Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННЫЕ КОНЦЕПТЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

НРАВСТВЕННЫЕ КОНЦЕПТЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
178
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература / современность / личность / нравственность / концепт / духовность / ментальность / сознание / literature / modernity / personality / morality / concept / spirituality / mentality / consciousness

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — З.И. Яхьяева

В статье раскрывается роль нравственных концептов в формировании и развитии личности. Подчеркивается, что литература как особое направление, формирующее духовную сферу личности, обладающее потенциалом для развития человеческого капитала средствами нравственных и культурных концептов, регулирует процесс межкультурной коммуникации. Анализируются нравственные концепты, выступающие базисом и основанием концептосферы литературы, содержащие дидактический потенциал, благодаря которому образы, сюжеты, модели коммуникативных ситуаций, эпитеты выступают средствами для трансляции прошлого и прогнозирования будущего. Рассматриваются произведения современных чеченских писателей, в которых базовые нравственные концепты «яхь» (достоинство, гордость), «сий» (честь), «собар» (выдержка), «нийсо» (справедливость), «къинхеьам» (милосердие, сострадание), отражают ментальные особенности формирования этнического восприятия картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL CONCEPTS IN THE WORKS OF MODERN CHECHEN LITERATURE

The article reveals the role of moral concepts in the formation and development of personality. It is emphasized that literature, as a special direction that forms the spiritual sphere of the individual, which has the potential for the development of human capital by means of moral and cultural concepts, regulates the process of intercultural communication. The article analyzes moral concepts that serve as the basis and foundation of the conceptual sphere of literature, containing didactic potential, thanks to which images, plots, models of communicative situations, epithets act as means for broadcasting the past and predicting the future. The works of modern Chechen writers are considered, in which the basic moral concepts are “yakh” (dignity, pride), “siy” (honor), “sobar” (excerpt), “niyso” (justice), “qinheyam” (mercy, compassion), reflect the mental characteristics of the formation of ethnic perception of the picture of the world.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННЫЕ КОНЦЕПТЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Библиографический список

1. Албаков Д.М. Г1алг1айче, хьо еза сона: Люблю тебя, моя Ингушетия: Стихотворения. Магас, 2003.

2. Дахкильгов И.А., Мартазанова Х.М. Национальная литература. Ингуши. Москва, 2014.

3. Костоев А.У. Звонкий голос (Стихотворения Джабраила Албакова). Ореховое дерево. Москва, 2007: 449 - 454.

4. Мартазанова Х.М. Человек в трагических испытаниях эпохи в романе Ахмеда Бокова «Узкие ворога». Ученые записки. Серия: Филология. Магас, 2008; Выпуск l: 48 - 59.

5. Ужахова РК. Поэтическое творчество Саида Чахкиева. Поэзия и современность. Грозный, 1989.

6. Чахкиев С. Суть: Стихотворения, поэмы, басни, притчи, посвящения. Нальчик, 2008.

References

1. Albakov D.M. G1alg1ajche, h'o eza sona: Lyublyu tebya, moya Ingushetiya: Stihotvoreniya. Magas, 2003

2. Dahkil'gov I.A., Martazanova H.M. Nacional'naya literatura. Ingushi. Moskva, 2014.

3. Kostoev A.U. Zvonkij golos (Stihotvoreniya Dzhabraila Albakova). Orehovoe derevo. Moskva, 2007: 449 -

4. Martazanova H.M. Chelovek v tragicheskih ispytaniyah epohi v romane Ahmeda Bokova «Uzkie vorota»

5. Uzhahova R.K. Po'eticheskoe tvorchestvo Saida Chahkieva. Po'eziya isovremennost'. Groznyj, 1989.

6. Chahkiev S. Sut': Stihotvoreniya, po'emy, basni, pritchi, posvyascheniya. Nal'chik, 2008.

- 454.

. Uchenye zapiski. Seriya: Filologiya. Magas, 2008; Vypusk l: 48 - 59.

