Научная статья на тему 'ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ КАК ДОМИНАНТА ПОЭЗИИ ДЖАБРАИЛА АЛБАКОВА'

ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ КАК ДОМИНАНТА ПОЭЗИИ ДЖАБРАИЛА АЛБАКОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
240
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осмысление / поэтический мир / лирический герой / образ матери / пейзаж / стихотворение / Родина / родной край / окружающий мир / природа / comprehension / poetic world / lyrical hero / mother’s image / landscape / poem / motherland / native land / surrounding world / nature

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Л.Я. Исламова, А.М. Евлоева

Статья посвящена исследованию поэтического мира Дж. Албакова. Раскрываются некоторые факты личной и творческой биографии поэта. В процессе анализа акцентируется внимание на тематическом диапазоне лирики поэта, для которой характерно богатство и многоплановость содержательного пласта, внутреннее единство, конкретность и эмоциональность. Отмечается, что поэзия Дж. Албакова представлена на ингушском языке и до настоящего времени не переведена на русский язык; основное внимание сосредоточено на раскрытии поэтом темы Родины и природы родного края, осмысляемой в контексте темы любви к матери, для чего используется богатство художественно-выразительных и лексических средств родного языка. Авторы делают вывод о том, что патриотизм, гражданственность, бесконечная любовь к людям, к жизни, к природе являются основными принципами, которые во всей полноте нашли отражение в поэтическом мире Дж. Албакова. Притягательная и завораживающая сила его поэзии – в простоте и глубине мысли, эмоциональной наполненности созданных образов и богатстве лексического инструментария. Тем самым его творчество вписано в сокровищницу культуры ингушского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF HOMELAND AND NATURE AS THE DOMINANT OF DZHABRIL ALBAKOV’S POETRY

The article studies the poetic world of D. Albakov. Some facts of the poet’s personal and creative biography are revealed. The analysis focuses on the thematic range of the poet’s lyrics, which is characterized by the richness and diversity of the content layer, internal unity. Concreteness, emotionality. It is noted that D. Albakov’s poetry is presented in the Ingush language and has not yet been translated into Russian. The main attention is focused on the disclosure of the theme of motherland and nature of the native land by the poet, comprehended in the context of the theme of the mother, for which the wealth of artistic, expressive and lexical means of the native language is used. The researchers conclude that patriotism, citizenship, endless love for people, for life, for nature are the basic principles that are fully reflected in the poetic world of D. Albakov. The attractive and fascinating power of his poetry is in the simplicity and depth of thought, the emotional fullness of the created images and richness of lexical tools. Thus, his work is inscribed in the treasury of the culture of the Ingush people.

Текст научной работы на тему «ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ КАК ДОМИНАНТА ПОЭЗИИ ДЖАБРАИЛА АЛБАКОВА»

11. Изтаева Ж. Джунжубаева А.А. Музыкальный нарратив концерта И. Одегова «Любая любовь». Проблемы поэтики и стиховедения VIII: Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 90-летию Казахского национального педагогического университета имени Абая. Алматы, 2018: 94 - 99.

12. Одегов И.А. Любая любовь. Журнальный зал. 2012, № 1.

References

1. Altybaeva S.M. Kazahstanskaya proza perioda Nezavisimosti: tradiciya, novatorstvo, perspektivy. Almaty, 2018.

2. Lotman Yu.M. Semiosfera. Sankt-Peterburg: Iskusstvo, 2000.

3. Nakipov D. Krug pepla. Roman intencij. Almaty, 2005.

4. Uspenskij B.A. Semiotika iskusstva. Moskva, 1995.

5. Skorospelova E.B. Russkaya proza ХХ veka. OtA. Belogo («Peterburg») do B. Pasternaka «Doktor Zhivago». Moskva, 2003.

6. Zuseva-Ozkan V.B. Metaroman kakproblema istoricheskojpo'etiki. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Moskva: RGGU, 2013.

7. Suslova I.V. Tipologiya «romana oromane» vrusskoji francuzskojliteraturah 20-h godovXX veka. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Perm', 2006.

