УДК 821.161.1-192(Цой В.):785 ББК Щ318.5+Ш33(2Рос=Рус)64-8,445 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.41
Н. Ю. ПЛЕХАНОВА
Москва
СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОК-ПОЭЗИИ ВИКТОРА ЦОЯ: ПРОБЛЕМА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
Аннотация. В рамках статьи исследуется лирический герой в творчестве Виктора Цоя сквозь призму субъектно-объектных отношений в альбомных контекстах группы «Кино»: выявляются особенности лирических субъектов, объектов, адресатов в каждом из 78 текстов песен восьми альбомов и отношения между ними. Для выведения типологии образов лирического героя привлечена мотивная структура.
Ключевые слова: русский рок, рок-группы, рок-музыка, рок-музыканты, лирические герои, лирические циклы, субъектно-объектные отношения.
Сведения об авторе: Плеханова Наталия Юрьевна, выпускница РГГУ, магистр филологии.
Контакты: [email protected]
N. Y. PLEKHANOVA
Moscow
THE SUBJECT-OBJECT ATTITUDES IN VIKTOR TSOrS ROCK POETRY: THE PROBLEM OF THE LYRIC HERO
Abstract. In this article there is the research on Viktor Tsofs lyric hero based on subject-objects attitudes in the context of all 8 albums of the rock band KINO: the aim is to identify the features of the lyric subject, object and recipient in all of 78 texts of the songs and the attitudes between them. For figuring out the typology of the lyric hero there is the system of the motives.
Keywords: Russian rock, rock bands, rock music, rock musicians, lyrical heroes, lyrical cycles, subject-object relations.
About the author: Plekhanova Natalia Yurevna, Graduate of RSUH, Master of Philology.
Русская рок-поэзия как явление появилась во второй половине 1970-х гг., хотя и ранее были предприняты попытки создания рок-групп [4, с. 4]. Фигурой, во многом определившей переход рок-поэзии из субкультуры в контркультуру, считается Виктор Цой [5, с. 21].
Ранее все тексты восьми альбомов группы «Кино» не были проанализированы как единый цикл с точки зрения субъектно-объектных отноше-
© Плеханова Н. Ю., 2019
ний и лирического героя. Именно поэтому мы решили исследовать все тексты всех альбомов группы «Кино» в хронологической последовательности на предмет субъектно-объектных отношений с привлечением методологии лирического цикла и концепции лирического героя. В качестве объекта исследования выбраны 78 текстов песен восьми альбомов, опубликованные в посмертном сборнике стихотворений, рисунков, документов и интервью [4]. Это первый сборник стихов, документов, интервью, воспоминаний, рисунков, фотографий, посвящённый Виктору Цою. Именно в этой книге впервые опубликованы в соответствии с альбомами все тексты песен Виктора Цоя. Так как сам автор редко называл их стихами, раздел называется «Тексты альбомов группы "Кино"» [4, с. 3]. Стоит отметить, что издатель сохранил авторскую последовательность песен Виктора Цоя - не стал печатать тексты в хаотичном порядке. Если бы он вторгся в авторскую последовательность - мы бы не могли анализировать альбомы группы «Кино» с привлечением методологической базы лирического цикла, так как циклизация была бы нарушена. Тексты песен, не вошедшие в альбомы, а также бонус-треки находились вне поля нашего анализа, так как мы фокусировались исключительно на альбомном творчестве. Перед нами стояла цель - выявить, возможно ли вычленить лирического героя в альбомных контекстах группы «Кино».
Так как «основным способом бытования рок-культуры является альбом» [3, с. 33], он «может быть рассмотрен как особое жанровое образование, соотносимое по ряду критериев с лирическим циклом» [4, с. 78]. Рок-альбомы анализируют с привлечением методологии лирического цикла, так как в филологических исследованиях, посвящённых рок-поэзии, альбом считается его аналогом. Важная информация свидетелей тех событий об альбомной культуре русского рока содержится в книге А. Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока. 1977-1991: 15 лет подпольной звукозаписи» [6]. Немаловажно, что три из восьми официально вышедших альбома группы «Кино» вошли в состав книги, а именно: «45» (1982), «Начальник Камчатки» (1984), «Группа крови» (1988). А. Тропилло в одном из интервью 1988-го года высказался в отношении рок-альбома: «Альбом - это не форма, связанная с размерами пластинки. Это <...> что-то концептуальное? - Да, концептуальное <...> иначе говоря, это некий брикет из музыкальной, графической и т.д. информации. Написание альбома - далеко не запись концерта» [7, с. 126].
