Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА: ВИДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА: ВИДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1500
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество Салтыкова-Щедрина / государственное управление / право / нравственность власти / общественно-политические идеи / creativity of Saltykov-Shchedrin / public administration / law / morality of power / socio-political ideas

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А.А. Шибанов

В данной статье проводится анализ мнения писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина относительно отношения общества и человека к государственной власти через призму искажений государственной службы и публичного управления (в реалиях XIX века). Автор статьи ставит перед собой соответствующие задачи: проследить особенности государственно-управленческой биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина; понять щедринскую философию истории; обратить внимание на кардинальные проблемы социального устройства государства, самодержавно-бюрократической власти, которые ставятся и решаются писателем; исследовать гротесково-символическое изображение Салтыковым-Щедриным социальной и государственно-управленческой пирамид и правовой основы этого процесса; проследить за художественным сатирическим анализом образов публичных управленцев с помощью такого всеобъемлющего инструмента, каковым является литература. В статье отражена направленность и специфика его произведений: показано, что современные российские исследователи, анализируя проблемы государственной власти, пишут, что следует делать для того, чтобы избежать искажений в государственном управлении, проанализированных в свое время М.Е. Салтыковым-Щедриным. Охарактеризована жанровая особенность «Истории одного города», главный замысел, которого – в изображении государственного устройства, в котором общество соглашается со своим постоянно подавленным состоянием и считает, что так и должно быть. Показано, что Салтыков-Щедрин считает, что только при наличии свободного и критичного видения власти будут возможными изменения к лучшему. Если общество живет в слепой покорности, то ничего хорошего не следует ожидать. Автор напрямую не призывает к восстаниям и революциям, но подчеркивает, что без осознания народом своей роли и ответственности не может произойти никаких изменений. Салтыков-Щедрин задается целью прививать людям свободу мысли и слова для улучшения своей жизни самим, а не дожидаться милости или милостыни от власти. Автор пытается воспитать в читателе активную гражданскую позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL VIEWS OF M. E. SALTYKOV-SHCHEDRIN: VISION IN MODERN RUSSIA

The article analyzes an opinion of the writer M.E. Saltykov-Shchedrin regarding the attitude of society and individuals to state power – through the prism of distortions of public service and public administration (in the realities of the 19th century). The author of the article sets himself the appropriate tasks: to trace features of the state administrative biography of M.E. Saltykov-Shchedrin; to understand Shchedrin’s philosophy of history; to pay attention to the cardinal problems of the social structure of the state, autocratic bureaucratic power – which are posed and solved by the writer; to investigate the grotesque-symbolic image of the social and state-administrative pyramids and the legal basis of this process by Saltykov-Shchedrin; to follow the artistic satirical analysis of the images of public administrators with the help of such a comprehensive tool, which is literature. The article reflects the focus and specificity of his works: it is shown that modern Russian researchers, analyzing problems of state power, write what should be done in order to avoid distortions in public administration, analyzed M.E. Saltikov-Shchedrin too. The genre peculiarity of the “History of one city” is characterized, the main idea of which is in the depiction of the state system, in which society agrees with its constantly depressed state and believes that it should be so. It is shown that Saltykov-Shchedrin believes that only if there is a free and critical vision of the authorities, changes for the better will be possible. If a society lives in blind submission, then nothing good should be expected. The author does not directly call for uprisings and revolutions, but emphasizes that without people’s awareness of their role and responsibility, no changes can take place. Saltykov-Shchedrin aims to instill in people freedom of thought and speech, to improve their own lives, and not to wait for mercy or alms from the authorities. The author tries to instill in the reader an active civic position.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА: ВИДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

4. Мусханова И.В., Межидова Ф.В. Педагогические условия формирования духовно-нравственных идеалов средствами чеченской национальной литературы. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015; № 2 (11): 57 - 60.

5. Неснова Т.А. Работа с лингвокультурологическими и художественными концептами на уроке литературы как средство духовно-нравственного воспитания личности. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016; № 3-2 (57): 205 - 208.

6. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Москва: Академический Проект, 2004.

