Рассказ написан в ярко выраженном психологическом ключе. Стилевое единство, система средств и приемов произведения направлены на максимальное проникновение во внутренний мир героев. Особое внимание уделено старому Гини, который под давлением главы сельского духовенства Кадир-муллы должен совершить в «добровольно-принудительном порядке» убийство (и не одно): ему по жребию выпало подложить бомбу в здание школы, где в присутствии районного начальства, разъясняющего необходимость создания колхозов, проходит собрание жителей села. Автор показывает колоссальную внутреннюю борьбу героя, представления которого о жизни и своей роли в ней не согласуются с жестокостью и беззаконием. По своей морально-нравственной сути он не приемлет зло и насилие, в какой бы форме оно не проявлялось. И философия муллы, требующего «восстановления» социальной справедливости ценой массовых убийств людей - «каммонистов» и бедняков, их поддерживающих» [9, с. 113], своих односельчан, идет вразрез с психологической установкой героя. Поставив его в положение «возможного, предполагаемого, необходимого и долженствующего, писатель-реалист показывает, что есть и другие вариации проявления обязательного, как бы два измерения одного и того же объекта» [2, с. 208].
К. Чахкиев блестяще владеет мастерством композиции, тончайшим психологическим анализом. Особое внимание автора сосредоточено на душевных переживаниях героя, которого «приводит» в стан такого же обездоленного люда, ибо единственно верный путь выхода из социального тупика - «создание колхоза, в котором результаты коллективного труда будут общими, благодаря чему условия жизни людей улучшатся, они будут иметь одинаковый достаток во всем» [9, с. 115]. От мысли о том, что мог быть причиной смерти «таких же бедняков, как и он, думающих, как он», герой испытывает сильное душевное потрясение, но благодарен судьбе, что не совершил преступления. В создании рассказа автор «отправляется от жизни, от своих переживаний и убеждений. Жизненно-наглядные
Библиографический список
картины вызывают у художника процесс творческой кристаллизации, он творит как сама действительность, рассказывая жизнь» [2, с. 207]. Произведение вызывает интерес не только простотой и естественностью изображения реалий жизни, в которых определенную роль играет вымысел в качестве средства воспроизведения действительности, но и поэтикой воссоздания художественного мира.
Рассказ «Эстамаравахар» («Жизнь Эстамара»), в котором с особой силой звучит «голос» родины, посвящен теме переселения в Турцию. Современная писателю действительность изображена в произведениях малой эпической формы: «Баьтезоахалол» («Сватовство Бяты»), «Миштадехар Ма1е тоба» («Как изменил своей вере Маи»), «Гуйран сайре» («Осенний вечер»), «Зоахалол» («Сватовство»), «Саг йодаяритоами» («Похищение девушки и примирение»), «Улейг1аза таьлмехоаваьЭлмарза» («Как Элмарза по воле Улейги стал наседкой». Написанные в остро сатирическом ключе, они несут «исторически правдивый пафос отрицания изображаемой действительности» [7, с. 190].
В небольшом по объему произведении «Эг1аваьДударкъа» («Ненормальный Дударка») писатель обращается к истории народа, не столь отдаленной во временной дистанции (начало ХХ века), свидетельствующей об участии ингушей в русско-японской войне. О тесном взаимодействии ингушей с близкими и отдаленными этномирами повествует рассказ «Элбердадийцар» («Рассказ Элбер-да»).
Таким образом, в становлении и развитии ингушской литературы Капитону Чахкиеву, бесспорно, отводится значительное место. Яркая, многогранная личность, определившая собой время, он на собственной судьбе испытал драматизм своей эпохи. Писатель и мыслитель, Капитон Чахкиев создал многослойный художественный мир, в котором, осмысливая судьбу родного народа на трагических изломах его истории, утверждал вечные нравственно-философские критерии, определяющие сущность человека - долг, честь, достоинство.
1. Валеева Н.Г Национальная картина мира и перевод. Эпический текст: проблемы и перспективы изучения: Материалы XI Международной научной конференции. Пятигорск, 2008: 30 - 33.
2. Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы. Москва, 1967.
3. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: учебное пособие. Москва, 2003.
4. Костоев А.У. Капитон Чахкиев (этюд). Ореховое дерево. Москва, 2007: 334 - 339.
5. Костоев А.У. Три периода в истории чечено-ингушской литературы. Ореховое дерево. Москва, 2007.
6. Костоев А.У. Письмо в Управление по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Ореховое дерево. Москва, 2007: 496 - 499.
