Научная статья на тему 'Физиологическое сопровождение психологической и социальной адаптации у первоклассников'

Физиологическое сопровождение психологической и социальной адаптации у первоклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
328
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРЯЖЕНИЕ АДАПТАЦИИ / КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАММА / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / УРОВНИ РЕГУЛЯЦИИ / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / HEART RATE VARIABILITY / HEART RATE MEASUREMENT / REGULATION LEVEL / SCHOOL ADAPTATION / ADAPTATION EFFORTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горбунова Виктория Владимировна, Анисимова Дарья Игоревна, Булычева Марина Анатольевна, Сивкова Оксана Васильевна

В связи со значительными перестройками системы образования накопилось много вопросов, связанных с опасением родителей и педагогов за физическое и психическое благополучие детей. Исследование разных уровней адаптационного процесса в период адаптации к школьному обучению в разных типах школ позволяет ответить на часть этих вопросов. Используя адекватные методики анализа вариабельности сердечного ритма, психометрического и социометрического анкетирования, разработанные специально для младших школьников, мы обнаружили, что большинство детей не испытывают значительных трудностей во время адаптации к школьной жизни, их адаптационные резервы достаточны и не подвергаются перенапряжению. Однако у части детей, составляющей около 10 %, психофизиологическое состояние свидетельствует о значительных энергетических и психических тратах, что позволило нам выделить их в группу риска и разработать рекомендации для предотвращения негативных последствий перенапряжения процессов адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горбунова Виктория Владимировна, Анисимова Дарья Игоревна, Булычева Марина Анатольевна, Сивкова Оксана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The major reorganization of education system resulted in the cumulative problems related with parents and teachers concerns about physical and psychological well-being of children. The studies on different levels of adaptation during pupils’ accommodation in various types of schools help to resolve some of these problems. The use of appropriate methodology, including the analysis of heart rate variability, psychometric and sociometric questionnaires, specially designed for younger pupils, led to the following findings: the majority of schoolchildren do not experience substantial difficulties at school adaptation; their adaptive reserves are sufficient and they are not subject to the overexertion. Meanwhile, the psycho-physiological state of about 10 % of pupils demonstrated the significant waste of physical and mental resources. Such pupils could form the risk group in need of development of recommendations aiming to prevent the negative consequences of the adaptive overstress.

Текст научной работы на тему «Физиологическое сопровождение психологической и социальной адаптации у первоклассников»

УДК 612.01:373.3.172-057.874:159.922.73

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В.В. Горбунова, Д.И. Анисимова, М.А. Булычева, О.В. Сивкова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: vitagorbunova@mail.ru

В связи со значительными перестройками системы образования накопилось много вопросов, связанных с опасением родителей и педагогов за физическое и психическое благополучие детей. Исследование разных уровней адаптационного процесса в период адаптации к школьному обучению в разных типах школ позволяет ответить на часть этих вопросов. Используя адекватные методики - анализа вариабельности сердечного ритма, психометрического и социометрического анкетирования, разработанные специально для младших школьников, мы обнаружили, что большинство детей не испытывают значительных трудностей во время адаптации к школьной жизни, их адаптационные резервы достаточны и не подвергаются перенапряжению. Однако у части детей, составляющей около 10 %, психофизиологическое состояние свидетельствует о значительных энергетических и психических тратах, что позволило нам выделить их в группу риска и разработать рекомендации для предотвращения негативных последствий перенапряжения процессов адаптации.

Ключевые слова:

Напряжение адаптации, кардиоинтервалограмма, вариабельность сердечного ритма, уровни регуляции, готовность к школе.

Возраст 7 лет является одним из критических периодов возрастной периодизации в значительной степени из-за сложного и многозначного процесса перехода ребенка в новый социальный статус - ученика начальной школы [1]. Психологическая и социальная помощь без учета физиологических параметров адаптации может оказаться неэффективной, вызвать у ребенка негативные реакции, снизить его устойчивость к заболеваниям [2-4].

