Научная статья на тему 'ТЕМЫ РОДИНЫ И МАТЕРИ В ПОЭЗИИ ДЖАБРАИЛА АЛБАКОВА И САИДА ЧАХКИЕВА'

ТЕМЫ РОДИНЫ И МАТЕРИ В ПОЭЗИИ ДЖАБРАИЛА АЛБАКОВА И САИДА ЧАХКИЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
164
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лирика / тема / осмысление / поэтический мир / лирический герой / образ матери / пейзаж / стихотворение / Родина / родной край / патриотизм / окружающий мир / природа / Д. Албаков / С. Чахкиев / lyrics / theme / comprehension / poetic world / lyric hero / mother’s image / landscape / poem / motherland / native land / patriotism / world around / nature / D. Albakov / S. Chakhkiev

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Л.Я. Исламова, А.М. Евлоева

Статья посвящена исследованию тематического диапазона поэзии классиков ингушской литературы Дж. Албакова и С. Чахкиева. Отмечается, что глубина переживаний определяет тематическое богатство и разнообразие проблематики лирики поэтов. Однако для поэтического мира Д. Албакова характерна обращенность к вечным темам и образам, тогда как содержательный аспект поэзии С. Чахкиева шире, так как поэт осмысливает и конкретно-исторические темы, прошлое родного народа. При этом их поэтическое творчество отличает внутреннее единство, конкретность, событийность, высокая эмоционально-образная наполненность. Выявлено, что доминирующее место в художественном мире Дж. Албакова и С. Чахкиева занимает тема родины и матери, осмысляемая в тесном единстве. Авторы делают вывод о том, что глубина внутренних переживаний определила значительность тем лирики Дж. Албакова и С. Чахкиева, в котором нашли воплощение глубоко жизненные темы, идеи, образы. Однако важными составляющими содержания их поэтических миров явились темы Родины и матери, смысла жизни человека, его долга перед Родиной, природой – вечные темы бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEME OF THE MOTHERLAND AND MOTHER IN THE POETRY OF DZHABRYIL ALBAKOV AND SAIDA CHAKHKIEV

The article presents a study of thematic range of poetry of classics of Ingush literature D. Albakov and S. Chakhkiev. It is noted that the depth of feelings determines thematic richness and diversity of problems of the poets’ lyrics. However, the poetic world of D. Albakov is characterized by an appeal to eternal themes and images, while the content aspect of S. Chakhkiev’s poetry, since the poet comprehends concrete historical themes, is the past of his native people. At the same time, their poetic creativity is distinguished by inner unity, concreteness, eventfulness, high emotional-figurative fullness. It is revealed that the dominant place in the artistic world of D. Albakov and S. Chakhkiev is occupied by the theme of motherland and mother, which is viewed in close unity. The researchers conclude that the depth of internal experiences determined significance of the lyrics of D. Albakov and S. Chakkhiev, in which deeply vital themes, ideas, images are embodied. An important component of the content of their poetic world are motherland and mother, the meaning of human life, a person’s duty to the motherland and nature, such are the eternal themes of being.

Текст научной работы на тему «ТЕМЫ РОДИНЫ И МАТЕРИ В ПОЭЗИИ ДЖАБРАИЛА АЛБАКОВА И САИДА ЧАХКИЕВА»

5. Костоев А.У. Кому кланяюсь, а кому - нет. Ореховое дерево. Москва, 2007.

6. Мартазанова Х.М. Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Нальчик, 2005.

7. Мартазанов А.М., Мартазанова Х.М. Ингушская историческая повесть: И.М. Базоркин «Призыв», Б.Х. Зязиков «Именем республики». Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 516 - 518.

8. Мартазанов А.М., Мартазанова Х.М. Капитон Чахкиев: писатель, мыслитель, гуманист. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 392 - 394.

9. Исламова Л.Я., Мартазанова Х.М. Художественное осмысление проблемы трагического в поэзии Саида Чахкиева. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 506 - 508.

