Чернявская В. С., Андреева Е. А. Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами (на примере учеников 1-го класса МБОУ СОШ № 35, г. Владивосток) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76130. htm.
ART 76130 УДК 159.9
Чернявская Валентина Станиславовна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и юридической психологии ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток [email protected]
Андреева Елена Андреевна,
стажер-исследователь Научно-образовательного центра педагогики и психологии профессионального развития личности ФГБОУ ВПО «(Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток [email protected]
Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами (на примере учеников 1-го класса МБОУ СОШ № 35, г. Владивосток)
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь учебной мотивации и социометрического статуса младших школьников 1-го класса. Взаимосвязь критериев рассматривается на примере учеников 1-го класса. Дан обзор психологической литературы с позиции возрастной психологии, психологии творчества. На выборке из 30 первоклассников доказано: социометрический статус первоклассника связан с уровнем школьной мотивации и успеваемости и атрибуцией успеха/неуспеха. Достоверность результатов обоснована при помощи коэффициента корреляции Ч. Э. Спирмена.
Ключевые слова: младший школьный возраст, социометрический статус, учебная мотивация, успеваемость, атрибуции успеха/неуспеха.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Ребенок младшего школьного возраста при поступлении в школу вступает в систему межличностных взаимоотношений, в рамках которой начинается активное приобретение навыков общения и взаимодействия с группой сверстников. То как будут развиваться и строиться взаимоотношения ребенка со сверстниками, будет зависеть его положение в группе и его социометрический статус. Становление ребенка в системе взаимоотношений, его социометрический статус могут влиять на его успеваемость и учебную мотивацию.
Е. А. Мендаленко отмечает, что младший школьный возраст ограничивается рамками возраста от 6 до 11 лет, что соответствует школьному распределению с 1-го по 4-й класс. Одним из важнейших событий в жизни ребенка является поступление в школу, в связи с этим ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность [1].
Мотив учения, по мнению С. В. Обманчевской, в большей степени связан с внутренним отношением школьника к учебной деятельности. Учебная мотивация, по мнению автора, связана с различными обстоятельствами, это учебное заведение, программа преподавания, процесс обучения. Также на мотивацию влияют личностные особенности ребенка и преподавателя (возраст, самооценка, способности и др.), отношение преподавателя к ученикам, к процессу обучения, к особенностям профессии [2, с. 89].
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Чернявская В. С., Андреева Е. А Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами (на примере учеников 1-го класса МБОУ СОШ № 35, г. Владивосток) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76130. htm.
Н. И. Лукьянова отмечает, что учебная деятельность переплетается с другими различными мотивами, которые дополняют и могут влиять друг друга. По мнению автора, все мотивы можно разделить на две группы:
- мотивы связанные непосредственно с процессом обучения;
- мотивы, которые связаны с результатами обучения [3, с. 43].
Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных
процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка. Параллельно с учебной деятельностью школьник включается и в другой значимый процесс, складывающиеся в школьном коллективе межличностные отношения. С первых дней ребенок включен в процесс общения со сверстниками и с учителем и активно взаимодействует с ними.
Л. С. Выготский отмечает, что с поступлением в школу у ребенка появляются притязания на определенное положение в системе межличностных взаимоотношений в классе и формируется устойчивый статус ученика в этой системе. Для ребенка не менее важным становится, как у него складываются отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями [4, с. 156].
А. В. Петровский отмечает, что в первом классе существует три особенности установления контакта с другими детьми:
1) особенности детей: внешность, обаятельность, юмор, активность, доброта, желание поделиться чем-либо с другими, оказать помощь в учебной деятельности и т. д.;
2) уровень успеваемости, ответственное отношение к учебе, взаимоотношения с одноклассниками;
3) физическая сила (для мальчиков) [5].
