Научная статья на тему '«Самое человечное - это взаимная дружба…» (cтраницы жизни и творчества И. М. Базоркина)'

«Самое человечное - это взаимная дружба…» (cтраницы жизни и творчества И. М. Базоркина) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
439
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
И. М. БАЗОРКИН / IDRIS M. BAZORKIN / ИНГУШЕТИЯ / INGUSHETIA / ИНГУШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / INGUSH LITERATURE / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / COURSE OF LIFE / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / CIVIL STAND / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Науменко Владимир Емельянович

В статье освещены основные этапы жизненного и творческого пути классика ингушской литературы И. М. Базоркина. Особое внимание уделено общественной деятельности писателя, связанной с защитой прав ингушского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“The Most Important Thing Is a Mutual Friendship …“ (The Рages of Life and Work of Idris M. Bazorkin)

The article is dedicated to Idris M. Bazorkin’s, the classic of Inguish literature, course of the life and his creative development. The particular attention is paid to the writer’s social activities related to the protection of the rights of the Ingush people.

Текст научной работы на тему ««Самое человечное - это взаимная дружба…» (cтраницы жизни и творчества И. М. Базоркина)»

iw

НАУМЕНКО Владимир Емельянович

кандидат исторических наук, профессор, начальник отдела комплексных проблем изучения культуры Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева,

г. Краснодар, Россия Vladimir Е. NAUMENKO Cand. Sci. (National History), Prof., Head, Department of Complex Problems for Cultural Research, Southern Branch of the Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage,

Krasnodar, Russia naumenko@rambler.ru

«Самое человечное — это взаимная дружба...» (страницы жизни и творчества И. М. Базоркина)

В статье освещены основные этапы жизненного и творческого пути классика ингушской литературы И. М. Базоркина. Особое внимание уделено общественной деятельности писателя, связанной с защитой прав ингушского народа.

Ключевые слова: И. М. Базоркин, Ингушетия, ингушская литература, жизненный путь, гражданская позиция, гуманизм, патриотизм.

"The Most Important Thing Is a Mutual Friendship ..." (The Pages ofLife and Work of Idris M. Bazorkin)

The article is dedicated to Idris M. Bazorkin's, the classic of Inguish literature, course of the life and his creative development. The particular attention is paid to the writer's social activities related to the protection of the rights of the Ingush people.

Keywords: Idris M. Bazorkin, Ingushetia, Ingush literature, course of life, civil stand, humanism, patriotism.

Названием этой статьи стала строка, взятая из завещания основоположника ингушской литературы, одного из крупнейших общественных деятелей Ингушетии Идриса Муртузовича Базоркина, составленного писателем более чем за 30 лет до своей смерти. Она появилась в его завещании не случайно, а как вполне осознанное, выстраданное всей его жизнью убеждение. Доказательством этому была сама жизнь яркого представителя ингушской интеллигенции, ставшая «олицетворением стойкости духа, высокого

РВСЛЕДИЕ ЗЕКОВ

2015 2 www.heritage-magazine.com

На многих языках звучит здесь человеческая речь. Живет здесь братство множества народов

И. Базоркин.

Из тьмы веков (запев)

патриотизма и подлинного служения отечеству» [7, с. 7].

В истории и культуре каждого народа есть имена, которые вошли в его плоть и кровь. Для ингушского народа, его художественной культуры таким стало имя И. М. Базоркина.

Родился писатель 15 июня 1910 г. в селении Базоркино Назрановского округа Ингушетии (ныне селение Чермен Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания). Вся его жизнь была связана со своим краем,

и, наверное, потому, что связь с землей предков была столь крепкой, ему и удалось своим творчеством так убедительно выразить мысли и чаяния своих земляков. Это о таких деятелях культуры сказал Расул Гамзатов, -«„.творческая деятельность такого человека всегда была и остается духовной опорой его народа» [2, с. 514].

