Научная статья на тему 'Статус автора в рок-поэзии: постановка проблемы и пути решения'

Статус автора в рок-поэзии: постановка проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
926
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТОВЫЕ АВТОРЫ / РОК-ПОЭТЫ / КОМПОЗИТОРЫ / СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА / РОК-ПОЭЗИЯ / РОК-ГРУППЫ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / CULT AUTHORS / ROCK POETS / COMPOSER / SYNTHETIC ARTS / ROCK POETRY / ROCK BANDS / POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пилюте Юрате Эдуардовна

Статья посвящена изучению проблемы авторства в роке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AU THOR''S STATUS IN THE ROCK-POETRY: THE PROBLEM AND SOLUTIONS

The article is devoted to studying the problem of authorship in rock.

Текст научной работы на тему «Статус автора в рок-поэзии: постановка проблемы и пути решения»

УДК 82-192 ББК Ш301.45 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.81.31

Ю. Э. ПИЛЮТЕ

Калининград

СТАТУС АВТОРА В РОК-ПОЭЗИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы авторства в роке. Ключевые слова: культовые авторы, рок-поэты, композиторы, синтетические искусства, рок-поэзия, рок-группы, поэтическое творчество.

Сведения об авторе: Пилюте Юрате Эдуардовна, кандидат филологических наук, выпускающий редактор делового журнала «Точка».

Контакты: 236000, Калининград, улица Репина, 15; ya.pilute@yandex.ru.

J. E. PILUTE

Kaliningrad

AU THOR'S STATUS IN THE ROCK-POETRY: THE PROBLEM AND SOLUTIONS

Annotation. The article is devoted to studying the problem of authorship in rock.

Keywords: Cult authors, rock poets, composer, synthetic arts, rock poetry, rock bands, poetry.

About the author: Pilute Jurate Eduardovna, PhD of Philological Science, editor business magazine «Tochka»

Вопрос об авторстве, по справедливому замечанию В. А. Гаврикова «является, самым сложным в теории синтетической литературы» [2, с. 288]. Рок, несмотря на свою коллективную природу, не схож с фольклором, как это утверждают некоторые исследователи. Наоборот, рок-песня, как и авторская песня и подобные им виды, ориентирована на заявленное авторство. К сожалению, в роковедении в России проблема авторства освещена довольно скудно, привычным стал уход от этой темы.

Например, Д. М. Давыдов в своей статье «Статус автора в русской рок-культуре» пишет: «Мы склонны характеризовать рок-культуру как явление, типологически близкое фольклору, однако лишённое (как правило) анонимности, т.е. "авторский фольклор" <...> Рок, как субкультурный (генетически и на данном этапе существования) феномен, лишён категории профессионализма. Рок-музыкантом (и, соответственно, рок-поэтом) может быть всякий» [3]. Указывая на то, что рок лишен категории профессионализма, исследователь снимает с себя главную обязанность первоот-

© Пилюте Ю. Э., 2017

крывателя, которая состоит в том, чтобы установить типологические черты изучаемого явления. Таким образом, он избегает изучения рок-поэзии как самостоятельного течения современной поэзии, уходит от поиска её отличительных черт и новых критериев художественности.

Есть и ещё один момент, осложняющий изучение автора в роке: указывая на звучащую природу рок-лирики, исследователи делают главной единицей исследования песню. В результате категория «автор» трактуется широко. Яркий пример статья Е. А. Козицкой «Статус автора в русском роке». Здесь она приводит девять возможных авторов рок-песни: «создатель(-и) слов песни; создатель(-и) мелодии; аранжировщик(-и) мелодии; вокалист(-ы); исполнитель(-и) пластической партии; исполнитель(-и) партий всех музыкальных инструментов, задействованных в данной композиции; звукоре-жиссёр(-ы); режиссёр(-ы) шоу; менеджер(-ы) / имиджмейкер(-ы)» [8].

Если пойти «от автора», очевидным становится тот факт, что в данном списке большинство людей, задействованных в создании песни и её реализации на сцене и в рок-альбоме, авторами не являются. Значимыми здесь остаются поэт и композитор. Вслед за исследователем Ю. В. Доманским мы также полагаем, что «рок-песню следует рассматривать как единство словесного и музыкального субтекстов в целостности третьего - исполнительского» [4, с. 8]. Иногда исполнитель может вносить дополнительные смыслы в произведение, что даёт начало характерной черте песенной поэзии - её вариативности. Таким образом, роль и влияние исполнительского субтекста важно учитывать в изучении песни.

