Научная статья на тему '«Героический» концерт группы «Ю-Питер» «Труби, Гавриил!» как цикл'

«Героический» концерт группы «Ю-Питер» «Труби, Гавриил!» как цикл Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
447
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ РОК / РОК-КОНЦЕРТЫ / РОК-МУЗЫКА / РОК-ПОЭЗИЯ / ВИДЕОИНСТАЛЛЯЦИЯ / RUSSIAN ROCK / ROCK CONCERTS / ROCK MUSIC / ROCK POETRY / VIDEO INSTALLATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бердникова Мария Александровна

Статья рассматривает концерт группы «Ю-Питер» «Труби, Гавриил!» как цикл. Автор уделяет особое внимание функционированию циклообразующих связей внутри концерта, учитывая особенности видеоряда. В статье подчёркивается необходимость изучения взаимодействия альбомов, из которых взяты рок-песни. Концерт «Труби, Гавриил!» как цикл в соответствии с авторским замыслом создает уникальное представление о герое в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A «HEROIC» CONCERT «BLOW YOUR TRUMPET, GABRIEL!» BY «U-PITER» BAND AS A LYRICAL CYCLE

The article analyzes a concert «Blow your trumpet, Gabriel!» by a Russian band «U-Piter» as a lyrical cycle. Author reveals a functioning of cycle-forming links in a concert, taking into consideration originality of video installation. The investigation emphasizes the necessity of researching the interaction between rock-albums, from which the performed songs are taken. In accordance with the author's intention the concert «Blow your trumpet, Gabriel!» as a lyrical cycle forms an unique representation of hero.

Текст научной работы на тему ««Героический» концерт группы «Ю-Питер» «Труби, Гавриил!» как цикл»

УДК 821.161.1-192:785.161 ББК Ш33 (2Рос=Рус)64-45+Щ13 8.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

М. А. БЕРДНИКОВА

Москва

«ГЕРОИЧЕСКИЙ» КОНЦЕРТ ГРУППЫ «Ю-ПИТЕР» «ТРУБИ, ГАВРИИЛ!» КАК ЦИКЛ

Аннотация. Статья рассматривает концерт группы «Ю -Питер» «Труби, Гавриил!» как цикл. Автор уделяет особое внимание функционированию циклообразующих связей внутри концерта, учитывая особенности видеоряда. В статье подчёркивается необходимость изучения взаимодействия альбомов, из которых взяты рок-песни. Концерт «Труби, Гавриил!» как цикл в соответствии с авторским замыслом создает уникальное представление о герое в целом.

Ключевые слова: русский рок, рок-концерты, рок-музыка, рок-поэзия, видеоинсталляция.

Сведения об авторе: Бердникова Мария Александровна, аспирант ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет».

Контакты: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6; [email protected].

M. A. BERDNIKOVA

Moscow

A «HEROIC» CONCERT «BLOW YOUR TRUMPET, GABRIEL!» BY «U-PITER» BAND AS A LYRICAL CYCLE

Abstract. The article analyzes a concert «Blow your trumpet, Gabriel!» by a Russian band «U-Piter» as a lyrical cycle. Author reveals a functioning of cycle-forming links in a concert, taking into consideration originality of video installation. The investigation emphasizes the necessity of researching the interaction between rock-albums, from which the performed songs are taken. In accordance with the author's intention the concert «Blow your trumpet, Gabriel!» as a lyrical cycle forms an unique representation of hero.

Key words: Russian rock, rock concerts, rock music, rock poetry, video installation.

About the author: Berdnikova Maria Alexandrovna, graduate student of Russian State University for the Humanities (Moscow).

Литературные традиции и циклизация, визуальность в роке, кинестетическое [4] поведение рок-артиста, воплощение театральности [20], особенности рецепции [12] рок-музыки - всё это не раз становилось предметом исследовательской рефлексии филологов-роковедов. Не стоит забы-

© Бердникова М. А., 2017

вать, что одной из важнейших форм существования рок-музыки по-прежнему остается рок-концерт, сфера существования которого ещё недостаточно изучена (в отличие от большого количества работ, рассматривающих циклическую природу рок-альбома, выступающего аналогом цикла в лирике [1], [5], [10], [11], [16]).