Согласно исследованиям М. И. Лисиной, преобладающими потребностями в младшем школьном возрасте являются потребности в уважении, признании, оценки достижений и успехов, поощрение со стороны взрослых, одобрение и восхищение со стороны сверстников. В возрасте 6-7 лет дети предпочитают общаться с определенными детьми, которых выбрали по схожим интересам или симпатии, даже если это взаимодействие не устраивает взрослого. Предпочтение в дружеских взаимоотношениях отдаются детям того же пола [6, с. 42].
Т. А. Репина отмечает, что в процессе учебной деятельности, общения, реализации общих интересов и увлечений, дети объединяются в группы по собственному желанию, где происходит процесс общения и складываются дружеские взаимоотношения [7].
Одним из основных подходов к пониманию межличностных отношений младших школьников является социометрический подход, здесь отношения рассматриваются как избирательные предпочтения кого-либо из общей группы сверстников. Социометрический статус- это реальное положение ребенка в группе сверстников в классе, которое показывает наличие друзей, позицию по отношению к группе, возможность влиять на других своим мнением и предложениям, приглашение его сверстниками к совместной деятельности, - все это влияет на самооценку ребенка, его успеваемость, желание посещать школу и другие мотивы учебной деятельности.
Р. А. Жданова считает, что уже к 6 годам ребенок вполне может занять позицию в группе сверстников, соответствующую социометрическому статусу. В большинстве случаев младшие школьники 6-7 лет в группе занимают среднее положение по частоте выборов, а наименьшее их количество образуют подгруппы с максимальным и минимальным числом выборов. Это говорит о том, что большая часть детей оказывается в благоприятном положении в системе отношений в группе первоклассников. Относительная стабильность взаимоотношений детей, складывается на основе об-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Чернявская В. С., Андреева Е. А. Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами (на примере учеников 1-го класса МБОУ СОШ № 35, г. Владивосток) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76130. htm.
щих предпочтений, которыми могут быть игровая, учебная или трудовая деятельность [8].
В результате образования групп в коллективе, у ребенка появляется стремление занять лидирующую позицию или завоевать симпатии сверстников, что становиться одним их доминирующих мотивов во взаимоотношениях.
Я. Л. Коломинским выделяется три вида мотивов, которые влияют на выбор младшего школьника:
- потребность в общении,
- положительные качества выбираемого,
- способности ребенка к какому-либо конкретному виду деятельности [9].
В результате происходит групповая дифференциация, появляются лидеры, которые могут организовать коллектив в процессе решения задачи, выявляются звезды, которым симпатизируют сверстники, появляются группы предпочитаемых, которых выбирает большинство и отверженных, которых выбирает наименьшее количество человек из группы. Все эти выборы и предпочтения являются важными показателями в процессе диагностики, они могут зависеть как от внешних обстоятельств, так и от личностных характеристик.
На основе социометрии Дж.Морено, статусные группы распределены следующим образом:
- «звёзды», это лидеры класса, с которыми хотят дружить большинство;
- «предпочитаемые», это те дети, с которыми стремятся общаться и дружить минимум несколько человек;
- «пренебрегаемые», это те дети, с которыми хотят дружить единицы;
- «изолированные», те с которыми не хотят дружить и отвергают [10, с. 89-94].
Исходя из данных характеристик групп, можно определить, насколько комфортно чувствуют себя дети в классе, и как складываются у них межличностные взаимоотношения. Важно отметить, что взаимоотношения и предпочтения в классном коллективе неустойчивы и имеют стихийный характер, соответственно при конфликтной ситуации или каких-либо других обстоятельствах статус ребенка может поменяться.
По мнению Г. М. Андреевой, в каждой группе есть общие черты, которые объединяют младших школьников, что влияет на выбор и распределение их по группам.
У детей имеющих статус «звезды» и «предпочитаемых», имеются общие черты: ровный характер, общительность, различного рода способности, креативность, инициативность, хороший уровень успеваемости, привлекательная внешность.
