Научная статья на тему 'Особенности психофизиологического и психосоциального развития учащихся 9-11-х классов средней школы'

Особенности психофизиологического и психосоциального развития учащихся 9-11-х классов средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2585
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОГИГИЕНА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / PSYCHOPHYSIOLOGY / КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / COGNITIVE FUNCTIONS / ПСИХОМОТОРИКА / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / PSYCHOSOCIAL STATUS / ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ / AGE DEVELOPMENT / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / PSYCHOHYGIENE / PSYCHOMOTORICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Сухарева Людмила Михайловна, Надеждин Дмитрий Серафимович, Сахаров Валентин Гаврилович, Гончарова Галина Альбертовна

Представлены результаты исследований возрастного развития нервно-психической сферы в совокупности с особенностями социально-психологической адаптации учащихся 9-11-х классов средней школы. Анализ особенностей формирования нервно-психической сферы учащихся выявил значимое улучшение когнитивных функций и психомоторики, снижение школьной дезадаптации у девушек и юношей, в группах продолжающих и не продолжающих обучение, у школьников с наличием вредных привычек и без них, у современных подростков по сравнению с учащимися того же возраста 10 лет назад. Установлено продолжение созревания нервно-психической сферы подростков в комплексе с их социально-психологической адаптацией. Выявлены факторы риска нарушений психического развития у старшеклассников. Впервые получены данные сравнительного анализа психофизиологического развития подростков относительно их сверстников 10 лет назад. Разработаны возрастно-половые нормативы психофизиологических особенностей школьников 15-17 лет, которые имеют практическое значение для современной психогигиены и школьной психологии при работе с учащимися старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Сухарева Людмила Михайловна, Надеждин Дмитрий Серафимович, Сахаров Валентин Гаврилович, Гончарова Галина Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PSYCHOSOCIAL CHARACTERISTICS OF 9-11TH GRADE STUDENTS OF SECONDARY SCHOOL

There are presented results of a study of age and sexual development of the neuro-psychiatric sphere in 9-11th grade students of secondary school. An analysis of the peculiarities of the formation of the neuropsychic sphere in students has revealed a significant improvement in cognitive functions and psychomotorics, a reduction in school disadaptation in girls and boys, in groups, continuing and discontinuing their education, among schoolchildren with bad habits and without them, among modern adolescents compared with students of same age 10 years ago. The continuation of the maturation of the neuropsychic sphere of adolescents in a complex with their socio-psychological adaptation has been established. Risk factors of mental development disorders in senior students are revealed. For the first time, there was obtained data of a comparative analysis of the psychophysiological development of adolescents related to their peers 10 years ago. There were developed age-gender standards of psychophysiological features of schoolchildren aged of 15-17 years, which are of practical importance for modern psychohygiene and school psychology when working with senior students.

Текст научной работы на тему «Особенности психофизиологического и психосоциального развития учащихся 9-11-х классов средней школы»

346 DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-6-346-353

социальная педиатрия /о

Социальная педиатрия

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 612.821:301.151]-057.874

КучмаВ.Р., СухареваЛ.М., Надеждин Д.С., СахаровВ.Г., ГончароваГ.А.

особенности психофизиологического и психосоциального развития учащихся 9—11-х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ шКОЛЫ

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г. Москва, Россия, Ломоносовский просп., д. 2, стр.1

Представлены результаты исследований возрастного развития нервно-психической сферы в совокупности с особенностями социально-психологической адаптации учащихся 9—11-х классов средней школы. Анализ особенностей формирования нервно-психической сферы учащихся выявил значимое улучшение когнитивных функций и психомоторики, снижение школьной дезадаптации у девушек и юношей, в группах продолжающих и не продолжающих обучение, у школьников с наличием вредных привычек и без них, у современных подростков по сравнению с учащимися того же возраста 10 лет назад. Установлено продолжение созревания нервно-психической сферы подростков в комплексе с их социально-психологической адаптацией. Выявлены факторы риска нарушений психического развития у старшеклассников. впервые получены данные сравнительного анализа психофизиологического развития подростков относительно их сверстников 10 лет назад. Разработаны возрастно-половые нормативы психофизиологических особенностей школьников 15—17 лет, которые имеют практическое значение для современной психогигиены и школьной психологии при работе с учащимися старших классов.

Ключевые слова: психогигиена; психофизиология; когнитивные функции; психомоторика; психосоциальный статус; возрастное развитие; подростки.

Для цитирования: Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Сахаров В.Г., Гончарова Г.А. Особенности психофизиологического и психосоциального развития учашдхся 9—11 классов средней школы. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(6): 346-353. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-6-346-353

Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S., Sakharov V.G., Goncharova G.A.

