5. Шелов С.Д. Терминология, профессиональная лексика и профессионализмы (к проблеме классификации специальной лексики). Вопросы языкознания. 1984.
References
1. Gryuning H. Van, Ko'en M. Mezhdunarodnye standarty finansovoj otchetnosti. Prakticheskoe rukovodstvo. Na russ. i angl. yaz. Moskva, 2008.
2. Trifonova E.N. Strukturnye osobennosti polisemanticheskih bankovskih terminov v anglijskom yazyke (2012). Available at: http://philology. snauka.ru/2012/05/193
3. Hudinsha E.A. Osobennostistanovleniya irazvitiya anglijskihbazovyh terminov vpod'yazyke 'ekonomiki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Omsk, 2011
4. Shetle T.V. Angloyazychnaya terminologiya bankovskogo dela v yazykovoj sisteme i rechevoj praktike. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2010.
5. Shelov S.D. Terminologiya, professional'naya leksika i professionalizmy (k probleme klassifikacii special'noj leksiki). Voprosy yazykoznaniya. 1984.
Статья поступила в редакцию 03.05.17
УДК 821.161.1
Martazanov A.M., Doc. of Sciences (Philology), Professor, Department of Russian and Foreign Literature, Ingush State University
(Magas, Russia), E-mail: [email protected]
Bataeva T.U., postgraduate, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEMATIC AND ARTISTIC CONFLICT OF A.-G. GOIGOV'S STORY "AWAKENING". The article is dedicated to a study of artistic and style features of the story "Awakening" by A.-G. S. Goygov. The writer represents characters, who are active in manifesting social protest, striving for spiritual development. The creative work of A.-G. S. Goygov is noted as the most intense in 30s of the twentieth century. The writer reconstructs events associated with the revolutionary transformation of the world, in which he took part. Summarizing the views of researchers of this problem, the researcher of the paper conclude that in the artistic world of the novel "Awakening" by Goygov socio-economic and moral ways of life of the Ingush people of the first decades of the twentieth century are reflected. The conflict and the problems is caused by the overall socio-economic and cultural condition of society. For the writer the particular aesthetic value is in his literary characters, who are active in manifestation of their protest, who strive for spiritual self-improvement. In creating negative characters the author uses the idea of generalization.
Key words: problem, hero, novel, Ingush literature, character, artistic world, conflict, social protest.
А.М. Мартазанов, д-р филол. наук, проф. каф. «Русская и зарубежная литература» Ингушский государственный
университет, г. Магас, E-mail: [email protected]
Т.У. Батаева, аспирант, Ингушский государственный университет, г. Магас, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ ПОВЕСТИ «ПРОБУЖДЕНИЕ» А.-Г. С. ГОЙГОВА
Статья посвящена исследованию художественно-стилевых особенностей повести «Пробуждение» А.-Г. С. Гойгова. Активизация творческой деятельности А.-Х. С. Гойгова приходится на 30-е годы ХХ века. В произведениях, созданных на этом этапе, писатель реконструирует события, связанные с революционным переустройством мира, в которых принимал самое непосредственное участие. Обобщая мнения исследователей данной проблематики, авторы делают выводы о том, что в художественном мире повести «Пробуждение» А.-Г. С. Гойгова нашли отражение особенности социально-экономического и морально-нравственного уклада жизни ингушского народа первых десятилетий ХХ века. Конфликт и проблематика обусловлены общим социально-экономическим и культурным состоянием общества. Для писателя особую эстетическую ценность представляют герои, активные в проявлении социального протеста, стремящиеся к духовному самосовершенствованию. В создании отрицательных персонажей автор использует принцип сатирического обобщения.
Ключевые слова: проблема, герой, повесть, ингушская литература, персонаж, художественный мир, конфликт, социальный протест.
Творческий путь А.-Г.С. Гойгова, писателя, публициста и общественного деятеля, начался в 20-е годы с малой прозы - очерков и рассказов. Но в 1925 году писатель обращается к произведениям средней эпической формы и пишет повесть «Джан-Гирей», в которой «во всей сложности и многогранности ... изображая жизнь ингушской деревни первых десятилетий ХХ века, осмысливает широкий круг проблем: человек и история, человек и общество, человек и власть, межэтнические взаимосвязи, межнациональные браки, честь, долг, совесть, достоинство, решаемых в социально-политическом и нравственно-этическом контексте» [1, с. 163].