8. Sejsenbaev R. Nochnyegolosa. Almaty: IP «RS», 2017.

9. Odegov I.A. Kul'tya. Rasskazy. Novyjmir. 2014; № 1.

10. Ovcherenko U.V. Grani telesnosti i anagramma: Tekst kak Telo. Sbornik «Kul'tya». Filologicheskie nauki. Voprosy teoriiipraktiki. Tambov: Gramota, 2020; T. 13; Vypusk 7: 37 - 41.

11. Iztaeva Zh. Dzhunzhubaeva A.A. Muzykal'nyj narrativ koncerta I. Odegova «Lyubaya lyubov'». Problemypo'etikiistihovedeniya VIII: Mezhdunarodnaya nauchno-teoreticheskaya konferenciya, posvyaschennaya 90-letiyu Kazahskogo nacional'nogo pedagogicheskogo universiteta imeni Abaya. Almaty, 2018: 94 - 99.

12. Odegov I.A. Lyubaya lyubov'. Zhurnal'nyjzal. 2012, № 1.

Статья поступила в редакцию 31.07.21

УДК 811

Islamova L.Ya., postgraduate, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: islamova_lyuba@mail.ru

Evloeva A.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: am-evloeva@mail.ru

THE THEME OF HOMELAND AND NATURE AS THE DOMINANT OF DZHABRIL ALBAKOV'S POETRY. The article studies the poetic world of D. Albakov. Some facts of the poet's personal and creative biography are revealed. The analysis focuses on the thematic range of the poet's lyrics, which is characterized by the richness and diversity of the content layer, internal unity. Concreteness, emotionality. It is noted that D. Albakov's poetry is presented in the Ingush language and has not yet been translated into Russian. The main attention is focused on the disclosure of the theme of motherland and nature of the native land by the poet, comprehended in the context of the theme of the mother, for which the wealth of artistic, expressive and lexical means of the native language is used. The researchers conclude that patriotism, citizenship, endless love for people, for life, for nature are the basic principles that are fully reflected in the poetic world of D. Albakov. The attractive and fascinating power of his poetry is in the simplicity and depth of thought, the emotional fullness of the created images and richness of lexical tools. Thus, his work is inscribed in the treasury of the culture of the Ingush people.

Key words: comprehension, poetic world, lyrical hero, mother's image, landscape, poem, motherland, native land, surrounding world, nature.

Л.Я. Исламова, аспирант, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: islamova_lyuba@ mail.ru

А.М. Евлоева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: am-evloeva@mail.ru

ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ КАК ДОМИНАНТА ПОЭЗИИ ДЖАБРАИЛА АЛБАКОВА

Статья посвящена исследованию поэтического мира Дж. Албакова. Раскрываются некоторые факты личной и творческой биографии поэта. В процессе анализа акцентируется внимание на тематическом диапазоне лирики поэта, для которой характерно богатство и многоплановость содержательного пласта, внутреннее единство, конкретность и эмоциональность. Отмечается, что поэзия Дж. Албакова представлена на ингушском языке и до настоящего времени не переведена на русский язык; основное внимание сосредоточено на раскрытии поэтом темы Родины и природы родного края, осмысляемой в контексте темы любви к матери, для чего используется богатство художественно-выразительных и лексических средств родного языка. Авторы делают вывод о том, что патриотизм, гражданственность, бесконечная любовь к людям, к жизни, к природе являются основными принципами, которые во всей полноте нашли отражение в поэтическом мире Дж. Албакова. Притягательная и завораживающая сила его поэзии - в простоте и глубине мысли, эмоциональной наполненности созданных образов и богатстве лексического инструментария. Тем самым его творчество вписано в сокровищницу культуры ингушского народа.

Ключевые слова: осмысление, поэтический мир, лирический герой, образ матери, пейзаж, стихотворение, Родина, родной край, окружающий мир, природа.

В ингушской поэзии имя Джабраила Албакова появилось в конце 1950-х годов. Для этого времени характерен процесс активизации в развитии национальной художественной культуры, эволюционный рост жанровых модификаций прозы и поэзии [1 - 9]. Этот период для ингушской литературы характеризуется яркими творческими индивидуальностями: Г Гагиев, А. Хашагульгов, А.-П Угурчи-ев, С. Арчаков, М. Вышегуров, А. Плиев, И. Торшхоев и др., «масштаб творчества которых определил обращенность к осмыслению как конкретно-исторических, так и вечных тем, глубину решения проблем эпохального значения» [3, с. 385].