Идрис Муртузович Базоркин (1910-1993)

Мы не ставим своей целью комплексно исследовать жизнь и творчество И. М. Базор-кина. В последние годы вышли в свет книги дочери Азы Базоркиной «Воспоминания об отце», ЯкубаПатиева«Ая иду...». Очерк о жизни и творчестве Идриса Базоркина, большое количество публицистических и литературоведческих статей. В этих трудах наследие писателя, его общественная и художественно-творческая деятельность получила широкое освещение. Сделано много для изучения его творчества и многое еще предстоит. Исследователи справедливо считают, что говорить сегодня о такой личности, как Идрис Базоркин в жанре классического жития невозможно, да и не нужно - ни ему, ни нам самим. Налипшая позолота последних десятилетий мешает увидеть художника. Нам, едва прикоснувшимся к его деятельности, стало интересно рассмотреть его жизнь и литературное наследие сквозь призму времени, в которое жил и трудился художник.

Если мысленно окинуть взором весь пройденный творцом жизненный и творческий путь, то условно его можно представить несколькими знаменательными вехами.

От рождения до 1934 года - это время становления творца и гражданина, первые пробы пера, годы учебы и работы по становлению ингушского национального театра. Это было время поиска места молодого литератора в новой бурно развивающейся жизни.

Знаковым событием в жизни Идриса Базоркина становится 1934 год. В качестве делегата он принимает участие в работе Первого съезда советских писателей в Москве, на котором знакомится с М. Горьким. В этом же году он был принят в члены Союза писателей, вышла в свет его первая книга, первая в истории ингушской литературы пьеса «На заре», что дало ему возможность уже в 1938 г. окончательно перейти на работу, непосредственно связанную с творчеством. Вершиной деятельности И. Базоркина в этот период становится написанная им классическая драма «Тамара», которая впервые была поставлена 10 апреля 1941 г., и с тех пор пьеса не сходит со сцены профессиональных и самодеятельных театров. Молодой писатель получает широкую известность не только в своей республике, но и за ее пределами. Его пьесами интересовались театры Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, в коллективных сборниках его произведения выходят в Москве. Он задумывает новые произведения, строит планы, связанные с литературным творчеством. Но воплотить их в жизнь помешала Великая Отечественная война.

Годы с 1941 по 1944 - это особый период в его жизни и творчестве. Освобожденный по брони от службы в армии (но в момент захвата территории республики немцами он был зачислен в партизанский отряд), Идрис Муртузович своим долгом считает посвятить писательский труд защите Отечества, мобилизации трудящихся республики на отпор врагу. Подобно многим творческим работникам тех лет, И. Базоркин часто публиковал свои военные очерки, читал их по радио, в госпиталях. Затем его газетные публикации были выпущены отдельными сборниками. Эти произведения были оперативны: набатом звучал в них призыв к борьбе с врагом. Против геббельсовской пропаганды был направлен его очерк «Честь горца». В нём рефреном звучит призыв: «Все, как один, встанем

(ЯиСЙЖЙ. ОИТЕРЙТУРЫ НАРОДОВ ргя РОССИИ

на защиту нашего Отечества!». Своеобразным призывом можно назвать публикацию И. Базоркина «К чечено-ингушской интеллигенции». В довоенное время отношение к интеллигенции в «стране рабочих и крестьян» было довольно прохладным. И. Базоркин публикацией возвысил общественную роль представителей интеллектуального труда. По словам автора, велика их роль и бою, и в тылу [5, с. 412-413]. Вершиной писательского труда стала его многоактная пьеса на тему войны «Рождение ненависти». Произведение создавалась с конца 1941 г. Это было время особого напряжения: заняв в 1942 г. часть Северного Кавказа, гитлеровцы уже подошли к границам Ингушетии. Защитники Родины и мирное население делали все возможное, чтобы не допустить фашистской оккупации своего нефтяного края. В самый разгар летней кампании 1942 г. работа была передана драматургом в Грозненский русский драматический театр. Спектакль был поставлен 7 ноября 1942 г., в период самых напряженных боев за освобождение Северного Кавказа. По авторитетному мнению известных литературоведов В. Корзуна и М. Чентиевой, драма «Рождение ненависти» является «самым значительным произведением Чечено-Ингушской литературы военных лет» [7, с. 59]. Ее по праву ставят в ряд с произведениями, написанными позднее, - «Нашествие» Л. Леонова и «Русские люди» К. Симонова [5, с. 413].