В то же время для качественного физиологического сопровождения адаптивного периода необходима адекватная диагностика состояния и возможностей адаптационных механизмов детей. Широко использующаяся относительно простая неинвазивная методика анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) позволяет проводить массовые обследования в школах без затрат большого количества времени [5]. При этом появляется возможность представлять объективную картину напряжения механизмов адаптации ребенка, давать учителю и родителям конкретные рекомендации по предупреждению негативных последствий дезадаптации. В комплексе с психологической и социально-педагогической характеристиками первоклассника,

Горбунова Виктория Владимировна, канд. биол. наук, доцент, доцент кафедры анатомии, физиологии и медицины естественнонаучного факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. E-mail: vitagorbunova@mail.ru Область научных интересов: психофизиологическая характеристика деятельности школьников и студентов. Анисимова Дарья Игоревна, магистрант Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. E-mail: anidarisha@mail.ru Область научных интересов: психофизиологическая характеристика деятельности школьников и студентов Булычева Марина Анатольевна, старший лаборант кафедры анатомии, физиологии и медицины естественнонаучного факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. E-mail: anidarisha@mail.ru Область научных интересов: психофизиологическая характеристика деятельности школьников и студентов Сивкова Оксана Васильевна, студентка естественнонаучного факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: oksya.2010@yandex.ru Область научных интересов: психофизиологическая характеристика деятельности школьников и студентов

физиологическая оценка его состояния позволяет индивидуализировать учебный процесс, избежать непродуктивных энергетических и психических затрат детского организма.

Цель исследования: изучение напряжения адаптационных процессов у детей с разным уровнем готовности к школьному обучению и разной социально-психологической адаптацией в первые месяцы обучения в школе.

Задачи исследования: произвести анализ физиологического, психофизиологического и социально-психологического статуса детей, начинающих обучение в начальной школе; сопоставить физиологическую и социально-психологическую адаптацию к обучению в школе; разработать рекомендации для учителей и родителей с целью предотвращения дезадаптации и сохранения оптимальной работоспособности ребенка.

Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 98 первоклассников двух школ г. Перми: школы «ООШ» - общеобразовательная школа - и школы «ООШС» - общеобразовательная школа со спортивным уклоном. Средний возраст - 7,67 года. Дети проходили обследование с согласия родителей во время учебного дня с 9 до 12 часов. Измерялись следующие параметры: рост (см), вес (кг), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД, мм рт. ст.). У каждого ребенка после 10-минутного отдыха производилась регистрация электрокардиограммы (ЭКГ) в I или II стандартном отведении в положении сидя в течение 2,0-2,5 мин для получения вариационного ряда кардиоинтервалов с целью статистической обработки этого ряда. Определялись показатели вариабельности сердечного ритма: средняя длительность кардиоинтервала (R-R, мс), наиболее часто встречающийся кардиоинтервал (Мо, мс), частота этого интервала (АМо, %), среднеквадратичное отклонение в ряду (SDNN, мс), вариационный размах (R-Rmax - R-Rmin, мс), коэффициент вариации (CV, у.е.), индекс напряжения (ИН или SI - стресс-индекс, у.е.). Эти данные позволяют судить о степени напряжения регуляторных механизмов в процессе адаптации к обучению.

Для определения баланса возбуждения и торможения в ЦНС осуществлялась регистрация реакции на движущийся объект (РДО, компьютерный вариант рефлексометрии), учитывалось среднее время ошибки без учета знака (Тош), время запаздывающих (Тзап) и опережающих (Топер) реакций при задании остановить на определенной метке на экране компьютера движение полоски, заполняющей ограниченное пространство [6].

В другие дни дети подвергались психологическому тестированию для выявления психометрических - готовность к обучению (Готовн.), познавательный и эмоционально-волевой компоненты готовности (ПК и ЭВК), школьная мотивация (ШМ), ситуативная и личностная тревожность (СТ и ЛТ) - и социометрических - учебная активность (УА), поведение на уроках и в перемену (ПВД у, ПВД п), отношение к учителю и одноклассникам (О/у, О/д) - показателей.

Использовались методики: измерение социально-психологической адаптации по Э.М. Александровской [2]; оценки уровня школьной мотивации по Н. Лускановой [7]; определение уровня тревожности по Ч.Д. Спилбергеру в адаптации Ю.Л. Ханина [8]. Школьная готовность определялась по методике НОЦ «Психодиагностика» Южно-Уральского университета «Диагностика готовности к обучению в школе» [9].

Обработка полученных результатов проводилась с применением пакета программ Statistica 6.0 for Windows. Использовались Т-критерий Стьюдента для связанных и несвязанных групп, критерий Манна - Уитни для несвязанных и Sign-тест для связанных ранжированных значений показателей. Различие признавалось достоверным при уровне значимости р < 0,05. Корреляционный анализ осуществлялся методом непараметрической статистической процедуры - корреляционной матрицы Спирмена, использующей ранговые значения показателей.