У детей имеющих статус «пренебрегаемые» и «изолированные», имеются общие черты: низкий уровень успеваемости, неопрятность, ябедничество, агрессия, замкнутость, плаксивость, отсутствие дисциплины. Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников, по тем качествам, которые проявляются внешне и на которые обращает внимание учитель [11].
По мнению Я. Л. Коломинского, распределение в группах происходит в соответствии с определенными закономерностями. Одной из таких закономерностей является учебная успеваемость. Особую роль играют не отметки, получаемые на уроках, а отношение ребенка к процессу обучения, ответственность, дисциплинированность, пунктуальность, прилежность, трудолюбие, инициативность. Учащиеся, занимающие неблагоприятное положение в структуре межличностных отношений, относятся либо к слабоуспевающим, либо к неуспевающим и имеют низкий статус [9, с. 57-59].
А. М. Прихожан считает, что взаимосвязь статуса и успеваемости учащихся имеет свое психологическое основание. Уровень успеваемости для младшего школьника является показателем его интеллектуальных способностей. Положитель-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Чернявская В. С., Андреева Е. А. Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами (на примере учеников 1-го класса МБОУ СОШ № 35, г. Владивосток) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76130. htm.
ные отметки, являются оценкой его знаний и компетентности в различных предметах, не только как умственный показатель, но и как показатель личностных качеств, целеустремленности, общительности, что высоко ценится в группах школьников [12].
В школе ребенок находится в окружении сверстников и между ними складываются взаимоотношения, которые оказывают существенное влияние на результаты обучения детей. Таким образом, дети с невысокой успеваемостью могут подвергаться насмешкам со стороны одноклассников, но также и наоборот- дети с высокой успеваемостью и высокими интеллектуальными данными могут быть не приняты группой, потому, что отличаются от большинства детей в классе.
М. В. Митюхина отмечает, что успеваемость и взаимоотношения с одноклассниками связаны: неудовлетворенность общения со сверстниками влияет на уровень успеваемости ребенка, в связи с этим возникает ряд важнейших психолого-педагогических проблем, прежде всего проблема изолированного ученика [13].
От положения в группе сверстников зависит, как ребенок будет чувствовать себя в коллективе, его спокойствие, удовлетворенность в отношениях с другими детьми. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. В результате этого общения и взаимодействия складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. В таких условиях ребенку приходится сталкиваться с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Вместе с тем Н. В. Пирожкова пишет о том, что самооценка младших подростков лишь частично связана с их социометрическим статусом [14].
Анализ различных теоретических подходов позволил выдвинуть гипотезу о том, что у первоклассников характеристики учебной мотивации имеют связь с социометрическим статусом детей в классе.
Выборкой для исследования стали учащиеся 1-го класса школы № 35, г. Владивостока в возрасте 7-8 лет: мальчики - 15 человек, девочки - 15 человек, общее количество - 30 человек.
Использовались следующие методики: социометрия (Дж. Морено); беседа о школе (модифицированная методика (Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Элькони-на); анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н. Г. Лусканова); «Выявление характера атрибуции успеха/неуспеха» (Н. Г. Лусканова)
В рамках исследования проводился анализ продуктов деятельности первоклассников - выявлялся уровень успеваемости младших школьников. Использовались полугодовые оценки детей, которые были переведены в средний балл успеваемости (см. рисунок).
Чернявская В. С., Андреева Е. А. Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами (на примере учеников 1-го класса МБОУ СОШ № 35, г. Владивосток) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76130. htm.
Высокий
■ Выше среднего Средний
■ Ниже среднего Низкий
Уровень успеваемости школьников 1-го класса
Полученные средние балы школьников по уровню успеваемости, были переведены в уровни, которым были присвоенные балльные значения и диапазон по каждому уровню. По полученным данным, можно увидеть, что большая часть группы имеет высокий средний балл, это является показателем высокого уровня успеваемости в классе.
По результатам социометрии (Дж. Морено) были получены следующие результаты (табл. 1).