7. Поспелов Г.Н. Теория литературы: учебник для университетов. Москва, 1978.
8. Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие. Москва, 2005.
9. Чахкиев К. Сватовство Бяты. Рассказы, стихотворения, поэма. Грозный, 1989.
References
1. Valeeva N.G. Nacional'naya kartina mira i perevod. 'Epicheskij tekst: problemy i perspektivy izucheniya: Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Pyatigorsk, 2008: 30 - 33.
2. Gej N.K. Iskusstvo slova. O hudozhestvennosti literatury. Moskva, 1967.
3. Davydova T.T., Pronin V.A. Teoriya literatury: uchebnoe posobie. Moskva, 2003.
4. Kostoev A.U. Kapiton Chahkiev fetyud). Orehovoederevo. Moskva, 2007: 334 - 339.
5. Kostoev A.U. Tri perioda v istorii checheno-ingushskoj literatury. Orehovoe derevo. Moskva, 2007.
6. Kostoev A.U. Pis'mo v Upravlenie po delam izdatel'stv, poligrafii i knizhnoj torgovli. Orehovoe derevo. Moskva, 2007: 496 - 499.
7. Pospelov G.N. Teoriya literatury: uchebnik dlya universitetov. Moskva, 1978.
8. Fesenko 'E.Ya. Teoriya literatury: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.
9. Chahkiev K. Svatovstvo Byaty. Rasskazy, stihotvoreniya, po'ema. Groznyj, 1989.
Статья поступила в редакцию 24.01.21
УДК 821.161.1: 785
Petrova S.A., Cand. of Sciences (Philology), Leningrad State University named by A.S. Pushkin, Pushkin Leningrad State University
(St. Petersburg, Pushkin, Russia), E-mail: [email protected]
THE IMAGE OF A LYRICAL HERO IN ROCK POETRY V.R. TSOI. The article discusses the problem of compiling a generalized image of a lyrical hero in the lyrics of Viktor Tsoi. The idea is justified that the lyrical hero is a generalized image of a person facing a long external choice. The article addresses the topic of the duality of choice, the complexity of worldview and alienation from public opinion and the benefits of civilization. The purpose of the work is to create a generalized portrait of a lyrical hero on the material of the lyrics of the album "Blood Group". The author focuses on the complexity of the feelings that overwhelmed the lyrical hero during the choice, as well as addressing the interlocutor in search of support. Based on the analysis of the lyrics of the group with the name "Kino", as well as the attraction of additional sources, the author concludes that the lyrical hero is in a state of uncertainty and choice. The author manages to give a generalized characteristic of the lyrical hero on the material of seven lyrics by Viktor Tsoi. The study can be continued by analyzing the four songs of the album "Blood Group", in which the lyrical hero decides to take a step towards fate.
Key words: Russian rock, lyrical hero, "Kino" band, album "Blood Type / Group", composition, Viktor Tsoi, explicit and implicit image of lyrical hero.
С.А. Петрова, канд. филол. наук, ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Санкт-Петербург,
Пушкин, E-mail: [email protected]
ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В РОК-ПОЭЗИИ В.Р. ЦОЯ
Статья посвящена исследованию актуальной философской проблемы поиска смысла жизни на материале текстов русской рок-группы «Кино». В статье рассматривается проблема недостаточной изученности рок-поэзии как целостного явления, в частности составления подробного обобщенного образа лирического героя на материале текстов песен лидера рок-группы «Кино» Виктора Цоя. На материале текстов песен альбома «Группа крови» автор воссоздает обобщенный образ эксплицитного и имплицитного субъекта. Результатом исследования послужил анализ песен группы с яркими примерами, доказывающи-
ми основные тезисы работы. Автор приходит к выводу, что лирический герой находится в состоянии длительного выбора, двойственности бытия: перед ним определяется возможность остаться в социуме или открыться миру и уйти в дождь навстречу своим целям и своей судьбе. В текстах семи песен альбома герой ролевой лирики стремится к решению своей проблемы, обращается к собеседнику и к своей маме с просьбой поддержки. В выбранных композициях лирический герой пытается покинуть общество и принятые устои, но не решается это сделать. Анализ обобщенного образа лирического субъекта и выводы, сделанные автором, могут быть использованы на теоретических и практических занятиях со студентами при изучении литературы и рок-музыки XX века.
Ключевые слова: русский рок, лирический герой, группа «Кино», альбом «Группа крови», композиция, Виктор Цой, эксплицитный и имплицитный образ лирического героя.