References

1. Albakov D.M. G1alg1ajche, h'o eza sona: Lyublyu tebya, moya Ingushetiya: Stihotvoreniya. Magas, 2003.

2. Archakov S. Mysli o lyubimom po'ete. Serdalo. 1991; 12 fevralya.

3. Dahkil'gov I.A., Martazanova H.M. Nacional'naya literatura. Ingushi. Moskva, 2014.

4. Evloeva A.M. Albakov Dzhabrail Murcalovich. H1anzara g1alg1ajliteratura (Sovremennaya ingushskaya literatura): v 4 t.Nal'chik, 2011; T. 2: 254 - 273.

5. Kostoev A.U. Komu klanyayus', a komu - net. Orehovoe derevo. Moskva, 2007.

6. Martazanova H.M. Hudozhestvennaya koncepciya cheloveka iistorii vproze Idrisa Bazorkina. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Nal'chik, 2005.

7. Martazanov A.M., Martazanova H.M. Ingushskaya istoricheskaya povest': I.M. Bazorkin "Prizyv", B.H. Zyazikov "Imenem respubliki". Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 516 - 518.

8. Martazanov A.M., Martazanova H.M. Kapiton Chahkiev: pisatel', myslitel', gumanist. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 392 - 394.

9. Islamova L.Ya., Martazanova H.M. Hudozhestvennoe osmyslenie problemy tragicheskogo v po'ezii Saida Chahkieva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 506 - 508.

Статья поступила в редакцию 03.08.21

УДК 811

Islamova L.Ya., postgraduate, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: islamova_lyuba@mail.ru

Evloeva A.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: am-evloeva@mail.ru

THEME OF THE MOTHERLAND AND MOTHER IN THE POETRY OF DZHABRYIL ALBAKOV AND SAIDA CHAKHKIEV. The article presents a study of thematic range of poetry of classics of Ingush literature D. Albakov and S. Chakhkiev. It is noted that the depth of feelings determines thematic richness and diversity of problems of the poets' lyrics. However, the poetic world of D. Albakov is characterized by an appeal to eternal themes and images, while the content aspect of S. Chakhkiev's poetry, since the poet comprehends concrete historical themes, is the past of his native people. At the same time, their poetic creativity is distinguished by inner unity, concreteness, eventfulness, high emotional-figurative fullness. It is revealed that the dominant place in the artistic world of D. Albakov and S. Chakhkiev is occupied by the theme of motherland and mother, which is viewed in close unity. The researchers conclude that the depth of internal experiences determined significance of the lyrics of D. Albakov and S. Chakkhiev, in which deeply vital themes, ideas, images are embodied. An important component of the content of their poetic world are motherland and mother, the meaning of human life, a person's duty to the motherland and nature, such are the eternal themes of being.

Key words: lyrics, theme, comprehension, poetic world, lyric hero, mother's image, landscape, poem, motherland, native land, patriotism, world around, nature, D. Albakov, S. Chakhkiev.

Л.Я. Исламова, аспирант, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: islamova_lyuba@mail.ru

А.М. Еелоееа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: am-evloeva@mail.ru

ТЕМЫ РОДИНЫ И МАТЕРИ В ПОЭЗИИ ДЖАБРАИЛА АЛБАКОВА И САИДА ЧАХКИЕВА

Статья посвящена исследованию тематического диапазона поэзии классиков ингушской литературы Дж. Албакова и С. Чахкиева. Отмечается, что глубина переживаний определяет тематическое богатство и разнообразие проблематики лирики поэтов. Однако для поэтического мира Д. Албакова характерна обращенность к вечным темам и образам, тогда как содержательный аспект поэзии С. Чахкиева шире, так как поэт осмысливает и конкретно-исторические темы, прошлое родного народа. При этом их поэтическое творчество отличает внутреннее единство, конкретность, событийность, высокая эмоционально-образная наполненность. Выявлено, что доминирующее место в художественном мире Дж. Албакова и С. Чахкиева занимает тема родины и матери, осмысляемая в тесном единстве. Авторы делают вывод о том, что глубина внутренних переживаний определила значительность тем лирики Дж. Албакова и С. Чахкиева, в котором нашли воплощение глубоко жизненные темы, идеи, образы. Однако важными составляющими содержания их поэтических миров явились темы Родины и матери, смысла жизни человека, его долга перед Родиной, природой - вечные темы бытия.

