Научная статья на тему 'ТЕМА ГЕРОИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО ИНГУШЕЙ В ПЬЕСЕ САИДА ЧАХКИЕВА «КОГДА ГИБНУТ СЫНОВЬЯ»'

ТЕМА ГЕРОИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО ИНГУШЕЙ В ПЬЕСЕ САИДА ЧАХКИЕВА «КОГДА ГИБНУТ СЫНОВЬЯ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
129
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ингушская литература / пьеса / драматург / героическое прошлое / ингушский народ / художественное осмысление / поэтикостилевой прием / национальный характер / Ingush literature / play / playwright / heroic past / Ingush people / artistic comprehension / poetic and stylistic technique / national character

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А М. Евлоева

В статье проводится анализ темы героического прошлого ингушского народа в пьесе Саида Чахкиева «Когда гибнут сыновья». Отмечается, что в тот период в литературах всех народов бывшего Союза на тот период особенно актуальной была тема героического прошлого народа, поводом для этого явились такие трагические события начала 20 века, как войны, революции, массовая эмиграция, голод, политические репрессии. Саид Чахкиев создает произведения, в которых показывает мужество и героизм соплеменников, которые сумели отстоять Родину и сохранить ее для будущих поколений. Главная художественная задача писателя – создать образ народного защитника. Он показывает всю бесчеловечность, жестокость и пагубность войны на примере судьбы одной семьи. Писатель тем самым создает атмосферу жизненной правды. Он вводит читателя в сферу житейской повседневности, знакомит с героями, которые наделены безмерным мужеством, верностью, патриотизмом. Создает героический образ матери, которая в меру своих сил борется с превратностями судьбы. Сюжетное действие драмы проходит на фоне народной песни «Тёмная ночь». Такой поэтико-стилевой прием способствует воссозданию этнобытия, а также осмыслению национального характера и духа в контексте исторических реалий в жизни отдельной личности и народа в целом. Он показал своих героев со всех сторон, проследил эволюцию их характеров в контексте исторических событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF THE HEROIC PAST OF THE INGUSH IN A PLAY “WHEN THE SONS DIE” BY SAID CHAKHKIEV

The article analyzes the theme of the heroic past of the Ingush people in Said Chakhkiev’s play “When The Sons Die”. It is noted that at that time in the literatures of all the peoples of the former Soviet Union, the theme of the heroic past of the people was especially relevant, the reason for this was such tragic events of the early 20th century as wars, revolutions, mass emigration, famine, political repression. Said Chakhkiev creates works in which he shows the courage and heroism of fellow tribesmen who managed to defend their Homeland and preserve it for future generations. The main artistic task of the writer is to create an image of a public defender. He shows all the inhumanity, cruelty and perniciousness of war by an example of the fate of one family. The writer thereby creates an atmosphere of vital truth. He introduces the reader to the sphere of everyday life, the playwright introduces the characters who are endowed with immense courage, loyalty, patriotism. Creates a heroic image of a mother who, to the best of her abilities, struggles with the vicissitudes of fate to the best of its abilities. The plot action of the drama takes place against the background of a folk song “Dark Night”. Such a poetic and stylistic technique contributes to the reconstruction of ethnic existence, as well as to the understanding of the national character and spirit in the context of historical realities in the life of an individual and the people as a whole. He showed his heroes from all sides, traced the evolution of their characters in the context of historical events.

Текст научной работы на тему «ТЕМА ГЕРОИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО ИНГУШЕЙ В ПЬЕСЕ САИДА ЧАХКИЕВА «КОГДА ГИБНУТ СЫНОВЬЯ»»

6. Blinken A.J. The crisis we face is real: Blinken on why Biden is convening a Summit for Democracy. USA Today. Dec. 8, 2021. Available at: https://www.usatoday.com/story/ opinion/2021/12/08/president-biden-hosting-democracy-summit-here-why/6418307001/

7. Givhan R. The limits of performative symbolism. The Washington Post. March 8, 2022. Available at: https://www.washingtonpost.com/nation/2022/03/08/limits-performative-symbolism/

8. St Clair K. The secret history of colour in black and white. The Guardian. Mon 14 Nov 2016. Available at: https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2016/nov/14/the-secret-history-of-colour-in-black-and-white