Статья поступила в редакцию 03.08.21

УДК 82.91

Yakhyaeva Z.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Literature and Methods of its Teaching, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: vinter_65@mail.ru

MORAL CONCEPTS IN THE WORKS OF MODERN CHECHEN LITERATURE. The article reveals the role of moral concepts in the formation and development of personality. It is emphasized that literature, as a special direction that forms the spiritual sphere of the individual, which has the potential for the development of human capital by means of moral and cultural concepts, regulates the process of intercultural communication. The article analyzes moral concepts that serve as the basis and foundation of the conceptual sphere of literature, containing didactic potential, thanks to which images, plots, models of communicative situations, epithets act as means for broadcasting the past and predicting the future. The works of modern Chechen writers are considered, in which the basic moral concepts are "yakh" (dignity, pride), "siy" (honor), "sobar" (excerpt), "niyso" (justice), "qinheyam" (mercy, compassion), reflect the mental characteristics of the formation of ethnic perception of the picture of the world.

Key words: literature, modernity, personality, morality, concept, spirituality, mentality, consciousness.

З.И. Яхьяева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: vinter_65@mail.ru

НРАВСТВЕННЫЕ КОНЦЕПТЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье раскрывается роль нравственных концептов в формировании и развитии личности. Подчеркивается, что литература как особое направление, формирующее духовную сферу личности, обладающее потенциалом для развития человеческого капитала средствами нравственных и культурных концептов, регулирует процесс межкультурной коммуникации. Анализируются нравственные концепты, выступающие базисом и основанием концептосферы литературы, содержащие дидактический потенциал, благодаря которому образы, сюжеты, модели коммуникативных ситуаций, эпитеты выступают средствами для трансляции прошлого и прогнозирования будущего. Рассматриваются произведения современных чеченских писателей, в которых базовые нравственные концепты «яхь» (достоинство, гордость), «сий» (честь), «собар» (выдержка), «нийсо» (справедливость), «къинхеьам» (милосердие, сострадание), отражают ментальные особенности формирования этнического восприятия картины мира.

Ключевые слова: литература, современность, личность, нравственность, концепт, духовность, ментальность, сознание.

Современная цифровая реальность, повлекшая трансформации во всех сферах жизнедеятельности человека, ставит новые задачи и перед литературой, выступающей своеобразным посредником культурного диалога между поколениями. Паттерн поведения современного человека формируется под влиянием интернет-пространства, социальных сетей. Личность ребенка, подростка оказывается в круговороте неоднозначной информации, порой сомнительного качества, идущей в разрез с культурными традициями и ценностями. С сожалением констатируем факт снижения авторитета классической литературы среди представителей современной молодежи, что подчеркивает необходимость акцентирования внимания на проблемах формирования коммуникативной компетентности обучающихся практически на всех уровнях образования. К негативным реалиям настоящего времени, связанными со снижением просветительской и воспитывающей функции литературы, следует отнести как снижение грамотности речи и неспособность понять собеседника, так и неумение выразить свое мнение в письменной или устной форме, а также уменьшение лексического запаса, что обусловливает процесс осознания себя членом социально обусловленной системы коммуникации [1 - 7].

Литература как особое направление, формирующее духовную сферу личности, обладающее потенциалом для развития человеческого капитала средствами нравственных и культурных концептов, регулирует процесс межкультурной коммуникации. Нравственные концепты выступают базисом и основанием концептосферы литературы. Концепты содержат дидактический потенциал, благодаря которому образы, сюжеты, модели коммуникативных ситуаций, эпитеты выступают средствами для трансляции прошлого и прогнозирования будущего. Как справедливо указывает Ю.С. Степанов, «сами концепты состоят из преемственных пластов; преемственность заключена в концептах» [6]. На каждом новом этапе развития общества происходит обогащение содержания концептов в соответствии с изменениями социокультурного контекста. Концепты отражаются в сознании человека как своеобразные ментальные коды, являющиеся единицами этнического характера. Они аккумулируют в себе информационный, эмо-

циональный, рациональный, социально-групповой, специализированный типы культурных смыслов, обогащая тем самым коммуникативный потенциал обучающихся [2]. Чтение художественной литературы, знакомство с текстами способствует развитию диалогического сознания личности, умения видеть, слышать, чувствовать, понимать и принимать смысл происходящего через образы и слова автора. Нельзя не согласиться с мнением В.А. Масловой, характеризующей концепт как семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокуль-туры [3].