В современном литературоведении термин «рок-поэзия» представляет собой своеобразную форму русской поэзии. Как отмечает И.А. Буйнов, русская рок-поэзия продолжает традиции русской литературы XIX - начала XX века [1, с. 11]. Исследователь Т.С. Кожевникова считает феномен рок-поэзии одним из способов распространения песенной поэзии [2, с. 64].
Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью рок-поэзии как целостного явления, а также необходимостью воссоздать подробный образ лирического героя в текстах песен лидера рок-группы «Кино» В.Р Цоя. Как указывает А.В. Мартыненко, В.Р Цой олицетворяет мятежную эпоху 1980-х гг., когда система потеряла значимость и вступила в эпоху кризиса, открывая явление андеграунда [3, с. 128].
Материалом исследования послужили тексты песен из альбома «Группа крови» (1987 - 1988) группы «Кино». А.Н. Житинский в воспоминаниях делится своим восприятием Виктора Цоя, который стал новым, возмужавшим, проделавшим путь от «Бездельника» к «Последнему герою» [4, с. 148].
Теоретическая значимость работы обусловлена необходимостью подробного изучения эксплицитного и имплицитного героя ролевой лирики на материале альбома «Группа крови», которого ждали во всех уголках России. Практическая значимость исследования предполагает использование текста работы при подготовке лекций и практических занятий о феномене русской рок-поэзии в рамках изучения литературы XX столетия.
Целью работы является создание обобщенного образа лирического субъекта на материале текстов песен альбома «Группа крови» (1987 - 1988).
Среди основных задач можно выделить следующие:
1. Познакомиться с работами, посвященными анализу лирического героя текстов песен В.Р Цоя.
2. Проанализировать тексты песен группы «Кино» (альбом «Группа крови») и выделить особенности представления героя ролевой лирики,
3. Составить обобщенный образ эксплицитного и имплицитного действующего персонажа в текстах песен альбома «Группа крови».
В ходе работы были использованы авторитетные литературные источники, характеризующие термин «лирический герой». По определению Б.О. Кормана, лирический герой является носителем сознания и предмета изображения, одновременно выступая в качестве субъекта и объекта речи. Автор указывает, что субъект ролевой лирики представляет собой самостоятельную тему стихотворного текста и отличается наличием бытового, житейского и биографического облика [5, с. 48]. В работе Л.Я. Гинзбург термин «лирический герой» понимается как образ, который отсылает читателя к внелитературной личности автора произведения [6, с. 54].
Кроме этого, мы обращались к работам современных авторов, характеризующих образ человека в творчестве В.Р. Цоя. Необходимо отметить работу Н.Ю. Плехановой, в которой образ лирического героя был рассмотрен с точки зрения субъектно-объектных отношений. Автор отмечает эволюцию духовного пути лирического героя в текстах песен В.Р. Цоя и создает типологию образов [7, с. 202]. Статья Я.В. Щелгуновой и О.Н. Проваторовой отличается описанием текстов В.Р. Цоя с точки зрения философской направленности и выделения тем самоопределения, нравственного выбора и бунтарства в образе лирического героя [8, с. 246].
Отметим также работу автора исследования, характеризующую лирического субъекта на материале текста песни В.Р. Цоя «В наших глазах». Мы отметили онтологическую двойственность, которая логично сочетается в философии лирического героя, делающего выбор в пользу свободы от ограничений в поисках своего места в этом мире [9, с. 174].
При написании работы нами были использованы следующие методы: метод анализа и синтеза, обобщение, сравнение.
Научной новизной исследования является составление обобщенного образа лирического героя в творчестве В.Р Цоя на материале текстов песен его самого известного альбома «Группа крови». В теоретическом плане мы рассматривали тексты песен В.Р. Цоя и воплотили образ эксплицитного и имплицитного лирического героя. В практическом плане исследование уникально тем, что в нем приводятся цитаты из текстов песен, убедительно доказывающие точку зрения автора.
Обратимся к характеристике текстов музыкального альбома «Группа крови» (1987 - 1988). Как отмечает в своих воспоминаниях А. Житинский, «альбом назван по имени главной, первой песни, лучшего, что удалось создать отечественной рок-музыке восьмидесятых» [4, с. 148].