Ценным нам представляется филологический подход к рок-концерту как к циклу. Впервые о концерте как цикле написала Е. Г. Язвикова [19], сопоставляющая циклообразующие связи в лирике, выделенные И. В. Фоменко, с концертом В. Высоцкого. Исследователь написала о схожем функционировании универсальных циклообразующих связей - заглавия, композиции, пространственно-временного континуума, изотопии, полиметрии в концерте и лирическом цикле, отметив при этом «большую степень самостоятельности текстов внутри концерта <.. .> за счёт возможности варьирования текстов в процессе выступления» [19, с. 97]. Исследователем были описаны и «возможные» циклообразующие связи - «прозаический комментарий» [19] внутри концерта (автометапаратекст), а также обозначен проблемный вопрос о самостоятельности текстов внутри композиции цикла - ослабевает ли их автономность внутри цикла или же обрастает новыми смыслами, не явленными до их включения в цикл. Помимо изучения концерта как цикла, очень продуктивным представляется изучение пространства сцены, расположение и внешний вид музыкантов, взаимодействие музыкантов и зала, как показал Ю. В. Доманский в статье «Рок-поэзия: исполнительский визуальный субтекст» [2].

В нашей статье мы выделим возможные аспекты изучения рок-концерта на примере концерта «Труби, Гавриил!», посвящённого 15-летию группы «ЮПитер», более подробно остановившись на понимании концерта как цикла, неотъемлемой частью которого будет авторская интерпретация предстоящей программы, название, построение концерта, а также особенности видеоряда (видеосопровождение песен, которое проецируется на экран). Частично затронем пространственно-временной континуум и изотопию. Полиметрию как циклообразующую связь внутри концерта мы рассматривать не будем: для этой темы необходимо подробное сравнение вербального и музыкального субтекстов; вместо этого укажем на рождающееся в ходе концерта взаимодействие музыкальных альбомов, из которых взяты рок-композиции.

Итак, почему праздничный концерт «Ю-Питера» «Труби, Гавриил!», прошедший 22 октября 2016 года в Москве, можно считать циклом? Во-первых, об этом говорит авторская интерпретация будущей программы, высказанная В. Бутусовым как до концерта1, так и во время концерта. «Концерт в "Крокус Сити Холле" 22 октября - такое подведение итогов. <...> Сейчас такое желание и стремление настроить людей на под-

1 «Мы сейчас готовим опять-таки духоподъёмную и героическую (как сами её называем) концертную программу, куда войдут такие вещи, как "Иван Человеков", "Последний человек на Земле", "Бесы" (песни из репертуара "Наутилуса Помпилиуса" - "Известия"). Саша Коротич рисует героические комиксы. Проект "ЭБЛОушки" делает определённый электронный блок, чтобы придать некоторую отстранённость ряду песен. Мне кажется, такая программа назрела» [9].

269

вижность, на подвиг, на героическое дело. <...> Человек - это территория, на которой бьются демоны и ангелы. Ангелы - за жизнь человека, демоны - за смерть. <...> Это есть духовная внутренняя "брань" - мы должны встать на сторону ангелов, чтобы они победили демонов» [7]. На самом концерте В. Бутусов также определил вектор зрительского восприятия: «Как вы смогли убедиться по графической заставке на экране, мы сегодня празднуем духоподъёмную музыку. Мы сегодня вместе с вами должны воодушевиться и воспарить над городом Москва. Вместе!».

Во-вторых, само название концерта «Труби, Гавриил!» - структурообразующий и смыслообразующий элемент цикла; оно соотнесенно как с композицией концерта, так и с основной заставкой на экране, где изображены воины света, один из которых напоминает сидящего на коне Георгия Победоносца, разящего змея, а другой - Архангела Михаила, убивающего беса1. Графически борьба света и тьмы выразилась в контрасте бежево -золотого цвета и цвета бордово-коричневого. Орудия святых, разящих демонов, образовали два золотых луча, соединение которых рождало треугольник и геометрически строго указывало на центр сцены.