На этом этапе движения национальной художественной мысли зажглась звезда Джабраила Албакова, которому было отпущено для земной жизни всего 28 лет Но осталась его поэзия, наполненная светом добра и безмерной любви к жизни, к своему народу Созерцая мир вокруг, поэт воспевал красоту человеческих отношений, любовь, дружбу как основу всего сущего на земле, труд, счастье. Однако составляющими суть содержания его поэзии, бесспорно, выступает любовь к матери, к родному краю, к его природе, осмысливаемая сквозь призму духовной памяти народа. При этом грусть - естественное состояние души художника, ощущавшего себя частицей мироздания, в котором ему предначертано было «проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания - и исчезнуть во всей красе своей» [5, с. 334].

Творческий путь поэта начался в школьные годы, однако активизация литературной деятельности приходится на конец 50-х годов, период студенчества: в 1959 году Дж. Албаков поступает на историко-филологический факультет Чечено-Ингушского педагогического института.

В эти годы, наряду с начинающими авторами, в коллективном сборнике поэзии и прозы «Къона дегаш» («Молодые сердца», 1959) был опубликован цикл стихов Дж. Албакова, в которых доминирующее место занимает тема природы: «Лаьтта» («Земля»), «Шовда» («Родниковая вода»), «1уйре дика хийла» («Чтоб утро было добрым»), «Зизаш» («Цветы»), «Хьалхара лоа» («Первый снег»), «Аз дунен т1а тамаш ю цхьан низах» («Одной я силе удивляюсь на земле») и другие. В них отразился интерес к традициям народной поэзии, многоплановой описа-тельности и символике.

С начала 1960-х годов стихи Дж. Албакова публикуются на страницах газеты «Сердало» и альманаха «Утро гор». Первый сборник стихов «Наьна кулгаш» («Руки матери») был издан в Чечено-Ингушском книжном издательстве в 1967 году, а второй - «Г1алмисте», в котором он с сыновьей любовью воспел дорогой его сердцу уголок земли - село, где он родился, откуда был депортирован четырехлетним ребенком в Казахстан, куда вернулся через тринадцать лет, пройдя через тяжелейшие моральные и физические испытания. Этот сборник вышел в свет в 1969 году, после смерти поэта. В 1985 году был издан третий поэтический сборник - «Лоамашкара мух» («Горный ветер»).

Творчество поэта представлено на родном (ингушском) языке. Оно тесно связано с родным краем - Ингушетией. На самой высокой пронзительной ноте поэт воспевал все то, что он видел, что было близко его национальному самосознанию. И потому неудивительно, что содержательной доминантой поэтического мира Дж. Албакова является тема Родины, раскрываемая в ее многогранном проявлении. С особой силой она выражена в стихотворениях «Г1алг1айче, хьо еза

сона» («Люблю тебя, моя Ингушетия»), «Даьхенна» («Родине»), «Са юрт» («Мое село») и других.

Характерная особенность поэзии Дж. Албакова состоит в том, что тема Родины осмысливается в синтезе с темой природы. Родина для поэта понятие, имеющее очень важное, глубокое значение: конкретно очерченное, реалистичное, оно постепенно наполняется нравственным смыслом ко всему, что прямо или опосредованно связано с землей предков.

К примеру, стихотворение «Г1алг1айче, хьо еза сона» («Люблю тебя, моя Ингушетия»), в которой поэтический образ родины, постепенно развертываясь, приобретает вполне конкретные черты, от строфы к строфе раздвигаются пространственные границы родной Ингушетии.

«Родина характеризуется для поэта родными тропинками, знакомыми улочками и домами, реками и горами, всем тем, что связывает человека с местом его рождения. Вместе с пейзажем родного края, полюбить отчизну помогает уважение и почитание предков. Эти чувства испытывает поэт, гордый за свой народ» [8, с. 180].