7. Тараносова Г.Н., Лелявская М.Г Формирование духовно-нравственных ценностей читателя в процессе изучения современной русской литературы. Волжский вестник науки. 2017; № 4-6 (8-10): 142 - 144.

References

1. Asaeva Z.Z., Mushanova I.V. Hudozhestvennaya literatura kak faktor vospitaniya nravstvennosti lichnosti mladshego shkol'nika. Vestnikpedagogicheskih nauk. 2021; № 1: 55 - 58.

2. Lyamina O.N. K voprosu ob ispol'zovanii kommunikativnogo potencíala hudozhestvennoj literatury v processe razvitiya poznavatel'noj aktivnosti studentov. Social'nye kommunikacii i 'evolyuciya obschestv: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet, 2016: 508 - 513.

3. Maslova V.A. Kognitivnaya lingvistika: uchebnoe posobie. Minsk: Tetra-Sistems, 2004.

4. Mushanova I.V., Mezhidova F.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya duhovno-nravstvennyh idealov sredstvami chechenskoj nacional'noj literatury. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2015; № 2 (11): 57 - 60.

5. Nesnova T.A. Rabota s lingvokul'turologicheskimi i hudozhestvennymi konceptami na uroke literatury kak sredstvo duhovno-nravstvennogo vospitaniya lichnosti. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2016; № 3-2 (57): 205 - 208.

6. Stepanov Yu.S. Konstanty: Slovar'russkoj kul'tury. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2004.

7. Taranosova G.N., Lelyavskaya M.G. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej chitatelya v processe izucheniya sovremennoj russkoj literatury. Volzhskij vestnik nauki. 2017; № 4-6 (8-10): 142 - 144.

Статья поступила в редакцию 29.07.21

УДК 882

Shibanov A.A., postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: AJexeytranslate@gmail.com

POLITICAL AND LEGAL VIEWS OF M. E. SALTYKOV-SHCHEDRIN: VISION IN MODERN RUSSIA. The article analyzes an opinion of the writer M.E. Saltykov-Shchedrin regarding the attitude of society and individuals to state power - through the prism of distortions of public service and public administration (in the realities of the 19th century). The author of the article sets himself the appropriate tasks: to trace features of the state administrative biography of M.E. Saltykov-Shchedrin; to understand Shchedrin's philosophy of history; to pay attention to the cardinal problems of the social structure of the state, autocratic bureaucratic power - which are posed and solved by the writer; to investigate the grotesque-symbolic image of the social and state-administrative pyramids and the legal basis of this process by Saltykov-Shchedrin; to follow the artistic satirical analysis of the images of public administrators with the help of such a comprehensive tool, which is literature. The article reflects the focus and specificity of his works: it is shown that modern Russian researchers, analyzing problems of state power, write what should be done in order to avoid distortions in public administration, analyzed M.E. Saltikov-Shchedrin too. The genre peculiarity of the "History of one city" is characterized, the main idea of which is in the depiction of the state system, in which society agrees with its constantly depressed state and believes that it should be so. It is shown that Saltykov-Shchedrin believes that only if there is a free and critical vision of the authorities, changes for the better will be possible. If a society lives in blind submission, then nothing good should be expected. The author does not directly call for uprisings and revolutions, but emphasizes that without people's awareness of their role and responsibility, no changes can take place. Saltykov-Shchedrin aims to instill in people freedom of thought and speech, to improve their own lives, and not to wait for mercy or alms from the authorities. The author tries to instill in the reader an active civic position.

Key words: creativity of Saltykov-Shchedrin, public administration, law, morality of power, socio-political ideas.