В этот период происходит событие, которое по понятиям того времени представляется высшим проявлением патриотизма. И. М. Базоркин в самый критический момент военных действий, когда враг стоял у границ Ингушетии вступает в ВКП(б). С января 1943 г. начинается операция по освобождению Кавказа. Когда опасность захвата Кавказа была ликвидирована советскими войсками, Базоркин оставляет работу лектора обкома КПСС и переходит на работу в театр заведующим литературной частью [7, с. 62]. На этом поприще он продолжил дело служению победы над врагом. Его пьесы не сходят со сцены республиканских театров, он продолжает писать статьи в газеты и выступать по радио. И эта плодотворная работа писателя по мобилизации трудящихся республики на трудовые и

ратные подвиги была прервана депортацией чеченцев и ингушей и обвинением их ни много ни мало в измене родине и пособничеству фашизму. Это притом, что республика не была, оккупирована фашистскими войсками и ни один ингуш не ушел, с отступающими с Кавказа войсками вермахта [4, с. 366].

Для писателя началась жизнь спецпоселенца. Не было постоянной работы, а если и была, то весьма далекая от писательского труда (кладовщик в совхозе, техник-смотритель райземотдела, хозяйственник в геолого-управлении и т. п.). Получив пост директора Киргизского республиканского дома народного творчества в г. Фрунзе И. М. Базоркин всецело погружается в культурную жизнь Киргизии. В этот период он написал ряд одноактных пьес для художественной самодеятельности, за что неоднократно поощрялся союзными и республиканскими органами культуры. Но и это не спасло его от увольнения по надуманной причине «в связи с коре-низацией аппарата» [7, с. 64]. Писатель приходит на работу в Киргизский государственный театр оперы и балета на должность администратора, далекую от творческого труда. Но как говорится, нет худа без добра. «Новая работа во Фрунзе свела писателя со многими замечательными людьми, позволила ближе познакомиться с деятелями литературы и искусства Киргизии, приобщиться к новому и непривычному для ингушей жанру оперы и балета, которые потом пригодились при написании киноповести «Труд и розы» [7, с. 66]. Лишенный долгие годы печататься «писатель рецензирует спектакли местных авторов, сам пишет какие-то фрагменты будущих своих произведений». В театре произошло его знакомство с будущим великим танцором Махмудом Эсамбаевым, дружбу с которым он пронес через всю жизнь. В эти не простые годы Идрис Муртузович ни на минуту не забывал о тяжелой доле народа оказавшегося в изгнании. Как мог он помогал каждому и собратьям по перу и просто людям, обращавшимся к нему за помощью. По свидетельству его дочери Азы Базоркиной, к нему «ежедневно приходила масса ингушей. Папу считают умным человеком, глубоко любящим свою родину и свой народ. Знакомы меж собой, мне

кажется, были все. Все новости стекались к папе, За советом шли к нему. Театр стал почти ингушским центром» [7, с. 66]. Ни на миг его не отставляла мысль о возвращении ингушей на свою родину. Эта борьба не прекращалась ни на минуту. В сердцах и умах спецпереселенцев никогда не угасала эта надежда.