THE STUDY OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PSYCHOSOCIAL CHARACTERISTICS OF 9—11th GRADE STUDENTS OF SECONDARY SCHOOL

National Scientific and Practical Center of Children's Health, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation

There are presented results of a study of age and sexual development of the neuro-psychiatric sphere in 9-11th grade students of secondary school. An analysis of the peculiarities of the formation of the neuropsychic sphere in students has revealed a significant improvement in cognitive functions andpsychomotorics, a reduction in school disadaptation in girls and boys, in groups, continuing and discontinuing their education, among schoolchildren with bad habits and without them, among modern adolescents compared with students of same age 10 years ago. The continuation of the maturation of the neuropsychic sphere of adolescents in a complex with their socio-psychological adaptation has been established. Risk factors of mental development disorders in senior students are revealed. For the first time, there was obtained data of a comparative analysis of the psychophysiological development of adolescents related to their peers 10 years ago. There were developed age-gender standards of psychophysiological features of schoolchildren aged of 15—17 years, which are of practical importance for modern psychohygiene and school psychology when working with senior students.

Keywords: psychohygiene; psychophysiology; cognitive functions; psychomotorics; psychosocial status; age development; adolescents.

For citation: Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S., Sakharov V.G., Goncharova G.A. The study of the psychophysiological and psychosocial characteristics of 9—11th grade students of secondary school. Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2017; 20(6): 346-353. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-6-346-353

For correspondence: Dmitry S. Nadezhdin, MD, PhD, leading researcher of the National Scientific and Practical Center of Children's Health, 2, bld. 2, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received 16.11.2017 Accepted 20.12.2017

Для корреспонденции: Надеждин Дмитрий Серафимович, канд. биол. наук, вед. науч. сотр. «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, E-mail: [email protected]

social pediatrics

Изучение психофизиологического развития детей и подростков является важной проблемой современной науки. Большое внимание уделяется целостному подходу к изучению развития детей с учётом комплекса биологических, психологических и социокультурных факторов [1—4].

В этом плане перспективным является комплексное исследование возрастного развития нервно-психической сферы подростков в совокупности с особенностями формирования метакогнитивных и эмоциональных функций в процессе социально-психологической адаптации [5—7]. Большой интерес представляет анализ развития современных подростков по сравнению с подростками 10 лет назад. Для решения практических задач необходимо также совершенствование возрастно-половых нормативов, которые должны отражать важные характеристики нервно-психической сферы учащихся [8].

В связи с этим целью нашей работы явилось комплексное изучение динамики возрастно-полового развития нервно-психической сферы учащихся 9—11-х классов средней школы для разработки нормативов и создании базы данных психофизиологических функций учащихся старших классов.

Материалы и методы

Для решения поставленных задач было проведено психофизиологическое, психологическое, социально-психологическое обследование школьников с помощью комплекса методов. Применялись инструментальные методы исследования когнитивных функций и психомоторики, реализованные на базе «Компьютерного психофизиологического комплекса» КПФК-99 «Психомат» [9]. Использовалась современная бланково-компьютерная технология психологических и психогигиенических обследований [10]. Исследования проводились с учащимися 5 московских школ 15—17 лет в процессе их обучения с 9-го по 11-й класс — по 100 девушек и юношей в 9-х классах и (после перехода ряда учащихся 9-х классов в другие учебные заведения) — по 60 девушек и юношей в 10-м и 11-м классе. Оценивалась возрастная динамика их психофизиологического развития [11]. Одной из когнитивных функций является логическое мышление, исследованное методом «Сложные аналогии» [12]. Оценивалась точность логического мышления, как частота верных ответов (%). «Сила нервных процессов» оценивалась методом «Теппинг-тест динамический» Е.П. Ильина по показателю «динамичности движений» кисти руки в течение 60 с [13]. «Сила тормозных процессов» оценивалась методом «Чувство времени» по относительному отклонению воспроизводимых интервалов времени от эталона 5 с (%) [13]. «Уравновешенность нервных процессов» оценивалась методом «Реакция на движущийся объект», как среднее значение абсолютного отклонения момента остановки объекта от заданной точки (мс). Чем меньше показатель, тем выше уравновешенность нервных процессов [13]. Изучение школьной дезадаптации было проведено методом опроса учителей. Оценивались показатели школьной дезадаптация в

сфере учебной деятельности (Ua), в поведенческой сфере (Ub), в коммуникативной сфере (Uc), эмоциональное неблагополучие (Ud), уровень стрессового напряжения (Ue), нарушения в нравственной сфере (Uf). Разные показатели имеют единую размерность (балл), что делает возможным сопоставление их значений [14].

При исследовании развития психических функций современных подростков большое значение имеет анализ многолетних изменений для предсказания возможных процессов в будущем и разработки возможных путей управления ими. На этой основе была поставлена задача сравнительного анализа психофизиологического развития подростков 15—17 лет с данными их сверстников, обучавшимися в 9—11-м классе 10 лет назад. Оба исследования были проведены с помощью единых методов оценки психомоторики, когнитивных функций и утомления зрительного анализатора по критической частоте слияния мельканий (КЧСМ) [15]. Для этих групп проведён также сравнительный анализ психологических особенностей, определённых по ряду психологических методов. Оценивались показатели нейротизма (по опроснику EPi Г. Айзенка), социальная адаптиро-ванность и вегетативная лабильность (по опроснику М. Гавлиновой «социум-вегетатика»), общая тревожность в школе и страх ситуации проверки знаний (по опроснику Филлипса) и познавательная мотивация (по опроснику «Мотивы обучения» А.А. Реана и В.А. Якунина) [13, 16].

