Научная статья на тему 'Художественная логика альбома Ю. Шевчука «Иначе»'

Художественная логика альбома Ю. Шевчука «Иначе» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
495
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛОГИКА / РОК-АЛЬБОМЫ / ЛИРИЧЕСКАЯ ЦИКЛИЗАЦИЯ / СЕМАНТИКА ЗАГЛАВИЯ / РОК-ПОЭЗИЯ / РОК-МУЗЫКА / РУССКИЙ РОК / ARTISTIC LOGIC / ROCK ALBUMS / LYRICAL CYCLIZATION / SEMANTICS OF THE TITLE / ROCK POETRY / ROCK MUSIC / RUSSIAN ROCK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Беляева Наталья Павловна

В статье будет предпринята попытка рассмотреть некоторые данности альбома Ю. Ю. Шевчука «Иначе», определяющие художественную логику музыкально-поэтического издания. Вслед за рок-исследователями, анализировавшими альбомы других рок-поэтов, мы рассмотрим альбом указанного автора как единое целое, объединённое семантикой заглавия, спецификой хронотопа композиций, принципом лирической циклизации. Также будут исследованы особенности субъектно-объектных отношений, изотопия и визуальные элементы альбома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC LOGIC ALBUM YU. SHEVCHUK’S “ELSEWISE”

This article claims to examine some entities of the album by Yury Shevchuk «Elsewise», defining the artistic logic of the musical and poetic publications. Following the rock-researchers who analyzed the rock albums of other poets, we shall try to look at the album of this author as an integral whole, combined by the semantics of the title, by the specificity of the chronotop compositions, and the principle of the lyrical cyclization. The article will also consider the features of the subject-object relationship, the isotopes and the visual elements of the album.

Текст научной работы на тему «Художественная логика альбома Ю. Шевчука «Иначе»»

УДК 821Л61Л-192(Шевчук Ю.):785.161 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-8,445+Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

Н. П. БЕЛЯЕВА

Воронеж

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛОГИКА АЛЬБОМА Ю. ШЕВЧУКА «ИНАЧЕ»

Аннотация. В статье будет предпринята попытка рассмотреть некоторые данности альбома Ю. Ю. Шевчука «Иначе», определяющие художественную логику музыкально-поэтического издания. Вслед за рок-исследователями, анализировавшими альбомы других рок-поэтов, мы рассмотрим альбом указанного автора как единое целое, объединённое семантикой заглавия, спецификой хронотопа композиций, принципом лирической циклизации. Также будут исследованы особенности субъектно-объектных отношений, изотопия и визуальные элементы альбома.

Ключевые слова: художественная логика, рок-альбомы, лирическая циклизация, семантика заглавия, рок-поэзия, рок-музыка, русский рок.

Сведения об авторе: Беляева Наталья Павловна, студентка 5 курса Гуманитарного факультета Воронежского государственного педагогического университета.

Контакты: 394024, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86; nataliyabelyaeva2010@yandex.ru

N. P. BELYAEVA

Voronezh

ARTISTIC LOGIC ALBUM YU. SHEVCHUK'S "ELSEWISE"

Abstract. This article claims to examine some entities of the album by Yury Shevchuk «Elsewise», defining the artistic logic of the musical and poetic publications. Following the rock-researchers who analyzed the rock albums of other poets, we shall try to look at the album of this author as an integral whole, combined by the semantics of the title, by the specificity of the chronotop compositions, and the principle of the lyrical cyclization. The article will also consider the features of the subject-object relationship, the isotopes and the visual elements of the album.

Keywords: artistic logic, rock albums, lyrical cyclization, the semantics of the title, rock poetry, rock music, Russian rock.

About the author: Belyaeva Natalia Pavlovna, 5th year student of the Faculty of Humanities of Voronezh State Pedagogical University.

В рок-литературоведении уже давно сложилось мнение о том, что рок-альбом является особым жанровым образованием, схожим с лириче-

© Беляева Н. П., 2017

ским циклом [7, с. 100]. Альбом, по мнению Ю. В. Доманского, «обладает всеми основными особенностями, присущими лирическому циклу: это в подавляющем большинстве случаев авторские контексты; единство композиций, входящих в альбом, обусловлено авторским замыслом; отношения между отдельными композициями и альбомом можно рассматривать как отношения между элементом и системой; альбом озаглавлен самим автором» [7, с. 100]. Исследователь выделяет следующие основополагающие критерии циклизации: заглавие, композиция, изотопия, пространственно-временной континуум [7, с. 101].

