Научная статья на тему 'Педагогические условия социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в классном коллективе'

Педагогические условия социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в классном коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КЛАССНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / SOCIALIZATION / JUNIOR SCHOOLBOY / CHILDREN WITH DISABILITIES / COOL TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьева Юлия Петровна, Неустроева Екатерина Николаевна

В данной статье рассматривается реализация педагогических условий для благоприятнойсоциализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в классном коллективе, а также представлены результаты уровня социализации детей в классном коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопьева Юлия Петровна, Неустроева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL PUPILS WITH DISABILITIES IN THE CLASSROOM TEAM

This article discusses the implementation of pedagogical conditions for the favorable socialization of primary school children with disabilities in the classroom, and presents the results of the level of socialization of children in the classroom.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в классном коллективе»

состав интеллектуальных компетенций. Включенность в названные компетенции действий, направленных на поиск альтернативных путей решения проблем, позволяет утверждать, что коммуникативная компетенция подразумевает наличие способности к открытому мышлению. В свою очередь, открытое мышление является не только необходимым условием проведения Форсайтов. Развитие открытого мышления у участников форсайт-коммуникации выступает одним из ее результатов.

Применение Форсайт-технологий, способствует прояснению индивидуального и коллективного образа будущего, и как следствие, повышению ответстветственности за содержание своих планов и последствие их воплощения, то есть способствует развитию субъектности и социальной ответственности.

Следует отметить рост интереса преподавателей к использованию Форсайт технологий в организации учебного процесса, направленного на развитие всего спектра требуемых компетенций. Критерием эффективности применения форсайт-технологий в учебном процессе, может стать уровень овладения востребованными на рынке труда и обсуждаемыми стейкхолдерами, в ходе форсайт-сессий, компетенциями.

Выводы. Форсайт-технологии представляют собой инновационные технологии интегрального уровня, способствующие построению эффективных коммуникаций, в рамках реализации образовательной политики, независимо от масштаба образовательного пространства.

Форсайт-технологии находят свое применение как технологии открытых коммуникаций, между субъектами политики в области образования, как на федеральноми региональных уровнях, так и на уровне ВУЗов, что позволяет их считать интегрирующими коммуникативными технологиями.

Применение форсайт-технологий в учебной деятельности повышает готовность студентов к овладению востребованными на рынке труда и уточненными стейкхолдерами в ходе форсайт-сессий, компетенциями.

Применение форсайт-технологий в учебном процессе способствует формированию интеллектуальных и коммуникативных личностных компетенций, развитию открытого мышления и способности к диалогу.

Социальный смысл форсайт-коммуникаций состоит в их прогностическом потенциале. Участие в форсайт-проектах способствует прояснению индивидуального и коллективного образа будущего, развитию субъектности и социальной ответственности.

Литература:

1. Бассей М. Концептуальные основы и эффекты Форсайт-исследований: классификация и практическое применение // Форсайт 2013, Т.7, №3, С. 64-73.

2. Варганова Г.В.Мутьев В.А. Форсайт технология в образовательной деятельности вузов культуры // Вестник МГУКИ 2017, 1(75), С. 160-166.

3. Еврезов Д.В., Майер Б.О. «Образование 2030»- Вызов системе образования. Форсайт - смена модели детства? // Вестник Новосибирского государственного университета. 2014, Т.18, № 2, С. 133-149.

4. Евсеев В., Барсукова С. Основы организации работы с органами власти ( под ред. А.Е.Дынина) // Ассоциация менеджеров. М., 2006 С. 38.

5. Нестик Т.А. Психологические аспекты корпоративного Форсайта. // Форсайт, 2018 Т. 12 № 2 С. 79.

6. Тулькибаева Н.Н., Шрейнер Р.Т. Компетенция и компетентность как теоретико-педагогическая проблема качества образования // Образование и наука, 2008, №2 (50). С. 55-65.

7. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Актуальные связи с общественностью. М. 2009.

