Научная статья на тему 'Особенности лирического героя поэзии Земфиры'

Особенности лирического героя поэзии Земфиры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1665
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИЧЕСКИЕ ГЕРОИ / LYRICAL HEROES / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТАТЕКСТЫ / AUTOBIOGRAPHICAL METATEXTS / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / RUSSIAN POETRY / РОК-ПОЭЗИЯ / ROCK POETRY / ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / POETIC IMAGES / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / РУССКИЙ РОК / RUSSIAN ROCK / POETIC CREATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бжузы Александра

В статье проводится анализ персонажа текстов русской рок-певицы Земфиры. На материале песен её авторства делается вывод об особенностях лирического героя поэтессы, созданного на протяжении всего периода её активности, то есть с 1998 года по настоящее время, а таже о взаимосвязи певицы с её лирическим персонажем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE LYRICAL HERO IN ZEMPHIRA'S POETRY

The article examines the lyrical hero in the works of a Russian poet and singer-songwriter Zemphira and the relationship between Zemhira and her hero. The material of the study is based on Zemphira's songs written in the period from 1998 until now.

Текст научной работы на тему «Особенности лирического героя поэзии Земфиры»

УДК 785Л61:821Л61Л-192(Земфира) ББК Ш33(2Рос=Рус)64-8,445+Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.51

А. БЖУЗЫ

Краков

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПОЭЗИИ ЗЕМФИРЫ

Аннотация. В статье проводится анализ персонажа текстов русской рок-певицы Земфиры. На материале песен её авторства делается вывод об особенностях лирического героя поэтессы, созданного на протяжении всего периода её активности, то есть с 1998 года по настоящее время, а таже о взаимосвязи певицы с её лирическим персонажем.

Ключевые слова: лирические герои, автобиографические метатексты, русская поэзия, рок-поэзия, поэтические образы, поэтическое творчество, русский рок.

Сведения об авторе: Александра Бжузы, аспирант кафедры антропологии и культурно-литературной компаративистики Института восточнославянской филологии Ягеллонского университета.

Контакты: 31-102, г. Краков, ул. Звежинецка, д. 8, кв. 25а; aleksandra.brzuzy@doctoral.uj.edu.pl.

A. BRZUZY

Cracow

CHARACTERISTICS OF THE LYRICAL HERO IN ZEMPHIRA'S POETRY

Abstract. The article examines the lyrical hero in the works of a Russian poet and singer-songwriter Zemphira and the relationship between Zemhira and her hero. The material of the study is based on Zemphira's songs written in the period from 1998 until now.

Keywords: lyrical heroes, autobiographical metatexts, Russian poetry, rock poetry, poetic images, poetic creativity, Russian rock.

About the author: Aleksandra Brzuzy, graduate student, Department of Anthropology and Cultural-literary Comparative Studies, Institute of Eastern Slavonic Studies of the Jagiellonian University.

Литературоведческий термин «лирический герой», изобретение и продукт формальной школы, был впервые использован Ю. Н. Тыняновым в статье 1921 года, посвящённой творчеству А. А. Блока [17]. Хотя вышеуказанное понятие применяется к поэзии далеко не каждого автора, в случае лирики Земфиры Талгатовны Рамазановой анализ субъекта высказывания, то есть своего рода персонажа текстов рок-певицы, кажется вполне обоснованным. Лирический герой, созданный в песнях Земфиры, является

© Бжузы А., 2018

не только носителем сознания, но также предметом изображения, что приближает её лирику к традиции Серебряного века, где присутствие субъекта высказывания - одна из важнейших особенностей поэзии таких лириков как Андрей Белый, С. А. Есенин, А. А. Ахматова, а также М. И. Цветаева. Влияние последней на Земфиру особо ощутимо1 [16].