Статистическая обработка данных была проведена с использованием пакета статистического анализа данных SPSS Statistics (ver.20) и StatSoft Statistica (версия 6,0). Различия между величинами считали статистически значимыми при p < 0,05.

Результаты

1. Особенности психофизиологического развития учащихся 9—11-х классов средней школы

Возрастные изменения когнитивных функций, психомоторики и основных свойств нервной деятельности подростков являются важными критериями их здоровья. Анализ точности логического мышления представлен в табл. 1. В разделе «Без градации на группы» показаны значимые изменения показателя от 9-го к 11-му классу, свидетельствующие о продолжении когнитивного развития в подростковом возрасте. При этом во всех классах проявились тендерные различия: успешность логического мышления достоверно выше у девушек.

В таблицах 2 и 3 представлены показатели психомоторики — моторный компонент простой сен-сомоторной реакции (ПСМР) на световой раздражитель и погрешность зрительно-моторной координации (ЗМК) [9, 13]. Чем больше эти показатели, тем больше время мышечного реагирования и погрешность координации. В строках «Без градации на группы» в графах Д(9—11) показаны отрицательные и значимые изменения показателя от 9-го к 11-му классу, что означает увеличение скорости ПСМР и снижение погрешности ЗМК у школьни-

социальная педиатрия

Таблица 1

Точность логического мышления

Класс 9-й 10-й 11-й Д(9—11) pД(9—11)

Без градации на группы

Девушки 82,3 ± 3,2 86,8 ± 2,5 89,9 ± 2,5 7,6 p < 0,001

Юноши 74,9 ± 3,5 80,7 ± 4,1 83,5 ± 3,6 8,7 p < 0,001

^Д-Ю) p < 0,001 p < 0,01 p < 0,01

Группировка С градацией на группы после 9-го класса

Остались в школе 80,1 ± 2,9 83,9 ± 2,6 86,3 ± 2,5 6,3 p < 0,001

Ушли из школы 75,4 ± 4,2

p (Остались—Ушли) p < 0,05

Примечание к таблицам 1—3. В разделе «Без градации на группы» представлены средние значения показателя для всего состава обследуемых учащихся («Девушки» и «Юноши»), а также достоверность гендерных различий. В разделе «С градацией на группы после 9 класса» средние значения показателя представлены дифференцированно для 2-х групп учащихся — для продолживших обучение в школе в 10-м и 11-м классах (строка «Остались в школе») и для покинувших школу лиц по окончании 9 класса (строка «Ушли из школы»). В столбцах 9-й класс—11-й класс приведены средние значения показателя с доверительным интервалом для уровня значимости 0,05. В последних 2-х столбцах приведены значения изменений показателя в процессе обучения с 9-го по 11-й класс «Д(9—11)» (большие 0, означают увеличение показателя в 11-м классе), а также достоверность этого изменения <^(9—11)».

Таблица 2

Моторный компонент простой сенсомоторной реакции на свет

Класс 9-й 10-й 11-й Д(9—11) />(9—11)

Без градации на группы

Девушки 145,2 ± 6,7 142,6 ± 11,5 114,7 ± 6,0 -30,5 p < 0,001

Юноши 130,1 ± 6,6 118,5 ± 6,8 106,0 ± 7,1 -24,2 p < 0,001

^Д—Ю) p < 0,001 p < 0,001 p < 0,05

Группировка С градацией на группы после 9-го класса

Остались в школе 132,8 ± 5,7 130,3 ± 7,3 109,4 ± 5,0 -23,4 p < 0,001

Ушли из школы 144,2 ± 8,6

p(Остались—Ушли) p < 0,05

ков. При этом ПСМР имеет существенные во всех классах гендерные различия, что свидетельствует о большей скорости моторики у юношей (табл. 2). Однако по показателю ЗМК гораздо большей точностью зрительно-моторной координации отличались девушки (табл. 3). В 10-м и 11-м классе эта тенденция сохранялась.

Эти данные свидетельствуют о лучшем развитии у девушек когнитивных функций и той сферы психомоторики, которая связана с координацией движений, тогда как юноши отличаются более развитой мелкой моторикой.

Важный вопрос при анализе развития когнитивных функций и психомоторики состоял в различии учащихся 9-го класса, отличающихся продолжением обучения после его окончания. Для этого в 10-ом классе были установлены 2 группы лиц — продол-

жившими школьное образование и покинувшими общеобразовательную школу по окончании 9-го класса. На этом основании проведен ретроанализ обследованных ранее 9-классников.

В таблицах 1—3 в разделе «С градацией на группы» приведены показатели у лиц, которые остались и ушли из школы. По строкам «Остались в школе» видно, что у продолживших обучение в школе учащихся с 9-го по 11-й класс также происходит достоверное развитие логического мышления и психомоторики. Это уточняет природу изменений показателей «Без градации на группы», свидетельствуя о возрастной природе развития когнитивных функций и психомоторики с 9-го по 11-й класс обучения.