9. How green can you get? The Economist. Jan 8th 1998. Available at: https://www.economist.com/special-report/1998/01/08/how-green-can-you-get

10. Snider M., Molina B. Everyone wants to own the metaverse including Facebook and Microsoft. But what exactly is it? USA Today. Nov. 10, 2021. Available at: https://www. usatoday.com/story/tech/2021/11/10/metaverse-what-is-it-explained-facebook-microsoft-meta-vr/6337635001/

References

1. Finn V.K., Gutner G.B., Usmanov A.R. Semiotika. Available at: https://gtmarket.ru/concepts/6925

2. Bignell J. Media Semiotics: An Introduction. Manchester University Press. 2nd edition, 2002.

3. Lotman Yu.M. Lyudi i znaki. Semiosfera. Sankt-Peterburg: Iskusstvo-SPB, 2010.

4. Raftery B. Two decades after The Matrix came out, we're still asking: 'Is this really happening?' The Guardian. Fri 17 Dec 2021. Available at: https://www.theguardian.com/ commentisfree/2021/dec/17/the-matrix-two-decades-after

5. Zuckerberg M. Facebook Stands for Free Expression. Wall Street Journal. Oct. 17, 2019. Available at: https://www.wsj.com/articles/facebook-stands-for-free-expression-11571336089

6. Blinken A.J. The crisis we face is real: Blinken on why Biden is convening a Summit for Democracy. USA Today. Dec. 8, 2021. Available at: https://www.usatoday.com/story/ opinion/2021/12/08/president-biden-hosting-democracy-summit-here-why/6418307001/

7. Givhan R. The limits of performative symbolism. The Washington Post. March 8, 2022. Available at: https://www.washingtonpost.com/nation/2022/03/08/limits-performative-symbolism/

8. St Clair K. The secret history of colour in black and white. The Guardian. Mon 14 Nov 2016. Available at: https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2016/nov/14/the-secret-history-of-colour-in-black-and-white

9. How green can you get? The Economist. Jan 8th 1998. Available at: https://www.economist.com/special-report/1998/01/08/how-green-can-you-get

10. Snider M., Molina B. Everyone wants to own the metaverse including Facebook and Microsoft. But what exactly is it? USA Today. Nov. 10, 2021. Available at: https://www. usatoday.com/story/tech/2021/11/10/metaverse-what-is-it-explained-facebook-microsoft-meta-vr/6337635001/

Статья поступила в редакцию 28.07.22

УДК 821.351.43

Evloeva A.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: [email protected]

THE THEME OF THE HEROIC PAST OF THE INGUSH IN A PLAY "WHEN THE SONS DIE" BY SAID CHAKHKIEV. The article analyzes the theme of the heroic past of the Ingush people in Said Chakhkiev's play "When The Sons Die". It is noted that at that time in the literatures of all the peoples of the former Soviet Union, the theme of the heroic past of the people was especially relevant, the reason for this was such tragic events of the early 20th century as wars, revolutions, mass emigration, famine, political repression. Said Chakhkiev creates works in which he shows the courage and heroism of fellow tribesmen who managed to defend their Homeland and preserve it for future generations. The main artistic task of the writer is to create an image of a public defender. He shows all the inhumanity, cruelty and perniciousness of war by an example of the fate of one family. The writer thereby creates an atmosphere of vital truth. He introduces the reader to the sphere of everyday life, the playwright introduces the characters who are endowed with immense courage, loyalty, patriotism. Creates a heroic image of a mother who, to the best of her abilities, struggles with the vicissitudes of fate to the best of its abilities. The plot action of the drama takes place against the background of a folk song "Dark Night". Such a poetic and stylistic technique contributes to the reconstruction of ethnic existence, as well as to the understanding of the national character and spirit in the context of historical realities in the life of an individual and the people as a whole. He showed his heroes from all sides, traced the evolution of their characters in the context of historical events.

Key words: Ingush literature, play, playwright, heroic past, Ingush people, artistic comprehension, poetic and stylistic technique, national character.