Результаты. Для оценки уровня напряжения адаптационных процессов и выявления адаптационного резерва у детей был рассчитан показатель ИФИ (индекс функциональных изменений) [10]. Формула для вычисления ИФИ включает антропометрические и физиометриче-ские показатели: массу тела (МТ), рост (Р), возраст (В), артериальное давление (САД и ДАД) и частоту сердечных сокращений (ЧСС).

ИФИ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009МТ - 0,009Р - 0,27.

Чем больше значение ИФИ, тем ниже адаптационные резервы организма, меньше его адаптационный потенциал. Для детей, по возрастной периодизации относящихся к разряду «второе детство» или «младший школьный возраст», значения ИФИ до 2,29 ед. приемлемы, большие величины свидетельствуют о неудовлетворительной адаптации или даже ее срыве.

Учитывая, что дети в таком состоянии могут оказаться более утомляемыми, более подверженными инфекциям, хуже усваивать изучаемый материал, мы выделили их в группу риска (ГР) и сравнили с остальными детьми - контрольная группа (КГ) - по показателям вариабельности сердечного ритма, свойствам нервных процессов, психометрическим и социометрическим параметрам. К данной группе были отнесены 12 детей, имеющих значения ИФИ от 2,29 до 2,54 ед.

Данные представлены в таблице. Обращает на себя внимание существенная разница таких показателей, как артериальное давление и частота сердечных сокращений - они выше у детей ГР. Показатели вариабельности ритма сердца (ВРС) принято делить на свидетельствующие о напряжении симпатической, парасимпатической нервной системы и напряжении центрального (надсегментарного) уровня регуляции. «Парасимпатические» показатели, такие как среднеквадратичное отклонение вариационного ряда кардиоинтервалов - SDNN, их среднее значение - R-R - у детей данной группы ниже, чем в основной части выборки, тогда как «симпатические», в частности АМо и ДП, выше. У них также выше значение интегрального показателя - индекса напряжения (ИН), что рядом авторов рассматривается как показатель напряжения центрального компонента регуляции [11].

Для более точного установления соотношения симпатического, парасимпатического и центрального уровней регуляции внутри групп и между ними было проведено сравнение ранжированных показателей, отражающих вклад каждого из компонентов в общее напряжение ре-гуляторных механизмов. В качестве параметров симпатической регуляции взята сумма рангов показателей диастолического давления (ДАД), частоты сердечных сокращений (ЧСС) и двойного произведения (ДП), отражающего энергетические траты миокарда и существенно зависящего от симпатической активности [12]. Для оценки парасимпатического вклада в регулятор-ные процессы использовались показатели: вариационный размах ряда кардиоинтервалов, среднеквадратичное отклонение этого ряда и длительность модального интервала Rmin+SDNN+Mo), представленные рангами абсолютных значений показателей. Эти параметры, по мнению большинства исследователей, отражают напряжение парасимпатического компонента регуляции [13]. Наконец, центральный компонент - сумма рангов систолического давления крови (САД), плотности распределения модального интервала в вариационном ряду кардиоинтервалов (АМо) и индекса напряжения (ИН).

Таблица 1. Физиологические и психометрические параметры в группах детей, имеющих разный адаптационный потенциал (ИФИ)

Показатель Хорошая и удовлетворительная адаптация, КГ n = 86, ИФИ от 1,4 до 2,29 ед. Неудовлетворительная адаптация, ГР n = 12, ИФИ > 2,29 ед. p