Концепты содержат огромный воспитательный потенциал, способствующий формированию картины этнического восприятия мира, развивают языковое сознание и определяют тип языковой личности. Т.А. Неснова в своей работе подчеркивает роль культурологических концептов, таких как «истина», «совесть», «добро» и «зло», «любовь». Автор отмечает, что вышеуказанные концепты направлены на формирование гармоничной и ответственной личности, которая способна осмысливать сложные этические понятия и вырабатывать на основе этого осмысления собственные нравственные принципы, мировоззренческие установки и базовые ценности [5]. Важнейшие человеческие константы, связанные с честью, совестью, долгом, поднимаются в статье ПН. Тараносовой и М.П Лелявской, которые считают, что освоение коннотативного содержания актуализируемых понятий должно предшествовать интерпретации изучаемых обучавшимися текстов [7].

В контексте анализа работ, рассматривающих проблемы нравственности и духовности человека, влияния литературы на формирование мировосприятия личности, становится очевидным факт постижения именно посредством художественных произведений смыслов, возбуждающих в сознании читателя эмоциональные и интеллектуальные переживания, регулирующие его поведение. В художественном творчестве ярко проявляются эмоции личности, и отражается собственная эмоциональная сфера автора. Выбор сюжетов, манера письма демонстрируют творческую индивидуальность писателя, постигаемую обучаю-

щимися в процессе изучения произведения. Читатель вступает в общение как с автором, так и с персонажами, героями текста.

Процесс взаимопроникновения и общения предполагает приобщение к многообразным культурным ценностям разных времен и народов, зафиксированным в произведениях. При этом каждый читатель обретает свое неповторимое место в «зоне контакта» с «чужими» познавательными, этическими и эстетическими смыслами. Таким образом, в процессе знакомства с текстом читатель становится интерпретатором этических, эстетических, нравственных смыслов. Понятно, что для понимания интерпретации художественного произведения необходим осмысленный, осознанный подход читателя, выражающийся в подлинном диалоге. Интерпретатор художественного произведения и его автор выступают как равноправные члены диалога, что обусловлено таким феноменом персональности смысла и очеловечиванием текста. Диалог с произведением позволяет максимально приблизиться к личности автора, познать ее.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что очень часто читатель и автор в их диалоге могут являться представителями разных культур. Каждая культура раскрывает себя полнее и глубже через призму иной культуры, раскрытие смысла происходит путем полного погружения в чужой смысл.

В рамках приобщения к чтению следует выделить работу волонтерского движения «Грамотность. Образованность. Профессионализм», участники которого на площадке Чеченского государственного педагогического университета организовывают различные мероприятия, способствующие развитию необходимых компетенций у будущих педагогов. Студенты вузов и обучающиеся школ поддержали акции кроссбукинга и пополнение книгами уличную библиотеку в рамках акции «Читать - модно!». Значимость этих мероприятий состоит в приобщении подрастающего поколения средствами и силой слова к литературе, чтению, искусству.

Мегатренды (глобализация, массовизация, цифровизация), определяющие черты современности, оказывают непосредственное воздействие на духовность и нравственность личности. Современную цивилизацию можно констатировать как агрессивную, потому что определяющая часть общества обладает низким уровнем доверия к среде. И в таких условиях, несомненно, литература может и должна выступать как средство реабилитации и дальнейшего развития нравственности и духовности человека.

Наивысшую меру человечности выражает нравственность. Нравственность начинается с момента осмысления человеком необходимости добровольно поступиться собственными интересами в пользу другого, когда личность способна к анализу и оценке собственных действий и поступков. Человек, обладающий активной жизненной позицией, сознательным отношением к общественному долгу - нравственен. И одну из задач литературы мы видим в нравственном воспитании подрастающего поколения. Нравственные концепты «честь», «совесть», «долг», «любовь», «дружба», «добро», «зло», «справедливость», «эгоизм», «альтруизм», «гордость», «стыд», «великодушие», «воля», «свобода выбора», «цель и смысл жизни», «счастье» раскрывают богатство душевной жизни, культуру нравственного сознания и нравственного чувства, поведения и этикета.