Ключевые слова: лирика, тема, осмысление, поэтический мир, лирический герой, образ матери, пейзаж, стихотворение, Родина, родной край, патриотизм, окружающий мир, природа, Д. Албаков, С. Чахкиев.

В ингушской литературе второй половины ХХ века важная роль принадлежит Джабраилу Албакову и Саиду Чахкиеву, творческое становление которых пришло на период, когда в национальной словесности наблюдается развитие практически всех жанровых форм: эпоса, лирики и драматургии [1 - 6]. На этом этапе активизировали свою литературную деятельность писатели старшего поколения: И. Базоркин, Б. Зязиков, Х.-Б. Муталиев, С. Озиев, А. Хамхоев, Дж. Яндиев и др.), которых отличало «стремление к всестороннему художественному анализу явлений жизни, психологической мотивации поступков героев, к масштабному осмыслению закономерностей исторического развития» [2, c. 384]. Национальный литературный процесс обогатился талантливой молодежью - А. Боков, М.-С. Плиев, А. Хашагульгов, И. Торшхоев и другие. По богатству тематической палитры и разнообразию осмысляемых проблем к ним примыкали Дж. Албаков и С. Чахкиев, яркие творческие индивидуальности. Однако тема Родины, чувство к которой стало определяющим суть их национального самосознания, стала магистральной темой их лирики. Эти два поэта - одни из немногих в ингушской поэзии, у которых нежный образ матери сливается с образом Родины воедино: Мать дала им жизнь, воспитала в них всеобъемлющее чувство любви к родной земле, а Родина - уверенность и силы жизни, надежды на будущее. Обратимся к стихотворению «Отчизна» С. Чахкиева:

Ты - любовь и забота, Оплот и твердыня!

Говорю, наделенный завидной судьбой: - О Отчизна моя, моя Мать-героиня. Что сравнится с тобой?! Кто сравнится с тобой?! [6, с. 34].

В стихотворении, каждая строчка которого несет в себе высокую степень одухотворенности, простоты, искренности, эмоциональности, передана любовь к родине. С. Чахкиев, человек и поэт, с полным основанием мог бы сказать, что он жив одним великим чувством - чувством Родины. Просто, естественно, глубоко поэтично говорит о Родине и Дж. Албаков в стихотворении «Г1алг1айче, хьо еза сона» («Люблю тебя, моя Ингушетия»), в котором выражено чувство неразрывности с родной землей:

ПалПайче, хьо еза сона, Как сын родную мать свою, Во1а нана езаш мо, Люблю тебя, родная Ингушетия,

Гаьна, гарга, дикан, вона В печали и в радости, вдали и вблизи Хьоца дакъа ду дего [1, с. 17]. С тобой неразрывно сердце мое. В стихотворении создан обобщенный образ матери, создающей уют, излучающей свет и тепло, охраняющей от всего злого, недоброго. Лирический герой питает к матери нежные чувства, его сыновняя любовь к ней безмерна:

Г1алг1ай ноаной беза сона, Люблю ингушских матерей я,

Сох кхетаргвац цар ца ваьр. Меня поймет лишь тот, кто им рожден.

Г1алг1айче, хьо еза сона, Люблю тебя, моя Ингушетия

Со се г1алг1а воландаь. [1, с.18]. Потому что я - ингуш. Живое, трепетное чувство сыновьей любви к матери-земле, взрастившей и вскормившей с младенческих лет, выражается в стихотворениях Д. Албакова и С. Чахкиева. Поэты едины в выражении главной мысли: вне Родны они не представляют своей жизни, а по сути - ее вовсе не существует Тема Родины не нова для поэзии, она - предмет воспевания на протяжении многих веков, однако эстетическое воздействие стихотворений Джабраила Албакова и Саида Чахкиева заключается в том, что они вносят в ее осмысление свой неповторимый оттенок, эмоциональность, образность.

