Научная статья на тему 'Развитие межличностных отношений у слабослышащих младших школьников'

Развитие межличностных отношений у слабослышащих младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1329
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / HEARING-IMPAIRED YOUNGER SCHOOLCHILDREN / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / ШКАЛА / SCALE / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIPS / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ / SELF-CONfiDENCE AND SOCIAL ADEQUACY OF CONDUCT / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / SOCIABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пешкова Наталья Александровна

В статье отражены результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений у младших школьников с нарушением слуха. Автором теоретически обосновано и эмпирически подтверждено, что проблема межличностных отношений младших школьников с нарушением слуха рассматривается через призму особенностей личности слабослышащих детей и их отношения к одноклассникам, близким людям, учителю. Эмпирическое исследование проводилось на выборке слабослышащих детей 9-10 лет с двусторонней нейросенсорной тугоухостью первой и второй степени, кохлеарной имплантацией в ГОУ «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья». Использованы методы: детский вариант личностного опросника Р. Кетелла, методики Рене Жиля, социометрической методики Дж. Морено, методики «Психологический климат классного коллектива» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриев), методики на определение общительности ребёнка (Н. Преображенская). Выявлены качества личности слабослышащих младших школьников, которые влияют на характер межличностных отношений и нуждаются в коррекции, а именно низкая уверенность в себе, социальная адекватность поведения, малая общительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS AMONG HEARINGIMPAIRED JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article reflects the results of an empirical study of interpersonal relations among hearing-impaired younger school children. The author theoretically substantiated and empirically confirmed the fact that the problem of interpersonal relations of junior schoolchildren with impaired hearing is considered through the prism of personality characteristics of hearing-impaired children and their attitude to classmates, family, and teacher. The empirical study was conducted on a sample of hearing-impaired children aged 9-10 years with bilateral sensorineural hearing loss of the 1st and 2nd degrees, with cochlear implantation in «Tula special (correctional) comprehensive boarding school for children with disabilities». Methods used: child version of a personal questionnaire R. Catella, methods of Rene Ghil, sociometric techniques. J. Moreno, techniques of «Psychological climate of the classroom group» (V. S. Ivashkin, V. V. Onufriev), methods to determine the sociability of a child (N. Preobrazhenskaja). There were detected features of the individual hearing-impaired junior schoolchildren, which in fluence the nature of interpersonal relationships and need to be corrected, namely low self-esteem, social adequacy of conduct, low sociability.

Текст научной работы на тему «Развитие межличностных отношений у слабослышащих младших школьников»

УДК 159.9.072

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пешкова Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»; пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ

В статье отражены результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений у младших школьников с нарушением слуха. Автором теоретически обосновано и эмпирически подтверждено, что проблема межличностных отношений младших школьников с нарушением слуха рассматривается через призму особенностей личности слабослышащих детей и их отношения к одноклассникам, близким людям, учителю. Эмпирическое исследование проводилось на выборке слабослышащих детей 9-10 лет с двусторонней нейросенсорной тугоухостью первой и второй степени, кохлеарной имплантацией в ГОУ «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья». Использованы методы: детский вариант личностного опросника Р. Кетелла, методики Рене Жиля, социометрической методики Дж. Морено, методики «Психологический климат классного коллектива» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриев), методики на определение общительности ребёнка (Н. Преображенская). Выявлены качества личности слабослышащих младших школьников, которые влияют на характер межличностных отношений и нуждаются в коррекции, а именно низкая уверенность в себе, социальная адекватность поведения, малая общительность.

Ключевые слова: младшие школьники с нарушением слуха, межличностные отношения, шкала, взаимоотношения, уверенность в себе, социальная адекватность поведения, общительность.