Базовыми нравственными концептами в чеченской литературе выступают такие как «яхь» (достоинство, гордость), «сий» (честь), «собар» (выдержка), «ний-со» (справедливость), «къинхеьам» (милосердие, сострадание). Перечисленные концепты отражают сознание и дух эпохи, описываемой в произведениях. В чеченском обществе воспитанию нравственности придается огромное значение. В традиционной культуре семейного воспитания чеченцев, согласно мнению И.В. Мусхановой, доминирующие позиции занимало формирование волевых и морально-нравственных качеств [4, с. 9]. Среди отличительных особенностей семейного воспитания следует указать и фактор личного примера, демонстрируемого взрослыми. Поэтому достаточно строги и сдержанны представители старшего поколения в проявлении чувств и эмоций по отношению к детям, особенно в присутствии посторонних или взрослых. Ментальные особенности, естественно, находят свое отражение и в произведениях чеченской литературы. Кроме того, известно, что художественная литература, написанная на языке этноса, является мощным фактором формирования этнокультурной личности. Глубокое знание национальной литературы служит основой формирования мировоззрения, является ключом к познанию накопленной веками народной культуры и незаменимым средством сохранения обычаев и традиций [1].

Среди представителей чеченских литераторов особое место занимает Бана Гайтукаева (1959 - 1994), для творчества которой характерна открытость, искренность и справедливость. Все, что происходит, отражалось в ее душе и передавалось в ее поэтических строках. Все беды мира воспринимались ею как личные и находили отклик в ее произведениях. По праву можно сказать, что Б. Гайтукаева писала кровью собственного сердца. В смутные 90-е годы, когда чеченский народ переживал тяжелые времена, Б. Гайтукаева лаконично переда-

Библиографический список

ла всю боль и безысходность в одном из своих лучших стихотворений «Время». Приведем отрывок из этого стихотворения в переводе А. Кусаева. В день, когда дух покидает героев, Люди и тени боятся порою, Чести лишенное, гордости, славы, Что же рыдаешь ты, время бесправья, Время бесславья?

В день, когда души к вершинам стремятся, Над совестью, честью бездумно глумятся, В день, когда пали духовные башни И горы, что годы стояли бесстрашно. Что же ты бьешься в безмолвном рыданье, Время раскаянья и покаянья?

Нравственность поэзии Б. Гайтукаевой выражается в том, что она учит читателя добру, не отчаиваться и даже в самом забитом, преступном человеке уметь увидеть светлое, хорошее. Любовь к окружающему миру, к человеку, цветку, воде, земле - главная заповедь ее творчества. Только любовь может возвысить и окрылить человека, дать ему правильные ориентиры для нравственного и личностного роста. Таким образом, творчество Б. Гайтукаевой продолжает гуманистические традиции российской культуры, делая акцент на ментальных аспектах и национальных концептах. Ее вопрошающее обращение к эпохе, в которой зло главенствует над голосом разума, «время бесславья», «время раскаянья и покаянья» заставляет переосмыслить происходящее, искать духовные скрепы в башнях и горах как символах категории «яхь», являющейся стержнем духовности настоящего чеченца.

Развитию ума, воображения и обогащению знаний о духовном мире человека, а также умению строить отношения между людьми учит поэзия чеченской поэтессы Малкан Исмаиловой. Она окончила Московский литературный институт имени М. Горького (училась в семинаре Льва Ошанина) вместе с будущими писателями, публицистами, поэтами М. Завриевым, Х. Цураевой, Р. Талхиго-вой. Справедливо замечание о том, что в творчестве каждого автора видна его собственная позиция по отношению к разным событиям. Так и М. Исмаилова, умело используя национальные концепты, заставляет читателя разбираться в собственных мыслях, чувствах, поступках, смело являться собственным судьёй и карателем, избегая лжи и всяких сделок с совестью. В ее стихотворении «В тревоге за землю» (перевод А. Кусаева) высказывается боль, отчаяние, но вместе с тем и надежда, что слово поэта спасет мир.

Я за землю боюсь И тревожусь за землю: Что с ней будет, коль солнце Погаснет вдруг если? Потому все ее Беды сердцем приемлю, Ей на помощь спешу Своей лучшею песней...

Я хочу мир очистить От зла, беспредела, Чтобы песня моя Всюду вольно звенела.

Строки стихов Малкан Исмаиловой чисты, яростны, пронизаны болью, надеждой и тем чувством времени, истинную суть которого способен понять только настоящий поэт. Ее поэзия указывает путь духовного поиска и самосовершенствования, она насквозь пронизана проповедью добра и милосердия, служения людям.