В-третьих, и с авторской интерпретацией концерта, и с названием соотнесено построение концерта, для которого важны как единство отдельных частей, так и их порядок. Для выделения частей внутри концерта, сопоставимых с микроциклами внутри большого цикла, нужно учитывать 1) состав исполнителей и их возможное представление солистом в автометапаратексте 2) положение/поведение исполнителя на сцене 3) характер задействованных инструментов 4) смысловое единство исполняемых песен. Так, первое отделение (до антракта, второе отделение, соответственно, после него) условно может быть подразделено на сакраментально-вступительную и основную, «героическую» части. После прозвучавшего аудиохора песни «Сёстры печали»2 В. Бутусов под аккомпанемент Е. Мечетиной, стоя в центре сцены без музыкального инструмента, исполняет песни «Из реки», «К ангелам», «Прогулки по воде». Единственный луч света, направленный на исполнителя, нетипичное для Бутусова нахождение в центре сценического пространства, сопровождение рояля говорит об особом отношении исполнителя и к песням, открывающим концерт, и к зрителям, когда музыкант один, «как на ладони»: без музыкального инструмента и поддержки «Ю-Питера». Смысловое единство исполняемых песен сакраментально-вступительной части на вербальном уровне определяется христианскими мотивами жертвенности, воспарения к Всевышнему. Примечательно, что песней «Из реки» открывался концерт, в смысловом отношении песню можно интерпретировать как рождение мира, слова, музыки, и в конечном счёте, самого концерта: «Из ветреного облака / Появятся слова / И сказочная музыка / Возникнет на глазах». В графическом плане

1 В одной из социальных сетей В. Бутусов дал собственное название видеозаставке как «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных».

2 «Сёстры печали» звучали в аудиозаписи, в исполнении «Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга» под управлением Игоря Грибкова.

270

строки: «Из небыли воздвигнутся / Большие города / Без тени и сомнения / Из медленного льда», - подкреплялись визуальным видеорядом появления сумеречного города, с многоэтажными домами, классицистическими колоннами, ракушками. Среди других особенностей видеоряда этой части - движение камеры ввысь в песне «К ангелам», постепенное стремление к небу, когда зрителю визуально кажется, что сам исполнитель поднимается вверх. Исполнение «Прогулок по воде» на фоне огромного креста вводит тему непростого духовного подвига, отражённого в последующих частях концерта.

Основная, «героическая» часть первого отделения, исполняемая Бутусовым вместе с группой «Ю-Питер», состояла из следующих композиций: «Воздух», «Христос» («Мне снилось, что»), «Люди», «Последний человек на земле», «Бесы», «Золотое пятно», «Иван Человеков», «Колесницегонитель», «Чёрная птица - белые крылья», «Сияемый», «Потоп». Последней в этом отделении оказалась песня «Чёрные птицы», также как и «Сёстры печали», стоящая особняком в целом концерта - лидер «Ю-Питера» исполнял её в одиночестве, в акустическом варианте. На протяжении всей «героической» части первого отделения Бутусов занимал привычное место сбоку, а не в центре, где в концертах других групп располагается фронтмен. Смысловое единство песен определяется за счёт христианских мотивов страдания, воскресения, веры и спасения (наиболее яркие примеры - «Воздух», «Христос», «Сияемый», «Потоп»), раздвоенности человеческой души, борьбы ангелов и демонов -«Чёрная птица - белые крылья»; борьбы с бесами, врагами и злом заклинанием словом, молитвой - «Бесы», «Последний человек на земле»; за счёт собственно героических мотивов, восходящих к античности, проявляющихся в необычной борьбе со смертью («Иван Человеков»), в романтическом расколе с окружающей действительностью и надеждой на его изменение («Люди»). Интересно отметить, что стоическое принятие смерти, как в песнях «Иван Чело-веков», «Золотое пятно» приводит в итоге к её преодолению; также как и внутренняя борьба словом и молитвой способны победить демонов. Получается, что герой, представленный в этой части концерта - человек не внешнего, пусть и активного действия борьбы1 , но внутреннего, которое может выглядеть как пассивное бездействие2. В этой связи отметим такую песню, как «Бесы», в припеве которой поётся3: «Пока я жив, пока я жив / Они не войдут сю-

1 «Следует подчеркнуть, что "героическая инициатива" (способность к выбору, влекущему за собой смерть) вовсе не обязательно должна иметь активно-боевой характер; она может быть и пассивно-страдательной (герой греческого романа или житий) или сочетать в себе то, и другое на равных правах ("Стойкий принц" Кальдерона)» [15, с. 44].