Цель этой работы - анализ альбома Ю. Шевчука «Иначе» с точки зрения художественной логики его циклической организации. В процессе анализа будут рассмотрены такие структурообразующие элементы, как семантика заглавия рок-цикла, специфика композиционной структуры, изотопии, особенности субъектно-объектных отношений, организация пространственно -временного континуума и значение визуального образа альбома.

Заглавие

«Надо попробовать жить иначе, не довольствуясь шаблонами и штампами. Не стать болтом общества потребления, а просто быть человеком. Программа об ином способе существования», - такое объяснение даёт Ю. Шевчук общей концепции (и заглавию) анализируемого нами альбома [13].

Если мы обратимся к словарю [9], то обнаружим следующие трактовки данного слова:

а) наречие другим способом; не так, по-другому - о чём и говорит Ю. Шевчук - мы должны осмотреться вокруг, осознать «трагедию» современного мира и избрать другой, «иной», праведный образ жизни. Лишь так мы придём к спасению.

б) союз не то; в противном случае - данное определение также можно отнести к семантике названия альбома. Это «вторая сторона медали», несущая в себе уже не столь безоблачный образ «светлого будущего»: «иначе» в значении пророчества, своеобразного предостережения о том, что будет, если человечество не изменится, если не прозреет и не найдёт истинные ценности в жизни.

Таким образом, лексема «иначе» синтезирует два приведённых значения, не исключая друг друга.

Почему именно «иначе»?

Данное заглавие объединяет все песни цикла, темы и идеи которого во многом определяют композицию альбома. Впервые лексему «иначе» мы встречаем в третьей песне альбома - «Солнечный свет»: «Очень хочется верить в иное, но как испить эту чашу без дна?..» [4]. Здесь иное рассматривается в положительном значении. Данная лексема также присутствует в следующих композициях: «Эй, ты, кто ты?» («В завалах старых бетонных плит ветер иной...» [4]), «За тобой пришли» («... топот / Одиночества и жажды иного быта?» [4]), «Новая Россия» («Разорвёт от напряжения на этой войне, / Но другого выхода нет! [4]» - лексема «другого» синонимична лексеме «иного», она несёт в себе также семантику безысходности).

89

Положительная семантика фразы «Завтра всё будет иначе...» [4] из песни «Юго-Западный ветер», которая завершает альбом, является основной идеей всего цикла: «ветер» принесёт Свет в это «тёмное царство».

Как видно, название альбома «Иначе» действительно заключает в себе все функции заглавия в лирическом цикле: имеет определенную проблематику, которая раскрывается по ходу повествования, и тему, которая также объединяет композиционные фрагменты данного альбома (а также создаёт параллели между мотивами). Один из ключевых мотивов содержится в финале, здесь текст представляет собой своеобразный оптимистичный «манифест-пророчество»; это сильная позитивная позиция в композиции «Юго-Западный ветер», где автор настроен на разрешение главной коллизии всего альбома.

Композиция и изотопия

Всего в альбоме «Иначе» 16 песен:

1. «Noise № 1» - 1:32

2. «Родившимся этой ночью» - 5:26

3. «Солнечный свет» - 4:03

4. «Эй, ты, кто ты» - 5:48

5. «Пустота» - 4:31

6. «Кризис» - 4:23

7. «Проводник» - 3:49

8. «Напиши мне, напиши» - 5:44

9. «Встреча» - 5:48

10. «За тобой пришли» - 4:06

11. «Новая Россия» - 2:43

12. «Noise № 2» - 1:18

13. «Песня о времени» - 5:36

14. «Когда ты была здесь» - 3:35

15. «Песня о свободе» - 4:18

16. «Юго-Западный ветер» - 4:25

Символично число 16: «может принести большие материальные блага человеку, только цена за них довольно высока. Ведь получив материальное - теряешь духовное. Для тех, кто развивается духовно - несчастливое число» [14]).

