Научная статья на тему 'Социальные факторы психофизиологической дезадаптации младшего школьника'

Социальные факторы психофизиологической дезадаптации младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
805
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / НЕРВНОПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ / НЕОБЫЧНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ / КОНЦЕНТРАЦИЯ КОРТИЗОЛА / СИМПАТО-АДРЕНАЛОВЫЙ ТОНУС / EDUCATIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL PRESSURE / UNEASINESS / SOCIAL STATUS IN A CLASS / SINGULARITY OF BEHAVIOR / CONCENTRATION OF A CORTISOL / SIMPATO-ADRENALOVYJ A TONE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасова Софья Юрьевна

На сегодняшний день многие авторы отмечают рост у младших школьников социально обусловленных нарушений нервно-психического здоровья. При этом повышается «физиологическая стоимость» учебной деятельности. Цель исследования выявление закономерностей взаимосвязи между социальнопсихологическими и физиологическими показателями адаптации детей к условиям обучения в начальных классах. Определены наиболее информативные для оценки школьной дезадаптации у учащихся младших классов факторы опросника школьной тревожности Филлипса. Установлено, что риск формирования школьной тревожности и дезадаптации связан со статусным положением в ученическом коллективе, хорошей успеваемостью по основным предметам и прилежным поведением ребенка. Физиологическим маркером функционального состояния нервно-психического напряжения у этих детей является содержание кортизола в пробах слюны. Индекс симпато-адреналового тонуса чувствителен в отношении нервнопсихического перенапряжения у изолированных в ученическом коллективе детей с выраженными проявлениями поведенческого компонента школьных трудностей. Поэтому представляется целесообразным использование в условиях общеобразовательной школы психофизиологической батареи методик для выявления групп риска тревожности и дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тарасова Софья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social factors of uneasiness the younger schoolboy

For today many authors mark growth at younger schoolboys of socially caused infringements of psychological health. «Physiological cost» educational activity thus raises. A research objective revealing of laws of interrelation between socially-psychological and physiological indicators of adaptation of children to training conditions in initial classes. The most informative are defined for an estimation school absence of adaptation at pupils of elementary grades factors of a questionnaire of school uneasiness of Phillips. It is established that the risk of formation of school uneasiness is connected with status position in student's collective, good progress in the basic subjects and diligent behavior of the child. A physiological marker of a functional condition of psychological pressure at these children is the cortisol maintenance in saliva tests. The index variation of heart rate is sensitive concerning a psychological overstrain at children isolated in student's collective with the expressed displays of a behavioural component of school difficulties. Expedient use in the conditions of comprehensive school of the psychophysiological battery of techniques for revealing of groups of risk of uneasiness therefore is represented.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы психофизиологической дезадаптации младшего школьника»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Тарасова С.Ю.

Социальные факторы психофизиологической дезадаптации младшего школьника

На сегодняшний день многие авторы отмечают рост у младших школьников социально обусловленных нарушений нервно-психического здоровья. При этом повышается «физиологическая стоимость» учебной деятельности. Цель исследования - выявление закономерностей взаимосвязи между социально-психологическими и физиологическими показателями адаптации детей к условиям обучения в начальных классах. Определены наиболее информативные для оценки школьной дезадаптации у учащихся младших классов факторы опросника школьной тревожности Филлипса. Установлено, что риск формирования школьной тревожности и дезадаптации связан со статусным положением в ученическом коллективе, хорошей успеваемостью по основным предметам и прилежным поведением ребенка. Физиологическим маркером функционального состояния нервно-психического напряжения у этих детей является содержание кортизола в пробах слюны.

Индекс симпато-адреналового тонуса чувствителен в отношении нервно-психического перенапряжения у изолированных в ученическом коллективе детей с выраженными проявлениями поведенческого компонента школьных трудностей. Поэтому представляется целесообразным использование в условиях общеобразовательной школы психофизиологической батареи методик для выявления групп риска тревожности и дезадаптации.

Ключевые слова: учебная деятельность, школьная дезадаптация, нервно-психическое напряжение, тревожность, социометрические индексы, необычность поведения, концентрация кортизола, симпато-адреналовый тонус.