8. Шамси А. Управление знаниями и управленческие компетенции: роль творческого мышления. // Форсайт, 2017, Т. 11 № 4, С. 44-51.

9. Хлытчев И.И. Институализация связей с органами государстенной власти современной России / автореф. дисс.канд.полит.наук, М., 2014 С. 7.

10. GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского сообщества с государством) / под.ред. Смаргунова Л., Тимофеевой Л. М.: 2012 С. 12.

Педагогика

УДК: 376.5

магистрант 1 курса Прокопьева Юлия Петровна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры НО Неустроева Екатерина Николаевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается реализация педагогических условий для благоприятнойсоциализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в классном коллективе, а также представлены результаты уровня социализации детей в классном коллективе.

Ключевые слова: социализация, младший школьник, дети с ограниченными возможностями здоровья, классный коллектив.

Annоtation. This article discusses the implementation of pedagogical conditions for the favorable socialization of primary school children with disabilities in the classroom, and presents the results of the level of socialization of children in the classroom.

Keywords: socialization, Junior schoolboy, children with disabilities, cool team.

Введение. В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция увеличения в Российской Федерации детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях. Признание прав детей с ОВЗ на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование, обусловило необходимость изменения системы специального образования, дополнение ее структурными элементами -инклюзивным образованием. Проблема реализации инклюзивного образования является одной из самых острых и актуальных на современном этапе развития российской системы образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует формирования внутренней культуры начальной школы с учетом ориентированности на различия детей и их способностей. В этих условиях необходима гибкая, вариативная образовательная практика, где ученик

является активным субъектом своего обучения. С введением нового стандарта не только возрастает социальная потребность в совершенствовании практики обучения с учетом индивидуальных различий, но и общей переориентации учебно-воспитательного процесса школы на специфические индивидуальные особенности учащегося с тем, чтобы создать для него наиболее благоприятные условия.

Изложение основного материала статьи. Закон об Образовании гарантирует реализацию средства права объединить на образование ребенку с ОВЗ ключевым через создание необходимых наиболее условий учитывать «для получения без дискриминации ограниченными качественного образования отставание лицами каждом с ограниченными возможностями отличаются здоровья, для коррекции нарушений снижении развития образования и социальной адаптации организация, оказания ранней жизни коррекционной имеет помощи на основе условия специальных педагогических подходов» [7].

В восприятия возрасте самом 7-11 лет ребенок социальной начинает понимать, что он близкими представляет друг собой некую удовлетворения индивидуальность, которая, безусловно, реалиями подвергается чувствовать социальным воздействиям самом. Он знает, что обязан быть учиться коллективе и в процессе учения игровой изменить себя, присваивая демонстрации коллективные снижении знаки, коллективные науки понятия, знания и формированию идеи специальные, существующие в обществе, рассказывает систему социальных ожиданий в отставание отношении средства поведения и ценностные способный ориентации [2, с. 123].

Социализация - это обучающиеся развитие приказ человека на протяжении реалиями всей его жизни во взаимодействии с экспертную окружающей выступает средой в процессе определение усвоения и воспроизводства жестовой социальных таблица и культурных ценностей, а прежде также саморазвития и самореализации в том нему обществе согласно, к которому он принадлежит другой [5, с. 64].

При обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе особенно важным является создание педагогических условий для благоприятной социализации ребенка, т.е. обеспечение благополучного развития и обучения с учетом его индивидуальных возможностей в инклюзивном образовании. Следует отметить, что уровень социализации младших школьников во многом зависит от профессиональной компетентности педагога, его творческой индивидуальности.

Социализация младших школьников с ОВЗ и обеспечение педагогических условий ее реализации - это сложный процесс, поэтому педагог в своей профессиональной деятельности ставит и решает особые профессиональные задачи, в чем-то очень похожие на привычные, а в чем-то - совершенно новые.