Данное определение пересекается с основной проблемой альбома «Иначе» - проблемой отсутствия духовности в современном мире, господства материального; значение данного числа можно соотнести с нынешним состоянием мира.

Под номером 16 находится ключевая песня рок-цикла - «Юго-Западный ветер». Возможна такая трактовка подобного диссонанса (песня о светлом будущем, о моральных качествах человека, и число «16» означает материальные блага, а не духовные): «Да, мир погружён в пустоту, духовность переживает кризис, однако «Завтра всё будет иначе.» [4] («Юго-Западный ветер»).

Магистральной темой рассматриваемого альбома является история поиска лирическим героем своего «Я», а также история поиска человеком

90

гармонии с современным миром. Соответственно, расположение «композиций» (песен) в альбоме соответствует «рассказыванию» данной истории:

1. «Noise № 1» - композиция открывает альбом, представляет собой тревожную мелодию без слов, к которой присоединяется печальное соло А. Романовой (группа «ДДТ») - пример «чужого» слова [11, с. 56] в рок-цикле «Иначе». Отметим то, что данная композиция вместе с 12-й композицией («Noise № 2») составляют микроцикл [8, с. 237], объединённый не только названием, но и соло А. Романовой, которое уже звучит не тревожно, а умиротворённо.

2. «Родившимся этой ночью» - эта песня является «прощанием с XX веком» (Ю. Шевчук) [10]. Композиция адресована новому поколению, которое уже появилось («родившимся» - глагол прошедшего времени). Лирическое «мы» позиционирует себя как «корм 21 века» («Родившимся этой ночью») [4], который пока не знает, что готовит нам Будущее (в отличие от песни «Юго-Западный ветер»: «Завтра всё будет иначе...» [4]).

3. «Солнечный свет» - с данной песни начинается история «Гамлета ХХ века» (Ю. Шевчук) - так определяет своего лирического героя автор «концепированный» (т.е. носитель концепции - в терминологии Б. О. Кормана [12, с. 120]): «Это мой лирический герой, с которым я себя частично отождествляю. Это, как мне кажется, Гамлет XXI века. Он уже не ищет ответа на вопрос: «Быть или не быть?», он знает: «Быть!». Теперь его заботит: «Как быть?» (Ю. Шевчук) [6]. Однако в данной песне «говорит» лирическое «мы»: образ героя визуально (на большом экране позади музыкантов изображён главный герой, с которым мы вместе переживаем определенные ключевые моменты его жизни) присутствует в песне на концертной программе, посвящённой данному альбому. Но об этом позже.

Фраза «Гавриил протрубил отбой» [4] представляет собой метафору конца света, так как Гавриил в Судный день поднимет мёртвых звуком своей трубы [1]; также Гавриил считается архангелом благовещения и, одновременно, ангелом смерти [1].

4. «Эй, ты, кто ты» и «Пустота» - поиски героем своего «Я», «пароля», который приведёт нас к истине («Эй, ты, кто ты»). Одним из главных мотивов во многих песнях Шевчука (и данный альбом не исключение) является любовь. Лишь она есть истина, которая спасёт человечество. И герой это утверждает: «Триста тысяч поколений у нас в крови, / Но кроме любви ничего больше нет» [4].

«Пустота» также является одним из несущих мотивов цикла. Используя средства художественной выразительности негативного характера, автор изображает современный мир «грязным» и в переносном, и в прямом значении: «На гнилых объектах улиц.», «В тёмных клубах, в липких странах, в стиле ню, / В козлорогих ресторанах, с Афродитами в меню.» («Пустота») [4].

5. «Кризис», «За тобой пришли» и «Новая Россия» являются своеобразной кульминацией альбома. В «Кризисе» мы слышим истошный крик героя о том, что его «Родину сожрал СПИД» («Кризис») [4]. Герой осозна-

91

ёт весь кризис современности: «Кризис - суд Божий, но от тюрьмы, ох, как далеко / До чувства вины.» («Кризис») [4]. Однако есть надежда на то, что «скоро всё пройдет»: «.Скоро всё пройдет / Если ложь ясна, если правда не врёт» («Кризис») [4].