А.М. Евлоева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: [email protected]

ТЕМА ГЕРОИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО ИНГУШЕЙ В ПЬЕСЕ САИДА ЧАХКИЕВА «КОГДА ГИБНУТ СЫНОВЬЯ»

В статье проводится анализ темы героического прошлого ингушского народа в пьесе Саида Чахкиева «Когда гибнут сыновья». Отмечается, что в тот период в литературах всех народов бывшего Союза на тот период особенно актуальной была тема героического прошлого народа, поводом для этого явились такие трагические события начала 20 века, как войны, революции, массовая эмиграция, голод, политические репрессии. Саид Чахкиев создает произведения, в которых показывает мужество и героизм соплеменников, которые сумели отстоять Родину и сохранить ее для будущих поколений. Главная художественная задача писателя - создать образ народного защитника. Он показывает всю бесчеловечность, жестокость и пагубность войны на примере судьбы одной семьи. Писатель тем самым создает атмосферу жизненной правды. Он вводит читателя в сферу житейской повседневности, знакомит с героями, которые наделены безмерным мужеством, верностью, патриотизмом. Создает героический образ матери, которая в меру своих сил борется с превратностями судьбы. Сюжетное действие драмы проходит на фоне народной песни «Тёмная ночь». Такой поэтико-стилевой прием способствует воссозданию этнобытия, а также осмыслению национального характера и духа в контексте исторических реалий в жизни отдельной личности и народа в целом. Он показал своих героев со всех сторон, проследил эволюцию их характеров в контексте исторических событий.

Ключевые слова: ингушская литература, пьеса, драматург, героическое прошлое, ингушский народ, художественное осмысление, поэтико-стилевой прием, национальный характер.

Как известно, в литературах всех народов бывшего Союза в послевоенный период особенно актуальной была тема героического прошлого народа [1-12].

В 50-60-е годы ХХ столетия, после возвращения ингушей из депортации на родину и восстановления республики, писательская организация стала активно созидать и творить так, что в результате ее плодотворной работы «на прилавки книжных магазинов хлынул поток литературы...» [9, с. 174].

Причиной тому явились «трагические события первой половины века - войны, революции, массовая эмиграция, голод, политические репрессии» [1, с. 81], и, как следствие, в числе приоритетных задач в литературном процессе стало «художественное осмысление проблемы трагического» [4, с. 223].

Актуальность данной работы обусловлена тем, что тема героического прошлого ингушей всегда вызывает живой интерес. В данной работе впервые в

ингушской литературе проводится попытка литературоведческого анализа темы героического прошлого в пьесе Саида Чахкиева «Когда гибнут сыновья».

Основной целью настоящей работы является исследование темы прошлого ингушей в пьесе писателя «Когда гибнут сыновья».

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: место и роль данной пьесы в ингушской и северокавказской литературе; особенности языка и содержательной стороны пьесы.

Научная новизна исследования заключается в переосмыслении наследия ингушского писателя Саида Чахкиева и, в частности, его пьесы «Когда гибнут сыновья».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы и теоретические положения, приводимые в работе, представляют несомненный интерес в плане изучения ингушской и северокавказской прозы.

Практическая ценность состоит в том, что данные материалы могут быть использованы при составлении учебных пособий по ингушской литературе и спецкурсов по ингушской прозе.

Как и многие отечественные художники слова, ингушский писатель Саид Идрисович Чахкиев создает произведения, в которых очевидно его стремление «понять общественный и нравственный климат эпохи, не сдвигая пропорции в угоду той или иной схеме, не ретушируя социально-политический фон» [7, с. 18]. Автор пытается раскрыть «духовно-нравственные ценности народа, осмыслить трагические события в его судьбе» [5, с. 129], показать мужество и героизм соплеменников, которые сумели отстоять Родину и сохранить ее для будущих поколений. Главная художественная задача писателя - создать образ народного защитника - успешно решается в очерке «Верой и правдой», драме «Террор» [3].

В числе репрезентативных произведений С. Чахкиева - пьеса «Когда гибнут сыновья», в которой он обратился к трагическим событиям Великой Отечественной войны. Показывая всю ее бесчеловечность, жестокость и пагубность на примере судьбы одной семьи, автор создает атмосферу жизненной правды.

С самого начала пьесы, вводя читателя в сферу житейской повседневности, драматург знакомит с героями, которые наделены безмерным мужеством, верностью, патриотизмом.

Айдамар - участник Гражданской войны, в своё время он достойно защищал интересы трудящихся; бережно хранит кинжал, который подарил ему за доблесть и мужество Серго Орджоникидзе; в мирное время он честный труженик. Гошта - его добрая жена, заботливая и любящая мать. Они воспитывают шестерых сыновей, готовят их к мирной жизни, прививая любовь к труду и ко всему прекрасному.