Чувства лирического героя, трепетные, яркие и целостные в своем движении, с удивительной силой переданы в заглавной строфе стихотворения «Г1ал-г1айче, хьо еза сона» («Люблю тебя, моя Ингушетия»):

Г1алг1айче, хьо еза сона, Ингушетия, я люблю тебя, Во1а нана езаш мо, Как сын родную мать свою,

Гаьна, гарга, дикан, вона И в печали, и в радости, вдали и вблизи

Хьоца дакъа ду дего [1, с. 17]. С тобой неразрывно сердце мое Чувства лирического героя объемлет каждый клочок родной земли, включая горную ее часть - «суровый и величественный край, где возвышаются многовековые башни, облака, питающие неукротимый, быстрый Терек, горы и овраги, реки - Арамхи, Асса, Сунжа, Камбилеевка; пшеничные поля, что колышутся как морские волны, радуя взор; гордые и свободолюбивые братья-ингуши» [1, с. 17].

С удивительной нежностью создает поэт образ ингушских девушек, благодаря созидательному труду которых обновляется его Родина и без которых не представляет жизни. Они для него, «как кислород для легких, как вода для рыбы». В равной мере поэт признается в любви к старцам, которых не пощадило время, говорит, что испытаний, выпавших на их судьбу, с лихвой хватило бы на несколько жизней, но они выдержали, выстояли, прошли проверку на жизнестойкость, силы духа, верности и любви к «родному пепелищу и отеческим гробам». И, конечно же, с особой силой выражено поэтом чувство любви к матерям, что воспитали достойных сыновей и дочерей. И это образ, образ матери, труженицы, хранительницы семейного очага, является, наряду с темой родины и природы, сквозным в поэтическом мире Дж. Албакова.

Теме природы посвящено стихотворение «Хьалхара лоа» («Первый снег»). Поэт воспевает красоту и чистоту заснеженной земли, сравнивая белые снежинки с детскими мыслями, с молочной чистотой:

Бера уйлаел ц1енаг1а, Чище мыслей ребёнка, Шурал а к1айх са коа, Белее молока, во дворе моём

Ювраг1а буллаш санна, Покрывая землю, словно одеялом Дуж х1алхара лоа. Ложится первый снег [1, с. 27].

Пейзажные картины и образы выразительно и поэтически точно передают общее настроение и мироощущение художника, воспевающего природу простым, звучным, мраморно чистым голосом. Создание таких эмоционально-образных картин по силам только личности, наделенной тонким эстетическим вкусом, живущей в гармонии с окружающей его миром людей и природы: Мотт 1омабича, х1ара Как первые слова Бера багара дош Из уст ребенка,

Дожаш санна, царех Который учится говорить,

Х1ара чоалпинг йож Падает каждая снежинка [1, с. 27].

Снег в поэзии Дж. Албакова - не столько символ чистоты: в нем заключен гораздо больший смысл - философский и нравственный. Рисуя картину заснеженной зимы, поэт стремится ориентировать читателя не только на созерцание красоты пейзажа. Важно, чтобы оно доставляло эстетическое наслаждение, т.е. восприятие шло на уровне души, ибо, «несмотря на то, что людям не свойственно различать природные красоты так, как это дано поэту или художнику, их творчество, посвященное природе, помогает читателю лучше познавать, любить и сохранять ее» [4, с. 264].

Для создания поэтической картины первого снега автор использует богатейший арсенал изобразительно-выразительных средств языка: эпитеты, «первый снег», «грязные ноги»; сравнения: «чище мыслей ребёнка», «и снег белее молока»; фразеологизмы: «словно одеяло ложится», «как с уст ребёнка слетает слово». Стихотворение имеет кольцевую композицию: в заключительной строфе используется тот же метафорический ряд, что и в первой.

Искренне, с юношеской непосредственностью рисует поэт яркие образы родного края - высокие горы, быстрые реки, зеленые травы и леса. В его по-

этическом мире прослеживается неразрывное единство человека и природы. Особенно ярко эта мысль выражена в стихотворении «1уйре дика хийла» («Чтоб утро было добрым»):

Б1аргаш лоздеш ч1оаг1а къег тхирийла, Ослепляя глаза, сияет солнце в росе, Керда ди хьувш боаг1а дошо малх. Восходит оно, возвещая о новом дне. Лаьтта, лоамаш, 1уйре дика хийла, Земля, горы, чтоб утро было добрым! 1уйре дика хийла шун, ва нах! Доброго вам утра, люди! [1, с. 70].

