Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ГЕРОЯ В ИНГУШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ГЕРОЯ В ИНГУШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ингушская литература / социальная активность героя / концепция личности / национальная проза / исторический роман / характер героя / образ / Ingush literature / social activity of hero / personality concept / national prose / historical novel / character of hero / image

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М.Р. Бекова

В статье анализируется социальная активность героя в ингушской литературе. Отмечается, что появление в ингушской литературе, а затем и в других национальных литературах образов простых людей, рабочих, борцов за дело, за обновление мира возвестило о появлении новой эстетической системы. В образах героев войны, перестройки сельского хозяйства, да и всего уклада жизни, современников, тружеников села, врачей, медсестер, учителей выявляется эстетический идеал ингушской литературы. На каждом этапе ингушская литература создавала образы, соответствующие идейно-эстетическим потребностям эпохи. В лучших произведениях ингушские писатели и поэты стремятся создать образ героя во всей его жизненной достоверности, многомерности и полноте характера. Социально активная личность утверждается в периоды войн и революций. Но полнокровный образ передового борца за народные идеалы в ингушской прозе в начале 20 века еще не был создан. В этом отношении характерны диалоги героев произведений Саида Чахкиева, Ахмета Бокова, И. Базоркина, М-С. Плиева. Многое здесь зависит не только от авторской позиции, но и от его таланта, мастерства в изображении этих исторических событий, ответственного отношения к историческим фактам. В таких романах главное внимание уделено тем сдвигам в сознании народа, что привели их на путь борьбы. В них создаются социально детерминированные характеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITY OF THE HERO IN INGUSH LITERATURE

The article analyzes social activity of a character in the Ingush literature. It is noted that the appearance in Ingush literature, and then in other national literatures, of images of ordinary people, workers, fighters for renewal of the world heralded the emergence of a new aesthetic system. The aesthetic ideal of Ingush literature is revealed in images of war heroes, workers of the restructuring of agriculture, and the whole way of life, contemporaries, rural workers, doctors, nurses, teachers. At each stage, Ingush literature created images corresponding to the ideological and aesthetic needs of the era. In the best works, Ingush writers and poets strive to create an image of a hero in all his vital authenticity, multidimensionality and completeness of character. A socially active personality is established during periods of wars and revolutions. But the full-blooded image of an advanced fighter for folk ideals in Ingush prose in early 20th century has not yet been created. In this regard, dialogues of characters Said Chakhkiev, Akhmet Bokov, I. Bazorkin, M.-S. Pliev are characteristic. Much also depends not only on the author’s position, but also on his talent, skill in depicting these historical events, responsible attitude to historical facts. In such novels, the main attention is paid to those shifts in the consciousness of the people that led them to the path of struggle. It is noted that in them socially determined characters are created.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ГЕРОЯ В ИНГУШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

ровалось, оно просто несёт отрицательную оценку (нелепый, нескладный), не связанную с первоначальным значением.

Среди диалектных наречий есть такие, которые не имеют аналога в литературном языке, их значения можно объяснить только сочетанием нескольких слов (описательным оборотом), к примеру: шоком-боком - 'колено в пляске во время курагота' (т.е. хоровода); снова - 'сразу после изготовления, пока новые'; лопатой - 'о рогах марала, похожих по форме на лопату'; туром - 'всем вместе, с большой силой'; кряжом - 'вид покрытия крыши на две стороны'; на-зерком- 'на расстоянии видимости' и т.п., то есть у таких слов нет одиночного наречия-синонима в литературном языке, их значение можно передать только описательно. Немало встречается фразеологически связанных наречий: реветь голосом - 'громко плакать', ночевать голодом и холодом - 'ночевать голодным и в холоде', грамотный по-старинному - 'умеющий читать религиозные книги на церковнославянском языке', гонять гоном - 'сильно гонять, безостановочно преследовать', ни впереде ни взаде - 'об отсутствии положительных качеств' и др.

В словаре также обнаруживаются наречия со значениями, которые точно установить не удалось, авторы словаря дают предположительное толкование,

Библиографический список

обозначив их вопросительным знаком: неровно - ' за неровню? ', хлюнцой - ' трусцой? и другие.

Таким образом, данный обзор особенностей диалектных наречий показывает, что эта часть речи в исследованном региональном словаре представляет собой очень многочисленный, сложный, семантически неоднородный класс слов.