В ходе работы мы ознакомились с основополагающими теоретическими работами, посвящёнными лирическому циклу. За основу мы взяли концепцию И. В. Фоменко, который охарактеризовал лирический цикл как особое жанровое образование [8, с. 16]. В рамках его теории отношения между отдельным стихотворением и циклом следует рассматривать как отношения между элементом и системой: стихотворения, включённые в цикл, сохраняют свою самостоятельность, несмотря на то, что они входят в цикл.
Нами были рассмотрены фундаментальные работы, посвящённые проблеме лирического героя в литературоведении. Мы опирались на тео-
195
рию С. Н. Бройтмана в отношении субъектно-объектной организации, так как она представляется нам наиболее полно отражающей проблематику. Принято считать, что лирический герой «выявляется в контексте творчества поэта, в книге стихов или цикле» [1, с. 147], однако эта категория (лирический герой) не выносится в отдельную циклообразующую связь.
Мы рассмотрели все тексты всех альбомов группы «Кино» свозь призму выше указанного инструментария: выявили носителя речи, адресата (нас интересовал только эксплицированный, имплицитный находился вне нашего анализа) и объект в каждом анализируемом тексте. Также мы выявили основные мотивы, которые помогли нам для анализа субъектно-объектных отношений в альбомных контекстах группы «Кино». Песни, перекочевавшие из ранее изданных альбомов, мы также анализировали и в рамках нового альбома, чтобы вычленить новые коннотации и смыслы. Стоит отметить, что мы проанализировали основную структуру мотивов для углубления анализа тематики и проблематики песен.
Альбом «45». В 11-ти песнях из 13-ти лирический субъект эксплицирован, в 2-х - не эксплицирован. В одной из песен (№ 2) неэксплициро-ванный субъект совпадает с адресатом: перед нами представлен взгляд со стороны. В песне № 5 наличествует герой ролевой лирики, условный субъект, близкий автору. В песне № 10 перед нами внесубъектный способ организации текста. Коллективный субъект присутствует в песне № 8. В 6-ти из 13 -ти песен адресат эксплицирован, в 7-ми - нет.
Объектами в альбоме выступают: потерянность, любознательность, оригинальность, рефлексия лирического героя. Также мы выявили, что объектами являются бездельник, абсурдность существования, электричка, прогулка, друзья, Джордж Харрисон, дерево, поколение, повседневность.
Сквозные мотивы альбома: несовпадение желаемого с действительным; изменённые формы сознания; дружба; тайна; тоска; ночь; холод; зима; бездействие; потерянность; сон; передвижение в пространстве; отношения; внутриличностный конфликт; рок-н-ролл; индуизм; обречённость; продолжение рода; кухня.
Мы пришли к выводу, что в альбоме наличествует лирический герой. Следует отметить его характеристики: он одинок, растерян, устал, попал в круг одинаковых событий, из которого ему сложно выбраться, хотя он всячески пытается, ему надоело быть частью толпы, он хочет выделиться. Он занимается самоанализом, находится в поиске себя, ищет средство от тоски, стремится к исполнению амбиций, хочет изменить уклад жизни, но сделать ему это крайне сложно: временами он бессилен, пускает всё на самотек. Восприятие лирического героя альбома временами биполярно, он испытывает диссонанс от окружающей его действительности: налицо внутрилич-ностный конфликт. Он везде ищет подвох, находится в напряжении, везде видит опасность. Его отношения с друзьями и возлюбленной сложны.
Альбом «46». В каждой из песен рассматриваемого альбома (их 12) лирический субъект эксплицирован. В одной из них (№ 10) присутствует герой ролевой лирики. В 6-ти из 12-ти песен наличествует коллективный
196
субъект. В 7-ми из 12-ти песен адресат эксплицирован. В 5-ти - нет. Интересной с точки зрения адресата выступает песня № 12, в которой фигурируют два адресата («ты» и «вы»). Эта же песня выделяется из всех тем, что в ней адресат совпадает с объектом.
Объектами в альбоме выступают побег из реальности, Камчатка (с учётом возможных значений), дождь, прогулка, отношения лирического субъекта и адресата (в 2-х песнях), внешнее пространство (в 2-х песнях), сон, работа, герой поколения (Саша), генерал.
Сквозные мотивы альбома: несовпадение желаемого с действительным (в 3-х песнях); бездействие; парадокс; изменённые формы сознания; душевные травмы; город; творчество; рок-н-ролл; дождь (в 2-х песнях); чтение; смерть.
