, где картина общественных нравов ингушей, характеры героев изображены в развитии. Подом позже, в 1926 году, в Лондоне на английском языке выходит в свет произведение С.А. Мальсагова «Адский остров. Советские тюрьмы на дальнем Севере» - «документальное свидетельство о существовании «раковой опухоли» (ГУЛАГа) на теле молодого советского государства. Исповедь «узника» о бесчеловечности, жестокости лагерных палачей,... нелюдей, плоть от плоти породившей их системы» [8, с. 3 - 4]. С. Мальсагов задолго до А. Солженицына и В. Шаламова, испытавших на собственной судьбе давление тоталитарного режима, рассказал о физическом и духовном порабощении личности в концлагерях и массовом уничтожении людей.

В период 1923 - 1929-х годов в ингушской литературе доминируют произведения, «тематически связанные с современными реалиями, свидетельствующие о тесной связи их с советской действительностью» [4, с. 14]. В 30-е годы писатели обращаются к страницам недавней истории - к судьбам народным в революции и гражданской войне, отражая закономерности исторического развития, что приводит к зарождению в национальной прозе жанра исторической повести. К примеру, «Пробуждение» (1936) и «Серго» (1936 - 1937) А.-Г С. Гойгова, в которых, «несмотря на узкие рамки жанровых форм, писатель масштабно воссоздал и с необычайной резкостью и ярко высветил грани проблем, актуальных для ингушской действительности изображаемого периода - первых десятилетий ХХ века» [4, с. 16].

В идейно-художественном плане повесть «Серго» отмечается как одно из лучших произведений не только в творчестве самого художника слова, но и всей национальной прозы исследуемого периода в целом. Героико-историческая по своему содержанию и эмоциональной тональности, она посвящена воспроизведению целостной картины гражданской войны на Северном Кавказе. По сути, это первая ингушская историческая повесть, в которой А.-С. Гойгов, активный участник и свидетель поистине эпохальных событий, предельно реалистичен в их изображении.

В конце 50-х - начале 60-х годов, отмеченных жанрово-стилевым и тематическим обогащением, интенсивно развивающейся формой эпики становится повесть, как бы беря «на себя основную ответственность за судьбы идейно-эстетического осмысления эпохи» [7, с. 111]. Данная тенденция характерна для национальных литератур в целом, о чем свидетельствуют произведения Т. Керашева «Дочь шапсугов», «Месть табунщика», «Абрек; А. Евтыха «След человека», Любовь»; А. Охтова «Камень Ассият» и др., в которых наблюдается обращенность писателей к социально-нравственному конфликту, интерес к проблеме мира и человека, его роли и жизненном предназначении.

Ингушская литература на этом этапе обогащается повестями «Призыв» (1958), «Труд и розы» (1958), «Дороги любви» (1964) И. Базоркина; «Райхант»

(1959), «Буран» (1961), «Трудный путь» (1963) А. Бокова; «Красота - до полудня, добродетель - до смерти» (1961), «Именем республики» (1962), «Девять дней из жизни героя» (1964), «Путь к счастью» (1964) Б. Зязикова и др. На материале прошлого и настоящего, осмысливая «глубоко жизненные процессы, писатели создают реалистически и психологически верный портрет человека и народа в их эволюционном движении» [5, с. 110]. В решении данной задачи повесть «как более оперативный жанр просто обгоняет в своем развитии роман, требующий глубокого и всестороннего осмысления изображаемого материала» [7, с. 15], так как оказалась способна к многостороннему, многослойному воспроизведению жизни, ставя общественно значимые вопросы.

В повести «Призыв» «в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах» [9, с. 61] выражено непростое время в истории народа. По свидетельству писателя, в основу сюжета «легли реальные события, связанные с осадой Симоновского дома (январь 1918 года), отражающие общую обстановку в Ингушетии к началу революционной борьбы за власть Советов» [1, с. 5]. Однако в ее создании велика «роль вымысла, который, являясь сущностной чертой художественного творчества, проявляется в самом отборе изображенных в произведении явлений, в установлении между ними закономерных связей, в придании жизненному материалу художественной целесообразности» [3, с. 12]. При помощи вымысла исторический факт приобретает в повести «наибольшую выпуклость, освещает его полным светом» [9, с. 50].