Многообразие диалектных наречий сформировалось в результате действия различных языковых факторов и объясняется разными причинами: во-первых, наличием развитой системы словообразования и вариантности; во-вторых, развитием комбинаторных изменений звуков; в-третьих, особенностями семантического развития слова в говорах, в частности, сохранением архаической лексики или архаического значения; в-четвёртых, наличием заимствованных корней; в-пятых, существованием связанных значений и специфической наречной фразеологии.

Перспективы данного исследования могут быть связаны с детальным изучением и описанием способов словообразования диалектных наречий с учётом исторических изменений в структуре слова, а также более глубоким рассмотрением семантической структуры наречий в соответствии с имеющейся в литературном языке типологией наречий по значению.

1. Попов И.А. Наречие в русских народных говорах. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Москва, 1983. Available at https://www.dissercat.com/ content/narechie-v-russkikh-narodnykh-govorakh

2. Драчева Ю.Н. Структурно-семантические особенности наречий в современных вологодских говорах. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Вологда, 2011. Available at: http://diss.seluk.ru/av-jazykoznanie/710257-1-strukturno-semanticheskie-osobennosti-narechiy-sovremennih-vologodskih-govorah.php

3. Бочкарева Е.В. Наречие в донских говорах: лексико-семантический и структурный аспекты исследования. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Волгоград, 2008. Available at: https://www.dissercat.com/content/narechie-v-donskikh-govorakh-leksiko-semanticheskii-i-strukturnyi-aspekty-issledovaniya

4. Савелова Л.А. Состав и типология диалектных различий адвербиальных систем русского языка (на материале говоров Архангельской области). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sostav-i-tipologiya-dialektnyh-razlichiy-adverbialnyh-sistem-russkogo-yazyka-na-materiale-govorov-arhangelskoy-oblasti

5. Богданов В.Н., Луканина ГВ., Сенина В.Я. Талицкийсловарь: справочное издание. Издание 3-е, исправленное, уточненное и значительно дополненное. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016.

6. Особенности категории рода существительных в русских говорах Алтая. Мир науки, культуры образования. 2016; № 4 (59): 266 - 270.

7. Особенности склонения имён существительных в русских говорах Алтая (на материале «Талицкого словаря». Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва: ООО «Институт стратегических исследований», 2017; Ч. 3, № 2 (97): 135 - 139.

8. Русская диалектология. Москва: Высшая школа, 1972.

9. Блинова О.И., Гордеева О.И., Гынгазова Л.Г Практикум по русской диалектологии. Томск: Издательство Томского университета, 2010.

10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Перевод с немецкого и дополнения О.Н. Трубачёва. Москва: Астрель-АСТ, 2004.

11. Словарь русских народных говоров. Ленинград: Наука, 1979; Выпуск 15.

References

1. Popov I.A. Narechie vrusskih narodnyh govorah. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Moskva, 1983. Available at https://www.dissercat.com/content/narechie-v-russkikh-narodnykh-govorakh

2. Dracheva Yu.N. Strukturno-semanticheskie osobennosti narechij v sovremennyh vologodskih govorah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Vologda, 2011. Available at: http://diss.seluk.ru/av-jazykoznanie/710257-1-strukturno-semanticheskie-osobennosti-narechiy-sovremennih-vologodskih-govorah.php

3. Bochkareva E.V. Narechie vdonskih govorah: leksiko-semanticheskijistrukturnyjaspekty issledovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2008. Available at: https://www.dissercat.com/content/narechie-v-donskikh-govorakh-leksiko-semanticheskii-i-strukturnyi-aspekty-issledovaniya

4. Savelova L.A. Sostav i tipologiya dialektnyh razlichij adverbial'nyh sistem russkogo yazyka (na materiale govorov Arhangel'skoj oblasti). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/sostav-i-tipologiya-dialektnyh-razlichiy-adverbialnyh-sistem-russkogo-yazyka-na-materiale-govorov-arhangelskoy-oblasti

5. Bogdanov V.N., Lukanina G.V., Senina V.Ya. Talickijslovar': spravochnoe izdanie. Izdanie 3-e, ispravlennoe, utochnennoe i znachitel'no dopolnennoe. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2016.

6. Osobennosti kategorii roda suschestvitel'nyh v russkih govorah Altaya. Mir nauki, kul'tury obrazovaniya. 2016; № 4 (59): 266 - 270.