Наступил 1953 год. Умер И. В. Сталин. Был разоблачен Берия - ближайший сподвижник Сталина по организации репрессий против ряда народов. У народов, подвергшихся депортации появляется робкая надежда на восстановление справедливости. И едвали не первым свой голос в защиту обездоленных поднимает И. Базоркин. В конце 1953 - начале 1954 гг. он пишет свое знаменитое «Письмо к руководству Советского Союза». Этот многостраничный документ убедительное свидетельство исторической правды, которая развенчивает измышления фальсификаторов этого периода истории ингушей и других репрессированных народов, которые были созданы под воздействием сталинско-бери-евской пропаганды. С нашей точки зрения, это обращение представляет собой, по сути, важнейший и, к сожалению, недостаточно изученный исторический документ. В нем каждая выстраданная автором строка является убедительным аргументом, доказывающим несостоятельность любых попыток найти «причины» депортации целого народа. Было много других обращений, в создании которых И. Базоркин принимал самое непосредственное участие. Например, просьба представителей ингушской интеллигенции к писателю Н. С. Тихонову донести до руководства страны объективную информацию о положении дел, знаменитое письмо 13-ти представителей ингушской интеллигенции в Президиум Центрального комитета КПСС, письмо представителей ингушского народа Н.С. Хрущеву с просьбой ингушам разрешить вернуться на историческую родину и другие документы, направлявшиеся в различные инстанции [4, с. 305-310, 310-351, 357-365, 369-382]. Этот период в деятельности И. М. Базоркинаоцени-вается в «Истории Ингушетии» следующим образом: «В Казахстане и Киргизии начинается национальное движение за возвращение на Родину. Неформальным лидером этого движе-

ния стал писатель Идрис Муртузович Базоркин...» [5, с. 428]. Авторитет литератора основывался не только на признании его таланта, но и моральных качеств писателя, основу которых составляли лучшие традиции народа, воспринятый им патриотизм и дружба народов. И в этот напряженный период общественной деятельности он не переставал творить и накапливать материал для своих будущих произведений. С1956 г. в Киргизии и Казахстане появляется долгожданная возможность издавать произведения чеченских и ингушских авторов. В свет выходят главным образом коллективные сборники стихов, рассказов, очерков, всю работу по редактированию кото-рыхвзял насебя И. Базоркин.

Новый этап в жизни и творчестве Идри-са Муртузовича начинается с возвращения на родину в январе 1958 г. Еще до прибытия в Грозный он был избран ответственным секретарем Союза писателей республики. Начался период его деятельности связанный с активным привлечением интеллигенции к восстановлению республики. Едва ли не в первый год его пребывания на родине им были созданы ряд произведений: повесть «Призыв», киноповесть «Труд и розы», рассказ-сказка «Куни», очерк «Путь артиста», ряд газетных статей, его стараниями готовилась к изданию в Москве антология чечено-ингушской поэзии, в этот же период он комплектует и готовит к печати репертуарный сборник на ингушском языке в помощь работникам клубов и художественной самодеятельности [7, с. 75].

В 1960-1970-е гг. интеллигенция осуществляла активную работу по возрождению республики, укреплению её экономики, развитию научного и культурного потенциала. На этом пути возникали множество неразрешимых проблем. Так, не решенными оставались вопросы территориальной и правовой реабилитации народа, медленно решались проблемы социально-экономического развития отдельных районов. Особое значение приобрели вопросы, связанные с включением в состав восстанавливаемой республики исторических территорий исконного проживания ингушей, которые оказались вне новых границ ЧИАССР. В авангарде