2 Интересным представляется определение типа героя в соответствии с вариантами циклического сюжета, по О. М. Фрейденберг: солярным (активно-боевым) и вегетативным (страдательно-пассивным) [18].

3 Известно, что альбом «Чужая земля» должен был быть назван «Бесы», о чем упоминает В. Бутусов: «Мы планировали назвать пластинку "Бесы", в связи с тем, что в составе пластинки много песен, связанных с мышами, бесами, змеями. И всё-таки мы не осмелились давать такое название потому, что слишком большая ответственность за таким названием. И чтобы увести слушателя немножко от этой темы, мы назвали пластинку более неопределённо - "Чужая Земля"» [6].

да». Именно неучастие в бесовских делах, молчанье спасают лирического субъекта от бесов. Строки «Пока я жив / они не войдут сюда» налагают определённую ответственность на исполнителя, как считает В. Бутусов1 . Получается, что переживания лирического субъекта песни, автором слов которой был Илья Кормильцев, накладываются на личностную интерпретацию исполнителем. Как показала Е. А. Селезова, в творческом тандеме Кормильцева-Бутусова рождается некий третий образ, «отличный как от лирического субъекта, так и от имиджа исполнителя, но и вобравший многие их черты» [14, с. 162]. За счёт подобного взаимодействия образ исполнителя во многом мифологизируется: исполнитель в ситуации концерта по сути своей становится героем, не пускающим бесов в пространство концертного зала, города, мира.

Второе отделение концерта композиционно разбивается на три части / три микроцикла: 1) обновлённую, «наэлектризованную» программу из репертуара «Наутилуса», «Ю-Питера», Бутусова совместно с «DEADушками», в которой продолжается «героическая тематика» и впервые исполняются песни, ранее не звучавшие со сцены («Матерь богов», «Элизобарра-торр»); 2) ностальгическую, в которой собраны наиболее популярные песни «Наутилуса» и 3) завершающую - выход музыкантов на бис (с песнями «Одинокая птица» и «Звезда по имени Солнце»). Для первой части важна очередная смена положения на сцене В. Бутусова: он находится в центре сцены, держа в руках только бубен - весьма необычный инструмент для исполнителя, создающий в совокупности с «наэлектризованной» аранжировкой в чём-то магически-шаманскую атмосферу. Бутусов стоял в центре и в первом отделении; можно сказать, что подобное его положение на сцене обусловлено исполнением песен разного репертуара в абсолютно новой аранжировке. В совместной с «DEADушками» части исполнена песня, обозначенная в названии концерта - «Труби, Гавриил», в которой есть мотивы, как встречавшиеся ранее (воспарение над городом, забвение, общество как олицетворение зла), так и новые - необходимость пробуждения2 от сна. Песни «10 шагов», «Птица Каратель», «Элизобарра-торр», «Матерь богов» снова актуализируют тему борьбы / войны с окружающим миром, неотвратимую победу над демоническим миром; ведь «несмотря ни на что побеждает любовь». Вторая, или «наутилусовская» часть второго отделения, где Бутусов выступает уже совместно с «Ю -Питером» и занимает привычное место справа, в смысловом отношении также объединена со всем концертом, ведь каждый элемент цикла относится к нему как часть к целому. В исполненных песнях из репертуара

1 «Когда поёшь песню "Бесы", и в кульминационном моменте нужно кричать на пределе своих возможностей слова: "Пока я жив, они не войдут сюда" - ты начинаешь осознавать, что это заявление. Я беру на себя ответственность. И я иногда в ужасе от того, сколько я всего принял на себя, и должен нести за это ответственность - а я ведь иногда даже не осознавал этого в определённые моменты своей жизни. И теперь нужно всё это осмысливать и отвечать. Потому что рот открыл, сказал, а делать кто будет»? [8].

2 В этом отношении концерт тематически коррелирует с прошедшим 08.10.2016 в Санкт-Петербурге концертом-спектаклем В. Бутусова «Пробуждённая радость».