В художественном мире повести изображены непосредственные участники борьбы двух миров, двух идеологий: Ахмед и Хамид Котиевы - защитники Симоновского дома, Хизыр Орцханов - командир отряда ингушских красных партизан, Ахмет Мальсагов и Биберд Богатырев - бойцы отряда, Мурад Базоркин - участник отряда Владикавказской самообороны. Также в нем изображены и вымышленные персонажи: Керим, Семен Захарович, Андрей Свиридов и др.

Особенно значительна в идейно-тематическом и этико-эстетическом аспекте роль Эльберда, выступающего не только носителем черт национального характера ингушей: посредством него в повести реализуется проблема становления личности в героическую эпоху. В начале повествования безусый юноша, «весь в порыве романтического увлечения подвигом» [5, с. 97], в процессе участия в конфликте эпохи, приобретает качества истинного воина. Через его восприятие раскрывается в повести героическое и трагическое начала жизни, осмысливаются основополагающие вопросы бытия: что есть жизнь и смерть, долг и честь, истина, «почему во все времена жизнь складывается так, что люди воюют, приносят друг другу боль и несчастье. Слушая рассказы стариков о прошлом, ему казалось, что все войны, должно быть, прошли, и на долю его сверстников достанутся мир и покой. Но этого не случилось. Вот он еще не имеет усов, не знает жизни, но уже познал горе и вступил в борьбу, которая неизвестно, когда началась и когда и где будет закончена» [1, с. 67].

Проблемы войны и мира, свободы и социальной справедливости, равно как национальное и интернациональное, роль личности и народа в исторических

процессах И. Базоркиным рассматриваются сквозь призму философских категорий добра и зла.

К жанру повести «обладающей аналитическими обобщающими возможностями, позволяющими художественно воссоздать человеческие судьбы, время, эпоху в их значительных проявлениях» [6, с. 171], обращается в 60-е годы и Б. Зя-зиков. Тема родины и народа, раскрываемая с позиций подлинного историзма, «в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах, передает опыт той или иной исторической эпохи» [9, с. 350], суть творчества писателя.

К созданию многоплановых, многослойных художественных полотен Б. Зязиков «идет» от малых прозаических жанров - очерков и рассказов. Главная, магистральная тема творчества писателя - героическое прошлое народа: гражданская и Великая Отечественной войны - явления страшные, бесчеловечные, «противные человеческому естеству и всему роду человеческому». Обращение Б. Зязикова к судьбоносным вехам в истории народа вполне закономерно: в период, когда Ингушетия пылала в пламени гражданской войны, будущему писателю было 10 лет, и ему довелось быть очевидцем боев за села Плиево, Барсуки, Карабулак. Драматические реалии тех дней отложились в его памяти навсегда. Кроме того, в годы гражданской войны отец Б. Зязикова сражался в отряде красных партизан, сам писатель осенью 1941 года, будучи инструктором обкома партии ЧИАССР, добровольцем ушел на фронт Он прошел по тяжелым дорогам войны до 1944 года: сначала рядовым солдатом, а затем - корреспондентом газеты «Сын Отечества», освещая военные события на различных участках фронта. Очерки и рассказы, написанные им с опорой на фактический материал, печатались во фронтовой периодике, а после войны изданы отдельным сборником «Воля советского человека».