Впервые упоминание лирического героя происходит во второй строке композиции песни: «Отпечатков наших ног». Субъект ролевой лирики представляется в комнате со звездной пылью на сапогах, стоящий напротив мягкого крес-
ла, покрытого клетчатым пледом, на котором, возможно, сидит его собеседник. В строчке «Не нажатый вовремя курок» автором передана трагичность образа субъекта песни, который находится между небом и землей. В следующей строке появляется лейтмотив солнечного цвета, о котором мечтает герой, который снится ему «в ослепительных снах». Припев композиции наполнен мелодической красотой и стремлением к поэтической свободе. Лирический герой обращается к имплицитному собеседнику с просьбой: «Пожелай мне удачи в бою». Эта фраза повторяется в тексте композиции четыре раза, что характеризует крик о помощи, необходимость, желание героя победить своего соперника. В следующем предложении поясняется значимость победы для главного героя песни, выраженная в том, что у него есть стремление решить проблему противоречия между идеалами и реальностью, но он отвергает «победу любой ценой». Это свидетельствует о твердости духа, бесстрашии, принципиальности и решительности главного героя, нацеленного на любой исход военных действий.
В следующей строке «Я никому не хочу ставить ногу на грудь ..., но высокая в небе звезда зовет меня в путь» появляется лейтмотив звезды, которая вдохновляет его на участие в бою и желание победить в ней. При этом лирический герой сомневается, обращается к своему незримому собеседнику и дважды произносит: «Я хотел бы остаться с тобой». Это свидетельствует о важности собеседника в жизни героя, о его любви к нему (к женщине), но по необъяснимым обстоятельствам он вынужден его покинуть и идти сражаться.
В этой композиции отчетливо представлены лейтмотивы войны, боя, непокоренной звезды и любви. Лирический герой, полный вдохновения и любви, отправляется воевать по зову «высокой в небе звезды» (своего сердца). Собеседник в этой песне представляется женщиной, с которой хочет остаться лирический герой, но вынужден ее покинуть, потому что его переполняют чувства свободы и долга.
Композиция «Закрой за мной дверь, я ухожу» является продолжением темы, обозначенной в тексте песни «Группа крови». В этой песне субъект ролевой лирики представлен эксплицитно, а собеседник имплицитен. В первой строке передан осуждающий протест персонажа по отношению к общественному мнению:
Они говорят: им нельзя рисковать, Потому что у них есть дом.
Главный герой осуждает людей, терпеливо сидящих в своих светлых домах. Он не уверен в своей правоте, но противопоставляет себя обществу: «Меня ждет на улице дождь, их ждет дома обед». Мотив одиночества, дождя, неприятия и протеста выражается в тексте композиции следующей фразой: «Закрой за мной дверь. Я ухожу». Второй куплет является призывом собеседника к действию, протесту, принятию общественного порицания:
И если тебе вдруг наскучит твой ласковый свет, Тебе найдется место у нас, дождя хватит на всех.
Лирический герой, полный сил и энтузиазма, призывает собеседника выйти на улицу в дождь и смеяться над общественным мнением людей, спрятавшихся в своих светлых уютных домах. Мир кажется главному герою обыденным и абсурдным. Обращение к часам и висящему портрету на стене не является случайным, поскольку оппонент может перестать следовать общественному мнению лишь в значимый для него период времени. Портрет является символом застывшего времени - собеседника, а часы - меняющегося мира (протестующий лирический герой).
Композиция «Война» является продолжением лейтмотива протеста, боя и выбора. Лирический герой в этой песне представлен имплицитно, о нем не упоминается, однако, если следовать логике альбома, можно сделать вывод, что он обращается к участнику разговора с призывом к действию. Сначала он просит своего оппонента показать людей, «уверенных в завтрашнем дне». В этих строках представлен мотив ключа и двери, которые являют собой нарушение личных границ, отказ от запретов, протест против общественного мнения и порицания.
В тексте песни представлен мотив двойственности бытия: «Между Землей и Небом — Война!». Независимо от того, где находится человек, он попадает на поле боя с оживленными битвами с общественным мнением. Лирический субъект незримо объясняет собеседнику то, что все люди разные, у каждого из них свое мировосприятие, ценности и понимание всех происходящих событий:
Где-то есть люди, для которых есть день и есть ночь. Где-то есть люди, у которых есть сын и есть дочь.
В этой же песне художественный образ говорит о том, что есть люди, которые смогут поддержать и подставить свое плечо, а есть те, кто станут осуждать до конца жизни, встав стеной. Он призывает собеседника к выбору своего жизненного пути, не дожидаясь одобрения и поощрения со стороны окружающих людей. Герой полон сомнений и неопределенности, понимает, что варианты
развития событий могут быть непредсказуемыми, потому что «Между Землей и Небом - Война!».