Лучшие лирические произведения Джабраила Албакова созданы в последние годы его жизни, когда он был тяжело больным. Одно из таких стихотворений называется «Бехк ма била» («Прости»). Оно автобиографично, поскольку лирический герой выражает мысли, чувства, переживания самого автора, который посредством поэтического слова обращается к своим родным, близким. В нем и безграничная грусть, и сердечная преданность. Поэт чувствует свою вину перед отцом, братом, сестрой за то, что не может быть для них опорой в жизни, так как прикован к постели. Однако с особой пронзительной художественной силой в нем выражено сыновнее чувство к матери, у нее просит он прощение за свое бессилие, за недуг, приковавший его к постели: Бехк ма билла, нана, бехк ма билла, Выросши, как цветок в саду, Беша зиза кхувш мо хьал а кхийна, Сегодня остался, как пень лежать, Гудар мо висав со тахан алла, И только в сердце лишь бьется жизнь. Гунахь доацаш хилар мара дийна. Прости меня, мама, прости... [1, с. 20]. Бехк ма билла, нана, бехк ма билла

Внутреннее состояние лирического героя, лишенного возможности жить, творить, быть полезным для семьи, общества, жизни в целом раскрывается посредством рефрена, лексических повторов: «Прости меня, мама, прости». По справедливому утверждению А. Костоева, «слово «мама» в поэзии Д. Албакова не только наиболее часто встречаемое: это главный, сквозной образ, с которым связано все самое сокровенное в жизни поэта. С мыслями о матери соизмеряет он добро и зло, с любовью к матери связывает светлые начала жизни. Никто не способен быть столь верным и последовательным в своих чувствах, проявлять неистощимое терпение, как мать. Он больше всего на земле жалеет и чтит мать, ближе и роднее ее у него нет никого» [3, с. 451 - 452]. В стихотворении «Наьна кулгаш» («Руки матери») эти чувства поэта находят максимальное выражение. Самую трудоемкую, непосильную работу выполняют руки матери, самую вкусную еду готовят руки матери. Прикосновение материнских рук приносит душевное успокоение, облегчает боль и страдание. Стихотворение написано в форме антитезы: в первой части автор говорит о том, что:

Уж кхелладац Их создали не для того,

т1ем т1а накъавоахаш Чтоб, на войну провожая,

Ви1ий дегах эгаш хьерча, С замиранием сердца обнимать сына.

Уж кхелладац Их создали не для того,

шоай ц1е шонкаш йоахаш Чтобы в красных мозолях

Кхеваьча во1а тега мерчи [1, с.14]. Выросшему сыну саван сшить. Лирический герой отрицает смерть как разрушительную силу, сопряженную с невосполнимой утратой, душевными травмами. Созидательное начало связывается с образом матери, способной на великие муки и столь же высокое самопожертвование во имя жизни. Именно эта тема поднимается во второй части стихотворения, отмечая, истинное предназначение материнских рук: Наьна кулгаш кхеллад нус чуяха, Руки матери созданы, Несий карара ийдеш ви1ий Чтобы невестку ввести в свой дом,

бераш ага дехка, Чтобы внуков укладывать в люльку, Ага теркош яг1аш Укачивая их,

Царна вахар, дега й1овхал тела [1]. Дарить им жизнь и тепло сердца.

Дж. Албаков, поэт, мыслитель, с присущей ему искренностью, человеколюбием и патриотизмом поэтическим словом отстаивал светлые начала жизни во всех ее проявлениях. Заключительным аккордом в решении вопросов бытия для него становятся Родина и мать. В его стихах передаются не столько внешние особенности изображаемого, сколько эмоциональное настроение, отражающее внутренний мир самого поэта. Сложный, многогранный образ родного края синтезируется с образом матери и в стихотворении «Нана» Саида Чахкиева. Образный строй его метафоричен. Метафоры у С. Чахкиева играют особую роль: они служат выражением психологического состояния лирического героя. Для стихотворения, написанного в форме обращения, наряду с лексико-грамматическими и синтаксическими средствами языка (метафорами, сравнениями, эпитетами и т.д.), автор использует поэтический рефрен. К матери обращается лирический герой с просьбой:

Мать живого всего, ты похожа, Земля, на ребенка.