Лирический герой альбома полон энергии, готов к свершению великих дел, однако он понимает, что его интенции не осуществимы: он не может реализовать задуманное в силу ряда причин, не зависящих от него. Несмотря на это, он не опускает руки и стремится вперёд: даже всё то, что нарушает его идиллию, его не страшит. В ряде песен лирический герой предстаёт в роли героя поколения, которому всё по плечу: он понимает, что пришло время действовать, но не знает, как себя вести. Его поведение отчасти биполярно: он то растерян и бездействует, так как считает, что всё предрешено; то бросает вызов жизненному укладу, от одинаковости которого он устал. Временами он ощущает душевную слабость и пытается найти средство от поглотившей его тоски. Лирический герой не может дать однозначную характеристику самому себе: вопрос самоопределения открыт. Он не имеет единую точку зрения об окружающей его действительности, он её воспринимает неоднозначно. Лирический герой альбома много рефлексирует на тему творчества и отношений с возлюбленной: порой ему кажется, что он одинок, и это его судьба.
Альбом «Начальник Камчатки». В 12-ти из 13-ти песен альбома лирический субъект эксплицирован. В 7-ми из указанных песен наличествует коллективный субъект. В песне № 7 (единственный пример «чужого слова» в альбомных контекстах основного корпуса без учёта бонуса и песен, не вошедших в альбомы) наличествует герой ролевой лирики - мистер Х, близкий автору. В песне № 9 лирический субъект одновременно выступает в роли объекта: перед нами взгляд на себя со стороны. В 9-ти из 13-ти песен присутствует эксплицированный адресат, в 4-х - нет. Интересной с точки зрения адресата выступает песня № 12, в которой фигурируют два адресата («ты» и «вы»). Эта же песня выделяется из всех тем, что в ней адресат совпадает с объектом.
Объектами в альбоме выступают саморефлексия, сон, дождь, творчество, ожидание, Камчатка (и связанные с ней коннотации), одиночество, побег из реальности, проблемы лирического субъекта, отношения лирического субъекта и адресата (в 2-х песнях), генерал, романтика.
Сквозные мотивы альбома: ночь; герой поколения; дождь (в 2-х песнях); поколение; сон; водные пространства; изменённые формы сознания
197
(в 3 -х песнях); душевные травмы; одиночество; вдохновение; зима; ночь; будущее; парадоксальность (в 2-х песнях); несовпадение желаемого с действительным (в 4-х песнях); цирк; судьба; путь (в 3-х песнях); бездействие; опасность; отношения; уход; надежда; власть.
Мы выявили, что в контексте альбома имеется лирический герой, который, несмотря на потерю жизненных ориентиров, готов идти вперёд и преодолевать препятствия. Окончательно он не сломлен: надежду на то, что всё нормализуется, он не потерял. Его альтер эго можно по праву считать мистера Х: он одинок, устал от происходящего, жить в маске ему надоело. Отношения лирического героя сложны, он запутался. Временами кажется, что он бежит от себя, от проблем, так как решить ему их крайне трудно. Лирический герой альбома в какой-то степени относится к ряду романтиков и даже лишних людей: он тоскует по недостижимому, воспринимает всё близко к сердцу, в окружающем обществе ему некомфортно. Перед нами налицо внутриличностный конфликт лирического героя, который не уверен в себе: он находится в пограничном состоянии, ему сложно понять себя.
Альбом «Это не любовь». В 10-ти из 11-ти песен лирический субъект эксплицирован. Из них в 4-х наличествует коллективный субъект. В песне № 10 фигурирует герой ролевой лирики. В песне № 5 мы выявили вне-субъектную форму организации текста. В 8-ми песнях из 11-ти адресат эксплицирован, в 3 -х - нет.
Объектами в альбоме выступают отношения между лирическим субъектом и адресатом, весна, разрыв отношений (в 2-х песнях), городской образ жизни, телефонный разговор, борьба за мир, вера, поколение, герой поколения (герой ролевой лирики - Саша), окружающий мир.
Сквозные мотивы альбома: отношения (в 5-ти песнях); город (в 4-х песнях); обновление; надежда; время; сезоны; темнота; дом; опасность; сон; память; герой поколения; испытания; творчество; водные пространства.