Шагом вперед в художественном осмыслении героической истории народа явилась повесть «Именем республики» (1957 - 1962), тематически соотносящаяся с «малой» прозой писателя, в которой воссозданы реальные факты, изображены люди, существовавшие в истории, творившие ее. К примеру: «Партизан Магомед Умаров», «Двое всадников», «Два съезда», «Ультиматум, «В штабе врага», «Олмаза Коази», «Рассказы старца» и др. В очерках с опорой на действительность писатель изображает героическое противостояние жителей села Долаково армии Деникина, показывает, что наряду с мужчинами, за свободу и независимость народа воевали и женщины. Они стали символом стойкости и силы народного духа. В повестях же пространственно-временная организация представлена шире, масштабнее, нежели в очерках писателя. Так, в произведении «Именем республики» Б. Зязиков показывает жизнь народа на протяжении века, заостряя внимание на таких судьбоносных событиях, как Назрановское восстание 1859 года, революция, гражданская война. В ней представлено более ста героев (главных, второстепенных, эпизодических), посредством которых реализуется идейно-тематический пласт художественного дискурса.

По своей жанровой природе произведение отнесено к средней эпической форме. Однако И. Дахкильгов относит его к жанру романа, справедливо отмечая: «В жанре романа к теме гражданской войны впервые в нашей литературе обратился именно Зязиков. Называется его роман «Именем революции» («Республика ц1ераг1а»). Это художественное произведение, по сути, можно признать и хронологической энциклопедией всех событий гражданской войны в Ингушетии» [2, с. 290]. Действительно, как по форме, так и по содержанию это исторический роман, воссоздающий обобщенный образ эпохи. При этом важную роль играет вымысел, «представляющий собой тот мост, благодаря которому обобщения художника переходят в индивидуальные картины жизни, не теряя в то же время своего общего значения» [3, с. 12].

Библиографический список

Как во всех своих произведениях, в повести «Именем республики» Зязиков рассказывает о действительных событиях, фактах и явлениях жизни. Изображая эпическую картину национальной жизни, автор прослеживает судьбы трех представителей одной ингушской семьи: отца (Гуши-Хаджи), сына и внука.

Гуши-Хаджи - реальное историческое лицо, представлял достойную когорту ингушских мужчин. Хорошо понимал, что есть добро и зло, в своей поведенческой линии неотступно следовал кодексу чести и достоинства своего народа. Как отмечает автор, «он был одним из тех мужчин, с которыми считались односельчане. Однако не у всех о нем было однозначное мнение: одни его считали язвительным, острым на язык, грубым в общении, но большинство воспринимали его своим тамадой, уважали за предельную честность и порядочность. С детских лет отличался высокой этикой поведения. Независимо от того, дома ли он или в обществе сородичей, был изысканно, как должно мужчине-горцу, одет и подтянут. Дополнением к его внешнему облику являлся длинный кинжал. Всем своим видом он напоминал героев из ингушского героического эпоса» (перевод - Х.М.).

Как об особо значимом событии повествует писатель об ингушском съезде, на котором решался вопрос обороны села Долаково, ставшего препятствием на пути армии Деникина. С опорой на жизненный факт автор дает панорамное изображение народа, вступившего в смертельную схватку с врагом за свою свободу. Кульминацией повести служит речь Гуши-Хаджи, в которой он призывает людей проявить силу духа, выстоять перед натиском врага. Из глубины души идущими словами он обращается к народу: «Мужчины, не падайте духом! Не теряйте твердости духа. В такой день, как сегодняшний, мужчины не должны терять мужества» (перевод - Х.М.). Сам герой, которому перевалило за восемьдесят лет, не теряет бодрости духа, он - в гуще военных баталий.

Гуши-Хаджи - один из любимых героев автора, который близок ему своей отвагой, свободолюбием, жизнестойкостью, способностью вести за собой массы, что не каждому дается по природе: «его возглас был подобен ударам молота по стальному столбу». Неудивительно, что он стал для внука Османа нравственным ориентиром в жизни. Как и дед, юноша в авангарде борющегося народа, он внес свою лепту в создание республики и своими ратными подвигами добился, чтобы его отряд назвали «Именем республики». Завершается «быль о гражданской войне» в Ингушетии Долаковским боем, в котором народом были проявлены беспредельное мужество и героизм.

Таким образом, первые десятилетия становления в ингушской литературе - 20-е - 30-е годы прошлого столетия - отмечены созданием произведений средней эпической формы. В дальнейшем движении национальной прозы тема революции и гражданской войны окончательно выделилась как тема историческая и заняла в ней одно из ведущих мест.

