Хадзиева Айна Ахметовна
ЖЕМЧУЖНАЯ ЭПОХА ИНГУШСКОЙ ПОЭЗИИ (20-40-Е ГОДЫ XX ВЕКА)
В статье исследуются основные вопросы истории становления ингушской поэзии, рассматриваются особенности поэтического творчества ингушских художников слова начального периода, специфика их лирики, а также своеобразие воплощения тематики и идеи произведения. Автором обозначены основные этапы развития ингушской поэзии. Кроме того, определяется роль и место ингушской поэзии в северокавказской литературе. Основной акцент в статье делается на художественном наследии родоначальников ингушской поэзии Т. Д. Бекова и С. И. Озиева, А. И. Озиева, Х.-Б. Ш. Муталиева и др. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/6-3/12.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 6(72): в 3-х ч. Ч. 3. C. 51-54. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/6-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Следует заметить, что до войны Эдвард Томас, несмотря на незнание настоящего горя, был глубоко несчастен, вероятно, из-за необходимости постоянно заниматься литературным трудом для содержания семьи, и даже едва не совершил самоубийство. Тем не менее, конец его жизни позволил другому поэту, Филипу Ларкину (1922-1985), сказать, что «результатом его ошибочной и несчастливой жизни внезапно стала спокойная и бесспорная кульминация» [Ibidem, р. 5].
Таким образом, поэзия Эдварда Томаса даёт представление о том, что поэт, ни в коей мере не являясь «ура-патриотом», горячо любил родную страну и болел душой за её судьбу в годину бедствий. Желание защищать родину, не жалея собственной жизни, логически вытекало из патриотических чувств, выраженных в поэтических произведениях.
Список источников
1. Kirkham M. The Imagination of Edward Thomas. N. Y.: Cambridge University Press, 2010. xii+225 p.
2. Motion A. The Poetry of Edward Thomas. L.: Random House, 2011. 193 p.
3. Roberts G. Selected Poems of Edward Thomas. L.: Macmillan Education, 1988. 86 p.
4. The Last Sheaf: essays by Edward Thomas; with a foreword by Thomas Secoombe. L.: J. Cape, 1928. 221 p.
5. The War Poets: An Anthology. L.: Pitkin Publishing, 2006. 142 p.
6. Wisniewski J. Edward Thomas: A Mirror of England. Cambridge: Cambridge Scholar Publishing, 2008. 360 p.
PATRIOTIC THEME IN THE POETRY OF EDWARD THOMAS
Talyzina Elena Viktorovna
Samara State Technical University elanor68@mail. ru
The article considers the creative work of the little known in Russia British poet of the beginning of the XX century Edward Thomas; in particular, the paper analyzes the influence of the First World War on the development of his patriotic views and feelings. By the example of certain poems the researcher traces the gradual evolution of these views in the war years and tries to explain why the mature person not given to jingoism aspired to defend his native country on the front line and even to give his life for its freedom and well-being.
Key words and phrases: Edward Thomas; Georgian poets; military poetry; patriotic theme; First World War.
УДК 82.02
В статье исследуются основные вопросы истории становления ингушской поэзии, рассматриваются особенности поэтического творчества ингушских художников слова начального периода, специфика их лирики, а также своеобразие воплощения тематики и идеи произведения. Автором обозначены основные этапы развития ингушской поэзии. Кроме того, определяется роль и место ингушской поэзии в северокавказской литературе. Основной акцент в статье делается на художественном наследии родоначальников ингушской поэзии Т. Д. Бекова и С. И. Озиева, А. И. Озиева, Х.-Б. Ш. Муталиева и др.
Ключевые слова и фразы: народная поэзия; ингушская лирика; особенности поэзии; фольклор; письменные традиции; родоначальник ингушской поэзии; периоды развития; северокавказская литература.
Хадзиева Айна Ахметовна, к. филол. н.