272

«Наутилуса» можно увидеть общую «героическую» тематику, представленную в очень разных аспектах: это и протест против тоталитарной системы, обыденности («Скованные одной цепью», «Хлоп-хлоп», «Шар цвета хаки», «Люди»), и преодоление смерти через любовь («Я хочу быть с тобой», «Дыхание»), и своеобразное идиллическое затворничество («На бе-регу»1 ), и встреча с потусторонним мистическим миром («Князь тишины»).

Юбилейный рок-концерт как цикл и полисинтетическое образование имеет отсылку и к другим циклам, а именно - рок-альбомам2 из репертуара «Наутилуса», «Ю-Питера», к совместному альбому Бутусова с «ОБЛОушками», к альбому группы «Кино». Диалог этих циклов, представленных в контексте концерта, формирует общий пространственно-временной континуум. Сам В. Бутусов в эфире программы «Воздух» «Нашего радио» сказал, что на данном этапе его жизни и творчества он воспринимает всё, что с ним происходит, как одно «общее состояние», «общее пространство»3. Пространственно-временной континуум, как и изотопию, подробно мы рассматривать не будем, но отметим, что в этих областях исследование может пойти по знаковым и частотным лексемам, встречающихся в большинстве песен (дом, город, полет, сон, птица, крылья, небо, тьма, жизнь, смерть, Бог, ангел, бес / дьявол, человек, молитва, любовь, радость, печаль, свобода, глаза, слух, молчание, война, вода, воздух, огонь, сияние). Таким образом, песни, взятые из разных альбомов, приобретают в соответствии с авторским подбором состава концерта подчёркнуто «героический» пафос; в контексте концерта как цикла они становятся «относительно целостным поэтическим высказыванием, со-противопоставленным другим» [17, с. 27].

Не менее важным циклообразующим элементом, чем композиция, становится видеоряд концерта, который с одной стороны, непосредственно связан с исполняемой программой, а с другой стороны - автономен и способен к порождению возможных микроциклов внутри одного цикла. К примеру, по общности графических персонажей в визуальный микроцикл могут войти

1 По моим наблюдениям, В. Бутусов вот уже несколько лет посвящает эту песню любому городу на реке (Москве - 22.10.2016, Твери - 06.05.2014, 18.09.2012, Воронежу - 30.10.2016).

2 Из репертуара «Наутилуса» это альбомы: «Невидимка» (1985/1994), «Разлука» (1986/1993), «Князь Тишины» (1988/1994), «Родившийся в эту ночь» (1990/1991), «Чужая земля» (1992/1993), «Титаник» (1994), «Крылья» (1996), «Яблокитай» (1997), «Атлантида» (1997); из «Ю-Питера»: «Имя рек» (2003), «Биографика» (2004), «Гудгора» (2015); совместный альбом Бутусова с «ЭБЛЭушками» «Элизобарра-торр» (2000); альбом группы «Кино» - Звезда по имени Солнце (1989).

3 «Не надо ничего уже как бы создавать заново. Из того, что нам дано, там уже предостаточно просто того, чтобы посмотреть это всё, разобрать, разложить по полочкам. Потом к человеку приходит мудрость в конце концов на определённом этапе. Вот считается, что годам к 70-ти мужчин посещает состояние мудрости. А мудрость - это уже состояние, близкое к пророчеству. А в пророчестве - там нет понятия ни прошлого, ни будущего, ни настоящего. Поэтому я сейчас таким самоуверенным образом в общем воспринимаю всё, что со мной происходит как одно целое. Для меня нет там "35-ти лет тому назад", для меня нет того, что скрыто от меня в будущем, для меня есть одно общее состояние, одно общее пространство. Нужно только посмотреть влево или вправо, или вперёд или назад, или вверх.» [3].

