Научная статья на тему 'Сравнительный анализ психофизиологического развития подростков'

Сравнительный анализ психофизиологического развития подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
728
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДРОСТКИ / КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / ПСИХОМОТОРИКА / УТОМЛЕНИЕ / 10-ЛЕТНЕЕ РАЗЛИЧИЕ / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT / ADOLESCENTS / COGNITIVE FUNCTION / PSYCHO-MOTILITY / FATIGUE / A 10-YEAR DIFFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Сухарева Людмила Михайловна, Надеждин Дмитрий Серафимович, Сахаров Валентин Гаврилович

Поставлена задача сравнительного анализа психофизиологического развития современных учащихся 9-11-х классов и их сверстников 10 лет назад. Оба исследования проводились едиными методами. Оценивались когнитивные функции, психомоторика, утомление зрительного анализатора. Анализ 10-летних различий выявил достоверное улучшение у современных подростков развитие когнитивных функций и психомоторики при усилении утомления зрительного анализатора, по сравнению с их ровесниками 10 лет назад. Полученные результаты могут быть связаны с улучшением условий жизни современных подростков и с внедрением в их жизнь информационно-коммуникационных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Сухарева Людмила Михайловна, Надеждин Дмитрий Серафимович, Сахаров Валентин Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the psychophysiological development of adolescents

The task of comparative analysis of the psychophysiological development of modern students of 9-11 grades and peers 10 years ago. Both studies were conducted common methods. Assessed cognitive function, psychometrika, fatigue of the visual analyzer. Analysis of 10-year differences revealed a statistically significant improvement of the modern adolescent development cognitive functions and psychomotoric increase in the fatigue of the visual analyzer in comparison with their peers 10 years ago. The obtained results can be linked to improving the lives of modern teenagers and implementation in their life information and communication means.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ психофизиологического развития подростков»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 612.821-053.6

Кучма В.Р., СухареваЛ.М., Надеждин Д.С., Сахаров В.Г.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИхОФИЗИОЛОгИЧЕСКОгО РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ

Научный центр здоровья детей, 119991, Москва, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1

Поставлена задача сравнительного анализа психофизиологического развития современных учащихся 9-11-х классов и их сверстников 10 лет назад. Оба исследования проводились едиными методами. Оценивались когнитивные функции, психомоторика, утомление зрительного анализатора. Анализ 10-летних различий выявил достоверное улучшение у современных подростков развитие когнитивных функций и психомоторики при усилении утомления зрительного анализатора, по сравнению с их ровесниками 10 лет назад. Полученные результаты могут быть связаны с улучшением условий жизни современных подростков и с внедрением в их жизнь информационно-коммуникационных средств.

Ключевые слова: психофизиологическое развитие; подростки; когнитивные функции; психомоторика; утомление; 10-летнее различие.

Для цитирования: Российский педиатрический журнал. 2015; 18 (2): 23-27. Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Nadezhdin D. S., Sakharov V. G.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS

Scientific Center of Child Healthcare, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991

The task of comparative analysis of the psychophysiological development of modern students of 9-11 grades and peers 10 years ago. Both studies were conducted common methods. Assessed cognitive function, psychometrika, fatigue of the visual analyzer. Analysis of 10-year differences revealed a statistically significant improvement of the modern adolescent development cognitive functions and psychomotoric increase in the fatigue of the visual analyzer in comparison with their peers 10 years ago. The obtained results can be linked to improving the lives of modern teenagers and implementation in their life information and communication means.

Key words: psycho-physiological development; adolescents, cognitive function; psycho-motility; fatigue; a 10-year difference.

Citation: Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal. 2015; 18(2):23-27. (In Russ.)

ажным компонентом здоровья детей и подростков является нормальный характер возрастного развития, особенно нервно-психической сферы [1-3]. Поэтому исследования психофизического развития учащихся на разных этапах их взросления представляются актуальными [4]. Особое значение имеет анализ данных об изменениях психофизического развития детей в историческом аспекте. Получение сопоставимых данных для разных поколений или разных десятилетий является чрезвычайно важным для получения объективной картины развития нервно-психической сферы школьников.