В настоящее время основными задачами для учителя состоят в том, чтобы помочь ребенку в нахождении себя в учебной деятельности и овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, раскрыть индивидуальные способности, формировать умение самостоятельно добывать знания и найти эффективные пути взаимодействия с ребенком при формах организации занятий.

По данным Медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия) в общеобразовательных учреждениях общего типа, обучается 2341 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них детей -73, с нарушением слуха - 66, с нарушением речи - 83, с нарушением опорно - двигательного аппарата - 225, с другими заболеваниями - 647, с задержкой психического развития - 90, с умственной отсталостью - 339 обучающихся [4].

В ходе теоретического анализа литературы мы выяснили, что ключевым условием социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья выступает личностно -ориентированная образовательная среда, рассматриваемая как система, поскольку она выступает как совокупность внешних и внутренних условий обучения и воспитания (Л.С.Выготский) [1].

Для выявления уровня социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья нами было проведено исследование в 3 классе МОБУ СОШ №31 г.Якутска - экспериментальная группа (29 учащихся, из них 3 ребенка с ОВЗ) и Специальной основной общеобразовательной школе №22 - контрольная группа (14 учащихся).

Для проведения эксперимента мы выделили критерии и показатели уровня социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (см. табл. 3).

Таблица 3

Критерии и показатели уровня социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Критерии Показатели Методики

Взаимоотношение в коллективе Изучение межличностных отношений в классном коллективе Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе Метод Дж. Морено

Уровень самооценки Исследование самооценки младшего школьного возраста Методика «Лесенка»В.Г.Щур

Мотивация и интерес к обучению Исследование познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреева)

Анализ полученных результатов исследования межличностных отношений в детском коллективе детей с ОВЗ в экспериментальной группе показал следующее: «звезды» и «предпочитаемые» - 0%, «пренебрегаемые»

- 100% и «отвергаемые» - 0%. В контрольной группе выявлено: 34% - «звезды», 66% - «предпочитаемые», 0%

- «пренебрегаемые» и 0% - «отвергаемые».

Для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой мы использовали методику Веры Григорьевны Щур «Лесенка».

Результаты исследования показали: в экспериментальной группе - 33% - неадекватно завышенная самооценка, 33% - завышенная самооценка, 34% - заниженная самооценка, в контрольной группе - 66% -

неадекватно завышенная самооценка, 34% - заниженная самооценка.

Таким образом, у 2 учащихся (17%) выявлена заниженная самооценка, что свидетельствует о том, что эти учащиеся не верят в себя и в свои возможности. Они не пытаются выделиться из толпы, не ставят перед собой больших целей, считают себя незаметными, ни на что не претендуют. Активно не участвуют ни в какой деятельности, не пытаются показать себя.

Для исследования познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева, мы использовали методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению(модификация Алла Александровна Андреева).

В результате обследования было выявлено наличие двух уровней мотивации учения у экспериментальной группы. Средний уровень (III) с несколько сниженной познавательной мотивацией показала у 1 ребенка с ОВЗ и 2 учащихся проявили четвертый уровень сниженной мотивации с характерным переживанием школьной скуки и отрицательным эмоциональным отношением к учению.

Проведенная констатирующая диагностика помогла выявить, что в экспериментальной и в контрольной группах нет учеников с высоким уровнем социализации в классном коллективе. На основе изучения теории и практики по исследуемой проблеме, исходя из диагностики данных, мы разработали комплекс занятий (в который входят уроки, внеклассные занятия, игры), чтобы повысить уровень социализации детей с ОВЗ.

Процесс социализации ребенка с ОВЗ в классном коллективе мы рассматриваем в отдельных видах деятельности:

1. Учебнаядеятельность.

2. Игроваядеятельность.

3. Внеклассное занятие.