Однако подчеркнем, что именно поэта и композитора указывают на обложке рок-альбома как авторов. Все остальные персоны, задействованные в создании композиций, соавторами не являются (если только авторы музыки и текста специально на это не укажут). Имиджмейкеры, постановщики шоу и аранжировщики служат дополнительному раскрытию изначальных смыслов произведения, созданных композитором и поэтом. При этом многообразие авторов, перечисленных Е. А. Козицкой, относятся к разным уровням бытования песни, но на всех этих уровнях одинаково значимыми остаются рок-поэт и рок-композитор. Именно их мировидение находит своё отражение в песне и по-разному преломляется в структуре концерта, альбома и группы. Остальные «создатели песни» факультативны, без них вполне можно обойтись. Так, автор песни, например, может сам исполнить своё произведение сольно. Не говоря о том, что менеджер, имиджмейкер и звукорежиссёр выполняют вообще вспомогательную функцию и, хоть и влияют на конечный продукт, не вносят в суть произведения значимых дополнительных смыслов, не утвержденных композитором и поэтом.

Таким образом, мы полагаем, что синтетичность рок-песни обладает иерархичной структурой. Главный для исследователя уровень - взаимодействие музыки и текста (если автор музыки и текста один); композитора и поэта, если у рок-песни два автора. Второй уровень - взаимодействие песни и ее исполнителей; здесь возможно внесение дополнительных смыслов. Третий по важности уровень - вспомогательный. Речь идёт о тех, кто

8

помогает оформить готовое произведение: имиджмейкеры, звукорежиссёры, авторы шоу.

Подробно к теме авторства в синтетической литературе обращается В. А. Гавриков в своей монографии «Русская песенная поэзия ХХ века как текст». Стремясь уловить и описать природу рок-поэзии, он подчёркивает: «существует два типа порождения синтетического текста: сочинение и исполнение» [2, с. 289]. Далее он указывает на то, что за основу необходимо брать «генетический тип атрибутирования - то есть на первый план выдвигать именно сочинителя, а не исполнителя» [2, с. 290]. В своей статье мы склонны придерживаться того же принципа.

Вопрос авторства в рок-лирике сложен, так как требует рассмотрения сразу в нескольких направлениях. Даже если признать тот факт, что у песни есть всего два автора, а все остальные реализуют волю и задумку создателей, нельзя обойти одну характерную для рока особенность. Зависимость авторов рок-песни от имиджа (назовём это так) рок-группы.

С этим связан «культовый статус автора». Данную особенность описала Е. Р Авилова [1]. Раскрывая понятие культовости автора, она касается важнейших для понимания специфики рока (и в том числе рок-лирики) черт. Русская рок-поэзия в её понимании - «часть культового текста литературы XX века» [1, с. 42], явление альтернативное классической парадигме. Такое замечание важно, так как указывает на качественный сдвиг в понимании рок-лирики, на преодоление некоторых уже сложившихся стереотипов. Например, устоявшееся мнение о том, что существует некая «героическая эпоха отечественного рока» [7]. Дело в том, что творчество первых крупных русских рок-поэтов оказалось близко к образцам классической поэзии. Столкнувшись с этой особенностью, большая часть исследователей пошла по пути наименьшего сопротивления. Они стали изучать корпус текстов «проверенных» авторов, заявив, что то, что последовало за этой эпохой, было хуже. На деле же оно было другим. Неоправданное ожидание от рок-поэзии соответствия классическим образцам лирики неизбежно ведёт в тупик.

Культовую литературу отличает особая позиция автора, которую он занимает по отношению к своей аудитории. «В свете дихотомии классик -"культовый автор" последний отличается повышенным экстремизмом по отношению к читателю. Возникает ситуация атаки на реципиента - попытка захватить над ним власть» [1, с. 42]. У рок-поэзии совсем иные, отличные от классических критериев художественности, задачи, они ориентированы на эффективность воздействия. Слушатель должен стать носителем философии рок-поэта, в этом и заключается суть авторского культа. И все художественные особенности рок-текста подчинены этой задаче. Автор статьи указывает на значимость рок-группы. «Речь здесь идёт о функционировании в сознании реципиента понятия персоналии автора или названия группы, как некого синтеза автора, исполнителя, носителя определённой философии» [1, с. 44].

В сознании слушателя автор неразложим на функциональные составляющие. Е. Р. Авилова делает полезный для методологии исследования шаг, заявляя о «синтетичности автора» [1, с. 45]. Таким образом, исследователь

9

отходит от ставшей уже привычной идеи о синтетичности рок-песни. На первый план выходит «синтетический автор». Изучение его природы и особенностей может открыть новые горизонты в исследовании рок-поэзии. Поскольку смысловым ядром философии автора является как раз слово. Синтетический автор «выступает здесь в виде мифологемы, воспринимаемой объектом как миф» [1, с. 47]. Так снимается видимый конфликт между автором текста и исполнителем в случаях, если фигура исполнителя оказывается более яркой, чем рок-поэт. Потому что исполнитель песни - это лирический герой рок-группы (образ культового автора), и он не равен ему, подобно тому, как не равен лирический герой автору произведения. Например, Вячеслав Бутусов, для которого Илья Кормильцев писал песни, а также творчество самого Вячеслава Бутусова бытовали строго в контексте рок-группы «Наутилус Помпили-ус». В то время как Бутусов в ипостаси исполнителя был не больше чем выразителем авторского замысла, помноженного на концепцию рок-группы, которую он представлял, будучи лидером коллектива.