Для проведения таких исследований требуется сопоставление результатов, полученных в разные годы, что требует стандартизации применяемых методов. Подобная стандартизация существует при оценке физического развития, что позволило сопоставлять физическое развитие современных детей с таковым у более ранних поколений [5, 6]. Однако методические средства исследований психофизических функций не имеют подобной стандартизации. В разные годы для решения одних и тех же задач исследователями применялись, по существу, одни и те же методы, но они были реализованы с помощью различных техно-

логий, на разной аппаратуре и с различающимися тестовыми заданиями. Это в каждом случае приводило к получению ценной информации, но не сопоставимой с исследованиями в другие годы. Наличие совершенных психологических и психофизиологических методов при отсутствии стандартных технологий их реализации не позволяет в полной мере сопоставлять данные, полученные в разные годы.

Тем не менее получение сопоставимых данных является чрезвычайно важным для объективной картины динамичного развитии нервно-психической сферы школьников. Развитие общества и сопутствующие ему социально значимые изменения влекут за собой иные условия реальной жизни учащихся, что, безусловно, должно оказывать влияние на особенности развития их психофизиологических функций. Актуальность таких исследований заключается в выявлении основных закономерностей временных изменений с целью предсказания их возможных вариаций в будущем и разработки путей управления ими.

Исходя из этого, нами было проведено исследование психофизического развития подростков старших классов с 10-летним интервалом между современными и ранними обследованиями.

Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремироеич, доктор мед. наук, проф., член-корреспондент РАН, зам. директора ФГБНУ НЦЗД по научной работе, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, 105064, Москва, Мал. Казенный переулок, 5, стр. 5

Материалы и методы

За основу были приняты исследования учащихся при их обучении с 9-го по 11-й класс одних и тех же общеобразовательных школ Москвы с интервалом 10

лет. Современное исследование (СИ) проводилось в 2011-2013 гг. с 200 учащимися в 9-х классах и со 125 учащимися в 10-11-х классах. Раннее исследование (РИ) проведено 10 лет назад со 150 учащимися в 9-х классах и с 90 учащимися в 10-11-х классах. Оба исследования проведены с помощью единой психофизиологической технологии на базе одной и той же аппаратуры с применением идентичных методов, в том числе текста инструкций школьникам по выполнению заданий [7, 8]. Каждое исследование состояло в проведении ряда обследований учащихся, в которых были оценены показатели психомоторики и когнитивных функций, а также функциональная лабильность зрительного анализатора. Все обследования осуществлялись с каждым учащимся индивидуально.

Развитие психомоторики оценивалось по латентным и моторным компонентам простой сенсомотор-ной реакции (ПСМР) на звуковой и световой сигналы [9, 10]. Латентные компоненты ПСМР определялись как время (в мс) от включения сигнала до начала двигательной реакции. Моторные компоненты ПСМР оценивались как время (в мс) от начала до завершения двигательной реакции в виде нажатия на другую кнопку. Каждая процедура обследования состояла из пяти проб. В этом и других методах обследования индивидуальные показатели вычислялись как средние значения по совокупности проб.

Оценка когнитивных функций осуществлялась по функциям логического мышления, переключения и распределения внимания. Логическое мышление исследовалось методом сложных аналогий [9, 10]. Оценивалось время логических операций (в с), а также доля верных решений (в %).

Функция переключения внимания проводилась методом экстренного выбора [11]. Субъекту последовательно предъявлялись два стимула, на каждый из которых он проинструктирован осуществлять выбор из двух реакций. Решения должны приниматься с предельной скоростью и точностью. Каждый очередной стимул предъявлялся практически мгновенно после выполнения предыдущего решения, что требовало экстренного переключения внимания. Оценивалось среднее по 30 пробам время безошибочных решений (в мс), связанное с проявлением экстренного переключения внимания.

Функция распределения внимания оценивалась методом выбора по памяти [11]. Задача исследуемого состояла в необходимости как можно быстрее и точнее реагировать не на предъявляемый, а на предыдущий световой стимул, что связано с необходимостью одновременного извлечения следов оперативной памяти и запоминания текущего события для следующего ответа. Выполнение этого задания требовало распределения внимания между текущими и прошлыми стимулами в процессе их последовательного предъявления. По совокупности 30 заданий оценивалось среднее время ответов (в мс) и средняя погрешность принимаемых решений (в %), которые характеризуют индивидуальную скорость и точность ответов при распределении внимания.