ВВЕДЕНИЕ

Опыт межличностных отношений с людьми, взрослыми или сверстниками является основой развития личности ребёнка. В последнее время эта проблема привлекает всё больше внимания психологов и педагогов [4; 6]. Проблема межличностных отношений в младшем школьном возрасте стала актуальной в силу возникновения некоторых трудно-

стей, с которыми может столкнуться ребёнок, в том числе затянувшаяся адаптация к новой обстановке, неумение строить отношения со сверстниками, педагогами. У школьников, которые имеют нарушения слуха, могут возникнуть ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, а в глобальном смысле - трудности общения и обучения. В первую очередь это связано с тем, что нарушение слуха напрямую влияет на развитие речи, которая является фундаментом развития коммуникативной сферы и, как следствие, межличностных отношений.

В отечественной психологии исследованием этой проблемы занимались многие учёные: В. В. Абра-менкова изучала проблемы общения детей в группах [1], Р.М. Боскис занималась поиском эффективных путей общего и речевого развития детей с разной степенью слуховой недостаточности [2]. С. А. Зыков разработал систему обучения детей с нарушениями слуха на основе принципа формирования речевого общения [5], Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезина изучали методы обогащения словарного запаса детей, имеющих слуховые нарушения [7]. Особенности межличностных отношений слабослышащих школьников изучались Э.А. Вийтар [3].

Исследователи отмечают особенности, которые имеют место при выстраивании межличностных отношений детей со слуховой недостаточностью. К этим особенностям следует отнести специфику развития речи, обусловленную степенью тяжести слухового нарушения; качество обработки информации, поступающей из вербальных источников, и некоторые личностные аспекты, влияющие на выстраивание межличностных отношений. Эти особенности могут иметь как позитивный, так и негативный характер. К позитивным особенностям можно отнести то, как дети относятся к таким понятиям, как дружба, понимание, взаимоуважение. Эти понятия строятся на основе общих интересов (интерес к отдельным отраслям знания, внешкольным занятиям, спорту), а также на почве общих переживаний и мыслей. Эти качества при построении межличностных отношений ценятся достаточно высоко, им придаётся большое значение. К негативным особенностям в этом случае относится то, что на столь глубокое осмысление этих понятий

ребёнку с нарушением слуха требуется значительное время [2; 3].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось под нашим руководством на базе ГОУ «Тульская специальная (коррек-ционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании приняли участие 6 слабослышащих младших школьников (двусторонняя нейросенсорная тугоухость первой и второй степени, кохлеарная имплантация). Диагностическая программа состояла из следующих методик: детский вариант личностного опросника Р. Кетелла, методики Рене Жиля, социометрической методики Дж. Морено, методики «Психологический климат классного коллектива» (В. С. Ивашкин, В.В. Онуфриев), методики на определение общительности ребёнка (Н. Преображенская). Следует отметить, что способ проведения выбранных методик отличался от классического. Методика «Детский вариант личностного опросника Р. Кетелла» и методика «Социометрия» были проведены с использованием разъяснения сурдопедагога, знающего в совершенстве жестовую речь. Объясняется это тем, что, несмотря на остаточный слух респондентов, есть понятия или вопросы, суть которых дети понимают с трудом, поэтому помощь сурдопедагога оказалось необходимой.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование по методике детского варианта личностного опросника Р. Кетелла позволило получить интересные результаты. По шкале «экстраверсия» низкий результат был выявлен у 83,3% детей, что говорит о том, что в большинстве случаев они скорее замкнуты и молчаливы, чем проявляют живой интерес к общению. Средний результат был зафиксирован у 16,7% респондентов, которых отличают доброжелательность, более высокая потребность в общении, чем у других детей, однако ярко они не выражены.

По шкале «уверенность в себе» средний показатель также отмечен у 16,7% респондентов, которых по усреднённым меркам можно считать достаточно уверенными в себе, однако подавляющее большинство опрошенных, а именно 83,3% детей, таким качеством охарактеризовать нельзя, так как им присущи высокая степень тревожности и слабая уверенность в своих силах.

По шкале «эмоциональная невозбудимость» средний результат у 33,4% испытуемых. В большинстве случаев они спокойны, однако есть моменты, когда таким детям присуща некоторая несдержанность. Низкий результат у 66,6% учеников, для них характерны нетерпеливость, суетливость, несдержанность.