Таблица 1
Социометрический статус младших школьников 1-го класса
Статус школьника Количество человек
Высокостатусные; «Звезды» 5
Среднестатусные; «Предпочитаемые» 11
Среднестатусные; «Принятые» 6
Низкостатусные; «Непринятые» 5
Низкостатусные; «Отвергнутые» 3
Определено, что статус испытуемого в конкретной группе, а так же сплоченность этой группы связаны с успеваемостью школьника. Показатель групповой сплоченности в данной выборке КВ = 0,64, что свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов. Соответственно, уровень благополучия взаимоотношений в данной выборке - высокий: для такого коллектива характерны стабильные, ровные, доброжелательные отношения. В нашей выборке социометрические статусные роли распределились следующим образом, высокостатусные (5 человек) + среднестатусные (17 человек) > низкостатусные (8 человек).
По результатам диагностики сделаны нижеследующие выводы. В данной выборке преобладают школьники со средним социометрическим статусом, а высокостатусные и низкостатусные первоклассники распределились в соответствии с кривой нормального распределения. Среднестатусные члены группы и лидеры занимают приблизительно сходную позицию в социометрической системе. Обе эти подгруппы избираемы и эмоционально привлекательны для представителей своей группы и других испытуемых. Обе подгруппы обладают большим количеством взаимных выборов, что также говорит о психологическом комфорте и благополучии их положения в группе.
ISSN 2304-120Х
к п ниегтг
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Чернявская В. С., Андреева Е. А Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами (на примере учеников 1-го класса МБОУ СОШ № 35, г. Владивосток) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76130. htm.
Для интерпретации результатов «Структурированной беседы о школе» полученные ответы необходимо было сгруппировать в две категории А и Б.
А - категория сформированности внутренней позиции школьника.
Б - категория несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.
По результатам «Структурированной беседы о школе» можно сделать следующие выводы. У детей с высоким (5 человек) и средним (17 человек) статусом в группе, внутренняя позиция имеет содержательный характер (14 человек). Это показывает, что у них внутренняя позиция школьника сформирована и учебная мотивация направлена на получение знаний и умений. Высокий социометрический статус в этом возрасте предполагает наличие хороших отметок, как и стремление, быть первым и лучшим в классе, соответственно, уровень учебной мотивации в данных случаях -высок.
У детей с более низким социометрическим статусом в группе (8 человек), внутренняя позиция ориентирована на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения (7 человек), что говорит о несформированности внутренней позиции школьника и предпочтениях дошкольного образа жизни. Это выражается в стремлении проводить время преимущественно за пределами школы, посещать внеклассные уроки, кружки, заниматься спортом и творчеством. Низкий статус связан с успеваемостью, которая обычно не высока. В соответствии с возрастными особенностями первоклассников, учебная деятельность является ведущим видом деятельности, а учитель является наиболее референтной фигурой, поэтому дети с низкими уровнями успеваемости менее востребованы в коллективе, а их учебная мотивация-низкая.
По результатам диагностики с помощью методики «Анкета - оценка уровня школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова) были получены следующие результаты, которые сопоставлялись с социометрическим статусом в классе (табл. 2).
Таблица 2
Уровень школьной мотивации и социометрический статус первоклассников
Статус школьника Кол-во человек Уровень мотивации Кол-во человек
Высокостатусные; «Звезды» 5 высокий уровень 4
хорошая школьная мотивация 1
Среднестатусные; «Предпочитаемые» 11 хорошая школьная мотивация 10
положительное отношение к школе 1
Среднестатусные; «Принятые» 6 хорошая школьная мотивация 3
положительное отношение к школе 3
Низкостатусные; «Непринятые» 5 положительное отношение к школе 3
низкая школьная мотивация 2
Низкостатусные; «Отвергнутые» 3 низкая школьная мотивация 3
Оказалось, что у детей с высоким социометрическим статусом (5 человек) уровень школьной мотивации - высокий (5 человек), эти дети имеют высокие показатели по успеваемости, высокий статус предполагает для них возможность проявить себя во всех сферах учебной деятельности.