Значительным достижением ингушской исторической прозы 50 - 60-х годов явились произведения И. Базоркина и Б. Зязикова, свидетельствующие о зрелости социально-исторического мышления их создателей, глубине проникновения в психологию как отдельного героя, так и народа в целом, высоком художественном мастерстве в осмыслении сложнейших социальных, нравственно-философских проблем, продиктованных временем. Создание целостной картины национальной жизни переломной эпохи писателями достигается путем слияния жизненного материала и философского обобщения, героями их являются люди, существовавшие в жизни, и вымышленные герои. В изображении реалий действительности и в осмыслении проблемы формирования национального характера, они исходят из реалистических тенденций.

1. Базоркин И.М. Призыв. Собрание сочинений: в б т.: Повести, рассказы. Магас: Издательство «Сердало», 2001; Т. З: З - 79.

2. Дахкильгов ИА Слово о Багаудине Зязикове. Боль и гордость моя - родная Ингушетия. Нальчик: Издательский центр «Эль-фа», 2007: 281 - 295.

3. Есин A.B. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. Москва: Флинта: Наука, 2008.

4. Мартазанова Х.М. Ингушская проза ХХ века: национально-художественные истоки, жанровая специфика, поэтика. Aвтореферат диссертации ... ученой степени доктора филологических наук. Махачкала, 2017.

5. Мартазанова Х.М. Концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина. Назрань, ООО «КЕП», 2017.

6. Синенко В.С. Русская советская повесть 40 - 50-х годов. Проблемы жанра и стиля. Уфа, 1970.

7. Современная русская советская повесть. Под редакцией НА Грозновой и ВА Ковалева. Ленинград: Издательство «Наука», 1975.

8. Танкиев В.-Г. Предисловие. Мальсагов СА Адские острова. Советская тюрьма на дальнем Севере. Нальчик: Издательский центр «Эль-фа», 1995.

9. Тимофеев Л.И. Основы теория литературы. Москва, «Просвещение», 197б.

10. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Москва: Советский писатель, 1972. References

1. Bazorkin I.M. Prizyv. Sobranie sochinenij: v б t.: Povesti, rasskazy. Magas: Izdatel'stvo «Serdalo», 2001; T. З: З - 79.

2. Dahkil'gov I.A. Slovo o Bagaudine Zyazikove. Bol' i gordost' moya - rodnaya Ingushetiya. Nal'chik: Izdatel'skij centr «'El'-fa», 2007: 281 - 295.

3. Esin A.B. Principy ipriemy analiza literaturnogo proizvedeniya: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta: Nauka, 2008.

4. Martazanova H.M. Ingushskaya proza HH veka: nacional'no-hudozhestvennye istoki, zhanrovaya specifika, po'etika. Avtoreferat dissertacii ... uchenoj stepeni doktora filologicheskih nauk. Mahachkala, 2017.

5. Martazanova H.M. Koncepciya cheloveka i istorii vproze Idrisa Bazorkina. Nazran', OOO «KEP», 2017.

6. Sinenko V.S. Russkaya sovetskaya povest' 40 - 50-h godov. Problemy zhanra i stilya. Ufa, 1970.

7. Sovremennaya russkaya sovetskaya povest'. Pod redakciej N.A. Groznovoj i V.A. Kovaleva. Leningrad: Izdatel'stvo «Nauka», 1975.

8. Tankiev V.-G. Predislovie. Mal'sagov S.A. Adskieostrova. Sovetskaya tyur'ma na dal'nem Severe. Nal'chik: Izdatel'skij centr «'El'-fa», 1995.

9. Timofeev L.I. Osnovy teoriya literatury. Moskva, «Prosveschenie», 197б.

10. Hrapchenko M. Tvorcheskaya individual'nost'pisatelya i razvitie literatury. Moskva: Sovetskij pisatel', 1972.

Статья поступила в редакцию 28.03.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.