Хотя понятие «лирический герой» производится от основополагающего тезиса формалистов, касающегося «внеположности» художественного произведения авторскому сознанию [19, с. 108], тяготение к автобиографизму во многих текстах Земфиры выдвигается чуть ли не на первый план большинства лирических произведений. Итак, многочисленные совпадения текстов с автором позволяют утверждать, что творчество Земфи-ры в некой степени представляет собой автобиографический метатекст, который использует различные способы автобиографического письма с целью освоения личного пространства поэтессы и достижения самоидентификации с текстом путём синтеза авторского «Я» с самим творчеством, то есть с лирическим героем. Автобиографический метатекст Земфиры формируется на протяжении всего творчества, мерками которого являются разнообразные автобиографические аллюзии, а также многие лейтмотивы, повторяющиеся из текста в текст и приобретающие статус автореминисценции. Земфира по-разному презентует свои воспоминания и при помощи своего лирического героя ссылается на саму себя. Лирический герой певицы пишет отличные песни по воскресеньям [4] и пластинки, пока всё нравится [5]. Причём местом действия является Москва [4], куда в 1998 году из Уфы переехала Земфира Талгатовна. Уже на дебютном альбоме певицы от 1999 года появляется песня «Ариведерчи» [3], которая безусловно связана с переездом в столицу и которая является личным прощанием с родным городом. Наверняка Земфиру, как и лирического героя песни, в первое утро встретили «вороны-москвички». Стоит также упомянуть, что время и местонахождение лирического героя рок-певицы совпадает с местонахождением самой Земфиры. Сведение первого альбома было выполнено в Лондоне в январе 1999 г., а в декабре этого года началась запись сингла «Лондон/Снег», в который вошли песни «Небо Лондона» и «Снег» [6]. В песне «Небо Лондона» лирический герой говорит, что ему «приснилось небо Лондона», где он гулял «по облакам» под «лондонским дождём» [11]. Со временем пребывания Земфиры в английской столице совпадает время года, указанное в тексте песни «Снег», поскольку «снег на ботинках» [13] лирического персонажа свидетельствует о зимнем периоде, хотя на самом деле отражает состояние его душы.

Автобиографические отсылки присутствуют и в других песнях рок-звезды. Земфира упоминает в своих текстах знаки своей индивидуальной маркированности, в том числе алкоголь, азартные игры, наркотики, но

1 Марина Цветаева посвятила Анне Ахматовой стихотворение, парафраз которого является песней Земфиры, посвящённой Цветаевой, что подчёркивает прямую связь между ними и указывает на вдохновление Земфиры обеими поэтами.

173

прежде всего табакокурение [18], являющееся неотъемлемым предметом облика исполнительницы, который становится не только одним из главных атрибутов в её стихотворениях, но также частью её сценического образа [1]. В песне под названием «Земфира» лирический герой обращается к самой Земфире словами: «Не бери себе в голову, Земфира, не бери, / Прогоняй ностальгию мимо дымом в потолок, / И не трогай телефон и заусенца, / Ты же можешь, я-то знаю...» [7]. Сигарета появляется как один из реквизитов одинокой женщины, присутствует особенно там, где лирическое «я» вспоминает своё прошлое. Универсальный мотив одиночества встречается в большом разнообразии и определяет путь авторской идентификации Земфиры. Уединение и изоляция ярко и самобытно воплощены в её лирике. Курительная тематика сопровождает все моменты, в которых вспоминаются прошлые события, прошлое, в котором потерялись близкие, а интенсивность внутренних переживаний героя измеряется выпускаемым дымом. Персонажи из прошлого исчезают из его памяти как кольца дыма, а выкуренные сигареты берут на себя функцию знака-индекса душевного кризиса лирического героя, указывая на тоску, которой пропитан сюжет текста. В песне «Знак бесконечность», которая начинаеся со слов «Я хочу, чтобы во рту оставался честный вкус сигарет» [8], герой не хочет выпустить, а скорее всего отпустить, табачный дым, который является воспоминанием о самом близком человеке. В этом случае толкование слов «дым» и «дух» для неё тождественно. В «Так и оставим» фраза «грусть и сигареты» [15] сопоставлены, что указывает на семантическое сходство печали и курения в восприятии лирического персонажа. О том, что сигареты являются атрибутом одинокого, ностальгирующего героя говорит также песня «Сигареты», где герой с помощью условного наклонения высказывается: «Если бы можно в сердце поглубже вклеить портреты / И я на память оставлю свои сигареты» [12]. Курение близко лирическому субъекту, потому что оно позволает герою персонифицировать близких ему людей, которые являются уже исключительно частью ушедшего времени. Когда герой пытается справиться с прошлым, он подводит итоги и оставляет за собой лишь «горы окурков» [9]. Окурок является художественной деталью, несущей большую эмоциональную нагрузку. Слово «горы» указывает на то, что лирический субъект хочет оставить позади значительный период своей жизни. Воспоминания возвращаются как вредная привычка: «И снова ночь. Стрела отравлена ядом, / Я никогда, никогда тебя не оставлю, / Ты полежи со мною неслышно рядом» [9].

