Научная статья на тему 'Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников'

Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1496
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ / КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / ПСИХОМОТОРИКА / ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СКОРОСТЬ РАЗВИТИЯ / AGE-RELATED DEVELOPMENT OF COGNITIVE FUNCTIONS / PSYCHOMOTOR / AGE-GENDER FEATURES / RATE OF THE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Дмитрий Серафимович

Важная проблема психогигиены содействие развитию нервно-психической сферы детей и подростков при их обучении в образовательных учреждениях. Проведен анализ основных закономерностей проявлений половых различий когнитивных функций (КФ) и психомоторики учащихся в процессе их возрастного развития с 1-го по 11-й класс обучения. Наряду с выявленными половыми различиями КФ и психомоторики установлены значимые различия скорости их возрастного развития. Лица женского пола проявили существенно большую скорость развития КФ, а учащиеся мужского пола достоверно большую скорость развития мелкой моторики. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности разработки современных образовательных технологий с возможным переходом от идентичного обучения школьников разного пола к обучению и воспитанию с учетом особенностей возрастно-полового развития психофизиологических функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Дмитрий Серафимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agegender features of the psychophysiological development of schoolchildren

An important issue is the promotion of the development of neuro-mental sphere of children and adolescents in their teaching in educational institutions. There was performed the analysis of the main regularities of the manifestation of gender differences in cognitive functions and psychomotor of students in the process of their development of age from 1 to 11 classes of learning. Along with reliable gender differences in cognitive functions and psychomotor there were esta psychomotorics blished significant differences of the rate of their age development. Females showed a significantly greater rate of development of cognitive functions, and male students significantly greater rate of development of fine motor skills. The data obtained indicate to the necessity of the elaboration of modern educational technologies with optional transition from identical education of schoolchildren of the different gender to the education with taking into account age and gender peculiarities of the development ofpsychophysiological functions.

Текст научной работы на тему «Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников»

Russian pediatric journal. 2016; 19(6) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2016-19-6-367-373

J367_

SOCIAL PEDIATRICS

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 612.821-057.874-055-053

Кучма В.Р., СухареваЛ.М., Надеждин Д.С.

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г Москва, Ломоносовский просп., д. 2, стр. 1

Важная проблема психогигиены — содействие развитию нервно-психической сферы детей и подростков при их обучении в образовательных учреждениях. Проведен анализ основных закономерностей проявлений половых различий когнитивных функций (КФ) и психомоторики учащихся в процессе их возрастного развития с 1-го по 11-й класс обучения. Наряду с выявленными половыми различиями КФ и психомоторики установлены значимые различия скорости их возрастного развития. Лица женского пола проявили существенно большую скорость развития КФ, а учащиеся мужского пола — достоверно большую скорость развития мелкой моторики. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности разработки современных образовательных технологий с возможным переходом от идентичного обучения школьников разного пола к обучению и воспитанию с учетом особенностей возрастно-полового развития психофизиологических функций.

Ключевые слова: возрастное развитие; когнитивные функции; психомоторика; возрастно-половые особенности; скорость развития.

Для цитирования: Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников. Российский педиатрический журнал. 2016; 19(6):367-373. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/1560-9561-2016-19(6)-367-373

Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S.

AGE-GENDER FEATURES OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN

Research Institute of Hygiene and health of children and adolescents FSBI «Scientific center of children's health» Ministry of health of Russia, 105064, Moscow, Russia

An important issue is the promotion of the development of neuro-mental sphere of children and adolescents in their teaching in educational institutions. There was performed the analysis of the main regularities of the manifestation of gender differences in cognitive functions and psychomotor of students in the process of their development of age from 1 to 11 classes of learning. Along with reliable gender differences in cognitive functions and psychomotor there were esta psychomotorics blished significant differences of the rate of their age development. Females showed a significantly greater rate of development of cognitive functions, and male students — significantly greater rate of development of fine motor skills. The data obtained indicate to the necessity of the elaboration of modern educational technologies with optional transition from identical education of schoolchildren of the different gender to the education with taking into account age and gender peculiarities of the development ofpsychophysiological functions.

Keywords : Age-related development of cognitive functions, psychomotor, age-gender features, rate of the development.

For citation: Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S. Age-gender features of the psychophysiological development of schoolchildren. Rossiiskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2016; 19(6): 367-373. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2016-19(6)-367-373

For correspondence: Dmitry S. Nadezhdin, MD, PhD, Head of the Laboratory of Developmental Psychophysiology of the Scientific Centre of Children Health, 2, bld. 2, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation. E-mail: n-d-s-1@ yandex.ru

Information about authors: Kuchma V.R., https://orcid.org/0000-0002-1410-5546

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgments. The study had no sponsorship.