Мы выявили, что лирический герой альбома растерян, ждёт перемен и обновление в жизни. Он остро воспринимает окружающую действительность, у него внутриличностный конфликт, он не может определиться с тем, что ему надо, он не знает, что он хочет от жизни: констатирует, что зашёл в тупик. Отношения лирического героя с возлюбленной не очень просты, он не уверен в том, что происходящее между ними - любовь, он мечется, просит доверия и понимания. Являясь творческой личностью, лирический герой находится в поиске себя и вдохновения: временами ему кажется, что он тратит время впустую, временами - что выполняет свою миссию. Биполярной является его позиция в отношении самоопределения: то он считает себя частью поколения, заявляет то, что ему нужно заботиться о будущем поколения в целом; то - считает себя обособленным героем своего времени и беспокоится только о себе.
Альбом «Ночь». В 9-ти из 11-ти песен лирический субъект эксплицирован. Из них в 4-х фигурирует коллективный субъект. В песне № 8 присутствует герой ролевой лирики. В 2-х песнях альбома нами была выявлена внесубъектная форма организации текста. В песне № 6 неэксплициро-
198
ванный лирический субъект совпадает с эксплицированным адресатом: перед нами взгляд на себя со стороны. В 9-ми из 11-ти песен альбома адресат эксплицирован, в 2-х - нет.
Объектами в альбоме выступают ночная прогулка, фильмы, танец в дождь, ночь, саморефлексия, жизнь в меняющемся городе, отношения между поколениями, звёзды, жизнь, танцы.
Сквозные мотивы альбома: ночь (в 4-х песнях); поколение (в 2-х песнях); изменённые формы сознания (в 3-х песнях); танец (в 2-х песнях); звезда (в 2-х песнях); будущее (в 2-х песнях); слёзы (в 2-х песнях); Кино; творчество; отношения; сон; подмена реальности; дождь; безразличие; город; война; водные пространства; театр; цирк; несовпадение желаемого с действительным; игра; герой поколения.
У лирического героя альбома налицо внутриличностный конфликт. Он неоднозначен: одинокий, потерянный, безбашенный, беззаботный. Лирическому герою альбома необходимо сделать выбор в отношении будущего, это достаточно непросто. Он понимает, что ему сложно быть с возлюбленной, так как они разные. Его восприятие жизни порой неотличимо от сна: грань стирается. В какой-то мере лирического героя можно отнести к галерее романтиков, которому сложно выбраться из воображаемого плена. Лирический герой открывает свое потаённое нутро: он то считает себя частью поколению, то отмечает свою особенность. Он воспринимает жизнь как игру.
Альбом «Группа крови». В 10 из 11 песен лирический субъект эксплицирован. Из них в 6 фигурирует коллективный субъект. В песне № 11 лирический субъект не эксплицирован: перед нами внесубъектная форма организации текста. В песне № 9 присутствует герой ролевой лирики. В 8-ми из 11 -ти песен адресат эксплицирован, в 3 -х - нет.
Объектами в альбоме выступают война, уход, ночь, болезнь (как метафора), противопоставление мира молодого человека миру взрослого, несбывшиеся надежды, творчество, образ жизни, поколение, жизнь.
Сквозные мотивы альбома: армия; самоопределение; звезда; враждебность; недопонимание; дождь; война (в 3-х песнях); поколение; жизнь; смерть (в 2-х песнях); тревога; сон; обречённость; болезнь; яд; разрушение; изменённые формы сознания; несовпадение желаемого с действительным; будущее (в 2-х песнях); выбор; ночь; творчество; прогулка; любовь (в 2-х песнях); отношения.
Мы пришли к выводу, что в контексте альбома существует лирический герой, который констатирует, что он - часть поколения и указывает на то, что дальше будет действовать вместе с поколением, однако, в ряде песен он отмечает свою обособленность. Мир воспринимается им как эсхатологическая война, всеобъемлющая и нескончаемая. Он готовится к уходу, но не уходит насовсем. Лирический герой находится в состоянии неопределённости, опасается всего, предостерегает других: он понимает, что, если он не будет действовать сейчас - будет поздно. Он обречён, взволнован, не знает, что его ждёт в будущем: варианты развития событий различны, и он не знает, какой сценарий выбрать. Порой он пытается бро-
199
сить вызов устоявшемуся укладу жизни, пойти против правил, однако, эти порывы непродолжительны. Лирический герой неоднороден: то он смиренен, то выступает в роли оторвы.
Альбом «Звезда по имени Солнце». В 7-ми из 9-ти песен лирический субъект эксплицирован, в трёх из которых наличествует коллективный субъект. В 2-х из 9-ти песен мы выявили внесубъектную организацию текста. В 5-ти из 9-ти песен присутствует эксплицированный адресат, в 4-х - нет.