Последние десять лет проблеме приспособления детей к обучению уделяют внимание представители разных научных дисциплин: врачи, физиологи, психологи, педагоги и др. [2, 10, 11]. Согласно статистике, у 20 % школьников растет социально обусловленная патология, а нервно-психически здоровые дети образуют 68,4 % от общего количества учащихся начальных классов [6, 11, 24, 30, 34]. Также ряд специалистов говорит об отрицательном влиянии современных, инновационных форм преподавания на психосоматическое состояние школьника [5, 11, 14].

Зачастую мы имеем дело с большим числом травмирующих обстоятельств, которые в сочетанном виде могут нарушать гармоничность развития личности

[10, 13, 21, 22, 23]. Поэтому проблема адаптации ребенка к школе требует системного, междисциплинарного подхода.

Обычно дезадаптация в младшем школьном возрасте проявляется в виде затруднения ребенка в учебной деятельности. Однако бывает, что внешним маркером является, например, экстравагантное, необычное поведение ребенка, которое в итоге становится не столько симптомом, сколько собственно формой приспособления (психологической защиты).

А какая батарея диагностических методик будет работать в массовой школе? В роли интегративного показателя здоровья хорошо зарекомендовали себя параметры вариабельности ритма сердца,то есть индексы вариационной пульсометрии [3, 7, 8, 9, 12, 18, 31, 33, 35]. Повышенный индекс напряжения (ИН) свидетельствует о высокой «физиологической стоимости» учебной деятельности [15, 16, 17, 28]. Другой физиологический индикатор адаптации человека -концентрация кортизола в пробах слюны [13, 21, 22, 23].

Возможны варианты развития дезадаптации человека, когда негативные изменения систем организма уже присутствуют, но объективно еще не диагносцируются. Тогда на помощь приходит психологическое тестирование [4]. Психологическое обследование способно выявить группу риска по школьной тревожности и дезадаптации. Удачным примером такого инструмента является опросник школьной тревожности Филлипса.

В этой связи нами было проведено лонгитюдное исследование учащихся младших классов, цель которого - выявление закономерностей взаимосвязи между социально-психологическими и физиологическими показателями адаптации детей к условиям обучения в младшей школе.

Поставленная цель исследования определила ее первоочередные задачи.

1. На основе лонгитюдного исследования определить психофизиологические показатели, наиболее чувствительные к состоянию дезадаптации у школьников младших классов.

2. На основе корреляционного анализа выявить социально-психологические показатели, наиболее сопряженные с физиологическими показателями нервно-психического перенапряжения у школьников младших классов.

Материалы и методы

Для оценки нервно-психического напряжения используются психологические и физиологические методики: опросник школьной тревожности Филлипса, шкала явной тревожности для детей СМДБ, социометрический тест в модификации А.Я. Каплана, измерение ИН симпато-адреналовый тонуса (САТ). Также нами исследуется концентрация кортизола в пробах слюны у учащихся, включенных в лонгитюдный эксперимент (школа 1). У классных руководителей взяты оценки успеваемости детей по математике, русскому языку (без помощи учительского журнала) и необычности поведения (причина в поведении учащегося, а не в его познавательных способностях).

В нашем лонгитюдном обследовании принимало участие 140 младших школьников (с учетом 5 повторных исследований) 1996 и 1997 года рождения. В исследовании гормональной функции участвовал врач-эндокринолог из Института возрастной физиологии РАО.

Результаты исследования и их обсуждение.

Группы риска школьной тревожности и дезадаптации по факторам опросника Филлипса и их устойчивость во время обучения в начальной школе По результатам обследования при помощи опросника Филлипса видно, что в разных классах уровни тревожности по факторам различны. Покажем на примере сравнительного анализа классов А и В школы 2. Разницу картин тревожности в этих двух классах наглядно демонстрирует рисунок 1.

Классы А и В школы 2

70 п

1 2 3 4 5 6 7 8

факторы Филлипса

Обозначения:

по оси X - порядковые номера факторов по Филипсу по оси У - баллы по факторам опросника Филлипса.

Рис. 1. Средние значения факторов опросника Филлипса для учащихся классов А и В (школа 2)

На представленной диаграмме видно: различия между классами А и В статистически значимы по фактору 5 - Страх ситуации проверки знаний, по фактору 1 - Общая тревожность в школе, и по фактору 8 - Проблемы и страхи в отношениях с учителем [1]. Разница по шкале 4 - Страх самовыражения, и по шкале 7 - Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, приближается к значимой.