Подобно тому, как профессиональный художник пишет картину, автор создает образ наступающего утра: «ласточки вьют свои гнезда, паук плетет паутинку, девушки идут к роднику, чувствуя дуновение утреннего ветерка». Читая эти строки, невольно переносишься в этот уголок неземной красоты, наполненный богатыми поэтическими образами.

Природа в лирике Албакова многолика и разнообразна. Связь с пейзажем прослеживается и в стихотворении «Бийса» («Ночь»). Особенность его состоит в том, что поэт через описание ночной природы, передается душевное волнение лирического героя, оказавшегося в плену великого чувства любви, переполнявшего его душу.

Баьде енай бийса тховсара, Ночь сегодня пришла темная,

Дийнахь болх баь юрт йижай. И село погрузилось в сон. Бакъда, сона-м магац тхьовса, Только я не могу уснуть, Хьох ю уйла чуйижай. [1, с. 50] Думаю о тебе. Всеобъемлющее чувство любви обострило не только слух, зрение, но и чувства, мысли, переживания одинокой души, слившейся с миром природы. Он наблюдает за сиянием звезд, «слышит их тихий говор» друг с другом: Юрта 1аьржа кхоллар кхоллаш Погружая село в тьму, Шортта йоаг1аш бийса я, Наступает тихо ночь,

В1аши дагар дувца долаш Делясь друг с другом сокровенным,

Сийрда къегаш седкъий да. Ярко сверкают звёзды [1, с. 28].

Родная природа для поэта представляет огромную ценность. Для ее описания поэт использует богатый языковой инструментарий, в том числе эпитеты и сравнения, которые делают его более глубоким, чувственным, ярким и красочным. К примеру: «Сайре юрта» («Вечер в селе»):

Седкъа гучабаьннаб. Бийса Звезда появилась.

Яккха цхьаннахьа бижаб мух. Чтобы где-то переночевать,

Х1ара коара сигала нийсса утих ветер.

К1ура тоашал ураг1ъух. С каждого двора прямо в небо

Поднимаются клубы дыма [1, с. 80]. Лейтмотив стихотворения - отношение к природе должно быть действенное, бережное, доброе.

В стихотворении «Аз дунен т1а тамаш ю цхьан низах» («Одной я силе удивляюсь на земле») повествуется о силе цветка, который, как считает поэт, является украшением жизни. Он радует собой все живое вокруг, старым напоминает о прошлом, о бурной и безмятежной юности и молодости, а молодым дарит любовь. В этом и сила цветка, удивляющая и восхищающая лирического героя.

Символика цветов, растений зародилась еще в глубокой древности. «Поэты, художники, архитекторы с помощью того или иного цветка, пытались выразить «Чувственное и интеллектуальное восприятие природы». [7, с. 12] Злость (обида) проходит из сердца любимой, и меняется речь людей при упоминании слова «цветы», ибо они способны затронуть самые сокровенные струны сердца каждого:

1а езача йо1а зизаш лушше, Как только подаришь любимой девушке цветок, Цабезамо хьалъяь г1ала йох, Рушится неприятием воздвигнутая башня. Ши саг зизаш дувца волавелча, Удивительно меняется их речь [1, с. 79]. Тамашийна хувцалу цар лер.

Язык цветов помогает выражать те или иные чувства, и неважно, какого рода цветок. Даже ребенок при его виде, «как бы сильно не плакал», утихает. А тем, кто губит и не ценит их, автор выражает свой гнев: Беро мо вай дорхал йоаю зизо, Как ребенок, цветок укрощает нашу свирепость, Из кагдаьчоа кхайкаю эг1азал. Его сломавшему я выражаю свой гнев [1, с. 79].

Таким образом, содержательный аспект поэзии Дж. Албакова богат и многогранен. «У него нет пустых, не жизненных, не помогающих жить произведений. Одни из них пронзают плоть, другие приносят радость душе, третьи заставляют задуматься. Это все разные стороны жизни, и поэт, который пишет о них, показывает жизнь во всей ее полноте» [2, с. 3]. Патриотизм, гражданственность, бесконечная любовь к людям, к жизни, к природе являются основными принципами, которые во всей полноте нашли отражение в поэтическом мире Дж. Албакова. Притягательная и завораживающая сила его поэзии - в простоте и глубине мысли, эмоциональной наполненности созданных образов и богатстве лексического инструментария.