Дети со средним статусом (17 человек, из них 11 предпочитаемые и 6 принятые) имеют хороший уровень мотивации (13 человек), что характерно для большинства детей данного статуса и первоклассников в целом. Дети со средним статусом могут иметь положительное отношение к школе (4 человека), но школа их привлекает
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Чернявская В. С., Андреева Е. А Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами (на примере учеников 1-го класса МБОУ СОШ № 35, г. Владивосток) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76130. htm.
больше внеучебными сторонами, что выражается в приоритетах общения с друзьями и другими сверстниками.
Дети с низким социометрическим статусом (8 человек, из них 5 - непринятые и 3 - отвергнутые) имеют положительное отношение к школе (3 человека). Это выражается в стремлении к поддержанию взаимоотношений с другими детьми, или имеют низкий уровень мотивации (5 человек), что выражается в плохом усвоении учебного материала и влияет на их взаимоотношения в коллективе.
По результатам диагностики с помощью методики «Выявление характера атрибуции успеха/неуспеха» (Н. Г. Лусканова), были получены следующие результаты.
Дети с высоким статусом (5 человек) в качестве причины неуспеха и успеха, выбрали такие казуальные атрибуции, как усилие (2 человека) и способности (3 человека), что характеризуется как хорошая готовность к урокам, быстрое усвоение полученной информации.
Дети со средним статусом (17 человек, из них 11 человек, предпочитаемые и 6 принятые) в качестве причины неуспеха и успеха, выбирают все казуальные атрибуции: усилие (7 человек), везение (1 человек), способности (3 человека), объективная трудность задачи (6 человек). Это говорит, о том, что у них более полный спектр возможностей учебной мотивации и причины успеха или не успеха в учебном процессе точно не определены.
Дети с низким статусом (8 человек, из них 5 человек - непринятые и 3 человека отвергнутые) в качестве причины неуспеха и успеха, выбрали такие казуальные атрибуции как: объективная трудность задачи (5 человек) и везение (3 человека), что выражается определении заданий как слишком сложных или не объяснённых ранее. В случае положительного результата они приписывали результаты удаче.
Оказалось, что каждая социометрическая группа выбирает для себя оптимальные причины своих успехов или неуспехов в учебной деятельности. Среднестатус-ные дети взаимодействуют в группе со всеми статусными группами, они используют все возможные варианты решения задачи в учебной деятельности. Высокостатусные предпочитают прикладывать усилия для получения высоких результатов, а низкостатусные в решении поставленных задач полагаются на везение.
Анализировались данные о социометрическом статусе и уровне успеваемости учеников (табл. 3).
Таблица 3
Уровень успеваемости и социометрический статус первоклассника
Статус школьника Социометрический Кол-во Уровень Кол-во
индекс человек успеваемости человек
Высокостатусные; От 0,70 до 0,60 5 Высокий 3
«Звезды» Выше среднего 2
Среднестатусные; От 0,58до 0,45 11 Высокий 5
«Предпочитаемые» Выше среднего 4
Средний 2
Среднестатусные; От 0,41 до 0,30 6 Высокий 2
«Принятые» Средний 3
Ниже среднего 1
Низкостатусные; От 0,29 до 0,14 5 Ниже среднего 4
«Непринятые» Низкий 1
Низкостатусные; «Отвергнутые» От 0,12 и ниже 3 Низкий 3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Чернявская В. С., Андреева Е. А. Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами (на примере учеников 1-го класса МБОУ СОШ № 35, г. Владивосток) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76130. htm.
Для выявления связи социометрического статуса и успеваемости мы сопоставили данные, полученные по результатам социометрии Дж. Морено и успеваемости.