Received 23.06.2016 Accepted 19.10.2016

последние десятилетия важной проблемой i психогигиены стало содействие развитию JLJ нервно-психической сферы детей и подростков при их обучении в образовательных учреждениях [1, 2], что связано с необходимостью охраны здоровья подрастающего поколения [2, 3]. Несомненна актуальность изучения психофизиологического развития школьников, нарушения которого могут приводить к трудностям в учебной деятельности [2—6]. В

Для корреспонденции: Надеждин Дмитрий Серафимович, канд. биол. наук, зав. лаб. возрастной психофизиологии НЦЗД Минздрава России, e-mail: n-d-s-1@yandex.ru

настоящее время существуют противоречивые мнения о необходимости специализированного обучения учащихся разного пола, основанные на данных о наличии [7, 8] или отсутствии [9] гендерных различий психофизиологического развития школьников.

Для эффективного решения этих вопросов необходимо уточнить возрастно-половые особенности психофизиологического статуса учащихся. Цель данного исследования состояла в выявлении основных закономерностей взаимодействия факторов возраста и пола в процессе развития когнитивных функций (КФ) и психомоторики детей и подростков при обучении в школе.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Материалы и методы

Проведено лонгитудинальное психофизиологическое исследование группы учащихся пяти московских средних школ в процессе их обучения с 1-го по 11-й класс. Объем выборки составили 200 человек с примерно равным числом лиц женского и мужского пола.

Применен ряд методик для оценки развития КФ и психомоторики, реализованных на основе «Компьютерного психофизиологического комплекса» КПФК-99 «Психомат», а также использованы несколько созданных на его основе дополнительных программ обследования.

1. Методика «Образная зрительная память» [10] состояла в предъявлении на экране монитора зрительного матричного образа в виде таблицы из восьми строк и шести столбцов. В каждой строке только одна из шести клеток была значимой (помечена белым цветом). Задача испытуемого — в течение времени экспозиции (16 с) запомнить расположение белых квадратиков в каждой строке, а по окончании экспозиции — воспроизвести их расположение. Оценивали показатели «Объем образной памяти» как среднее число правильных ответов по нескольким тестовым заданиям (шт) и «Время извлечения из памяти» как среднее время верных ответов (с).

2. Методика «Объем зрительного восприятия» [10] состояла в предъявлении на экране монитора световых элементов со временем экспозиции 160 мс. В разных тестовых заданиях число предъявляемых элементов варьировало от 5 до 10. Определяли наибольшее точно названное испытуемым число элементов.

3. КФ «Логическое мышление» изучали методом «Сложные аналогии» в виде компьютерной модификации бланкового метода [12]. Оценивали показатели «Точность» (%) и «Время логических операций» (с).

4. Методика Горбова «Красно-черная таблица» [11] состояла в предъявлении красно-черных таблиц (7^7 клеток) с псевдослучайно размещенными числами черного цвета от 1 до 25 и числами красного цвета от 1 до 24 (модификация для обследования учащихся младших классов и подростков) [10].

5. По методике «Теппинг-тест» [13] испытуемого просили как можно быстрее постукивать по кнопке ответа на пульте КПФК-99 в течение 5 с. Оценивали

5 0-5-10 -15 -20

Мл Ср а

Ст

105 0 -5

Мл Ср Ст б

Рис. 1. Половое различие d (ж—м) в трех возрастных группах: а — «Объем образной памяти»; б — «Время извлечения из памяти».

«Темп мелкой моторики» как средний интервал времени между движениями кисти руки (мс).

6. Методику «Простая сенсомоторная реакция» (ПСМР) относят к методам рефлексометрии [14] с оценкой латентного и моторного компонентов сен-сомоторной реакции [15]. «Латентный компонент ПСМР» оценивали как среднее время от момента подачи сигнала до отрыва «контактного карандаша» от исходной кнопки (мс). В этот интервал времени движение руки еще отсутствует, поэтому «Латентный компонент» связан не с психомоторикой, а с теми КФ, которые обеспечивают процесс афферентного синтеза и принятия решения. «Моторный компонент ПСМР» оценивали как среднее время от момента снятия «контактного карандаша» с исходной кнопки до касания кнопки ответа (мс).

Все полученные данные обработаны статистически с помощью пакета Statistica 6.0 (StatSoft. Inc., США). Уровень различий принимали статистически значимым при p < 0,05.

