Научная статья на тему 'Взаимосвязь личностных характеристик младших школьников и социально-психологического статуса в классном коллективе'

Взаимосвязь личностных характеристик младших школьников и социально-психологического статуса в классном коллективе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
686
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / КЛАССНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жолобова А.А.

В статье раскрывается сущность взаимосвязи личностных характеристик младших школьников и социально-психологического статуса в классном коллективе. Особое внимание уделяется стадиям формирования классного коллектива младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жолобова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных характеристик младших школьников и социально-психологического статуса в классном коллективе»

лы XVII международной научно-практической конференции. - М.: ЦНМ, 2015. - С. 109-118.

4. Девиантность, преступность, социальный контроль: избранные статьи / Я.И. Гилинский. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2009. - 518 с.

5. Дементьев О.М. Проблемы возраста уголовной ответственности. Лекции по курсу / О.М. Дементьев, О.П.Копылова. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ 2010. - 80 с.

6. Душкин А.С., Юренкова В.А., Иванова А.М. Психология: учебное пособие. - СПб.: СПб. ун-т МВД России, 2014. - 136 с.

7. Замановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2017. - 352 с.

8. Иванова А.М. Социальная психология: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2014. - 128 с.

9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 290 с.

10. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. - М.: Владос, 2014. - 288 с.

11. Минин А.Я., Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. - М.: Прометей, 2016. - 140 с.

12. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие. - М.: ДРОФА, 2014. - 192 с.

13. Прозуметнов Л.М. Преступность несовершеннолетних: криминологические проблемы соучастия. - 2-е изд., стер. - Иркутск, 2002. - С. 230.

14. Шнайдер Л.Б. Психология подростковой девиантности и аддиктив-ности: учебно-методическое пособие. - М.: МПСУ 2016. - 300 с.

15. Яковлев Н.М. Психологическая защита девиантных подростков от стресса. - М.: Нестор-История, 2011. - 208 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

© Жолобова А.А.1

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

В статье раскрывается сущность взаимосвязи личностных характеристик младших школьников и социально-психологического статуса в

1 Студент кафедры Общей психологии и истории психологии.

классном коллективе. Особое внимание уделяется стадиям формирования классного коллектива младших школьников.

Ключевые слова: младший школьный возраст, социально-психологический статус, классный коллектив.

Целью данной статьи является анализ взаимосвязи личностных характеристик детей младшего школьного возраста и социально-психологического статуса в классном коллективе.

Актуальность данной темы подтверждается современными психологическими исследованиями (Г. А. Ершова, Н.В. Пирожкова, Н.А. Байковская и др.) и практикой работы психологических служб средних образовательных учреждений, сложностью адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного обучения и новому коллективу, а также и обусловленной возрастом незавершенностью психического формирования личностных характеристик ребенка.

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Однако «личность» не является сугубо психологическим термином и изучается также такими науками как педагогика, социология, философия и другие.

О сложности понимания специфики данного термина свидетельствует наличие более ста его определений в научных работах по психологии и педагогике. Чаще всего под личностью понимают индивида в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития.

Выготский Л.С. считал, что «личность есть понятие социальное, оно выражает все, что есть у человека сверхъестественного, исторического. Личность не является врожденной, она возникает в результате культурного и социального развития» [1].

Другой видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн считал: «Личностью является человек со своей позицией в жизни, к которой она пришла в результате большой сознательной работы. Личностью является лишь тот человек, который относится определенным образом к окружающему миру, сознательно выражает это свое отношение так, то оно проявляется во всей его сущности» [2]. Таким образом, под личностью он понимал субъекта преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему, то есть личность - это человек как носитель сознания.

Другое определение личности можно встретить в работах А.Н. Леонтьева. Им личность определяется как целостное образование, относительно поздний продукт социально-исторического развития человека. По его мнению, реальной основой личности человека является совокупность ее отношений к миру, которые, будучи общественными по своей сути, реализуются вместе. Личность характеризуют те психические явления человека, которые способствуют ее деятельности [3].

Вопросам развития личности и становления личностных характеристик человека уделяется большое внимание в современной психологической науке. При этом единого мнения в отношении определения понятия, состава, структуры и стадий развития этой изучаемой категории среди исследователей не установлено.

Под личностными характеристиками принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность индивида и характеризуют его с социально-психологической стороны [4]. Другими словами, это то, как проявляется человек в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру личностных характеристик входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация [5, 6, 7].

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся повышенная восприимчивость, доверчивое подчинение авторитету, внимательность. Кроме того, в поведении учащихся начальных классов проявляется конформизм, подражательность и послушание [8].

У ребенка в этом возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они восприимчивы, доверчивы, склонны к подражанию.

Классный коллектив является центром жизни ребенка в школьном возрасте. Это значимая группа для многих ребят, так как именно здесь происходит процесс самоутверждения школьников как в деловых, так и личных взаимоотношениях. Божович Л.И. отмечает, что утрата соответствующего положения в школе или неумение оказаться на его высоте вызывает у школьника переживание потери основного стержня своей жизни [4].

Положение личности в группе в качестве ее члена является одной из важных характеристик межличностного взаимодействия.