Ингушский государственный университет, г. Магас hadzieva_aa@mail. п
ЖЕМЧУЖНАЯ ЭПОХА ИНГУШСКОЙ ПОЭЗИИ (20-40-Е ГОДЫ XX ВЕКА)
Ингушская национальная поэзия - явление самобытное, оригинальное и неповторимое. Она представляет собой крепкий фундамент национальной художественной культуры, результат последовательного воплощения в жизнь ментальных традиций и обычаев народа. В ее основе лежат высокие нравственные и эстетические идеалы, вера в возможность совершенствования человека, способность преобразования духовного мира народа, патриотический пафос служения родной земле, многонациональной Родине.
Говоря о развитии ингушской поэзии и литературы в целом, следует отметить тот факт, что она является частью русской и многонациональной литературы нашей страны. Как и все национальные литературы Северного Кавказа, она стала осмыслять исторические, политические темы и идеи того сложного времени, но при этом имеет свой, непохожий и неповторимый на других, путь развития, ментальные особенности, отличные от литературы других народов, проживающих на территории нашего края и России. Национальная самобытность ингушей формировалась не только историческим прошлым, но всей совокупностью культуры, фольклора, религии и неповторимой особенностью народа: «Литература ингушей принадлежит
52
^БЫ 1997-2911. № 6 (72) 2017. Ч. 3
к словесности, истоки которой идут из богатого народного поэтического творчества вайнахов (общее самоназвание ингушей и чеченцев). С середины XIX века начала зарождаться письменная литература» [6, с. 107].
Ингушская национальная поэзия имеет свои крепкие корни и твердую почву, на которой она развивалась: «Уходящая корнями в глубокую древность народная поэзия стала основой для формирования ингушской письменной поэзии, научила художников слова чутко вслушиваться в ритм жизни. Народные поэты (Мокыз, Саи, Эльмарза и др.), используя богатые традиции устного поэтического творчества, отображали в своих песнях поиски идеалов и чаяния своего народа. В их поэзии в первую очередь проявлялись национальные нравственно-этические нормы» [7, с. 4].
Итак, до 1923 года, то есть до момента написания ингушского алфавита З. К. Мальсаговым, ингушская словесность находилась в прямой зависимости на первых этапах своего становления от фольклора, религии, национальных традиций и обычаев. Т. Д. Беков, А. И. Озиев, Х.-Б. Ш. Муталиев, С. И. Озиев и ряд других авторов стали первыми творцами письменной литературы, произведения которых отличались идейно-тематической направленностью, своеобразным видением мира, стилем и языком. «Поэзия, сравнительно с драматургией, развивалась на первых порах достаточно медленно. Появляется плеяда молодых поэтов, творчество которых опиралось на богатые традиции народного поэтического творчества. Наиболее востребованными стали те поэты, творчество которых отличалось мастерством, органическим соответствием формы и содержания духу времени» [4, с. 26].
В то же время в них отчетливо просматривалась связь с устным народным творчеством: «Поэзия 20-х годов представлена циклами сатирических куплетов... Оригинальные стихотворения Т. Д. Бекова и М. Ф. Аушева "Пауки", "Будущему" назидательного характера проникнуты агитационным пафосом. В 1928 году появляются стихи А. И. Озиева, С. И. Озиева на ингушском языке» [6, с. 109].
Талантливой и неординарной личностью, образованнейшим человеком своего времени, обладающим аналитическим складом ума и благородством души, по праву можно считать Чаха Эльмурзаевича Ахриева (1850-1914) - первого ингушского мыслителя, этнографа, фольклориста, сыгравшего заметную роль в становлении не только ингушского, но и всего северокавказского просветительства. Свои филологические открытия автор впервые стал печатать более ста лет назад в «Терских ведомостях» и в «Сборниках сведений о кавказских горцах». Особое и пристальное внимания уделял борьбе с пережитками прошлого, отсталыми религиозными воззрениями, теме раскрепощения ингушской женщины. «Первый шаг на пути к художественности от историко-этнографического очерка, берущего свое начало в творчестве видного ингушского просветителя Чаха Эльмурзиевича Ахриева, сделал Асламбек Бунухоевич Базоркин (1852-1890), который первым отошел от чисто научно-этнографического исследования и развил художественные элементы в своих очерках. Его творчество можно считать истоком зарождения ингушской литературы и поэзии» [4, с. 37].