М ± m М ± m

Вес, кг 26,81 ± 0,51 30,00 ± 2,03 0,044

САД, мм рт. ст 107,43 ± 0,90 124,17 ± 3,25 0,000

ДАД, мм рт. ст 71,06 ± 0,69 78,75 ± 2,16 0,000

R-R, мс 692,75 ± 9,16 631,14 ± 25,42 0,021

SDNN, мс 65,27 ± 2,81 49,69 ± 3,81 0,045

AMo, % 32,68 ± 1,36 41,08 ± 3,49 0,032

ИН, у.е. 110,93 ± 10,62 169,95 ± 40,23 0,069

ДП, ед. 92,38 ± 1,51 121,35 ± 2,51 0,000

Тош, мс 86,22 ± 3,44 103,83 ± 7,39 0,079

О/д, ед. 4,01 ± 0,13 2,83 ± 0,51 0,003

ПВД, ед. 4,04 ± 0,10 3,33 ± 0,34 0,019

СОЦ, ед. 4,06 ± 0,11 3,25 ± 0,39 0,012

СПА, ед. 3,94 ± 0,07 3,39 ± 0,26 0,011

ЛТ, ед. 35,46 ± 0,72 31,45 ± 1,43 0,040

Симпат. рег, ед. 10,67 ± 0,35 16,50 ± 0,76 0,000

Парасимп. рег, ед. 10,08 ± 0,42 7,52 ± 0,76** 0,029

Центральная рег, ед. 7,75 ± 0,32'' 12,24 ± 099 0,000

Примечание: ** - напряжение парасимпатической регуляции меньше, чем симпатической, при р < 0,01; '' - напряжение центральной регуляции меньше, чем парасимпатической и симпатической, при р < 0,01

Для определения шага при ранжировании использовалась формула Стерджесса

N = 1 + 3,32lg(n),

где N - количество рангов, n - величина выборки [14]. В нашем случае N = 7,6, что позволило применить 8-шаговое ранжирование.

Сравнение вклада каждого из компонентов регуляции между группами однозначно свидетельствует о чрезмерном напряжении симпатической и центральной регуляции и слабости парасимпатической в группе риска, то есть у детей с неудовлетворительной адаптацией. По мнению Р.М. Баевского и Н.А. Агаджаняна [15], такое перераспределение не позволяет организму широко использовать собственные резервы, делает приспособление чрезмерно затратным как энергетически, так и психологически.

Последняя деталь подтверждается сравнением показателей психологической составляющей адаптации к школе между детьми двух групп. Все показатели - поведение на уроке и на перемене (ПВД), отношения с детьми (О/д), уровень социализации (СОЦ), социально-психологическая адаптация (СПА) - у детей с неудовлетворительной адаптацией оказались ниже, чем у основной массы первоклассников. В этой группе ниже также и личностная тревожность (ЛТ), что можно рассматривать как проявление недостаточности эмоциональной сферы.

Учитывая, что в любой ситуации организм создает функциональные системы, обеспечивающие оптимальное для достижения полезного результата соотношение многих структур и процессов, мы проанализировали корреляционные взаимоотношения параметров разных уровней регуляции у детей как КГ, так и ГР. Полученные корреляционные матрицы представлены в виде рис. 1.

Рис. 1. Корреляционные связи между показателями психометрии и социометрии с морфомет-рическими, физиометрическими и психофизиологическими параметрами у детей группы риска (ГР) и контрольной группы (КГ). Сплошная линия - позитивная связь; штрихованная линия -негативная; достоверны при уровне значимости р < 0,05

Анализ положительных и отрицательных корреляционных связей свидетельствует о том, что создание оптимального приспособительного эффекта у детей двух групп имеет как схожие, так и различающиеся тенденции. Из похожих тенденций следует отметить прежде всего факт лучшего усвоения знаний (ЗН) более крупными детьми - в той и другой группе выражена положительная корреляция массы тела (вес) и усвоения знаний, а в группе риска эта тенденция еще и акцентирована связями вес - готовность к учебе (готовн) и вес - эмоционально-

волевой компонент (ЭВК) готовности к школе. Кроме того, в этой группе со всеми данными параметрами положительно коррелирует и массо-ростовой индекс (МРИ).

Еще одна общая тенденция - связь показателя ситуативной, т. е. зависящей от обстановки, тревожности (СТ) и значений кардиоинтервалограммы, отражающих вклад в работу сердечно-сосудистой системы парасимпатического компонента регуляции - средняя величина кардио-интервала и модальный, т. е. наиболее встречающийся, интервал (Мо). Эта закономерность подтверждается и тем, что противоположный по своей сути компонент - симпатический (симпат) - в обеих группах имеет с СТ отрицательную корреляционную связь. Однако, хотя внешне проявляется как будто одинаковый эффект, его физиологическая сущность разная. Действительно, в КГ симпатическая и парасимпатическая регуляции практически уравновешены, поэтому противоположные по знаку корреляции - это тоже своеобразное уравновешивание разноуровневых свойств, физиологических и психологических, и может рассматриваться как компенсация одного качества другим, не позволяющая перейти организму к чрезмерному напряжению.