В песне «Спокойная ночь» лирический герой представлен местоимением «я»: «Я ждал это время, и вот это время пришло». Главные лейтмотивы песни: ночь, тяжесть облаков, сила. Лирический субъект убеждает собеседника в силе ночи как времени суток. Он поражается тому, как ночью слабые и зависимые от чужого мнения люди меняют свои позиции и совершают значимые для их жизни действия: перестают молчать, уходят, меняют свои жизненные установки: «Те, кому нечего ждать, отправляются в путь». Мотив ночи в этой композиции характеризует время перемен, спокойствия и нарушения границ, двойственности выбора и спасения. Тот, кто ложится спать остается дома, а те, «кому нечего ждать, отправляются в путь». Интерес представляет то, что название песни «Спокойная ночь» не отражает ее главного смысла - перемен и стремления к спасению от общественных границ и запретов.
В композиции «Мама, мы все тяжело больны» лирический герой обращается к своей матери как к образу мифического божества. Он доказывает главному человеку в своей жизни - матери, что он должен идти, его сердце горит огнем, ему не хватает свободы и свежего ветра, он вынужден жить под запретами, хотя стремится к дождю (мотив песни «Закрой за мной дверь, я ухожу»). Субъект ролевой лирики призывает остальных идти к своей цели, быть сильными и не бояться разбить руки в кровь, суметь «вышибить дверь» на пути к своей мечте. Однако здесь же герой полон сомнений «Плыть или не плыть?»: идти против системы или подчиниться обществу? Этот вопрос он задает главному человеку в своей жизни - матери, убеждая ее в том, что он тяжело болен и сошел с ума, поскольку хочет нарушить сложившиеся устои и пойти против общественного мнения.
Как указывает в одном из интервью с Виктором Цоем А.Н. Житинский, название композиции «Бошентунмай» является перефразированной калькой китайской разговорной фразы (буши чумай), которая переводится как
«не продавайся» [4, с. 151]. Лирический герой в этой песне вновь эксплицитен. Он повествует о благах цивилизации: теплые квартиры, свет, чай, лето, газ, телефон, горячая вода, радиоточка, паркетный пол, кирпичный пол, метро, центр. Эти радости бытия затягивают многих людей, останавливают их там, в привычном мире между небом и землей. Однако завершается перечисление известных благ необходимостью выбора: Стой! Опасная зона! Работа мозга!
Библиографический список
Бошентунмай... (Не продавайся!). Субъект композиции стоит перед выбором: остаться в привычном мире (продаться цивилизации) или уйти и изменить себя и свое окружение.
Подробное описание сущности субъекта ролевой лирики на материале композиции «В наших глазах» представлено в работе автора исследования «Онтологическая двойственность в рок-поэзии Виктора Цоя (на материале песни «В наших глазах»») [9]. Мы отметили, что лирический субъект находится в ситуации двойственности выбора между привычной жизнью с общественными идеалами и уникальностью собственного мнения.
В рамках данной статьи нам удалось проанализировать семь текстов композиций альбома группы «Кино» «Группа крови». Стоит отметить, что лирический герой в шести текстах представлен эксплицитно, а в песне «Война» он имплицитен, однако подразумевается и обращается к собеседнику с призывом к выполнению действий.
Субъект ролевой лирики в этих композициях относит себя к части поколения, при этом в каждой из представленных песен он находится в ситуации выбора: остаться вместе со всеми и продаться цивилизации («Бошентунмай») либо действовать обособленно и идти в дождь во всеобъемлющий и нескончаемый мир. Этот мир в текстах песен воспринимается главным действующим лицом как постоянная и незавершенная война с эпохой и самим собой.
В каждом тексте мы можем проследить, как человек готовится к уходу, призывает собеседника, объясняется с мамой, но не уходит совсем. Таким образом, он делает попытку решения актуальной философской проблемы - поиска смысла жизни.
В каждой композиции лирический субъект находится в состоянии неопределенности, двойственности, он решительно настроен, но не готов к совершению значимых действий. В альбоме прослеживается тенденция к принятию решения персонажем: от песни к песне он понимает, что решение нужно принимать сейчас, иначе потом будет поздно.
Таким образом, нам удалось достичь цели исследования и составить обобщенный образ субъекта ролевой лирики на материале семи композиций альбома «Группа крови». Оставшиеся четыре текста песен заслуживают особого внимания, поскольку в них лирический герой совершает попытку бегства от реального мира, выходит за рамки, обозначенные обществом, делая шаг навстречу новому мировосприятию.