(ЯиСЙЖЙ. ПИТЕРДТУРЫ НАРОДОВ ^ГЯ РОССИИ

справедливого решения этих вопросов шла интеллигенция, поддержанная народом. «Народ не забывал, какую мобилизующую роль сыграла интеллигенция в самом процессе реабилитации, пусть и неполной еще, ингушского и других репрессированных народов» [5, с. 437]. Видя нарастание напряженности, группа ингушских коммунистов, в которой одну из ведущих ролей играл И. Базоркин, составляют на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева документ «О судьбе ингушского народа». Исследователь жизни и творчества писателя Я. С. Патиев отмечает, что в этом документе на многочисленных фактах и цифрах рассказано о тяжелом положении народа, в течение долгих десятилетий продолжающего оставаться на географической, социальной, экономической и политической периферии. Приводимые факты невозможно было опровергнуть, так как под каждым из них имелась убедительная доказательная база. Прослеживалась вся история развития и становления национального самосознания, приводились все факты ущемления прав как народа в целом, так и отдельных слоев населения. Особое внимание уделялось положению ингушей в Пригородном районе Северной Осетии, где для них неофициально были узаконены ограничения в кадровом, социальном, культурном, политическом и другом отношении. О возможном развитии негативных событий, в случае передачи Пригородного района Северной Осетии, писатели Идрис Базоркин и Багаудин Зязиков предупреждали руководство партии и государства ещё в 1957 г. «Конфликты,

- отмечает исследователь Л. Я. Арапханова,

- возникшие в связи с территориальным вопросом, заданным при восстановлении государственно-административных образований в 50-х гг., усилили значимость решения этой проблемы» [1]. Вполне цивилизованные обращения ингушской интеллигенции в партийные и государственные органы были руководством республики, и страны восприняты как проявления национализма и разжигания межнациональной розни. Вместе с тем, на аппаратных совещаниях, посвященных обсуждению обращений интеллигенции, признавалась объективная правота поднятых в

них проблем, которые даже частично были удовлетворены. Обвиненный в национализме и антисоветчине И. Базоркин был исключен из партии, подвергнут травле. Попытки объяснить свою непричастность к стихийному митингу ингушского народа собравшегося в январе 1973 г. в г. Грозном и потребовавшего решения насущных вопросов, а именно -«жить и работать в составе одного автономного образования, а не двух и реализовать свое право на национальное самоопределение» [7, с. 138] не были приняты во внимание. Авторы коллективного труда «История Ингушетии» дают такую оценку произошедшему: «События января 1973 г., стали еще одним испытанием для ингушского народа, прежде всего для наиболее образованной и прогрессивной его части - интеллигенции, которая явилась инициатором широковещательного озвучивания проблем своего народа и соответственно приняла на себя главный удар репрессий, обрушившихся на участников этих гражданских акций. Несмотря на то, что выступление носило исключительно мирный характер и в ходе него не прозвучало ни одного антиправительственного лозунга или призыва к межнациональной или межконфессиональной розни, репрессии приняли широкий и достаточно жестокий характер» [5, с. 440]. Не так то, просто было сломить И. Базоркина. Ко времени этих событий он был уже широко известным писателем. Его роман-эпопея «Из тьмы веков», опубликованный в 1968 г., завоевал сердца читателей. Роман был положительно оценен критикой и получил высочайшую оценку собратьев по перу. Именно в этой поддержке писатель находил силы для продолжения служения людям. Как ни выискивали в его творчестве идеологическую незрелость и элементы национализма, или иные идеологические отклонения - все было тщетно. Исследователь творчества писателя Я. С. Патиев верно заметил: «В нескольких своих интервью Идрис Базоркин в качестве одной из основных тем своего романа называл дружбу народов. Даже если допустить, что в этих словах можно найти присущую большинству писателей того времени склонность подчеркнуть эту тему, для Идриса Базоркина и его романа это не было дежурной

фразой, скорее это было его убеждением... И это не было натяжкой ни в житейском, ни в творческом отношении» [7, с. 118]. Таким писатель оставался всю жизнь. Он не прекращал борьбу за восстановление в партии и добился своей партийной реабилитации. В 1986 году его восстанавливают в партии. Признанием его заслуг стали торжества по поводу 80-летия писателя, ему были присвоены почетное звание народного писателя Чечено-Ингушской АССР, а также звание почетного профессора Чечено-Ингушского государственного университета имени Л. Н. Толстого. Писатель дожил до времени создания Республики Ингушетии. 31 мая 1993 г. его не стало. Похоронили его в родовом ауле Эги-кхал, там, где жили герои его романа «Из тьмы веков».

