Научная статья на тему 'Особенности социометрического статуса младших и старших подростков'

Особенности социометрического статуса младших и старших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6134
539
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ / SOCIO-METRIC STATUS / SOCIALIZATION / INTERPERSONAL RELATIONS / GROUP NORMS AND VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хлыбова Елена Владимировна

В статье рассматривается место социометрического статуса в процессе социализации в подростковом возрасте, приводятся основные сравнительные результаты исследования социометрического статуса в группе младших и старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хлыбова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социометрического статуса младших и старших подростков»

Психология

зие взаимосвязей показателей компонентов толерантности в группах педагогов и студентов. Факторный анализ позволил подтвердить комплексность изучаемого феномена в группе педагогов.

Таким образом, опираясь на полученные результаты о своеобразии и специфичности ком-

понентов толерантности у педагогов и студентов, как субъектов педагогического взаимодействия, становится возможным определение условий и методов формирования толерантности на этапе профессиональной подготовки.

УДК 159.922.7 X 81

Е. В. ХЛЫБОВА

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается место социометрического статуса в процессе социализации в подростковом возрасте, приводятся основные сравнительные результаты исследования социометрического статуса в группе младших и старших подростков.

Ключевые слова: социометрический статус, социализация, межличностные отношения, групповые нормы и ценности.

В подростковом возрасте происходит существенное расширение сфер социальной активности и изменение их значимости. Подросток оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Межличностные отношения формируют у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права, а так же являются важным информационным каналом. Взаимоотношения, которые складываются у подростка в процессе обучения и общения в классе являются одним из факторов, влияющих на процесс его социализации [3]. В процессе общения со сверстниками происходит присвоение значимых для общества норм и ценностей, и их индивидуальная модификация. В установлении взаимоотношений подростков большую роль играют успехи в среде сверстников [6].

Общение со сверстниками является своеобразной формой воспроизведения, освоения отношений, ему так же принадлежит важная роль в формировании личности. Общение происходит в процессе совместной деятельности и осуществляется в разнообразных межличностных отношениях, как в случае положительного, так и в случае

отрицательного отношения одного индивида к другому. Вместе с официальной структурой общения, в классе, как в социальной группе, имеется психологическая структура неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Степень принятия членов группы, симпатии, антипатии определяют положение подростка в группе, социометрический статус [5].

Социометрический статус - это положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений. Он определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Подросток может быть удовлетворен либо не удовлетворен своим положением, которое обладает определенной устойчивостью, а с возрастом показатель стабильности общения ребенка в структуре эмоциональных взаимоотношений одноклассников увеличивается [3]. Исследования показывают, что социометрический статус связан с возрастом, уровнем развития груп-

166

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© Е.В. Хлыбова, 2009

пы, деятельности, в которой она участвует, спецификой межличностных отношений в группе, степенью принятия индивидуальных и групповых норм и ценностей [4]. Цели индивида и особенности их достижения в группе, в свою очередь, во многом определяются групповыми нормами и требованиями, ценностями, которые могут оказать влияние на развитие личности членов группы.

В многообразии отношений подростка он выполняет различные социальные роли. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль [1]. Поэтому, в зависимости от того, занимает ли индивид данную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря прижизненному формированию признаков - различают собственно предписанный и достигаемый социометрический статус.

Формирование статуса происходит в процессе социализации. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов благодаря групповым нормам и групповым санкциям. Нормы группы связаны с ценностями, которые складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Социометрический статус связан с тем, как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы [1]. Высокий статус в группе обеспечивается согласием с групповыми нормами. Подросток с более высоким статусом, имеет представления о заданных социальных нормах и правилах, а так же воспроизводит их, а самые принимаемые подростки способны оказывать влияние на формирование этих норм. Однако иногда поведение высокостатусных членов группы соотносится не столько непосредственно с принятыми в ней нормами, сколько с ожиданиями их низкостатусных партнеров, подверженными влиянию групповых норм [7].