1. Буйнов И.А. Эстетическая концепция рок-поэзии. Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. Филологические науки. 2010; № 2: 11 - 16.
2. Кожевникова Т.С. Информационно-мировоззренческая потребность общества на примере русской рок-поэзии. Вестник Челябинского государственного университета. 2012; № 23 (277): 64 - 66.
3. Мартыненко А.В. Человек-эпоха Виктор Цой: личность в контексте культуры, культура в контексте личности. Сибирский научный вестник. 2014; № 4 (18): 128 - 132.
4. Цой В. Стихи, документы, воспоминания. Авторы-составители М. Цой, А. Житинский. Санкт-Петербург: Новый Геликон, 1991.
5. Корман Б.О. Лирика и реализм: научное издание. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1986.
6. Гинзбург Л.Я. О лирике. Ленинград: Советский писатель, 1974.
7. Плеханова Н.Ю. Субъектно-объектные отношения в рок-поэзии Виктора Цоя: проблема лирического героя. Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2019; № 3: 194 - 203.
8. Щелгунова Я.В., Проваторова О.Н. Лирический герой философской рок-поэзии В. Цоя. Актуальные проблемы речевой культуры будущего специалиста: Материалы II Республиканской студенческой научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. и 100-летнему юбилею Донецкого национального технического университета. Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2020: 244 - 246.
9. Петрова С.А. Онтологическая двойственность в рок-поэзии Виктора Цоя (на материале песни «В наших глазах»). Научный диалог. 2019; № 8: 166 - 177.
References
1. Bujnov I.A. 'Esteticheskaya koncepciya rok-po ezii. VestnikMoskovskogogosudarstvennogogumanitarnogouniversiteta imeniM.A. Shobhova. Filologicheskie nauki. 2010; № 2: 11 - 16.
2. Kozhevnikova T.S. Informacionno-mirovozzrencheskaya potrebnost' obschestva na primere russkoj rok-po'ezii. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 23 (277): 64 - 66.
3. Martynenko A.V. Chelovek-'epoha Viktor Coj: lichnost' v kontekste kul'tury, kul'tura v kontekste lichnosti. Sibirskij nauchnyj vestnik. 2014; № 4 (18): 128 - 132.
4. Coj V. Stihi, dokumenty, vospominaniya. Avtory-sostaviteli M. Coj, A. Zhitinskij. Sankt-Peterburg: Novyj Gelikon, 1991.
5. Korman B.O. Lirika irealizm: nauchnoe izdanie. Irkutsk: Izdatel'stvo Irkutskogo universiteta, 1986.
6. Ginzburg L.Ya. O lirike. Leningrad: Sovetskij pisatel', 1974.
7. Plehanova N.Yu. Sub'ektno-ob'ektnye otnosheniya v rok-po'ezii Viktora Coya: problema liricheskogo geroya. Russkaya rok-po'eziya: tekst i kontekst. 2019; № 3: 194 - 203.
8. Schelgunova Ya.V., Provatorova O.N. Liricheskij geroj filosofskoj rok-po'ezii V. Coya. Aktual'nyeproblemyrechevojkul'turybuduschego specialista: Materialy II Respublikanskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 75-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941 - 1945 gg. i 100-letnemu yubileyu Doneckogo nacional'nogo tehnicheskogo universiteta. Doneck: Doneckij nacional'nyj tehnicheskij universitet, 2020: 244 - 246.
9. Petrova S.A. Ontologicheskaya dvojstvennost' v rok-po'ezii Viktora Coya (na materiale pesni «V nashih glazah»). Nauchnyj dialog. 2019; № 8: 166 - 177.
Статья поступила в редакцию 21.01.21
УДК 82.04
Ovanesyan L.G., Cand. of Science (Philology), senior lecturer, South Ural state humanitarian-pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Klykova L.A, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural state humanitarian-pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Yunusova E.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural state humanitarian-pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
BIYANKA - VILLAGE OF FORGOTTEN FOLKLORE TRADITIONS (BASED ON THE MATERIALS OF THE FOLKLORE EXPEDITION). The article examines materials of the folklore and ethnographic expedition and reveals peculiarities of the folklore traditions of one of the loci of Russian folk culture in the Southern Urals -the village of Biyanka in Ashinsky District of Chelyabinsk Region. The article deals with the development of mining industry in the history of Russia, the reasons for