273

«Иван Человеков» и «Князь Тишины», поскольку в обеих песнях появлялся рыжий молодой человек с усами, с серым пиджаком и чёрной водолазкой / или в чёрной шляпе; в двух композициях - «Колесницегонителе» и «Людях» -появляется изображение головы Цезаря в профиль, увенчанной лавровым венком. В микроцикл по общности мотивов битвы / войны войдут комиксо-вый «Последний человек на земле», «Десять шагов», визуально их связывают всеразрушающий / всеочищающий огонь; в микроцикл «нечистой силы», у которой, как у гоголевского «Вия», нет четких границ - «Бесы», «Птица Каратель». Список потенциальных микроциклов может быть продолжен: например, экспликация названия группы «Наутилус Помпилиус» в видеоряде к песням «Дыхание» (на экране подводный мир, моллюски и спиралевидная ракушка), «Прощальное письмо» (появляется «бумажный пароход» с Бутусовым в образе капитана с гитарой, в точности как на обложке альбома «Титаник»), «Из реки» (спиралевидные ракушки), «Люди» (мореплаватели и корабль). Видеоряд дополняет понимание текста песен, однако в некоторых случаях он сильно не соответствует тексту, тем самым ещё более дополняя его, что, в свою очередь, приводит к обособлению видеоряда и появлению микроцикла. Так, в песне «Воздух» главное действующее лицо - вор, который «вышел в окно с красной розой в руке / И по воздуху плавно пошёл», между тем в видеоряде вместо вора появляется Христос с розой. Таким образом, песни «Воздух» и «Христос» становятся взаимосвязаны по общности персонажей (появление Христа). Или другое «нарушение»1: в видеоряде к песне «Иван Человеков» припеву «Я знаю эту женщину: / Одни её зовут - свобода / Другим она -просто судьба / И если для первых - она раба / Вторым она - святая судья / Я знаю эту женщину»2 даётся необычная интерпретация. «Эта женщина» -смерть, предстающая в облике Свободы из картины «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа, или Статуи Свободы в Америке, в виде невесты / супруги, служанки, статуи Фемиды / образе судьи, Моны Лизы, а затем монахини. Смерть также появляется в рисунках, которые держит Иван Человеков; это иллюстрации пороков к книге «Корабль дураков» Себастьяна Бранта, выполненные в виде оптических иллюзий черепа венгерским художником Иштва-ном Оросом. Таким образом, в этой песне образ смерти становится не менее важным, чем жизнь Ивана Человекова, привнося дополнительный трагикомический смысл во всё, что было когда-либо создано человечеством.

Подводя итоги, можно утверждать, что для концерта как большого цикла становятся важными заглавие, композиция, изотопия и пространственно-временной континуум. Более подробно остановившись на построе-

1 Мы более подробно останавливаемся на вышеизложенных примерах. Вместе с тем и другие заслуживают внимания: так, выполненный в виде комиксов «Последний человек на земле» содержит типичные вставки «ту-ту-ту», «та-та», «ба-бах», передающие звук оружия, а в конце видеоряда и вовсе написано «конец».

2 Интересно отметить, что фраза «Я знаю эту женщину» из «Ивана Человекова» близка словам из песни «Тутанхамон»: «Я знал одну женщину, / Она всегда выходила в окно». Для лирического субъекта в обеих песнях загадочная женщина значит слишком много, её образ мистичен, сопряжён с мотивами смерти и свободы.

274

нии концерта, мы показали возможные способы его анализа и выделения циклов внутри цикла: 1) по составу исполнителей 2) положению / поведению исполнителя на сцене 3) характеру задействованных инструментов 4) смысловому единству исполняемых песен на вербальном уровне. Единство исполняемых песен, композиция, видеоряд и графическая заставка способствовали 1) отсылке к рок-альбомам исполняемых песен как циклам 2) прояснению «героической» тематики, раскрывающей представление о герое [13] через комплекс мотивов и авторскую интерпретацию. Герой в широком смысле - тот, кто активно или внутренне борется со злом: бог, архангел, человек; тот, кто борется со злом в себе, не принимая участия в делах зла, словом побеждает зло; тот, кто борется со смертью и, принимая её, преодолевает; воюющий герой; романтический герой; человек, прошедший испытание любовью, герой девичьих грёз (Ален Делон); имплицитно это рок-герой Виктор Цой (которому посвящена первая песня концерта «Из реки» и песней которого заканчивался концерт - «Звезда по имени Солнце»). В более широком контексте включение в концерт песен, ставших саундтреком к фильму «Брат» («Чёрные птицы», «Матерь богов», «Хлоп-хлоп») и «Брат-2» («Прощальное письмо»1) имплицитно отсылают к «последнему герою» конца XX века - Даниле Багрову. Мы показали, что видеоряд может стать важным циклопорождающим элементом, особенно в тех случаях, где совпадает общность персонажей и мотивов («Воздух» и «Христос»), при этом особого внимания заслуживают песни, с которыми видеоряд совпадает не полностью («Воздух», «Иван Человеков» и др.). О бытовании «героического концерта» как цикла говорит включение девяти песен2 в концертный тур «Ю-Питера»3, что соответствует идее воспроиз-

