Научная статья на тему 'Повесть как жанр ингушской литературы'

Повесть как жанр ингушской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
668
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНГУШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / INGUSH LITERATURE / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОЗА / ПОВЕСТЬ / NOVEL / ЖАНР / GENRE / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН / THEMATIC RANGE / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / AN ARTISTIC IMAGE / СЮЖЕТ / PLOT / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / ЖАНРОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / GENRE FORMATION / РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / AND THE DEVELOPMENT OF NATIONAL LITERATURE / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / TYPOLOGICAL FEATURES / NATIONAL LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартазанов Арсамак Магомедович

В конце 50-х начале 60-х годов прошлого столетия в литературе появилась тенденция к исследованию происходящих изменений в обществе, стремление писателей к полному, подробному художественному анализу, что послужило основой становления жанра повести в ингушской литературе. В статье рассматривается становление, и развитие жанра повести в ингушской литературе, исследуются типологические особенности жанра и проблематика произведений средней эпической формы. Автор приходит к выводу, что в изучаемый период происходит становление жанра повести в ингушской прозе, в литературе намечается тенденция к углублению анализа общественных процессов, к подробному и достоверному художественному исследованию действительности. Посредством художественных слова в произведениях среднего эпического жанра правдиво воссоздавался колорит эпохи и общая атмосфера времени. Ключевыми вопросами жанра становятся способы воплощения человека в окружающей его действительности, описание взаимоотношений личности и общества на обширном социальном фоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOVEL AS A GENRE INGUSH LITERATURE

In the late 50's-early 60-ies of the last century in the literature there is a tendency to the study of the changes in society, the desire of writers to the full, detailed artistic analysis that was the basis for the formation of the genre of the novel in the Ingush literature. The article discusses the formation and development of the genre of the novel in the Ingush literature, examines the typological features of the genre and subject of the epic works of the middle shape. The author comes to the conclusion that in the studied period the development of the genre of the novel in the Ingush prose, in the literature there is a tendency to deepen the analysis of social processes, to the detailed and authentic study of reality. Through artistic expression in the works of the middle of the epic genre faithfully recreated the flavor of the era and the General atmosphere of the time. Key issues of the genre are ways of bringing the person to the surrounding reality, to describe the relationship of the individual and society on a wider social background.

Текст научной работы на тему «Повесть как жанр ингушской литературы»

филологические науки

Мартазанов Арсамак Магомедович ПОВЕСТЬ КАК ЖАНР ИНГУШСКОЙ ...

УДК 821.161.1

ПОВЕСТЬ КАК ЖАНР ИНГУШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

© 2017

Мартазанов Арсамак Магомедович, доктор филологических наук, ректор Ингушский государственный университет (386001, Россия, Магас, пр-кт И.Б. Зязикова, 7, e-mail: ing_gu@mail.ru)

Аннотация. В конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия в литературе появилась тенденция к исследованию происходящих изменений в обществе, стремление писателей к полному, подробному художественному анализу, что послужило основой становления жанра повести в ингушской литературе. В статье рассматривается становление, и развитие жанра повести в ингушской литературе, исследуются типологические особенности жанра и проблематика произведений средней эпической формы. Автор приходит к выводу, что в изучаемый период происходит становление жанра повести в ингушской прозе, в литературе намечается тенденция к углублению анализа общественных процессов, к подробному и достоверному художественному исследованию действительности. Посредством художественных слова в произведениях среднего эпического жанра правдиво воссоздавался колорит эпохи и общая атмосфера времени. Ключевыми вопросами жанра становятся способы воплощения человека в окружающей его действительности, описание взаимоотношений личности и общества на обширном социальном фоне.

Ключевые слова: ингушская литература, национальная проза, повесть, жанр, тематический диапазон, художественный образ, сюжет, композиция, жанровое становление, развитие национальной литературы, типологические особенности.