В связи с важностью определения социометрического статуса как одного из критериев соци-

ализации, в нашем исследовании была проведена социометрическая процедура. Социометрическое измерение характеризует субординиро-ванность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений [7]. Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы, то есть, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы межличностных предпочтений по заданному критерию [3]. Подросткам предлагалось ответить на вопросы, которые были направлены на выявление деловых связей между одноклассниками («С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел сдавать экзамен?»). Выборку составили 149 человек (74 учащихся 6-х классов, 75-10-х), обучающихся в МОУ СОШ № 29 г. Йошкар-Ола, а так же МОУ СОШ №14 им. В.Н. Лататуева г. Ярославль.

Исходя из полученных данных, выделилось 4 группы подростков: «лидеры», «предпочитаемые», «пренебрегаемые» и «отверженные». Количество «лидеров» среди подростков 12-13 лет составило -16%, «предпочитаемых» -12%, «пренебрегаемых» - 45%, «отверженных» - 27%. Статусы младших подростков, таким образом, в основном, «пренебрегаемые», однако, немалый процент занимают «отверженные». Такое распределение социометрических статусов связано с тем, что в данной выборке статус достигается, в основном, путём получения хороших отметок -чем выше уровень академической успеваемости ученика, тем выше социометрический статус в ракурсе деловых связей.

Процентное соотношение социометрических статусов у учащихся 10-х классов распределилось несколько по-иному. Количество социометрических «лидеров» составило 12%, «предпочитаемых» - 36%, «пренебрегаемых» - 47%, «отверженных» - 5%. Таким образом, социометрические статусы старших подростков, в основном -«пренебрегаемые» и «предпочитаемые». Уменьшение количества «отверженных», а так же увеличение количества «предпочитаемых» связано с тем, что у старших подростков установились уже достаточно устойчивые отношения в классе, и статус «лидера», «предпочитаемого» уже не всегда связывается с отметками.

У младших подростков значительно большее количество отверженных, чем у старших. Таким

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокииетика, № 1, 2009

167

образом, проявляется поляризация статусов -немалое количество шестиклассников имеют высший и низший статусы, тогда как в старшем подростковом возрасте не так поляризовано распределяются статусы, а чаще проявляются средние статусы - «предпочитаемый» и «пренебрегаемый». У старших подростков, происходит уменьшение количества «отверженных», в основном, за счёт увеличения количества «предпочитаемых». Таким образом, старшие подростки проявляют большую толерантность по отношению к «другому», сверстнику, для младших же подростков характерна категоричность при определении статуса сверстника и более низкая толерантность.

У младших подростков наблюдается высокое совпадение уровня академической успеваемости и статуса - «лидеры», в основном, являются отличниками (67%), «предпочитаемые»-учатся на «отлично» (56%) и «хорошо» (44%), «пренебрегаемые» - на «четыре» (70%), «отверженные» - в основном, на «три» (50%). То есть, «лидеры» имеют высокий уровень академической успеваемости, тогда как «отверженными» оказываются учащиеся с более низкими отметками.

У старших подростков наблюдается несколько иная картина: оценка в меньшей степени связывается с социометрическим статусом. «Лидеры» являются отличниками (67%), «предпочитаемые» - учатся, в основном, на «хорошо» (63%), «пренебрегаемые» - на «четыре» (49%),«три» (29%) и «пять» (23%), «отверженные» - «четыре» (50%), «пять» и «три» (по 25%). В старшем подростковом возрасте, таким образом, учитывается академическая успеваемость, но всё же, этого недостаточно, чтобы быть «лидером». Старшим подросткам важна, в большей степени, не успеваемость, а другие параметры личностных проявлений и достижений. Причём, формальные лидеры лишь в половине случаев в обеих возрастных группах являются социометрическими «лидерами», либо «предпочитаемыми», в остальных же случаях - «пренебрегаемыми», это говорит о том, что подросткам важны не столько отметки, положение старосты класса, сколько, возможно, лидерские качества.