7. Osobennosti skloneniya imen suschestvitel'nyh v russkih govorah Altaya (na materiale «Talickogo slovarya». Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. Moskva: OOO «Institut strategicheskih issledovanij», 2017; Ch. 3, № 2 (97): 135 - 139.

8. Russkaya dialektologiya. Moskva: Vysshaya shkola, 1972.

9. Blinova O.I., Gordeeva O.I., Gyngazova L.G. Praktikum po russkoj dialektologii. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo universiteta, 2010.

10. Fasmer M. 'Etimologicheskij slovar'russkogo yazyka: v 4 t. Perevod s nemeckogo i dopolneniya O.N. Trubacheva. Moskva: Astrel'-AST, 2004.

11. Slovar'russkih narodnyh govorov. Leningrad: Nauka, 1979; Vypusk 15.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 821.351.43

Bekova M.R., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: madinabekowa@yandex.ru

SOCIAL ACTIVITY OF THE HERO IN INGUSH LITERATURE. The article analyzes social activity of a character in the Ingush literature. It is noted that the appearance in Ingush literature, and then in other national literatures, of images of ordinary people, workers, fighters for renewal of the world heralded the emergence of a new aesthetic system. The aesthetic ideal of Ingush literature is revealed in images of war heroes, workers of the restructuring of agriculture, and the whole way of life, contemporaries, rural workers, doctors, nurses, teachers. At each stage, Ingush literature created images corresponding to the ideological and aesthetic needs of the era. In the best works, Ingush writers and poets strive to create an image of a hero in all his vital authenticity, multidimensionality and completeness of character. A socially active personality is established during periods of wars and revolutions. But the full-blooded image of an advanced fighter for folk ideals in Ingush prose in early 20th century has not yet been created. In this regard, dialogues of characters Said Chakhkiev, Akhmet Bokov, I. Bazorkin, M.-S. Pliev are characteristic. Much also depends not only on the author's position, but also on his talent, skill in depicting these historical events, responsible attitude to historical facts. In such novels, the main attention is paid to those shifts in the consciousness of the people that led them to the path of struggle. It is noted that in them socially determined characters are created.

Key words: Ingush literature, social activity of hero, personality concept, national prose, historical novel, character of hero, image.

М.Р. Бекоеа. канд. филол. наук, ст. преп. Ингушский государственный университет, г. Магас,

E-mail: madinabekowa@yandex.ru

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ГЕРОЯ В ИНГУШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В статье анализируется социальная активность героя в ингушской литературе. Отмечается, что появление в ингушской литературе, а затем и в других национальных литературах образов простых людей, рабочих, борцов за дело, за обновление мира возвестило о появлении новой эстетической системы. В образах героев войны, перестройки сельского хозяйства, да и всего уклада жизни, современников, тружеников села, врачей, медсестер, учителей выявляется эстетический идеал ингушской литературы. На каждом этапе ингушская литература создавала образы, соответствующие идейно-эстетическим потребностям эпохи. В лучших произведениях ингушские писатели и поэты стремятся создать образ героя во всей его жизненной достоверности, многомерности и полноте характера. Социально активная личность утверждается в периоды войн и революций. Но полнокровный образ передового борца за народные идеалы в ингушской прозе в начале 20 века еще не был создан. В этом отношении характерны диалоги героев произведений Саида Чахкиева, Ахмета Бо-кова, И. Базоркина, М-С. Плиева. Многое здесь зависит не только от авторской позиции, но и от его таланта, мастерства в изображении этих исторических событий, ответственного отношения к историческим фактам. В таких романах главное внимание уделено тем сдвигам в сознании народа, что привели их на путь борьбы. В них создаются социально детерминированные характеры.

Ключевые слова: ингушская литература, социальная активность героя, концепция личности, национальная проза, исторический роман, характер героя, образ.

Общеизвестно, что концепция личности, тип героя, в котором реализуется эстетический идеал литературы и искусства, определяют суть того или иного метода литературы. Рассмотрим правомерность этого утверждения на основе произведений ингушской литературы [1-8].

М.Н. Пархоменко отмечает, что «каждый новый творческий метод и начинается, и утверждает себя в искусстве открытием нового человека, входит в художественный процесс с новым героем, существенное содержание которого раскрывается в характере отношения художника к действительности, к миру, к обществу» [5, с. 156].