«За тобой пришли» [4] - данная фраза - важнейшая в одноименной песне. «Воздух в лёгких кричит» («За тобой пришли») [4], об этом же кричит и сам лирический герой: «Они уже здесь: / За тобой пришли!» [4]. Основным содержанием песни являются битва, война, частью которой стали и главный герой, и те, кто «за ним пришёл»: «Здесь идет война уже тысячи лет.», «С тьмою сцепился свет.», «Идёт новая битва, бойня застолья.» («За тобой пришли») [4]. Таким образом, и концепированный автор, и герой его произведения воспринимают жизнь в современном мире как постоянную борьбу: борьбу за свои идеалы, ценности, борьбу с «пустотой» духовной. Строка «Быть богаче и толще, не значит выше» («За тобой пришли») [4] показывает отношение автора к проблематике духовности человека («выше» в значении морали).

«Новая Россия» - рождение «новой России» - это своеобразный протест героя против того, что он не принимает в «современной России», в которой он вновь наблюдает то, «как закаляется сталь» («Новая Россия») [4] (отсылка к автобиографическому роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь», изображающему события эпохи гражданской войны, и к альбому Егора Летова «Так закалялась сталь»). Вновь присутствует мотив битвы, войны: «В этом новом погроме трудно познать, / Вскрыть самого себя.», «Разорвёт от напряжения на этой войне, но другого выхода нет» («Новая Россия») [4]. Однако далее герой всё-таки находит «иной» выход, а представленная картина в песне «Новая Россия» как раз воплощает в себе отрицательную семантику заглавия альбома.

6. «Noise № 2» - данная композиция отделяет «кульминацию» от «развязки». Герой находит умиротворение: он нашёл выход, он «понял» своё время. После данной композиции автор располагает три песни: «Песня о времени», «Песня о свободе» и «Юго-Западный ветер» («развязка»).

В «Песне о времени» герой принимает время, рассматривая его в различных субстанциальных (основных, основополагающих) проявлениях: «Время в Грозном, время в Москве, / Скорость онлайн, часы намаза. / Мгновения, стынущие в Неве, / Культура бронзы, столетие газа» («Песня о времени») [4]. Изображено понимание героем безжалостной силы времени, но всё же у него остаётся надежда на «лучшее» будущее: «Но пусть этой ночью никто не заплачет, / Пусть никто не будет убит!» («Песня о времени») [4].

7. Композиция «Когда ты была здесь» расположена между «Песней о времени» и «Песней о свободе» неслучайно. Герой с теплотой и горечью говорит о времени, когда его любовь «была здесь»: «И даже в молчанье камней я чувствовал, что-то есть, / И не было серых дней, когда ты была здесь» («Когда ты была здесь») [4]. Данная фраза подтверждает идею о том, что если нет любви (не только в человеке, но и во всём мире в целом),

в различных аспектах её проявления, то наступают «серые дни», о которых и повествует автор на протяжении всего альбома. Важен также и автобиографический момент, так как данную песню Ю. Шевчук посвятил своей покойной жене - Эльмире Шевчук [5].

«Песня о свободе» - «это песня о внутренней свободе», - такую трактовку даёт своему произведению сам автор (Ю. Шевчук) [10]. Мотив свободы, как известно, является одним из главных в творчестве Ю. Шевчука. В данной песне свобода сравнивается с небом: «Как небо под сердцем, в тоске моей бьётся...» («Песня о свободе») [4]. Герой находит для себя единственный путь, к которому он стремился, на что указывает песня «Солнечный свет»: «Нет, не могу, прости, в мёртвую жизнь врасти.» («Песня о свободе») [4].

Как видно, свобода становиться для героя духовной опорой, благодаря которой «Завтра всё будет иначе.» («Юго-Западный ветер») [4].