В начале пьесы мы слышим из уст Айдамара слова, подтверждающие эти качества родителей: «Часто слышишь: «счастье, счастье»... А какое оно, никто не знает Вот и понимает его всякий по-своему. Одному счастье - заработать больше да ещё из чужого кармана прихватить, другой, смотришь, к власти рвётся, в этом своё счастье видит. А для нас с матерью счастье - вас за этим столом видеть. Вам поскорее за порог хочется, на своих крыльях полетать. Это я так. К слову пришлось» [10, с. 21].

Дети растут счастливыми и веселыми, интересы у них тоже здоровые. Мажит - самый старший сын, в его сердце пробуждается чувство любви к юной соседке Асет. В семье, узнав про эту новость, все счастливы. Мажит, как и отец, работает, стараясь не отставать от старших мужчин, и, в отличие от сверстников, раньше времени повзрослел. У него есть одно желание - постоянно видеть любимую девушку, быть с ней рядом. У влюбленного юноши на душе светло и спокойно, потому он часто напевает:

Расцвели над нами звёзды -Хоть в букеты собирай. Посмотри: для счастья создан Этот гордый горный край! [10, с. 9].

В такие светлые для героев пьесы дни чёрным пламенем в их дом врывается война и разрушает семейное счастье. Один за другим уходят на войну отец и старшие сыновья. Уходя, они дают обещания быть достойными своих отцов и дедов, бороться ради свободы и, если понадобится, умереть за Родину. Так, Айдамар погибает, защищая родную землю. Гошта и младшие дети чувствуют, что враг близок, что он рядом с их родным аулом. Жестокие захватчики приходят в их дом, и от их рук гибнут безусые мальчишки - сыновья Айдамара и Гошты.

Автор создает героический образ матери, которая в меру своих сил борется с превратностями судьбы. Перед её глазами стоит кровавая картина войны, её страшное пламя. Светлый и наполненный счастьем дом теперь для неё стал темным. Она часто подходит к окну, пытается разглядеть там что-то. Но за стеклом очень страшно: раздаются и тут же стихают выстрелы, перед её глазами мерещатся образы сыновей и мужа.

В юные годы Гошту была трусливой: стоило ей ружьё показать, как она пряталась. А будучи ещё хрупкой девушкой, она была невольным свидетелем того, как шли бои с белогвардейцами, и дня не проходило, чтоб кого-нибудь в ауле не ранило или не убило. Война меняет характер Гошты: она становится бесстрашной. В те жестокие для народа дни можно было распознать настоящего героя - защитника своей Родины. Тогда увидела Гошта будущего супруга Айда-мара, восхищалась им, его мужеством.

Библиографический список

С началом Великой Отечественной войны сердце Гошты вновь одолевает мучительная тревога. В ее доме поселяются горе и страх. Если в начале пьесы она была счастливая мать шестерых прекрасных сыновей и заботливая жена доблестного, любящего мужа, то в конце драмы она остается одна, потеряв родных людей. Вокруг неё темнота. Гошта тихо подходит к портрету Айдамара и говорит: «Что ты так смотришь? Сыновья? Нет у тебя больше сыновей!.. Это я послала их туда. Ты-то, верно, думал: вот не сумела удержать. Молчишь? Молчи, молчи. Это ведь ты учил их быть мужчинами. Ты ушёл, и учить их стала я. Хорошо мы их учили, Айдамар, хорошо!» [10, с. 50-51].

Как явствует из художественного текста, сюжетное действие драмы проходит на фоне вербализации популярной народной песни «Тёмная ночь». Подобный поэтико-стилевой прием способствует «воссозданию этнобытия, осмыслению национального характера и духа в контексте исторических реалий в жизни отдельной личности и народа в целом» [8, с. 38].

С самого начала пьесы автор вводит в повествование песню, предвосхищая события и подготавливая читателя к ним. Она была актуальна и в годы молодости Айдамара, когда он боролся с врагами - деникинцами: Тёмная ночь наступает, Тёмная, тёмная; Кружится вихрь, заметает, Мчится и кружится. О, ты не бойся, не бойся, Храброе сердце! О, ты не бойся, не бойся, Гордое сердце!..

