Научная статья на тему 'Взаимосвязь коммуникативных качеств личности и темперамента студентов'

Взаимосвязь коммуникативных качеств личности и темперамента студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
743
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА / COMMUNICATION SKILLS / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ТЕМПЕРАМЕНТ / TEMPERAMENT / СТУДЕНТ / STUDENT / ВУЗ / UNIVERSITY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русскова Галина Геннадьевна

Исследована взаимосвязь коммуникативных качеств личности и темперамента студентов кооперативного вуза, определена роль данных аспектов на их учебную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Русскова Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABILITIES AND TEMPERAMENTS STUDENTS

The interrelation of the communicative qualities of the personality and temperament of the cooperative high school students, defined the role of these aspects of their learning activities.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь коммуникативных качеств личности и темперамента студентов»

МИХАЙЛОВА Елизавета Михайловна - доктор исторических наук, доцент, зав. кафедрой философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

MIKHAYLOVA, Elizaveta Mikhaylovna - Doctor of Historical, Associate Professor, Head of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

уцк 37.04

взаимосвязь коммуникативных качеств личности и темперамента студентов

г.г. Русскова

Исследована взаимосвязь коммуникативных качеств личности и темперамента студентов кооперативного вуза, определена роль данных аспектов на их учебную деятельность.

Ключевые слова: коммуникация; коммуникативные качества; коммуникативная компетентность; темперамент; студент; вуз; личность.

G.G. Russkova. ABILITIES AND TEMPERAMENTS STUDENTS

The interrelation of the communicative qualities of the personality and temperament of the cooperative high school students, defined the role of these aspects of their learning activities.

Keywords: communication; communication skills; communicative competence; temperament; student; university; personality.

Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

Особенности развития коммуникативной компетентности студентов кооперативного вуза связаны с современными тенденциями в образовании в плане совершенствования подготовки специалистов, направленными на усиление гуманитарной составляющей. Это вызвано, прежде всего, необходимостью учета потребительского спроса на специалистов не только с глубокими техническими знаниями, но и со знаниями общекультурного характера, что требует обеспечения синтеза усвоения профессиональных знаний, умений и навыков и формирования общекультурной основы личности будущего специалиста.

Многочисленные результаты психолого-педагогических исследований показывают, что именно в общении, и прежде всего в непосредственном общении с родителями, педагогами, сверстниками и т.д., происходит становление человеческой личности, формирование важнейших ее свойств, нравственной сферы мировоззрения, что коммуникативные качества личности тесно связаны с темпераментом. Актуаль-

ность этой проблемы и ее недостаточная разработанность обусловили выбор данной темы.

Преподаватели высшей школы и кураторы не учитывают, что тип темперамента определяет наличие коммуникативных трудностей студентов при обучении и воспитании студентов. Таким образом, мы наблюдаем противоречия между объективно существующими трудностями и условиями воспитательно-образовательной среды.

Изучение личности студентов преподавателями, кураторами, родителями в процессе учебной деятельности строится индивидуально. Своеобразие личности, ее генетические данные, способности, интересы и склонности, опыт обучения, общения, самопознания могут быть поняты только в контексте реальной жизнедеятельности.

Темперамент в психологии определяется как закономерное соотношение индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психологической деятельности, различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента.

Следует отметить, что лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойст-

венны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.

0.И. Полянцева в процесс общения включает три главные части: познание собеседника; формирование доверительных отношений с ним; собственно общение (разговор, беседа, интервью и т.д.) [11].

В лингвистике принято выделять три взаимосвязанные стороны общения:

1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми для планирования и организации совместной деятельности.

3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению [6].

В своей работе С.Е. Анфисова указывает, что «коммуникация состоит в передаче и принятии значений и имеет два аспекта: предметный, относящийся к содержанию, и интерпретационный, включающий тот смысл, который объективно придают содержанию взаимные отношения участников и объективно - сами участники. Далее, выделяя в коммуникации три уровня, она подчеркивает, что даже на первом уровне, когда коммуникация представляет собой, прежде всего, передачу и принятие информации (в том числе её кодирование и декодирование), она не сводится только к приему и передаче информации, а включает в себя в скрытом виде и взаимоотношение участников. На втором уровне коммуникация непосредственно связана с совместной деятельностью людей по решению задачи (здесь она принимает характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д.); и на третьем уровне на первый план выступает то, что «для коммуникации наиболее существенно, а именно стремление понять установки и взгляды друг друга, прислушивание к мнению других» [4, с. 82].