Результаты

В процессе 11-летнего лонгитудинального исследования группы школьников получена динамика изменения изучаемых показателей КФ и психомоторики. Показатели КФ («Объем образной памяти» и «Время извлечения из памяти», «Латентный компонент ПСМР» и «Объем зрительного восприятия», «Точность» и «Время логических операций», «Кон-

Таблица 1

«Образная зрительная память»

Параметры Объем образной памяти Время извлечения из памяти (с)

Возраст Мл Ср Ст Кр Мл Ср Ст Кр

Ж 2,3 ± 0,2 3,3 ± 0,1 4,2 ± 0,2 0,32 5,8 ± 0,5 3,3 ± 0,1 2,2 ± 0,2 -0,54

М 2,7 ± 0,2 3,5 ± 0,1 4,2 ± 0,2 0,25 5,3 ± 0,5 3,2 ± 0,1 2,2 ± 0,1 -0,48

d (ж—м) -16,1% -4,6% 0,4% 27,3% 8,3% 3,0% -0,1% 11,2%

p (ж—м) p < 0,01 p < 0,05 — p < 0,05 — — — p < 0,001

Russian pediatric journal. 2016; 19(6) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2016-19-6-367-373

SOCIAL PEDIATRICS

Таблица 2

«Латентный компонент ПСМР» и «Объем зрительного восприятия»

Параметры Латентный компонент ПСМР (мс) Объем зрительного восприятия

Возраст Мл Ср Ст Кр Мл Ср Ст Кр

Ж 248 ± 8,4 224 ± 4,9 199 ± 5,2 -7,1 5,7 ± 0,2 6,8 ± 0,1 7,3 ± 0,2 0,25

М 239 ± 8,4 215 ± 4,6 198 ± 4,5 -6,7 6 ± 0,2 6,8 ± 0,1 7,2 ± 0,2 0,20

d (ж—м) 3,6% 4,0% 0,2% 5,7% -3,8% 0,4% 1,5% 22,7%

р (ж—м) p < 0,05 p < 0,01 — p < 0,05 p < 0,05 — — p = 0,1

центрация» и «Переключения внимания») представлены в табл. 1—4, а психомоторики («Темп мелкой моторики» и «Моторный компонент ПСМР») — в табл. 5. Для упрощения описания данных осуществлен их анализ по трем возрастным группам — при обучении в младших, средних и старших классах (столбцы таблицы «Мл», «Ср» и «Ст»). При этом в строках «Ж» и «М» указаны средние значения изучаемых показателей с их доверительными интервалами отдельно для лиц женского и мужского пола; в строке

(ж—м)» — величины различий между значениями показателей у девочек-девушек и мальчиков-юношей (в % относительно мужского пола); в нижней строке «р (ж—м)» — статистическая достоверность половых различий (по критерию Стьюдента).

В столбце «Кр» приведены результаты регрессионного анализа процесса возрастного развития детей и подростков 8—18 лет. В строках «Ж» и «М» приведены значения коэффициентов регрессии (КР) значений показателя в зависимости от возраста для лиц женского и мужского пола. КР отражает скорость возрастного развития, т. е. среднюю величину изменения показателя за год (достоверность КР в таблицах не указана, так как она оказалась высокой для всех показателей). В нижних ячейках столбца «Кр» приведены относительная разность между значениями КР у лиц разного пола (ж—м)» (%) и статистическая достоверность этой разности «р (ж—м)», т. е. достоверность полового различия скорости развития.

1. Показатели образной зрительной памяти представлены в табл. 1. Из таблицы видно, что у лиц каждого пола при переходе в следующую возрастную группу происходит увеличение «Объема образной памяти» и снижение «Времени извлечения», т. е. развитие этой КФ. Половые различия отчетливо проявились по «Объему образной памяти». В младшем и среднем школьном возрасте (столбцы «Мл» и «Ср») этот показатель достоверно выше у лиц мужского пола. В старшем возрасте это различие снизилось и стало недостоверным. Величины половых различий d (ж—м) по абсолютной величине имеют большее значение в старшем возрасте (16,1%), но в процессе взросления они снизились практически до 0.

«Время извлечения из памяти» достоверных половых различий не проявило, однако его величина d (ж—м) также имеет наибольшее значение в младшем

возрасте (8,3%), но по мере взросления она постепенно снизилась практически до 0.

Характер изменения величин d (ж—м) для обоих показателей представлен на рис. 1. Из рисунка видно, что высокие в младшем возрасте различия между учащимися разного пола в процессе возрастного различия постепенно снижались с приближением к 0.