Разница картин тревожности в классе А и классе В, особенно статистически значимые различия по фактору 8 - Проблемы и страхи в отношениях с учителем, отчасти может объясняться тем, что за три года в классе А школы 2 сменилось 4 учителя. Поэтому общий уровень тревожности здесь существенно выше норматива [1].

!БМЫ 1812-1853 • РОССИИСКИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ • 2011 ТОМ 8 № 1

Таким образом, усредненные показатели по отдельным шкалам в классах А и В различны. Можно предположить: фактор 5 - Страх ситуации проверки знаний, важен для оценки уровня школьной тревожности и дезадаптации.

С целью выделить детей группы риска школьной тревожности и дезадаптации мы поделили выборки четырех обследованных классов двух школ именно по фактору 5 - Страх ситуации проверки знаний, > 40 и < 40 баллов. Полученные в классе А школы 1 структуры уровней тревожности по факторам опросника Филлипса показаны при помощи диаграммы (рис. 2). В классе В школы 1 и в школе 2 результаты аналогичны.

Класс А школы 1

80 70 60 50 40 30 20 10 0

■ ф5>40 □ ф5<40

3 4 5 6

факторы Филлипса

1

2

7

8

Обозначения:

по оси X - порядковые номера факторов опросника Филлипса; по оси У - баллы по факторам опросника Филлипса.

Рис. 2. Средние значения факторов опросника Филлипса для учащихся класса А (школа 1), разделенных на две группы по выраженности фактора 5 (Страх проверки знаний): выше или ниже значения 40 баллов

Интересно, что обозначились похожие структуры уровней тревожности по факторам опросника Филлипса во всех четырех классах. Наиболее информативными для оценки уровня школьной тревожности и дезадаптации можно признать факторы опросника Филлипса: 1 - Общая тревожность в школе, 5 - Страх ситуации проверки знаний и 7 - Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

По итогам лонгитюда подтвердилась информативность факторов 5 и 7 опросника Филлипса для выделения высокотревожных учеников и детей группы риска. По фактору 5 - Страх ситуации проверки знаний, в группу риска стабильно входит около 35 % учащихся.

Таким образом, фактор 5 - Страх ситуации проверки знаний опросника школьной тревожности Филипса, можно признать наиболее информативным для оценки уровня дезадаптации учащихся младших классов.

Концентрация кортизола в пробах слюны как физиологический маркер школьной тревожности и дезадаптации

Итак, существует группа риска школьной тревожности и дезадаптации, выявленная при помощи опросника Филлипса. А каковы же ее физиологические индикаторы? Одним из таких показателей может быть концентрация кортизола в пробах слюны. В нашем исследовании обнаружены корреляции для результатов психологических тестов и уровня концентрации кортизола в слюне. Выявлена невысокая, но значимая корреляция уровня концентрации кортизола в слюне и значений по шкале явной тревожности СМА5 (класс А школы 1). Коэффициент корреляции Спирмена равен 0,46 при р < 0,05. В этом же классе А школы 1 обозначилась значительная степень связи практически по всем факторам опросника Филлипса (включая общее число несовпадений с ключом по всему тесту) с измерениями шкалы CMAS. Например, г = 0,83 при р < 0,01 для фактора 1 и CMAS, г = 0,76 при р < 0,01 для фактора 7 и CMAS.

В связи с наличием сильных связей между переменными двух психологических методик, мы считаем возможным рассмотреть корреляцию, полученную при обследовании класса Б школы 1. Общее число несовпадений с ключом по опроснику Филлипса в целом оказалось связано с уровнем концентрации кортизола в пробах слюны: коэффициент корреляции Спирмена равен 0,65 при р < 0,09.

Таким образом, концентрация кортизола в пробах слюны детей возрастает при актуальном состоянии школьной тревожности или дезадаптации. Чем вызвано такое состояние? Может быть, спецификой межличностных взаимоотношений в ученическом коллективе?