Как правило, произведения современных чеченских писателей не включены в программу обязательного изучения в школе.

Резюмируя наши рассуждения, следует обратиться к произведениям современной чеченской литературы, обладающим мощным воспитательным потенциалом и духовными доминантами. Следует отметить, что в творчестве чеченских писателей отражаются духовно-философские и художественные поиски, присущие литературе многонациональной России. Однако литература каждого народа со свойственной ей спецификой, с самобытными эстетическими ориентирами обогащает общероссийскую и мировую литературу. В творчестве современных чеченских писателей доминирует импрессионистическая манера письма с отображением своеобразной игры «света и тени», осмыслением событий окружающей реальности.

Таким образом, анализ нравственных концептов способствует осознанию обучающимися имплицитных смыслов текста, а также пониманию и принятию авторской позиции и концепции произведения.

1. Асаева З.З., Мусханова И.В. Художественная литература как фактор воспитания нравственности личности младшего школьника. Вестник педагогических наук. 2021; № 1: 55 - 58.

2. Лямина О.Н. К вопросу об использовании коммуникативного потенциала художественной литературы в процессе развития познавательной активности студентов. Социальные коммуникации и эволюция обществ: материалы V Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2016: 508 - 513.

3. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: Тетра-Системс, 2004.

4. Мусханова И.В., Межидова Ф.В. Педагогические условия формирования духовно-нравственных идеалов средствами чеченской национальной литературы. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015; № 2 (11): 57 - 60.

5. Неснова Т.А. Работа с лингвокультурологическими и художественными концептами на уроке литературы как средство духовно-нравственного воспитания личности. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016; № 3-2 (57): 205 - 208.

6. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Москва: Академический Проект, 2004.

7. Тараносова Г.Н., Лелявская М.Г Формирование духовно-нравственных ценностей читателя в процессе изучения современной русской литературы. Волжский вестник науки. 2017; № 4-6 (8-10): 142 - 144.

References

1. Asaeva Z.Z., Mushanova I.V. Hudozhestvennaya literatura kak faktor vospitaniya nravstvennosti lichnosti mladshego shkol'nika. Vestnikpedagogicheskih nauk. 2021; № 1: 55 - 58.

2. Lyamina O.N. K voprosu ob ispol'zovanii kommunikativnogo potencíala hudozhestvennoj literatury v processe razvitiya poznavatel'noj aktivnosti studentov. Social'nye kommunikacii i 'evolyuciya obschestv: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet, 2016: 508 - 513.

3. Maslova V.A. Kognitivnaya lingvistika: uchebnoe posobie. Minsk: Tetra-Sistems, 2004.

4. Mushanova I.V., Mezhidova F.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya duhovno-nravstvennyh idealov sredstvami chechenskoj nacional'noj literatury. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2015; № 2 (11): 57 - 60.

5. Nesnova T.A. Rabota s lingvokul'turologicheskimi i hudozhestvennymi konceptami na uroke literatury kak sredstvo duhovno-nravstvennogo vospitaniya lichnosti. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2016; № 3-2 (57): 205 - 208.

6. Stepanov Yu.S. Konstanty: Slovar'russkoj kul'tury. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2004.

7. Taranosova G.N., Lelyavskaya M.G. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej chitatelya v processe izucheniya sovremennoj russkoj literatury. Volzhskij vestnik nauki. 2017; № 4-6 (8-10): 142 - 144.

Статья поступила в редакцию 29.07.21

УДК 882

Shibanov A.A., postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: AJexeytranslate@gmail.com