Зачинателем и основателем ингушской поэзии считается Тембот Дордаганович Беков (1973-1938). Он был одним из организаторов первой ингушской газеты «Сердало» («Свет»), которая вышла в свет первого мая 1923 года, автором поэтических произведений «Две эпохи», «Расстрел рабочих на Лене», в которых говорится о предреволюционном состоянии страны. В основе содержания поэмы «Расстрел рабочих на Лене» лежит реальное историческое событие:
Пробито прощенье,
Расстреляна вера
В царя - ему больше
Не верит народ [7, с. 36]...
В этой поэме охватываются многие события предреволюционной Ингушетии, раскрывается суровая сущность царизма и ее жестокой эксплуатации. Пролетарский интернационализм соединяет воедино интересы многих народов, в том числе и ингушей, воспитывает новые представления, чувства и качества, направляет на правильный путь развития. Однако, ощущая себя частицей огромной страны, ингушские художники слова не забывают свою малую родину, они чувствуют землю, на которой выросли, родной очаг и корни, откуда они произошли.
Поэзия Т. Д. Бекова богата идейно-тематическим содержанием, питается глубинными народными корнями. Автор создал ряд поэм, выступая подлинным новатором. В числе созданных им поэтических произведений, как мы обозначили выше, «Расстрел рабочих на Лене», в котором раскрывается суровая действительность того сложного и противоречивого времени: «Сурова тайга, а жилище простое. Сырая землянка зимой, как ледник. Сибирское золото дорого стоит: ногайка, обвал, раздирающий крик» [Там же, с. 23].
Два антагонистических мира резко сталкивались между собой, черта этого разлома разделила все. Тема двух миров - старого и нового, прошлого и настоящего - стала центральной в данном произведении: «Песок золотой и ледовая Лена. В руках у рабочих песок золотой, а сами они в нищете по колена, Сибирью придавлены, словно плитой» [Там же, с. 43].
Особо остро тема двух противоположностей проявляется в социальном контрасте - богатых и бедных: «В одежде изорванной, как приведенья, они добывали зловещий металл, а тот, кто держал золотые владенья, на крови людской наживал капитал. Песок золотой на рабочем горбу Надеждинский прииск слагает прошенье, он просит жандарма облегчить судьбу. По длинной дороге - людей вереница. Они, спотыкаясь, прошенье несут. Не знают они, что засада таится, что всех на прицел их жандармы берут» [Там же, с. 44].
Итак, ингушская поэзия 20-40-х годов XX века направлена на познание общих закономерностей истории. Эстетика предельных контрастов определяет название и структуру произведений тех лет. Она относится к молодым литературам: «Литература чеченцев и ингушей, как и ряда других народов Северного Кавказа,
относится к так называемым младописьменным литературам, истоки которых идут из фольклора, а письменные традиции зарождались в первые годы Советской власти. Эти исторически молодые литературы прошли в своем развитии большой путь» [8, с. 86]
Ингушская поэзия начала развиваться с появлением у народа своей письменности, она, как и поэтическое творчество многих других народов Северного Кавказа, тесно связана с Октябрьской революцией 1917 года. Национальная литература ингушей периода зарождения развивалась в обстановке многих исторических событий, нескольких войн и революций. Естественно, все это не могло не сказаться на художественных исканиях данного периода. В течение ХХ века ингушская поэзия переживала свои высокие взлеты и падения.
Безусловно, сегодня вопрос о хронологических границах ингушской лирики окончательно решен литературоведческой наукой. Об этом писал ученый, автор многочисленных работ по ингушской литературе, поэзии и фольклору Ибрагим Абдурахманович Дахкильгов в крупной исследовательской работе «Ингушская художественная литература», также ученый-литературовед, профессиональный литературный критик Алихан Усма-нович Костоев в книге «Ореховое дерево» отметил особенность развития национальной литературы и поэзии.
Говоря об этапах развития ингушской литературы, заметим, что она в своем развитии распадается на три основных периода. Первый этап, охватывающий 1923 - 1940-е годы, - это время зарождения ингушской поэзии. В этот период складывалось творчество зачинателей национальной литературы Т. Д. Бекова, С. И. Озиева, А. О. Озиева, А. В. Аушева, Д. Д. Мальсагова, Х.-Б. Ш. Муталиева, Ф. К. Мальсаговой, Б. Х. Зязикова, Дж. Х. Яндиева. Характерной особенностью ингушской словесности на начальном этапе зарождения и становления является то, что она носила не печатный, а рукописный характер. При этом те или иные произведения существовали не как самостоятельные работы, а входили в состав различных коллективных сборников стихов. Уровень развития литературного творчества ингушского народа в тот период можно назвать достаточно высоким.