Обнаружены значимые корреляции для уровня концентрации кортизола в слюне и показателей социометрического индекса Востребованность (г = 0,68 при р < 0,05) и Статус (г = 0,62 при р < 0,05) в классе А школы 1 (коэффициент корреляции Спирмена). Индексы Востребованность и Статус показывают, насколько ребенок популярен среди сверстников: хотят ли с ним сидеть за одной партой, приглашать на праздники, дружить. Получается, популярные в классе дети, в то же время, демонстрируют наличие высокого содержания кортизола в слюне. Последнее, как мы уже видели, увеличивается при повышенной тревожности или дезадаптации. Следовательно, проявила себя группа риска, которую можно охарактеризовать следующим образом: ребята популярны среди одноклассников и обладают повышенной школьной тревожностью. Физиологическим маркером для этой группы риска является концентрация кортизола в пробах слюны.

Трудно сказать, зависит ли повышенная тревожность от статусного положения в классе. Видимо, эта связь носит сложный характер и опосредована, в частности, успеваемостью по основным предметам - математике и русскому языку. Высокие притязания личности создают постоянное напряженное стремление к успеху [25]. Такое стремление становится эмоциональной нагрузкой и в рамках психосоматического единства обретает высокую физиологическая «цену».

с!:---

Картина взаимосвязи измерений социометрии и уровня школьной тревожности и дезадаптации

Мы сравнили величину социометрических индексов учащихся двух школ и их успехи по основным предметам при высокой и низкой тревожности. Получились аналогичные структуры связи социометрии и тревожности. Проиллюстрируем это на примере класса Б школы 1 (рис. 3).

Социометрия и структура тревожности в классе Б школы 1

5

S ш

* if та о

1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

■ ф5>40 □ ф5<40

1 2 3 4 5 6 7

индексы социометрии

Обозначения:

по оси X - порядковые номера индексов социометрии по оси У - числовые выражения социометрических индексов

Рисунок 3. Величина социометрических индексов для учащихся класса Б (школа 1), разделенных на две группы по выраженности фактора 5 (Страх проверки знаний): выше или ниже значения 40 баллов

У детей с показателем по 5-му фактору (Страх ситуации проверки знаний)> 40 баллов выше Статус (индекс 3 по оси Х) в детском коллективе и меньше Изолированность (индекс 2 по оси Х). То есть, высокотревожные пользуются большей популярностью в коллективе. Из литературных источников известно, что в младших классах «звезды», как правило, успешны в учебе и демонстрируют «прилежное» поведение [27]. Поэтому мы сравнили структуры взаимосвязи показателей по русскому языку, математике и необычности поведения для низкотревожных и высокотревожных учащихся - они тоже оказались похожи друг на друга. Высокотревожные дети лучше учатся и меньше демонстрируют необычное поведение.

Согласно мнению А.М. Прихожан, в младших классах авторитет учителя высок (2009). В нашем исследовании ценность успеваемости учеников для педагога подтверждается беседами с классными руководителями и представителями администрации образовательных учреждений. Исходя из вышесказанного, можно предположить: у учащихся начальной школы тревожность связана с полученной оценкой знаний.

Выше показано: величина социометрического индекса Статус значимо выше у высокотревожных детей (рис. 3). Проиллюстрируем примером выборки того же класса Б школы 1 динамику связи положения в коллективе и тревожности (коэффициент корреляции Спирмена) (табл. 1, 2).

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа факторов школьной тревожности опросника Филлипса и социометрических индексов Статус и Эгоцентричность в динамике в классе Б школы 1

Измерение № Связь Ф1 и Статуса Связь Ф2 и Эгоцентричности Связь Ф7 и Эгоцентричности

Измерение 1 п.$. г = 0,41 при р < 0,07 г = 0,38 при р < 0,09

Измерение 2 г = 0,46 при р < 0,03 г = 0,54 при р < 0,01 г = 0,44 при р < 0,05

Измерение 3 г = 0,76 при р < 0,01 п.$. п.$.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа факторов опросника Филлипса и теста социометрии при третьем обследовании класса Б школы 1