Сопоставление работ, посвященных структуре коммуникативной компетентности, показывает, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем среди этого многообразия И.Н. Зотова выделяет следующие компоненты: коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные способности.

Коммуникативные знания - это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные ме-

тоды и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие — не эффективны.

Коммуникативная компетентность включает в себя и коммуникативные умения. Термином «умения» обозначается владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Среди коммуникативных умений выделяются три группы:

Группа общих умений:

- умение организовывать текст сообщения в адекватную форму;

- речевые умения;

- умение гармонизировать внешние и внутренние проявления;

- умение получать обратную связь;

- умение преодолевать коммуникативные барьеры и др.

Группа интерактивных умений:

- умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции;

- умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета;

- умения активного слушания.

Группа социально-перцептивных умений:

- умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности;

- умения производить благоприятное впечатление.

Коммуникативные способности трактуются как:

1. Природная одаренность человека в общении.

2. Коммуникативная производительность [8].

Исходя из теоретического положения, выдвинутого И.В. Кузьминой и К.К. Платоновым, о том, что структура способности является отражением структуры деятельности, С.Е. Анфисова предлагает интегральную модель структуры коммуникативных способностей, которая состоит из трех необходимых и достаточных подструктур:

• гностическая способность, т.е. способность понимать других людей;

• экспрессивная способность, т.е. способность быть понятым другими людьми;

• способность к самовыражению своей личности [4].

Б.М. Теплов определяет коммуникативные способности как взаимодействующую совокупность общих способностей, проявляющихся на уровне психических процессов, объединенных целевой направленностью на реализацию отдельных коммуникативных действий и обеспечивающих эффективность этих действий [13].

По мнению С.Е. Анфисовой, коммуникативная способность выражается в следующем:

1. Способность переводить инициативу личного поведения в форму актуализирующего, кооперирующего, конкурирующего или манипулирующего сведения.

2. Способность адекватно различать функциональную направленность сведения партнеров и разгадывать сознательные маскировки.

3. Способность быть отзывчивым по отношению к актуализирующему и кооперирующему поведению и уметь ответить, мобилизовав свои коммуникативные умения в условиях манипуляции конкурирующего поведения со стороны партнера.

Все рассмотренные исследования доказывают важность формирования коммуникативных способностей студентов. Сформированные коммуникативные способности являются одновременно свидетельством высокого уровня развития способностей к самоорганизации, самоуправлению, самоанализу, к осознанию своих достоинств и недостатков [4].

Для изучения темперамента и выявления коммуникативных умений и способностей было проведено экспериментальное исследование со студентами финансового факультета специальности «Финансы и кредит» Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации».

Работа проводилась в два этапа: на первом этапе у студентов выявлен тип темперамента по двум методикам: тест «Определение пре-

обладающего типа темперамента» А. Белова и тест-опросник ЕР1 Г. Айзенка; на втором этапе изучены коммуникативные качества личности студентов по методикам: тест оценки коммуникативных умений, тест «Оценка самоконтроля в общении» (по М. Снайдеру), были выявлены в группе студенты с коммуникативными трудностями.

По результатам проведенного исследования по выявлению доминирующего типа темперамента у студентов группы ФК-91Д («Определение преобладающего типа темперамента» А. Белова) были получены следующие результаты: из 25 студентов у 14 (56%) студентов преобладает сангвинический тип темперамента; у 5 (20%) - флегматический; у 4 (16%) - холерический; у 2 (8%) - меланхолический.

При изучении типологических особенностей личности по тесту-опроснику ЕР1 Г. Ай-зенка получились следующие данные: из 25 студентов сангвиниками являются 10 (40%); флегматиками - 4 (16%); холериками - 6 (24%); меланхоликами - 5 (20%).

По шкале «экстравертированность»: интраверты - 1 (4%) студент; потенциальные интраверты - 8 (32%); амбиверты - 2 (8%); потенциальные экстраверты - 11 (44%); экстраверты - 3 (12%) студента.