Объектами в альбоме выступают война, путь, печаль, апрель (весна), творчество. В 4-х песнях объектом является окружающий лирического субъекта внешний мир: мы можем говорить об эволюции объекта в пределах альбома. Внешний мир описан неоднородно, однако общими признаками в характеристиках можно назвать: неустроенность, болезненность, он похож на «невесёлую сказку». Городское пространство представляется мрачным, оно давит на лирического субъекта.
Сквозные мотивы альбома: звезда (в 2-х песнях); война (в 4-х песнях); смерть (в 3-х песнях); город (в 2-х песнях); болезненность; чужой; изменённые формы сознания; предчувствие; путь; будущее; ночь; рана; тоска; обновление; возрождение; весна.
Выявленный нами лирический герой альбома нестатичен. Он пытается понять принципы существования мира, привести его в гармонию. Он с опаской смотрит на происходящее, готов принять бой. Лирический герой устал от обыденности, он остро переживает болезненность мира, ощущает его трагичность. У него есть многое, но это всё не то: лирический субъект находится в состоянии внутриличностного конфликта, это многое его смущает и не устраивает. Лирический герой представляется нам неким последним героем - героем своего поколения, его сознание исполнено диссонансом.
Альбом «Чёрный альбом». В 5-ти из 6-ти песен лирический субъект эксплицирован, в 4-х примерах наличествует коллективный субъект. В одной из песен (№ 6) мы выявили внесубъектный способ организации текста. В 5-ти песнях присутствует эксплицированный адресат, в одной (№ 6) он совпадает с неэксплицированным субъектом. Интересным примером с точки зрения адресата является песня № 5, в которой наличествует три адресата.
Объектами в альбоме выступают письмо, грядущее возвращение лирического субъекта, мрачная жизнь, состояние лирического субъекта во время ночи, жизнь, заболевшая девушка (и состояние лирического субъекта в связи с этим), общество (сравнённое с муравейником), смерть (её внезапность).
Сквозные мотивы альбома: дождь (в 2-х песнях); безнадёжность; изменённые формы сознания; сон; путь; опасность (в 2-х песнях); звезда (в 2-х песнях); запутанность мыслей; водные пространства; ночь; обречённость; смерть; болезненность; враньё; война; будущее (в 2-х песнях); сумасшествие.
В контексте альбома наличествует лирический герой. Он много рефлексирует на тему своей жизни: он запутан, безнадёжен, устал от обыденности и неустроенности мира. Тоска лирического героя сопряжена с дискомфортом (вроде всё на месте, но что-то не так). Автокоммуникацию
200
«Горе ты мое от ума не печалься гляди веселей» можно рассматривать с точки зрения самоопределения лирического героя.
Заключение. В ходе анализа альбомных контекстов группы «Кино» мы составили типологию субъектно-объектных отношений, пришли к выводу, что в каждом из альбомов наличествует лирический герой, который, опираясь на теорию, выявляется в контексте творчества поэта, в книге стихов или цикле. Он близок образу автора, однако не тождественен ему. Охарактеризовать его можно как молодого человека, который находится в поиске себя. Лирический герой Виктора Цоя нестатичен, он складывается из лирических субъектов песен, однако, есть общее, что их всех объединяет: внутриличностный конфликт, биполярно-дуалистическое восприятие действительности, построенное на антитезе и бинарных оппозициях, которые раскрывают один из главных принципов существования лирического героя. Он тонко чувствует болезненность мира, пропускает через себя проблемы окружающей его действительности. Его самоопределение неоднозначно, он живёт в диссонансе и пытается обрести гармонию, так как жить в абсурде в какой-то момент ему надоедает, и он начинает бороться против бессмысленности бытия. Душевные раны, вызванные сложными отношениями с возлюбленной, наложили отпечаток на лирического героя.
Лирический герой Виктора Цоя устал подчиняться установленным в обществе нормам, он хочет выделиться, однако для него важно остаться самим собой - сохранить жизненные ценности и приоритеты, не утратить индивидуальность, не потеряться и не раствориться в мире-муравейнике. Лирическому герою важно пребывать в гармонии не только с миром, но и с собой, так как время от времени он выведен из равновесия, ощущает враждебность мира, констатирует конфликты внутриличностный и с миром внешним, который для него находится в состоянии эсхатологической войны. Лирического героя волнует тема будущего, он не знает, что его ждёт, не знает, какой путь выбрать: он мечется и терзает себя.