Однако активизация творческой деятельности А.-Х. С. Гойгова приходится на 30-е годы ХХ века. В произведениях, созданных на этом этапе, писатель, художественно «овладев эпохой», реконструирует события, связанные с революционным переустройством мира, в которых принимал самое непосредственное участие. Они осмысливаются в повестях «Пробуждение» (1936) и «Серго» (1936). Однако, «глубокое осознание путей развития революционной борьбы, верная оценка отдельных явлений утвердились в творчестве А.-Г. С. Гойгова не сразу. В своем творчестве он шел от изображения частных фактов и событий к широким картинам и объемным типическим образам» [2, с. 8]. Значительный интерес представляет повесть «Пробуждение»,
которая при исследовании творчества писателя не оказывалась в центре пристального внимания ученых. Наиболее детальный ее анализ представлен в монографии «Ингушская литература (период развития до 40-х годов)» И.А. Дахкильгова, который пишет: «В ее основе писатель положил события из своих детских и школьных лет» [3, с. 139].
«Пробуждение» - автобиографическая повесть, одной из центральных проблем которой является проблема становления личности героя. Однако несомненный интерес произведение представляет с точки зрения решения в нем проблемы художественного конфликта. Повествование строится от первого лица, с позиции рассказчика осуществляется отбор фактов, которые формируют как образную систему повести, так и идейную сущность изображаемых событий. Многочисленные штрихи и детали в описании быта, обыденной жизни героев, принадлежащих к разным социальным слоям, служат своего рода «преддверием» художественной мотивировки тех событий, которые развернутся впоследствии, «вскрывая» социальные контрасты.
Написанная в форме воспоминаний взрослого человека о безвозвратно ушедших годах своего детства, повесть «Пробуждение» воссоздает не просто автопортрет. Это художественный образ, в котором все пережитое автором возведено из личного в степень общего. Одним из элементов такого обобщения являет-
ся конфликтная структура повести. Противопоставляя «бездушных учителей и детей бедноты», «представителей духовенства - крестьянской массе» как явление типичное для ингушского общества начала 20 века, автор воссоздает общую картину жизни народа на том этапе его истории. Образ героя в повести дается в развитии. Но автор не ограничивается его изображением: рядом с ним встаёт образ рассказчика, умудренного жизненным опытом человека, взволнованного воспоминаниями о своем прошлом, переживающего и критически оценивающего его. Объективный смысл изображаемых явлений менее раскрывается в переживаниях героя, нежели в авторской оценке, в воспоминаниях рассказчика, условно говоря - взрослого Гойгова. Изображение прошлого в художественном тексте является, одной из «жанровых дефиниций» повести, в которой «художественный мир прошлого актуальностью своей проблематики «примиряется» с современностью» [4, с. 17]. То есть основные конфликтные оппозиции или «антиномии» (И. Кант) «учителя-душители - бедняцкие дети», «буржуазно-клерикальная верхушка - забитое крестьянство» в действительной жизни, в 30-годы, вовсе не прекращали борьбу, а напротив, развивались, но уже в других социальных и общественно-политических условиях.
Изображая образ отца главного героя, Саида, автор осмысливает проблему социального неравенства, «пробуждения» национального самосознания. Слова шестидесятилетнего старика: «Ну, сынок, пойдешь учиться. Станешь грамотным. Будешь жалобы писать, и мы покажем тогда нашим душителям» [5, с. 20] - есть первая коллизия, обнаруживающая социально-классовое противоречие, извечную борьбу старика Саида и подобных ему бедняков за землю. Попытка приобщения своего сына к светскому образованию обнаруживает коренной сдвиг в психологии человека, который решил, что «так жить больше нельзя». Столкновение отца героя с писарем Степаном в правлении, со старшиной, в ярости бросивший старику «собачий сын», «оседает» в формирующемся сознании девятилетнего ребёнка. Образ старика помогает автору через обыденные жизненные ситуации показать специфику социальных отношений, бытовавших в Ингушетии на том этапе развития истории.
Сатирическое изображение образов-антагонистов старика Саида - писаря, врача, старшины, муллы выступают активным стилеобразующим фактором. Прагматизм, попытка использовать свое «положение власти» в корыстных целях доходит до того, что писарь Степан, не ограничиваясь полученной взяткой, пытается вымолить у несчастного и «на бутылку». Острое сатирическое изображение становится доминирующим признаком в обрисовке другого отрицательного персонажа - старшины, образ которого раскрывается посредством особое речевой характеристики. Подчёркивается контрастность общественных отношений: народ унижен, придавлен и находится в полной зависимости от тех, кто наделен реальной властью.
Как показывает автор, социальная обусловленность положения бедняка Саида обнаруживает типичность воссоздаваемой ситуации. Образ старшины, сатирически преломленный в сознании автора, является стереотипным, «рожденным временем» или, как отмечает Л.В. Чернец, заимствованным персонажем, «отмеченным высокой степенью характерности поведения, умонастроения, т.е. персонажем-типом» [6, с. 163].