Второй этап - 1940-е - 1956 г., когда происходит окончательное становление и развитие национальной поэзии ингушей. Это время оформления и развития творчества маститых и известных ингушских лириков.
Третий этап - 1956 - 2000-е годы и современная поэзия - это наиболее плодотворный период в развитии ингушского поэтического творчества. В это время появляются новые имена талантливых национальных поэтов, таких как К. О. Чахкиев, А. Т. Хашагульгов, С. И. Чахкиев, Г. А. Гагиев и др.
Первый период (1923 - 1930-е годы и вплоть до 40-х гг.) в национальной литературе ингушей плодотворен, его можно назвать жемчужной эпохой ингушской поэзии, взлетом многочисленных талантов ингушского художественного творчества. Поэтические творения авторов соответствовали духу времени и запросам читателей. Независимо от родовой и жанровой принадлежности, произведения национальных художников слова были пронизаны пафосом оптимизма и верой в счастливое будущее своего народа, родного края, необъятной страны.
У ингушского народа, не имевшего письменной литературы, в течение двадцатилетия появилось большое число авторов, все они писали разные по идейно-тематической направленности поэтические произведения. Определяющими и направляющими, разумеется, стали те авторы, творчество которых отличалось наибольшим художественным мастерством, органическим соответствием художественной формы и содержания, а также теми передовыми национальными традициями, которые служили делу становления и развития ингушской поэзии.
В лирике ингушских авторов нашли отражение переживания за будущее поколение, новый взгляд на вековые устои и традиции, освещение темы вождя, классовая борьба и социальное неравенство, народное просвещение и образование, раскрепощение женщины-горянки, критика прошлого и приход новой жизни. Эти темы воплотились в поэмах А. И. Озиева «Октябрь наступает», «Богач и бедный», «Красный флаг», С. И. Озиева «Тамара и калым», А. И. Хамхоева «Утро в горах», «Родник счастья», И. М. Базоркина «Странички прошлого», Х. С. Осмиева «За власть советов», Ф. З. Мальсаговой «Весь мир поднимется» и др.
Итак, исследование поэтического творчества ингушских авторов данного периода позволяет судить о том, что содержательно-формальный уровень (идейно-тематическая направленность, проблематика, стиль, взгляд на общественную жизнь и происходящие события и т.д.) их произведений был достаточно широк. Общий уровень развития ингушской поэзии того периода отличался ровным и последовательным развитием, уравновешенным взглядом художников слова на государственное развитие станы.
Естественно, ингушская общественность с большим воодушевлением и радостью восприняла впервые написанное на своем родном языке слово. Бурное развитие получила поэзия, которая по требованию идеологии советской власти вела беспощадную борьбу с пережитками прошлого в сознании людей. Она хвалила новую власть за то, что та дала образование, свободу и государственность, поэтому широкую популярность в то время получил жанр гимна и оды.
Однако, стоит отметить, что существовала и другая точка зрения подготовленного читателя. Характеризуя идейно-тематическую направленность ингушской поэзии начала XX века, литературный критик Алихан Костоев писал, что «современного читателя далеко не удовлетворяют многочисленные стихотворения и поэмы, авторы которых в напыщенном стихе истово клянутся в том, что они, дескать, любят партию, родину, коммунизм, вождей, кавказские горы и родники» [5, с. 355].
Следовательно, центральная тема ингушской поэзии 20-40-х годов XX века - антагонизм двух миров, прошлого и настоящего, старого и нового. Эта тематика была заявлена ингушскими авторами четко и уверенно. Пережитки родового строя твердо держались среди ингушей: калым, многоженство, кровная месть («Кровная месть» З. К. Мальсагова), умыкание невест («Похищение девицы» З. К. Мальсагова). Принципиально
54
ISSN 1997-2911. № 6 (72) 2017. Ч. 3
было в тот момент отказаться от вековых пережитков прошлого, изменить жизненные позиции людей, соответствовать духу нового времени. Коренное изменение власти способствовало установлению социального неравенства всех слоев населения: мужчин и женщин, обеспеченных и бедных и др.