«Юго-Западный ветер» - композиция, находящаяся в сильной (позитивной) позиции и заключающая в себе важную смысловую интенцию. Юго-Западный ветер считается самым тёплым ветром. В произведении Гарсиа-Роза Луис Альфредо «Юго-Западный ветер» автором даётся такое описание данного природного явления: «На набережные района Сул обрушился крепкий юго-западный ветер. Он взбурлил море и принёс с собой косматые рваные тучи. Погодные изменения носили физический характер и были всем заметны, но тот же ветер, по поверью, влиял на настроение жителей города, особенно тех, кто обитал в прибрежных районах. Юго-западный ветер всегда был предвестником перемен. Местные жители воспринимали его как знамение. Они, правда, были не вполне уверены, какие именно перемены он сулит: значит ли это, что грядет ливень или сильный отлив на пляжах; или что рыбакам лучше оставаться сегодня дома; или что официанты нынче пребывают в странном расположении духа; или что сегодня будет ссора у кого-то из соседей.» («Юго-Западный ветер», Гарсиа-Роза Луис Альфредо) [2]. Опираясь на данную трактовку «ветра», мы можем сделать вывод о том, что «Ветер» Шевчука представляет собой такие перемены, которые изменят не только отдельных людей, но и весь мир. В контексте песни Ю. Шевчука «ветер» - это то, о чём пел и В. Цой: это нечто «иное».

8. Следует упомянуть также о трёх песнях, которые располагаются в центре альбома, однако представляют собой так называемые «мини-рассказы», своеобразные «лирические отступления», «вставные новеллы»:

• «Проводник» - в купе вагона главный герой размышляет о мире. Он думает над тем, «чем время будем мерить мы?». Здесь также присутствует мотив свободы: «Нет, не рабы мы!» [4] - кричат «остряки» в «пространство» - своеобразная ирония героя).

• «Напиши мне, напиши» - интересно то, что песня написана в «самом начале XXI века» (Ю. Шевчук) [10], однако Шевчук включает её в альбом 2011 года, при этом она располагается на 8 позиции - в середине альбома (сильная (акцентированная) позиция). Мотив борьбы (даже возможного пора-

жения в этой борьбе) сменяется размышлениями о России: «Россия - женщина с героическим прошлым...», «...с разбитым лицом.», «Россия - невеста.» («Напиши мне, напиши») [4], которые вновь указывают на трагико-ироническое мироотношение и героя, и концепированного автора.

• «Встреча» - композиция представляет собой диалог между героем и ангелом (единственный пример «ролевой» лирики в альбоме). Вопрос, который задаёт герой ангелу и который является стержнем всего произведения, звучит так: «Расскажи мне, в чём смыслы войны, не молчи...» [4]. Ответ ангела таков: «Смыслы каждой войны скрыты в каждой игре» [4]. В данном контексте семантика лексемы «игра» такова: «преднамеренный ряд действий, поступков и т.п., преследующий определённую - обычно неблаговидную цель; интриги, тайные замыслы [9]. Таким образом, «Встреча» заключает в себе пацифистский компонент, который является ключевым для всего творчества Ю. Шевчука - борца за мир и справедливость.

Субъектно-объектные отношения

Важными (структурообразующими) представляются нам субъектно-объектные отношения в альбоме: происходит деление композиций на такие фрагменты, где есть лирическое «мы» и где есть лирическое «я». Лирическое «мы» встречается в следующих песнях: «Напиши мне, напиши» («Наша борьба подошла к концу .») [4], «Новая Россия» («А мы наблюдаем, как в этой тоске вновь закаляется сталь.») [4], «Кризис» («А мы вышили все поля крестами да повисли на них.») [4], «Эй, ты, кто ты» («Назначены сроки, всё решено, / Выходим завтра.») [4], «Солнечный свет» («Мы поедаем с первого дня рождения солнечный свет.») [4], «Родившимся этой ночью» («Наши замёрзшие лица / Белели в тумане и ждали.») [4], «Юго-Западный ветер» («Мы спали целую вечность, / Доверяя прогнозам погоды.») [4], «Свобода» («Ты нам рассказала, какого мы рода.») [4] - почти все данные композиции составляют сюжет истории «Гамлета XXI века» (кроме «За тобой пришли»), но автор использует лирическое «Мы», вместо лирического «Я», так как отождествляет себя и с главным героем, и со всем человечеством в целом, не обвиняя его, а принимая вместе с ним констатацию факта духовной бедности современного общества.