Исследование функциональной лабильности зрительного анализатора проводили методом оценки критической частоты слияния мельканий (КЧСМ), отражающей утомление зрительного анализатора школьника и его нервной системы [12, 13]. КЧСМ определялась с помощью модифицированного нами метода [14]. Частота световых стимулов предъявлялась ступенчато с постепенным ее увеличением или снижением в зависимости от ответа испытуемого -видит он или не видит мелькания света. Изменение частоты осуществлялось только после каждого ответа с постоянным уменьшением величины изменения в 2 раза. Индивидуальным показателем являлось то значение частоты, при которой мелькания воспринимались как монотонное свечение.

Все полученные данные были обработаны статистически с использованием пакета Statistica 6,0. Выявление различий между показателями психофизиологических функций в группах подростков РИ и СИ осуществлялось по среднегрупповым значениям в каждой из процедур обследования. В строках каждой таблицы сравнительного анализа: РИ и СИ - значения показателей для "ранних" и "поздних" исследований; d - разность показателей между СИ и РИ; d% - разность показателей в процентах от общего среднего значения; р - статистическая значимость различий между РИ и СИ. В столбцах таблиц кл. 9, кл. 10, кл. 11 представлены эти значения для учащихся 9, 10 и 11-х классов.

Проведение исследований у детей было одобрено локальным этическим комитетом. У всех школьников было получено индивидуальное информированное согласие на участие в исследовании.

Результаты и обсуждение

Сравнительная оценка показателей психомоторики представлена в табл. 1 и 2. Полученные результаты межгодовых изменений свидетельствуют о достоверно меньшем времени (т. е. большей скорости) латентных и моторных компонентов ПСР в СИ относительно РИ.

Сравнительная оценка показателей логического мышления представлена в табл. 3. Результаты межгодовых изменений означают достоверно меньшее

Таблица 1

Длительность латентных компонентов ПСМР (в мс)

Показатель ПСМР на звук ПСМР на свет

кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. 9 кл. 10 кл. 11

РИ 234 240 216 227 233 226

СИ 203 199 194 219 215 215

d -31,2 -41,4 -22,1 -8,6 -18,6 -11,4

d% -14,3 -18,9 -10,8 -3,8 -8,3 -5,2

Р < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,05 < 0,001 < 0,01

мерно на 1985 г., поэтому их развитие приходилось в основном на конец 1980-х и 1990-е годы, отличавшиеся напряженными социально-экономическими условиями. По мнению многих экономистов, уровень жизни большинства населения за 1991-1998 гг. резко снизился. Около 70% населения России стали жить беднее, чем прежде. В связи с этим мог возникнуть ряд условий, которые, по мнению большинства экспертов, способствовали ухудшению здоровья подростков: социально-экономическая депривация, безработица, неполноценное питание, изменения места жительства и меньшее внимание родителей к своим детям [15]. Все эти обстоятельства могли способствовать негативным изменениям их личностного развития [16].

время (т. е. большую скорость) и достоверно большую точность логического мышления тоже в СИ.

Сравнительная оценка показателя переключения внимания представлена в табл. 4. Межгодовые изменения проявились в виде достоверно меньшего времени (т. е. большей скорости) принятия решений при переключении внимания у современных подростков.

Сравнительная оценка показателей распределения внимания представлена в табл. 5. Для 9-х и 10-х классов получено достоверно меньшее время принимаемых решений в СИ по сравнению с РИ. В 11-м классе проявилась тенденция того же знака. Получена также достоверно меньшая погрешность (т. е. большая точность) этих решений для СИ с 9-го по 11-й класс.

Таким образом, скорость и точность сенсомо-торных реакций, а также функций логического мышления, переключения и распределения внимания у современных подростков существенно выше.

Значения КЧСМ представлены в табл. 6. Результаты межгодовых изменений свидетельствуют о достоверно меньшем значении КЧСМ в СИ относительно РИ в 9-х и 11-х классах, а также о проявлении в 10-м классе тенденции того же знака. Это соответствует несколько большему утомлению зрительного анализатора и нервной системы в целом у современных подростков.