Художественное мастерство А.-Г. С. Гойгова проявилось и в том, что в характеристике старшины, являющегося символом
Библиографический список
типов-чиновников, выразил преемственность с традициями и стереотипами русской классической литературы. Следующим элементом конфликтной ситуации, воссоздаваемой автором, является эпизод с муллой. Гойгов прибегает к «неоднородным, разнокачественным, но однонаправленным конфликтным ситуациям» [7, с. 48]. Исследуя особенности развития ингушской сатиры, А.У. Мальсагов отмечает, что мулла был одним из основных образов, подвергавшихся сатирическому обличению: «народная сатира увидела и выставила «на всеобщее обозрение» пороки тех лиц, которые, прикрываясь вывеской служителя бога, обирают трудящиеся массы» [7, с. 112]. С особенной выразительностью сатирический эффект достигается в сцене диалога между муллой и женой Саида, которая, «держа под платком последнего петуха», идет за помощью к мулле (ситуация повторяемости). Однако ироническое содержание пафосной речи данного персонажа обнаруживается в упоминании о том, что «...двое его (муллы) сыновей учились во Владикавказском реальном училище, а для занятий с младшими детьми он держит в доме русского учителя» [7, с. 44].
Автор разоблачает лицемерие муллы, прикрывающегося маской благообразности и искренней озабоченности судьбами своих односельчан. Важным средством, воздействующим на читателя, является умение автора видеть в частном признаки общего. Показывая истинную сущность данного персонажа, автор стремится к обобщению конкретного социально-психологического типа вообще. Этапом конфликтной ситуации, отображающим сущность представителей определенной иерархической ступени общества, является и образ врача Исаковича, в котором преобладает мотив подчёркнутого равнодушия, безразличия к чужой беде. Мотивируя свое антигуманное поведение ссылкой на окончание рабочего дня, врач отказывается выдать старику справку, который специально для этого приехал в город. Отцу и сыну негде остановиться на ночлег, однако это встречает холодную стену непонимания со стороны врача. Страсть к наживе, как традиционно сложившаяся норма поведения в обществе, обнаруживается в действиях представителя самой гуманной профессии - врача. Каждый из персонажей, противопоставленных герою, руководствуется материальной выгодой, стремится к личному обогащению, что отражается на нравственно-этической стороне их поведения. Детально проследить эти характеры помогает прием градации, используемый автором (старшина, писарь, мулла, врач). Преобладающим фактором в конфликте является мотив выманивания денег, который диктуется узаконенной, навязываемой моделью отношений в обществе, в которой обусловленность социального положения призвана подчинить представителей низов господствующей прослойке.
Таким образом, в художественном мире повести «Пробуждение» А.-Г. С. Гойгова нашли отражение особенности морально-нравственного и социально-экономического уклада жизни ингушского народа первых десятилетий ХХ века. Конфликт и проблематика обусловлены общим социально-экономическим и культурным состоянием общества. Для писателя особую эстетическую ценность представляют герои, активные в проявлении социального протеста, стремящиеся к духовному самосовершенствованию. В создании отрицательных персонажей автор использует принцип сатирического обобщения.
1. Мартазанова Х.М. Повесть Джан-Гирей как новый этап в художественном мышлении А.-Г.С. Гойгова. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 163 - 164.
2. Корзун В.Б. Жизнь и творчество А.-Г. С. Гойгова. «За новую жизнь» А.-Г. Гойгов. Грозный, 1986.
3. Дахкильгов И.А. Ингушская литература. Грозный, 1975.
4. Головко В.М. Повесть как жанр эпической прозы. Москва, 1997.
5. Гойгов А.-Г.С. За новую жизнь: Повести, рассказы, публицистика, письма. Грозный, 1986.
6. Чернец Л.В. Как слово наше отзовется. Москва, 1995.
7. Мальсагов А.У. Пути развития ингушской сатиры. Вопросы чечено-ингушской литературы. Грозный, 1978; Т. 7. References
1. Martazanova H.M. Povest' Dzhan-Girej kak novyj 'etap v hudozhestvennom myshlenii A.-G.S. Gojgova. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 163 - 164.
2. Korzun V.B. Zhizn'i tvorchestvo A.-G. S. Gojgova. «Za novuyu zhizn'» A.-G. Gojgov. Groznyj, 1986.
3. Dahkil'gov I.A. Ingushskaya literatura. Groznyj, 1975.
4. Golovko V.M. Povest'kak zhanr 'epicheskojprozy. Moskva, 1997.
5. Gojgov A.-G.S. Za novuyu zhizn': Povesti, rasskazy, publicistika, pis'ma. Groznyj, 1986.
6. Chernec L.V. Kak slovo nashe otzovetsya. Moskva, 1995.
7. Mal'sagov A.U. Puti razvitiya ingushskoj satiry. Voprosy checheno-ingushskoj literatury. Groznyj, 1978; T. 7.
Статья поступила в редакцию 15.05.17