В столбцах «Кр» табл. 1 приведены результаты регрессионного анализа этих показателей. По каждому из них получено статистически значимое различие КР у девочек-девушек и мальчиков-юношей (р < 0,05 и р < 0,001 соответственно), что означает достоверно большую скорость развития зрительной образной памяти у лиц женского пола. Образная память по обоим показателям в младшем возрасте достоверно сильнее развита у мальчиков, однако лица женского пола имеют достоверно большую скорость ее возрастного развития, благодаря чему с возрастом это различие исчезло, и образная память стала соответствовать этой КФ у юношей.

2. Показатели «Латентного компонента ПСМР» представлены в табл. 2. Из таблицы видно, что в процессе взросления его значения снижаются, что означает развитие скорости афферентного синтеза и принятия решений.

В младшем и среднем возрасте показатель достоверно выше у лиц женского пола (р < 0,05, р < 0,01), т. е. принятие решений у них происходит медленнее. Однако в старшем возрасте половые различия исчезают. При этом КР имеют достоверное половое различие (р < 0,05), подтверждающее большую скорость развития этой функции у девочек-девушек.

3. Аналогичная картина получена по показателю «Объем зрительного восприятия» (см. табл. 2). В младших классах он достоверно меньше у девочек (р < 0,05), однако по мере взросления девушки не только догоняют, но и несколько опережают юношей. Величина различия d (ж—м) увеличивается с возрастом от -3,8% до + 1,5%. Коэффициент регрессии на 22,7% больше у лиц женского пола, что отражает их тенденцию (р = 0,1) к большей скорости развития.

4. В табл. 3 представлены показатели «Логического мышления» — «Точность» и «Время логических операций». В отличие от рассмотренных выше показателей в младшем возрасте половые различия не проявились. По величинам d (ж—м) видно, что по

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таблица 3

«Точность и время логических операций»

Параметры Точность логических операций (%) Время логических операций (с)

Возраст Мл Ср Ст Кр Мл Ср Ст Кр

Ж 68 ± 2,7 76 ± 1,8 86 ± 1,8 3,36 10,9 ± 0,9 6,3 ± 0,3 5,0 ± 0,3 -0,95

М 65 ± 2,7 73 ± 1,8 79 ± 2,2 2,66 11,5 ± 0,9 7,1 ± 0,4 5,6 ± 0,4 -0,96

d (ж—м) 3,8% 2,8% 8,6% 26,5% -5,9% -12,4% -11,2% -1,8%

р (ж—м) — р < 0,05 р < 0,001 р < 0,001 — р < 0,001 р < 0,01 —

обоим показателям половое различие (по абсолютной величине) по мере взросления увеличивается и в среднем-старшем возрасте становится статистически достоверным: у девушек по сравнению с юношами повышается «Точность» и снижается «Время логических операций».

Высокое половое различие получено по КР для «Точности логических операций». У лиц женского пола скорость возрастного изменения этого показателя на 26,5% выше, чем у мальчиков-юношей (р < 0,001).

Таким образом, в младшем возрасте половые различия не проявились, однако за счет большей скорости развития логического мышления у лиц женского пола именно они по мере взросления стали достоверно точнее и быстрее выполнять логические операции.

5. Показатели «Концентрации» и «Переключения внимания» представлены в табл. 4. Оба показателя проявили ту же картину изменения, что и «Логическое мышление». Отсутствовавшие в младшем возрасте половые различия по мере взросления увеличились, в результате чего концентрация и переключение внимания у девушек оказались достоверно выше, чем у юношей. На рис. 2 показана динамика величин полового различия d (ж—м) этих показателей. Из рисунка видно, что различия при взрослении постепенно увеличились, т. е. лица женского пола имеют больший темп развития этих КФ.

Это обстоятельство подтверждено данными регрессионного анализа: у лиц женского пола КР концентрации внимания выше на 11,9%, а переключения

внимания — на 18,6% по сравнению с мальчиками-юношами. Эти половые различия скорости развития статистически достоверны (р < 0,001 и р < 0,01 соответственно). Таким образом, в младшем возрасте «Концентрация» и «Переключение внимания» не имели половых различий, однако за счет большей скорости их развития у лиц женского пола именно у девушек при взрослении эти функции достигли достоверно большего уровня.