Мне б суметь тебе спеть колыбельную песню любви!

Но, услышав твой плач, я кричу тебе - слышишь ты? - громко:

- Нана, бей же тревогу!

На помощь людей позови! [6, с. 61].

Суть содержания стихотворения определяет борьбу полярных миров - «писатель размышляет о том, что есть добро и зло, свет и мрак, истина» [4, с. 58].

Мир лирического героя многообразен и противоречив. «Это - раздумье о человеке, его месте в жизни: это огромная забота и любовь ко всему живому» [5, с. 70]: Ты - моя колыбель. Над тобою проносятся птицы, Эти черные птицы, затмившие свет синевы. О, не дай им кружить, чтоб однажды тебе развалиться! Нана, бей же тревогу! На помощь людей позови! [6, с. 61].

С ненавистью поэт описывает «черных птиц», опускающихся на землю, чтобы утопить взгляд детей «в их же чистой и звонкой крови». Идея отразить зло мира всеобщими усилиями является в нем преобладающим. Все стихотворение наполнено горячим призывом к всеобщей борьбе против зла и насилия во всем мире. Лирический герой, чувствуя себя ответственным за мир, понимает, что ему в одиночку не справиться, но уверен: сумеют миллионы:

Я один не достану. Но если миллионы нас встанут. И сплетут свои руки к тебе в беспредельной любви, Миллионы сумеют, поверь! Миллионы - достанут! Нана, верь миллионам! Зови их на помощь, зови! [6, с. 61].

Каждый человек питается памятью сердца о беззаботном детстве. Этой очень глубоко личной теме посвящено стихотворение «Клок сена», написанное в форме ретроспекции. Лирический герой мысленно возвращается в далекое детство: Бегут козлята. Дикий голубь гулит. Вода в кувшине - косарям в обед. Вон куропатки в заросли нырнули. Вот старый мост. Его давно уж нет [6, с. 43].

Воспоминания о безвозвратно ушедших годах поэта одолевают по пути в город, он всеми силами пытается продлить нежные чувства воспоминаний, но их прерывает быстро «надвигавшийся» город:

Что этот запах делает со мною! И я сижу, минувшее храня. А город надвигается стеною. Так быстро!..

Слишком быстро для меня [6, с. 43].

Чувство неразрывности, единения передано художественно-изобразительными средствами языка: эпитетами, сравнениями, олицетворениями: дикий голубь, старый мост; олицетворения - летит машина; спешит и надвигается дорога; город надвигается стеною; детство возникает вдалеке. Но любовь Саида Чахкиева не ограничивается малой родиной, его любовь всеобъемлюща -она распространяется на всю планету. В стихотворении «Земля» он ярко и эмоционально выражает свое восхищение Вселенной, с которой он готов разделить беду и радость:

Земля, Земля,

Жемчужина Вселенной!

Земля, Земля,

Ты - необыкновенна!

Ты нам дана, чтоб славить и беречь,

Учить твою осмысленную речь,

С тобой беду и радости деля,

Нам без тебя нельзя, Земля, Земля! [6, с. 60].

Поэт понимает, что его задача, смысл его жизни - донести до каждого человека, что он ответственен за всю планету по имени «Земля», ибо он - частица этого огромного мироздания. Он четко понимает, что если не будет Земли, то не будет и всего человечества: Земля, Земля, Ты - яблоко тугое. Земля, Земля, Ты - слово дорогое. Земля, Земля, Единственная страсть. Землей, Землей Не насладиться всласть. Как палуба большого корабля, Ты нас несешь с собой, Земля, Земля! [6, с. 60].

Высокая образность и лаконичность стихотворения передают искреннюю и нежную любовь поэта к родной земле. Но автор не испытывает жалости к тем людям, кто не привязан к Родине. Для него это люди глубоко ущербные, они вызывают у него горечь и сочувствие:

Тем, кто не смог - ни жалости, ни чести: Пусть примет их чужой случайный кров. Ведь даже птицам Путь к гнезду известен. О Родина - труднейшее из слов! [6, с. 37].