При обсуждении полученных данных прежде всего следует отметить наблюдаемые изменения ряда психофизиологических функций старших подростков за 10-летний период, которые для каждого класса имеют одинаковый знак и в большинстве случаев статистически значимы. Современные подростки по сравнению с их сверстниками характеризуются лучшим развитием сенсомотори-ки, в том числе латентных и моторных компонентов принятия решений, а также лучшим развитием ряда когнитивных функций - логического мышления, переключения и распределения внимания.

Возможно, в основу наблюдаемых 10-летних изменений свой вклад внесли изменения условий жизни и школьного образования. День рождения подростков «раннего обследования» приходился при-

Таблица 2

Длительность моторных компонентов ПСМР (мс)

Показатель ПСМР на звук ПСМР на свет

кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. 9 кл. 10 кл. 11

РИ 166 135 128 153 131 127

СИ 135 126 107 137 130 110

d -31,3 -8,9 -20,8 -16,0 -1,0 -16,8

й%0 -20,8 -6,8 -17,7 -11,1 -0,7 -14,2

Р < 0,001 < 0,05 < 0,001 < 0,001 - < 0,001

Таблица 3

Среднее время и доля верных решений при выполнении заданий логического мышления

Пока- Среднее время Доля верных решений, %

затель выполнения, мс

кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. 9 кл. 10 кл. 11

РИ 13,5 8,9 6,8 72,1 72,5 79,9

СИ 8,9 6,5 5,9 78,3 83,6 86,5

d = -4,7 -2,4 -0,9 6,2 11,2 6,5

d% = -41,6 -30,8 -14,6 8,2 14,3 7,8

Р < 0,001 < 0,05 < 0,05 < 0,01 < 0,001 < 0,001

Таблица 4

Среднее время принятия решений при переключении внимания

Показатель Среднее время решений, мс

кл. 9 кл. 10 кл. 11

РИ 540 491 478

СИ 460 438 413

d -80 -53 -65

d% -16,0 -11,5 -14,6

Р < 0,001 < 0,001 < 0,001

Таблица 5

Среднее время и средняя погрешность принимаемых решений при распределении внимания

Пока- Среднее время решений, мс Средняя погрешность, %

затель кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. 9 кл. 10 | кл. 11

РИ 1353 1315 1007 17,6 15,8 17,8

СИ 1223 1069 950 6,9 8,1 5,6

d -130 -246 -57 -10,7 -7,7 -12,2

d% -10,1 -20,7 -5,8 -86,8 -64,3 -104,4

Р < 0,01 < 0,05 - < 0,001 < 0,05 < 0,001

Таблица 6 Критическая частота слияния мельканий

Показатель КЧСМ, Гц

кл. 9 кл. 10 кл. 11

РИ 36,9 34,5 36,9

СИ 34,6 33,7 35,0

d -2,2 -0,8 -1,9

d% -6,2 -2,3 -5,4

Р < 0,05 - < 0,05

Напротив, время развития современных подростков приходилось в основном на конец 1990-х и 2000-е годы, отличавшиеся более устойчивым социально-экономическим положением страны. Это могло повлиять на лучшие семейные условия жизни детей и обеспечить их более эффективное психофизиологическое развитие. Однако это предположение не объясняет более выраженного утомления у современных подростков по сниженным значениям КЧСМ.

Это может пояснить другая гипотеза, связанная с внедрением в жизнь современных детей и подростков новейших компьютерных, планшетных, телефонных и других средств электронной техники. Прежде всего эти средства обеспечивают различные виды электронных игр, полнее вошедших в их жизнь именно в последние годы. Школьники чрезвычайно увлечены этими играми, которым они уделяют много времени и внимания. Во многом это возможно благодаря тому, что современные средства игр находятся всегда под рукой, а некоторые из них могут переноситься в портфеле или кармане, что позволяет их использовать в любое свободное от занятий время, даже во время перемен между уроками.

Многие разнообразные игры являются «скоростными» и требуют быстрых и точных реакций на различные экранные стимулы, что приводит к участию психомоторики и ее развитию. Эта «игровая» тренировка при реагировании на различные сигналы может также приводить к напряжению функций распределения и переключения внимания, что способствует их развитию. Многие варианты современных игр способствуют также тренировке логического мышления.

Разнообразные технологии современного образования, использующие компьютерные средства обучения, также могут оказывать положительное влияние на развитие психофизиологических функций современных школьников.