1 Имплицитно «Прощальное письмо» подключает кинотекст фильма «Зеркало для героя» В. Хотиненко, где в кадре «Наутилус Помпилиус» и молодой В. Бутусов со сцены исполняют эту песню.

2 Исполняются такие песни, как «Воздух», «Христос», «Люди», «Последний человек на земле», «Бесы», «Золотое пятно», «Иван Человеков», «Колесницегонитель», «Потоп».

3 Отдельным пунктом стоит вопрос о бытовании концерта как цикла, его устойчивости и воспроизводимости. Часть песен героической программы, для которой подготовлен новый видеоряд А. Коротича, исполнялась в эфире передачи «Воздух» «Нашего радио» (эфир 29.10.2016); те же песни вошли в концертный тур «Ю-Питера». К бытованию концерта как цикла также относятся повторяющиеся из концерта в концерт особенности вербального субтекста исполняемых песен. Так, в песне «Шар цвета хаки» уже неоднократно строки «Был бы чёрным / да хоть бы самим чёртом» слово «чёрт» меняется на «чёрным», что, как нам представляется, связано с изменением мировоззрения самого исполнителя (то же и в песне «Взгляд с экрана»: фраза «но это ей не дает ни черта» меняется на «ничего»). На протяжении многих лет после распада «Наутилуса» В. Бутусов в песне «Я хочу быть с тобой» последний припев заканчивает строками «В комнате с видом на огни» и добавляет «спасибо» залу, вместо привычного «В комнате с видом на огни / С верою в любовь». Зал же по инерции сам поёт финальную строчку, тем самым актуализируя диалог между привычным «наутилосов-ским» исполнением и современным «ю-питерским». Особенности вербального субтекста есть и в песнях, редко исполнявшихся или вовсе не исполнявшихся на сцене. Так, в песне «Элизо-барра-торр» - слова «уроды усиленно ищут особенный метр» заменены на «уроды отчаянно ищут особенный метр», новый вариант более экспрессивен и во многом в нём есть элемент оксюморона. Знаковый пример вариативности рок-композиции - в необычном возвращении к

275

водимости цикла. Безусловно, бытование концерта заслуживает более подробного внимания. Интересным будет изучение концерта на протяжении гастрольного тура той или иной группы, учитывающего географические особенности места выступления; подобное исследование могло бы рассмотреть постоянный и меняющийся состав вербального, музыкального, визуального субтекстов, а также синтез субтекстов в исполнении.

Литература

1. Доманский Ю. В. Циклизация в русском роке [Текст] / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. - Вып. 3. - С. 99-122.

2. Доманский Ю. В. Рок-поэзия: исполнительский визуальный субтекст [Текст] / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург, Тверь, 2014. - Вып. 15. С. 56-68.

3. Запись радиоэфира группы «Ю-Питер», программа «Воздух» с М. Марголисом. Эфир от 29.10.2016 [Электронный ресурс]: Аудиозапись // «Наше радио»: сайт. - Режим доступа: http://www.nashe.ru/2016/10/yu-piter-3/ (дата обращения: 03.11.2016).

4. Иванов Д. И. Синтетическая языковая личность К. Кинчева: специфика кинетического поведения [Текст] / Д. И. Иванов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург, Тверь, 2016. -Вып. 16. - С. 114-124.

5. Клюева Н. Н. Циклообразующие мотивы в альбоме группы «Зимовье Зверей» «Свидетели» [Текст] / Н. Н. Клюева // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. -Вып. 7. - С. 156-161.