THE NOVEL AS A GENRE INGUSH LITERATURE

© 2017

Martazanov Arsamak Magomedovich, doctor of philological sciences, rector

Ingush State University (386001, Russia, Magas, Avenue I. B. Zyazikov, 7, e-mail: ing_gu@mail.ru)

Abstract. In the late 50's-early 60-ies of the last century in the literature there is a tendency to the study of the changes in society, the desire of writers to the full, detailed artistic analysis that was the basis for the formation of the genre of the novel in the Ingush literature. The article discusses the formation and development of the genre of the novel in the Ingush literature, examines the typological features of the genre and subject of the epic works of the middle shape. The author comes to the conclusion that in the studied period the development of the genre of the novel in the Ingush prose, in the literature there is a tendency to deepen the analysis of social processes, to the detailed and authentic study of reality. Through artistic expression in the works of the middle of the epic genre faithfully recreated the flavor of the era and the General atmosphere of the time. Key issues of the genre are ways of bringing the person to the surrounding reality, to describe the relationship of the individual and society on a wider social background.

Keywords: Ingush literature, national literature, novel, genre, thematic range, an artistic image, plot, composition, genre formation, and the development of national literature, typological features.

В литературоведении традиционно большое внимание уделяется проблеме разграничения жанров. В отношении эпических форм вопрос о жанровой природе повести остается открытым. В.Г.Белинский о специфике повести писал: «Есть события, есть случаи, которых... не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредоточивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, - и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни» [1, 157].

Д.С. Лихачев указывал на сложность постижения «тайны жанра», который находится в постоянном движении и развитии, обновляясь в идейно-тематическом плане и сохраняя устойчивость содержательных элементов повествования (конфликт, характеры, образы, лирические отступления) и формообразующих элементов (художественное время, пространство, объем жизненного содержания) [2, 79-80].

Утверждение М.М.Бахтина о том, что сюжет повести строится на испытании (испытании социума, испытании героя и испытании идеи) [3, 318] представляется бесспорным и находит свое подтверждение в ингушской литературе.

В конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия в литературе появилась тенденция к исследованию происходящих изменений в обществе, тяготением писателей к полному, подробному художественному анализу, что послужило основой становления жанра повести в ингушской литературе [4].

В создававшихся произведениях средней эпической формы того периода значительное место выделено ото-

бражению новых отношений в стране, описанию изменений в жизни народа. Появление ингушской повести «Джан-Гирей», 1925-1928, вышедшей из-под пера А.-Г.С. Гойгова, безусловно «связано с процессами взаимообогащения и взаимосвязи литератур народов Российской Федерации, для которых было характерно ускоренное развитие» [5, 163]. Данное произведение, правдиво отображающее жизнь и взаимоотношения ингушей в начале ХХ века, стало новым этапом жанрового становления и развития национальной литературы.

В 1936 А.-Г.С. Гойгов написал повесть «Серго», в которой воссоздаются события революции и гражданской войны в Ингушетии. В том же году вышла и повесть «Пробуждение», сюжет которой основывается на рассказе о детстве писателя, при этом автор осмысливает особенности формирования характера героя, становления его как личности, поднимает важные вопросы воспитания и образования в ингушском обществе.

В 50-е-60-е годы жанр повести аккумулирует в себе основные проблемы современности: ингушских писателей одинаково заботят события, происходящие в современном им обществе и историческая судьба народа. Ключевыми вопросами жанра становятся способы воплощения человека в окружающей его действительности, описание взаимоотношений личности и общества на обширном социальном фоне.

В период с 1958-1965 годы национальная художественная литература обогатилась повестями «Призыв» (1958) И.М. Базоркина, «Именем революции» (1962), «Девять дней из жизни героя» (1964) Б. Зязикова.

Соединение исторических фактов и художественного вымысла составили оригинальную трилогию о сложнейшем периоде отечественной истории, о развитии событий в это суровое время в Ингушетии.

В творчестве И. Базоркина значительное место занимает период возвращения ингушского народа после тринадцатилетней ссылки на историческую родину.

Martazanov Arsamak Magomedovich philological

THE NOVEL AS A GENRE INGUSH ... sciences

И.Базоркиным в ту пору созданы произведения различных жанров: документальные и художественные очерки, повесть, и абсолютно новый для национальной литературы жанр - киноповесть. В творчестве автора наблюдается глубокий художественный анализ и осмысление происходящих исторических событий, разбор поступков и мотивации героев. В «Призыве» Идрис Базоркин казалось бы «избирает меньший по объему жизненный материал, но воссоздает его более подробно, чем это сделал бы роман. «И.М. Базоркина, художника и мыслителя, в равной мере интересуют как сами события, так и жизнь отдельного человека: его роль, место в обществе, поступки и чувства » [6, с. 60-61].