А.А. Шибанов, соискатель, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: Alexeytranslate@gmail.com

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА: ВИДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В данной статье проводится анализ мнения писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина относительно отношения общества и человека к государственной власти через призму искажений государственной службы и публичного управления (в реалиях XIX века). Автор статьи ставит перед собой соответствующие задачи: проследить особенности государственно-управленческой биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина; понять щедринскую философию истории; обратить внимание на кардинальные проблемы социального устройства государства, самодержавно-бюрократической власти, которые ставятся и решаются писателем; исследовать гротесково-символическое изображение Салтыковым-Щедриным социальной и государственно-управленческой пирамид и правовой основы этого процесса; проследить за художественным сатирическим анализом образов публичных управленцев с помощью такого всеобъемлющего инструмента, каковым является литература. В статье отражена направленность и специфика его произведений: показано, что современные российские исследователи, анализируя проблемы государственной власти, пишут, что следует делать для того, чтобы избежать искажений в государственном управлении, проанализированных в свое время М.Е. Салтыковым-Щедриным. Охарактеризована жанровая особенность «Истории одного города», главный замысел, которого - в изображении государственного устройства, в котором общество соглашается со своим постоянно подавленным состоянием и считает, что так и должно быть. Показано, что Салтыков-Щедрин считает, что только при наличии свободного и критичного видения власти будут возможными изменения к лучшему. Если общество живет в слепой покорности, то ничего хорошего не следует ожидать. Автор напрямую не призывает к восстаниям и революциям, но подчеркивает, что без осознания народом своей роли и ответственности не может произойти никаких изменений. Салтыков-Щедрин задается целью прививать людям свободу мысли и слова для улучшения своей жизни самим, а не дожидаться милости или милостыни от власти. Автор пытается воспитать в читателе активную гражданскую позицию.

Ключевые слова: творчество Салтыкова-Щедрина, государственное управление, право, нравственность власти, общественно-политические идеи.

Выдающийся гуманист XIX века М.Е. Салтыков-Щедрин предлагает нам, в нашем настоящем, со своей позапрошловековой давности актуальные мысли о государственной власти и правовых основах ее обеспечения с помощью своего особенного взгляда на литературу, которая является своего рода социальным инструментарием.

Цель статьи: на примере творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина провести анализ отношения государственной власти к обществу и человеку через призму искажений государственной службы и публичного управления. Для этого поставлены соответствующие задачи: - проследить особенности государственно-управленческой биографии М.Е. Салтыкова Щедрина;

- понять щедринскую философию истории;

- обратить внимание на кардинальные проблемы социального устройства государства, самодержавно-бюрократической власти, которые определяются и решаются писателем;

- исследовать гротескно-символическое изображение Салтыковым-Щедриным социальной и государственно-управленческой пирамид;

- проследить за художественным сатирическим анализом образов публичных управленцев с помощью объединения правовой доктрины и литературного взгляда самого писателя.

Современные российские исследователи [1, с. 544], анализируя проблемы государственной власти, пишут, что следует делать для того, чтобы избежать

искажений в государственном управлении, проанализированных в свое время М.Е. Салтыковым-Щедриным. Ученые отмечают, что становление и развитие государственности в России нуждаются в первую очередь в формировании инфраструктуры государственного управления, которая базируется на взаимодействии государственной власти и гражданского общества. Как указывает О.Г. Егоров [2, с. 282], взаимодействие государственной власти и гражданского общества имеет решающее значение в государственном управлении, поскольку именно оно определяет социально-экономическое развитие общества, устойчивость государства и динамику процессов, происходящих в государственном управлении. Фактически взаимоотношения государственной власти и гражданского общества составляют правовую основу и суть государственного управления.

Успешно пройдя в 1840-е годы школу идей В.Г Белинского, который считал изучение жизни «альфой и омегой» новой литературы, молодой Салтыков первые же свои литературные произведения посвящает осмысливанию влияния государственно-правовой «действительности» на характер и судьбы масс людей и отдельных индивидуумов [3, с. 320]. Именно этот интерес к общим кардинальным проблемам социального устройства государства решается в духе социалистов-утопистов - с вниманием к отдельной конкретной личности, которая оказывается невольной жертвой господствующих в государстве порядков, в сущности, и определил как место молодого писателя в литературе того времени, так и его собственную судьбу, которая внезапно - почти на семь с половиной лет -забросила его в не очень далекий, но и не очень гостеприимный уголок России. Суровая школа жизни стала проверкой для школы его идей. Салтыков не только выдержал это испытание, но и вышел после него обогащенный новыми знаниями о государстве, стране и народе. Созданные им «Губернские очерки» положили начало «политической летописи» современной для него действительности, и эту летопись писатель будет продолжать вести в течение всей дальнейшей жизни.