Отталкиваясь от связи Земфиры с её лирическим героем следует упомянуть также песню «Кофевино», в которой появляется название легендарной уже группы Виктора Цоя: «Кофевино, / Группа "Кино", / Чьё-то окно, / В нём - привидения. / Отпусти меня, / Мне понравится» [10]. Лирического персонажа сопровождает музыка «Кино», которая становит важной частью творчества исполнительницы. Земфира многократно включала песни группы в свой концертный репертуар («Попробуй спеть вместе со мной», «Печаль», «Дождь для нас»). Кавер-версия «Кукушки» вошла даже

174

в состав сингла «До свидания» 2000 года, а также в альбом «КИНОпробы. Tribute Виктора Цоя», поскольку Земфира приняла участие в проекте, по-свящённом памяти погибшего героя рок-сцены [2].

Контент-анализ песен Земфиры [18], проведённый студентами «Интегрированных коммуникаций» под руководством Ольги Логуновой в 2016 году, показывает, что в большинстве стихотворений лирический герой от первого лица обращается к другим («Zero», «Хочешь?»), в меньшей степени к самому себе («Ощущенья», «Во мне»). Только в нескольких текстах появляется лирическое повествование от третьего лица («Девушка созрела», «Webgirl»). В песнях Земфиры делается упор прежде всего на душевную направленность, а основные эмоции, которые сопровождают лирического субъекта, - это печаль, стыд и страдание. Хотя во многих случаях герой относится к прошлому, события происходят в настоящее время.

В большинстве песен лирический герой сосредоточен на себе и на свём собсвенном внутреннем мире. Бывает однако, что Земфира вводит второго персонажа, к которому обращается повествователь, начиная высказывание от первого лица множественного числа. Такой приём подчёркивает совпадение деяний и мыслей обоих персонажей, а также отождествляет главного героя лирического произведения со вторым лицом, присутствующем в данном стихотворении. В песне под названием «СПИД», которая была записана на первом альбоме рок-певицы, лирический герой раскрывает рассказанную ветром тайну о том, что «нам остаются последние сутки» [14]. Несмотря на ощутимое раздвоение персонажа, то есть на первого, здорового повествователя и второго, которому поставили диагноз скорой смерти, в песне нашлись многократные повторы местоимения «мы»: «А у тебя СПИД / И значит / мы умрём / У тебя СПИД / И значит / мы умрём / Но у тебя СПИД / И значит / мы умрём» [14], указывающие на восприятие главным героем болезни второго как своей. Приближающаяся смерть объединяет обоих, и с этого момента они начинают вести себя как одно целое: «Будем глотать в больнице лекарства, / Не думать про завтра, не включать телевизор, / На карте искать тридесятое царство, / А вдруг повезёт, и достанутся визы» [14].

Конечно, не стоит полностью отождествлять лирическо героя Земфи-ры с Земфирой-человеком. Например, вышеобсуждаемая песня не касается непосредственно певицы, она не является автобиографичной. Но с другой стороны, Земфира многократно поднимала в своих текстах тему СПИДа и других социальных проблем. Исполнительница, как другие поэты и артисты, создала и все ещё создаёт легенду о самой себе. Сама «Земфира» - это одна из лирических тем в творчестве Земфиры, которая уже в начале своей карьеры подчёркивала своё имя, включая в список песен первого альбома песню с одноимённым названием, а также называя этот альбом своим именем. Дальнейшее творчество только дополняет и развивает постулированный образ исполнительницы. Земфира, создавшая картину самой себя в качестве темы (героя) своей поэзии, придумала метатексового персонажа, который берёт своё начало именно в ней самой. Слушая песни Земфиры,

175

мы невольно представляем себе одного общего героя, который отличается стремлением к созданию альтернативного по отношению к реальности собственного мира. Творчество Земфиры олицетворяет слушателям и читателям её лирическое «я», то есть, как писал Б. М. Эйхенбаум, «лицо поэта в поэзии - маска» [20]. Не стоит затем ставить знак равенства между лирическим героем Земфиры и её обликом. Этот двойник возник целенаправленно в результате действий самой Земфиры, а в случае поэтессы-рок-звезды является ничем иным как следствием стиля, входящим в состав сценических требований.