Размышления писателя о чести, истине, долге, справедливости, о себе, смысле жизни, о времени, отражены в повести «Дороги любви». В качестве доминирующей представляется тема бытия человека и народа в новейшей действительности. Повесть отличается оригинальной композицией, интересным развитием сюжета, яркими образами и эмоционально насыщенными моментами. Здесь впервые в ингушской литературе представлен образ женщины-горянки в роли руководителя производства. Основой сюжета послужил конфликт между героем и его судьбой, он проходит через целый ряд психологических, нравственно-этических, возрастных испытаний. Проверку на прочность подвергнуты, главным образом, человеческий потенциал, и личностная природа, побуждения главного героя. Автор анализирует этические взгляды и устои своих героев, ценность которых заключается в их социальной важности. Трудолюбие, нравственная чистота, настойчивость в достижении цели, бескорыстие, ответственность, сила воли воплощены в образе очаровательной девушки Доты Атабиевой. Автор предоставляет возможность читателю оценить героиню произведения через её отношение к труду, открывая в ней такие личностные и профессиональные качества, как честность, преданность делу, умение находить общий язык с коллективом.

В 1958 году вышла первая книга Б.Х. Зязикова «Воля советского человека», в которой, кроме рассказов, был и отрывок повести «Именем республики», посвященной мужественной борьбе долаковцев армии Деникина, где женщины села Долаково, наравне с мужчинами, отстаивали независимость своего народа. Эти героические женщины стали олицетворением стойкости, мужества, силы народного единства, показали настоящую преданность и любовь к своей земле, высокий уровень мужества и бесстрашия. О том подвиге до настоящего времени в народе слагаются легенды. Повесть эту писатель завершил только в 1962 году

Повесть «Девять дней из жизни героя» написана на основе изображения реальных событий, происходивших в сложнейший период истории нашей страны, во время революции и Гражданской войны. Хронологически повесть продолжает ранее написанное произведение -«Именем республики», которое завершается описанием Далаковского боя. Автор, на основе документальных источников, воссоздает картину того, как жители из селений Сурхахи и Экажево не побоялись вступить в неравное сражение с врагом, понимая, что идут на верную смерть, они защищали свою семью, дом, землю. Мандре Нальгиев - главный герой произведения, человек невероятной отваги и поразительной жизнестойкости, стал воплощением лучших черт национального характера,

Тема современности также находит отражение в творчестве писателей, и создают произведения в которых осмысливают процессы и современном им обществе, показывают народную жизнь, нравы общества во всей их всесторонности и масштабности. При этом полно и многогранно описываются характеры героев в процессе их формирования, как, например, в повести И.М. Базоркина «Дороги любви» (1964 г.). Типологическая структура произведения может быть определена как «человек и его дело». В центре сюжета - героиня, лич-122

ностные качества которой раскрываются в процессе её профессиональной деятельности. С её образом связан и круг нравственно-философских проблем: что есть жизнь и смерть, честь и достоинство, долг и совесть, роль и место человека в жизни социума, составляющие тематический строй повести. Нравственно-этическим, психологическим, возрастным испытаниям подвергаются ... побуждения героини, её человеческие возможности и личностная природа» [7, 347].

И. Базоркин первым из национальных писателей обратился к новому для национальной литературы жанру - киноповести, который в 60-х годах получил в ингушской литературе свое развитие. Писатель переработал очерк «Путь артиста» в киноповесть «Труд и розы» (1958). В произведении рассказывается о судьбе знаменитого танцора Махмуда Эсамбаева, «образ которого дан в развитии, с детальным изображением «макро» и «микро» среды, определившие сущностное начало в его характере, формирование его духовных и профессиональных качеств» [8, с. 319].