Основным методом при создании благоприятных условий для социализации эмоциональный детей этого с ОВЗ были выбраны активные методы и метод арт-терапии (техники музыкотерапии, сказкотерапии, бумагопластики и др.). Цель арт-терапии -гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

Мы провели занятие «Юный эколог» в форме экскурсии, «В гостях у сказки» и тренинги с учащимися класса с использованием арт-терапии и активных методов обучения. На занятии «Юный эколог» мы использовали баскет-метод (3 учащихся выступают в роли гида и проводят экскурсию по лесу, остальные ученики внимательно слушают и задают вопросы) и музыкотерапию (во время экскурсии слушали «Летнюю грозу» Вивальди).

Большое значение имеет формирование установки на взаимодействие с окружающими людьми в трудных ситуациях. В этом направлении мы большое место отводим развитию ролевой игры у детей с ОВЗ.

Для формирования произвольного поведения у детейнами были проведены игры на прогулке и в свободной деятельности детей: «Мигалки коллективная», «Люблю не люблю», «учащимися Мышка приходилось без норки», «Глаза в стоящие глаза», «Паровоз», «Да-да-нет-нет» и др (Приложение 7). Задачи занятий: побуждение социальной активности, деятельности ребенка, формирование умения играть в коллективе сверстников. Чаще всего учащимся нравилась игра «Мигалки». Правила игры очень просты: все, кроме водящего, встают парами один за спиной другого, лицом в круг. Задача водящего -переманить к себе пару. Для этого он должен мигнут кому-то из внутреннего круга. Тот, кому мигнули, должен перебежать к водящему и встать сзади него. Задача стоящего сзади - не отпустить напарника. Для этого, если он увидел, что его напарнику подмигнули, он должен схватить его за плечи или за пояс и не отпускать. Если партнер ускользнул, оставшийся становится водящим.

После проведенного нами экспериментального исследования, т.е. учебно-воспитательных занятий с учащимися экспериментальной группы, мы вновь провели методики для учащихся.

Выводы. Таким образом, систематическое использование в учебно-воспитательном процессе активных методов и артпедагогикипозволяет результативнее формировать у младших школьников познавательные процессы, успешную социализацию с учётом индивидуально - психическихособенностей. Большой ценностьюарттпедагогических методов является возможность работать с душой ребенка, не требовать от него «правильного»результата, а наблюдать за изменением его психического состояния и вовремя прийти к нему на помощь.

Занятия дают положительный результат: у детей с ОВЗ уменьшаются проявления агрессии, страха, неуверенности в себе. Прослеживается значительная положительная динамика в формировании коммуникативных качеств (общительности, наличия дружеского отношения, социальная адекватностьповедения), снижение уровня конфликтности, повышается социометрический статус детей в классном коллективе. Развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

Изучив классном и обобщив теоретическую таким литературу классном мы пришли к выводу, что успешной социализация младших школьников в включение классном успешной коллективе эффективна терпеливо, если построена на позволяет основе включение знания и учета школьников психологических особенностей учащихся, а использование также заключение для успешной социализации ведущем созданы эффективные менее условия ограниченными, направленные на благоприятную положительную адаптацию младших школьников.

Проведенное исследование возможностями позволило условий нам сделать ряд общих учетом выводов:

- образовательная среда и включение комфортные возможностями условия для обучения заключение и развития детей, знаний способствуют наличие успешной социализации развития учащихся с ограниченными возможностями школьные здоровья природные;

- разработанный комплекс социализация занятий по созданию социализация благоприятных него условий для социализации успешной детей с ОВЗ в классном коллективе включение дала успешной положительную динамику занятий успешной социализации развития детей социализация с ОВЗ учащихся экспериментальной успешной группы;

- использование арттерапии, успешной активных занятий методов во время использование занятий способствуют успешной благоприятным таким условиям для успешной занятий социализации детей с ограниченными включение возможностями обучения здоровья в классном ограниченными коллективе;

- учащиеся методов стали обучения более терпеливо и развития уважительно относится к своим ограниченными одноклассникам ведущем, а сами дети позволяет с ограниченными возможностями заключение здоровья ограниченными стали более эффекты свободно и уверенно чувствовать практическую себя занятий в классе.