Лирическое «Я» присутствует лишь в нескольких композициях: в «лирических отступлениях» («Встреча» («Я держал его руку, я был рядом с ним.») [4] и «Проводник» («Что мне расскажет спящий / проводник?..») [4]) и в песнях «Когда ты была здесь» («Я помню эти цветы, танцевала твоя душа. ») [4], «Песня о времени» («Реки впадают в эти кварталы / Где я стою и курю у окна.») [4], и «Пустота» («Ты вползаешь в меня - / Тянет в пропасть твоей реки.») [4] - в данных композициях представлено личностное переживание героем событий, сквозь которые «просвечивают» данности объективного мира.

Пространственно-временной континуум

Хронотоп в альбоме «Иначе» создан, на наш взгляд, следующим образом: основу пространственно-временного континуума составляют оппози-

ции «прошлое - настоящее - будущее» и «сегодня - завтра». В оппозиции «сегодня - завтра» важную роль играет граница между данными субстанциальными реалиями: «Чем станем мы завтра - ветром?..» («Родившимся этой ночью») [4], «Назначены сроки, всё решено, / Выходим завтра.» («Эй, ты, кто ты») [4], «И кто будет драться, если завтра война.» («Напиши мне, напиши») [4], «Посмертная маска последних минут пророчит крутой перелом.» («Новая Россия») [4], «Время разбрасывать камни прошло, / Время собирать голоса настало.» («Песня о времени») [4], «Завтра всё будет иначе.» («Юго-Западный ветер») [4]. Видимо, «будущее» для концепированного автора представляется как нечто неизвестное, другое, иной мир, но имеющий экзистенциальный характер.

Оппозиция «прошлое - настоящее» воспринимается автором с ностальгией и грустью: «И не было серых дней, когда ты была здесь.» («Когда ты была здесь») [4], «Россия - женщина с героическим прошлым / немного светлым, немного пошлым - / В постели с настоящим, как вечность в бурьяне.» («Напиши мне, напиши») [4].

Оппозиция «день - ночь» присутствует в песнях: «Песня о свободе» («Серая ночь, в окнах дымит рассвет, / Солнце взойдёт, а может быть, больше нет.») [4], «Встреча» («А потом потемнело, а потом рассвело.») [4], «Эй, ты, кто ты» («.крик пирамид / В тишине ночной.») [4]. Понятие «ночь» становится современным состоянием мира и человека, а «день» (или «рассвет») - надежда на светлое будущее, которое, однако, предъявит жёсткие и справедливые претензии («Эта песня называется "За тобой пришли" . О том, что ты не спрячешься от Будущего ни в какой норке, ни на каком диване. Будущее тебя найдет! ...», - таков автометапаратекст к песне «За тобой пришли», спетой на концерте в г. Эссен (Германия, 2013 г.) [3], что звучит как пророчество и проклятие одновременно).

В песне «Юго-Западный ветер» «настоящее» и «будущее» представляются как «зима» и «весна»: «Забыли дорогу к весне.», «Лёд отступает, а это значит / Мы будем видеться чаще, Мы будем встречаться чаще, / Взломают асфальт цветы.», «.Обглодал онемевшую кожу, / Вросшую в злые льды?..» («Юго-Западный ветер») [4]. Компонент оппозиции «весна» является более положительным для субъекта, нежели «зима» (как «смерть»); «весна» - возрождение духовного начала и в мире, и в отдельном человеке.

Визуальный элемент альбома

Важную роль в понимании концепции альбома «Иначе» играет также визуальный элемент альбома.

Видеоряд, специально созданный для концертной программы «Иначе», представляет собой «спектакль» о жизни главного героя цикла - Гамлета XXI века. Данные видеоролики способствуют лучшему пониманию и углублению трактовки песен альбома.

Например, в момент исполнения «Родившимся этой ночью» на огромном экране, расположенном позади музыкантов, различные символы СССР как бы «улетали» назад, рушились: видеоинсталляция ассоциируется с лирическим «Мы» песни - «кормом XXI века» [4] (то есть это XX век, который, в свою

95

очередь, ассоциируется с символами жизни советского человека (салют из советских значков, денег и марок; вырезки из советских плакатов)). В конце песни на экране возникает лицо Шевчука, которое постепенно трансформируется в лицо более молодого человека (лирического героя).