Судьбоносным стало в жизни Салтыкова знакомство с революционным деятелем М.В. Петрашевским, с которым Салтыков вместе учился в Царскосельском лицее. Петрашевский предложил Салтыкову посещать свои знаменитые еженедельные встречи, во время которых обсуждались актуальные политические вопросы. Салтыков проникся прогрессивными идеями и под их влиянием написал повесть «Запутанное дело». Повесть вышла в определенной степени «вольнодумная», а это в период правления императора Николая II жестко и жестоко преследовалось царской администрацией, особенно из-за резонансных событий европейских революций 1848 года. Таким образом, в этом же 1848 г. Салтыков попал в ссылку в Вятку. Самое удивительное, что повесть «Запутанное дело» он очень не любил и даже не любил вспоминать о ней и через много лет в частной беседе как-то заметил: «И дернули же меня... написать такую ерунду» [4, с. 92].

Тем не менее в Вятке, будучи на государственной службе, Салтыков в довольно короткий срок осуществил существенный карьерный рост - стал третьим человеком в губернии, после генерал-губернатора и вице-губернатора. Щедрин много работал и при этом прославился своей энергией и настойчивостью в делах государственной службы, нетерпимостью к коррупции и взяточничеству.

После смерти императора Николая I в России сложилась новая общественно-политическая обстановка, что подвигло Щедрина приложить творческие усилия, чтобы разобраться в истории и современности государства. И поэтому «Политическая летопись» писателя становится органичной составляющей этой живой истории и современности, существенно повлияв на дальнейшее становление и развитие общественного сознания в стране. Сенсационный успех, который имел молодой Щедрин, побудил его заново поверить и в свое творческое призвание, и в свои творческие силы.

Как указывает ряд исследователей [5, с. 137], продолжая еще около десяти лет находиться на государственной службе, Салтыков-Щедрин в свободное от этой службы время полностью отдается литературе, все больше и больше чувствуя в живом слове действенное оружие борьбы со всякого рода «государственной мертвечиной» и соответствующим умственным застоем.

Для Салтыкова-Щедрина ранняя, начальная школа высоких социалистических идей европейских утопистов, идей петрашевцев и Белинского, проверенная вятским пленом, стала школой революционной демократии, с которой Щедрин прочно связывает свою непосредственную творческую деятельность и которая активно способствует переходу писателя от наблюдения и изображения важнейших явлений действительности к непосредственному всестороннему осмыслению и освещению социально-политических и правовых основ самодержавно-бюрократического государства.

В сложное для страны время реформ надо было иметь, несомненно, высокое гражданское мужество, чтобы не просто сохранить верность демократическим идеалам, но и открыто выступить против наступления реакции и против самой самодержавно-бюрократической власти.

Замысел новой книги на государственно-управленческую тематику формировался у Салтыкова-Щедрина не сразу. В 1867 г. писатель публикует фантастический рассказ «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой». В 1868 г. автор начинает работу уже над версией полномасштабного романа, которая продолжалась до 1870 года.

Жанровая особенность романа «Истории одного города» в том, что это сатирическое произведение, которое представляет собой хронологический обзор управления вымышленным городом. За основу автор взял «найденные» «лето-

писи», которые отражают историю управления городом, и публикует эти летописи, сопровождая собственными комментариями.

В конце этого обращения к читателю вымышленный город Глупов сравнивается с Римом, и это свидетельствует о том, что Салтыков-Щедрин размышляет о государстве вообще, о модели государственного устройства, его правовой основе, о том, что город Глупов - это гротескное изображение не только отечественного государственного управления, а и вообще властных структур в мировом масштабе в целом.

Роман Салтыкова-Щедрина еще называют «сатирической хроникой» и «политическим памфлетом». В нем писатель на «эзоповском языке» критически передал историю своей страны, а главными героями являются государственные управленцы.