Индекс социометрии Ф2 Ф7

Востребованность г = 0,66 р < 0,02 г = 0,71 р < 0,01

Изолированность г = -0,67 р < 0,02 г = -0,63 р < 0,03

Статус г = 0,71 р < 0,01 г = 0,66 р < 0,02

Напряженность г = -0,7 р < 0,01 г = -0,69 р < 0,01

С точки зрения социально-психологического смысла индексы Востребованность и Эгоцентричность близки Статусу. Как видно по итогам трех последовательных тестирований учащихся класса Б школы 1, Статус и Эгоцентричность динамически связаны с показателями факторов школьной тревожности Филлипса: Общая тревожность в школе (Ф1), Переживание социального стресса (Ф2), Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (Ф7). Вероятно, популярные в классе дети острее реагируют на любое развитие социальных контактов, прежде всего, с ровесниками. Кроме того, «звезды» обладают особенностями психофизиологической организации, снижающими приспособляемость к стрессогенным ситуациям.

Исследователи отмечают, статусным ученикам свойственны общительность и спокойствие, хорошие способности и успеваемость; девочкам - симпатичная внешность [27]. Наши опросы педагогов свидетельствуют - обычно для них привлекательны и комфортны именно такие дети. Требования взрослого, предъявляемые в конкретной социальной группе, определяют положение ученика в системе межличностных отношений. Для неблагоприятного положения характерны следующие

.......

претензии: замечания классного руководителя, плохая успеваемость и нарушения дисциплины. Однако статус ребенка зависит не от какого-либо отдельного проявления его индивидуальности, а от оригинального их сочетания [27].

Таким образом, группа риска успешных, востребованных в коллективе детей устойчива во времени. Физиологическим маркером для этой группы риска является концентрация кортизола в пробах слюны.

Взаимосвязь социометрических индексов и показателей поведения и успеваемости младших школьников.

Индекс САТ - физиологический показатель дезадаптации у изолированных в классе детей с эксцентричным поведением

В нашей работе делается попытка соотнести уровень нервно-психического напряжения детей с эффективностью их обучения и необычностью поведения. Мы учитываем также социальные факторы повышенного нервно-психического напряжения. Связь высокой Изолированности и необычного поведения (коэффициент корреляции Спирмена) существует в динамике в четырех из пяти обследованных классах двух школ. Например, в классе А школы 2 при измерении 2 г = 0,53 при р < 0,01, а в классе А школы 1 при измерении 3 г = 0,59 при р < 0,01.

Изолированность или «отверженность» в ученическом коллективе характеризуется пренебрежением со стороны одноклассников. Методами наблюдения и диагностического интервью показано, что школьник эмоционально переживает свои взаимоотношения с ровесниками [1, 27]. Такая ситуация ведет к формированию неадекватной, нестабильной самооценки, что находит выражение в поведенческих трудностях [29]. С проблемой отверженности в социальной группе специалисты увязывают проявления поведенческого компонента школьных трудностей (ШТ) у невротизированных, тревожных детей. Причем, поведенческий компонент определяют как систематическую демонстрацию необычного поведения у ребенка в школьной среде [31].

Результаты статистического анализа показали четыре наиболее устойчивые связи положения в классе и успеваемости-поведения младших школьников по всей выборке (коэффициент корреляции Спирмена).

Обнаружены невысокие, но значимые отрицательные связи популярности в коллективе и выраженности необычного поведения ребенка. В частности, для класса Б школы 2 г = -0,61 при р < 0,01. Невысокие, но значимые положительные корреляции получены для индекса социометрии Статус и успехов школьника по математике. Например, для класса В школы 2 г = 0,43 при р < 0,03. В иерархии мотивов учителя одно из первых мест занимает высокая успеваемость и дисциплина его учеников. Поэтому классный руководитель на протяжении 4-х лет начальной школы формирует у своих подопечных ценность высокой успеваемости и прилежного поведения. Следовательно, влияние педагога на межличностные предпочтения и отношения в классе достаточно велико. Вероятно, поэтому

www.pro.rsu.ru

социометрический индекс Статус в нашем исследовании выше у тех ребят, которые хорошо учатся и не ведут себя вызывающе.

Таким образом, выявлены учащиеся группы риска по школьной тревожности и дезадаптации - востребованные в коллективе, прилежные, хорошо успевающие дети. Физиологическим маркером функционального состояния нервно-психического напряжения у этих школьников является содержание кортизола в пробах слюны.