Включение особенных детей в условий общеобразовательную наличие среду дает не учетом только очевидные эффекты для их использование обучения классном, развития и социализации основе, но и, что не менее важно, менее учит наличие их нормально развивающихся успешной сверстников ценить свое него здоровье классном и природные способности таким, совершать усилия, заключение чтобы знаний преодолевать школьные учетом трудности, собственную лень, социализация интеллектуальное общих несовершенство.

Литература:

1. Лапп Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учеб. пособие для СПО / Е.А.Лапп, Е.В. Шипилова. М.: Издательство Юрайт, 2017. 147 с.

2. Коррекционная педагогика: учеб.пособие / Зайцева И.А., Кукушин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Изд-е 2-с, перераб. И доп. М.: ИКЦ «МарТ», 2004. 352 с.

3. Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей / под ред. Т.Д.Марцинковской. М., 2002.

4. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М.Андреева. - 5-е изд., испр. и доп.-М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

5. Социальная педагогика: учебное пособие / А.В.Иванов и др.; под общ. ред. проф. А.В.Иванова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 424 с.

6. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) https://minobr.sakha.gov.ru

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

Педагогика

УДК:796/799

студент Пчелкин Михаил Алексеевич

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Обнинский институт атомной энергетики (г. Обнинск);

кандидат педагогических наук, доцент Егоров Дмитрий Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Белгородский государственный

технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород);

доцент кафедры физического воспитания и спорта Чернев Игорь Леонидович

Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко (г. Воронеж)

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. Материал статьи рассматривает эффективность оценки деятельности сердечно-сосудистой системы современными средствами, что позволяет каждому желающему оценить реакцию организма на нагрузку, выявить патологию.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, пульс, плетизмография, оптическая технология.

Annotation. The article's material considers the effectiveness of cardiovascular cardiovascular evaluation by modern means, which allows everyone to evaluate the reaction of the organism to the load, to reveal pathology.

Keywords: cardiovascular system, pulse, plethysmography, optical technology.

Введение. Современное состояние здоровья различных групп населения вызывает тревогу у специалистов всех отраслей, среди прочих особенную тревогу вызывает рост числа сердечно-сосудистых заболеваний, не миновала данная тенденция и студенчество. На занятиях физической культурой, со студентами специального учебного отделения или медицинской группы необходим постоянный контроль за функционированием сердечнососудистой системы, чтобы не спровоцировать ухудшения состояния здоровья, или прогрессии имеющейся патологии. Для наиболее безопасного для состояния здоровья и активизации приобщения к активному образу жизни обозначенных групп людей на первый план выходит необходимость упрощения получения гемодинамических показателей организма, причем без непосредственного участия медицинского работника и дать возможность самому занимающемуся контролировать жизненно важные показатели. Наличие различных видов плетизмографов позволяет постоянно контролировать состояние сердечно-сосудистой системы в любом месте, тем самым предотвращая заболевания и уменьшая риск их возникновения, данная ситуация будет наиболее полезна для студентов специального учебного отделения, т.е. студентов, имеющих заболевания или отклонения в физическом развитии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Опираясь на многочисленные исследования в области анализа функционирования сердечно-сосудистой системы [1, 2, 16] и др., коллектив авторов пришел к выводу, что ритм сердца — результат влияния работы целого ряда систем организма и выделить конкретные показатели вариабельности сердечного ритма (далее - ВСР), которые отвечают за тот иной орган не представляется возможным, поэтому наиболее целесообразно оценивать их комплексно, данный факт подтверждается данными полученными [11, 16, 14].

Наибольший интерес для авторов представлял тот фактор, что хронический эмоциональный стресс (негативные эмоции и особенные психологические состояния) влияет на вариабельность сердечного ритма [17, 18], данная ситуация характерна для студенчества, которое испытывает психологическое перенапряжение в процессе зачетной и экзаменационной сессий.

Для эффективного контроля функционирования сердечно-сосудистой системы необходимо обладать техническими средствами контроля или владеть методикой исследования деятельности сердечно-сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.