В итоге с самого начала в произведении формируется такая иерархия: государственное управление - местное самоуправление - рядовые граждане («обыватель»).

Раскрытие каких тем мы видим в данном произведении? В первую очередь - тему власти, эта главная тема в каждом разделе произведения раскрывается по-новому. В основном она показана через сатирическое изображение современного Салтыкову-Щедрину политического устройства государства. Сатира здесь направлена вдвойне: показать пагубность самодержавия и выявить пассивность народных масс. И если самодержавие автор полностью осуждает, то по отношению к простым людям он предлагает путь исправления нравов и просветления умов.

Раскрытие каких проблем мы видим в произведении? Первая проблема -вопрос государственного управления; несовершенство власти, ее политических институтов и механизмов государственного управления. Вторая проблема - кадровый вопрос; на управленческие должности некого назначать: все кандидаты -коррупционеры, аморальные лица; они и не пытаются решать насущные проблемы граждан. Это происходит потому, что общество распределено на «касты», простые люди не могут занять важную государственную должность, так как это не предусмотрено существующими социальными и правовыми нормами. Правящая псевдоэлита, понимая фактор полного отсутствия конкуренции, живет в праздности и злоупотребляет властью в личных целях. Третья проблема - незнание. Политики не понимают проблем простых «смертных»; во власти нет людей из народа, и поэтому «гуманные» государственные чиновники бессильны помочь людям. Четвертая проблема - неравенство; народ беззащитен перед произволом управленцев. Пятая проблема - ответственность. За свои разрушительные действия чиновники не наказываются, а чувствуют себя, наоборот, в полной безопасности. Шестая проблема - чинопочитание. Народ, казалось бы, большая сила, но он бессилен, если согласен слепо повиноваться начальству и оставаться инертной массой; свои права он не защищает. Седьмая проблема - фанатизм, который ослепляет людей, в частности фанатизм религиозный. Восьмая проблема - казнокрадство; власть позволяет себе любые финансовые махинации. Государственная система прогнила насквозь.

Главная мысль автора, его основной замысел - в изображении государственного устройства, в котором общество соглашается со своим постоянно подавленным состоянием и считает, что так и должно быть. Тирания, тоталитаризм не позволяет людям реализовать себя, больше того - люди упорно «поддерживают» тиранию и тоталитаризм: тогда можно жить не думая. Салтыков-Щедрин показывает: только при наличии свободного и критичного видения власти будут возможными изменения к лучшему. Если общество живет в слепой покорности, то ничего хорошего не следует ожидать. Автор напрямую не призывает к восстаниям и революциям, но подчеркивает, что без осознания народом своей роли и ответственности не может произойти никаких изменений. Салтыков-Щедрин задается целью прививать людям свободу мысли и слова для улучшения своей жизни самим, а не дожидаться милости от власти. Автор пытается воспитать в читателе активную гражданскую позицию.

Для воплощения своего творческого замысла автор предоставляет повествованию характер пересечения фантастического и реального, где рядом находятся гротеск и публицистический накал. Кроме гротеска автор использует гиперболу: в жизни вымышленного города все невероятно, преувеличено, смешно и страшно. Управленческие и человеческие недостатки градоначальников разрастаются до колоссальных, фантастических масштабов. Салтыков-Щедрин хочет подвергнуть государственно-управленческие злоупотребления публичному осмеянию. Ирония также выступает одним из инструментов выражения авторской позиции по отношению к диахронии и синхронии отечественного государственного управления. Фантастика и гротеск в романе Салтыкова-Щедрина - в сущности, являются истинными, реалистичными, нереальные только внешние черты управленческих образов и их управленческих действий.

Если отойти от сугубо литературного аспекта, то необходимо отметить, что вся деятельность Щедрина с правовой точки зрения явно делится на две параллельные и взаимосвязанные части - служебную и литературную. Двадцать лет Салтыков-Щедрин состоял на государственной гражданской службе и на всех постах воплощал в жизнь основополагающие идеи законности, правопорядка, преследуя произвол и беззаконие и отстаивал несправедливо обиженных.