Полученные результаты дали нам возможность сделать предварительный вывод о том, что у детей с высоким уровнем (10 человек) и уровнем успеваемости «выше среднего» (6 человек) социометрический статус высокий (5 человек) или средний (11 человека). У детей со средним уровнем успеваемости (5 человек), статус средний (5 человек) и у детей с уровнем успеваемости ниже среднего (5 человек) и с низким уровнем (4 человека) успеваемости статус низкий (3 человек) и средний (1 человек).
Для сопоставления показателей социометрического индекса, учебной мотивации и успеваемости был применен коэффициент ранговой корреляции Ч. Э. Спирме-на. Значение коэффициента корреляции между успеваемостью и социометрическим статусом r = 0,52; значение коэффициента корреляции между показателями школьной мотивации и социометрическим статусом r = 0,97 - данные коэффициенты показывают достоверность прямой связи между социометрическим индексом первоклассника, успеваемостью и показателями учебной мотивации и на p < 0,01 уровне. Чем выше социометрический статус, тем выше уровень школьной мотивации и успеваемость первоклассника. Гипотеза, выдвинутая в работе, подтвердилась.
У детей с высоким и средним социометрическим статусом в группе, в большей степени сформирована внутренняя позиция по отношению к учебной деятельности, а учебная мотивация направлена на получение знаний и умений. У детей с более низким статусом в группе, внутренняя позиция направлена на дошкольные виды деятельности и формальные стороны обучения.
Ссылки на источники
1. Мендаленко Е. Л. Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников // Социальная сеть работников образования. - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/12/17/formirovanie-polozhitelnoy-motivatsii-k-obucheniyu-u.
2. Обманчевская С. В., Скрипова В. А. Особенности учебной мотивации школьников // Ментор. -2009. - № 1. - С. 9-12.
3. Лукьянова Н. И., Калинина Н. В. Учебная мотивация школьников, как показатель результативности образовательного процесса в школе. - М.: Наука, 20013. - 302 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл: ЭКСМО, 2009. - 1136 с.: ил.
5. Петровский М. Н. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Наука, 2013. - 358 с.
6. Лисина М. И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками. - М.: Наука, 2015. - 220 с.
7. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей: монография. - М.: Воронеж: МОДЭК, 2004. - 288 c.: ил.
8. Жданова Р А. Об особенностях развития мотивации учения у младших школьников. - Ростов н/Д., 2015. - 267 с.
9. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 2009. - 178 с.
10. Крутецкий В. А. Психология: учеб. для учащихся пед. училищ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2010. - 336 с.
11. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Просвещение, 2011. - 267 с.
12. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 303 с.
13. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2014. - 289 с.
14. Пирожкова Н. В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Спецвыпуск № 01. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75045.htm.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Чернявская В. С., Андреева Е. А. Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами (на примере учеников 1-го класса МБОУ СОШ № 35, г. Владивосток) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76130. htm.
Valentina Chernyavskaya,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Philosophy and Legal Psychology, State University of Economy and Service, Vladivostok [email protected] Elena Andreyeva,
Trainee-researcher of the Scientific and educational center of pedagogics and psychology of professional development of the personality. Vladivostok State University of Economy and Service, Vladivostok [email protected]
Educational motivation of first graders with the different sociometric statuses (on the example of pupils of 1 class MBOUSOSh № 35, Vladivosto
Abstract. In article the interrelation of educational motivation and the sociometric status of younger school students of 1 class is considered. The interrelation of criteria is considered on the example of pupils of 1 class. The review of psychological literature from a position of age psychology, creativity psychology is given. On selection of 30 first graders it is proved, the sociometric status of the first grader is connected with the level of school motivation and progress and attribution of success-failure. Reliability of results is proved by means of Mann-Whitney's U-criterion.
Key words: younger school age, the sociometric status, educational motivation, progress, attributions of success-failure.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 01.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 02.06.16
Принята к публикации Accepted for publication 02.06.16 Опубликована Published 03.06.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Чернявская В. С., Андреева Е. А., 2016
www.e-koncept.ru