Шкала «независимость» дала следующие результаты: средний уровень у 33,4% учащихся, характерными чертами здесь являются желание в умеренной степени доминировать над окружающими, независимость, настойчивость, однако такие характеристики

недостаточны, чтобы признать их обладателей явными лидерами. Низкий показатель у 66,6% исследуемых: им присущ конформизм, желание подчиняться интересам большинства.

По шкале «благоразумие» низкий результат показали 50% испытуемых, что свидетельствует об их склонности к риску. Средний результат отмечен также у 50% детей, их отличают умеренная осторожность, серьёзность.

По шкале «добросовестность» были получены следующие показатели: средний результат у 33,4% учеников, их отличает то, что они принимают и выполняют одобренные большинством людей правила и нормы поведения, они ответственны и исполнительны. 66,6% респондентов показали низкий уровень, что свидетельствует о недобросовестности, пренебрежении своими обязанностями.

По шкале «смелость» 100% испытуемых имеют низкий уровень, что свидетельствует о наличии у них таких качеств, как робость, застенчивость.

Шкала «практичность» показала следующее: средний показатель у 16,7% респондентов, которых отличает не ярко выраженная мечтательность; а вот низкий результат отмечен у 83,3% испытуемых, которые пока ещё больше склонны к мечтательности, нежели к прагматизму.

По шкале «оптимизм» низкий результат продемонстрировали 66,6% учеников, которых отличают спокойствие, невозмутимость при разных ситуациях; средний — у 33,4% испытуемых, для них характерно неумение сохранять душевное равновесие, но также часто преобладает низкое настроение.

По шкале «самоконтроль» средние баллы выявлены у 16,7% детей, характерной чертой которых является умение приспосабливаться к обстоятельствам. Низкие показатели у 83,3% учащихся, их отличает неумение контролировать своё поведение.

По шкале «невозмутимость» 100% детей показали высокую степень тревожности.

По методике Рене Жиля были получены следующие результаты.

У 83,3% детей высокий показатель по шкале 1 — «отношение к матери», им присущи близкие, доверительные отношения с матерью, у 16,7% — средний результат, что свидетельствует о достаточно спокойных отношениях.

По шкале 2 «отношение к отцу» 50% детей показали средний результат, 50% — низкий.

По шкале 3 «отношение к матери и отцу, как к родительской чете» высокий результат показали 16,7% респондентов. Это свидетельствует о высокой роли родителей в жизни ребёнка. Средний показатель был зарегистрирован у 66,6% детей, это говорит о том, что авторитет родителей для них достаточно весом, но основополагающая роль ему не отведена. Низкий показатель продемонстрировали 16,7% учащихся. Это связано с тем, что в данном случае семья ребёнка не является полной, поэтому представления о родительской чете у него не сформированы.

Шкала 4 отвечает за отношения с братьями и сёстрами. По данной шкале были выявлены сле-

дующие результаты: низкий результат показали 16,7% респондентов, это характеризует их отношения с братьями и сёстрами, как весьма прохладные; средний — у 83,3% учеников. Из этого следует, что их отношения с братьями, сёстрами ровные, но близких и доверительных отношений не складывается. Высокий результат по данной шкале зафиксирован не был.

По шкале 5 «отношения к бабушке, дедушке» низкий результат показали 83,3% учащихся, что говорит о том, что эти отношения незначительны для испытуемых; средний выявлен у 16,7%, для которых эти отношения хоть и не являются главными, но, тем не менее, играют существенную роль. Высокий результат по данной шкале зафиксирован не был.

Шкала 6 — «отношение к другу». Средний результат у 66,6% человек, для них друг важен, но главной роли он не играет. Низкий показатель у 33,4% учащихся, для которых роль друга незначительна.