Появление в ингушской литературе, а затем и в других национальных литературах образов простых людей, рабочих, борцов за дело, за обновление мира возвестило о появлении новой эстетической системы. На каждом этапе ингушская литература создавала образы, соответствующие идейно-эстетическим потребностям эпохи. В лучших произведениях ингушские писатели и поэты стремятся создать образ героя во всей его жизненной достоверности, многомерности и полноте характера.

Актуальность исследования обусловлена тем, что тема социальной активности героя в ингушской литературе впервые исследуется в данной работе. В образах героев войны, перестройки сельского хозяйства, да и всего уклада жизни, современников, тружеников села, врачей, медсестер, учителей отражается эстетический идеал ингушской литературы.

Цель данной работы - изучение особенностей характеров, способствующих социальной активности героя в ингушской литературе.

Поставленная цель определила основные задачи исследования: определить условия становления социальной активности героя в ингушской литературе; описать нравственно-этические и структурно-поэтические особенности таких образов.

Ингушская литература в этом отношении идет к созданию полнокровных образов, преодолевая различного рода неплодотворные тенденции.

Особенности изображения действительности в ингушской прозе обусловлены прежде всего, своеобразием ее опыта, становления и развития. Ингушская литература всегда отличалась своей разнохарактерностью традиций, где имелись элементы исторической хроники, эпиграфических памятников, романтического и реалистического жанров. По своим идейно-эстетическим особенностям это разные произведения.

Х.М. Мартазанова отмечает, что в этот период «национальной прозе, поэзии и драматургии свойствен интерес к духовно-нравственной составляющей жизни общества. В литературу влилась новая волна молодых, талантливых художников слова - А. Боков, М.-С. Плиев, С. Чахкиев, К. Чахкиев, Дж. Албаков, И. Базоркин и др., отличительной чертой творческих поисков которых явился глубокий художественный анализ непростых, порой полярных жизненных явлений, стремление раскрыть героическое и положительное в решении темы исторического прошлого народа и современности». В изображении отдельной личности, стремлении к всестороннему раскрытию характера, углублению психологизма отразились общие тенденции развития ингушской литературы конца пятидесятых - начала шестидесятых годов ХХ века. Кроме того, четко обозначились особенности художественного мира самого писателя - субъективный подход к выбору внутренней темы, индивидуальный стиль и жанровые предпочтения. Писатели сумели проникнуть в суть национального характера своих героев, показать пути их успеха, пути к вершине мировой славы [4, с. 348].

К осмыслению творческой личности Идрис Базоркин подходил аккуратно, выискивая для образа те качества, которые необходимы для этого.

После Октябрьской революции происходит массовое пробуждение народа, энергия, дремавшая в нем до этого времени, высвободилась и была направлена на создание нового общества, на коренную перестройку общественных отношений на социально справедливой основе.

Писатели создают реалистически полнокровные, исторически достоверные образы новых людей. В них дано правильное в своей перспективе соотношение героя и народа.

Новые события дают мощный импульс борьбе за освобождение трудящихся горцев от двойного угнетения (национального и социального), ингушский

народ пришел в движение, его творческие силы были разбужены небывалыми событиями.

Ингушские писатели и поэты творили в ясных и четких формах вновь обретенного реалистического искусства, они стремились писать языком, доступным широким народным массам.

Социально активная личность, как известно, утверждается в периоды войн и революций. Но полнокровный образ передового борца за народные идеалы в ингушской прозе в начале 20 века еще не был создан. В этом отношении характерны диалоги героев произведений Саида Чахкиева, Ахмета Бокова, И. Базо-ркина, М-С. Плиева. В романах А. Бокова «Сыновья Беки» и «Багровые зори», в романе С. Чахкиева «Из тьмы веков» герои рассказывают о своих надеждах, будущем, мечтают о социальной справедливости и мире. Героями этих произведений являются простые люди, участники гражданской войны и революции. Писатели создают обобщенное представление об этих людях.

Ингушская литература стремилась создать конкретно-пластические образы горцев в духе классической литературы. Таковы образы братьев в повести А. Бокова «Старый дом», которые погибли на войне, защищая родину.

В ингушской литературе первых десятилетий 20 века, после Октябрьской революции, конфликт определялся остротой классовой борьбы, революцией, гражданской войной, новыми социалистическими преобразованиями.

Изображение социальных потрясений требовало и соответствующих художественных решений. Чаще использовался прием антитезы, контраста. Писатели избегали полутонов, расставлял акценты по принципу свой - чужой, красный - белый.