Представляется необходимым пояснить, что автором «Темной ночи» является ингушская поэтесса Фатима Куразовна Мальсагова. Она написала эту песню в память о тех, кто преградил дорогу деникинцам, кто кровью заплатил за свободу. В ней поётся о горе и о смерти, которые, как и в доме Гошты, оставляют темный и страшный след. Из-за своей популярности она приобрела статус народной песни, герои которой, как и действующие лица пьесы С. Чахкиева, погибают, уходя в бессмертие.

Саид Чахкиев сумел раскрыть ряд человеческих достоинств - героизм, стойкость, самоотверженность, верность долгу. Он показал своих героев со всех сторон, проследил эволюцию их характеров в контексте исторических событий. Если в начале пьесы они позиционируются как по-детски наивные, жизнерадостные и любящие мальчишки, то в конце пьесы представлены решительными и мужественными защитниками Родины.

Таким образом, как и вся ингушская драматургия того периода, пьеса Са-ида Чахкиева «Когда гибнут сыновья» внесла «существенный вклад в художественное решение духовных, нравственно-философских, исторических и социальных проблем» [2, с. 15].

Драму Саида Чахкиева «Когда гибнут сыновья» отмечали многократно. Она была в числе нескольких рекомендованных пьес на семинаре драматургов республик Северного Кавказа. Так, ответственный секретарь Комиссии по драматургии и театральной критике Союза писателей РСФСР Анатолий Миляев писал: «Театрам могут быть предложены пьесы, которые, несомненно, вызовут интерес. Это драма талантливого молодого поэта Чечено-Ингушетии Саида Чахкиева «Когда гибнут сыновья»» [6, с. 76].

О большом успехе отмеченной драмы Саида Чахкиева свидетельствует ряд статей, заметок и рецензий, опубликованных в прессе Чечено-Ингушетии и Северной Осетии: «Къонгаш бовча хана» («Сердало». 1966; 26 апр.), «К1ентий х1аллак хуьлучу хенахь» (на чеченском языке) («Ленинан некъ». 1966; 23 окт.); «Самобытно - о правде дня» («Социалистическая Осетия». 1967; 21 апр.); газета «Растдзинад» (на осетинском языке) (1967; 18 апр.); «Письмо актрисе («Грозненский рабочий». 1967; 10 июня); «В жизни и на сцене» («Комсомольское племя». 1969; 8 марта); «Да здравствует молодость» («Комсомольское племя». 1980; 24 мая) [6, с. 77].

Таким образом, проведенный анализ темы прошлого ингушей в пьесе Саи-да Чахкиева «Когда гибнут сыновья» позволил сделать вывод о том, что данная пьеса подкупает не только содержательно-трагической канвой, но и архитектоникой и особенностями языка. Таким образом, она заняла достойное место в национальной сценической литературе и искусстве, оставаясь востребованной современными читателями и зрителями, и неоднократно ставилась на подмостках чеченского, ингушского театров.

1. Долгиева М.Б., Дзуматова З.Р, Катиева М.Н. Депортация как причина демографической катастрофы. 75 лет депортации ингушского народа. Магас, 2019: 81 - 86.

2. Евлоева А.М. Ингушская драматургия: национальные истоки, эволюция, жанровая специфика. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Нальчик, 2006.

3. Евлоева А.М. Образ народного защитника в очерке «Верой и правдой» и в драме «Террор» Саида Чахкиева. Региональная научно-практическая конференция. Назрань, 2002: 11 - 13.

4. Мартазанова Х.М. Художественное осмысление проблемы трагического в романе «Золотые столбы» С. Чахкиева. 70 лет депортации ингушского народа. Магас, 2014: 223 - 245.

5. Матиев М.А. Гимн настоящим мужчинам (О поэме Саида Чахкиева «Чаша слез»). Вестник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева. Магас, 2018; № 2: 126 - 130.

6. Патиев Я.С. Душа, наполненная светом. Жизнь и творчество Саида Чахкиева. Нальчик, 2009.

7. Сарбашева А.М. Формирование историзма мышления и балкарский роман. Автореферат диссертации . кандидата филологических наук. Нальчик, 1998.

S. Сарбашева A.M. Специфика взаимодействия балкарской литературы 70-80-х годов ХХ века с фольклором (на материале повести «Солнце не заходит Алима Теппее-ва). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017; № S-1 (74): 3S - 40.