6. Курий С. «Наутилус Помпилиус» - история альбома «Чужая земля» (1991) [Электронный ресурс]: Электронная статья / С. Курий // Кур.С.Ив.ом - познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве: сайт. - Режим доступа: http://www.kursivom.ru/наутилус-помпилиус-альбом-чужая-земл/ (дата обращения: 03.11.2016).

7. ЛаптеваЕ. Интервью под колокольный звон [Электронный ресурс]: Текст интервью / Е. Лаптева // Сайт газеты «Комсомольская правда». - Режим доступа: http://www.kp.ru/best/msk/butusov_55/page354008.html (дата обращения: 20.10.2016).

8. Малич А. Вячеслав Бутусов без гитары, но с хором восславит женщину 07.10.2016 [Электронный ресурс]: Текст интервью / А. Малич // Фонтанка. Петербургская интернет-газета: сайт. - Режим доступа: http://calendar.fontanka.ru/articles/4432/print.html (дата обращения: 03.11.2016).

первоначальной записи песни. Так, на концерте в «Крокусе» в песне «Чёрные птицы» прозвучал ранний вариант одного из куплетов, впоследствии не исполнявшийся: «Нам не нужно твоё царство / Нам не нужно твоё царство / Твоё царство - яма в земле сырой / И корона твоя из клёна» (вместо привычного троекратного повторения «нам не нужно твоё царство»). Подобные изменения в вербальном субтексте, безусловно, нуждаются в изучении.

276

9. Марголис М. Вячеслав Бутусов: «Народ - главная сила в иерархии земных ценностей». 07.10.2016 [Электронный ресурс]: Текст интервью / М. Марголис // Сайт «Газеты Известия». - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/636654#ixzz4O5eUpG9p. (дата обращения: 20.10.2016).

10. Никитина Е. Э. Страшные сны «Агаты Кристи»: Ночь и сон как циклообразующие в альбоме «Чудеса» [Текст] / Е. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун- т, 2003. -Вып. 7. - С. 115-128.

11. Никитина О. Э. Драматичность как способ циклизации альбома «Майн кайф?» группы «Агата Кристи» [Текст] / О. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун- т, 2003. -Вып. 7. - С. 144-155.

12. Никитина О. Э. Почему разбитый Гектор один, или Введение в текстологию заблуждений. [Текст] / О. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург, Тверь, 2014. - Вып. 15. -С. 23-35.

13. Пшюте Ю. Э. Типология культурного героя в русской рок-поэзии [Текст] / Ю. Э. Пилюте // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург, Тверь, 2010. - Вып. 11. - С. 27-35.

14. Селезова Е. А. Альбом «Разлука» (1986) «NAUTILUS POMPILIUS»: лирический субъект и образ исполнителя [Текст] / Е. А. Селезова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. -Екатеринбург, Тверь, 2011. - Вып. 12. - С. 155-162.

15. Тамарченко Н. Д. Герой [Текст] / Н. Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. / [Гл. науч ред. Н. Д. Тамарченко]. - М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. - С. 43-45.

16. Толок Е. Б. Особенности циклизации в альбоме группы «Аукцыон» «В Багдаде все спокойно» [Текст] / Е. Б. Толок // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч.тр. - Екатеринбург, Тверь, 2016. -Вып. 16. - С. 96-102.

17. Фоменко И. В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика [Текст] / И. В. Фоменко. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1992. - 124 с.

18. Фрейденберг О. М.Поэтика сюжета и жанра [Текст] / О. М. Фрейденберг. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1997. - 448 с.

19. Язвикова Е. Г. Концерт В. Высоцкого как вариант лирического цикла: к постановке проблемы [Текст] / Е. Г. Язвикова // Владимир Высоцкий в контексте художественной культуры: сборник научных статей / под ред. С. А. Голубкова, М. А. Перепелкина, И. Л. Фишгойта. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. - С. 91-100.

20. Ярко А. Н. К вопросу о взаимодействии рока и театра: спектакль театра на Таганке «Владимир Высоцкий» и спектакль большого театра кукол «Башлачёв. Человек поющий». [Текст] / А. Н. Ярко // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург, Тверь, 2014. -Вып. 15. - С. 78-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.