Вместе с тем были установлены межгрупповые различия у 9-классников в виде меньшей успешности логического мышления и большего времени ПСМР у детей в группе «Ушли из школы» по сравнению с группой «Остались в школе», что свидетельствует о снижении эффективности развития когнитивных функций и психомоторики у покидающих школу 9-классников.

Для определения особенностей формирования свойств нервной деятельности у школьников анализировались показатели «Сила нервных процессов», «Сила тормозных процессов» и «Уравновешенность нервных процессов». Средние значения показателя были выше нуля, что означает общую тенденцию к замедлению темпов длительной моторики. При этом значимые различия проявились у школьников в 9-м и 11-м классе в виде большей силы нервных процессов у девушек (табл. 4).

Средние значения показателя «Сила тормозных процессов» у школьников были положительными, что означает воспроизведение интервала с ускорением, свидетельствующим о недостаточной силе тормозных процессов (табл. 5). При возрастном развитии с 9-го по 11-й класс проявилось значимое снижение этого показателя у девушек и юношей, что указывало на постепенное возрастное увеличение силы тормозных процессов. Эти различия были выше нуля, что свидетельствовало о более выраженной силе тормозных процессов у девушек (в 9-м классе достоверно, в 10-м и 11-х классах — тенденция).

У школьников 9—11-х классов было выявлено также увеличение уравновешенности нервных процессов, как у девушек, так и у юношей (табл. 6). Во всех классах половые различия были меньше нуля,

349_

social pediatrics

Таблица 3

Погрешность зрительно-моторной координации в статике

Класс 9-й 10-й 11-й Д(9—11) Р(9 11)

Без градации на группы

Девушки 9,22 ± 2,09 7,03 ± 3,35 6,41 ± 1,9 -2,8 p < 0,05

Юноши 16,1 ± 2,76 8,32 ± 2,35 8,14 ± 2,67 -8,0 p < 0,001

МД—Ю) p < 0,001 — —

Группировка С градацией на группы после 9 -го класса

Остались в школе 11,81 ± 2,38 7,86 ± 2,2 7,14 ± 1,71 -4,7 p < 0,001

Ушли из школы 13,58 ± 2,93

^(Остались—Ушли) —

Таблица 4

«Сила нервных процессов»

Класс 9-й 10-й 11-й Д(9—11) p(9 11)

Девушки 4,79 ± 0,51 5,42 ± 0,61 5,08 ± 0,65 0,29 —

Юноши 5,99 ± 0,69 5,73 ± 0,54 6,31 ± 0,64 0,32 —

Л(Ю—Д) 1,20 0,31 1,23

^(пол)< p < 0,01 — p < 0,01

Таблица 5

«Сила тормозных процессов»

Класс 9-й 10-й 11-й Д(9—11) p(9 11)

Девушки 12,16 ± 4,99 13,1 ± 5,34 4,98 ± 5,28 -7,19 p < 0,05

Юноши 18,15 ± 4,8 14,48 ± 4,85 8,08 ± 4,67 -10,07 p < 0,01

Л(Ю—Д) 5,99 1,37 3,10

^(пол)< p < 0,05 — —

Таблица 6

«Уравновешенность нервных процессов»

Класс 9-й 10-й 11-й Д(9—11) p(9—11)

Девушки 29,04 ± 3,17 28,76 ± 3,3 24,1 ± 2,82 -4,94 p < 0,05

Юноши 26,05 ± 2,24 22,25 ± 2,26 21,69 ± 1,98 -4,37 p < 0,01

Л(Ю—Д) -2,99 -6,51 -2,41

^(пол)< p < 0,05 p < 0,001 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что указывало на большую уравновешенность нервных процессов у юношей 9-х и 10-х классов.

3. Анализ факторов риска при приеме подростками вредных веществ

Для анализа факторов риска, связанных с приемом подростками вредных веществ нами осуществлялся опрос учащихся с фиксацией таких негативных поступков, как «Пробовал курить», «Несколько раз пил пиво», «Несколько раз употреблял вино», «Несколько раз употреблял водку», «Нюхал клей или тому подобное», «Появилось подозрение на употребление наркотиков». При этом был установлен постепенный рост частоты их выявления к 11-му классу при отсутствии значимых половых различий. У лиц с формированием вредных привычек (ФВП) было выявлено повышение различных форм дезадаптации в школьной жизни (табл. 9). Общая школьная дезадаптация была достоверно выше у лиц с ФВП в 9-м и 10-м классе.

У подростков с ФВП были выявлены негативные изменения психологических особенностей (табл. 10). Группа с ФВП отличалась большим значением «Нейротизма», т. е. более высокой эмоциональной лабильностью. Особенно сильно эти различия были выражены у девушек. У девушек с ФВП получено также достоверное снижение «Социальной адап-тированности», свидетельствующее об их меньшей коммуникабельности, самооценке, лидерстве. «Вегетативная лабильность» проявилась увеличением у лиц с ФВП — и у девушек, и у юношей. Это свидетельствует о неустойчивости вегетативной нервной системы в регуляции процессов, связанных с нарушениями терморегуляции, вестибулярного аппарата, непереносимости неприятных ощущений при стрессах и трудностях, наличием непроизвольных движений, тревожности и др.