6. Показатели психомоторики — «Темп мелкой моторики» и время «Моторного компонента простой сенсомоторной реакции на звук» — представлены в табл. 5. Из таблицы видно, что величина различия d (ж—м) «Темпа мелкой моторики» постепенно возрастала от 0,1 до 7,3%. В младшем возрасте «Темп мелкой моторики» не проявил половых различий. Однако по мере взросления в среднем и старшем возрасте у юношей появилось достоверно меньшее время движений (р < 0,05 и р < 0,001 соответственно), т. е. большая скорость мелкой моторики. Картина возрастного изменения величин d (ж—м) показывает постепенное увеличение половых различий (рис. 3). Это подтверждено данными регрессионного анализа: у лиц мужского пола КР на 23,8% выше по сравнению с девочками-девушками. Данное половое различие скорости развития мелкой моторики высоко достоверно (р < 0,001).

Еще большее половое различие проявил «Моторный компонент ПСМР». Во всех возрастных группах (см. табл. 5) он достоверно ниже у лиц мужского пола

10 5

он

-5

151 1050-5-10-

Мл Ср Ст

Мл Ср Ст а

Мл Ср Ст б

Рис. 2. Половое различие d (ж—м) в трех возрастных группах: а — «Концентрация внимания»; б — «Переключение внимания».

Рис. 3. Половое различие d (ж—м) в трех возрастных группах: а — «Темп мелкой моторики»; б — «Моторный компонент ПСМР».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian pediatric journal. 2016; 19(6) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2016-19-6-367-373

SOCIAL PEDIATRICS

Таблица 4

«Концентрация и переключение внимания» (%/с)

Параметры Концентрация внимания Переключение внимания

Возраст Мл Ср Ст Кр Мл Ср Ст Кр

Ж 12,7 ± 0,7 20,4 ± 0,6 25,6 ± 1 2,0 5 ± 0,6 10 ± 0,5 13 ± 0,8 1,02

М 13,0 ± 0,9 19,4 ± 0,7 24,1 ± 1 1,8 6 ± 0,7 9 ± 0,5 11 ± 0,8 0,86

d (ж—м) -2,7% 4,8% 5,9% 11,9% -5,6% 9,0% 13,4% 18,6%

р(ж—м) — p < 0,05 p < 0,05 p < 0,001 — p < 0,05 p < 0,01 p < 0,01

Таблица 5

«Темп мелкой моторики и моторный компонент ПСМР на звук»

Параметры Темп мелкой моторики (мс) Моторный компонент ПСМР (мс)

Возраст Мл Ср Ст Кр Мл Ср Ст Кр

Ж 187 ± 3 166 ± 2 155 ± 3 -5,4 192 ± 7,4 162 ± 4,3 132 ± 4,7 -9,9

М 187 ± 4 163 ± 2 144 ± 4 -7,0 175 ± 7,9 145 ± 4,6 118 ± 4,8 -9,6

d (ж—м) 0,1% 1,8% 7,3% -23,8% 10,2% 11,7% 11,7% 3,7%

р (ж—м) — p < 0,05 p < 0,001 p < 0,001 p < 0,001 p < 0,001 p < 0,001 —

(р < 0,001), что означает более развитую у них психомоторику. При этом скорость ее развития у лиц женского и мужского пола примерно одинакова.

О бсужде ние

Проведенное исследование психофизиологических функций учащихся выявило две основные закономерности их возрастного развития. Во-первых, для всех рассмотренных показателей учащихся младших, средних и старших классов получены достоверные половые различия на некоторых этапах возрастного развития. Таким образом, в каждом возрасте присутствуют такие психофизиологические показатели, которые достоверно более развиты или у девочек-девушек, или у мальчиков-юношей. Во-вторых, у школьников разного пола установлены разные скорости возрастного развития психофизиологических функций в процессе взросления.

Скорость возрастного развития КФ оказалась достоверно выше у лиц женского пола. Это проявилось как в изменении величин полового различия показателей d (ж—м), так и в значениях КР возрастного развития в период 9—18 лет. Показатели КФ имеют достоверное половое различие КР, что означает различие скорости развития этих функций у лиц разного пола. Достоверно большая скорость развития у девочек-девушек проявилась по показателям «Объем образной памяти» и «Время извлечения», «Латентный компонент ПСМР», «Точность логических операций», «Концентрация» и «Переключение внимания».