В группе риска сами по себе симпатическая и парасимпатическая регуляции различаются очень существенно, кроме того, имеется и очень значительное проявление центральной регуляции, регуляции «от головы», что позволяет нам говорить о высоком уровне напряжения регуляции, причем регуляции энергетически и психически затратной. Поэтому в данном случае неправомерно рассматривать сложившиеся отношения как компенсаторные. Скорее, имеет место «порочный круг»: более высокий уровень симпатической регуляции обеспечивает снижение парасимпатической, параллельно снижается тревожность. Однако ее снижение приводит к повышению напряжения и за счет симпатического, и за счет центрального компонентов регуляции.

Есть связи, которые свидетельствуют о противоположных тенденциях в характере адаптивных реакций детей двух групп. В частности, точность двигательных реакций, определяемая с помощью теста реакции на движущийся объект (РДО), у детей ГР связана со школьной мотивацией, социально-психологической адаптацией и эффективностью учебной деятельности (ШМ, СПА, УДэф) таким образом, что более точно выполняющие тест дети, делающие меньшую ошибку, имеют более высокий уровень школьной мотивации и лучшую социально-психологическую адап-тированность. Тогда как у детей КГ прямо противоположная связь: более высокий уровень школьной мотивации сопровождается меньшей точностью выполняемого задания. Эту связь нельзя рассматривать как парадоксальную. Во-первых, дети 7-8 лет находятся в стадии формирования уравновешенности нервной системы, и в полной мере говорить о сформировавшихся закономерностях в этой области пока рано. Главное же, на наш взгляд, то, что школьная мотивация и должна вступать в некоторое противоречие с другими видами деятельности, в частности с точностью выполнения теста, к учебной деятельности отношения не имеющего.

Подводя итог обсуждению результатов работы, дадим краткую характеристику групп.

Группа риска (ГР) действительно требует специального, причем индивидуального, внимания к организации работы каждого ребенка: более тщательного соблюдения режима, особенно переключения ребенка с одного на другой вид работы, щадящего графика, обязательной профилактики переутомления и обязательного же включения умеренной максимально организованной физической нагрузки. По оценкам параметров вариабельности сердечного ритма и показателей психо- и социометрии мы составили рекомендации для большинства детей не только ГР, но и приближающейся к этой группе по показателям еще одной группы из 11 человек. На наш взгля,д такие рекомендации могут в некоторой степени помочь сгладить возможные негативные последствия избыточной учебной нагрузки, характеризующей действующие в настоящее время программы обучения в начальной школе.

Что касается контрольной группы (КГ), то большинство детей проходят период адаптации без каких бы то ни было трудностей, их организмы успешно справляются с перераспределением активности регуляторных механизмов и выстраивают оптимальную для конкретной обстановки функциональную систему, главным содержанием которой является баланс разных видов регуляции, что приводит к высокой устойчивости по отношению к неблагоприятным явлениям и ситуациям.

Выводы

1. Большинство детей, обучающихся в первых классах «ООШ» (общеобразовательной школы) и «ООШС» (школы со спортивным уклоном) успешно адаптируются к обучению и школьным нагрузкам.

2. Для детей группы риска (ГР) характерен дисбаланс нервной регуляции, в частности преобладание симпатического и центрального компонентов над парасимпатическим, что снижает их адаптационный резерв и создает условия для нарушения нормального вхождения в ритм учебной активности.

Работа выполнена в рамках фундаментального исследовательского проекта 024-Ф «Интегральная индивидуальность школьника и ее развитие на разных ступенях образования (начального, основного, старшего) в современных социокультурных условиях». Руководитель - чл.-

корр. РАО, проф. Б.А. Вяткин

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. - М.: Владос, 2001

2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988. - С. 12-27.

3. Андриенко Н.К. Семейная среда как фактор успешной адаптации ребенка к школьному обучению // Начальная школа плюс До и После. -2013. - № 12. - С.47-51.

4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

5. Баевский Р.М. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях населения / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, Р.Н. Палеев // Экспресс-информация / ВНИИМИ. М., 1987. - 65 с.

6. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

7. Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. - М., 1995. - 155с.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. -Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 105 с.

9. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 32 с.

10. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997. - 265 с.

11. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск, 2009. - 254 с.

12. Смирнов А.Д., Чурина С.К. «Двойное произведение» в диагностике состояния сердечно сосудистой системы // Физиология человека. - 1991. - Т. 17, № 3. - С. 64-66.

13. Heart rate variability. Standards of measurement, physiological interpretation and clinical use // Circulation. - 1996. - V. 93. - P. 1043-1065.

14. Елисеева И.И. Общая теория статистики: учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 255 с.

15. Агаджанян, Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - Ставрополь: СГУ, 2000. 204 с.

Поступила 10.11.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.