По шкале «нейротизм»: конкорданты - 6 (24%) студентов; потенциальные конкорданты -8 (32%); потенциальные дискорданты - 8 (32%); дискорданты - 3 (12%) студента.

Сравним полученные результаты исследований по двум методикам (таблица).

Вывод: полученные результаты исследования по выявлению типов темперамента и изучению типологических особенностей личности по двум методикам (тест «Определение преобладающего типа темперамента» А. Белова и тест-опросник ЕР1 Г. Айзенка) несколько отличаются. Наибольшая разница в результатах - 4, наименьшая - 1.

По тесту на оценку самоконтроля в общении, разработанному М. Снайдером, получены следующие результаты: из 25 студентов низкий коммуникативный контроль у 3 (12%) студентов; средний коммуникативный контроль - у 17

Таблица

сравнительная таблица результатов исследования типов темперамента по двум методикам

Методика Тип темперамеВга^^....^ Формула Белова Тест Айзенка Разница результатов

Сангвиник 14 студентов 10 студентов 4

Флегматик 5 студентов 4 студента 1

Холерик 4 студента 6 студентов 2

Меланхолик 2 студента 5 студентов 3

(68%); высокий коммуникативный контроль - у

5 (20%) студентов.

По тесту на оценку коммуникативных умений получились следующие данные: из 25 студентов 5 (20%) студентов умеют слушать ниже среднего уровня; 13 (52%) - на среднем уровне; 7 (28%) - выше среднего уровня.

Среди студентов группы ФК-01Д 24% студентов имеют коммуникативные трудности. Из

6 студентов, имеющих коммуникативные трудности, 5 студентов имеют холерический тип темперамента, 1 студент - флегматический.

В соответствии с поставленными в начале исследования задачами:

1. Проанализирована и изучена психологическая и педагогическая литература по проблеме темперамента и развития коммуникативных качеств личности студентов.

2. Продиагностированы темперамент и коммуникативные умения и способности студентов кооперативного вуза.

3. Изучены результаты психодиагностики коммуникативных качеств личности и темперамента студентов кооперативного вуза. Раскрыты взаимосвязи между коммуникативными качествами личности и темпераментом студентов.

Таким образом, преподаватели высшей школы и психологи будут успешно подготовлены к процессу формирования личности студента, если будут знать теоретически обоснованный материал и взаимосвязи коммуникативных качеств личности и темперамента. Полученные результаты экспериментальной проверки подтвердили зависимость коммуникативных качеств личности студентов от их темперамента.

Список литературы

1. Акопов Г. В. Социальная психология образования / Моск. психол.-соц. ин-т. М.: МПСИ, Флинта, 2000. 295 с.

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. соч.: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. 288 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология:

учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. 375 с.

4. Анфисова С.Е. К вопросу об использовании личностно-ориентированной технологии в процессе развития коммуникативных способностей будущих педагогов // Социально-культурные и психолого-педагогические проблемы и перспективы развития современного профессионального образования в России: сб. ст. Меж-дунар. науч.-практ. конф. С.-Петербург, Тула, Тольятти, Пенза, 2004. С. 80-82.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. М.: Воронеж: Моск. психол.-соц. ин-т МОДЕК, 2001. 349 с.

6. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011. 295 с.

7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Канды-бович С.Л. Психология высшей школы. Минск: Харвест, 2006. 416 с.

8. Зотова И.Н. Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной компетентности студентов технических вузов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь: КГТУ, 2006. 24 с.

9. Митусова О.А. Компетентностный подход к обучению и языковая личность // Высшее образование сегодня. 2008. №6. С. 26-28.

10. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для вузов /М.В. Буланова-Топоркова и др., отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова; 2-е изд. доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 548 с.

11. Полянцева О.И. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 416 с.

12. Сапрыкина Е.Н. Педагогическое взаимодействие «преподаватель-студент» в университетском образовании // Высшее образование сегодня. 2007. № 8. С. 84-87.

13. ТепловБ.М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1.

14. Фроловская М.Н. Педагогика в системе профессионального непедагогического образования // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2007. № 1. С. 35-42.

РУССКОВА Галина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

RUSSKOVA, Galina Gennadyevna - Candidate Of Education Sciences, Associate Professor of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.