Таким образом, ингушская поэзия, в основе которой лежит народное стихосложение, начала свое становление в начале XX столетия. В поэтических произведениях национальные авторы осмысливали наиболее актуальные проблемы своего времени.
Список источников
1. Горчханова Т. Х Жанр рассказа в ингушской литературе. Истоки. Становление: дисс. ... к. филол. н. М., 2016. 212 с.
2. Дахкильгов И. А. Ингушская литература: период развития до 40-х годов. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1971. 86 с.
3. Дахкильгов И. А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1978. 136 с.
4. Ингуши / отв. ред. М. С-Г. Албагочиева, А. М. Мартазанов, Л. П. Соловьева; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ингушский государственный университет. М.: Наука, 2013. 509 с.
5. Костоев А. У. Ореховое дерево. М.: Медиа-ПРЕСС, 2007. 512 с.
6. Литературы народов России. XX век: словарь / РАН; Институт мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Наука, 2005. 365 с.
7. Мартазанов А. М. Антология ингушской поэзии. 20 век. Ростов н/Д: ООО «Донское книжное издательство», 2006. 144 с.
8. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры двадцатого века. М.: Аграф, 2001. 384 с.
PEARL AGE OF INGUSH POETRY (THE 20-40S OF THE XX CENTURY)
Khadzieva Aina Akhmetovna, Ph. D. in Philology Ingush State University, Magas hadzieva_aa@mail. ru
The article examines the basic problems of Ingush poetry development, identifies the peculiarities of poetical creation of the Ingush literary artists of initial period, and considers the specificity of their lyrics and original implementation of theme and idea. The author establishes the basic stages of Ingush poetry development, identifies the role and place of Ingush poetry in North Caucasian literature. Special attention is paid to the artistic heritage of the fathers of Ingush poetry T. D. Bekov and S. I. Oziev, A. I. Oziev, Kh.-B. Sh. Mutaliev et al.
Key words and phrases: folk poetry; Ingush lyrics; specifics of poetry; folklore; written traditions; father of Ingush poetry; development periods; North Caucasian literature.
УДК 821.512.145
Статья посвящена анализу романа Т. Миннуллина «Приключения Мингаза» как жанровой разновидности в литературе. Автором выявлены особенности изменений и трансформаций романного жанра, характерные для начала ХХ1 века, и верность традициям народной эпической поэзии и сказочности. В процессе исследования проанализированы элементы постмодернистской техники «коллаж», его отличия от монтажного конструирования.
Ключевые слова и фразы: постмодернизм; роман-коллаж; фрагментарная проза; традиции; жанровая трансформация.
Халиуллина Альбина Габитовна, к. филол. н., доцент
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа ahmali 76@таИ. ги
СТРУКТУРНО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ РОМАНА:
ПОЭТИКА КОЛЛАЖА
Литературная ситуация конца XX - начала XXI века характеризуется довольно активными экспериментами в области жанрообразования. Социально-нравственные, общественно-политические и культурные преобразования в стране послужили основной причиной переоценки действительности и в татарской литературе рубежа ХХ-ХХ1 веков. Как известно, смена одной парадигмы художественности другой побуждает к активизации жанровых исканий, что, в свою очередь, приводит к смешению, диффузии жанров (М. Ю. Звягина [2], Т. Н. Маркова [3], З. Н. Серова [6] и др.). Роман Туфана Миннуллина «Приключения Мингаза» («МинИаж мажаралары», 1998), на наш взгляд, является смелым постмодернистским экспериментом и создает жанровую вариацию романа, основанного на приеме коллажности. Зародившись в изобразительном искусстве, термин «коллаж» прочно утвердился в филологии, является родственной категорией термину «монтаж», который, в свою очередь, «указывает прямое влияние кинематографической техники разбивки изображаемого на отдельные разнородные "кадры" и их "склеивания"» [8, с. 97, 130]. Как известно,