Таким образом, в национальном литературном процессе 1960-х годов Д. Албаков и С. Чахкиев сыграли главенствующую роль, определив тенденции дальнейшего развития ингушской поэзии. Важным составляющим содержания их поэтических миров явились темы Родины и матери, смысл жизни человека, его долг перед Родиной, природой, в них нашли размышления над тем, как сделать окружающий мир чище и добрее - вечные, вневременные темы бытия.

Библиографический список

1. Албаков Д.М. Г1алг1айче, хьо еза сона: Люблю тебя, моя Ингушетия: Стихотворения. Магас, 2003.

2. Дахкильгов И.А., Мартазанова Х.М. Национальная литература. Ингуши. Москва, 2014.

3. Костоев А.У. Звонкий голос (Стихотворения Джабраила Албакова). Ореховое дерево. Москва, 2007: 449 - 454.

4. Мартазанова Х.М. Человек в трагических испытаниях эпохи в романе Ахмеда Бокова «Узкие ворота». Ученые записки. Серия: Филология. Магас, 2008; Выпуск l: 48 - 59.

5. Ужахова РК. Поэтическое творчество Саида Чахкиева. Поэзия и современность. Грозный, 1989.

6. Чахкиев С. Суть: Стихотворения, поэмы, басни, притчи, посвящения. Нальчик, 2008.

References

1. Albakov D.M. G1alg1ajche, h'o eza sona: Lyublyu tebya, moya Ingushetiya: Stihotvoreniya. Magas, 2003

2. Dahkil'gov I.A., Martazanova H.M. Nacional'naya literatura. Ingushi. Moskva, 2014.

3. Kostoev A.U. Zvonkij golos (Stihotvoreniya Dzhabraila Albakova). Orehovoe derevo. Moskva, 2007: 449 -

4. Martazanova H.M. Chelovek v tragicheskih ispytaniyah epohi v romane Ahmeda Bokova «Uzkie vorota»

5. Uzhahova R.K. Po'eticheskoe tvorchestvo Saida Chahkieva. Po'eziya isovremennost'. Groznyj, 1989.

6. Chahkiev S. Sut': Stihotvoreniya, po'emy, basni, pritchi, posvyascheniya. Nal'chik, 2008.

- 454.

. Uchenye zapiski. Seriya: Filologiya. Magas, 2008; Vypusk l: 48 - 59.

Статья поступила в редакцию 03.08.21

УДК 82.91

Yakhyaeva Z.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Literature and Methods of its Teaching, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: vinter_65@mail.ru

MORAL CONCEPTS IN THE WORKS OF MODERN CHECHEN LITERATURE. The article reveals the role of moral concepts in the formation and development of personality. It is emphasized that literature, as a special direction that forms the spiritual sphere of the individual, which has the potential for the development of human capital by means of moral and cultural concepts, regulates the process of intercultural communication. The article analyzes moral concepts that serve as the basis and foundation of the conceptual sphere of literature, containing didactic potential, thanks to which images, plots, models of communicative situations, epithets act as means for broadcasting the past and predicting the future. The works of modern Chechen writers are considered, in which the basic moral concepts are "yakh" (dignity, pride), "siy" (honor), "sobar" (excerpt), "niyso" (justice), "qinheyam" (mercy, compassion), reflect the mental characteristics of the formation of ethnic perception of the picture of the world.

Key words: literature, modernity, personality, morality, concept, spirituality, mentality, consciousness.

З.И. Яхьяева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: vinter_65@mail.ru

НРАВСТВЕННЫЕ КОНЦЕПТЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье раскрывается роль нравственных концептов в формировании и развитии личности. Подчеркивается, что литература как особое направление, формирующее духовную сферу личности, обладающее потенциалом для развития человеческого капитала средствами нравственных и культурных концептов, регулирует процесс межкультурной коммуникации. Анализируются нравственные концепты, выступающие базисом и основанием концептосферы литературы, содержащие дидактический потенциал, благодаря которому образы, сюжеты, модели коммуникативных ситуаций, эпитеты выступают средствами для трансляции прошлого и прогнозирования будущего. Рассматриваются произведения современных чеченских писателей, в которых базовые нравственные концепты «яхь» (достоинство, гордость), «сий» (честь), «собар» (выдержка), «нийсо» (справедливость), «къинхеьам» (милосердие, сострадание), отражают ментальные особенности формирования этнического восприятия картины мира.