Большие значения у девушек и юношей с ФВП проявила «Общая тревожность в школе» (при высокой достоверности у юношей). Особенно сильно у школьников с ФВП изменялась тревожность, связанная с проверкой знаний. Показатель «Страх ситуации проверки знаний» оказался существенно повышенным и у девушек, и у юношей в группе с ФВП. Выраженность «По-

350

социальная педиатрия

Таблица 7

Профиль школьной дезадаптации у девушек и юношей

Пол Девушки Юноши

Класс 9-й 10-й 11-й 9-11-й Ранг 9-й 10-й 11-й 9-11-й Ранг

иа 0,57 0,49 0,42 0,49 2 0,97 0,88 0,79 0,88 1

иь 0,48 0,41 0,34 0,41 3 0,88 0,69 0,54 0,70 2

Ис 0,33 0,19 0,19 0,24 5 0,47 0,23 0,18 0,29 5

иа 0,68 0,60 0,51 0,60 1 0,77 0,67 0,59 0,68 3

Ие 0,34 0,28 0,28 0,30 4 0,48 0,36 0,43 0,42 4

Ш 0,34 0,28 0,19 0,27 5 0,38 0,29 0,21 0,29 5

знавательной мотивации» у девушек выше, однако при ФВП она достоверно ниже.

Проведённый анализ установил существенное влияние выявленных факторов риска на состояние и развитие нервно-психической сферы подростков.

4. Сравнительный анализ десятилетних изменений психофизиологических функций подростков в 2002—2004 и в 2012—2014 гг.

Анализ показателей «Моторный компонент ПСМР» (мс) и «Точность логического мышления» (%) для двух групп учащихся — более ранних (РП) и современных подростков (СП) выявил значимые межгрупповые различия показателей в 9-м и 11-м классах обучения (табл. 11). «Моторный компонент ПСМР» достоверно меньше в группе СП, что означает более развитую скорость моторики у современных подростков. Относительное различие этого показателя (а%) оказалось в пределах

17,7—20,8%, что свидетельствует о достаточно большом различии этих групп в пользу СП. «Точность логического мышления» была существенно повышенной у современных подростков. Вместе с тем показатель КЧСМ у современных учащихся проявил меньшие значения, что указывало на большее утомление зрительного анализатора у современных подростков.

Очевидно, что современные подростки характеризуются лучшим развитием психомоторики и когнитивных функций при более выраженном утомлении.

5. Разработка возрастно-половых нормативов и создание базы данных по результатам психофизиологических исследований учащихся

Установленные нами закономерности позволили разработать возрастно-половые нормативы характеристик психофизиологического развития школьников 9—11-х классов, которые вошли в состав базы данных «Нормативы показателей когнитивных функций учащихся средней школы в процессе возрастного развития с 7—8 до 17—18 лет» [17].

О бсуждение

Таблица 8

школьная дезадаптация общая

Класс 9-й 10-й 11-й А(9-11) ^9-11)

Девушки 2,71 ± 0,34 2,25 ± 0,39 1,92 ± 0,38 -0,79 p < 0,01

Юноши 3,89 ± 0,47 3,11 ± 0,48 2,74 ± 0,46 -1,16 p < 0,001

А(Ю-Д) 1,18 0,86 0,82

p(пол)< p < 0,001 p < 0,01 p < 0,01

Таблица 9 Зависимость школьной дезадаптации от ФВП

Класс Лица без ФВП Лица с ФВП Достоверность

9-й 3,05 ± 0,49 3,51 ± 0,4 p < 0,05

10-й 2,17 ± 0,78 2,79 ± 0,35 p < 0,05

11-й 2,47 ± 0,88 2,32 ± 0,33 —

Анализ особенностей формирования нервно-психической сферы учащихся на старшем этапе школьного онтогенеза выявил значимое улучшение когнитивных функций и психомоторики, снижение школьной дезадаптации у девушек и юношей, в группах продолжающих и не продолжающих обучение в школе 9-классников, у школьников с наличием вредных привычек и без них, у современных подростков по сравнению с учащимися того же возраста 10-летней давности. Гендерные различия проявились в виде большего развития у девушек логического мышления и того вида психомоторики, которая связана с координацией движения. Другой вид психомоторики, связанный со скоростью сенсомоторных реакций сильнее развит у юношей [18].