Таким образом, распределение социометрических статусов исследуемых возрастных групп во многом схоже: в младшем и старшем подростковом возрасте обнаружилось преобладание количества «пренебрегаемых». Это объясняется тем, что вопросы социометрической процедуры

косвенно были связаны с успеваемостью (желание сидеть с кем-либо на экзамене, контрольной работе).

Выявлена связь статуса «лидер» с хорошей успеваемостью в обеих возрастных группах. Это говорит о том, что обучение в школе и, таким образом, представления о заданных социальных нормах школы, а так же степень их принятия оказывает большое влияние на распределение социометрических статусов в течение всего подросткового возраста. Социометрическая процедура показала так же, что, существуют и некоторые отличия в распределении социометрических статусов младших и старших подростков. К старшему подростковому возрасту происходит увеличение «предпочитаемых» и уменьшение «отверженных» членов подростковой группы, что связано с увеличением сплоченности отдельных подгрупп, разнообразия связей, а так же толерантности в старшем подростковом возрасте. Социометрический статус младших подростков, чаще всего, связан с академической успеваемостью, тогда как, в старшем подростковом возрасте эта зависимость проявляется в меньшей степени. Необходимо отметить, что степень принятия групповых норм и ценностей в аспекте уровня академической успеваемости подростка важна на протяжении всего подросткового возраста, однако, в большей степени проявляется у шестиклассников. С другой стороны, личностные качества формируются и развиваются в зависимости от положения подростка в группе, где усваиваются социальные нормы, вырабатывается отношение к ним, что не может не отразиться на процессе его социализации.

Бесспорно, социометрический статус - лишь один из аспектов процесса социализации младших и старших подростков. В настоящее время продолжается исследование таких параметров, как: особенности межличностных отношений со сверстниками, временная перспектива, отношение к школе и др.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 2006.

2. Золотовицкий P.A. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Личность. Культура. Общество. Т. 4. Вып. 1-2. -М., 2002.

3. Коломинский ЯП., Панько Е.А. Игумнов

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

С.А. Психическое развитие детей в норме и пата-логии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004.

4. Кон И. С. Социологическая психология / под ред. Д.И Фельдштейна. - М.: Московский пси-холого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.

5. Морено Дж. Л. Социометрия. Экспери-

ментальный метод в науке об обществе / пер. с англ. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958.

6. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.

7. Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003.

УДК 159.9:616 П 775

О. Г. ПРИХОДЬКО

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В статье отмечен рост числа детей, родившихся с двигательной церебральной патологией, охарактеризован механизм нарушений развития психики этой категории детей, показана позиция ученых в отношении характера нарушений психических функций детей с церебральным параличом, сделаны выводы по комплексному изучению детей раннего возраста с церебральным параличом.

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с двигательной церебральной патологией, основную массу которых составляют дети с церебральным параличом. Большое число отечественных исследований посвящено проблеме изучения двигательных расстройств при ДЦП (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, Н.М. Махмудова, К. А. Семенова) и речевых нарушений у детей с церебральным параличом (Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.И. Панченко и др.). Проблема нарушений психики у детей с двигательной церебральной патологией рассматривается в исследованиях Л.А. Даниловой, Э.С. Калижнюк, Е.М. Мастюко-вой, Н.С. Симоновой, И.Ю. Левченко и др. Однако до настоящего времени особенности формирования познавательной деятельности у детей раннего возраста с ДЦП остаются недостаточно изученными.

У детей с синдромами двигательных расстройств и с ДЦП задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными навыками: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки само-

стоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипу-лятивной деятельности. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций. Именно поэтому так важно как можно раньше выявлять нарушения в двигательной сфере ребенка. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубые двигательные расстройства, а на другом - минимальные.

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушений развития психики сложен и определяется временем, степенью и локализацией мозгового поражения (К.А. Семенова, Н.М. Махмудова [11]; Е.И. Кириченко [7]).

Многие авторы (Е.М. Мастюкова [9]; Э.С. Калижнюк [6]; Л.А. Данилова [5]; И.Ю. Левченко [8]; Е.И. Кириченко [7] и др.) подчеркивают, что для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными,

© О.Г. Приходько, 2009

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.