Ключевые слова: литература, современность, личность, нравственность, концепт, духовность, ментальность, сознание.

Современная цифровая реальность, повлекшая трансформации во всех сферах жизнедеятельности человека, ставит новые задачи и перед литературой, выступающей своеобразным посредником культурного диалога между поколениями. Паттерн поведения современного человека формируется под влиянием интернет-пространства, социальных сетей. Личность ребенка, подростка оказывается в круговороте неоднозначной информации, порой сомнительного качества, идущей в разрез с культурными традициями и ценностями. С сожалением констатируем факт снижения авторитета классической литературы среди представителей современной молодежи, что подчеркивает необходимость акцентирования внимания на проблемах формирования коммуникативной компетентности обучающихся практически на всех уровнях образования. К негативным реалиям настоящего времени, связанными со снижением просветительской и воспитывающей функции литературы, следует отнести как снижение грамотности речи и неспособность понять собеседника, так и неумение выразить свое мнение в письменной или устной форме, а также уменьшение лексического запаса, что обусловливает процесс осознания себя членом социально обусловленной системы коммуникации [1 - 7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература как особое направление, формирующее духовную сферу личности, обладающее потенциалом для развития человеческого капитала средствами нравственных и культурных концептов, регулирует процесс межкультурной коммуникации. Нравственные концепты выступают базисом и основанием концептосферы литературы. Концепты содержат дидактический потенциал, благодаря которому образы, сюжеты, модели коммуникативных ситуаций, эпитеты выступают средствами для трансляции прошлого и прогнозирования будущего. Как справедливо указывает Ю.С. Степанов, «сами концепты состоят из преемственных пластов; преемственность заключена в концептах» [6]. На каждом новом этапе развития общества происходит обогащение содержания концептов в соответствии с изменениями социокультурного контекста. Концепты отражаются в сознании человека как своеобразные ментальные коды, являющиеся единицами этнического характера. Они аккумулируют в себе информационный, эмо-

циональный, рациональный, социально-групповой, специализированный типы культурных смыслов, обогащая тем самым коммуникативный потенциал обучающихся [2]. Чтение художественной литературы, знакомство с текстами способствует развитию диалогического сознания личности, умения видеть, слышать, чувствовать, понимать и принимать смысл происходящего через образы и слова автора. Нельзя не согласиться с мнением В.А. Масловой, характеризующей концепт как семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокуль-туры [3].

Концепты содержат огромный воспитательный потенциал, способствующий формированию картины этнического восприятия мира, развивают языковое сознание и определяют тип языковой личности. Т.А. Неснова в своей работе подчеркивает роль культурологических концептов, таких как «истина», «совесть», «добро» и «зло», «любовь». Автор отмечает, что вышеуказанные концепты направлены на формирование гармоничной и ответственной личности, которая способна осмысливать сложные этические понятия и вырабатывать на основе этого осмысления собственные нравственные принципы, мировоззренческие установки и базовые ценности [5]. Важнейшие человеческие константы, связанные с честью, совестью, долгом, поднимаются в статье Г.Н. Тараносовой и М.Г Лелявской, которые считают, что освоение коннотативного содержания актуализируемых понятий должно предшествовать интерпретации изучаемых обучавшимися текстов [7].

В контексте анализа работ, рассматривающих проблемы нравственности и духовности человека, влияния литературы на формирование мировосприятия личности, становится очевидным факт постижения именно посредством художественных произведений смыслов, возбуждающих в сознании читателя эмоциональные и интеллектуальные переживания, регулирующие его поведение. В художественном творчестве ярко проявляются эмоции личности, и отражается собственная эмоциональная сфера автора. Выбор сюжетов, манера письма демонстрируют творческую индивидуальность писателя, постигаемую обучаю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.