В лучших произведениях ингушской прозы преодолевалась однотипность и одномерность в изображении героев. В этом смысле показателен роман А. Бо-кова «Багровые зори».

Социальная активность личности рельефно передана в историко-революционных произведениях. Эта закономерность проявляется, в частности, в романе А. Бокова «Сыновья Беки», который относится к историко-революционным романам. Образная система романа «Сыновья Беки» направлена на утверждение мысли о необходимости сознательной и последовательной борьбы с силами угнетения ради счастья народа. Волей обстоятельств главные герои романа оказались вовлеченными в орбиту войны. Логика поведения героев, еще не осознавших необходимость непосредственного участия в той борьбе, которая только начинается, подсказывает автору соответствующую систему образов.

Ю.А. Айдаев отмечает, что, «сделав движущей пружиной сюжета семью Беки, показав ее жизнь на широком социальном фоне явлений и фактов, соединив судьбы этой семьи с судьбами многочисленных героев, автор сумел изобразить историю народа через историю семьи» [1, с. 57].

В таких романах главное внимание уделено тем сдвигам в сознании народа, что привели их на путь борьбы. В них создаются социально детерминированные характеры.

Историко-революционные полотна, как правило, начинаются с описания жизни одной-двух семей, члены которых в дальнейшем оказываются вовлеченными в исторические события. Исторические деятели в этих произведениях появляются обычно где-то в середине повествования. Сильные и слабые стороны проявляются в изображении народа в период революции и гражданской войны.

Особой удачей писателя является проникновение в структуру классовых взаимоотношений в ингушском селе. Писатель изобразил историю народа через историю семьи. Он показал процесс пробуждения ингушского крестьянина, который, перейдя на сторону революции, приступил к строительству новой жизни [3, с. 13].

Показательно, что ряд героев выбирает путь революции, путь справедливости и мира. Порой они выбирают такой путь не в силу своих убеждений или каких-либо политических или идеологических мотивов, а по другим, совершенно не относящимся к расстановке классовых сил причинам.

Образы исторических деятелей в этих романах возникают по мере их появления на исторической арене в годы революции и гражданской войны: Киров, Ленин, Серго Орджоникидзе.

Анализ романов-дилогий Ахмета Бокова «Сыновья Беки» и «Багровые зори» показывает, как художественность сочетается с историческими фактами. Факты являются необходимыми атрибутами исторического романа, занимательно, психологически достоверно показывающего судьбы великих и малых людей, их любовь, боль и горечь поражений и, наконец, радость победы. Писатель остается верен исторической правде, описывая взаимоотношения (картина острого столкновения идей двух лагерей на Моздокском горско-казачьем съезде), четко придерживается и географических реалий. Есть в повествовании романов и названия рек (Терек), названия городов (Назрань, Прохладный, Малгобек, Грозный, Моздок, Пятигорск), названия республик (Казахстан). Автор следует исторической правде в описании революции и гражданской войны [3, с. 17].

Многое здесь зависит не только от авторской позиции, но и от его таланта, мастерства в изображении этих исторических событий, ответственного отношения к историческим фактам. Такой подход дает возможность писателю акцентировать внимание на главных деятелях того периода и параллельно с этим воссоздать обобщающие образы, абстрагируясь от конкретных исторических лиц.

В изображении деятелей революции ингушская проза накопила большой опыт. Произведения писателей И. Базоркина, А. Бокова и других явились шагом вперед в изображении социально активных личностей. Описывая исторические события, авторы опираются на документы эпохи, воспоминания современников и революционеров-соратников.

Появление исторических романов - явление симптоматическое, так как они в значительной мере удовлетворяют интерес читателя к переломным эпохам истории родного края, многострадального ингушского народа.

Кроме указанных исторических романов, в ингушской литературе немало представлено произведений, повествующих о социалистических преобразованиях в Ингушетии. Это особые пласты ингушской литературы, которые имеют не столько жанровые, сколько идейно-тематические обозначения. Накал в них классовой борьбы приближается к историко-революционным произведениям.