При этом внедрение в жизнь электронных игр и компьютерных средств обучения, требующих постоянной концентрации зрения на близко расположенном и неподвижном экране компьютера и на других средствах электронных игр, могло приводить к перенапряжению зрительного анализатора и к развитию

утомления, что проявилось в сниженных показателях КЧСМ.

Таким образом, в психофизиологическом развитии современных подростков по сравнению с их сверстниками выявлено: улучшение когнитивных функций и психомоторики при некотором усилении утомления зрительного анализатора и нервной системы школьников. Полученные данные об особенностях психофизиологического развития современных подростков могут быть полезными для прогноза возможных изменений в будущем для организации школьными врачами и педагогами эффективных образовательных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. М.: Изд. НЦЗД РАМН; 2008.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: Пособие для врачей. М.: Изд. Научный центр здоровья детей РАМН; 2005.

3. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков: Сборник трудов под ред. С.М. Гром-баха, Д.Н. Крылова. М.: ВНИИГДиП; 1987.

4. Казин Э.М., Блинова Н.Г. и др. Комплексное лонгитудинальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза. Физиология человека. 2003; 9 (1): 70-6.

5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изд. НЦЗД РАМН; 2008.

6. Поварго E. А., Зигитбаев P. Н., Шубина X. 3., Ямалетдинов А. Ш., Зулъкарнаев Т. P. Основные тенденции в физическом развитии детей младшего школьного возраста. Гигиена и санитария. 2007; 4: 71-3.

7. Надеждин Д.С., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. Современная технология оценки развития нервно-психической сферы детей и подростков. В кн.: Материалы VIII конгресса педиатров России "Современные проблемы профилактической педиатрии". М.: Издательский дом «Династия»; 2003: 242.

8. Надеждин Д.С. Оценка психофизиологического развития с помощью компьютерного комплекса Психомат. В кн.: Оценка состояния здоровья детей. новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. М.: ГЕОТАР-Медиа; 2008: 98-103, 391-2.

9. Казин Э.М., Блинова Н.Г. и др. Практикум по психофизиологической диагностике. М.: ВЛАДОС; 2000.

10. Практическая психология в тестах. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА; 2007.

11. Надеждин Д.С., Сахаров В.Г., Квасов Г.И. Глава 6. Психофизиологическое и личностное развитие в старшем подростковом возрасте. В кн.: Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.: Издательская группа ГЭОТАР-Медиа; 2006: 115-41.

12. Красноперова Н.А. Критическая частота световых мельканий как показатель развития утомления при учебной нагрузке у глухих и слабослышащих детей 6-9 лет. Дефектология. 1998; 2: 18-21.

13. Роженцов В.В., Полевщиков М.М., Шрага А.М. Контроль степени утомления человека методом КЧСМ. В кн.: Физическая культура, спорт и здоровье: Сборник научных статей. Йошкар-Ола; 1999: 36-7.

14. Надеждин Д.С. Способ оценки критической частоты слияния мельканий. ПатентRF№ 2 489 962 C1A61B 5/00; 9.07.2012.

8. Nadezhdin D.S. Assessment of psycho-physiological development using computer complex Psychomat. In: Evaluation of the State Children's Health. New Approaches to Prevention and Wellness Work in Educational Institutions: A Guide for Physicians. Moscow: GEOTAR Media; 2008: 98-103, 391-2. (in Russian)

9. Kazin E.M., Blinova N.G. et al. Workshop on psycho-physiological diagnostics [Praktikum po psikhofiziologicheskoy diagnostike]. Moscow: VLADOS; 2000. (in Russian)

10. Practical Psychology in the Tests. [Prakticheskaya psikhologiya v testakh]. Moscow: AST-PRESS KNIGA; 2007. (in Russian)

11. Nadezhdin D.S., Sakharov V.R., Kvasov G.I. Chapter 6. Psy-chophysiological and personality development in late teen age. In: Medical and Social Aspects of Adaptation of Modern Teenagers to the Conditions of Education, Training and Employment: A Guide for Physicians [Meditsinskie i sotsial'nye aspekty adaptatsii sovremen-nykh podrostkov k usloviyam vospitaniya, obucheniya i trudovoy deyatel'nosti: Rukovodstvo dlya vrachey]. Moscow: Izdatel'skaya grappa "GEOTAR-Media"; 2006: 115-41. (in Russian)