social pediatrics

Таблица 10

Психологические особенности подростков

Показатель Пол Лица без ФВП Лица с ФВП Р

Нейротизм Девушки 8,8 ± 2,5 12,0 ± 1,5 p < 0,05

Юноши 6,6 ± 3,5 7,8 ± 1,6 —

Социальная адаптированность Девушки 13,3 ± 0,7 11,9 ± 0,8 p < 0,01

Юноши 10,9 ± 2,5 11,6 ± 0,9 —

Вегетативная лабильность Девушки 4,67 ± 1,5 7,1 ± 0,9 p < 0,01

Юноши 4,8 ± 1,2 6,1 ± 0,7 p < 0,05

Общая тревожность в школе Девушки 9,1 ± 5,0 19,3 ± 6,0 —

Юноши 3,7 ± 5,6 18,6 ± 4,3 p < 0,001

Страх ситуации проверки знаний Девушки 8,3 ± 16,3 24,6 ± 7,5 p < 0,05

Юноши 2,4 ± 4,7 23,3 ± 7,7 p < 0,001

Познавательная мотивация Девушки 13,6 ± 0,8 11,9 ± 1,0 p < 0,01

Юноши 11,5 ± 1,8 11,4 ± 1,1 —

При этом девушки обладают большей силой тормозных процессов и силой нервной системы при более низкой ее уравновешенности. Юноши с высокой достоверностью отличаются от девочек более выраженной школьной дезадаптацией.

Девушки и юноши имеют позитивный социометрический статус в среде лиц своего пола, и в то же время отрицательный в среде одноклассников противоположного пола. Эти гендерные различия свидетельствуют об актуальности анализа психосоциальной межполовой несовместимости учащихся старших классов. Очевидно, что школа должна обеспечивать не только образовательный процесс, но и умение социально адаптироваться, понимать себя и других, находить состояние равновесия между своей личностью и одноклассниками разного пола. Образовательный процесс, в который погружены подростки, является сложной средой, адаптация к которой обучающихся лиц должна быть под контролем учителей и психологов [19, 20].

Важным представляется также выявление особен-

ностей нервно-психической сферы у лиц, покидающих школу по окончании 9-го класса. Уходящие из школы 9-классники имеют менее развитые когнитивные функции и психомоторику, более выраженную дезадаптацию в школьной среде и значимый отрицательный индекс социометрического статуса, означающий негативное отношение к ним одноклассников. По-видимому, выявленная дезадаптация уходящих из школы подростков существенно определяется условиями обучения. Возможно, одной из основных причин является многолетнее проявление со стороны учителей отрицательного отношения к слабо успевающим учащимся без выявления их позитивных свойств и способностей. В этом направлении необходимы дополнительные меры по совершенствованию технологии образования и воспитания для решения задач профилактики социально-значимых отклонений у подростков [19].

Выявлены особенности нервно-психической сферы у школьников с проявлением таких факторов риска, как вредные привычки. Нами установлены их значимые влияния на нервно-психическую сферу подростков. При этом было выявлено повышение различных форм школьной дезадаптации, негативные изменения эмоциональной лабильности, снижение социальной адаптированности, самооценки, лидерства. У этих школьников установлено увеличение общей тревожности в школе и вегетативной лабильности, которые обусловлены влиянием на их нейрокогнитивное развитие различных по интенсивности негативных факторов раннего детства: перинатальные гипоксические повреждения мозга, нарушения ритмической структуры прибавки массы тела и др. [21—24]. Эти особенности формирования психосоциальной сферы учащихся необходимо учитывать школьным врачам, психологам и гигиенистам для повышения эффективности профилактической

Таблица 1 1

Показатели логического мышления

Моторный компонент ПСМР (мс) Точность логического мышления (%) КЧСМ (Гц)

Класс 9-й 11-й 9-й 11-й 9-й 11-й

РП 166 128 72,1 79,9 36,9 36,9

СП 135 107 78,3 86,5 34,6 35,0

d% -20,8% -17,7% 8,2% 7,8% -6,2% -5,4%

«p <» р < 0,001 р < 0,001 p < 0,01 p < 0,001 p < 0,05 p < 0,05

социальная педиатрия

работы и своевременного выявления детей, которые предрасположены к формированию вредных привычек [20].

Сравнительный анализ выявил развитую у современных подростков психомоторику и когнитивную функцию, но большее утомление зрительного анализатора. Эти различия психофизиологического развитии современных подростков по сравнению с их сверстниками 10 лет назад в определённой мере связаны с улучшением условий жизни современных школьников и широким внедрением в их жизнедеятельность информационно-коммуникационных средств [25, 26]. Установленные особенности формирования психосоциального развития школьников имеют практическое значение для современной психогигиены и школьной психологии при работе с учащимися старших классов.

Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2012; (6): 4—9.

2. Сухарева Л.М., Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность. ФГОС. Просвещение, 2012.

3. Альбицкий В.Ю., Модестов А.А., Косова С.А., Иванова А.А., Волков И.М., Бондарь В.И. и др. Инновационные технологии в профилактической деятельности центров здоровья для детей. Российский педиатрический журнал. 2014; 17(4): 43—8.

4. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы. Российский педиатрический журнал. 2013; (5): 4—14.

5. Ardila A. Development of metacognitive and emotional executive functions in children. Appl._Neuropsychol. Child. 2013; 2(2): 82—7.

6. Lakatos L, Janka Z. Evolution of human brain and intelligence. Ide-ggyogy Sz. 2008; 61(7—8): 220—9.

7. Snow P.J. The Structural and Functional Organization of Cognition. Front. Hum. Neurosci. 2016; 10: 501. eCollection 2016.