Знакомясь с жизнью и творчеством писателя, ловишь себя на мысли о том, что образ времени постоянно присутствует в его произведениях, оно стало неотъемлемой составляющей его творчества. В одной из статей, посвященных его творчеству, отмечено, что И. М. Базоркин родился в начале XX в. и пережил все уготованные им (веком. - В. И.) страшные испытания. Исход этого века так же кровав, как и его заря. И судьба Базоркина - писателя и общественного деятеля - окрашена в те же цвета, что и время, в которое ему пришлось жить. Базоркин - явление не столько эстетическое, сколько социальное и идеологическое. Человек системы, вступавший в разные периоды в разные с ней в отношения, Базоркин еще при жизни вошел в ингушскую историческую память как национальный символ [3]. Хотелось бы отметить, что феномен Базоркина - писателя и общественного деятеля состоит в том, что для ингушского народа он был, есть и будет эталоном и эстетического отношения к действительности и образцом социальной активности и «выразителем народного сознания, патриотом и гуманистом» [3].

Первые произведения И. М. Базоркина появились, когда автору исполнилось 18 лет. И с тех пор потребность выразить себя в печатном слове не покидала его. Решающими творческими рубежами для него стали осмысление исторического пути ингушского

народа, октябрьской революции, гражданской войны, коллективизации, Великой Отечественной войны (1941-1945), выселение народа, борьба за восстановление республики и реабилитацию репрессированных народов, борьба за торжество исторической справедливости - восстановление республики в границах 1944 года и другие знаковые вехи истории и жизни народа [3].

Поэтому его литературное наследие стало неотъемлемой частью истории и культуры Ингушетии, да и всей России. И все, что он делал в национальной литературе, было впервые. Он был автором первой пьесы, первой повести, первого в ингушской литературе киносценария, первого романа. А его произведения были отражением исторического пути ингушей, их чаяний и надежд. Пьесы «На заре» (1934) об участии чеченского и ингушского народов в гражданской войне, «Тамара» (1938) о пережитках прошлого в отношении к женщине-горянке. Пьесы «Капитан Ибрагимов», «В эти дни», «Операция»

- посвящены героям Великой Отечественной войны. Первая приключенческая повесть, посвященная яркому эпизоду гражданской войны на Северном Кавказе, «Призыв» (1962), первый киносценарий «Труд и розы» (1959), первый роман-эпопея «Из тьмы веков» (1968)

- все это этапные вехи его литературного творчества [6]. Проследить национальный характер и мотивацию поступков народа, в каждый исторический период - большой духовный подвиг. Литературное наследие Базоркина представляет самобытную страницу эпической жизни народа, раскрывает его духовный мир.

Российскому читателю хорошо известно литературное творчество И. М. Базоркина. Здесь он проявил себя как прекрасный знаток истории, этнографии, культуры ингушского народа, он стал, по сути, выразителем народного самосознания, патриотом и гуманистом. И в значительно меньшей степени известно о его общественной работе, связанной с защитой прав ингушского народа в период депортации, восстановления республики и реабилитации. Здесь в наибольшей степени проявилась его гражданская позиция, кото-

(яисяжя. ПИТЕРЯТУРЫ МЯРОДОВ ргя РОССИИ

рую он понимал как «долг писателя - в служении своему времени и народу» [3].

С искренностью честного человека он показал те просчеты властей, которые были допущены в период мобилизации населения на отпор врагу. В его материалах представлена повседневная жизнь ингушей в период депортации, их взаимоотношение с аборигенным населением и властями. Приведено множество примеров бесправного положения народа. Им и его коллегами созданы десятки писем обращенных в партийные органы и органы государственной власти. Эта часть наследия изучена в значительно меньшей степени, нежели литературное творчество писателя. Их смысл и содержание еще пред-

Использованная литература:

1. Арапханова Л. Я. Роль политической элиты ингушей в самосохранении народа в репрессиях 20-50-х годов XX века [Электронный ресурс] // Депортация ингушского народа. URL: http://deportin.ru/index.php/ public/35-20-50- (дата обращения: 24.04.15].

2. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Конституция горца. Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 2002.

3. Дзаурова М. Венец ингушской литературы // Сердало. 2005.15 июня. № 61.

4. Ингуши: депортация, возвращение, реабилитация, 1944-2004: документы, материалы, комментарии / авт.-сост. Я. С. Патиев. Магас: Сердало, 2004.

5. История Ингушетии / отв. ред. Н. Д. Кодзоев. Магас; Нальчик: Тетраграф, 2011.

6. Очерк истории чечено-ингушской литературы / отв. ред. В.Б. Корзун. Грозный: Чечено-ингушское кн. изд-во, 1963.

7. Патиев Я. С. «А я иду...». Очерк о жизни и творчестве Идриса Базоркина. Назрань, 2000.

стоит донести до всех, а не только заинтересованных в изучении его творчества людей. В одном из писем своей дочери Азе Идрис Ба-зоркин напишет: «Моя профессия - борьба за возвращение нас на родину». Исследовать эту сторону его деятельности еще предстоит. Дело в том, что документы, составленные писателем практически стали фактическими источниками по изучению истории Ингушетии второй половины XX в. Каждая публикация таких материалов показывает, что интерес к творчеству классика ингушской литературы и, не только на его родине, не иссякаем, это недвусмысленный сигнал, что его творчество востребовано обществом, а проблемы, поставленные им, актуальны и сегодня.

References:

1. Arapkhanova, L. Ya., Rol' politicheskoy elity ingushey v samosokhranenii naroda v repressiyakh 20-50-kh godovXX veka (The Role of the Political Elite of the Ingush People for Self-Preservation in the Repression of the 20-50s of the 20th Century], Deportatsiya ingushskogo naroda. http://deportin.ru/index.php/public/35-20-50-. Accessed April 24,2015.

2. Gamzatov, R, Moy Dagestan. Konstitutsiya gortsa (My Dagestan. The Constitution of the Mountaineer], Makhachkala: Dagestanskoe kn. izd-vo, 2002.

3. Dzaurova, M., Venets ingushskoy literatury (The Crown of the Ingush Literature], Serdalo, June 15, 2005, no. 61.

4. Ingushi: deportatsiya, vozvrashchenie, reabilitatsiya, 1944-2004: dokumenty, materialy, kommentarii (The Ingush People: Deportation, Return, Rehabilitation, 1944-2004: Documents, Materials, Comments], Patiev, Ya. S., Comp., Magas: Serdalo, 2004.

5. Istoriya Ingushetii (History of Ingushetia], Kodzoev, N. D., Manag. Ed., Magas; Nal'chik: Tetragraf, 2011.

6. Ocherk istorii checheno-ingushskoy literatury (The Outline of the History of the Chechen-Ingush Literature], Korzun, V. B., Manag. Ed., Groznyy: Checheno-ingushskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1963.

7. Patiev, Ya. S., «/4 ya idu...». Ocherk o zhizni i tvorchestve Idrisa Bazorkina («And I go...». Essay on the Life and Work ofldris Bazorkin], Nazran', 2000.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Науменко, В. Е. «Самое человечное - это взаимная дружба...» (Страницы жизни и творчества И. М. Базоркина] [Электронный ресурс] / В. Е. Науменко // Наследие веков. - 2015. - № 2. - С. 72-78. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/10/2015_2_Naumenko.pdf (дата обращения дд.мм.гг].

Full bibliographic reference to the article:

Naumenko, V. E., «Samoe chelovechnoe - eto vzaimnaya druzhba...» (Stranitsy zhizni i tvorchestva I. M. Bazorkina] ("The Most Important Thing is the Mutual Friendship ..." (Pages of Life and Work ofldris M. Bazorkin], Naslediye Vekov, 2015, no. 2, pp. 7278. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/10/2015_2_Naumenko.pdf. Accessed Month DD,YYYY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.