Литература

1. БжузыА. Семантика биологически активных веществ в поэзии Янки Дягилевой и Земфиры Рамазановой [Текст] / А. Бжузы (Гданьск, публикация запланирована на сентябрь 2018).

2. До свидания (сингл) [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ До_свидания_(сингл) (дата обращения: 29.04.2018).

3. Земфира. Ариведерчи [Электронный ресурс] / Земфира // ЬупсБ.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.lyrics.by/ 7етйгаМ999а1_12.Йш1 (дата обращения: 27.04.2018).

4. Земфира. Воскресенье [Электронный ресурс] / Земфира // Ьуг^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.1yrics. Ьу/7еш&а^2007а1_02^№1 (дата обращения: 27.04.2018).

5. Земфира. Друг [Электронный ресурс] / Земфира // Ьуг^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.1yrics.by/zeшfira/ s2005a1_09.html (дата обращения: 27.04.2018).

6. Земфира [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Земфира (дата обращения: 27.04.2018).

7. Земфира. Земфира [Электронный ресурс] / Земфира // Ьуг^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.1yrics.by/zemfira/ s1999a1_14.html (дата обращения: 27.04.2018).

8. Земфира. Знак бесконечность [Электронный ресурс] / Земфира // Ьу1^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://ww.1yrics.by/zemfira/s2002a1_03.htm1 (дата обращения: 28.04.2018).

9. Земфира. Итоги [Электронный ресурс] / Земфира // Ьуг^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.1yrics.by/ zemfira/s2005a1_03.htm1 (дата обращения: 28.04.2018).

10. Земфира. Кофевино [Электронный ресурс] / Земфира // Ьуг^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.1yrics.by/ zemfira/s2013a1_04.htm1 (дата обращения: 28.04.2018).

11. Земфира. Небо Лондона [Электронный ресурс] / Земфира // Ьуг-^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.1yrics.by/ zemfira/s1999s1_01.htm1 (дата обращения: 27.04.2018).

12. Земфира. Сигареты [Электронный ресурс] / Земфира // Lyrics.by: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.lyrics.by/zemfira/ s2000a1_08.html (дата обращения: 28.04.2018).

13. Земфира. Снег [Электронный ресурс] / Земфира // Lyrics.by: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.lyrics.by/ zemfira7s1999a1_02.html (дата обращения: 27.04.2018).

14. Земфира. СПИД [Электронный ресурс] / Земфира // Lyrics.by: тексты песен и переводы - Режим доступа: https://rick.ru/song/1307/ (дата обращения: 19.05.2018).

15. Земфира. Так и оставим [Электронный ресурс] / Земфира // Lyr-^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.lyrics.by/zemfira/s2005a1_04.html (дата обращения: 28.04.2018).

16. Земфира. Я полюбила Вас [Электронный ресурс] / Земфира // Lyr-^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.lyrics.by/ zemflra/s2007a1_07.html (дата обращения: 27.04.2018).

17. Лирический герой [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Лирический_герой (дата обращения: 26.04.2018).

18. Посчитать Земфиру [Электронный ресурс] // Магистерская программа «Интерактивные коммуникации» - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - Режим доступа: https://www.hse.ru/ma/incom/news/199214376.html (дата обращения: 30.04.2018).

19. Сухих С. И. «Технологическая» поэтика формальной школы. Из лекций по истории русского литературоведения. [Текст] / С. И. Сухих. -Нижний Новгород; М.: КиТиздат, 2001. -108 с.

20. Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа [Электронный ресурс] / Б. М. Эйхенбаум - Режим доступа: http://imwerden.de/ pdf/elchenbaum_anna_akhmatova_1923.pdf (дата обращения: 30.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.