В каждом из пяти классов двух школ можно наблюдать изолированных в коллективе учащихся, у которых педагог стабильно отмечает выраженное необычное поведение (табл. 3). На протяжении всего времени обучения в начальной школе эти дети образуют около 4 % от числа всей выборки. Обратим внимание на экстремальные значения САТ (норматив 200 условных единиц) [9].

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Усредненные показатели индекса вариационной пульсометрии и пульса для сильно изолированных в социальной группе детей

Ученик Пульс Индекс САТ Социометрический индекс Изолированность (0 - 1) Оценка поведения (1 - 3)

1 107 727 0,68 3

2 105 479 0,78 3

3 98 308 0,46* 3

4 100 400 0,43 2

5 90 232 0,89 3

*в этом классе самое большое значение индекса изолированность 0,46 условных единиц.

Собранный нами психологический анамнез, материалы тестирования и данные включенного наблюдения позволяют так описать данных учеников: «изгои» в своем классе, часто ведут себя неадекватно ситуации (к примеру, громко поют во время урока), не включены в игры сверстников. То есть, мы видим проявления поведенческого компонента ШТ. Но по результатам диагностики при помощи опросника Филлипса «отверженные» нетревожны. Видимо, скрывая тревогу от окружающих и от самого себя, ребенок вырабатывает мощные, но примитивные, грубые способы защиты. В качестве нестандартного, эксцентричного поведения могут выступать агрессивность, безразличие к текущим событиям, излишняя мечтательность, преувеличенная лень и др. [20]. Многие авторы интерпретируют такой феномен именно как вид тревожности, а по сути - психологической защиты [26].

Таким образом, индекс вариационной пульсометрии САТ чувствителен в отношении нервно-психического перенапряжения изолированных в социальной группе детей с яркими проявлениями поведенческого компонента ШТ.

Выводы

Выявлены информативные для оценки школьной тревожности и дезадаптации у учащихся младших классов факторы опросника Филлипса: 1 - Общая тревожность в школе, 5 - Страх ситуации проверки знаний, 7 - Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

Наиболее информативным для оценки школьной тревожности и дезадаптации у учащихся младших классов является фактор 5 опросника Филлипса - Страх ситуации проверки знаний.

Выявлены дети группы риска по формированию школьной тревожности и дезадаптации в младших классах. Риск формирования школьной тревожности и дезадаптации связан со статусным положением в ученическом коллективе, хорошей успеваемостью по основным предметам и прилежным поведением.

Уровень концентрации кортизола в пробах слюны является физиологическим показателем нервно-психического перенапряжения у младших школьников группы риска по формированию школьной тревожности и дезадаптации.

Индекс вариационной пульсометрии САТ чувствителен в отношении нервно-психического перенапряжения у изолированных в ученическом коллективе детей с выраженными проявлениями поведенческого компонента школьных трудностей.

Литература

1. Альманах психологических тестов. - М., 1996.

2. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Боев И.В. Влияние эколого-химической среды обитания на психологическое и психическое здоровье подростков // Здоро-вьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края. - Ставрополь, 2003.

3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М., 1997.

4. Ботникова Е.А. Соматический и психоэмоциональный статус учащихся образовательных школ города и села / Ижевская государственная медицинская Академия. - Ижевск, 2004.

5. Гюлушанян К.С. Среда жизнедеятельности и аномальная личностная и поведенческая изменчивость // Журнал практикующего психолога. - 2009. -Выпуск 15.

6. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М., 2001.

7. Калиниченко И.А. Вариабельность сердечного ритма у школьников разных соматотипов // Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума с международным участием «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». - Ижевск, 2008.

8. Калюжный Е.А., Данилина Р.А., Кузьмичев Ю.Г., Харитонова Л.П., Крылов В.Н., Сабурцев С.А. Функциональная адаптация младших школьников совре-

менного образования с учетом фактора одаренности // Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума с международным участием «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». -Ижевск, 2008.

9. Каплан А.Я. Вариабельность ритма сердца и характер обратной связи по результату операторской деятельности у человека // Журнал высшей нервной деятельности. - 1999. - Т. 48.

10. Кайгородова Н.З. Эколого-физиологические аспекты исследования особенностей адаптации первоклассников к школе: дис.... д-ра биол. наук. - Барнаул, 2010.