Шкала 7 — «отношение к учителю или авторитетному взрослому» показала низкие результаты у всех испытуемых, что говорит о том, что данный вид отношений не имеет существенного значения для детей.

По шкале 8 «любознательность» у 100% испытуемых средний результат, из чего следует, что любознательность у них присутствует, но ведущим качеством она не является.

По шкале 9 «доминантность» диагностировали низкий результат у 66,6% испытуемых, из чего следует, что желание занимать руководящую позицию в коллективе развито у них слабо, средний результат у 33,4% детей, которым свойственно данное качество, но стремление к нему невысоко. Высокого результата по шкале 9 не показал ни один из исследуемых.

По шкале 10 «общительность» низкий результат показали 83,3% учеников, им свойственна замкнутость; средний результат выявлен у 16,7%, для которых характерна средняя коммуникативная активность. Высокий результат диагностирован не был.

По шкале 11 «закрытость» средний результат был выявлен у 16,7% респондентов, которых отличает некоторая степень замкнутости. Низкий результат у 83,3% учащихся, это свидетельствует о том, что они могут быть достаточно приветливы в отношении к окружающим.

Шкала 12 «социальная адекватности поведения»: 33,4% детей продемонстрировали средний результат, из чего следует, что социальные нормы они принимают, но выполняют их не во всех случаях. Низкие показатели по этой шкале продемонстрировали 66,6% испытуемых, для них нормы, предписанные обществом, не часто являются обязательными для исполнения.

По социометрической методике Дж. Морено было установлено, что два ребёнка относятся к «звёздам». Их показатели по шкалам «Благоразумие» и «Добросовестность» выше, чем у других детей. Также их отличает средняя коммуникативная активность. В круг предпочитаемых входят два ребёнка, и ещё двое к принятым относятся. Показатели этих детей по шкалам «Благоразумие» и «Добросовестность» несколько ниже, чем у ребят с более высоким социальным статусом.

Методика определения психологического климата классного коллектива (В.С. Ивашкина, В.В. Онуфри-ева) показала, что в классе низкий показатель психологического климата (коэффициент 2,3). Общий анализ по данной методике свидетельствует, что психологический климат в данном классном коллективе неблагоприятен, то есть отношения между участниками классного коллектива не являются близкими или доверительными. Этот классный коллектив отличается низким уровнем сплочённости.

По методике на определение общительности ребёнка (Н. Преображенской) было установлено, что почти у всех детей высокая потребность в общении с семьёй. Однако есть ребёнок, у которого потребность в общении незначительна. Почти во всех случаях эмоционального предпочтения и значимости социального окружения дети ставят семью на первое место (в 60%), далее следуют отношения со сверстниками (10%) и школьными товарищами (30%).

ВЫВОДЫ

На основании анализа полученных данных был сделан вывод, что межличностные отношения слабослышащих младших школьников зависят от их индивидуальных особенностей. Почти все дети имеют невысокую уверенность в своих силах. На основании наблюдения можно судить о том, что они осознают тот факт, что имеют некоторый дефект, мешающий развить уверенность. При этом у подавляющего большинства детей наблюдается высокая потребность в общении. По оценке самих детей климат в самом классном коллективе не является благоприятным, однако результаты социометрической методики свидетельствуют о том, что коллектив достаточно однородный, в нём не выявлено ярко очерченных группировок. Но, как видно из результатов исследования, почти все дети не отличаются высокими показателями в отношении уверенности в себе, что мешает им строить гармоничные межличностные отношения между собой.

Соответственно, мы выявили те качества личности слабослышащих младших школьников, которые влияют на характер межличностных отношений и нуждаются в коррекции, а именно низкая уверенность в себе, социальная адекватность поведения, малая общительность.

Полученные результаты легли в основу коррек-ционно-развивающей программы, направленной на развитие межличностных взаимоотношений слабослышащих младших школьников.

ССЫЛКИ

[1]. АбраменковаВ.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 416 с.

[2]. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 2004. 304 с.