8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников. Российский педиатрический журнал. 2016; 19(6): 367—72.

9. Надеждин Д.С. Оценка психофизиологического развития с помощью компьютерного комплекса Психомат. В сб.: Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. М.: ГЕОТАР-Медиа; 2008: 98—103, 391—2.

10. Надеждин Д.С., Сахаров В.Г., Гончарова Г.А., Квасов Г.И., Гри-нина М.А. Способ бланково-компьютерных психологических и психогигиенических исследований. Патент на изобретение RU № 2 492 802 C1 A61B 5/00, 18.05.2012.

11. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Способ определения динамики развития психофизиологических функций учащихся. Патент на изобретение № 2544481, A61B 5/16, 2015.

12. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М.: ООО «Издательство АСТ»; 1997.

13. Казин Э.М., Блинова Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике. М.: ВЛАДОС; 2000.

14. Гончарова Г.А. Особенности нервно-психических нарушений у младших школьников в динамике обучения. Российский педиатрический журнал. 2009, 2: 23—7.

15. Надеждин Д.С. Способ оценки критической частоты слияния мельканий. Патент на изобретение RU № 2 489 962 C1 A61B 5/00, 9.07.2012.

16. Сухарева Л.М., Павлович К.Э., Боксер О.Я. Автоматизированный комплекс для психофизиологических исследований детей и подростков в целях профориентации и профотбора. В сб.: Время экстренной реакции человека-оператора и вопросы безопасности: теория, методы, приборы. Иваново: 1990.

17. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. База данных «Нормативы показателей когнитивных функций учащихся средней школы в процессе возрастного развития с 7—8 до 17—18 лет». Свидетельство о государственной регистрации базы данных RU 2015620880 от 8.06.2015.

18. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. М.: Изд. Научный центр здоровья детей РАМН; 2004: 158.

19. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Макеев В.И., Антонова Е.В. Условия формирования здоровьесберегающего поведения подростков 15—17 лет. Российский педиатрический журнал. 2010; (1): 44—7.

20. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2015; 18(3): 28—31.

21. Баранов А.А., Маслова О.И., Намазова-Баранова Л.С. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков. вестник РАМН. 2012; (8): 26—33

22. Зайниддинова Р.С., Смирнов И.Е., Иванов В.А. Перинатальные гипоксические поражения головного мозга у детей. Российский педиатрический журнал. 2011; (2): 23—9.

23. Шакина Л.Д., Смирнов И.Е. Нарушения церебрального ангио-барьеронейрогенеза у детей с последствиями гипоксической перинатальной энцефалопатии. Молекулярная медицина. 2011; (6): 3—14.

24. Суржик А.В., Сюткина Е.В., Смирнов И.Е., Митиш М.Д. Ритмическая структура прибавки массы тела новорождённых детей и особенности их физического развития в старшем возрасте. Российский педиатрический журнал. 2009; (6): 12—5.

25. Hunnius S. The early development of visual attention and its implications for social and cognitive development. Prog. Brain Res. 2007; 164: 187—209.

26. M0nster D., Hakonsson D.D., Eskildsen J.K., Wallot S. Physiological evidence of interpersonal dynamics in a cooperative production task. Physiol. Behav. 2016; 156: 24—34.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Baranov A.A., Albitskiy V.Yu., Ivanova A.A., Terletskaya R.N., Kosova S.A. Trends in the incidence and health status of the child population of the Russian Federation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; (6): 4—9. (in Russian)

2. Sukhareva L.M., Kuchma V.R., Rapoport I.K. The School of health in Russia: the principles and organization of work. Monitoring of development and effectiveness. GEF. [Shkolyi zdorovya v Rossii: printsipy i organizatsiya raboty. Monitoring razvitiya i effektivnost]. FGOS. Education, 2012. (in Russian)

3. Albitskiy V.Yu., Modestov A.A., Kosova S.A., Ivanova A.A., Volkov I.V., Bondar V.I. et al. Mechanisms Innovative in the preventive activities of health centers for children. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2014; 17(4): 43—8. (in Russian)

4. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Ilin A.G., Bulgakova V.A., Antonova E.V., Smirnov I.E. Scientific research in pediatrics: directions, achivements, prospects. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; (5): 4—14. (in Russian)

5. Ardila A. Development of metacognitive and emotional executive functions in children. Appl. Neuropsychol. Child. 2013; 2(2): 82—7.

6. Lakatos L., Janka Z. Evolution of human brain and intelligence. Ideggyogy Sz. 2008; 61(7—8): 220—9.

7. Snow P. J. The Structural and Functional Organization of Cognition. Front. Hum. Neurosci. 2016; 10: 501. eCollection 2016.