9. Танкиева Л.Х. Тема депортации ингушского народа в творчестве С. Чахкиева. 7b лет депортации ингушского народа. 1Чагас, 2019: 174 - 179.

10. Чахкиев С.И. Ингушские характеры. Драматургия. Назрань, 2004; Т. 2.

11. Картоева 3.M. Жанрово-композиционные особенности романа M.-С. Плиева «Трудный перевал». Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 421 - 423.

12. Картоева 3.M. Изобразительные средства и стиль произведений M.-С.А. Плиева. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 342 - 344.

References

1. Dolgieva M.B., Dzumatova Z.R., Katieva M.N. Deportaciya kak prichina demograficheskoj katastrofy. 7b letdeportaciiingushskogo naroda. Magas, 2019: S1 - SS.

2. Evloeva A.M. Ingushskaya dramaturgiya: nacional'nye istoki, 'evolyuciya, zhanrovaya specifika. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Nal'chik, 200S.

3. Evloeva A.M. Obraz narodnogo zaschitnika v ocherke «Veroj i pravdoj» i v drame «Terror» Saida Chahkieva. Regional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Nazran', 2002: 11 - 13.

4. Martazanova H.M. Hudozhestvennoe osmyslenie problemy tragicheskogo v romane «Zolotye stolby» S. Chahkieva. 70 let deportacii ingushskogo naroda. Magas, 2014: 223 - 245.

5. Matiev M.A. Gimn nastoyaschim muzhchinam (O po'eme Saida Chahkieva «Chasha slez»). Vestnik Ingushskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta gumanitarnyh nauk im. Ch.'E. Ahrieva. Magas, 201S; № 2: 12S - 130.

S. Patiev Ya.S. Dusha, napolnennaya svetom. Zhizn' i tvorchestvo Saida Chahkieva. Nal'chik, 2009.

7. Sarbasheva A.M. Formirovanieistorizma myshleniya ibalkarskijroman. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Nal'chik, 199S.

S. Sarbasheva A.M. -Specifika vzaimodejstviya balkarskoj literatury 70S0-h godov HH veka s fol'klorom (na materiale povesti «Solnce ne zahodit Alima Teppeeva). Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2017; № S-1 (74): 3S - 40.

9. Tankieva L.H. Tema deportacii ingushskogo naroda v tvorchestve S. Chahkieva. 7b let deportacii ingushskogo naroda. Magas, 2019: 174 - 179.

10. Chahkiev S.I. Ingushskieharaktery. Dramaturgiya. Nazran', 2004; T. 2.

11. Kartoeva Z.M. Zhanrovo-kompozicionnye osobennosti romana M.-S. Plieva "Trudnyj pereval". Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 421 - 423.

12. Kartoeva Z.M. Izobrazitel'nye sredstva i stil' proizvedenij M.-S.A. Plieva. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 342 - 344.

Статья поступила в редакцию 28.07.22

УДК 821.351.43

Islamova L.Ya., postgraduate, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]

THE THEME OF LOVE IN THE POETRY OF SAID CHAKHKIEV. The article studies the poetic world of Said Chakhkiev. In the process of analysis, it is noted that in the poet's lyrics, characterized by the breadth of the genre-thematic range, the theme of love occupies a significant place. The understanding of the topic is based on the motives of pure, bright, joyful feelings that respond to reciprocity, as well as on the motives of waiting for a beloved, longing, separation, unrequited feelings and loneliness. Love in the poetry of Said Chakhkiev is different: calm, affectionate, tender, fragile, serene, mutual and unrequited. Many poems are written in the form of addresses, dialogue, monologue. It is established that the poet relies on the traditions of national folklore and Russian classical poetry. This suggests that every poet, when creating this or that poetic work, puts a piece of himself into it; his own experienced emotions - love, hate, happiness, disappointment, pain of separation. It is probably impossible to express all these emotions in lyrics without experiencing them personally, without passing them through yourself. It is possible that Said Chakhkiev, creating masterpieces of Ingush poetry, expressed his personal experiences in an artistic form.

Key words: Said Chakhkiev, poetry, lyrical hero, image of the beloved, love lyrics, poem, poet.