Рассмотрим другие возможные случаи взаимодействия группы и поэта. Отсутствие автора как такового. Когда рок-группа не указывает авторов своих песен, как правило, на месте композитора и поэта пишется название группы. Яркий пример - творчество «Би-2». Примечательно, что даже фамилии Лева и Шура (лидеры коллектива) никогда не называют, предпочитая именовать себя Лева Би-2 и Шура Би-2. В подобных случаях рок-группа старается не подчеркнуть коллективность и анонимность своего творчества, а скорее заявить о важности рок-группы («синтетического автора» в нашем понимании).

Тотальное авторство - когда рок-поэт, сочиняющий музыку и текст, исполняет их на сцене. Предполагаем, что он объединяет в себе и культового автора. Например, Борис Гребенщиков, Михаил Борзыкин.

Исследователь вариативности рок-песни часто останавливается на творчестве «героической эпохи русского рока», но в начальный период рок и авторская песня были близки. Очевидно, что чем дальше развивается рок-лирика в России, тем больше она отрывается от традиций авторской песенности. По мере преодоления этой особенности персона автора, совмещавшего в себе и исполнителя и музыканта, вытесняется коллективом, у которого есть имя, диктующее определённый имидж. С нашей точки зрения значимыми особенностями звучащей рок-поэзии являются не только циклизация и вариативность, но и культовый автор, а название рок -группы является его символичным выражением.

В нашем понимании название рок-группы наравне с названием альбома - ещё одно средство циклизации. Рок-альбом, в свою очередь, не только тяготеет к циклу в лирике, но и является системой инвариантов песен, по отношению к которой любое исполнение композиции из альбома на концерте является её вариантом, достойным отдельного изучения. В одной из программных для теории рок-поэзии работ - статье С. В. Свиридова «Альбом и проблема вариативности синтетического текста» - автор приходит к такому же выводу [10, с. 3].

Итак, с нашей точки зрения ядро синтетической природы рока складывается из взаимодействия авторских миров композитора и поэта, которые особым образом соотносятся с исполнителями и имиджем рок-группы. Рок-группа - не столько проявление коллективного творчества, сколько особая форма надавторского единства - «синтетический автор». Он содержит некую общую концепцию коллектива, без учёта которой нельзя представить исследование рока в целом и рок-лирики в частности.

Литература

1. Авилова Е. Р. «Культовый» статус автора в русской рок-поэзии [Текст] / Е. Р. Авилова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. - Вып. 10. - С. 42-48.

2. Гавриков В. А. Русская песенная поэзия ХХ века как текст [Текст] / В. А. Гавриков - Брянск: Издательство «Брянск СРП ВОК», 2011. - 634 с.

3. Давыдов Д. М. Статус автора в русской рок-культуре [Электронный ресурс]: Электронная статья / Д. М. Давыдов // Киберленинка: сайт. -Режим доступа: Шр://суЬег1етпка.ги/ай1с1е/п/8Шш-а\1:ога-у-гш8коу-гок-кикиге (дата обращения: 14.01.2017).

4. Доманский Ю. В. Рок-поэзия: филологический ракурс. [Текст] / Ю. В. Доманский - Москва: Издательство «1й1^а», 2015. - 272 с.

5. Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения [Электронный ресурс]: Электронная статья / Ю. В. Доманский // Киберленинка: сайт. - Режим доступа: http://cyberkmnka.ш/artide/n/msskaya-rok-poeziya-problemy-i-puti-izucheniya (дата обращения: 14.01.2017).

6. Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст [Текст] / Ю. В. Доманский - Москва: Издательство «Intrada», 2010. - 232 с.

7. Иванов Д. И. «Героическая» эпоха русского рока [Текст] /Д. И. Иванов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. - Вып. 9. - С. 44-52.

8. Козицкая Е. А. Статус автора в русском роке [Текст] / Е. А. Козицкая // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - Вып. 6. - С. 139-146.

9. Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция [Текст] /И. Кормильцев, О. Сурова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. - Вып. 1. - С. 5-33.

10. Свиридов С. В. Альбом и проблема вариативности синтетического текста [Текст] / С. В. Свиридов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. - Вып. 7. - С. 13-45.

11. Свиридов С. В. Рок-искусство и проблема синтетического текста [Текст] / С. В. Свиридов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - Вып. 6. - С. 5-33.

12. Свиридов С. В. Русский рок в контексте авторской песенности [Текст] / С. В. Свиридов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. - Вып. 9. - С. 7-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.