Так, в повестях И. Базоркина «Путь артиста», «Парень из аула Атаги», в киноповести «Труд и розы», на наш взгляд, поднят более широкий круг проблем. Жизнеописание Махмуда Ишхоева дается более широко, нежели в очерке. При

Библиографический список

этом автор сосредотачивает внимание не столько на судьбе одного героя, Махмуда, сколько показывает разностороннюю жизнь людей искусства. Писатель воспроизводит «хронику» трудного и долгого пути к всеобщему зрительскому признанию Махмуда, изображая при этом революционные события, связанные с судьбой отца героя [4, с. 347].

Писатель в своих повестях и романах ставит проблемы приобщения ингушей к современной культуре, показывает процесс становления артиста Махмуда Эсамбаева.

Главной задачей ингушской литературы является постижение характера современника. Если в произведениях историко-революционной прозы мы всматриваемся в черты передовой личности эпохи, то в произведениях о современности видим, как эти черты проявляют себя в новых условиях, чем они обогащаются сегодня.

В исследовании использовался системно-типологический метод анализа.

Научная новизна заключается в том, что в данной статье впервые проводится анализ социальной активности героя в ингушской литературе.

Теоретическая значимость статьи определяется тем, что в ней анализируется социальная активность героя в ингушской литературе, проводится детальный анализ нравственно-этических и структурно-поэтических особенностей, составляющих образ социально активной личности.

Практическая ценность работы заключается в том, что полученные результаты могут применяться в практике преподавания ингушской литературы, литературного краеведения, на спецкурсах в университете.

Проведенный анализ ингушской литературы привел к следующему выводу: образ социально активной личности в его функциональном и идеологическом отношениях наиболее четко выражен в историко-революционных произведениях, где предельно открыто показан классовый смысл событий. Для произведений такого плана характерны контрастное изображение, прямое противопоставление положительного и отрицательного героев. Однако отсюда проистекает и схематизм в изображении окружающей действительности и поступков героев.

В современных произведениях ингушской прозы характер героя раскрыт более глубоко, его образ воссоздан многомернее. Столкновения характеров идут по линии нравственной борьбы.

1. Айдаев Ю.А. Зеркало жизни (Сборник литературно-критических статей). Грозный, 1987.

2. Базоркин И.М. Путь артиста. Собрание сочинений: в б т. Магас, 2001; Т. 5.

3. Бекова М.Р. Художественный мир прозы Ахмета Бокова. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Махачкала, 201б.

4. Даурбекова Х.Х., Бекова М.Р Ингушский исторический роман (на материале романа «Берд» Ибрагима Дахкильгова). Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (8б): 421 - 423.

5. Евлоева А.М., Бекова М.Р Отображение героизма народа в рассказе «рассказ старца» Багаудина Зязикова. Вестник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева. 2021; № 1: 97 - 99.

6. Мартазанова Х.М. Осмысление судьбы творческой личности в художественном мире И. Базоркина. Мир науки, культуры и образования. 2015; № 5.

7. Мартазанова Х.М. Ингушская ХХвека: национально-художественные истоки, жанровая специфика, поэтика. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Махачкала, 2017.

8. Пархоменко М.Н. Социалистический реализм сегодня. Проблемы и суждения. Москва: Художественная литература, 1977.

References

1. Ajdaev Yu.A. Zerkalozhizni(Sbornik literaturno-kriticheskih statej). Groznyj, 1987.

2. Bazorkin I.M. Put' artista. Sobranie sochinenij: v б t. Magas, 2001; T. 5.

3. Bekova M.R. Hudozhestvennyjmirprozy Ahmeta Bokova. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Mahachkala, 201б.

4. Daurbekova H.H., Bekova M.R. Ingushskij istoricheskij roman (na materiale romana "Berd" Ibragima Dahkil'gova). Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 1 (8б): 421 - 423.

5. Evloeva A.M., Bekova M.R. Otobrazhenie geroizma naroda v rasskaze "rasskaz starca" Bagaudina Zyazikova. Vestnik Ingushskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta gumanitarnyh nauk im. Ch.'E. Ahrieva. 2021; № 1: 97 - 99.

6. Martazanova H.M. Osmyslenie sud'by tvorcheskoj lichnosti v hudozhestvennom mire I. Bazorkina. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2015; № 5.

7. Martazanova H.M. IngushskayaХХveka:nacional'no-hudozhestvennyeistoki, zhanrovaya specifika, po'etika. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Mahachkala, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Parhomenko M.N. Socialisticheskijrealizm segodnya. Problemy isuzhdeniya. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1977.

Статья поступила в редакцию 28.11.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.