Л.Я. Исламова, аспирант, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г.Магас, E-mail: [email protected]

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ САИДА ЧАХКИЕВА

Данная статья посвящена исследованию поэтического мира Саида Чахкиева. В процессе анализа отмечается, что в лирике поэта, характеризующейся широтой жанрово-тематического диапазона, значительное место занимает тема любви. Осмысление темы строится на основе мотивов чистых, светлых, радостных чувств, которые откликаются на взаимность, а также на основе мотивов ожидания возлюбленной, тоски, разлуки, неразделенных чувств и одиночества. Любовь в поэзии Саида Чахкиева разная: спокойная, ласковая, нежная, хрупкая, безмятежная, взаимная и неразделенная. Многие стихотворения написаны в форме обращений, диалога, монолога. Установлено, что поэт опирается на традиции национального фольклора и русской классической поэзии. Это говорит о том, что каждый поэт, создавая то или иное поэтическое произведение, вкладывает в него частичку себя; пережитые собственные эмоции: любовь, ненависть, счастье, разочарование, боль разлуки. Наверное, невозможно выразить в лирике все эти эмоции, не пережив их лично, не пропустив их через себя. Возможно, и Саид Чахкиев, создавая шедевры ингушской поэзии, выразил в художественной форме свои личные переживания.

Ключевые слова: Саид Чахкиев, поэзия, лирический герой, образ возлюбленной, любовная лирика, стихотворение, поэт.

В своей поэзии Саид Чахкиев затронул все темы: Родины и народа, природы, матери, поэта и поэзии, женщины. Тему любви он раскрыл так же удачно, как и все остальные.

Актуальность работы обусловлена тем, что тема любви в поэзии Саида Чахкиева и в целом в ингушской литературе до сих пор не исследована. На основе материала, рассмотренного нами [1-9], мы предприняли попытку выявить основные мотивы темы любви в творчестве поэта.

Основной целью статьи является исследование темы любви в поэзии ингушского поэта Саида Чахкиева.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: выявить основные мотивы, побудившие поэта к написанию любовной лирики, а также провести сравнительный анализ цикла стихов поэта о любви.

Научная новизна исследования заключается в переосмыслении наследия ингушского писателя и поэта Саида Чахкиева и, в частности, его произведений, которые можно отнести к любовной лирике.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы и теоретические положения, приводимые в работе, имеют несомненный интерес в плане изучения ингушской и северокавказской поэзии.

Практическая ценность состоит в том, что материалы статьи могут быть использованы при составлении учебных пособий по ингушской литературе и спецкурсов по ингушской поэзии.

Первичным для поэта, безусловно, является чистое, светлое, радостное чувство, которое откликается на взаимность, в отличие от Лермонтова, где «нет

ликующей радости любви. Но есть безмерные страдания» [10]. Правда, есть и такие стихотворения, где лирический герой страдает от безответной любви и жаждет взаимности от любимой. «Когда Чахкиев пишет о любви, раскрывая ее через страстную напряженность природы: "Стучали в грунт подземные ключи. Ручей мерцал, почти насквозь просвечен. Скрипичный бог, таящийся в ночи, на весь окрест безумствовал кузнечик", то при всей непохожести почерков, приходит на ум всепоглощающая искренность, пронзительность горя и счастья» [3, с. 3]», - пишет Геннадий Русаков. Высокие чувства воспеваются в таких стихотворениях, как «Любимой», «Я буду ждать», «Женщине», «Я с удивлением гляжу вокруг», «Любовь, наверно, сотворила», «Глаз никак не сомкну», «Первая любовь», «Ты одна-единственная», «Три вопроса», «Лунная ночь», и в других. Так, в стихотворении «Женщина» перед нами встает образ великой женщины, достойной большой любви и преклонения перед ней. Здесь автор воспевает не только возлюбленную, но и подругу, жену, женщину-горянку, женщину-мать. Как отмечает РК. Ужахова, «С. Чахкиев создал величественный, обаятельный, сильный, нравственно чистый образ простой женщины, ореол этических, эстетических и нравственных ценностей, норм человеческой морали» [6, с. 76]. Главным определяющим фактором для поэта является не внешняя красота, а сама женщина как символ чистоты и верности:

Ты для поэтов мера красоты. Но суть не в том. Не в красоте заслуга, Ты - женщина, и тем прекрасна ты. Что большее скажу тебе, подруга? [8, с. 190].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.