Библиографический список

1. Албаков Д.М. Г1алг1айче, хьо еза сона: Люблю тебя, моя Ингушетия: Стихотворения. Магас, 2003.

2. Арчаков С. Мысли о любимом поэте. Сердало. 1991; 12 февраля.

3. Дахкильгов И.А., Мартазанова Х.М. Национальная литература. Ингуши. Москва, 2014.

4. Евлоева А.М. Албаков Джабраил Мурцалович. Х1анзара г1алг1ай литература (Современная ингушская литература): в 4 т.Нальчик, 2011; Т. 2: 254 -

5. Костоев А.У. Кому кланяюсь, а кому - нет. Ореховое дерево. Москва, 2007.

6. Мартазанова Х.М. Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Нальчик, 2005.

7. Мартазанов А.М., Мартазанова Х.М. Ингушская историческая повесть: И.М. Базоркин «Призыв», Б.Х. Зязиков «Именем республики». Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 516 - 518.

8. Мартазанов А.М., Мартазанова Х.М. Капитон Чахкиев: писатель, мыслитель, гуманист. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 392 - 394.

9. Исламова Л.Я., Мартазанова Х.М. Художественное осмысление проблемы трагического в поэзии Саида Чахкиева. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 506 - 508.

References

1. Albakov D.M. G1alg1ajche, h'o eza sona: Lyublyu tebya, moya Ingushetiya: Stihotvoreniya. Magas, 2003.

2. Archakov S. Mysli o lyubimom po'ete. Serdalo. 1991; 12 fevralya.

3. Dahkil'gov I.A., Martazanova H.M. Nacional'naya literatura. Ingushi. Moskva, 2014.

4. Evloeva A.M. Albakov Dzhabrail Murcalovich. H1anzara g1alg1ajliteratura (Sovremennaya ingushskaya literatura): v 4 t.Nal'chik, 2011; T. 2: 254 - 273.

5. Kostoev A.U. Komu klanyayus', a komu - net. Orehovoe derevo. Moskva, 2007.

6. Martazanova H.M. Hudozhestvennaya koncepciya cheloveka iistorii vproze Idrisa Bazorkina. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Nal'chik, 2005.

7. Martazanov A.M., Martazanova H.M. Ingushskaya istoricheskaya povest': I.M. Bazorkin "Prizyv", B.H. Zyazikov "Imenem respubliki". Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 516 - 518.

8. Martazanov A.M., Martazanova H.M. Kapiton Chahkiev: pisatel', myslitel', gumanist. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 392 - 394.

9. Islamova L.Ya., Martazanova H.M. Hudozhestvennoe osmyslenie problemy tragicheskogo v po'ezii Saida Chahkieva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 506 - 508.

Статья поступила в редакцию 03.08.21

УДК 811

Islamova L.Ya., postgraduate, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: islamova_lyuba@mail.ru

Evloeva A.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: am-evloeva@mail.ru

THEME OF THE MOTHERLAND AND MOTHER IN THE POETRY OF DZHABRYIL ALBAKOV AND SAIDA CHAKHKIEV. The article presents a study of thematic range of poetry of classics of Ingush literature D. Albakov and S. Chakhkiev. It is noted that the depth of feelings determines thematic richness and diversity of problems of the poets' lyrics. However, the poetic world of D. Albakov is characterized by an appeal to eternal themes and images, while the content aspect of S. Chakhkiev's poetry, since the poet comprehends concrete historical themes, is the past of his native people. At the same time, their poetic creativity is distinguished by inner unity, concreteness, eventfulness, high emotional-figurative fullness. It is revealed that the dominant place in the artistic world of D. Albakov and S. Chakhkiev is occupied by the theme of motherland and mother, which is viewed in close unity. The researchers conclude that the depth of internal experiences determined significance of the lyrics of D. Albakov and S. Chakkhiev, in which deeply vital themes, ideas, images are embodied. An important component of the content of their poetic world are motherland and mother, the meaning of human life, a person's duty to the motherland and nature, such are the eternal themes of being.

Key words: lyrics, theme, comprehension, poetic world, lyric hero, mother's image, landscape, poem, motherland, native land, patriotism, world around, nature, D. Albakov, S. Chakhkiev.