В 1936 году Р. Линтон для создания моделей поведения личности в группе при различных ситуациях предложил ввести понятие «статус»», которое он определил как создание прав и обязанностей индивида [9].

В современной социальной психологии статус определяется как положение индивида в системе межличностных отношений, определяющего его права, обязанности, определенные привилегии в группе [10].

Многие работы исследователей по проблеме социометрического статуса в группах были посвящены изучению взаимосвязей социометрического статуса с различными индивидуально-типологическими особенностями, такими личностными характеристиками индивида, как степень агрессии, внешняя привлекательность, интеллектуальные знания, школьная успеваемость, возраст и другое.

На первых ступенях школьного образования новая ведущая деятельность вносит изменения в оценочные эталоны и стереотипы, детермини-

рующие положение ребенка в классном коллективе. Существенное влияние на характер и уровень взаимных мотивировок и оценок оказывает психологическая атмосфера класса, определяемая стилем отношения учителя к детскому коллективу.

На более высоком уровне развития коллектива усиливается ориентация на деловые качества, эрудицию, глубину знаний, способность оказывать помощь и поддержку. При этом данные зависимости своеобразно сочетаются с возрастными особенностями школьников.

Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, регламентируют учебную нагрузку, определяют наиболее благоприятный для развития ребенка распорядок дня, режим отдыха и труда. Кроме того, возрастные особенности обуславливают выбор методов и форм учебно-воспитательной деятельности, обязывают правильно решать вопросы выбора и расположения учебных предметов и учебного материала.

При этом замечается следующая последовательность развития содержания мотивов от стадии формирования коллектива.

Начальная стадия характеризуется мотивацией, связанной с эмоциональной сферой, общением, внешней привлекательностью.

На более высоком уровне развития коллектива усиливается ориентация на деловые качества, эрудицию, глубину знаний, способность оказывать помощь и поддержку. При этом данные зависимости своеобразно сочетаются с возрастными особенностями школьников.

По данным Я.Л. Коломинского [7], в первом классе для детей с высоким статусом наиболее значимыми оказались следующие особенности:

1) красивая внешность, дружба, готовность поделится своими вещами, принадлежность к классному активу, совместная игра;

2) успехи в учебной деятельности, а также качества, характеризующие отношения со сверстниками;

3) наличие конкретных навыков и умений, знакомство родителей, соседство, для мальчиков - наличие физической силы.

На последующих этапах обучения происходят изменения, связанные с накоплением школьниками нравственного опыта и общими изменениями в их деятельности. Особенно существенно эти изменения заметны в третьем классе.

К концу обучения в начальной школе влияние на выбор среди сверстников оказывает не просто формальная принадлежность к классному активу, а реальные организаторские способности, общественная активность ребенка, его отношение к делу. Для непопулярных учащихся этого возраста на первом месте по значимости - плохое поведение на уроках и общественная пассивность; на втором - «берет без спроса чужие вещи» и «увиливает от работы».

Таким образом, изучение особенностей социально-психологического статуса младших школьников имеет особую актуальность, так как статус является не только субъективно значимым для ребенка, но и объективно имеет связь со многими личностными характеристиками, что подтверждается современными исследованиями.

Анализ литературы, посвященной изучению взаимосвязи социально-психологического статуса младшего школьника в классном коллективе и его личностных характеристик показал, что социометрический статус определяется суммой независимых качеств личности, особенностей его поведения со сверстниками, социально-демографических характеристик, внешностью, успешностью в учебной и досуговой деятельности - низкая успеваемость является фактором риска непринятия учителем и сверстниками.

При этом, существует значимая взаимосвязь между изучаемыми категориями: не только уровень развития совокупности особенностей школьника влияет на его социальный статус, но и наоборот - положение, занимаемое школьником в классном коллективе, набор его социальных ролей влияет на личностные характеристики. Наиболее ярко эта взаимосвязь проявляется к концу обучения в начальной школе, так как к этому времени завершается процесс адаптации ребенка в новой среде.

Особенности социально-психологического статуса ребенка в классом коллективе «пронизывают» практически все сферы личности школьника, что в определенной степени сказывается и на формировании его самооценки, самосознания, образа «Я».

Так же, следует отметить, что статус младшего школьника в коллективе сверстников, характер его взаимоотношений с одноклассниками существенно влияют на его отношение к школьному классу, эмоциональное благополучие и психическое развитие в целом.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл; Экомо, 2004. - 512 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. -718 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -СПб.: Питер, 2008. - 398 с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. - Изд. Аспект Пресс, 2008. -363 с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - 10 изд., перераб. и доп. - М., 2006. - 608 с.

7. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. - Изд. АСТ, 2010. - 448 с.

8. Ершова Г.А. Специфика развития личности ребенка в начальной школе на современном этапе // Ценности современного образования: материалы X Молодёжного педагогического форума, 24 апреля 2013 г. / под ред. Л.П. Качаловой, С.В. Сидорова. - Шадринск: Изд-во Шадринского гос. пединститута, 2012. - 222 с.

9. Пирожкова Н.В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01 - Шад-ринск: Изд-во Шадринского гос. пединститута, 2012. - 222 с.

10. Байковская Н.А. Взаимосвязь социального статуса младшего школьника в группе сверстников и различных компонентов морально-нравственного развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 9. - С. 216-222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.