Только для двух рассмотренных показателей КФ не выявлено высокой достоверности половых различий скорости развития. Так, КР «Объема зрительного восприятия» существенно выше у лиц женского пола, но при низкой достоверности этого отличия (р = 0,1). Однако при этом проявилось отчетливое изменение величин половых различий d (ж—м) этого показателя (от -3,8% до +1,5%), свидетельствующее о тенденции к большей скорости развития этой функции у девочек-девушек. Второй показатель, КР которого не проявил достоверного различия, — «Время логических операций». Следует отметить, что это один из двух показателей функции «Логического мышления», по другому из которых («Точность логических операций») эта функция проявила высокодостоверную большую скорость развития у девочек-девушек.

Таким образом, важная особенность возрастного развития КФ — достоверно большая скорость их формирования у лиц женского пола. При этом можно выделить две группы показателей КФ, отличающихся половыми особенностями возрастного развития, — с постепенным снижением и постепенным повышением половых различий в процессе возрастного развития. К первой группе относят показатели «Объем зрительного восприятия», «Зрительная образная память» и «Латентный компонент ПСМР на звук». Достоверные половые различия этих функций отмечены в младшем школьном возрасте в виде лучшего их проявления у мальчиков. По мере взросления благодаря большей скорости развития КФ у лиц женского пола произошло снижение половых различий в средних классах и полное их исчезновение в старшем школьном возрасте.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Ко второй группе относят КФ «Логическое мышление», «Концентрация» и «Переключение внимания». В младшем школьном возрасте эти функции не проявили достоверных половых различий — мальчики и девочки одинаково успешно выполняли тестовые задания. Однако по мере взросления благодаря большей скорости развития КФ у лиц женского пола в среднем и старшем школьном возрасте появилась и возросла статистическая значимость половых различий, свидетельствующая о большем развитии этих функций у девушек.

В отличие от КФ иная картина возрастного развития получена по показателям психомоторики. Так, скорость развития мелкой моторики существенно выше у лиц мужского пола. Именно поэтому в процессе развития отсутствие различий в младшем возрасте сменилось достоверно более развитой психомоторикой у юношей. Другой показатель психомоторики — «Моторный компонент ПСМР» — не проявил различий в скорости развития (КР одинаковы). Однако он достоверно более развит у лиц мужского пола во всех возрастных категориях (р < 0,001), что означает более развитую у них психомоторику во всем периоде школьного возраста. Таким образом, половые различия психофизиологических функций состоят не только в различии значений их показателей, но и в скорости развития. Именно эта скорость определяет тот возраст, в котором функции проявляются различно у лиц разного пола.

Вместе с тем полученные половые различия по своей величине незначительны, их величины для проанализированных показателей находятся в пределах от 1,8% (для «Темпа мелкой моторики») до 16,1% (для «Объема образной памяти»). Это может подтверждать существующие сомнения в необходимости специального обучения лиц разного пола. Однако анализ скорости развития КФ и психомоторики выявил гораздо большие гендерные различия. Так, у девочек-девушек достоверновышескоростьразвитияобразнойпамяти— на 27%, точность логических операций — на 26%, объем зрительного восприятия — на 22%, переключение внимания — на 18,6%. При этом у мальчиков-юношей скорость развития мелкой моторики на 23,8% выше, чем у девочек-девушек. Полученная особенность возрастно-полового развития свидетельствует о существенном различии лиц разного пола по скорости развития психофизиологических функций.

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости по-новому взглянуть на современные образовательные технологии с возможным переходом от идентичного обучения и воспитания школьников разного пола к образованию с учетом особенностей возрастно-полового развития психофизиологических функций.

Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с 1-го по 9-й класс. Рос. педиатр. журн. 2013; (4): 48—53.

2. Сухарева Л.М., Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность. М.: Просвещение; 2012.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. Пособие для врачей. М.; 2005.

4. Маслова О.И., Горюнова А.В., Студеникин В.М. Современные методы изучения психофизиологических функций. Пособие для врачей. М.; 2006.

5. Намазова-Баранова Л.С., Каркашадзе Г.А., Маслова О.И. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей. Педиатрическая фармакология. 2011; 8(5): 6—12.

6. Маслова О.И., Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Каркашадзе Г.А., Мамедьяров А.М., Лазарев М.Л. Современные аспекты изучения когнитивной сферы в развитии ребенка. Педиатрическая фармакология. 2012; 9(6): 72—8.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис; 2015.

8. Кабаева В.М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании. М.: МГППУ; 2007.

9. Мурадова О.И., Намазова-Баранова Л.С., Торшхоева Р.М., Каркашадзе Г.А., Ширяева О.А. Количественные нормативы когнитивной деятельности у здоровых российских школьников в возрасте 8—17 лет, обследованных с помощью тестовой компьютерной системы «Психомат». Педиатрическая фармакология. 2012; 9(2): 89—98.

10. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. и др. База данных «Нормативы показателей когнитивных функций учащихся средней школы в процессе возрастного развития с 7—8 до 17—18 лет». Свидетельство о государственной регистрации базы данных RU № 2015620880 от 8.06.2015.

11. Методика Горбова «Красно-черная таблица». В кн.: Альманах психологических тестов. М.; 1995: 117—8.

12. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М.: ООО «Издательство АСТ»; 1997.

13. Казин Э.М., Блинова Н.Г., и др. Практикум по психофизиологической диагностике. М.: ВЛАДОС; 2000.

14. Сухарева Л.М., Павлович К.Э., Боксер О.Я. Автоматизированный комплекс для психофизиологических исследований детей и подростков в целях профориентации и профотбора. В кн.: «Время экстренной реакции человека-оператора и вопросы безопасности: теория, методы, приборы». Симпозиум. Иваново; 1990.

15. Айзенк Х., Эванс Д. Энциклопедия психологических тестов. Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка. М.: ООО «Издательство АСТ»; 1997.

REFERENCES

1. Sukhareva L.M., Namazova-Baranova L.S., Rapoport I.K. Morbidity of Moscow schoolchildren in the dynamics of learning from 1st to 9th class. Ros. pediatr. zhurn. 2013; (4): 48—53. (in Russian)

2. Sukhareva L.M., Kuchma V.R., Rapoport I.K. The School of Health in Russia: the Principles and Organization of Work. Monitoring of Development and Effectiveness. [Shkoly zdorov'ya v Rossii: print-sipy i organizatsiya raboty. Monitoring razvitiya i effektivnost']. Moscow: Prosveshenie; 2012. (in Russian)

3. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. et al. Evaluation of Mental Health and Psychophysiological Status of Children and Adolescents with Preventive Medical Examinations. [Otsenka nervno-psihikheskogo zdorov'ya i psikhofiziologicheskogo statusa detey i podrostkov pri profilakticheskikh meditsinskikh osmotrakh]. Manual for Doctors. Moscow; 2005. (in Russian)

4. Maslova O.I., Goryunova A.V., Studenikin V.M. Modern Methods of Studying of psykho-physiological Functions. [Sovremennye metody izucheniya psikhofiziologicheskikh funktsij]. Manual for Doctors. Moscow; 2006. (in Russian)

5. Namazova-Baranova L.S., Karkashadze G.A., Maslova O.I. Topical problems of the diagnosis and treatment of mild cognitive disorders in children. Pediatricheskaya farmakologiya. 2011; 5(8): 6—12. (in Russian)

6. Maslova O.I., Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Karkashadze G.A., Mamedyarov A.M., Lazarev M.L. et al. Modern aspects of the study of cognitive sphere of child development. Pediatricheskaya farmakologiya. 2012; 9(6): 72—8. (in Russian)

Russian pediatric journal. 2016; 19(6) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2016-19-6-373-380

SOCIAL PEDIATRICS

7. Semenovich A.V. Neuropsychological Correction in Childhood. Method of Replacement of Ontogenesis: Textbook. [Neyropsikholog-icheskaya korrektsiya v detskom vozraste. Metod zameshchayush-chego ontogeneza]. Moscow: Genesis; 2015. (in Russian)

8. Kabaeva V.M. Physiological Maturation andMental Development of Boys and Girls. Differences in Training and Education. [Osobennosti fiziologicheskogo sozrevaniya i psikhicheskogo razvitiya mal'chikov i devochek. Razlichiya v obuchenii i vospitanii]. Moscow: MGPPU; 2007. (in Russian)

9. Muradova O.I., Namazova-Baranova L.S., Torshkhoyeva R.M., Karkashadze G.A., Shiryaeva O.A. Quantitative standards of cognitive activity in healthy Russian schoolchildren aged 8—17 years, were examined using a test computer system «Psychomath». Pediatric pharmacology. 2012; 9(2): 89—98.. (in Russian)

10. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S. et al. Database «Standards of the Indicators of Cognitive Functions of High School Students in the Process of Development of Age from 7—8 to 17—18 Years.» [Baza dannykh «Normativy pokazateley kognitivnykh funktsiy uchashchikhsya sredney shkoly v protsesse vozrastnogo raz-vitiya s 7—8 do 17—18 let»]. The certificate of state registration database RU№ 2015620880from 8.06.2015. (in Russian)

11. Methodology Gorbova «Red-black table». [Metodika Gorbova

«Krasno-chernaya tablitsa»]. In Almanakh of Psykhological Tests. Moscow; 1995: 117—8.. (in Russian)