Л.Я. Исламова, аспирант, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: islamova_lyuba@mail.ru

А.М. Еелоееа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: am-evloeva@mail.ru

ТЕМЫ РОДИНЫ И МАТЕРИ В ПОЭЗИИ ДЖАБРАИЛА АЛБАКОВА И САИДА ЧАХКИЕВА

Статья посвящена исследованию тематического диапазона поэзии классиков ингушской литературы Дж. Албакова и С. Чахкиева. Отмечается, что глубина переживаний определяет тематическое богатство и разнообразие проблематики лирики поэтов. Однако для поэтического мира Д. Албакова характерна обращенность к вечным темам и образам, тогда как содержательный аспект поэзии С. Чахкиева шире, так как поэт осмысливает и конкретно-исторические темы, прошлое родного народа. При этом их поэтическое творчество отличает внутреннее единство, конкретность, событийность, высокая эмоционально-образная наполненность. Выявлено, что доминирующее место в художественном мире Дж. Албакова и С. Чахкиева занимает тема родины и матери, осмысляемая в тесном единстве. Авторы делают вывод о том, что глубина внутренних переживаний определила значительность тем лирики Дж. Албакова и С. Чахкиева, в котором нашли воплощение глубоко жизненные темы, идеи, образы. Однако важными составляющими содержания их поэтических миров явились темы Родины и матери, смысла жизни человека, его долга перед Родиной, природой - вечные темы бытия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: лирика, тема, осмысление, поэтический мир, лирический герой, образ матери, пейзаж, стихотворение, Родина, родной край, патриотизм, окружающий мир, природа, Д. Албаков, С. Чахкиев.

В ингушской литературе второй половины ХХ века важная роль принадлежит Джабраилу Албакову и Саиду Чахкиеву, творческое становление которых пришло на период, когда в национальной словесности наблюдается развитие практически всех жанровых форм: эпоса, лирики и драматургии [1 - 6]. На этом этапе активизировали свою литературную деятельность писатели старшего поколения: И. Базоркин, Б. Зязиков, Х.-Б. Муталиев, С. Озиев, А. Хамхоев, Дж. Яндиев и др.), которых отличало «стремление к всестороннему художественному анализу явлений жизни, психологической мотивации поступков героев, к масштабному осмыслению закономерностей исторического развития» [2, c. 384]. Национальный литературный процесс обогатился талантливой молодежью - А. Боков, М.-С. Плиев, А. Хашагульгов, И. Торшхоев и другие. По богатству тематической палитры и разнообразию осмысляемых проблем к ним примыкали Дж. Албаков и С. Чахкиев, яркие творческие индивидуальности. Однако тема Родины, чувство к которой стало определяющим суть их национального самосознания, стала магистральной темой их лирики. Эти два поэта - одни из немногих в ингушской поэзии, у которых нежный образ матери сливается с образом Родины воедино: Мать дала им жизнь, воспитала в них всеобъемлющее чувство любви к родной земле, а Родина - уверенность и силы жизни, надежды на будущее. Обратимся к стихотворению «Отчизна» С. Чахкиева:

Ты - любовь и забота, Оплот и твердыня!

Говорю, наделенный завидной судьбой: - О Отчизна моя, моя Мать-героиня. Что сравнится с тобой?! Кто сравнится с тобой?! [6, с. 34].

В стихотворении, каждая строчка которого несет в себе высокую степень одухотворенности, простоты, искренности, эмоциональности, передана любовь к родине. С. Чахкиев, человек и поэт, с полным основанием мог бы сказать, что он жив одним великим чувством - чувством Родины. Просто, естественно, глубоко поэтично говорит о Родине и Дж. Албаков в стихотворении «Г1алг1айче, хьо еза сона» («Люблю тебя, моя Ингушетия»), в котором выражено чувство неразрывности с родной землей:

Г1алг1айче, хьо еза сона, Как сын родную мать свою, Во1а нана езаш мо, Люблю тебя, родная Ингушетия,

Гаьна, гарга, дикан, вона В печали и в радости, вдали и вблизи Хьоца дакъа ду дего [1, с. 17]. С тобой неразрывно сердце мое. В стихотворении создан обобщенный образ матери, создающей уют, излучающей свет и тепло, охраняющей от всего злого, недоброго. Лирический герой питает к матери нежные чувства, его сыновняя любовь к ней безмерна:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.