В качестве писателя и публициста, занимая пост руководителя крупнейшего литературно-художественного журнала эпохи «Отечественные записки», Щедрин изобразил правдивую ситуацию беззаконий, служебных и бытовых

преступлений, выдвигая ряд прогрессивных идей относительно переустройства местного самоуправления, организации системы земской полиции, системы взимания налогов и др. [6, с. 132].

Щедриным ясно осознавалась острая потребность в распространении правовых знаний среди всех слоев населения России. Поддерживая контакты с тверской оппозицией во время осуществления крестьянской реформы, он был непосредственно знаком с видными юристами своей эпохи. Закономерно, что первый биограф писателя также был известным юристом второй половины XIX -начала XX века.

Как уже отмечалось, интерес Щедрина к вопросам права обнаружился очень рано и оставался постоянным на протяжении всего более чем сорокалетнего творческого пути. Он выражался в разных формах: исследование трудов по юриспруденции, а также разнообразных правовых институтов; составление проектов правовых реформ; анализ определенных правовых ситуаций и составление на их материале практических рекомендаций для государственных органов. Все эти формы работы представляли собой «пропаганду на юридической почве» [7, с. 237].

Библиографический список

Подводя итоги, можно подчеркнуть тот аспект, что Щедрин жил в крайне разноречивую эпоху с точки зрения формирования и практического применения правовых норм. В существовавшем хаосе идей и фактов он занял оригинальную и активную позицию. Используя свое слово писателя и профессиональную деятельность администратора-управленца, он стремился к установлению в своей стране правового порядка. Будучи искусным и бескомпромиссным администратором, он понимал, что одиночные усилия по установлению буквы и власти закона не смогут оказать должного влияния на практику правоприменения в целом. С этой целью необходимо реформирование всей государственной системы. Поэтому в конце своей жизни он иронически относился к своим прежним служебным принципам, считая, что практика либерализма невозможна в «самом капище антилиберализма» и «вождения влиятельного человека за нос». Тем не менее Салтыков-Щедрин своей просветительской и гуманистской деятельностью смог значительно обогатить отечественную правовую мысль рядом провидческих идей. Надо отдать должное: многое его идеи не утратили своей актуальности и сегодня.

1. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений и писем: в 20 т. Москва; 1965 - 1977; Т. 5.

2. Егоров О.Г Общество и право в литературном наследии М.Е. Салтыкова-Щедрина. Общество и право. 2012; № 3 (40): 282 - 288.

3. Долженков П.Н. Психологические открытия М.Е. Салтыкова-Щедрина и Ф.М. Достоевского. Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология.2021; № 31: 319 - 324.

4. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города: Анализ текста. Москва: Дрофа, 2001.

5. Фаргиева РБ., Бауаев К.К. Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в типологическом аспекте. Вестник науки. 2021; Т. 2, № 4 (37): 31 - 38.

6. Чукуева М.В. Публицистическое творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Фундаментальные и прикладные научные исследования: инновационный потенциал развития: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Уфа, 2019: 131 - 136.

7. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850 - 1860 гг. Биография. Москва, 1972.

References

1. Saltykov-Schedrin M.E. Sobranie sochinenij i pisem: v 20 t. Moskva; 1965 - 1977; T. 5.

2. Egorov O.G. Obschestvo i pravo v literaturnom nasledii M.E. Saltykova-Schedrina. Obschestvo i pravo. 2012; № 3 (40): 282 - 288.

3. Dolzhenkov PN. Psihologicheskie otkrytiya M.E. Saltykova-Schedrina i F.M. Dostoevskogo. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya.2021; № 31: 319 - 324.

4. Saltykov-Schedrin M.E. Istoriya odnogo goroda: Analiz teksta. Moskva: Drofa, 2001.

5. Fargieva R.B., Bauaev K.K. Proizvedeniya M.E. Saltykova-Schedrina v tipologicheskom aspekte. Vestniknauki. 2021; T. 2, № 4 (37): 31 - 38.