12. Encyclopedia of Psykhological Tests. Temperament, Character, Cognitive Processes. [Entsiklopediya psikhologicheskikh testov. Temperament, harakter, poznavatel'nye protsessy]. Moscow: ООО «Publishing House AST»; 1997. (in Russian)

13. Kazin E.M., Blinova N.G. etc. The Workshop on Psykhophysiologi-cal Diagnostics. [Praktikum po Psikhofiziologicheskoy diagnostike]. Moscow: VLADOS; 2000. (in Russian)

14. Sukhareva L.M., Pavlovich, K.E., Bokser A.J. An automated system for psychophysiological studies in children and adolescents for vocational guidance and vocational selection. In: «The Time of the Emergency Reaction of the Human Operator and Security: Theory, Methods, Instruments». The Symposium; Ivanovo: 1990. (in Russian)

15. Eysenck H., Evans D. Encyclopedia of Psykhological Tests. Of Intelligence Quotient of your Child. [Entsiklopediya psikhologicheskikh testov. Koeffitsient intellektual'nosti vashego rebenka]. Moscow: ООО «Publishing house AST»; 1997. (in Russian)

Поступила 23.06.2016 Принта в печать 19.10.2016

© СИМАХОДСКИИ А.С., ИППОЛИТОВА М.Ф., 2016 УДК 614.2:618.1 + 616.64]-053.6-084

Симаходский А.С.1, ИпполитоваМ.Ф.2

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ

1ГБУ ВПО «Санкт-Петербургский Первый медицинский университет им. акад. И.П. Павлова Минздрава России», 191022, r. Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6/8;

2Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д. 1

Развитие и сохранение репродуктивного потенциала является актуальным практическим направлением отечественного здравоохранения. Приведены результаты диспансеризации детского населения Санкт-Петербурга, отмечены поло-возрастные особенности соматической, урологической и гинекологической патологии подростков. Установлено, что эффективность медико-социальной системы охраны репродуктивного здоровья подростков проявляется повышенным их интересом и востребованностью специальных консультативных структур, снижением числа абортов и инфекций, передающихся половым путем. Первичная медико-санитарная деятельность специалистов молодежных консультаций в совокупности с педагогическими коллективами по нравственно-половому воспитанию и формированию здорового образа жизни обеспечивают снижение уровня рискованного сексуального поведения подростков и повышение их медицинской активности. Показана необходимость дальнейшего совершенствования системы медико-социальной помощи подросткам для профилактики нежелательной беременности, заболеваний, передающихся половым путем, вредных привычек и формирования навыков здорового образа жизни.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье; подростки; аборты; медико-социальная система охраны репродуктивного здоровья; профилактика нежелательной беременности; формирование навыков здорового образа жизни.

Для цитирования: Симаходский А.С., Ипполитова М.Ф. Репродуктивное здоровье подростков: проблемы сохранения. Российский педиатрический журнал. 2016; 19(6): 373-380. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2016-19(6)-373-380

Simakhodskiy A.S.1, IppolitovaM.F.2

REPRQDUCTIVE HEALTH QF ADC>LESCENTS: PRQBLEMS AND SQLUTIC>NS

1I.P. Pavlov Saint-Petersburg First Medical University, 6/8, Lva Tolstogo str., Saint-Petersburg, 191022, Russian Federation; 2Health Committee of the Government of Saint-Petersburg, 1, Malaya Sadovaya str., Saint-Petersburg, 191023, Russian Federation

Development and preservation of reproductive potential is the actual practical direction of national health care. There are presented results of the medical examination of the child population of St. Petersburg, there are noted gender-age features of somatic, urological and gynecological pathology in adolescents. The effectiveness of medical and social system of the care of adolescent reproductive health was established to manifest by the increased their interest and demand for special consultative structures, the decrease in the number of abortions and sexually transmitted infections. Primary health care activities of youth consultation specialists in conjunction with the teaching teams on moral and sexual education and shaping of healthy lifestyle provide the reduction in the level of risk sexual behavior of adolescents and the improvement of their medical activity. There was shown the necessity of the further improvement of the system of medical and social care for adolescents for the prevention of unwanted pregnancies, sexually transmitted diseases, bad habits and shaping of healthy lifestyle skills.

Для корреспонденции: Симаходский Анатолий Семенович, доктор мед. наук ГБУ ВПО «Санкт-Петербургский первый медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, главный внештатный специалист по педиатрии Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, e-mail: simanat@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.