12. Krasnoperova N.A. Critical frequency of light flashed as the indicator of development of fatigue during the training load for deaf and hard of hearing children 6-9 years. Defektologiya. 1998; 2: 18-21. (in Russian)

13. Rozhentsov V.V., Polevshchikov M.M., Shraga A.M. Control the degree of fatigue of a person method ccsm. In: Physical Culture, Sport andHealth: The Collection of Scientific Articles. Yoshkar-Ola; 1999: 36-7. (in Russian)

14. Nadezhdin D.S. Way to Estimate the Critical Frequency of Flicker Fusion. Patent RF № 2 489 962 CI A61B 5/00; 9.07.2012. (in Russian)

15. Sogiyaynen A.A., Chicherin L.P. Features of quality of life and the formation of zdorovesberegajushchego behavior in adolescents Moscow region. In: The Collection of Materials of Scientific-practical Conference with International Participation "Actual Problems of Health of Children and Adolescents". Khabarovsk; 2014: 3-8. (in Russian)

16. Fel'dshteyn D.I. Features of personality development of the adolescent in terms of socio-economic crisis. Mirpsikhologii ipsikhologiya v mire. 1994; 1: 38-46. (in Russian)

Поступила 30.10.14 Received 30.10.14

Сведения об авторах:

Сухарева Людмила Михайловна, доктор мед. наук, проф., зам. директора; Надеждин Дмитрий Серафимович, канд. биол. наук, зав. лаб. «Психофизиология и психогигиена» НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД, e-mail: n-d-s-1@ yandex.ru; Сахаров Валентин Гаврилович, канд. биол. наук, ст. науч. сотр. лаб. «Психофизиология и психогигиена» НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД.

15. Согияйнен А.А., Чичерин Л.П. Особенности качества жизни и формирования здоровьесберегающего поведения у подростков Московской области. В кн.: Сборник материалов Научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы здоровья детей и подростков». Хабаровск; 2014: 3-8.

16. Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса. Мир психологии и психология в мире. 1994; 1: 38-46.

REFERENCES

1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Evaluation of the State Children's Health. New Approaches to Prevention and Wellness Work in Educational Institutions: A Guide for Physicians [Otsenka sostoyaniya zdorov'ya detey. Novye podkhody k profilakticheskoy i ozdorovitel'noy rabote v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: Rukovodstvo dlya vrachey]. Moscow: NTsZD RAMN; 2008. (in Russian)

2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. et al. Evaluation of Mental Health and Psycho-physiological Status of Children and Adolescents with Preventive Medical Examinations: Manual for Doctors. [Otsenka nervno-psikhicheskogo zdorov'ya i psikhofiziolog-icheskogo statusa detey i podrostkov pri profilakticheskikh meditsin-skikh osmotrakh: Posobie dlya vrachey]. Moscow: NCZD; 2005. (in Russian)

3. Psychophysiological Development and Mental Health of Children and Adolescents. [Psikhofiziologicheskoe razvitie i sostoyanie psikh-icheskogo zdorov'ya detey ipodrostkov: Sbornik trudov eds by S.M. Grombakh, D.N. Krylov. Moscow: VNIIGDiP; 1987. (in Russian)

4. Kazin E.M., Blinova N.G. et al. Comprehensive longitudinal study of the characteristics of physical and psycho-physiological development of pupils at the stages of child, adolescent and youth periods of ontogenesis. Fiziologiya cheloveka. 2003; 9 (1): 70-6. (in Russian)

5. Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblina N.A. Physical Development of Children and Teenagers at the Turn of the Millennium. [Fiziches-koe razvitie detey i podrostkov na rubezhe tysyacheletiy]. Moscow: NcZD; 2008. (in Russian)

6. Povargo E.A., Zigitbaev P.N., Shubina Kh.Z., Yamaletdinov A.Sh., Zulkarnaev T.P. Major trends in physical development of children of primary school age. Gigiena i sanitariya. 2007; 4: 71-3. (in Russian)

7. Nadezhdin D.S., Sukhareva L.M., Pavlovich K.E. Modern technology evaluation development of psychological sphere of children and adolescents. In: Proceedings of the VIII Congress of Pediatricians of Russia "Modern Problems of Preventive Pediatrics". Moscow: Izdatel'skiy dom "Dinastiya"; 2003: 242. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.