[3]. Вийтар Э. А. Особенности понимания дружеских отношений у слабослышащих школьников // Исследование личности детей с нарушениями слуха. М., 1985. С 5-11.

[4]. Згиборз А. В. Результаты исследования взаимоотношений девушек-подростков в закрытом учебном заведении // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 80-81.

[5]. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. М.: Просвещение, 1977. 200 с.

[6]. Исаев Е.И., Галушкин П. А. Психологические типы самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья // Акмеология. 2015. № 2 (54). С. 84-88.

[7]. Рау Ф. Ф., СлезинаН. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 191 с.

DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL

RELATIONS AMONG HEARING-IMPAIRED JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Natalya A. Peshkova, Psy. Cand., Chair of Special Psychology, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University (Leo Tolstoy TSPU); Lenin Prospect, 125, Tula, 300026, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The article reflects the results of an empirical study of interpersonal relations among hearing-impaired younger school children. The author theoretically substantiated and empirically confirmed the fact that the problem of interpersonal relations of junior schoolchildren with impaired hearing is considered through the prism of personality characteristics of hearing-impaired children and their attitude to classmates, family, and teacher. The empirical study was conducted on a sample of hearing-impaired children aged 9-10 years with bilateral sensorineural hearing loss of the 1st and 2nd degrees, with cochlear implantation in «Tula special (correctional) comprehensive boarding school for children with disabilities». Methods used: child version of a personal questionnaire R. Catella, methods of Rene Ghil, sociometric techniques. J. Moreno, techniques of «Psychological climate of the classroom group» (V. S. Ivashkin, V. V. Onufriev), methods to

determine the sociability of a child (N. Preobrazhen-skaja). There were detected features of the individual hearing-impaired junior schoolchildren, which influence the nature of interpersonal relationships and need to be corrected, namely low self-esteem, social adequacy of conduct, low sociability. Keywords: hearing-impaired younger schoolchildren, interpersonal relationships, scale, relationships, self-confidence and social adequacy of conduct, sociability.

REFERENCES

[1]. Abramenkova V.V. Social'naja psihologija detstva: razvitie otnoshenij rebjonka v detskoj subkul'ture [Social psychology of childhood: the development of relations of the child in the children's subculture]. M.: Moskovskij psihologo-so-cial'nyj institut. Voronezh: NPO «MODJeK» [Moscow: Moskovskij psihologo-social Institute. - Voronezh: NGO «MODEK»], 2000. 416 p.

[2]. Boskis R.M. Gluhie i slaboslyshashhie deti [Deaf and hearing-impaired children]. M. [Moscow], 2004. 304 p.

[3]. Vijtar Je.A. Osobennosti ponimanija druzheskih otnoshenij u slaboslyshashhih shkol'nikov [A particular understanding of friendly relations among hearing impaired school children]. Issledovanie lichnosti detej s narushenijami sluha [Study of the personality of children with hearing impairments]. [Moscow], 1985. Pp. 5-11.

[4]. Zgiborz A. V. Rezul'taty issledovanija vzaimootnoshenij devushek-podrostkov v zakrytom uchebnom zavedenii [Research results of the relationships of adolescents in the boarding school]. Akmeologija [Akmeology]. 2015. No. 3(55). Pp. 80-81.

[5]. Zykov S.A. Metodika obuchenija gluhih detej jazyku [Methods of teaching deaf children language]. M.: Prosveshhenie [Moscow.: Education], 1977. 200 p.

[6]. Isaev E.I. Psihologicheskie tipy samorealizacii lichnosti s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Psychological types of self-realization of personality with disabilities]. Isaev E.I., Galushkin P. A. Akmeologija [Akmeology]. 2015, no. 2(54). Pp. 84-88.

[7]. Rau F.F. Metodika obuchenija proiznosheniju v shkole gluhih: Posobie dlja uchitelej [Methods of teaching pronunciation at school for the deaf: a Handbook for teachers] / Rau F.F., Slezina N.F. M.: Prosveshhenie [Moscow. Education], 1981. 191 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.