Для лирического героя знаковым временем суток является ночь, она для него - естественная среда обитания, именно ночью он (лирический герой) чувствует себя комфортно, спокойно и свободно. Знаковым цветом для лирического героя является чёрный: семантика указанного цвета привносит дополнительные смыслы для понимания специфики рассматриваемого лирического героя, учитывая все коннотации и ассоциации, с ним связанные. Например, он отсылает нас к проблеме смерти, которая неоднократно встречается в творчестве Виктора Цоя прямо или косвенно, отсылая нас к фольклору. Также фольклорные мотивы встречаются в связи с встречающимися обрядами перехода, актуализирующими мотив жизненного цикла и отсылающими нас к экзистенциальной проблематике. Немаловажным с данной точки зрения является мотив водного пространства, к которому относится мотив дождя, имеющий коннотацию очищения. Одним из важнейших символов для лирического героя является звезда: она является метафорой вдохновения, олицетворяет творчество, органично
вписывается в мотив ночи. Лирический герой Виктора Цоя вписывается в галерею представителей рок-героев, для которых музыка - образ жизни.
Топос города, выявленный нами в контексте творчества Виктора Цоя, можно охарактеризовать как абстрактный город-муравейник, не имеющий лица: мы понимаем из некоторых отсылок, что речь идёт о Ленинграде-Петербурге, однако на этом не делается акцент, и мы не можем назвать вычлененный хронотоп типично петербургским текстом. «Жизнь в стёклах» давит лирического героя, частично лишает его свободы: городской ритм не совсем приемлем для него.
Однако лирический герой на протяжении творчества Виктора Цоя претерпевает изменения, он проходит путь эволюции, мы проследили этапы его духовного пути и отметили произошедшие изменения. Тот факт, что у лирического героя нет чёткого самоопределения, указывает на то, что он осознаёт свою трансформацию. Мы выявили основную типологию образов лирического героя Виктора Цоя:
1. Дерзкий подросток-экспериментатор. Этот тип характерен для начала творчества Виктора Цоя: он бросает вызов обществу, не боится пробовать новое, живёт «наотмашь».
2. Неоромантик, который противопоставляет себя миру. Он не принимает идеалы общества, отмечает свою индивидуальность, находится в конфликте с миром внешним, а также не может достичь гармонии с самим собой. Он страдает от проблем в отношениях с возлюбленной, испытывает тоску по идеалу, которого не может достичь: ему нужно преодолеть себя и пройти испытания. Романтик-бунтарь живёт по принципам жизнетворчества, находится в поиске обновления и вдохновения. В связи с этой характеристикой ключевыми являются мотивы легенды, ночи, тайны, звезды и мечты.
3. «Мистер Х» - загадочный отшельник и лишний человек, который вынужден носить маску. Он страдает, пытается найти средство от одиночества, хочет обрести душевный баланс и найти любовь.
4. Лидер-бунтарь, которого заботит космогония, будущее и устройство вселенной в целом. Он готов принять участие в бою за изменение мира в любой момент, так как устал жить в состоянии хаоса.
5. «Последний герой» - герой поколения, которому всё по плечу. Он -философ, затрагивающий глубинные вопросы мироздания, беспокоящийся за судьбу поколения.
Литература
1. Бройтман С. Н. Лирический субъект [Текст] / С. Н. Бройтман // Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины: учебное пособие. - М.: Высш. шк.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 141-153.
2. Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания [Текст] / под ред. Е. Мининой. - Л.: Новый Геликон, 1991. - 367 с.: ил.
3. Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения [Текст] / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 1998. - Вып. 2. - С. 26-38.
4. Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст [Текст] / Ю. В. Доманский. - М.: - Издательство Кулагиной, 2010. - 230 с.
5. Кормильцев И. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция [Текст] / И. Кормильцева, О. Сурова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 1998. - Вып. 2. - С. 5-33.
6. Кушнир А. 100 магнитоальбомов советского рока. 1977-1991: 15 лет подпольной записи [Электронный ресурс] / А. Кушнир // Rockanet.ru: сайт. - Режим доступа: http://www.rockanet.ru/100/ (дата обращения: 29.04.2019).
7. Смирнов И. В. Прекрасный дилетант: Борис Гребенщиков в новейшей истории России [Текст] / И. В. Смирнов. - М., 1999.
8. Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла [Текст] / И. В. Фоменко. - Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1984. - 78 с.