Основой темой в «Партизанской были» (или «Маленькой повести», 1964) И. Базоркина является тема Великой Отечественной войны. Несмотря на малый объем, соотносимый больше с рассказом, в произведении присутствуют черты, характерные средней эпической форме: всестороннее изображение характера народа, выявление социальных и национальных истоков его подвига. Пронизанное публицистическими раздумьями писателя повествование базируется на развитии поступка. Автор утверждает, что не могут быть преданы забвению, те люди, которые во время страшной войны отстояли свободу многонациональной страны.

Военная тематика продолжает свое развитие и в документальной повести М.-С. Плиева «Клятва сыновей» («Къонгий дув»). М-С. Плиев изображает подлинные события и факты, происходившие в Румынии в 1944 году. Реальным историческим лицом является капитан, начальник разведгруппы Султыгов Ахмед Османович, который за успешную операцию по уничтожению стратегического объекта («Операция мост») и другие боевые заслуги перед народом, был награжден орденами Ленина, Славы 1-ой степени в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. События документальной повести разворачиваются непосредственно на поле сражения с фашистскими захватчиками. Действия динамичны и стремительны. Жизнь дивизии - это жизнь могучего организма во всех сферах

Творчество Ахмета Бокова представляет большой исследовательский интерес, так как произведения писателя, характеризующиеся «однопроблемностью и одно-событийностью, с ограниченным числом персонажей, с суженным временем и местом действия...» [9, 154], перерастают в повествование «ряда эпизодов, объединенных вокруг основного персонажа, составляющих уже период его жизни» [9, 155].

Писатель уходит от хронологического принципа воссоздания событий в жизни своих героев в повестях «Трудный путь», «Буран», «Райхант», сюжет в них построен на ретроспективе. В основе проблем - «человек и история», «человек и власть», «человек и общество», «человек и судьба», лежит конфликт сильной личности с окружающим миром, довлеющим над ней. Характер героя складывается под влиянием общественных и социальных факторов [8, с. 153].

Глубину трагедии депортированного народа передает автор в повести «Трудный путь» через повествование о жизни главной героини и ее семьи, «через внешний конфликт героини и среды, через победу характера над жизненными обстоятельствами» [9, с. 139 - 140].

Повесть «Расплата» А.П. Мальсагова, вышедшая в 1967 году явилась значительным событием в истории жанра. В ней автор обращается к актуальным для ингушского общества прошлого века проблемам: положение женщины в семье, межэтнические браки, кровная месть, Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

филологические науки

Мартазанов Арсамак Магомедович ПОВЕСТЬ КАК ЖАНР ИНГУШСКОЙ ...

межнациональные отношения и другие.

Ярок и выразителен язык произведений, написанных в жанре повести в указанный нами период, в нем, как, собственно, в художественной прозе кавказских писателей, много особенностей, связанных с реалиями горской жизни, своеобразие картины мира передается разнообразием фигур речи и тропов [10, 11, 12].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белинский В. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В. Собр. соч. Т. 1. М., 1953. С. 259308.

2. Лихачев Д.С. Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы (Исследования по древнерусской литературе). Л., 1986. С. 79-95.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 445 с.

4. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Повтор как выразительное средство языка художественного произведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 11 (176). С. 101-104.

5. Мартазанова Х.М. Повесть А. Бокова «Буран» как значительное явление ингушской прозы 60-х годов ХХ века // Научное мнение. 2015. № 11-1. С. 152-155.

6. Мартазанова Х.М. Повесть Джан-Гирей как новый этап в художественном мышлении А.-Г.С. Гойгова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 4 (39). С. 163-165.

7. Мартазанова Х.М. Проблема историзма в повести И. Базоркина «Призыв» // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 39. С. 60-62.

8. Мартазанов А.М., Мартазанова Х.М. Становление жанра повести в ингушской прозе 1950-х-1960-х годов // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 203-205.

9. Мартазанова Х.М. Осмысление судьбы творческой личности в художественном мире И.Базоркина // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 318-320.

10. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Возможности терминологической интерпретации и лексикографическое отражение потенциальных слов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2015. № 4 (28). С. 138-143.

11. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. // Социально-аксиологические ориентиры современного российского общества // В мире научных открытий. 2013. № 11.6 (47). С. 28-31.

12. Мартазанова Х.М. Проблематика и образный строй повести «Дороги любви» И. Базоркина // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54). С. 347-348.

Статья поступила в редакцию 25.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.