11. Колесникова И.А. Особенности формирования здоровья и физической подготовленности детей и подростков в период школьного обучения: автореф. дис.... канд. мед. наук. - Архангельск, 2008.

12. Котельников С.А., Ноздрачев А.Д., Одинак М.М. и др. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах // Физиология человека. - 2002. - Т. 28. - № 1.

13. Кубасов Р.В., Ткачев А.В., Поскотинова Л.В. и др. Особенности гормонального статуса у детей младшего школьного возраста на Европейском Севере // Физиология человека. - 2003. - Т. 29. - № 5.

14. Малых Т.В. Вариабельность сердечного ритма как индикатор функциональных систем организма детей младшего школьного возраста: дис.... канд. биол. наук. - Ижевск, 2005.

15. Малых Т.В., Воронина Г.А. Вариабельность сердечного ритма как индикатор функциональных состояний организма детей младшего школьного возраста // Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума с международным участием «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». - Ижевск, 2008.

16. Марчик Л.А., Никитина Е.О. Функциональное состояние подростков 14-15 лет и его динамика под влиянием учебной нагрузки // Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума с международным участием «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». - Ижевск, 2008.

17. Миронова Т.Ф., Давыдова Е.В., Калмыкова А.В., Соколова Т.А. Анализ вариабельности сердечного ритма в клинической практике. Перспективы и возможности // Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума с международным участием «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». - Ижевск, 2008.

18. Михайлов В.М. Вариабельность сердечного ритма. Опыт практического применения. - Иваново, 2000.

19. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.

20. Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков // Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников. - М., 1985.

21. Поскотинова Л.В., Кривоногова Е.В., Арасланова Л.И., Ткачев А.В. Вегетативное обеспечение психоэмоционального фона у детей-подростков на юге

Архангельской области // Тезисы доклада Международного симпозиума «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». - Ижевск, 2003.

22. Поскотинова Л.В., Демин Д.Б., Кубасов Р.В. и др. Сердечно-сосудистая регуляция и соотношение тестостерона и кортизола в слюне при физической нагрузке у мальчиков-подростков // Сб. научных трудов I Съезда физиологов СНГ / под ред. Р.И. Сепиашвили. - М., 2005.

23. Поскотинова Л.В. Вегетативная регуляция ритма сердца и эндокринный статус подростков и молодых лиц в условиях Европейского Севера России: автореф. дис.... д-ра биол. наук. - Архангельск, 2009.

24. Прасолова О.В. Влияние инновационных форм обучения на психосоматическое здоровье и состояние адаптационных систем школьников: автореф. дис.... канд. биол. наук. - Ставрополь, 2005.

25. Прихожан А.М. Переживание и ненасыщаемые потребности в контексте концепции Л.И. Божович // 'урнал практического психолога. - М., 2008. - № 5.

26. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. -М., 2009.

27. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.

28. Смагулов Н.К., Старикова А.Е., Смагулов М.Н., Шандаулов А.Х. Физиологическая оценка адаптации детей к обучению в школах нового типа // Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума с международным участием «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». -Ижевск, 2008.

29. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995.

30. Тимербулатов И.Ф., Юлдашев В.Л., Зулькарнаев Т.Р., Сафина Р.Б., Муратшина Я.Б. Структура невротических расстройств у школьников // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2008. - № 3.

31. Хрулева Л.В. Психофизиологические детерминанты школьных трудностей: дис.... канд. биол. наук. - Ярославль, 2004.

32. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2001.

33. Gorman J.M., Sloan R.P. Heart rate variability in depressive and anxiety disorders // Am. Heart J. - 2000. - Vol. 140. - Suppl. 4.

34. Henningsen P., Meinck HM. Specific phobia is a frequent non-motor feature in stiff man syndrome. Department of Psychosomatic Medicine, University Hospital, Heidelberg, Germany. J. Neurol Neurosurg Psychiat. 2003. - 74 (4).

35. Zachariac R., Jogensen M.M. et al. Autonomic and physiological responses to an acute physiological stressor and relaxation: the influence of hypnotizability and absorption // Int. J. Clin. Exp. Hyp. - 2000. - Vol. 48. - N 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.