6. Chukueva M.V. Publicisticheskoe tvorchestvo M.E. Saltykova-Schedrina. Fundamental'nye iprikladnye nauchnye issledovaniya: innovacionnyj potencialrazvitiya: sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2019: 131 - 136.

7. Makashin S.A. Saltykov-Schedrin na rubezhe 1850 - 1860 gg. Biografiya. Moskva, 1972.

Статья поступила в редакцию 30.07.21

УДК 81.42

Somikova T.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: t_somikova@ugrasu.ru

ANTHROPOMORPHIC AND SOCIOMORPHIC METAPHORS IN V. MAZIN'S COLLECTION OF POEMS "TAMBOURINE AND VIOLIN". The research observes a problem of metaphorical modeling in artistic discourse and is a part of a project aimed at studying metaphorical models in discourses of different type. The focus is on analyzing antropomorphic and sociomorphic metaphors in Vladimir Mazin's poetry. Metaphorical schemes used by the writer are singled out, and quantitative analysis is done. The general structure of frames in the sociological metaphor model is given. On the basis of the results obtained, it is concluded that nature and art are the most important domains conceptualized by the poet. Directions and character of the metaphorical shift determined in the material under analysis contribute to understanding the peculiarities of the poet's individual style and the role of metaphor in artistic discourse in general. The research may interest specialists studying metaphor in various discourses, and literary heritage of Ugra writers.

Key words: metaphor, anthropomorphic metaphor, sociomorphic metaphor, metaphorical model, metaphorical scheme, Vladimir Mazin.

Т.Ю. Сомикова, канд. филол. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: t_somikova@ugrasu.ru

АНТРОПОМОРФНАЯ И СОЦИОМОРФНАЯ МЕТАФОРЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ В. МАЗИНА «БУБЕН И СКРИПКА»

Данное исследование посвящено проблеме метафорического моделирования в художественном дискурсе и представляет собой часть проекта, целью которого является изучение метафорических моделей в дискурсах различного типа. Проводится анализ антропоморфных и социоморфных метафор в поэзии Владимира Мазина, выделяются метафорические схемы, используемые писателем, выполняется количественная обработка результатов. Обобщается фреймовая структура метафорической модели социоморфного типа. На основании полученных результатов делается вывод, что природа и искусство являются важнейшими сферами переосмысления для поэта. Выделенные направления и способы метафорического сдвига позволяют глубже понять особенности идиостиля писателя, а также лучше осмыслить роль метафоры в художественном дискурсе в целом. Выполненное исследование будет интересно специалистам, изучающим метафору в различных дискурсах, художественное наследие югорских писателей.

Ключевые слова: метафора, антропоморфная метафора, социоморфная метафора, метафорическая модель, метафорическая схема, Владимир Мазин.

Данное исследование представляет собой часть научного проекта, цель которого заключается в рассмотрении метафоры с точки зрения когнитивной лингвистики в различных дискурсах [1 - 4]. В художественном дискурсе наиболее широко метафора представлена в поэзии, в связи с этим в качестве материала для анализа был выбран сборник стихотворений югорского писателя Владимира Мазина «Бубен и скрипка» [5].

Поэтическое творчество В. Мазина уже исследовалось как с литературоведческих, так и с лингвистических позиций [6; 7], однако в данном аспекте рассматривается впервые. В основе выполненного анализа лежит понимание мета-

форы как наложение одной понятийной области на другую [8] и построенная на типологии сфер-источников классификация метафор А.П. Чудинова [9].

Всего в анализируемом сборнике стихотворений было найдено 291 метафора, из них 173 метафоры являются антропоморфными (59%), 23 - социоморф-ными (8%), 35 (12%) - артефактными, 60 (21%) - натуроморфными. Таким образом, антропоморфная метафора - наиболее частотная по сравнению с другими типами метафор в исследуемом материале. При этом количественное соотношение найденных антропоморфных метафор по понятийным сферам-источникам следующее: 95 метафор (55,9% всех антропоморфных) связаны с понятийной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.