Далее этот человек фигурирует в видеорядах следующих композиций: «Солнечный свет» - меняет множество одежд (поиск своей натуры, своего «Я»), «Эй, ты, кто ты» - возглавляет группу людей, идущих вперёд («Назначены сроки, всё решено, / Выходим завтра.»), «Пустота» - герой бредёт по улице (мир показан глазами героя), «Кризис» - герой страдает, бьёт битой экран, «Новая Россия» - герой «ползёт» (как, собственно, и «новая Россия») сквозь улицы, города, поля, и выползает на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге полностью обнажённый (то есть очищенный, прозревший).

Видеоряды к другим песням также играют важную роль в структуре всего цикла. Например, при исполнении «Песни о свободе» на экране в начале песни изображается лёд, который впоследствии начинает таять (данный «лёд» - это души людей, которые скованны вне- и внутри себя).

Итак, на основе данного исследования можно сделать вывод о том, что альбом Ю. Шевчука «Иначе» представляет собой цикл, в котором композиционно организующую и семантически важную роль играет заглавие, заключающее в себе лейтмотив альбома. Благодаря изотопии, посредством которой автор выстраивает историю «Гамлета XXI века» - лирического героя рок-цикла, - также укрепляется сюжетно-композиционное единство цикла (альбома). Субъектно-объектные отношения выражают авторскую интенцию, что определяет пространственно-временной континуум текстов, который «позволяет воплотить авторскую концепцию бытия» [7, с. 100]. Визуальный элемент, являясь важным знаком общей семи-осферы цикла, способствует более глубокому пониманию семантики всех компонентов альбома.

Литература

1. Архангел Гавриил [Электронный ресурс]: Электронная статья // Вики-педия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: Ы1р8//ги.ток1реШа.ог^'тоН/Архангел_Гавриил (дата обращения: 16.12.2016).

2. Гарсиа-Роза Л. А. Юго-западный ветер [Электронный ресурс] / Л. А. Гарсиа-Роза // Электронная библиотека ЯиЫ1. -Режим доступа: http://www.rulit.me/books/yugo-zapadnyj-veter-read-442608-48.html(дата обращения 16.12.2016).

3. ДДТ - За тобой пришли (LiveinEssen) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=RTIKOijWlrw (дата обращения: 16.12.2016).

4. ДДТ - Иначе / Р.8. (2011) [Электронный ресурс]: Тексты песен / ДДТ // Farvater.net - Информационный рок-портал. - Режим доступа: http://farvater.net/publ/ddt/ddt_inache_ps_2011/33-1-0-716 (дата обращения 16.12.2016).

5. ДДТ - Когда ты была здесь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://reproduktor.net/ddt/kogda-ty-byla-zdes/ (дата обращения: 16.12.2016).

6. ДДТ представляет Гамлета XXI века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://modernrock.ru/news/item-1309.html (дата обращения: 16.12.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Доманский Ю. В. Циклизация в русском роке [Текст] / Ю. В Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. научн. тр. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. -Вып. 3. -С. 99-122.

8. Доманский Ю. В. Микроциклы в русском роке [Текст] / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия. Текст и контекст: Сб. научн. тр. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - Вып. 5. - С. 237-252.

9. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т. Ф. Ефремова. - М.: Издательство «Русский язык», 2000. - Т. 2. - 1084 с.

10. Иначе [Электронный ресурс]: Электронная статья // Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: https//ru.wikipedia.org/wiki/Иначе (дата обращения: 16.12.2016).

11. Козицкая Е. А. «Чужое» слово в поэтике русского рока [Текст] / Е. А. Козицкая // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. научн. тр. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. -Вып. 1. - С. 55 -62.

12. Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы [Текст] / Б. О. Корман. - Ижевск: Удм. ун-т, 1992. - 179 с.

13. Лупал А. Юрий Шевчук: «Мне жалко и Медведева, и Путина. У них нет будущего» [Электронный ресурс] / А. Лупал // Metro: сайт. -Режим доступа: http://www.metronews.ru/novosti/jurij-shevchuk-mne-zhalko-i-medvedeva-i-putina-u-nih-net-budushhego/TpokiA---jdkL6ptTVFQg/ (дата обращения 16.12.2016).

14. Язык чисел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yazik-chisel.org/publ/chislo-16/ (дата обращения: 16.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.