POLITICAL AND LEGAL VIEWS OF M. E. SALTYKOV-SHCHEDRIN: VISION IN MODERN RUSSIA. The article analyzes an opinion of the writer M.E. Saltykov-Shchedrin regarding the attitude of society and individuals to state power - through the prism of distortions of public service and public administration (in the realities of the 19th century). The author of the article sets himself the appropriate tasks: to trace features of the state administrative biography of M.E. Saltykov-Shchedrin; to understand Shchedrin's philosophy of history; to pay attention to the cardinal problems of the social structure of the state, autocratic bureaucratic power - which are posed and solved by the writer; to investigate the grotesque-symbolic image of the social and state-administrative pyramids and the legal basis of this process by Saltykov-Shchedrin; to follow the artistic satirical analysis of the images of public administrators with the help of such a comprehensive tool, which is literature. The article reflects the focus and specificity of his works: it is shown that modern Russian researchers, analyzing problems of state power, write what should be done in order to avoid distortions in public administration, analyzed M.E. Saltikov-Shchedrin too. The genre peculiarity of the "History of one city" is characterized, the main idea of which is in the depiction of the state system, in which society agrees with its constantly depressed state and believes that it should be so. It is shown that Saltykov-Shchedrin believes that only if there is a free and critical vision of the authorities, changes for the better will be possible. If a society lives in blind submission, then nothing good should be expected. The author does not directly call for uprisings and revolutions, but emphasizes that without people's awareness of their role and responsibility, no changes can take place. Saltykov-Shchedrin aims to instill in people freedom of thought and speech, to improve their own lives, and not to wait for mercy or alms from the authorities. The author tries to instill in the reader an active civic position.

Key words: creativity of Saltykov-Shchedrin, public administration, law, morality of power, socio-political ideas.

А.А. Шибанов, соискатель, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: Alexeytranslate@gmail.com

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА: ВИДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В данной статье проводится анализ мнения писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина относительно отношения общества и человека к государственной власти через призму искажений государственной службы и публичного управления (в реалиях XIX века). Автор статьи ставит перед собой соответствующие задачи: проследить особенности государственно-управленческой биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина; понять щедринскую философию истории; обратить внимание на кардинальные проблемы социального устройства государства, самодержавно-бюрократической власти, которые ставятся и решаются писателем; исследовать гротесково-символическое изображение Салтыковым-Щедриным социальной и государственно-управленческой пирамид и правовой основы этого процесса; проследить за художественным сатирическим анализом образов публичных управленцев с помощью такого всеобъемлющего инструмента, каковым является литература. В статье отражена направленность и специфика его произведений: показано, что современные российские исследователи, анализируя проблемы государственной власти, пишут, что следует делать для того, чтобы избежать искажений в государственном управлении, проанализированных в свое время М.Е. Салтыковым-Щедриным. Охарактеризована жанровая особенность «Истории одного города», главный замысел, которого - в изображении государственного устройства, в котором общество соглашается со своим постоянно подавленным состоянием и считает, что так и должно быть. Показано, что Салтыков-Щедрин считает, что только при наличии свободного и критичного видения власти будут возможными изменения к лучшему. Если общество живет в слепой покорности, то ничего хорошего не следует ожидать. Автор напрямую не призывает к восстаниям и революциям, но подчеркивает, что без осознания народом своей роли и ответственности не может произойти никаких изменений. Салтыков-Щедрин задается целью прививать людям свободу мысли и слова для улучшения своей жизни самим, а не дожидаться милости или милостыни от власти. Автор пытается воспитать в читателе активную гражданскую позицию.

Ключевые слова: творчество Салтыкова-Щедрина, государственное управление, право, нравственность власти, общественно-политические идеи.

Выдающийся гуманист XIX века М.Е. Салтыков-Щедрин предлагает нам, в нашем настоящем, со своей позапрошловековой давности актуальные мысли о государственной власти и правовых основах ее обеспечения с помощью своего особенного взгляда на литературу, которая является своего рода социальным инструментарием.

Цель статьи: на примере творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина провести анализ отношения государственной власти к обществу и человеку через призму искажений государственной службы и публичного управления. Для этого поставлены соответствующие задачи: - проследить особенности государственно-управленческой биографии М.Е. Салтыкова Щедрина;

- понять щедринскую философию истории;

- обратить внимание на кардинальные проблемы социального устройства государства, самодержавно-бюрократической власти, которые определяются и решаются писателем;

- исследовать гротескно-символическое изображение Салтыковым-Щедриным социальной и государственно-управленческой пирамид;

- проследить за художественным сатирическим анализом образов публичных управленцев с помощью объединения правовой доктрины и литературного взгляда самого писателя.

Современные российские исследователи [1, с. 544], анализируя проблемы государственной власти, пишут, что следует делать для того, чтобы избежать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.