353_

social pediatrics

8. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S. Age-gender features of psychophysiological development of schoolchildren. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2016, 19(6): 367—72. (in Russian)

9. Nadezhdin D.S. Estimation of psycho-physiological development with the help of computer complex Psychomath. [Otsenka psihofiziologicheskogo razvitiya s pomoschyu kompyuternogo kompleksa Psikhomat]. Assessment of the health status of children. New approaches to preventive and recreational work in educational institutions: a guide for physicians. Moscow: GEOTAR-Media; 2008: 98—103, 391—2. (in Russian)

10. Nadezhdin D.S., Sakharov V.G., Goncharova G.A., Kvasov G.I., Grinin M.A. Method blank-computer psycho-hygienic and psychological research. [Sposob blankovo-kompyuternyih psihologicheskih i psihogigienicheskih issledovani]. The patent for the invention RF № 2 492 802 C1, A61B 5/00, 18.05.2012. (in Russian)

11. Kuchma.R., Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S. A Method of determining dynamics of development of psychophysiological functions of students. [sposob opredeleniya dinamiki razvitiya psikhofiziolog-icheskikh funktsiy uchaschikhsya]. The patent for the invention RF № 2544481, A61B 5/16, 2015. (in Russian)

12. Encyclopedia of psychological tests. Temperament, character, cognitive processes. [Entsiklopediya psihologicheskih testov. Temperament, harakter, poznavatelnyieprotsessyi]. Moscow: OOO «Publishing house AST»; 1997. (in Russian)

13. Kazin E.M., Blinova N.G. The Workshop on Psykho-physiological Diagnostics. [Praktikum po psihofiziologicheskoy diagnostike]. Moscow: VLADoS; 2000. (in Russian)

14. Goncharova G.A. Features of neuropsychiatric disorders in younger schoolboys in dynamics of training. Rossiyskiy pediatricheskiy zhur-nal. 2009; (2): 23—7. (in Russian)

15. Nadezhdin D.S. Method of evaluation of critical frequency of merge of flashings. [Sposob otsenki kriticheskoy chastotyi sliyaniya mel-kaniy]. The patent for the invention RF № 2 489 962 C1, A61B 5/00, 9.07.2012. (in Russian)

16. Sukhareva L.M., Pavlovich K.E., Bokser O.J. An automated system for psychophysiological studies in children and adolescents for vocational guidance and vocational selection. [Avtomatizirovannyiy kompleks dlya psihofiziologicheskih issledovaniy detey i podrostkov v tselyakh proforientatsii i profotbora]. In: The time of the emergency reaction of the human operator and .security : theory, methods, instruments. Ivanovo, 1990. (in Russian)

17. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S. Database «Standards of the indicators of cognitive functions of high school students in the process of development of age from 7—8 to 17—18 years». [Baza dannyih Normativyi pokazateley kognitivnyih funktsiy uchaschihsya sredney shkolyi v protsesse vozrastnogo raz-

vitiya s 7—8 do 17—18 let]. The certificate of state registration database RU 2015620880 from 8.06.2015. (in Russian)

18. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Health Assessment of children and adolescents with preventive medical examinations. [Otsenka zdorovya detey i podrostkov pri profilakticheskih meditsin-skih osmotrah]. Moscow: Izd. Scientific center of children health Russian Academy of Medical Sciences; 2004. (in Russian)

19. Baranov A.A., Albitskiy V.Yu., Makeev V.I., Antonova E.V. The conditions of formation of health-saving behavior of adolescents aged 15—17 years. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2010; (1): 44—7. (in Russian)

20. Yakovleva T.V., Ivanova A.A., Albitskiy V.Yu. Mechanisms of formation of the uniform preventive environment in the Russian Federation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2015; 18(3): 28—31. (in Russian)

21. Baranov A.A., Maslova O.I., Namazova-Baranova L.S. Ontogenesis of neurocognitive development of children and adolescents. Vestnik RAMN. 2012; (8): 26—33. (in Russian)

22. Zainiddinova R.S., Smirnov I.E., Ivanov V.A. Perinatal and hypoxic brain injuries in children. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; (2): 23—9. (in Russian)

23. Shakina L.D., Smirnov I.E. Violations of cerebral angiobariyeroneurogenesis of children with consequences of perinatal hypoxic encephalopathy. Molekulyarnaya meditsina. 2011; (6): 3—14. (in Russian)

24. Surzhik A.V., Syutkina E.V., Smirnov I.E., Mitish M.D. Rhythmic structure of body weight gain in neonatal infants and the specific features of their physical development in older age. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; (6): 12—5.

25. Hunnius S. The early development of visual attention and its implications for social and cognitive development. Prog. Brain Res. 2007; 164: 187—209.

26. M0nster D., Hâkonsson D.D., Eskildsen J.K., Wallot S. Physiological evidence of interpersonal dynamics in a cooperative production task. Physiol. Behav. 2016; 156: 24—34.

Поступила 16.11.2017 Принята в печать 20.12.2017

Сведения об авторах:

Кучма Владислав Ремироеич, д-р мед. наук, проф., член-корр. РАН, зам. директора ФГАУ НМИЦ здоровья детей Минздрава России по научной работе, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков;

Сухарева Людмила Михайловна, д-р мед. наук, проф., зам. директора по научной работе;

Сахарое Валентин Гаврилович, канд. биол. наук, ст. науч. сотр.;

Гончарова Галина Альбертовна, канд. биол. наук, ст. науч. сотр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.